что такое трудность тела в художественной гимнастике
2. Трудность тела (BD)
2. ТРУДНОСТЬ ТЕЛА (BD)
— В случае текстуальных расхождений между описанием Трудности и рисунком в Таблице Трудности тела преимущество имеет текст.
— После проведения очередного Чемпионата мира в эти таблицы могут добавляться новые утвержденные Трудности тела.
2.1.2. Группы Трудностей тела:
2.1.3. Невозможно выполнение более 9 BD ценностью выше 0.10. Могут быть засчитаны максимум 9 BD наивысшей ценности.
2.1.4. Каждая Трудность тела засчитывается только 1 раз. Если Трудность повторяется, то она не засчитывается (сбавки нет).
2.1.5. Возможно выполнение серии прыжков или поворотов. Серии: идентичное повторение 2 и более прыжков или поворотов. Каждый прыжок или поворот в серии засчитывается как 1 Трудность прыжка или поворотов.
2.1.6. Новые Трудности тела:
— Тренеры приглашаются к представлению новых Трудностей, которые ранее не выполнялись или не фигурировали в Таблицах Трудностей тела.
— Эти элементы должны быть представлены в Технический Комитет FIG по почте, электронной почте или письмом в течение года.
— Новые элементы BD следует подавать не позднее, чем за 2 месяца до начала официальных соревнований ФИЖ.
— Запрос на рассмотрение такого элемента следует сопроводить описанием на двух языках (фр., англ.), рисунком, DVD или электронной ссылкой.
— Для того, чтобы новый элемент BD был включен в Правила судейства как новая Трудность тела, его нужно выполнить в первый раз без ошибки на официальном ВС.
— Письменное решение о принятии элемента поступит в скором времени в соответствующую Федерацию, судьям на судейских совещаниях (инструктажах) или на судейское совещание перед соответствующими соревнованиями.
2.2. Требование: трудность тела BD засчитывается, если она выполняется:
2.2.1. В соответствии с техническими требованиями Таблицы Трудностей.
2.2.2. Минимум с 1 Фундаментальным техническим элементом, специфичным для каждого предмета и/или Нефундаментальным техническим элементом предмета.
Примечание: если Технический элемент предмета выполнен одинаково во время BD, то Трудность не засчитывается (сбавки нет).
Примечание: во время поворотов фуэте или «Циркуль»: другая Фундаментальная техническая группа предмета или элемент из Нефундаментальной технической группы предмета требуется для каждых двух фуэте/»Циркуль».
2.2.3. Без одной и более из следующих серьезных технических ошибок:
— серьезное отклонение от базовых характеристик, свойственных каждой группе Трудностей Тела,
— серьезная техническая ошибка предмета (0.3 и более).
BD в связи с броском или перекатом предмета на полу:
Если предмет бросается или перекатывается по полу в начале, во время или к концу трудности
BD в связи с ловлей предмета:
Если предмет ловится в начале, во время или к концу трудности
Примечание по сериям прыжков:
Возможно выполнение броска предмета на 1-м прыжке и ловля на 3-м прыжке. 2-й прыжок во время полета предмета считается трудностью (без технического элемента предмета)
2.2.4. Повтор одной и той же формы не засчитывается, за исключением серий (2.1.5).
Одни и те же формы
Элементы считаются одинаковыми, если они содержатся в одной ячейке Таблицы Трудностей Правил судейства
Элементы считаются разными, если они содержатся в двух разных ячейках Таблицы Трудностей, включая элементы той же семьи, но в своей ячейке
Возможно выполнение волн тела или пред-акробатических элементов, связанных с трудностями тела с целью повысить выразительность тела и увеличить амплитуду движений; эти волны и пред-акробатика не имеют дополнительной ценности в Трудностях тела
2.3.1. Определяется формой тела, представленной вне зависимости от «задуманной» формы.
6. Трудность предмета (AD)
6. ТРУДНОСТЬ ПРЕДМЕТА (AD)
— Сложная синхронизация между телом и предметом, состоящая из минимум 1 Базы + минимум 2 критерия, либо 2 Баз + минимум 1 критерий.
— Интересная новая синхронизация (не выполняемая на регулярной основе как стандартное движение предмета в художественной гимнастике), состоящая из минимум 1 Базы + минимум 2 критерия, либо 2 Баз + минимум 1 критерий.
6.1.1. Может выполняться:
6.1.2. Каждая AD должна быть различной.
6.2.1. В каждом Индивидуальном упражнении должна быть минимум 1 AD.
6.2.2. Элементы AD действительны при соблюдении требований по базе и критериям.
6.2.3. Элементы AD недействительны в следующих случаях:
— Базы и критерии не исполнены в соответствии с требованиями
— Полная потеря равновесия и падение гимнастки
— Серьезное изменение базовой техники предмета (техническая сбавка 0.30 и более).
6.3.1. Каждая база является Фундаментальным или Нефундаментальным техническим элементом предмета (см. 3.3; 3.4) и имеет ценность 0.00. Базы и критерии должны исполняться в соответствии с требованиями, перечисленными в технических разъяснениях.
6.3.2. База в координации с минимум 2 критериями, перечисленными ниже, (см. 6.4) имеет ценность 0.30 или 0.40.
Во время броска предмета
Во время ловли предмета после среднего/высокого броска
Без зрительного контроля
С вращением на 180 град. и более
Прыжок, Равновесие или Вращение (Трудность тела)
Скакалка во время прыжка (открытая либо сложенная) или обруч во время прыжка вращаются назад.
Передача без помощи рук минимум 2 разными частями тела
Исполнение сериями без прерываний
Двойное (и более) вращение предмета во время прыжков и подпрыгиваний
Положение на полу (также действительно с опорой на колено)
Проход через предмет во время броска или ловли
Бросок после отбива от пола
Бросок после переката по полу
Непосредственный обратный бросок/отбив
Бросок раскрытой прямой (удержание за один конец или середину скакалки)
Бросок с вращением вокруг оси (обруч, булавы)
Бросок 2 булав ( ): одновременно, асимметрично, «каскад» (двойной или тройной) *
Ловля скакалки обеими руками за оба конца
Малый/средний асимметричный бросок 2 булав
Ловля сразу без остановки в перекат предмета по телу
Ловля мяча ( ) одной рукой
Ловля сразу (без остановки) во вращении предмета
6.4.1. Объяснения и примеры
Предмет должен получить самостоятельное техническое движение, которое можно ему придать с помощью:
— Движения (импульс) другой части тела
— Начального движения рукой (руками), но после этого предмет должен совершить полностью самостоятельное движение без помощи рук
Вне зрительного контроля: Примеры
Во время элемента с вращением (180° и более) в вертикальной, горизонтальной, сагиттальной оси тела. Примеры: Поворот, Шене, переворот, «Циркуль» и т.п.
Прыжок, Равновесие или Вращение (Трудность тела). Примеры:
Большой перекат мяча по спине во время прыжка в шпагат ( )
Ловля обруча непосредственно в перекат на спине во время равновесия ( )
Бросок, ловля и работа предметом в сложном взаимодействии между телом и предметом, выполняемая под ногами. Примеры:
Пример: вращение мяча на кончике пальца под ногой, либо мельницы булавами при вращательном движении телом под ногой и т.п.
Исполнение сериями без прерываний:
Бросок, ловля, большой перекат предмета по телу в сложном взаимодействии тело-предмет с риском потери предмета в положении на полу (также действительно с опорой на колено). Примеры:
6.5. Новые оригинальные элементы предметов:
— Запрос на рассмотрение такого оригинального элемента в ВФХГ должна подавать Региональная Федерация. Запрос сопровождается описанием элемента, рисунком, а также видео отдельного элемента или всего упражнения с соревнований (на DVD).
— Утвержденная оригинальность в данном предмете данной гимнастки будет действовать в течение всего Олимпийского цикла. Другие гимнастки могут выполнять этот же элемент без надбавки за оригинальность.
— Для оригинальных элементов предмета при сотрудничестве в Групповом упражнении: если элемент выполнен с небольшой помаркой в исполнении, то ценность сотрудничества действительна, но бонус за оригинальность не засчитывается.
На Олимпиаде сестер Авериных судили честно. Судья из Украины Лидия Виноградная развеяла все мифы финала гимнасток
От редакции: если вы далеки от художественной гимнастики, все равно не могли не слышать о скандале, случившемся на Олимпиаде в Токио. В финале личного многоборья впервые за долгие годы победила не представительница России. Да, и такое в жизни случается. Большинство уверено, что сестры Аверины стали жертвами судейского беспредела, который позволил победить израильтянке Линой Ашрам.
Никакая аналитика сейчас не способна переубедить общественность в том, что Дина Аверина проиграла по делу. Все, кто идут против системы, подвергаются жуткому хейту. С таким неосознанно столкнулась и судья международной категории по художественной гимнастике Лидия Виноградная из Украины. Она решила рассказать, почему Аверина уступила Ашрам, а теперь не может разгрести свои соцсети от сотни гневных сообщений.
Чтобы остановить весь этот кошмар, Sport24 предоставил Виноградной площадку для того, чтобы она раз и навсегда развеяла все мифы о том злополучном финале. Ниже — аналитика от профессионала, с которой нельзя не считаться.
Я с большим уважением отношусь к российским гимнасткам (да и вообще ко всем гимнасткам) и специалистам, которые с ними работают. На соревнованиях мы хорошо общаемся с членами вашей команды: здороваемся, можем обсудить ситуацию с коронавирусом, поговорить на отвлеченные от спорта темы. Коллеги из России даже помогали одной из наших девушек, у которой была обнаружена агрессивная форма рака (в феврале 2021-го гимнастка Валерия Юзьвяк сообщила о том, что у нее рабдомиосаркома. — Прим. Sport24). Ей требовалась большая сумма средств на лечение в Германии. Не без помощи российских коллег она была собрана, а наша девушка сейчас здорова. Большое спасибо всем за ту помощь. Но когда дело касается судейства, мы должны справедливо оценивать всех спортсменок — вне зависимости от страны, которую они представляют, их происхождения и взаимоотношений друг с другом.
Нельзя не признать, что самые лучшие условия для тренировок, самые топовые гимнастки и тренеры сейчас в России. Подобное можно увидеть только в Азербайджане и Белоруссии. Да и политическое влияние России тоже очевидно. Самый главный человек среди судей в художественной гимнастике — россиянка Наталья Кузьмина. Она действительно хороший специалист, который много работает для того, чтобы сделать текущие правила лучше.
Для меня удивительно, что российская делегация хотела открыть оценку за трудность. Она добилась своего, тем самым снизив влияние исполнения на оценку. Именно из-за этого сестры Аверины проиграли. Вот такой парадокс. По правилам, которые были с 2013-го по 2016 год (на мой взгляд, одни из лучших правил за всю историю гимнастики), Аверины бы точно выиграли. Но что уже говорить о прошлом.
Что такое «трудность тела»
Несколько несерьезных фраз о сложных правилах судейства в художественной гимнастике
Помните старую детскую загадку: А и Б сидели на трубе. Так вот, в художественной гимнастике тоже есть очень важные персоны, скрывающиеся за буквенными обозначениями. И они тоже сидят – но не трубе, а на удобных стульях, за длиннющим столом. Эти некто – служители Ее величества гимнастической Фемиды. А по-простому говоря, тетеньки в строгих деловых костюмах (дядечек в свои ряды они категорически пускать не желают), определяющие, можно сказать, судьбу каждой гимнастки. Ведь именно эти тетеньки выставляют спортсменкам оценки за выступления.
Итак, с математической точки зрения судейство в гимнастике очень простое. Соревнования (личные и групповые) оценивают три бригады, их условно обозначают английскими буквами D, A, E (именно в такой последовательности).
Судьи D1 оценивают (внимание, дальше идет специфический гимнастический термин) «трудность тела». Иными словами, подсчитывают техническую ценность обязательных (для данного предмета) элементов, а также присутствующих в упражнении элементов других групп. Максимальная оценка, которую может поставить подгруппа D1, составляет 10,0.
Судьи D2 оценивают «трудность предмета» – то есть определяют ценность элементов с предметом. Максимальная оценка подгруппы D2 – 10,0.
Окончательная оценка бригады D определяется как среднее арифметическое оценок D1 и D2: D = (D1+D2)/2. Максимальная оценка бригады D – 10,0.
Вторая бригада (A) оценивает артистизм исполнения и также состоит из 4-х человек.
Под артистизмом подразумевается соответствие музыкального сопровождения и хореографии (выбор элементов с предметом, движений тела, единство и разнообразие всех составляющих выступления гимнастки). При определении итоговой оценки бригады
А низшая и высшая оценки судей отбрасываются, а от двух оставшихся берется среднее арифметическое. Таким образом, максимальная оценка бригады А также составляет 10,0.
Бригада Е оценивает собственно исполнение (английское еxecution). Эта бригада также состоит из четырех человек. Главная задача этой бригады – поиск ошибок в выступлении гимнастки и определение сбавок за них. Итоговая оценка бригады Е также определяется как среднее арифметическое двух центральных оценок (оставшихся после отбрасывания низшей и высшей). Максимальная оценка за исполнение 10,0 (то есть идеальное исполнение – без малейшего огреха).
Итоговая оценка за упражнение является суммой оценок всех трех бригад: D+A+E. Максимально возможная оценка: 30 баллов.
Нынешний принцип выведения оценки действует с 2009 года. В предыдущем олимпийском цикле максимально возможная оценка равнялась 20 баллам. Хотя, надо сказать, когда в 2001 году вводились новые – «революционные – правила, то тогдашний вице-президент техкома Ирина Винер утверждала, что «потолка» в оценке теперь существовать не будет.
Впрочем, дело не в «потолке» и не в формулах, а в людях, которые выставляют оценки. За последние 10 лет правила в художественной гимнастике менялись неоднократно. Стали ли они от этого более понятны рядовым зрителям (да и специалистам, нверное, тоже) – вопрос риторический.
Но если уж мы завели разговор о «номинальных» правилам, то болельщикам надо бы знать следующее. Для каждого вида программы (речь идет о личных соревнованиях) существует доминирующая группа «трудностей тела». До недавнего времени, когда в программу еще входила скакалка, распределение по группам было таким. В упражнении со скакалкой должны были преобладать прыжки, с мячом – элементы на гибкость, с булавами – равновесия, с лентой – повороты, а в упражнении с обручем все основные элементы распределялись «поровну».
Заметим, когда этот пункт только появился в правилах, то члены техкома ФИЖ говорили: теперь, дескать, в художественной гимнастике появится узкая специализация, поскольку хорошо прыгающие спортсменки будут иметь преимущество в «скакалке», гибкие – в «мяче» и т.д. Но дифференциации (а значит и расширения круга претенденток на медали) так и не произошло. В отличие от гимнастики спортивной, в художественной на медали в отдельных видах претендует очень небольшой круг спортсменок. А значит и конкуренция на международной арене остается невысокой.
Впрочем, я несколько отвлеклась от темы. Не знаю, понял ли рядовой читатель, что на самом деле обозначает вся эта гимнастическая «абэвэгэдэйка» (в смысле бригад D, A, Е). Подозреваю, что «неврубившихся» гораздо больше, чем тех, кто хоть что-то понял. И тем, и другим можно посоветовать лишь одно – обратиться к первоисточнику. То есть к своду правил соревнований, утвержденных техническим комитетом Международной федерации гимнастики. Благо, на официальном сайте ФИЖ (www.fig-gymnastics.com) в разделе Rules вся эта информация подана в очень подробном виде. Есть даже вариант на русском языке – одном из пяти официальных языков ФИЖ.
Правда, боюсь, что объем этого документа (а по количеству букв это почти что роман «Война и мир»), не говоря уже о причудливых символах, которыми пестрят его страницы, навсегда отобьет у вас любовь к художественной гимнастике. Так что, наверное, лучше просто поверить: они, те самые тетеньки в строгих деловых костюмах, как-то во всем этом разбираются. И какими-то критериями все-таки руководствуются, выставляя свои оценки. Если же вспомнить историю всей художественной гимнастики, а заодно и историю юриспруденции разных государств, то сам собой напрашивается вывод: гимнастическая Фемида – дама не более странная, чем некоторые «обычные» судьи (то есть те, что одеты в настоящие мантии и клянутся не на статуте ФИЖ, а на Конституции страны).
В общем, любите гимнастике, независимо от степени понимания вами «трудности тела». В конце концов, в художественной гимнастике, как и в большинстве других видов спорта, есть золотое правило: чтобы побеждать наверняка, надо быть на две головы выше соперников. И тогда даже самые «злобные и бессовестные» арбитры вынуждены будут провозгласить тебя победителем…
Те самые дамы «по имени D, A, E». Ох, и нелегкая у них работа…
«Трудности тела» в исполнении Анны Бессоновой
Правила судейства пыталась понять Светлана НАКОНЕЧНАЯ
Почему Россия проиграла в художественной гимнастике. Объясняем по фактам
Невозможно поверить, но Россия проиграла личный турнир в художественной гимнастике — впервые на Играх за 25 лет.
Сестры Аверины — Дина и Арина — устроили самую неприятную сенсацию в Токио-2020, пропустив к золоту гимнастку из Израиля Линой Ашрам. Дина завоевала серебро, а Арина (у нее в выступлении запуталась лента, которую пришлось менять) вообще без медали — только 4-е место.
Подробнее о том, как это произошло.
1. Провала ничто не предвещало — сестры (чаще Дина) легко забирали все топ-турниры последних лет и не знали конкуренции.
Например, за три последних чемпионата мира они отдали только два золота, но тоже россиянкам: в ленте Александре Солдатовой на ЧМ-2018 и в обруче Екатерине Селезневой на ЧМ-2019. Семнадцать побед на двоих — просто без вариантов.
Да и еще вчера в квалификации Токио-2020 россиянки вроде бы привычно доминировали, привезя той же Ашрам по три с лишним балла каждая. Но там — эту деталь почти никто не заметил — Ашрам критично ошиблась с обручем, потеряв на снаряде как раз около трех баллов, но выиграла у Дины два снаряда и из четырех. Это к разговору о том, почему ее оценки так резко изменились после квалификации — не так уж и резко.
И все равно серьезной тревоги результат в финале не вызывал — просто в силу привычки.
2. Итог оказался душераздирающим — в финале Ашрам опередила Дину всего на 0,15 балла.
Главная деталь из судейских протоколов, которая принесла победу израильтянке — во всех четырех видах ее программы были сложнее.
Вот так сложность израильтянки (в художественной гимнастике общая оценка состоит из двух компонентов: сложности и исполнения) превосходила базу Дины Авериной:
• 0,3 балла на обруче;
• 0,7 балла на булавах — самый большой разрыв, который все и решил;
Суммарные 1,3 балла преимущества — такую разницу сложно отыграть качеством, даже с репутацией непобедимых.
3. Еще один нюанс — в гимнастике общая часть оценки за сложность на снаряде складывается из двух элементов: трудность предмета и трудность тела.
Если максимально просто, то в трудности предмета оценивается синхронизация между телом и предметом во время выступления, а в трудности тела — исключительно управление телом (прыжки, повороты, вращения, равновесия). Каждый компонент оценивается отдельно специальными судьями.
И здесь удивительные подробности: в «трудности предмета» Дина оказалась сильнее Линой на 0,6 балла, но проиграла пропасть в «трудности тела» — 1,9 балла.
Почему так получилось — вопрос, наверное, и к судьям, и к тренерам российских гимнасток.
Возможно, отрыв, который на первый взгляд обескураживает, связан с травмой спины, которую Дина получила в 2020-м. Из-за нее она не может исполнять некоторые элементы и, вероятно, пыталась компенсировать одну часть оценки качеством исполнения и ювелирной работой с предметами.
Но арбитрам этого оказалось недостаточно.
4. Отдельно о судьях — на несколько дней они станут самыми ненавидимыми людьми в России, опередив украинцев и трансгендеров.
«Просто обидно и больно за то, что сегодня было несправедливое судейство. За то, что первое место заняла девочка, которая выступила с потерей. Я прошла все виды более-менее чисто, достойно, как я могла — и заняла второе место. Мне больше обидно за несправедливость. Я всегда за честный спорт. Раньше я понимала, что когда я делаю так, мне ставят так, то сейчас я делаю и мне не ставят», — слезы Дины Авериной в эфире Матч ТВ не могут оставлять равнодушными.
Финал в личном многоборье Токио-2020 обслуживала бригада, в которой не было арбитров ни из России, ни из Израиля.
Пожалуй, самые важные роли исполняли члены высшего жюри: японка Шихоко Секита и итальянка Даниэлла Дель Кьяе отвечали за сложность тела, немка Изабель Саваде и гречанка Александра Мавракис — за сложность предмета, а непосредственное исполнение оценивал мощный интернационал судей из Швейцарии, Украины, Франции, Аргентины, Венгрии, Польши, Канады, Узбекистана, Испании, Норвегии, Хорватии, Чехии и Словакии. Еще одна любопытная деталь — технический комитет по художественной гимнастике в Международной федерации возглавляет россиянка Наталья Кузьмина.
В финале наши тренеры четырежды подавали протест на оценки Дины и Арины, однажды его даже удовлетворили, добавив россиянке 0,4 балла. Это может показаться скандальным сюжетом, но в художественной гимнастике протесты — нормальная практика и точно не говорит о качестве судейства. Это скорее такой гимнастический VAR, возможность попросить судей провести дополнительный просмотр программы или конкретного эпизода.
5. Падение ленты на ковер, которое допустила во время программы Ашрам — пожалуй, самый глобальный вопрос к бригаде.
Хотя тут, в общем, все просто.
По новым правилам (их приняли в 2017 году, а одним из разработчиков была сама Ирина Винер) такая ошибка не критична: если предмет возвращен в руки без перемещения, то штраф всего 0,5 балла, если для его возвращения требуется не больше 1-2 шагов — 0,7 балла (Ашрам точно уложилась в эти рамки) и только когда 3 шага и больше — один балл.
Поэтому истерика гимнасток из прошлого (якобы с потерей предмета нельзя выиграть Олимпиаду) не имеет отношения к реальности — это скорее такое гимнастическое поверье. В правилах такого точно нет — любую ошибку можно компенсировать сложностью и исполнением, а, например, та же Дина Аверина выиграла многоборье на ЧМ-2019, уронив в финале булаву.
Другой вопрос — насколько это справедливо и объективно в конкретном противостоянии в Токио-2020 Авериной и Ашрам.
Теперь к конкретной ошибке израильтянки на ленте — здесь судьи отобрали у нее 1,3 балла. Это общий штраф и понять, сколько баллов в нем за потерю ленты, а сколько за остальные ошибки невозможно. Но скорее всего, никакого подвоха здесь нет — для сравнения снижение Дины Авериной на этом же снаряде составило 0,5 балла, а за серьезную ошибку, которая повлекла замену ленты, Арину наказали на 1,650 балла. Кроме того, она потеряла сложность из-за того, просто не успела выполнить некоторые элементы — просто не хватило времени.
6. Линой Ашрам (как и сестрам Авериным) 22 года, но у нее до сегодняшнего дня не было ни одной победы на чемпионатах мира — ни в многоборье, ни даже на отдельных снарядах.
Это совсем чудо — обычно на Олимпиадах побеждали гимнастки, доминировавшие в олимпийском цикле.
Единственная большая победа Линой — в многоборье на ЧЕ-2020 в Киеве — случилась в отсутствие сборной России, которая просто отказалась от участия в том турнире.
Вряд ли эти события (олимпийское золото Ашрам и отказ России от Евро) как-то связаны — в июне 2021-го Аверины как ни в чем не бывало выиграли чемпионат Европы в Софии, хотя там Ашрам уже отдали победу в булавах — похоже, это коронный вид израильтянки.
7. Реакция босса нашей гимнастики Ирины Винер на поражение (ее не было в Токио-2020) бесценна.
«Это диверсия — Россию убирают по всем статьям, хотя я никогда не была политизирована. Дина не проиграла, она выиграла. Но, к сожалению, судейство было вопиющей несправедливостью. Оно войдет в историю так же, как Немов, когда ему 12 минут аплодировали. Дина Аверина сделала все чисто, не ошиблась на последнем виде. Линой Ашрам, к сожалению, сделала вопиющую ошибку, за которую снимают очки все бригады и за исполнение, и за технику и за артистизм. Все должны были снимать.
Всегда говорят, что если есть такая ошибка, то человек никогда не сможет, если другой не делал такой же ошибки, стать чемпионом, а тем более олимпийский, а тем более на последнем виде. Это было просто позором художественной гимнастики».
8. Завтра у России новые проблемы в художественной гимнастике — в квалификации в групповых упражнениях россиянки проиграли Болгарии 2,750 балла.
Теперь это максимально тревожный факт — даже несмотря на то, что перед финалом оценка обнулится.