что такое трудное детство
Почему трудное детство вредно для развития мозга: фрагмент книги «Homo Mutabilis»
Почему трудное детство опасно для мозга
Детский мозг более уязвим к воздействию неблагоприятной среды. Дети, как мы помним, рождаются с несформировавшимся мозгом, поэтому окружающая среда, эмоциональное состояние, разговоры людей вокруг, особенности питания, разнообразие игрушек — все это влияет на строение и работу мозга.
Как мы уже знаем, развитие мозга и его особенности связаны со средой. Эксперименты Марион Даймонд показали, что в обогащенной среде мозг развивается лучше, а в бедной — хуже. Доступность благ — это показатель насыщенности или бедности среды, которую нам следует взять за норму, если мы хотим не просто считать доллары у людей в кармане, а понять, как они благодаря этим долларам организуют свою жизнь.
В развитых экономиках относительная бедность может быть выражена не столь сильно: например, как недоступность путешествий или престижного образования при доступности хорошего питания и стандартного образования и даже при некотором избытке одежды. В развивающихся странах дефицитом и роскошью для бедных слоев населения могут стать такие жизненно важные ресурсы, как чистые питьевая вода и воздух, полезная еда: диетическое мясо, рыба и морепродукты или фрукты — в зависимости от особенностей климата и экономики страны.
А ведь для полноценной работы мозга нужно уделять серьезное внимание питанию. Если в пище недостаточно калорий, белков и полезных жиров, витаминов и других питательных веществ, то детский мозг не сможет полноценно развиваться, а взрослый — хорошо функционировать. Дети, пережившие голод, могут иметь особенности развития, мешающие продуктивно работать, учиться и полноценно жить.
Для реализации мозгового потенциала ребенка очень важна не только насыщенная среда, как в экспериментах Мариан Даймонд, но и коммуникация со взрослыми. Ведь речь и язык — важнейшие факторы формирования высших психических функций. Но бедному человеку в связи с психологической перегрузкой может быть трудно не только планировать финансовые расходы, получать образование и мыслить стратегически, но и воспитывать своих детей, формируя их мозг вопреки паттернам мышления бедности. А вот обеспеченным родителям, наоборот, несложно задавать ребенку наводящие вопросы, вовлекать его в принятие решений, прислушиваться к его желаниям, обучать сдерживанию импульсов в обмен на долгосрочные вознаграждения и позволять ему исследовать окружающее и заваливать маму и папу бесконечными «как?», «зачем?», «почему?».
Это может быть связано как с низким уровнем образования родителей, которые всю жизнь вынуждены работать, а не учиться, так и с физической нехваткой времени у них, поскольку они заняты на нескольких работах и сильно устают.
По данным, полученным американскими учеными, объем мозга у членов семьи с доходом в 1,5 минимальной нормы меньше на 3–4%, а у детей, живущих за чертой бедности, это отставание достигает 10%. Тяжелое материальное положение влияет на развитие лобной доли, связанной с процессами внимания, на управление эмоциями и процессы обучения, а также на височную зону, участвующую в развитии речи, и гиппокамп, вовлекающийся в обработку и запоминание информации.
Остановим домашнее насилие
За страх и агрессию отвечает миндалина — именно эта часть мозга влияет на формирование негативных переживаний и реагирует на травмы. Иногда интенсивность стрессового опыта может быть такой высокой, что миндалина после перенесенного тяжелого опыта постоянно находится в состоянии активности. В результате человек все время возвращается к переживанию страха и живет в состоянии стресса.
Активность миндалины может регулироваться лобной корой, связанной с когнитивным контролем. Но, как мы уже выяснили, длительный стресс снижает эффективность работы лобных долей и ослабляет их связи с другими частями мозга.
Если вам нравится идея кармы, у нейробиологии для вас есть отличный пример круговорота насилия, передающегося из поколения в поколение, как родовое проклятие. Это пример гена, кодирующего фермент моноаминоксидазу (МОА). Существует два типа этого белка: высокоактивный (МОА-А) и низкоактивный (МОА-В). Они сходны по строению, но в них отличается часть последовательностей аминокислот. Исследования показали, что низкоактивная форма МОА у мальчиков делает их более подверженными негативным последствиям жестокого обращения в детстве.
Человек с низкоактивным вариантом белка (фермента), растущий в здоровых условиях, просто будет проявлять боязливость и пониженный эмоциональный контроль и долго помнить о плохих событиях — но все это в пределах нормы. Но когда такой человек подвергается в детстве насилию, впоследствии у него ярко проявляются такие качества, как постоянная неуверенность, чувство опасности, негибкость социальных моделей, низкий эмоциональный контроль и отсутствие чувства вознаграждения за просоциальные (альтруистические) поступки.
Когда такие дети становятся взрослыми, они проявляют агрессию и склонность к спонтанному насилию. Весьма вероятно, что и дети этих детей будут подвергаться насилию со стороны вспыльчивых родителей. А если это будет сын, которому передался ген низкоактивного варианта моноаминоксидазы, то он передаст склонность к насилию следующим поколениям, потому что стресс и глюкокортикоиды управляют процессом транскрибирования этого гена.
То же самое нам известно о генетическом варианте низкоактивного белка — транспортера серотонина: людей, у которых было тяжелое детство, он делает склонными к депрессии и вспышкам агрессии.
Отголоски «трудного» детства
Одним из самых удивительных открытий, которое однажды делает человек, является понимание того, что взрослых не существует.
Какой «багаж» чаще всего промаркирован ярлыком «сложное детство»?
Как часто мы можем удивляться поступкам взрослого, а иногда даже осуждать их. Но мало кто знает, что его поведение может быть отголоском далекого прошлого.
Как понять, что у человека было трудное детство?
Пожалуй, одним из самых удивительных открытий, которое однажды делает человек, является понимание того, что взрослых не существует. Значительную часть страхов, обид и ожиданий мы проносим через всю жизнь.
Какой «багаж» чаще всего промаркирован ярлыком «сложное детство»?
Жадность
Если ваш знакомый среди товаров всегда выбирает самый дешевый, преподносит в подарок то, что не пригодилось ему самому, и радуется бесплатному мылу в гостинице, с большой вероятностью в детстве его сильно ограничивали.
Жадность взрослого не зависит от размера зарплаты и счета в банке.
Просто с детства он усвоил, что нельзя тратить больше необходимого минимума.
Например, если у него есть одна пара обуви, зачем иметь больше, если ног всего две? Или, допустим, к чему тратиться на такси, если по ночам раз в сорок минут ходит автобус? Такие понятия, как «удобство», «безопасность» и «удовольствие» , у него всегда занимают нижние строчки в иерархии ценностей.
В развитии жадности огромную роль играют установки родителей. Так, если одинокая мама экономит на покупке мороженого и одежды для себя, чтобы приобрести дочке красивое платье для праздника, девочка усваивает урок щедрости, а не скупости.
Если же ребенок постоянно сталкивается с упреками, что из-за активной игры с песком родители «должны тратиться на стиральный порошок», страх разорения в конце концов оказывается сильнее удовольствия от любимых занятий.
Неизменная улыбка
Казалось бы, что плохого в том, что человек все время улыбается? Именно так думает и тот, кто «не снимает» улыбку с лица.
Его унижают, обрывают на полуслове, игнорируют, ругают, а он все равно улыбается, хотя в эти моменты улыбка больше похожа на гримасу боли.
Запрет на демонстрацию агрессии, плохого настроения и вообще истинных эмоций, который был усвоен в детстве, не позволяет взрослому человеку объективно оценивать сложные ситуации и свое отношение к ним.
Он привык, что родители резко обрывают общение при первых признаках «капризов», «занудства» и «вредности», показывая тем самым, что любви и внимания достоин лишь светящийся от счастья ребенок.
Из-за этого человек лишен опыта обсуждения и анализа беспокоящих его переживаний.
Лозунг «Все будет хорошо!» часто играет с ним плохую шутку вместо того, чтобы бодрить и внушать надежду.
Например, когда коллеги говорят, что в отчете допущена грубая ошибка, требуется признать этот факт и приложить усилия к тому, чтобы разобраться в проблеме. Но такая работа связана с повышением уровня тревоги, агрессии на себя и на других, а на эти эмоции наложено «табу»! Поэтому человек улыбается себе и другим и повторяет, как мантру, что «все как-нибудь наладится».
Неумение поддерживать контакт
Наверняка у каждого есть такие знакомые, которые сегодня клянутся в дружбе и верности, а завтра распускают сплетни за вашей спиной или пропадают, не отвечая на звонки.
Далеко не все из них коварны и жестоки.
Некоторые глубоко несчастны, потому что разрываются между желанием иметь близкие отношения с людьми и страхом быть преданным. В детстве они столкнулись с тем, что родители (возможно, имеющие такие же психологические проблемы) чередовали приближение и отвержение без какой-либо логики или системы.
Например, мама обнимала и целовала ребенка, но, если малыш случайно задевал ручками ее прическу, грубо отталкивала его. Или папа, благодушно начав интересный научный спор, обзывал школьника идиотом, устав от дискуссии.
В результате при общении с людьми человек постоянно находится в напряженном ожидании очередного предательства, и чем лучше отношения, тем более неотвратимой кажется катастрофа. Ему проще сбежать или первым причинить боль, чем дожидаться чужой подлости.
Перфекционизм
Стремление быть самым умным, красивым, а еще лучшим собеседником, кулинаром, водителем или родителем никогда не возникает у ребенка само по себе.
Если вы ничего не требуете от малыша, он преспокойно катает машинки или играет в куклы, наслаждаясь процессом, а не результатом. Однако как только ребенок сталкивается с ожиданиями взрослых, ему приходится заботиться о своих достижениях, поскольку он боится потерять любовь и уважение родителей.
Воспитываясь в атмосфере настойчивых ожиданий, ребенок приобретает стойкое чувство вины и тревогу.
Причем родителям вовсе не обязательно грозно требовать от него одних пятерок и похвальных грамот. Достаточно отвечать школьнику тихим и траурным голосом, когда он сообщает о четверке, или медленно и со вкусом пить валерьянку перед спортивными соревнованиями, в которых он должен участвовать.
Став взрослым, человек продолжает разрываться между своими собственными желаниями и чужими ожиданиями — несмотря на то, что большинство окружающих вообще ничего от него не ждут и заняты своими проблемами.
Например, он огорчается, что во время отпуска не осмотрел всех достопримечательностей Греции, а позволил себе поваляться на пляже. Или обзывает себя «жирной коровой», как только весы показали на полкило больше, чем составляет идеальный вес.
Оценка окружающих «по одежке»
Некоторые люди обожают смаковать «безвкусные» наряды других, «дешевый» ремонт в чужих квартирах, «колхозные» свадебные фото и так далее.
Поступая таким образом, они достигают психологического комфорта, поскольку испытывают чувство превосходства.
Точно такие же эмоции возникали у них в детстве, когда они хвастались новой игрушкой перед сверстниками, рассказывавшими о катании на велосипедах с папой или играх с мамой.
Не получая достаточного количества внимания от родителей, ребенок привык ставить любовь и вещи на одну чашу весов. Ведь из-за чувства вины взрослые пытались откупиться подарками, полагая, что новая и дорогая кукла как нельзя более наглядно продемонстрирует их любовь не только ребенку, но и окружающим.
Теперь при встрече с людьми человек внимательно рассматривает их одежду, косметику, часы и другие атрибуты достатка. Если все «на уровне», то новый знакомый заслуживает любви и уважения. Но надев что-то «неактуальное в этом сезоне», он моментально теряет для наблюдателя какую-либо ценность. Ведь раз он такой, значит, его никто не любит! опубликовано econet.ru
Автор: Мария Баулина
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Не было любви: Люди со сложным детством
Согласно теории привязанности, с самого раннего возраста ребенок ищет близости со значимым взрослым. Сначала в этом человеке сосредоточен весь мир — и наличие заботливого взрослого приравнивается к физической возможности выжить. С годами ребенок все больше отделяется, но защита и эмоциональная поддержка со стороны родителей или тех, кто выполняет их роль, важна до позднего подросткового возраста.
Конечно, невозможно стать «идеальным родителем» и гарантированно сделать ребенка счастливым. Но у людей, которыми в детстве систематически пренебрегали или с которыми плохо обращались, образуется травма. Она среди прочего может много лет приводить к тревоге, агрессии и неуверенности в себе.
Фотограф из Москвы, живет в Берлине. Учится в академии «Фотографика» и школе Ostkreuzschule für Fotografie
— Что такое «счастливое детство»? Кажется, оно бывает только у улыбающихся детей с упаковки яблочного сока. Много ли вы знаете по-настоящему гармоничных семей? Я не знаю ни одной. Большинство моих друзей родились в семьях с очень жестким отцом и деспотичной матерью. Они выросли без привычки открыто выражать свои чувства и получать поддержку от окружающих.
Проект «Родителей не выбирают» — о сложном детстве. Для него я провела съемки и интервью с восемью героями. Я постаралась собрать людей с максимально разным бэкграундом: все они разного возраста и из разных стран; кто-то проработал проблемы из детства с психологом и стал по-другому относиться к себе, кто-то до сих пор страдает. Поддерживают отношения с родителями немногие, некоторые из героев решили никогда не заводить детей.
Мне кажется, очень важно понимать, что у большинства людей детство было неидеальным. Еще до съемок многие люди говорили мне спасибо за поднятие этой темы: им важно понимать, что они не одни. Некоторые отказались от съемок, но приняли решение наконец начать терапию — это было для меня самым главным результатом. Герои признавались, что им важно рассказать кому-то свою историю, быть услышанными.
Когда я расшифровывала интервью, то многое из них для себя вынесла. Я поняла, в чем разница между заботой и контролем, как какие-то сценарии поведения сохраняются на протяжении всей жизни (например, невозможность воспринимать критику), что такое безусловная любовь и почему ее не стоит искать извне. Сам процесс расшифровки и «узнавания» своей истории в рассказах других людей дался мне довольно нелегко, но я рада, что довела проект до конца.
В историях много похожего: героев не любили, не слышали, не поддерживали. Из-за сложного детства многие из них редко или почти не общаются с родителями. Большинство живет в других городах и странах и лишь изредка видится с ними — эта дистанция пошла им на пользу.
Съемки проходили так: я крепила на одежду героя маленький диктофон, а потом одновременно задавала вопросы и снимала. Для героев это было непросто — заново переживать сложные эмоции, но зато, я надеюсь, их видно в портретах. Мне показалось уместным прибегнуть к черно-белой фотографии — она напоминает о старых фотоархивах.
В проекте я использую ненастоящие имена, чтобы сохранить конфиденциальность героев.
Родители не интересовались моей жизнью.
Мария
— С самого детства родители не интересовались моей жизнью. Мы разговаривали, но очень мало: они просто приходили с работы и смотрели телевизор. Я не привыкла ничем с ними делиться, а став подростком, уже и не хотела. Если мне было плохо, я включала громко «Туман» «Сектора Газа» и плакала. Типичные фразы — «меня никто не любит», «я такая одинокая» — я никогда родителям не говорила.
После школы я очень хотела поехать в Петербург и учиться на актерском, но мама и папа мне это запретили. «Ты должна быть экономистом и зарабатывать себе на хлеб». Я их могу понять: им как советским людям было важно, чтобы я окончила университет, получила бумажку. Но обида на них у меня до сих пор, учиться на актерском было моей мечтой.
Я выучилась на проклятого экономиста — мне теперь стыдно за этот диплом, я его никому не показываю. Работать экономистом я так и не стала: в двадцать два года переехала в Германию и в двадцать шесть наконец-то начала учиться на театрального педагога.
Недавно у нас с мамой был откровенный разговор о моем поступлении в театральный, и я ей сказала: «Извини, мама, это не твоя вина. Это было мое решение. Я хотела поддержки, ее не было, но решения я принимала всегда сама».
6 удивительных преимуществ тех у кого было трудное детство
6 удивительных преимуществ тех у кого было трудное детство. Трудное детство может быть болезненным и ужасным. Но иногда трудное детство также может помочь вам превратиться в кого-то удивительного. Что приходит вам в голову, когда вы слышите слово «детство»? Безмерная радость, искра ностальгии, счастливые моменты, когда мир казался просто идеальным? Что ж, так изображают детство, вернее, так оно и должно быть.
Итак, когда кто-то сталкивается с трудным детством, в это трудно поверить, трудно принять, и эти чувства сопровождаются ливнем сочувствия. Да, это правда, что тяжелое детство — это то, чего ребенку не нужно, но во всем всегда есть более яркая сторона.
6 удивительных преимуществ тех у кого было трудное детство:
Что делает детство трудным?
Это может быть что угодно, от развода родителей до частой смены места, школы, длительных болезней, жестокого обращения или смерти родителей или братьев и сестер. Эти ситуации, по-видимому, могут показаться крайне неблагоприятными для развития ребенка, но также верно и то, что с каждым наводнением образуются новые плодородные земли.
Во всем есть хорошая сторона. Понятно, что мы не можем пожелать ребенку трудного детства, но если оно и произойдет, то и этого не избежать. Все дело в понимании положительных аспектов жизни и извлечении максимума из того, что приходит.
Трудное детство делает человека сильным и, что удивительно, эти сильные стороны делают ребенка лучшим человеком, способным справляться с критическими ситуациями.
Вот 6 удивительных преимуществ тех у кого было трудное детство:
1. Благодарность за вашу нынешнюю ситуацию.
Вы слышали историю, когда учительница попросила своих учеников собрать самую большую кукурузу с поля при условии, что, отойдя от кукурузы, они не смогут вернуться к ней? Помните, что случилось дальше? Дети шли до конца поля, чтобы найти самую большую кукурузу, в конечном итоге оказавшись перед самой маленькой.
Когда человек уже пережил трудное время, он понимает ценность самых простых вещей в жизни. Таким образом, человек становится благодарным за свое нынешнее положение и живет в радости и мире.
2. Сила во время кризиса.
Трудное детство делает сильным. Ребенок, который уже прошел через невзгоды, знает, как их преодолеть.
Если бедность была кризисом, тогда ребенок поймет цену деньгам, вырастет до человека, который никогда не будет тратить деньги зря и никогда не будет расточительным. Человек будет знать, как бороться с банкротством, если оно когда-либо произойдет, и как выйти из этой ситуации.
3. Расцвет творческих способностей и сосредоточение внимания.
Ребенок, переживший очень тяжелое детство, обычно склонен к одиночеству. Долгие часы, проведенные в одиночестве, побег в воображаемую страну, открытие себя, оттачивание своих навыков, делают ребенка творческим, а также сохраняют его сосредоточенность.
Итак, когда ребенок вырастает и становится взрослым, он знает свои навыки, становится творческим человеком, он знает, как важно оставаться на чем-то сосредоточенным.
4. Развитие инстинкта оценивать ситуацию.
Так что, став взрослыми, они хорошо разбираются в конкретной ситуации. Они также являются хорошими наблюдателями и людьми способными принимать сложные решения.
5. Чуткий характер.
Ребенок, который много страдал, вырастает заботливым, понимающим и ласковым взрослым. Пройдя через страдания, можно понять боль и обстоятельства, которые ее причинили.
Это также делает человека очень отзывчивым и, в свою очередь, он становится сильной опорой для других нуждающихся.
Это были 6 удивительных преимуществ тех у кого было трудное детство.
Трудное детство
Мужик мельчал, а годы проходили
Красота — страшная сила
Трудное детство
Трудное детство. Вот кто бы подсказал, что такое «Трудное детство»? Собственно, так же, как и «трудный ребенок».
В наше время, это является синонимом проблем. Хотя, по сути, трудное детство – это детство, в котором его было очень мало, зато было много труда, чтобы жить, а кому-то просто выживать.
А трудный ребенок – это человечек, в которого необходимо вложить много труда и внимания, а отнюдь не проблемный маленький человек, который всем досаждает и утомляет.
Впрочем, эта статья только о трудном детстве.
Определение «трудное детство» зачастую становится либо сильной мотивацией для того, чтобы юность и зрелость были на зависть окружающим, либо оправданием собственных неудач.
Трудное детство может быть таким:
Казалось бы, что сможет человек, которому дали такой вот «старт»? Все психологи утверждают, что в большинстве случаев, это вырастает озлобленный, ограниченный, недалекого ума человек, который в свое время отыграется на детях, если вообще сможет создать семью и дожить до того момента, когда у него появятся собственные дети.
Как коуч со стажем более 20-ти лет, я авторитетно опровергаю это замусоленное определение.
Конечно, если родители алкоголики, то тут, к сожалению, может сыграть генетический фактор, и ребенок изначально родится с ограниченными возможностями.
Конечно, если ребенка стимулировать «пряниками», постоянно говорить, что он умный, самостоятельный и всего добьется – это очень мотивирует.
Но как часты случаи, когда именно трудное детство давало стимул добиться лучшей жизни. Для себя, для своих будущих детей.
Разумеется, некоторые «перекосы» случались. Мамы, которые в детстве не были любимы своими мамами, рожали больше двух детей и старались подарить им все, что только в их силах, чтобы у их драгоценных крошек было все самое лучшее.
Порой это делалось в ущерб себе и своим интересам, но маме с «трудным детством» это казалось нормой. И она сознательно отдавала всю себя и свою жизнь детям и близким.
Небольшая коррекция, и вот – перед нами вполне счастливая семья, где женщина дарит свою любовь и внимание детям, не забывая при этом уделять себе внимание и средства. Это приносит потрясающие плоды, потому что мы аккуратно искореняем саму суть «трудности», которая осталась в родительнице.
А кто-то и вообще не нуждается ни в каких кодировках, сохранив от трудного детства полезную привычку рационально распоряжаться «запасами», в виде продуктов, денежных средств и т.д.
Обладатели этой простой привычки часто становятся гениями в области экономики и макроэкономики.
А кто-то может просто тихо опуститься на дно, как лягушка из известной притчи, и, обвинив во всем трудное детство, пойти ко дну.
Что ж… Я точно знаю, как помочь тем, кто привык обвинять свое детство в собственных неудачах, и точно знаю, как научить использовать полученный опыт себе во благо. Стоит только сделать первый шаг и решить для себя кто вы: жертва или все-таки будущий победитель!
А с победителями мне всегда по пути! Ваша Алла Костромитина.