что такое триз для дошкольников
ТРИЗ для дошкольников
Галина Баронова
ТРИЗ для дошкольников
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Занятие с применением ТРИЗ «Фея Капелька» Цель: Уточнить знания детей о свойствах воды. задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус,цвет) Уточнить значение ее для живого.
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников Задачи: • Вызвать у педагогов интерес к экологическому воспитанию элементами ТРИЗ педагогики. • Нацелить педагогов на изменение подхода.
Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ для дошкольников» При формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на.
Консультация для воспитателей «Метод ММЧ (ТРИЗ) и его использование в экологическом образовании дошкольников» Моделирование маленькими человечками. В ТРИЗ разработан метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер.
Методика ТРИЗ «Волшебный кружок» Методика ТРИЗ «Волшебный кружок». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность, может стать и чаще всего является.
Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.
Организация обучения дошкольников на основе технологии ТРИЗ Долгое время в отечественной системе образования, в том числе и в ДОУ, господствовала учебно-дисциплинарная модель. Ее целью было вооружение.
Развитие логического мышления дошкольников при ознакомлении с ПДД через использование элементов технологии ТРИЗ Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения жизненно необходимо и актуально, как никогда. Статистика утверждает, что каждый.
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ Введение Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во.
Технология ТРИЗ. Методическая разработка. «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового,соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию” Г. С. Альтшуллер Технология ТРИЗ Дошкольный.
Что такое ТРИЗ в детском саду
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную, она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
На сегодняшний день многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.
Основателем теории решения изобретательских задач в 1956 году стал Генрих Саулович Альтшуллер – советский инженер. По его мнению, любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
Сам изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные «Икар и Дедал», «Баллада о звездах», «Легенды о звездных капитанах» и многие другие.
ТРИЗ для дошкольников – это занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются ТРИЗ для дошкольников предлагают воспитанникам посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон, найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям.
Таким образом, цель ТРИЗ не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.
Основные методы и приемы ТРИЗ:
1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо«. Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
3. «Да-нет-ка» – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
4. Синектика – метод аналогий.Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
5. Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
6. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
7. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Этапы проведения занятий:
1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
Два главных правила занятий по ТРИЗ:
1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей,которые понятны: «Я и природа», «Я и Я», «Я и другой человек», «Я и предмет». Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.
Взаимодействие между воспитателем и ребенком.
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников)общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
• При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
• Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
• Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
• Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
• Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
•Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
• Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Какие игры бывают в ТРИЗ?
Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.
• «Да-нет-ка». Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.
• «Черно-белое». Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
• «Перевертыши». Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
Консультация «Адаптация ребенка в детском саду — что это такое?» Адаптация ребенка в детском саду — что это такое? Детские слезы, маленькие ручонки, протянутые в пустоту вслед уходящей маме и отчаянная.
Что такое натуральные нормы питания в детском саду НОРМА питания детей в детских садах с длительностью пребывания 12 часов (граммов в день на одного ребенка) Продукты / Для детей в возрасте.
Фотоотчет об исследовательской деятельности в детском саду «Что такое сухой лед?» В преддверии «Дня защиты детей» воспитанники детского сада 104 г. Владивостока превратились в настоящих исследователей. Ребята изучили состав.
Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.
ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.
Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду» На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков,.
Родительское собрание «Адаптация к детскому саду. Что это такое?» Родительское собрание. Задачи: Образовательная: 1. Дать представление родителям об адаптации, рассказать о критериях успешной адаптации,.
Презентация «ТРИЗ — технология в детском саду» ТРИЗ-технология в детском садуТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий,.
ТРИЗ в детском саду. Играем с «Волшебным пояском» Он взрослых изводил вопросом «почему»? Его прозвали «Маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов.
Консультация «Что такое ТРИЗ. ТРИЗ??-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач»
Марина Попова
Консультация «Что такое ТРИЗ. ТРИЗ??-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач»
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду.
Теория решения изобретательских задач
Воспитатель: Попова М. В.
Что такое ТРИЗ?
Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи. Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.
Зачем была создана ТРИЗ?
Принципы ТРИЗ
Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.
На кого рассчитана система
Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.
А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.
Сколько времени занимает обучение
Теория решения изобретательских задач – это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.
Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ,можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.
ТРИЗ в детском саду
Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами. Первый этап – перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ.Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире?Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник? ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце – это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар. Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача,например: идет дождь, что нужно сделать?Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак.Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.
Какие игры проводить с ребятами
ТРИЗ для дошкольников – это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы. Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ – это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.
Задача с готовым решением
ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду». Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?
После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями. А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.
Игры по ТРИЗ технологии Игры по ТРИЗ технологии «Сказка наизнанку». Это один из вариантов игры в » перевирании» сказок. Он состоит в умышленном и более органичном.
Консультация для родителей по ТРИЗ технологии в изобразительной деятельности Консультация для родителей по ТРИЗ технологии. Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем.
Методы и приемы технологии ТРИЗ в детском саду ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды.
Технология ТРИЗ в детском саду (1 слайд) ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.
ТРИЗ технологиии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих.
ТРИЗ в детском саду и дома Слайд 2 ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.
Консультация для родителей и воспитателей «ТРИЗ в детском саду и дома» Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята,.
Волшебные круги Луллия. Использование элементов ТРИЗ в детском саду Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества.
ТРИЗ технологиии в детском саду
Наталья Богачкова
ТРИЗ технологиии в детском саду
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.
Теоретическое обоснование опыта:
Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки О. Дыбиной, Л. Белоусовой, З. Шустермана, С. Гин и д. р., которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т. д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том,что:
• Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.
• Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.
• ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
• Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
• ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Практическая значимость опыта:
1. Комбинация методов и приёмов технологий ТРИЗ имеет развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы как в ДОУ, так и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
• изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
• обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.
• разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приемов ТРИЗ для развития творческих способностей детей.
Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.
Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы
1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
2. Учим детей фантазировать, изобретать.
3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.
Основные методы ТРИЗиспользуемые мною в работе с детьми:
· Метод фокальных объектов
· Метод проб и ошибок
· Тризовские игры и т. д.
Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта,проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину».
Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»
Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.). Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?
Воспитатель сначала выкладывает домики по порядку и смешивает цифры, а дети находят каждой цифре свое место. Затем ставит цифры не в те домики, а дети находят для них правильное место или детям предлагаются неполные цифры, а они зрительно представляют, какая это цифра.
В игре «Лестница противоположностей» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).
Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.
Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.
Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.). Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4-го года жизни.При этом решаются следующие задачи:
· придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
· познакомить детей с новым объектом;
· создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
· проанализировать художественное произведение.
Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. Дети учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами. «Загадочный поясок», «Числовая да-нет-ка», «Предметная да-нет-ка»— морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.
Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.
На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки: «Сказки по схемам ТРИЗ», «Путешествие по сказочной стране». Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.
Игра «Теремок»— типовые приёмы фантазирования. Детям раздаются различные предметы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях,но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Как результат проводимой нашей работы, дети в нашей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.
«Макетирование в детском саду» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей.
Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.
Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.
Лепка в детском саду Особо важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, аппликации лепкой с разнообразными играми (сюжетно.
Одежда в детском саду. Если ваш ребенок посещает детский сад или в скором времени будет его посещать немаловажным делом будет подбор гардероба для детского сада.
Опыт работы по здоровьесберегающей технологиии Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников Здоровье ребенка.
Психогимнастика в детском саду Психогимнастика– это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики.
Робототехника в детском саду Задача, которая сейчас стоит перед системой российского образования – подготовка инженеров-творцов, которые могли бы изобретать и внедрять.
Собрание в детском саду «Адаптация в детском саду» Собрание в детском саду Тема: Адаптация в детском саду Цель: познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации.
Выпускной в детском саду Звучит фонограмма, голос за кулисами: «Здравствуйте уважаемые, радиослушатели! В эфире новости. Вчера в поселке Кромы, в детском саду группы.