что такое триада г в ф гегеля
Краткий экскурс в диалектику Гегеля
Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.
Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез
Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.
Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.
Законы диалектики Гегеля
Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.
Книги Гегеля о диалектике
Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика» Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.
Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».
Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.
Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее» или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».
Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.
Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.
Триада Гегеля
Рис. 1. Триада Гегеля.
Триада Гегеля олицетворяет то, что в сложном природном или социальном явлении следует искать тезис, антитезис и синтез. Важнейший признак триады Гегеля – это ее элементарность, а значит фундаментальность.
Основные особенности русской философии.
Категория: Учебные материалы по философии
Неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса является многовековая история философии в России. В отечественной философии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии.
Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки.
1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.
2. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.
3. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.
4.С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философияисториософична.
5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.
Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом».
Несмотря на то, что определенное философское значение имеют работы таких мыслителей как Илларион («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение»), агиографическая (житийная) литература, концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, есть основания полагать, что самостоятельный характер и особое мировое значение русская философия получает лишь в с творчества В.С. Соловьева, прямыми предшественниками которого являются славянофилы и западники.
Чаадаев об исторической предопределенности россии
Петр Яковлевич Чаадаев[1] является одним из ярких представителей философской мысли России западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков русской мысли. Правда, ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из «философических писем», напечатанном при жизни автора.
Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть философской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни. Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935 г., несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии.
Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив в центре всего его религиозную установку. Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит: «Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ».
В теургическом восприятии и понимании истории – все своеобразие и особенность Чаадаева. По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей. Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысли Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в «таинственном его единстве» (т.е. в Церкви).
Исходя из теургической основы своей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за историю (хотя исторический процесс таинственен и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против «суеверной идеи повседневного вмешательства Бога».
Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает ответственность и свободу человека. Но здесь его философские построения опираются на его антропологию.
Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Человек глубочайше связан с обществом бесчисленными нитями, живет общей жизнью с ним. Без слияния и общения с другими людьми мы были бы с детства лишены разумности и не отличались бы от животных.
Из этой двойной зависимости человека (от социальной среды, от Бога) происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания.
«Все благо, которое мы совершаем, есть следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе».
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 35 | Нарушение авторских прав
Что такое триада г в ф гегеля
«Любая попытка представить философию Гегеля в виде ограниченного набора формул будет напоминать попытку по маленькой косточке из кончика хвоста динозавра восстановить облик того неуклюжего чудища, которому она принадлежала». Пол Стретерн.
Не случайно Шопенгауэр рекомендовал труды своего коллеги в качестве лучшего средства дебилизации: «Если вы когда-либо собирались отупить ум молодого человека и сделать его мозги неспособными к какой-либо мысли вообще, то вы не смогли бы сделать это лучше, чем дать ему почитать Гегеля. Дело в том, что эти чудовищные нагромождения слов, которые аннулируют друг друга и противоречат друг другу, ввергают ум в самомучительство в тщетных попытках вообще думать о чем-либо в связи с ними до тех пор, пока, в конце концов, они не саморазрушатся от абсолютной пустоты».
В трудах Гегеля действительно можно найти, мягко говоря, забавные сентенции. Ну а кто не без греха? Например, он доказал, что намагничивание железа приводит к увеличению его веса. А с тем, кто ему возражал, ссылаясь на очевидные факты, Гегель, как истинный философ отвечал так: «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».
Как и Платон, Гегель утверждает, что в основе мироздания лежит идея. Только у Платона идей такое же множество, как и определяемых ими вещей, то у Гегеля идея одна, поэтому он и называют ее Абсолютом или «Богом». Актуализация (самореализация) Абсолюта проявляется через историю (эволюцию). Она же (самореализация Абсолюта) является целью развития (смыслом исторического процесса). А что является движущей силой этого процесса? Синтез двух противоречий идеи и природы (т.е. платоновского мира вещей). Развитие происходит в результате борьбы противоположностей и представляет собой диалектическую триаду: тезис, антитезис, синтез. Синтез вбирает в себя все рациональное, что есть в тезисе и антитезисе, и может, в свою очередь, стать новым тезисом.
Например: бытие (тезис). Попытка дать определение бытию приводит к противоположной идее – идее небытия (антитезис). В итоге две противоположности образуют синтез, в данном случае – становление.
Но Абсолют ни как не связан с миром вещей – это слабое место платоновской теории «двух миров» известно со времен Аристотеля. Спиноза решает эту проблему и объединяя идею («Бога») и природу. Гегель вводит посредника между Абсолютом и историей (т.е. объективной реальностью) в лице «Духа» (мышления). Поэтому пусть читателя не смущает понятие «Дух» – не смотря на армейско-неуставную смысловую окраску в русском языке, у Гегеля он выступает как результат диалектического взаимодействия идеи (тезиса) и вещи (антитезиса).
Человеческое мышление («дух») есть проводник, через который абсолютная идея реализуется на практике. Механизм превращения вещи в идею через мышления заключается в том, что мыслить вещь – значит лишить ее чувственного аспекта бытия, превратить в понятие.
В этом заключается отличие Гегеля от Канта: нет феноменов и ноуменов т.к. категории сознания (единство, причина и следствие. ) принадлежат не только чистому разуму (мышлению) но и предметам чувственного мира (объективной реальности). Отсюда и афоризм Гегеля «все действительное разумно, а все разумное действительно».
Гегель, разумеется, имел в виду не то, что какая-нибудь амеба или, чего доброго, коровья лепешка обладают разумом. Вовсе нет. Он имеет в виду (если мы его понимаем правильно, что очень маловероятно), что мысль – это объективная реальность. Но не обязательно, что способностью мыслить обладает то, о чем мы думаем. С другой стороны, все, что есть в объективной реальности (мире вещей), может стать предметом для мышления. А с точки зрения существования единичного (действительного) и общего (понятия) все единичное содержит общее так же как индивид (единичное), в то же время является и личностью (общее).
Любое понятие нашего разума (т.е. мысль о чем-то) с необходимостью включает в себя диалектическую тираду: всеобщность, единичность, индивидуальность.
Аналогично этому любое развитие происходит в формате диалектической триады. Сначала выдвигается тезис, но он вызывает появление противоположного (антитезиса), и в результате конфликта между ними достигается синтез, т. е. компромисс или примирение противоположностей на более высоком уровне. Синтез снимает первоначальные противоположные позиции и отрицая, преодолевая их, превращая в свои составляющие. Как только синтез достигнут, весь процесс может повториться на этом новом, более высоком уровне. Таким образом, процесс развития носит поступательно-повторяемый характер и графически происходит по спирали.
Исходя из вышеизложенного формулируются и три закона диалектики:
2. Закон единства и борьбы противоположностей . Можно проиллюстрировать на примере корпускулярно-волнового дуализма в физике, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства.
Впрочем, Маркс посчитал, что диалектика Гегеля стоит на голове, и взялся ее перевернуть.
П.С. Смотрите в следующей серии: К. Маркс и потерянные цепи пролетариата.
Принцип Инь-Ян, Святая Троица, триада Гегеля и календарь Майя
1. Триада Гегеля
Принцип единения противоположностей, как фундаментальный принцип мироустройства, проходит основной линией во многих философских школах. Учение о двух началах, лежащих в основе всего сущего, идет от Анаксимандра Милетского, Парменида и Гераклита. Анаксимандр Милетский считал, что в основе мира лежит апейрон, вмещающий противоположности по типу светлого и темного, теплого и холодного. Чувственный мир Парменид трактовал как смешение противоположных начал – огня и земли, светлого и темного, горячего и холодного. По Гераклиту: «вечное становление» возможно как единство противоположностей. Пифагор также считал, что мир состоит из противоположностей. Согласно воззрениям Пифагора то, что приводит противоположности к единству и создает все в космосе, — есть гармония. У пифагорейцев гармония — есть согласие противоположностей и выступает как единство мужского и женского начал. Они считали, что гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. По Платону: истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. У Платона «третье есть единство обоих«. Идея единства противоположностей развивалась в 15 – 16 веках Николаем Кузанским и Дж. Бруно. При этом противоположности ими рассматривались не антагонистичными, а взаимодополнительными, то есть комплементарными. Дальнейшее развитие этот принцип мироустройства получил у Гегеля – у него связь противоположностей и единого есть фундаментальная характеристика развития. Всякий процесс развития Гегель связывал с триадой: тезис – антитезис – синтез. Триада была предметом теоретического исследования еще у Платона. Плотин продолжил учение Платона о триаде. У Гегеля триада становится основным диалектическим принципом развития. Триада Гегеля схематично представлена на рис. 1.
Рис. 1. Триада Гегеля.
Триада Гегеля олицетворяет то, что в сложном природном или социальном явлении следует искать тезис, антитезис и синтез. Важнейший признак триады Гегеля – это ее элементарность, а значит фундаментальность.2. Символ великого предела Тай Цзи и триада Гегеля.
Символ Великого Предела Тай Цзи (рис. 2) объединяет две противоположных, взаимодополняющих категории Инь и Ян в единое целое. Эта монада является дуальной. Считается, что этот символ отражает фундаментальный принцип мироустройства. Он отображает гармоническое единение противоположностей по типу темного и светлого, мужского и женского, (+) и (–). Основными признаками этого символа являются бинарность и зеркальная симметрия. Инь и Ян выражают идею универсального дуализма мира. Это два начала, выступающие всегда в парном сочетании. Этот символ воспринимается как эстетически совершенный образ.
Рис. 2. Символ Великого Предела Тай Цзи.
Сравнивая графические изображения символа Тай Цзи и триады Гегеля, находим в них много общего. В первую очередь бросается в глаза симметрия, свойственная символу Тай Цзи и графическому изображению Триады Гегеля. Еще больше проявляется сходство в том, что в них выразительно представлено единство двух противоположных начал. Симметрия темного и светлого в символе Тай Цзи отображает противоположности по типу тезис-антитезис. Объединение Инь и Ян в круговой символ Тай Цзи есть то третье, чему аналогом выступает синтез в триаде Гегеля. В символе Тай Цзи, как и в триаде Гегеля, переплетены тройственность и парность.
Рассматривая в одном контексте триаду Гегеля и символ Тай Цзи, легко узнать в Инь и Ян тезис и антитезис, а в их объединении, в самом символе Тай Цзи, – гегелевский синтез (рис. 3).
Рис.3. Триада Инь–Ян–Тай цзи.
Такое большое сходство символа Великого Предела Тай Цзи и триады Гегеля не случайно. Эти символы имеют одинаковые смысловые истоки и отражают фундаментальный принцип мироустройства. Таким образом, символика ИНЬ-ЯН показывает, что новое качество возникает при взаимодействии двух противоположностей по типу мужского и женского, тезиса и антитезиса. Развитие – как необратимый, направленный, закономерный процесс и сами участники процесса развития – противоположности, все это в образной форме присутствует как в символе Тай Цзи, так и в триаде Гегеля.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Многие ученые считают, что число «три» играет удивительную и таинственную роль в истории человеческой культуры. Практически у всех народов мира этому числу придается особое значение. Многие мыслители, например, Платон, Чжу–Си, Гегель, указывали на то, что за троичностью скрывается бинарность, что троичность и бинарность неразрывно связаны. В этом нетрудно убедиться, рассматривая графические начертания символа Тай Цзи и гегелевскую триаду. Символ Великого Предела Тай Цзи и триада Гегеля показывают, что в недрах тройственности скрыта фундаментальная бинарность, основанная на единении двух противоположностей. При этом третье не является самостоятельным и независимым, а есть результат взаимодействия двух первичных сущностей по типу мужское – женское, ИНЬ–ЯН, электрон–позитрон, плюс–минус, левое–правое, электричество–магнетизм, тезис–антитезис. Третье, выступая в качестве синтеза, вбирает в себя противоположности и представляет собой единство противоположностей. Графическое начертание триад внешне воспринимается тройкой, но содержание, представленное графикой, это есть одна фундаментальная ячейка, отображающая развитие, где есть участники процесса – пара противоположностей и результат процесса развития – синтез противоположностей. Триада отображает одну фундаментальную ячейку развития, поэтому к ней в полной мере подходит формулировка – «троица во единице». В фундаментальной триаде нельзя считать до трех, к ней неприменимы правила арифметики. В этом состоит сложность понимания триад, в этом вся кажущаяся их парадоксальность и вся таинственность логики троичности.
3. Фундаментальные траиды в физике
Если от философии перейти к физике, то мы снова увидим удивительное сходство с тем, что было изложено выше. В физике элементарных частиц известно уникальное явление, когда две абсолютно симметричные частицы – электрон и позитрон, вопреки ожидаемой аннигиляции, образуют новую частицу. Речь идет об образовании позитрония – первоатома вещественного мира. Позитроний образуется объединением электрона и позитрона, что схематично представлено на рис. 4.
Рис. 4. Образование позитрония из электрона и позитрона.
Этот атом является абсолютно симметричным физическим объектом. На примере его возникновения в физике изучаются важнейшие виды симметрии – зарядовая симметрия (С–инвариантность) и зеркальная симметрия (Р –инвариантность). На примере взаимодействия этих элементарных частиц видно проявление того же гегелевского принципа единения противоположностей по принципу: тезис – антитезис – синтез.
Здесь также стоит обратить внимание на парадоксальную особенность триад. В них нельзя считать до трех. Арифметика к ним неприменима. Очевидно, природа устроена не по «арифметическим» законам, ее законы намного сложнее. В нашем примере, когда есть электрон и позитрон, то еще нет позитрония, когда есть позитроний, то уже нет электрона и позитрона. Физикам хорошо известно, что позитроний – есть новое вещественное образование. К нему не подходит принцип «состоять из…». Несмотря на то, что он образован электроном и позитроном, он не содержит внутри себя этих частиц. Энергия позитрония меньше суммы энергии частиц его образовавших – электрона и позитрона.
Сравнивая схему образования позитрония, триаду Гегеля и символ Тай Цзи, видим, что тезису и антитезису, ИНЬ и ЯН легко ставятся в соответствие симметричные частицы микромира – электрон и позитрон. Левая и правая «половинки» в символе Тай Цзи адекватны двум «половинкам» целого – электрону и позитрону. Синтезу в триаде Гегеля, отображающей единение двух противоположностей, легко ставится в соответствие приведенное на схеме вещественное образование – позитроний.
Принцип, основанный на единении двух симметричных противоположных сущностей и образовании на их основе новой третьей сущности, должен стать основным методологическим принципом науки. В физике такой принцип не ограничивается взаимодействием электрона и позитрона. Точно такой же схемой можно представить не менее фундаментальный процесс, связанный с электромагнетизмом (рис.5). Максвелл открыл в 1864 году электромагнитное поле, которое тоже представляет собой единение двух составляющих – электрической и магнитной. И в этом случае схема полностью адекватна древнекитайской триаде, гегелевской триаде и триаде микромира.
Рис. 5. Электромагнитное поле, образованное электрической и магнитной составляющими.
Еще один пример можно привести из мира минералов. Принцип единения противоположностей можно продемонстрировать на примере процесса двойникования кристаллов, характерного для минерального мира. Структура двойниковых образований является зеркальным отражением атомной структуры материнского кристалла. Объединение зеркальных двойниковых образований, приводящее к появлению двойников, очень распространенное явление в Природе. Схема процесса двойникования кристаллов, приведенная на рис. 6, в точности соответствует триаде Гегеля и структуре символа Тай Цзи.
Рис. 6. Триадная схема образования двойников в кристаллах.
4. Триады в биологии и генетике
Показанные аналогии, относящиеся к триадам, не ограничиваются только физикой. В биологической эволюции точно по такой же триадной схеме происходит слияние мужской и женской половых клеток – гамет, в результате чего образуется – зигота, способная развиваться в новый организм. Зигота образована объединением полярных гамет, что схематично представлено на рис. 7. И здесь видим проявление того же принципа единения противоположностей по принципу: тезис–антитезис–синтез.
Рис. 7. Схема образования зиготы у растений, животных и человека.
На примере из биологии снова подчеркнем парадоксальную особенность триад. В них нельзя считать до трех. Тройственность в триаде выступает не как три, а как целое. Здесь напрашивается аналогия с христианской Святой Троицей – «Троицей во единице», которая также неподвластна правилам арифметики. В нашем примере, когда есть гаметы, то еще нет зиготы, когда есть зигота, то уже нет гамет. Это означает, что такой триаде нельзя ставить в соответствие статический объект. Триада не относится к объектам, это – динамический принцип. Таким образом, несмотря на то, что в основе тройственности лежит фундаментальная бинарность, сама триада отображает динамический принцип. В этом отношении триада Гегеля наиболее выразительно отображает механизм развития и становление третьего признака из двух противоположностей.
В биологии это не единственный пример, когда динамику развития можно представить символом Инь Ян или гегелевской триадой тезис–антитезис–синтез. Точно по такой же схеме происходит редупликация – процесс самовоспроизведения, самокопирования нуклеиновых кислот (рис. 8).
Рис. 8. Триадная схема образования новых молекул при редупликации.
В основе механизма редупликации лежит комплементарность. По Дж. Уотсону комплиментарность возможна, если молекулы имеют комплиментарные структуры, так что выступающая группа (или положительный заряд) на одной поверхности молекулы соответствует полости (или отрицательному заряду) на другой. Как видим, редупликации также присуща фундаментальная бинарность и в ней участвуют молекулы, имеющие признаки тезиса и антитезиса, «плюса» и «минуса». И в этом случае схема полностью адекватна гегелевской триаде и символу Тай Цзи. Нельзя считать случайным тот факт, что комплиментарность, представленная фундаментальной триадой, по типу: тезис–антитезис–синтез, является единственным универсальным химическим механизмом матричного хранения и передачи генетической информации. Не случайно именно на этом фундаментальном принципе построены механизмы удвоения генетического материала.
5. Универсальный природный принцип
Вышеизложенное показывает, что единение двух симметричных противоположных сущностей и образование на их основе новой третьей сущности является основным принципом, которым пользуется Природа. Подтверждение этому можно наблюдать и на полевом уровне организации материи, и на уровне элементарных частиц, и в мире минералов, и на уровне живой природы, и даже в космосе, на примере двойных звезд и двойных галактик. На рис.9 показано, что этот принцип, построенный на логике троичности, охватывает все уровни организации материи от фундаментального физического поля и элементарных частиц до космических объектов Вселенной. Это не что иное как универсальный природный принцип организации материи.
Рис. 9. Универсальный природный принцип, построенный на логике троичности, единый для всех уровней организации материи.
6. Триада в математике и золотое сечение
В рассматриваемом контексте напрашивается пример из области математики, который касается теории числовых последовательностей. В математике хорошо известна последовательность, состоящая из чисел Фибоначчи, в которой каждый член последовательности образован суммой двух предыдущих членов последовательности (1,1,2,3,5,8…). Числовым инвариантом этой последовательности является золотая пропорция или знаменитое число Фидия (Ф=1,6180033…). С этим числом связана гармония, которая проявляется в природных явлениях и в шедеврах искусства. Первая тройка чисел Фибоначчи (триада: 1,1,2), в которой третье число представлено суммой двух предыдущих чисел (1+1=2), демонстрирует не что иное, как фундаментальную гармонию, содержащуюся в фундаментальной триаде.
Таким образом, просматривается непосредственная связь логики троичности с золотой пропорцией. Поскольку логика троичности является универсальным природным принципом, то совсем не удивительным является тот факт, что золотая пропорция так часто встречается в Природе. Это созвучно с утверждением пифагорейцев, что гармония является божественной и заключается в числовых отношениях.
7. Символ Тай Цзи, триада Гегеля и священный календарь Майя
Много общего с вышеизложенным можно найти в культурах и религиях разных народов. Обратимся, например, к культуре Майя. После себя народ Майя оставил величественные постройки, пирамиды, каменные храмы, что является доказательством высочайшего уровня развития этого народа. Кроме загадки возникновения величественных построек остается загадкой и календарь Майя – «цолькин«, привязанный почему-то к 260-дневному циклу. Этот ритуальный календарь не находит у исследователей уверенного астрономического обоснования. Он был построен совсем по иному принципу, чем все известные нам календари, но тем не менее, является самым точным. Корни этого календаря уходят в глубокую древность. Первые бесспорные свидетельства о календаре Майя встречаются в культуре ольмеков и относятся к 679 году до н.э. Прослеживается последовательность передачи календаря из одной части Мезоамерики в другую, от одного народа к другому, после чего он распространился на восток к Майя.
В книге Хосе Аргуэльеса «Фактор Майя: внетехнологический путь» приводится рисунок, нанесенный на Священный календарь (рис. 10). Магическую фигуру из 52 ячеек, вписанную в 260-ти клеточную матрицу Священного Календаря Майя, называют Ткацким Станком Майя или Конфигурацией Бинарного Триплета. Структура из 52 ячеек – есть «первичная резонансная структура, общая для всех процессов и систем». В ней двойственность и тройственность тесно переплетены между собой. Это графическое представление универсального космического кода. По словам Хосе Аргуэльеса эта структура из 52 ячеек «представляет собой голограмму основного принципа жизни Галактики». Нетрудно видеть, что эта фигура имеет много общего в своем изображении и с символом Великого Предела Тай Цзи, и с триадой Гегеля.
Рис. 10. Конфигурация Бинарного Триплета на майянском календаре цолькин.
Философский принцип Инь–Ян получил большое распространение. На его основе построена китайская Книга Перемен, где использованы гексаграммы с применением Инь и Ян. Исследователи календаря Майя приводят следующий рисунок (рис. 11), на котором двойные временные циклы совмещены с гексаграммами Книги Перемен.
Рис. 11. Совмещенные с гексаграммами Книги Перемен двойные временные циклы календаря цолькин.
Не представляет труда увидеть в этом рисунке тезис, антитезис и синтез. Здесь слева и справа видны две зеркально-симметричные фигуры, которые образуют третью внутреннюю фигуру путем вхождения в нее двух зеркально–симметричных фигур как «половинок». Таким образом, видна большая общность, связывающая древнекитайский символ Инь-Ян, фундаментальные явления в физике и биологии, триаду Гегеля, триады в числовых последовательностях и даже Священный Календарь Майя.
8. Символ Тай Цзи, триада Гегеля и христианская Святая Троица
На протяжении двухтысячелетней истории христианства не утихают научные и богословские споры по поводу понимания Бога как «единой сущности в трех ипостасях Святой Троицы [9]. Святая Троица представлена в христианстве как Животворящая и Живоначальная. В научном сообществе возникло скептическое отношение к Святой Троице, при этом даже само понятие Троицы подвергается сомнению. Говорится о том, что человек не в состоянии представить себе единого Бога в трех ипостасях, что это не имеет смысла, что это «противоречит арифметике«. Как было показано выше, наиболее фундаментальные процессы из области физики и биологии, которые относятся к процессам развития, тоже «противоречат арифметике«, но Природа выбрала именно их. Смысл Святой Троицы оказался для логического способа мышления непреодолимым барьером.Но наиболее трудно поддаются традиционной логике такие качества Святой Троицы, как Ее неслиянность, нераздельность и единосущность.
Можно констатировать, что причиной, породившей скептическое отношение к Святой Троице, является то, что не все фундаментальные законы Природы открыты наукой, а открытые законы не в полной мере обобщены и не до конца поняты. Требует своего осознания в науке новая логика — логика троичности, которая, на наш взгляд, должна дополнить формальную логику. Наука еще не открыла фундаментальный принцип мироустройства, которым воспользовалась Природа. Наукой еще не открыта та логика, какой пользуется Природа. Для научного метода с его формальной логикой, логика Природы, как и логика Святой Троицы – парадоксальны. В рамках математической логики непонятно, как можно одновременно быть неслиянной и нераздельной. В рамках математической логики также непонятно как можно быть Троицей во Единице, т.е. единосущной. На примерах фундаментальных процессов из области физики, биологии и генетики видим, что Природе, напротив, понятно, что такое Троица во Единице и понятно как можно непротиворечиво быть неслиянной и нераздельной.
Для науки наступает золотое время, которое открывает путь постижения логики Природы и разработки на этой основе новой логики – логики троичности. Логика троичности хорошо сочетается с фрактальными алгоритмами построения структур. Геометрия Природы, по определению Бенуа Мандельброта – фрактальна. Фундаментальная триада тоже фрактальна. С раскрытием тайн Природы Святая Троица получит свое логически безупречное обоснование. Наука при этом сама обогатится новой методологией, основанной на логике троичности. В частности, гегелевская триада уже могут выступать как гносеологическое обоснование Святой Троицы.
В методологии научного познания триадам еще предстоит занять свое место в качестве универсального механизма, не противоречащего логике Природы. Аналогии, выявленные в философии, науке, мифологии и религии, уже позволяют логически непротиворечиво воспринимать то, что утверждается в христианском догмате, но для обычного понимания представляет чрезвычайно высокий барьер –это единосущность, неслиянность и нераздельность Святой Троицы. Если рассмотренные выше триады философии, физики, биологии, генетики сопоставить со Святой Троицей, то само понятие Святой Троицы и ее качественные признаки становятся логически безупречными. В свою очередь, особенности рассмотренных выше триад наиболее полно и содержательно представлены в христианской Святой Троице такими признаками как неслиянность, нераздельность и единосущность.
Как видим, тайна троичности пока еще недоступна для постижения средствами математической логики. Сформулируем в этой связи важные, на наш взгляд, утверждения:
9. Фундаментальный принцип мироустройства
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что закон, зашифрованный в триаде Гегеля, в календаре Майя, в Святой Троице и в символе Тай Цзи, относится к динамическим процессам развития и саморазвития. Действующими лицами этих процессов являются противоположности. Механизм реализации этого закона подчинен логике троичности. Противоположности по типу мужское–женское, электрон–позитрон, «плюс»–»минус», электричество–магнетизм в обобщенном представлении есть тезис и антитезис.
Подводя итог, можно сказать, что в триаде Гегеля, в календаре Майя, в Святой Троице и в символе Тай Цзи зашифрован фундаментальный закон Природы, в соответствии с которым происходит развитие Вселенной и зарождение жизни. Их новое осмысление позволяет увидеть модель фундаментального принципа мироустройства. Логика троичности, которую раскрывают триада Гегеля, календарь Майя, Святая Троица, и символ Тай Цзи, способна выступать в логики научного метода познания. Некоторая парадоксальность проявляется в том, что современная наука, на примере физики и биологии, только начинает подступаться к осознанию фундаментального закона мироустройства, а с древних времен к нам пришли христианская Святая Троица, Инь-Ян, календарь Майя, в которых этот фундаментальный закон является их главным содержанием.