что такое три дня и три ночи
«Господь воскрес тридневен. Но каким образом насчитываются три дня и три ночи?
Три дня и три ночи
Общепризнанным считается, что Иисуса Христа распяли в пятницу, а воскрес Он рано утром в первый день недели Иудейской, ныне воскресенье. Между пятницей и воскресеньем две ночи, то есть не достаёт одной ночи.
Формальное несоответствие пророчеству было известно давно, поэтому Григорий Нисский дал следующее толкование: «Если же хочешь точно узнать определенный срок этих дней страдания, ибо в числе немалого недостанет, если станешь считать время с девятого часа пятницы, в который Господь предал дух в руки Отчие, — то несколько помедли, и может быть, слово объяснит тебе это. Какое же слово? Обрати взор на величие Божественной силы, и узнаешь то, о чем здесь спрашиваешь. Вспомни об изречении Господнем, что объявляет о Себе имеющий державу над всем, как самодержавною властию, а не по необходимости естественной Он разлучает душу от тела. Он говорит: никтоже возмет душу Мою, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю и область имам паки прияти ю (Ин.10:18). Как скоро это мне твердо известно, то и искомое уясняется. Ибо всем Правящий со владычним самовластием не ждет принуждения к страданию от предательства, не ожидает для того разбойнического нападения иудеев, ни беззаконного суда Пилатова, чтобы их злоба была началом и причиною общего спасения людей; но Своим домостроительством Сам предупреждает их наступление способом священнодействия неизреченным и людьми невиданным, Самого Себя приносит в приношение и жертву за нас, будучи вместе Священником и Агнцем Божиим, беря на Себя грех мира. Когда же это? Когда предложив ядомое тело Своё в пищу, ясно показал, что жертвоприношение Агнца уже совершилось. Ибо жертвенное тело не было бы пригодно к ядению, если бы было еще одушевлено. Итак, когда Господь преподал ученикам тело для ядения и кровь для пития, то свободною властию Домостроителя таинства тело Его неизреченно и невидимо уже было принесено в жертву, а душа была в тех местах, куда перенесла её власть Домостроительствующего вместе с соединенною с нею Божественною силою; она обходила ту страну в сердце земли. Итак, считающий время от того часа, когда Богу принесена была жертва Великим Архиереем, неизглаголанно и невидимо священнодействовавшим Себя Самого, как Агнца, за общий грех, не погрешит против истины. Ибо был вечер, когда снедено было сие священное и святое тело. За этим вечером последовала ночь пред пятницею. Далее — день пятницы, рассеченный вводною ночью, разделяется на одну ночь и два дня. Ибо если Бог тму нарече нощь (Быт.1:5), а в продолжение трех часов была тьма по всей Вселенной, то эта тьма и есть ночь, новоразделившая день посредине, разграничившая собою два отдела дня, один — от рассвета до шестого часа, другой — от девятого часа до вечера. Таким образом, прежде было два дня и две ночи. Далее — ночь пред субботою и с нею день субботы, — ты имеешь три ночи. Наконец, исследуй время воскресения, и найдешь истину сказанного. Когда последовало воскресение? В вечер субботный — провозглашает Матфей (Мф.28:1). Итак, вот самый час воскресения по гласу Ангела. Вот предел пребывания Господа в сердце земли. Ибо когда был уже глубокий вечер, начинавший собою ту ночь, за которою последовал первый из послесубботних дней, — тогда произошло землетрясение; тогда блистающий одеждами Ангел отвалил камень надгробный. А жены, вставшие незадолго до утра, когда уже появлялся дневной свет, так что показывалось и некоторое сияние восходящего солнца, возвещают уже совершившееся Воскресение. О чуде они узнали, час же не был им открыт. Ибо Ангел сказал им, что Господь восстал, а когда — в слове своем не прибавил. Но великий Матфей один из всех евангелистов точно обозначил время, говоря, что вечер субботний был часом воскресения. Если же так, то срок, по нашему счислению, соблюден, когда мы будем считать от вечера четвертка до вечера субботы, вставляя, как сказано, ночь, разделявшую пятницу на два дня и одну ночь. Ибо Властвующему Своим могуществом над самым веком прилично было соделать, чтобы не дела Его по необходимости сообразовались с установленными для времени мерами, но чтобы меры времени делились по новому порядку сообразно потребности сущего и чтобы, когда Божественная сила в кратчайший срок совершает дело благое, и меры времени укорачивались бы. Таким образом, и времени прошло не менее трех дней и стольких же ночей, потому что этого числа требует таинственная и неизглаголанная причина, и Божественная сила, в выжидании обычных промежутков дней и ночей, не встретила препятствия для скорости действования. Ибо Имеющий власть и положить душу Свою о Себе и опять восприять, когда хотел, как Творец веков, имел власть в своих делах не быть подвластным времени, но устроять время сообразно с делами.»
У Феофилакта Болгарского: «Господь воскрес тридневен. Но каким образом насчитываются три дня? В восьмом часу пятка Господь был распят; с этого часа до десятого была тьма: это (время тьмы), считай за ночь. Затем, с девятого часа опять был свет; это считай за день. Вот — как бы сутки (день и ночь). Далее, ночь пятка и день субботы составляют вторые сутки. Потом следовала ночь субботы и утро воскресенья, означенное у Матфея словами — свитающу во едину от суббот; утро принимается в счет за целый день; вот третьи сутки. Можешь и иначе насчитать три же дня; в пятницу Господь предал дух — это один день; субботу пребыл во гробе, — другой день; ночью на воскресенье воскрес, но с своей стороны и воскресенье считается за особый день. И вот все три дня. Так обыкновенно и говорят об усопших: напр. если один умер в десятом часу дня, а другой в первом часу того же дня; то обыкновенно говорят, что оба они умерли в один день. Могу показать тебе и еще способ, как насчитать три дня и три ночи. Слушай! в четверг вечером Господь совершил вечерю и говорил ученикам: приимите ядите тело Мое. Отсюда видно, что Он как имеющий власть положит душу Свою по своей воле, тогда же и заклал Себя, когда преподавал Своим ученикам тело Своё; потому что без заклания тела не едят. Считай же: вечером преподал Он тело своё: та ночь и день пятницы до восьмого часа составляют сутки; потом с восьмого часа до девятого тьма, а с девятого часа до вечера опять свет; вот и еще ночь и день. Далее, опять ночь по пятке и день субботы; вот третьи сутки. После вечера субботы Господь уже воскрес. Таким образом получаются все трое суток три дни и три нощи (Мф. 12, 40).»
Что такое три дня и три ночи
Многие христиане, наверно, решили, что Иисус умер в «Страстную Пятницу» и воскрес рано утром в «Пасхальное воскресенье». Поскольку Иисус сказал, что Он воскреснет на «третий день», то некоторые считают пятницу первым днем, субботу – вторым и воскресенье – третьим. Известно, что такие выражения, как «третий день» не всегда нужно понимать буквально, поскольку под словом день может подразумеваться только какая-то его часть. Еврейская Энциклопедия утверждает, что похоронный день, даже если сами похороны происходят вечером, считается первым из семи дней плача. Другой пример того, когда за день принималась только какая-то его часть, можно найти в самой же Библии: «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13:32-33). В данном случае «третий день» употребляется в значении «день, который наступит послезавтра»; итого получается три дня, хотя и не полных три дня. Многие полагают, что таким образом и нужно рассматривать промежуток времени между погребением и воскресением Христа.
Есть и другие христиане, которых совершенно не удовлетворяет подобное объяснение. Иисус часто повторял, что Он воскреснет «в третий день» (Мф. 16:21; Мк. 10:34). Но Он также говорил об этом временном промежутке, как об особом знамении Своего Мессианства, т. е. что он будет длиться три дня и три ночи: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:38-40).
Выражение «третий день» может по Писанию включать в себя три дня и три ночи, как это видно из Бытие 1:4-13, «… И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер (темно), и было утро (светло): ДЕНЬ ОДИН… И был вечер (темно), и было утро (светло): ДЕНЬ ВТОРОЙ… И был вечер (третий раз темно), и было утро (третий раз светло): ДЕНЬ ТРЕТИЙ». Это служит примером того, что выражение «третий день» может быть истолковано, как включающее в себя три дня и три ночи.
Прежде чем мы изложим свою точку зрения, а мы насчитали полных три дня и три ночи, мы сначала хотим сказать, что сам факт жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа для нас христиан гораздо важнее, чем чье-либо мнение по этому вопросу.
Поскольку день состоит из 12 часов и ночь состоит из 12 часов (Ин. 11:9-10), то «три дня и три ночи» будут составлять 72 часа. Но разве тот промежуток времени составлял ровно 72 часа? Иисус должен был находиться в могиле «три дня и три ночи» и «по прошествии этих трех дней» воскреснуть (Мк. 8:31). Таким образом, нет оснований полагать, что Он пробыл в могиле меньше полных 72 часов. С другой стороны, если бы Он должен был воскреснуть «в три дня» (Ин. 2:19), то это может означать и менее 72 часов. Для согласования всех этих утверждений было бы целесообразно предположить, что временной промежуток составлял ровно 72 часа. Кроме всего Бог есть Бог ПОРЯДКА. Он все делает точно и по плану. У Него не бывает случайностей.
Поскольку было предопределено точное время для Его рождения, точное время Его помазания, точное время начала Его служения, точное время Его смерти, то не должно оставаться сомнений, что было предопределено и точное время между Его погребением и воскресением, а именно ровно 72 часа. Если это так, тогда воскресение произошло в то же самое время дня Его погребения, только тремя сутками позже. В какое же именно время дня это произошло?
Иисус умер «около девятого часа» или около трех по полудню (Мф. 27:46-50). «Но так как тогда был день приготовления, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата перебить у них голени и снять их… но придя к Иисусу… увидели Его уже умершим…» (Ин. 19:31-33). «И как уже настал вечер…» (Марк 15:42) т.е. день уже заканчивался. Закон гласил: «То тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день» (Втор. 21:23). За время оставшееся до заката солнца, перед тем, как наступила суббота «день великий», Иосиф из Аримафеи получил разрешение снять Тело Иисуса. Иосиф и Никодим приготовили тело к погребению, обвив его пеленами с благовониями, и положили в находившуюся рядом гробницу (Ин. 19:38-42) – все это было проделано до заката солнца.
Если воскресение произошло в то же самое время дня, что и погребение, только спустя трое суток, тогда воскресение должно было произойти во время заката, а не восхода солнца, как принято считать. Если воскресение произошло с восходом солнца, тогда получится еще одна лишняя ночь – три дня и четыре ночи. Но не в этом дело. Пришедшие ко гробу на рассвете, не стали свидетелями воскресения, а обнаружили, что гроб уже был пустым (Мк. 16:2). Евангелие от Иоанна повествует о том, что Мария Магдалина пришла ко гробу, когда «было еще ТЕМНО», в первый день недели, но Иисуса там «НЕ» оказалось (Ин. 20:1-2).
Евангелисты в своих рассказах говорят о нескольких посещениях гроба в первый день недели. В КАЖДОМ случае гроб уже был ПУСТЫМ! Ангел сказал: «Его здесь нет – Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:6). В первый день недели ученики обнаружили, что Он уже воскрес (Лк. 24:1-2 и т.д.), но нигде Библия не утверждает, что их визит совпадает со временем воскресения.
Единственный стих, который якобы доказывает, что воскресение произошло в Воскресное утро, это Марка 16:9. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине…» Но этот стих не говорит, что Он «воскрес» рано утром в первый день или что Он «воскрес» в это время. Здесь имеется в виду, что когда наступил первый день недели, Он уже был воскресшим. (В английском языке «was risen» стоит в past perfect tense – настоящем совершенном времени).
Поскольку в греческих манускриптах, с которых был переведен Новый Завет, отсутствуют знаки препинания, то фраза «рано в первый день» вполне может относиться ко времени явления Христа Марии, что многие считают наиболее точным переводом. Поставив запятую после слова «воскреснув», этот стих приобретает другой смысл: «Воскреснув, рано в первый день недели Иисус явился сперва Марии Магдалине…» Кажется таков был его первоначальный смысл, потому что последующие стихи показывают, что Марк перечисляет различные явления Иисуса, а не объясняет в какой именно день произошло воскресение.
Когда наступило воскресное утро, то Иисус уже был воскресшим, Его воскресение произошло на закате предыдущего дня. Отсчитав трое суток назад мы получим среду. Разве это не составит три дня и три ночи между погребением и воскресением Иисуса Христа? Да. Ночь со среды на четверг, ночь с четверга на пятницу, ночь с пятницы на субботу – три ночи; плюс четверг, пятница, и суббота – три дня. Это в точности составит три дня и три ночи или 72 часа. Первый день после среды будет четверг, второй день после среды – пятница, и «третий день» после среды будет суббота.
Разобраться со словами двух учеников, которые шли в Еммаус, будет несколько сложнее. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк. 24:21). Помимо того, что Иисус явился этим ученикам в первый день недели (13 стих), и это уже был «третий день ныне, как это произошло», то не означает ли это, что Иисус умер в пятницу? Все зависит от того, как мы считаем. Если неполные дни считать за целые дни, тогда вполне может получиться пятница. Но с другой стороны, первый день «после» пятницы будет суббота, второй день «после» пятницы будет воскресенье и третий день «после» пятницы будет понедельник! Такой способ подсчета не в пользу Пятницы.
В качестве объяснения я предлагаю следующее: «Они разговаривали между собою о всех сих событиях» (14 стих) – более, чем об одном событии. Если «эти события» включают в себя арест, распятие, погребение, установление печати и охраны у гроба, то все не могло окончиться раньше четверга. Иисус, как мы знаем, был распят в «день приготовления» (в среду). «На другой день, который следует за днем приготовления, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его…» (Мф. 27:62-66). По этой причине у гроба поставили стражу и приложили к камню печать. «Эти события» полностью еще не закончились, пока не запечатали могилу и не поставили к ней охрану. А это произошло, как нам уже известно, в четверг, который был днем великим. Воскресенье, стало быть, и есть «третий день, как это произошло», а не третий день после распятия.
Поскольку Иисус был распят в день перед субботой, то понятно почему некоторые считают пятницу днем распятия. Однако, суббота, последовавшая за его смертью это не день недели, а календарная суббота: «Ибо та суббота была день великий» (Ин. 19:14,31). Этот праздничный день (суббота) мог выпасть на любой день недели, по-видимому в тот год суббота выпала на четверг. Иисус был распят и погребен в день приготовления (среда), следующий день был суббота день великий (четверг), потом пятница и, наконец, день недели суббота. Понимание того, что было две субботы на неделе, объясняет, как Христос мог быть распят в день перед субботой, затем быть уже воскресшим после того, как прошла суббота – и при этом исполнить знамение за три дня и три ночи.
Внимательное сравнение стихов Марка 16:1 с Луки 23:56 еще раз доказывает, что было две субботы на той неделе с обычным рабочим днем между ними. В Марка 16:1 говорится: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы они могли прийти и помазать Его».
Этот стих утверждает, что в день после субботы женщины принесли ароматы. Однако, в Лук. 23:56 говорится, что они приготовили ароматы и после их приготовления в субботу отдыхали: «Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди». Один стих утверждает, что после субботы женщины принесли масти и благовония; а другой стих говорит, что они приготовили благовония и масти перед субботой. Поскольку они не могли приготовить их до того, как их купили то доказательство существования двух разных суббот налицо.
Редактор журнала «Вечность» Дональд Грэй Барнхауз писал: «Лично я всегда придерживался мнения, что было две субботы в страстную неделю: суббота как день недели, и суббота, как праздник Пасхи, последняя выпадает на четверг. В среду Тело Христа сняли после распятия, а потом три дня и три ночи (около 72 часов) Он пролежал в гробу». Он ссылался на доказательства, взятые из свитков Мертвого моря, где считается, что Последняя Вечеря произошла во вторник. Не во всех преданиях Пятница признается за день распятия. Он приводит цитату из католического журнала, опубликованного во Франции: «Древнехристианское предание, зафиксированное в Учениях Двенадцати Апостолов, у Epiphanius и Victorinus of Pettau (умершего в 304 г.) признает вторник днем Последней Вечери и назначает пост на среду в честь начала страданий Христа».
Несмотря на строгое почитание пятницы, как дня распятия, Католическая Энциклопедия признает, что не все христианские мыслители в это верили.
В своей книге «Ответы на вопросы Библии», В. Л. Петингил, задает вопрос и отвечает: «В какой день недели был распят наш Господь? Для нас совершенно очевидно, что распятие произошло в среду». Типография Оксфордского Университета издала «Companion Bible», в 156-ом приложении которой объясняется, что Иисус был распят в среду.
В своей «Dake`s Annotated Reference Bible» Финни Дакс в заметке к стиху Матфея 12:40 утверждает: «Христос был мертвым в течении полных трех дней и ночей. Он был положен в могилу в среду перед закатом и воскрес в субботу во время заката… Нигде не сказано, что Его погребли на закате в пятницу, иначе Он пролежал бы в таком случае всего лишь один день и одну ночь, не сдержав Свое слово».
Цитаты, приведенные здесь, имеют большое значение, поскольку эта точка зрения официально не исповедуется теми церковными организациями, которым принадлежат их авторы. В данном случае люди высказали свои собственные убеждения, а не просто отстаивали официальную точку зрения. В подобной ситуации когда-то оказался Торрей, известный евангелист и декан Библейского института, чьи слова (написанные в 1907 году) прекрасно обобщают предложенную нами выше точку зрения: «…Согласно общепринятой церковной традиции Иисус умер в пятницу… и воскрес утром воскресного дня. Многие читатели Библии недоумевают, как во временной интервал между вечером пятницы и воскресным утром могут уложиться три дня и три ночи. Выходит только 2 ночи, один день и незначительная часть еще одного дня.
Решение этой задачи многие истолкователи видят в том, что «день и ночь» нужно просто воспринимать как «день», и что древние евреи какую-то часть дня принимали за целый день… Однако есть много людей, кого не удовлетворяет подобное объяснение, к числу которых, следует признаться, примыкает и сам автор. Мне кажется, тут должно быть другое объяснение…
Библия нигде не утверждает и не намекает, что Иисус был распят и умер в пятницу. Однако говорится, что Он был распят в день перед субботой… Итак, Библия употребляет здесь слово суббота не в прямом смысле слова… распятие не происходило за день до настоящей субботы (т.е. в пятницу), а за день до Пасхальной субботы, которая на тот год выпала в четверг. То есть я хочу сказать, что Иисус был распят в среду. Иоанн излагает это довольно ясно.
Иисус был погребен сразу перед закатом солнца в среду. Спустя 72 часа… Он вышел из могилы. Когда женщины пришли к Его гробу накануне рассвета, то обнаружили, что могила пуста.
Нет совершенно никаких оснований считать, что распятие было совершено в пятницу, но все прекрасно сходится с Писанием, если считать, что распятие произошло в среду. Это удивительно, как много исполняется ветхозаветных пророчеств, и как много разрешается мнимых противоречий в Евангельских повествованиях, когда мы приходим к выводу, что Иисус умер в среду, а не в пятницу».
Почему говорится, что Христос был мертв три дня и три ночи
Почему говорится, что Христос был мертв ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ, если Он пробыл во гробе только две ночи и день?
Мы благодарим священника Александра Полховского, зав. кафедрой богословия Минской духовной семинарии, обратившего наше внимание на этот текст. Приведем рассуждение Афраата целиком в переводе с сирийского о. Александра:
«Итак, покажи нам, о, премудрый, что это за сии три дня и три ночи, в которые наш Спаситель был среди мертвых? Ибо вот мы видим три часа пятницы, ночь, которая предшествовала субботе, весь день, и в ночь на первый день седмицы Он воскрес. Разъясни мне, [где] сии три дня и три ночи! Ибо вот день и ночь завершились, тем не менее, истинно то, что сказал наш Спаситель: «Ибо как Иона, сын Маттая, был во чреве рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли» (ср. Мф. 12:40).
В самом деле, от часа, в который Он преподал Свое Тело в пищу и Свою Кровь в питие, так прошли три дня и три ночи. Ибо была ночь, когда вышел от них Иуда (ср. Ин. 13:30), и одиннадцать Его учеников вкусили Тело нашего Спасителя и испили Его Кровь: вот, итак, одна ночь, предварявшая пятницу. До шестого часа, в который осудили Его, вот, таким образом, один день и одна ночь. [Далее] три часа, в которые была тьма, от шестого часа до девятого, и три часа по прошествии тьмы: вот, два дня и две ночи. [Затем] целая ночь, предшествовавшая субботе, целый день субботний: они завершили, таким образом, три дня и три ночи, в которые Господь наш был среди мертвых. В ночь на первый день седмицы Он воскрес из мертвых».
Перевод выполнен по изданию Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes (Patrologia Syriaca t.1). Paris, 1894. P. 520.
Православный портал о Христе и христианстве «Иисус»: https://jesus-portal.ru/
Будет ли героизмом попасть в храм на Пасху?
Вопрос: У идеи дистанционно отмечать Пасху (например, на дому) оказалось много противников. Например, протоиерей Андрей Ткачев напомнил, что в блокадном Ленинграде люди под обстрелами ходили в храм – что, им может сейчас помешать коронавирус на службу прийти? Что бы Вы ему ответили?
Митрополит Иларион: Мне трудно согласиться с такой аргументацией, и вот по какой причине: когда человек в блокадном Ленинграде шел в храм зная, что он может погибнуть под бомбежками; он рисковал собственной жизнью, и в этом можно увидеть некий героизм. Когда сегодня люди, которым говорят «сидите дома», а они все равно идут в храм; которым говорят «поберегите других», а они все равно выходят на улицы, игнорируют предписания городских и санитарных властей, то они подвергают риску не только самих себя – они подвергают риску и других. Поскольку, как известно, каждый человек, даже вне зависимости от того, имеет ли он признаки коронавируса, может быть переносчиком этого вируса. И, кроме того, вы можете прийти в храм или еще куда-то пойти, и вирус не затронет вас, но вы принесете этот вирус в квартиру, где находится пожилой человек, и потом у этого пожилого человека будет воспаление легких. Кому-то диагностируют коронавирус, кому-то не диагностируют; а человек уйдет в мир иной.
Я думаю, что сейчас не та ситуация, когда следует проявлять такого рода героизм – лучше давайте проявим заботу друг о друге, посидим дома и дождемся того момента, когда мы снова сможем полноценно участвовать в церковной жизни.
Вопрос: Меня интересуют слова Христа о том, что Он будет в сердце земли три дня и три ночи: Мф. 12:40. Как производится такой подсчёт времени?
Ответ: Цитирую текст:
«Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф.12:40).
Прежде чем подсчитать три дня и три ночи, которые Христос провел в «сердце земли», надо уяснить некоторые нюансы:
Следует отметить, что в древние времена у народов Востока был особый менталитет. Даты они округляли и при том в сторону увеличения.
Сегодня мы на вопрос: «Сколько тебе лет? – отвечаем из расчета количества исполнившихся полных лет. Например, мы не скажем, что мне 16 лет, пока не исполнится ровно шестнадцать. В советские времена на фильм, который нельзя было смотреть детям до 16 лет, пускали только тех, кому исполнилось полных 16 лет. И сегодня до самого дня рождения мы будем говорить: «Мне 15 лет». И лишь, когда исполнится ровно шестнадцать, мы заявим: «Мне уже 16 лет».
Было ли так в библейские времена? Пусть Св. Писание само за себя ответит на этот вопрос. Возьмем пример, в котором мы увидим, как в библейские времена округляли даты:
«Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт.7:6). Здесь дана округленная дата. А вот другой параллельный текст с более подробной разверткой дат:
«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники …» (Быт. 7:11).
Этот текст ясно показывает, как произошло округление даты начала потопа. В самом деле, он начался не по исполнении 600 лет Ною, как сказано в тексте Быт.7:6, а когда исполнилось ему полных 599 лет, и пошел 600-й год его жизни (Быт.7:11). И шестисотого года прошел всего 1 месяц и 16 дней. Округление произошло в сторону увеличения даты на целых десять с половиной месяцев. Да, так было в библейские времена. Если шел, например, шестнадцатый год, они говорили: «Мне 16 лет». Если шел первый год жизни, ребенок считался уже годовалым. И это происходило совершенно не по тому, что учитывался внутриутробный период жизни. Нет, точно так как мы сегодня называем «пятиклассником» не того ученика, который закончил пять классов, а того, кто учится в пятом классе, хотя он может быть учится в пятом классе всего три дня. Тот же самый подсчет применялся и по отношению к правителям. Если царь правил государством 3 года и несколько месяцев, в летописи писалось: «Такой-то царь правил четыре года». Если он был у руля власти полгода или даже несколько месяцев, считалось, что он правил государством 1 год.
А вот еще один пример аналогичного подсчета и округления дат в библейские времена:
И, наконец, последний пример, прежде чем мы подойдем к нашему основному вопросу:
Народ того времени понимал, что ягненок, кровью которого они должны были помазать оба косяка и перекладину дверей, должен был иметь возраст не полный год и старше года, а годовалый или однолетний, что означало, что ему шел первый год жизни. Округление в данном случае происходило все по тому же принципу в сторону увеличения до ближайшей круглой даты.
Вот теперь мы возвращаемся к тексту со словами Христа. Здесь мы наблюдаем тот же пример аналогичного подсчета и округления дат в библейские времена:
Христос округлил время Своего пребывания в «сердце земли», применив обычай того времени округления в сторону увеличения до круглой даты, в данном случае, до трех дней и трех ночей.
Христос не сказал: «три дня» в смысле «трое суток» в общем понимании. Тогда можно было бы округлить пребывание Христа во гробе до полных трех суток по методу округления в сторону увеличения. Но сказано конкретно: «три дня и три ночи». Три дня мы найдем, когда Христос был мертвым, это день пятницы, день субботы и первый день недели. Пусть пятница и первый день недели были не полными, их можно округлить до полного дня. Но вот три ночи мы не находим. Пятница на субботу и суббота на первый день недели, это только две ночи. А третьей ночи нет даже на один миг, и округлять даже нечего.
Вот тут-то нам надо пересмотреть понятие «сердце земли». Говоря о сердце человека, что люди подразумевали в те времена?
Возьмем такой текст:
То, что формируется в мозге человека, древние считали, что источник всего этого в сердце. И сердце считалось поэтому координационным центром человека. А что под сердцем подразумевается в переносном смысле в более глобальных масштабах? Например, что является сердцем России? Как бы мы ответили? Кремль. Хоть такое выражение не применяется, но что можно сказать иначе? Координационный центр страны и является «сердцем» страны или его «мозговым центром». А что является сердцем Евросоюза? Брюссель. А что являлось сердцем земли во дни Христа? С политической точки зрения – это Рим. А князем мира сего с духовной позиции кто был? Хотя Князем мира и назван Христос, но это пророчество на будущее. Вот этот текст:
Его только так нарекут, но только тогда, когда в схватке с дьяволом Он победит. А на данный момент кто был князем мира? Читаем, что пишет Иоанн:
С какого времени Христос отдал Себя во власть «сердца земли»? Тогда, когда римские воины взяли Его. Заметьте, не с того момента, когда Христос умер, но с момента, когда отдался Он во власть римлян и черни народа, которыми, естественно, руководил сам сатана. А когда это случилось? В четверг ночью. Вот Вам и три ночи и три дня.
Теперь давайте произведем подсчет времени: Ночь с четверга на пятницу, это та ночь, в которую Христос предан был римским властям. Вторая ночь — это ночь с пятницы на субботу и третья ночь – это ночь с субботы на первый день недели. И три дня: пятница, суббота и первый день недели. Вот они и три дня, и три ночи. Вот таков подсчет.
Похожие новости
Исполнитель: Наталья Нестерук Альбом: Ночи нет Жанр: поп Формат | Качество: mp3 Размер файла: 41 mb
Наталья Нестерук. Ночи нет
Исполнитель: Наталья Нестерук Альбом: Ночи нет Жанр: Прославление Количество треков: 11 Формат