что такое третья миссия университета

Третья миссия университетов

Современный университет, являясь центром науки и образования, играет также третью роль – агента развития страны и общества по различным направлениям. В международной практике деятельность университетов по влиянию на развитие общества и внешней среды принято называть «третьей миссией».

При этом в российском университетском сообществе «третья миссия» представляет собой скорее набор отдельных практик, проектов и мероприятий, чем системную деятельность, четко позиционируемую в качестве «третьей миссии».

«Третья миссия» — это вклад университетов в социально-экономическое развитие страны и регионов, в развитие системы образования, общественно значимые проекты и инициативы университета, волонтерские и благотворительные акции, социальная поддержка студентов, работа со школьниками и абитуриентами. Как активно и гармонично вписаться в развитие городской среды, открыть двери для жителей региона, организовать большое число общегородских мероприятий и фестивалей руководители проектов поделятся опытом со слушателями.

Программа цифровой стажировки «Третья миссия университетов» разработана для руководителей образовательных учреждений, административных и научных сотрудников университетов. В процессе стажировки слушатели обсудят подходы к участию университетов в реализации «третьей миссии», рассмотрят мероприятия, характеризующие вклад университетов в социально-экономическое развитие регионов, выстроят взаимосвязи между реализуемыми мероприятиями и Программами развития своих университетов, а также инициативами Министерства науки и высшего образования РФ по поддержке вузов.

На вебинарах будут обсуждаться следующие темы:

использование инфраструктуры и других ресурсов вузов для проведения региональных, городских и других широких общественных мероприятий;

Продолжительность стажировки: 2 недели.

Начало стажировки: по мере формирования группы.

Источник

Вышка для своих

Что такое третья миссия и зачем она Вышке?

Вышка первой из университетов выпустила отчет по третьей миссии университета. Рассказываем, что это за миссия и почему она важна университету и обществу в целом.

Это термин, обозначающий вклад университетов в развитие общества. Первая и вторая миссия университетов — это образование и наука. Но современный университет не ограничивает свою деятельность периметром стен, стремясь расширить границы образовательных, научных и многих других проектов, чтобы они служили на благо всего общества. Некоторые исследователи сводят третью миссию к социальным активностям университета, но в широком смысле третья миссия рассматривается как многомерный феномен, который на равных включает в себя социальное, культурное и научно-образовательное измерения.

Термин начали активно использовать в образовательных сообществах США и Европы начиная с 90-х годов прошлого века. В российском дискурсе эта тема является относительно новой. Вышка стала первым университетом, который выпустил отчетность по третьей миссии. Также мы инициировали ряд дискуссий и образовательных программ для вузов-партнеров в рамках этого направления.

На протяжении веков миссия университетов трансформировалась под влиянием поступающих извне вызовов. Современные вызовы таковы, что выполнение двух основных задач — образовательной и научной — невозможно без активного участия университета в окружающей жизни. Это диктуется новым форматом информационных и коммуникационных технологий, общественным устройством и общественными запросами. В то же время качество и масштаб третьей миссии университета определяются качеством образовательных и научных программ, то есть первой и второй миссии. Таким образом, третья миссия является естественным и необходимым способом развития университета в современном мире.

Третья миссия как концепт не устоялась. Каждый университет выбирает свой набор направлений, по которым взаимодействует с внешним миром. Исследователи лучших практик указывают на три основных аспекта деятельности: трансфер технологий и инноваций, продолженное обучение и социальное участие.

В отчет по третьей миссии вошли 180 проектов, в которых университет выступает инициатором или партнером, по 12 направлениям. В совокупности эти проекты включают около 1300 онлайн- и офлайн-мероприятий, участниками которых стали более 5 миллионов человек.

В Вышке открыт Центр реализации третьей миссии. Он будет выполнять аналитические и методические функции. На портале университета появится раздел, посвященный третьей миссии. Кроме того, будет создано мобильное приложение для вовлечения сотрудников в различные проекты в рамках третьей миссии. В личных кабинетах сотрудникам будет предложено активнее рассказывать о своей деятельности в этом направлении. Эта деятельность должна стать частью корпоративного бренда и личных характеристик каждого участника. Для того чтобы транслировать в образовательном сообществе наше видение третьей миссии, запущен проект для вузов-партнеров — стажировка «Третья миссия университетов».

Источник

Формирование и масштабирование практики реализации «третьей миссии» университета

Проект разработан и реализуется с 1 сентября 2020 года Институтом социально-экономического развития НИУ-ВШЭ при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина. Сайт проекта http://thirdmission.tilda.ws/

В качестве одной из приоритетных форм институционализации «третьей миссии» перспективным является развитие механизмов прикладной проектной деятельности студентов, позволяющего совместить задачи повышения качества образования с осуществлением проектов высокой общественной значимости. При этом, в Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 г. развитие прикладной проектной деятельности студентов определено в качестве одного из приоритетов. В Концепции развития добровольчества в РФ говорится о развитии добровольческой деятельности в образовательных организациях, реализуемой через осуществление просветительской и консультативной деятельности, наставничества, в формате «обучение через добровольчество», предполагающем участие в добровольческих проектах и программах образовательных организаций всех уровней образования.

Предложенный проект позволит достичь синергетического эффекта в решении задач реализации ряда направлений «третьей миссии» и развития прикладной проектной деятельности студентов.

Цель проекта: Формирование, апробация и тиражирование в вузах России механизмов реализации «третьей миссии» по направлениям развития социальных инноваций, добровольчества, участия в разработке программ социально-экономического развития территорий, развития механизмов прикладного проектного обучения.

1.Анализ мирового и российского опыта реализации «третьей миссии» по выделенным направлениям;

2. Разработка предложений по реализации механизмов осуществления «третьей миссии» и предложений по переходу к ее реализации по соответствующим направлениям;

3. Апробирование целевой модели в НИУ ВШЭ и партнерских вузах

4. Масштабирование целевой модели в заинтересованных университетах.

Реализация проекта предполагается в рамках следующих компонентов:

2) Апробирования сформулированных в рамках первого этапа предложений в НИУ ВШЭ;

3) Расширенного апробирования соответствующих механизмов в нескольких вузах-партнерах;

4) Тиражирования среди университетов, участвующих в программах Фонда Владимира Потанина и заинтересованных вузов, включая:

· подготовку модельных нормативных актов и методических материалов;

· создание сети специалистов в области реализации «третьей миссии» университета;

· запуск профильного онлайн курса;

· организация стажировок представителей заинтересованных университетов по направлениям реализации «третьей миссии» в НИУ ВШЭ.

Дальнейшая реализация проекта будет осуществляться ИСЭП НИУ ВШЭ, бизнес-инкубатором и другими заинтересованным подразделениями ВШЭ в рамках исследовательских проектов и прикладных студенческих проектов обучения, осуществляемых за счет внутренних средств, средств благотворительных фондов, органов власти субъектов РФ, а также проектов, реализуемых в партнерстве с НКО в рамках привлекаемого ими грантового финансирования.

Профильный онлайн-курс и методические материалы, размещенные в открытом доступе на сайте проекта, позволят обеспечить его тиражирование в университетах. В перспективе предполагается разработка программ ДПО по различным направлениям «третьей миссии».

Сформированная сеть профильных специалистов позволит обеспечить институционализацию механизмов распространения лучшей практики.

Результатом проекта станет формирование в заинтересованных университетах механизмов реализации «третьей миссии» по направлениям:
· развитие прикладной проектной деятельности студентов;

· реализация функций think tank, включая участие в разработке и реализации проектов развития территорий, проектов цифровой трансформации, снятию барьеров во взаимодействии университетов и региональных органов власти;

· развитие социальных инноваций: акселерация социально-предпринимательской деятельности НКО, вовлечение СО НКО в реализацию прикладного проектного обучения, добровольческая деятельность.

Для студентов и сотрудников университетов, участвующих в проекте, его реализация позволит обеспечить реализацию следующих возможностей:

· получение дополнительных компетенций, связанных с реализацией социально значимых проектов;

· участие в акселерационных программах, направленных на создание и развитие СО НКО;

· участие в проведении проектных сессий, разработке и реализации проектов социально-экономического развития территорий.

Для социальных предприятий и СО НКО, компаний, реализующих программы КСО, региональных и местных органов власти:

· привлечение студентов и сотрудников университетов к реализации проектов в рамках прикладного проектного обучения, формирования проектно-учебных лабораторий и групп;

· развитие экосистемы взаимодействия университетов, НКО, государственных и коммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития;

· развитие инфраструктуры поддержки развития СО НКО на базе университетов.

Запуск акселератора социальных инициатив, механизмов партнерства в рамках прикладного проектного обучения в НИУ ВШЭ произойдет не позднее 2021 г. Ежегодно акселерационные программы будут проходить не менее 15-20 проектов.

Запуск апробации не менее чем в трех партнерских университетах – не позднее чем в 2022 г.

Запуск тиражирования в заинтересованных университетах – партнерах Фонда Владимира Потанина (ориентировочно – не менее чем в 20) не позднее чем в 2023 г.

Результатом проекта в НИУ ВШЭ станет формирование и масштабирование актуальных механизмов прикладного проектного обучения студентов и вовлечение в их реализацию СО НКО, организаций социального предпринимательства и компаний, реализующих программы КСО.

В рамках развития механизмов проектного обучения будет обеспечено:

· участие сотрудников университетов, студентов и аспирантов в реализацию общественно значимых проектов в социальной сфере с участием организаций-партнеров;

· формирование проектно-учебных групп и лабораторий с привлечением СО НКО и бизнес-организаций.

Также будет обеспечен запуск преакселерационных и акселерационных программ, связанных с реализацией социальных инициатив, формированием и ускоренным развитием СО НКО

1. Анализ и описание лучшей российской и мировой практики реализации «третьей миссии» университетов по направлениям: а) развитие прикладной проектной деятельности студентов, б) реализация университетами функций think tank и в) развитие социальных инноваций, в том числе в сфере социального предпринимательства и добровольческой деятельности, через вовлечение НКО и социальных предприятий в деятельность по проектному обучению.

2. Описание организационных решений, обеспечивающих реализацию «третьей миссии» университетов по вышеуказанным направлениям, включая механизмы управления и мотивации, финансирования.

3. Проекты методических материалов и модельных нормативных актов университетов, направленных на реализацию вышеуказанных направлений осуществления «третьей миссии».

4. Запуск в НИУ ВШЭ, описание и последующее тиражирование в университетах-партнерах:

· механизмов развития партнерства с ведущими организациями социального предпринимательства и СО НКО в формате студенческих проектов, проектно-учебных групп и лабораторий;

· модели акселератора социальных инициатив, направленного на формирование и развитие проектов в области социально-предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, осуществляемого на базе университета;

· обучающих программ и семинаров для руководителей прикладных студенческих проектов, проектно-учебных лабораторий и групп, проектных офисов;

· механизмов организации проектных сессий, связанных с реализацией третьей миссии университета с участием представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, бизнеса и СО НКО;

5. Запуск онлайн курса по вопросам реализации «третьей миссии» университета, связанных с направлениями реализации проекта

Источник

«Третья миссия актуальна для всех университетов без исключения»

О том, как проявляется третья миссия в деятельности российских университетов, какова роль студенческих команд в развитии регионов и для чего Высшая школа экономики инициирует обсуждение общественно значимых проектов – разговор с членом экспертного совета майской конференции «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты», проректором НИУ ВШЭ Валерией Касамарой.

что такое третья миссия университета. Смотреть фото что такое третья миссия университета. Смотреть картинку что такое третья миссия университета. Картинка про что такое третья миссия университета. Фото что такое третья миссия университета

Видите ли вы третью миссию университетов равнозначной первым двум? Почему для нее, в отличие от них, есть особое название?

В случае с миссиями университетов нельзя сказать, что какие-то из них являются более приоритетными, а другие менее. Это обстоятельство обусловлено их характером: каждая из трех ключевых миссий – образовательная, научно-исследовательская, взаимодействие с обществом или третья миссия – прямо или косвенно влияют друг на друга и взаимосвязаны между собой.

Мы это видим, например, в ситуациях, когда студенты университета в рамках проектной деятельности начинают работать в лабораториях (так мы получаем синтез образования и науки), когда студенты в рамках курса разрабатывают общественно полезный проект (синтез образовательной и социальной миссии университета), когда экспертные и научные подразделения университета консультируют органы власти (синтез экспертизы, науки и общественной деятельности). По этой причине третья миссия так же важна как образовательная и научная миссия университета.

«Особое» название связано, как мне кажется, больше со спецификой восприятия деятельности университета: третья миссия выделяется для ее обозначения и узнавания в публичном поле, так как к «традиционной» деятельности университета относят, как правило, только образование и науку, а социально ориентированные и общественно полезные проекты не сразу соотносятся с работой университета.

На мой взгляд, важно иметь в виду одно существенное уточнение – без развитого и качественного содержания первых двух миссий невозможна и полноценная третья миссия.

Чем объясняется актуальность темы третьей миссии в настоящий момент? Является ли она в равной степени актуальной для всех российских университетов?

Актуальность третьей миссии в настоящий момент обусловлена динамикой развития университетов. За последние тридцать лет университеты накопили солидный интеллектуальный и инфраструктурный капитал. Это позволило им сосредоточиться не только на образовательных и научных, но и общественно значимых проектах.

Третья миссия актуальна для всех университетов без исключения, поскольку спектр ее деятельности очень широк, а ее результаты, как я уже сказала, косвенно связаны и с образовательной, и с научной миссией.

Однако, здесь возможна небольшая оговорка: российские университеты успешно реализуют большое число проектов, которые можно отнести к третьей миссии, но они не всегда осознают ее как отдельное направление работы университета.

И мы отчетливо это увидели, когда в середине прошлого года совместно с Агентством стратегических инициатив организовали отдельное направление «Реализация третьей миссии вузов» в рамках форума «Сильные идеи для нового времени». На крауд-платформе форума было представлено 345 проектов университетов по третьей миссии. Помимо этого, была организована серия крупных обсуждений с экспертным и университетским сообществом.

Наверное, впервые за многие годы нам удалось провести столь масштабное и содержательное обсуждение темы третьей миссии.

Можно с уверенностью сказать, что сейчас третья миссия плотно зафиксировалась в повестке дня университетов как значимое направление: вузы интегрируют ее в свои программы развития, создаются дискуссионные площадки с ректорами и представителями региональных органов власти.

Значимым событием стала фиксация Президентом в Послании Федеральному Собранию двух важных акцентов – на поддержку развития регионов и поддержку региональных вузов. В этой связке вписывание университетов в региональную повестку развития, установление плотной коммуникации на уровне администраций субъектов РФ, регионального бизнеса, некоммерческого сектора и университетских команд является, на мой взгляд, ключевым для успешного развития третьей миссии.

Более того, в проекте новой программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», разработанной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, присутствует целый блок, связанный с третьей миссией. Это, безусловно, станет для вузов существенным импульсом для развития данного направления и получения финансовой поддержки проектов.

Участие студенческих команд в развитии региона – чего в этом больше: самостоятельной студенческой инициативы, на которую откликается университет и город, или направленной деятельности педагогических команд университетов и региональных властей?

Студенческие команды – это результат кооперации университета, региональных властей и личной заинтересованности студентов. Трудно сказать, какой компонент преобладает в большей степени – в проекте всегда важна командная работа, поскольку без интереса одного из участников он вряд ли будет реализован. Каждая из сторон обладает своей экспертной позицией, осведомленностью о проблемах, потенциалом для их решения, и только при равной коммуникации их можно продуктивно совместить и получить качественный результат.

На наш взгляд, участие студенческих команд в проектах регионального развития – это очень полезная практика, поскольку регион получает свежие и релевантные идеи и предложения, студенты приобретают практический опыт решения региональных задач, развивают свои hard и soft skills, которых им так не хватает в последнее время.

Участие студента в подобных командах – тот случай, когда социальная ответственность и развитие профессиональных компетенций идут рука об руку – нельзя представить реализацию одного без другого. И в данном случае еще неизвестно, кто извлекает больше пользы из таких проектов: сами студенты или регионы, которым они помогают.

Что будет обсуждаться в рамках круглого стола «Реализации государственной молодежной политики» с представителями федеральных/региональных властей 19 мая и на панельной сессии «Роль и место студенческих команд в развитии регионов» 20 мая с вашим участием?

В рамках этих сессий на конференции « Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты » внимание будет уделяться вопросам практик университетов и региональных администраций в развитии студенческого потенциала, вовлечения молодежи в региональную повестку развития, перспективам реализации совместных проектов, а также обсуждению существующих барьеров для такого взаимодействия.

Сейчас регионы сталкиваются с общим вызовом – оттоком молодежи, который в долгосрочной перспективе приводит к печальным последствиям на рынке труда, сказывается на социально-экономическом развитии регионов в целом. Решить эту проблему необходимо комплексно: здесь необходима и университетская инфраструктура, и релевантность образовательных программ требованиям работодателей, и поддержка администрации, ее готовность вовлекать молодежь в работу.

Как мотивировать поколение Z, как убедить их в том, что их деятельность может помочь региону – один из вопросов сессий.

Каковы компетенции самой Вышки в данном вопросе?

Кроме того, мы проводим бесплатные цифровые стажировки для коллег из региональных университетов, где рассказываем о третьей миссии, способах ее оформления и интересных практиках. С октября 2020 года у нас действует Центр реализации третьей миссии, который выполняет аналитико-методическую поддержку, отслеживает практики третьей миссии в России и зарубежных университетах.

Сейчас мы проектируем единую цифровую среду для вовлечения наших студентов и сотрудников в социально ориентированные и общественно значимые проекты.

Каковы ваши ожидания от конференции?

В первую очередь, я ожидаю получить продуктивную дискуссию с российским и зарубежным университетским сообществом, Министерством науки и высшего образования, представителями региональных органов власти, работодателями, некоммерческим сектором и, конечно же, студентами, которые для нас являются ключевыми в истории развития третьей миссии.

Я вижу конференцию как сильную экспертную коммуникационную площадку, где все перечисленные «стейкхолдеры» смогут обсудить и выработать решения по вовлечению студентов в региональные и локальные проекты развития, и, впоследствии, всей страны.

Источник

Магистрат: третья миссия университета: как студенты и университетские кампусы меняют городскую среду

А. Петровская ― У микрофона Александра Петровская, добрый день. Это программа «Магистрат». Сегодня мы говорим о высшем образовании, но не только о нём, поскольку у университетов есть ещё и третья миссия. Не так давно, в конце 2020 года, Высшая школа экономики, первый вуз России, выпустил отчёт по деятельности в рамках третьей миссии университетов. «Что это такое?», – спросите вы, а я вам расскажу, что на самом деле гораздо больше, чем первые две. Не только образование и наука – это то, чем занимаются университеты, а и формирование среды, социальные, предпринимательские навыки, которые университеты должны формировать у студентов, и глобально влиять на общество в целом.

Мы обсуждаем это в дни, когда в ВШЭ в Петербурге идёт Восьмая ежегодная международная научно-практическая конференция «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты».Представляю гостей студи: Сергей Бочаров, ректор Алтайского государственного университета; Аслан Кагиев, заместитель директора Высшей школы экономики в Петербурге; и Дмитрий Харшак, академический руководитель образовательной программы «Дизайн», руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, учредитель и главный редактор журнала «Проектор».

Начинать я предлагаю с максимально общего вопроса. Готовясь сегодня к программе я много материалов посмотрела и мне понравился комментарий одного из журналистов, который сказал, что бесполезно ставить перед университетами задачу добиться каких-то особых результатов, которые сильно отличаются от позиции общества. Насколько справедливо это высказывание, с вашей точки зрения, и насколько сегодня университеты опережают (или, может быть, отстают) общее развитие общества? Давайте с вас начнём, Сергей Николаевич, а потом по очереди и выскажемся.

С. Бочаров ― Спасибо, Александра, за вопрос. Я в своём докладе на этой конференции ровно ту же мысль и проводил, потому что действительно университет находится в тех рамках, которые задаёт общество. Насколько власть поворачивается лицом к университету, насколько индустриальные партнёры, общественные организации. От них же зависят и ресурсы, и площадки, и здесь, естественно, университет должен играть в ту игру, которая востребована, доказывать, что он нужен. Это с одной стороны.

Но с другой стороны, в регионах университет часто играет просветительскую и визионерскую роль, потому что регион – это всё-таки локальное сообщество, со своими правилами, и иногда они опираются на традиции, которые уже не соответствуют духу сегодняшнего времени. Поэтому университет, выступая с инициативами, сдвигает среду, которая сформировалась. И здесь двойственная игра получается: с одной стороны, мы ориентируемся на те запросы, и именно это обеспечивает нашу легитимность в регионе. А с другой стороны мы регион раскачиваем на новые инициативы.

А. Петровская ― Драйвер.

С. Бочаров ― Да. Драйвер развития, драйвер инновационного, социального, научного и образовательного развития.

А. Петровская ― Это красивые, понятные слова. Насколько в реальности это так происходит? Потому что сейчас мы с вами говорим, как на совещании у президента или министра по науке и высшей школе. Потому что вы всё-таки официальными фразами, но в реальности во что-то упирается и потом выясняется: а здесь вот не получилось, а здесь вот так и так далее. Реально это есть или нет?

С. Бочаров ― История с «не получилось», конечно, всегда возникает, но если мы с вами говорим о том, что же университет делает в повседневной жизни, я скажу: Алтайский государственный университет находится в городе Барнауле и является опорным университетом Алтайского края. У нас есть программа развития и в ней есть разделы: образовательная, научная деятельность, развитие местных сообществ и городской среды. И у каждого раздела есть свои индикаторы, свои KPI, по которым мы отрабатываем: определяем структуры, выделяем финансирование и реализуем проекты. Эта работа действительно ведётся. Если посмотреть по тому, сколько у нас задействовано студентов – то фактически каждый студент задействован в том или ином разделе. Это либо образовательные, либо научные, либо социальные, волонтёрские проекты, либо творческие. Поэтому всё это реализуется.

А. Петровская ― Да, но всё-таки я хочу сказать, что слова, которые мы с вами произносим, понятные и красивые, но больше канцелярские. Есть какой-то конкретный пример, который вы могли бы привести: было – стало, в городе Барнауле.

С. Бочаров ― Если вам нужен конкретный пример, как мы влияем на повестку в регионе, то я приведу пример не из Барнаула. У нас, кроме университета, есть ещё 4 филиала, один из них – город Рубцовск. 25 лет исполнилось ему в прошлую субботу, и Алтайский государственный университет за свой счёт устроил городской праздник. На площади была организована концертная программа, жители пришли, чтобы поучаствовать в мероприятиях, послушать концерт, а в конце был салют. Для университета это стоило примерно полмиллиона рублей, и салют этот был единственным за два года, даже на 9 мая ресурсов у города не было, чтобы его провести, а университет провёл. Вот это реальный пример, реальный кейс.

А. Петровская ― Митя, хочу к вам обратиться. То, что Сергей Николаевич сейчас рассказывает – понятно, хорошо и здраво, но с другой стороны, те, кто нас сейчас слушают, могут сказать: «Это просто дорогой пиар университета». Как отличить пиар университета (потому что всё, что делает университет, даже выпуская хороших студентов – это тоже пиар) от влияния на среду, от подключения социального фактора?

Д. Харшак ― На самом деле, мы тоже стараемся использовать все наши достижения, как пиар университета и продвижение Школы дизайна, продвижение наших студентов. Я хочу сказать, что на мой взгляд, конечно университет сегодняшний день, как институция (я с нашей колокольни, с «вышковской», смотрю), безусловно, стоит в авангарде, опережает развитие общества и является драйвером изменений. Опять же, из перспективы Школы дизайна я могу сказать, что мы очень проектно-ориентированы и стараемся наших студентов с самых первых курсов выталкивать на некие значимые городские площадки. Чтобы они не варились в собственном соку, только внутриуниверситетских презентаций проектов, а взаимодействовали с городом, выходили на коллаборации с петербургскими культурными институциями.

Если говорить о каких-то практических кейсах, которые связаны с деятельностью Школы дизайна питерской Вышки, то очень значимый для нас был проект взаимодействия с Центральным выставочным залом «Манеж» «Тридцать три знака», который был реализован осенью 2020 года. Это было уже в этом учебном году, мы больше учебными годами мыслим, нежели календарными. И по сути дела, это была масштабная интервенция современного искусства в городскую среду. Когда в рамках программы «Музейная линия», которая уже давно реализуется командой «Манежа» и других наших замечательных питерских культурных институций …

Есть такая концепция «музея со стеклянными стенами», когда музей выходит на улицы города. И в этот проект, который был реализован «Манежем» совместно со Школой дизайна питерской Вышки, мы пригласили ряд очень значимых петербургских художников. Этот проект вместил в себя некоторые просветительские функции в том числе, миссия университета – это и просвещение. Проект был посвящён истории русской письменности, истории кириллицы, её перипетиям непростым. В нём приняло участие много художников и очень активно подключились наши студенты. В целом это для нас показательный пример того, как университет взаимодействует с городом.

Безусловно, есть ещё ряд других значимых выставочных проектов, и мы стараемся студентов максимально активно включать в те профессиональные конкурсы, которые проходят у нас в регионе, и мне очень нравится то, что сейчас делает Центр компетенций по развитию городской среды Ленинградской области. Недавно состоялся большой Хакатон, в котором приняли участие студенты – не только Вышки, это была большая городская история. Такие события и проекты вселяют в меня очень оптимистичную светлую мысль о том, что город становится открыт для молодых специалистов. В данном случае я говорю не только про дизайнеров, не только про наших студентов, но несколько шире.

Если, опять же, возвращаться к вопросам развития городской среды, то до недавнего времени это была достаточно закрытая тусовка. В проекты привлекались известные студии, и проникнуть туда со стороны, тем более молодому специалисту, было практически невозможно. Сейчас в том числе и при содействии петербургского центра поддержки инновационных проектов, по-моему, могу ошибиться в точном названии, происходит вот это включение молодых ребят ещё с университетской скамьи в реальные практические кейсы. В этом я вижу шансы и для студентов, и для университета принять активное участие в изменениях, которые сегодня происходят.

А. Петровская ― Аслан, к вам хочу обратиться. И для того, чтобы развивать наш диалог, поставить под сомнение то, что сейчас сказал Митя. А начал он как раз с того, что университет опережает общество. Прошу вас отвечать не как представителя ВШЭ, университета, который славится большим количеством проектов, а говорить об этом с позиций профессионала в образовательной сфере. Смотрите, мы часто говорим о том, что для многих молодых людей, уезжающих учиться за границу, один из мотивов – то там немножко по-другому выстроена система образования. И то, о чём сейчас Митя говорим, там является нормой, а не нововведением: подключение к проектам, выведение студентов за рамки стен университета и так далее. Не кажется ли вам, что на самом деле общество определяет университет: создаёт запрос, на который университеты сегодня в России отвечают?

А. Кагиев ― В целом вы, безусловно, правы, с точки зрения текущей ситуации, точки А, в которой мы находимся в среднем по стране. Потому что действительно, наверное, это общество задаёт определённые потребности, которым университет должен соответствовать. Митя больше говорит про то, что, наверное, Вышку отличает от всех университетов.

А. Петровская ― Но мы возьмём срез всё-таки.

А. Кагиев ― Если говорить конкретно про то, что сейчас происходит, давайте от высоких тем к конкретным примерам переведу наш диалог. Дело в том, что конкретно потребность региона, Санкт-Петербурга, в прошлом году заключалась в простом: была такая замечательная программа «Горизонты возможностей», по примеру проекта «Лидеры России». В Санкт-Петербурге проводился такой же конкурс – определить лидеров региона в составе 100 человек. Мы выступили с инициативой, что потом с этими людьми делать, нужно в них, наверное, инвестировать, какие-то рабочие места предлагать, потому что ребята проявили большой потенциал, прошли несколько конкурсных отборочных этапов и так далее.

Мы предложили на базе ВШЭ провести для них, условно назовём это «мини-программой MBA», где они обучаются за счёт именно проектных подходов и так далее. Мы из них самых лучших выбираем и уже совместно с городом определяем, куда их направить, на какие рабочие места. Ребята обучались на протяжении почти года и сегодня составляют кадровый потенциал региона, уже начали появляться и в министерствах, различных ведомствах, это уже другого рода специалисты, потому что они действительно соответствуют лучшей мировой практике. Несмотря на тяжёлый год, мы привозили разных экспертов – из Москвы, из нашего региона, из зарубежных государств. Мне кажется, что есть такие конкретные кейсы.

Могу сказать ещё несколько слов про волонтёрство. Мы, конечно, можем задать какие-то свои тренды, сказать: «Волонтёрство нужно развивать теперь в культурной сфере». Но потребность у нас какая сегодня в городе? Пандемия показала, что необходимы волонтёры, которые будут помогать пожилому поколению: пойдут, принесут, сделают и так далее. Это запрос общества? Конечно. Мы среагировали, волонтёры пошли работать, помогать, насколько это было возможным.

Следующая потребность: в ближайшее время в городе будет проводиться очередной экономический форум. Соответственно, какая потребность общества и государства? Набор волонтёров, которые будут обеспечивать именно этот проект. Поэтому очень важно, чтобы у ряда проектов был заказчик, либо в лице общественных организаций, либо каких-то государственных структур федерального, регионального уровня. И тогда университет подстраивается. Но самое главное, как было сказано: важно, чтобы университеты понимали, что они являются драйверами, и они в том числе задают какой-то тренд.

А. Петровская ― Определённая свобода для этого нужна. Насколько с этой свободой у нас хорошо сейчас? Я не знаю. Как вы считаете?

А. Кагиев ― Помимо свободы нужны ресурсы. Если университет может себе позволить какую-то тему начать продвигать в своём регионе либо в стране в целом, то нужно понять, насколько у него хватит запаса сил. Потому что для любой из новых тем требуется компетенция, ресурсы и много чего ещё. И поэтому, как правило, ты либо находишь партнёров в лице коммерческой организации, которая в этом заинтересована – допустим, айтишники на многие темы подписываются, в том числе по улучшению общества. Конечно, они коммерческие цели тоже преследуют при этом, но университеты более заинтересованы в каких-то социальных вещах.

А. Петровская ― Ну да, мы же знаем примеры (если я не ошибаюсь, в ИТМО), когда появлялись факультеты под запрос коммерческих структур. То есть, в рамках основной миссии университета такое уже было, наверное, пора уже вовлекать их и в третью миссию.

А. Кагиев ― Любой университет сегодня возьми, не только ИТМО – обязательно есть партнёр. Если есть подготовка айтишников – 100% компании уже зашли, свои базовые кафедры делают, совместные образовательные проекты.

А. Петровская ― ИТМО просто были одними из первых.

А. Кагиев ― Да-да, понятное дело, что они в своей сфере двигаются.

А. Петровская ― Сергей Николаевич, в самом начале вы упомянули про просвещение, сказали в том числе и о просветительской миссии университетов. Для меня как раз просвещение к третьей миссии и относится. Образование – к первой, а просвещение – к третьей. Я для себя дилетантски так и поделила. Но когда сегодня, в наших реалиях 2021 года произносишь «просвещение», сразу вспоминаешь новый законопроект, который с этим просвещением связан. Я понимаю, что напрямую к вам это не относится, там много всяких нюансов. Давайте сейчас в общем смысле порассуждаем, насколько такой законопроект в целом может тормозить развитие вот этой третьей миссии?

С. Бочаров ― Если говорить просто о целях – просветительские цели мы, безусловно, будем всегда реализовывать, причём на разных этапах. Мы же сейчас реализуем бесшовную модель образования, в университеты заводятся площадки по работе со школьниками, во-первых. В рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Успех каждого ребёнка» открыт «Дом научных коллабораций». Из региональных реализуется проект «Талант 22». И мы даже в чём-то компенсируем то, где не доработали школы.

А. Петровская ― Это известная проблема – школы не доработали, а потом работодатель говорит, что не доработал университет.

С. Бочаров ― Со студентами также реализуется масса мероприятий, нацеленных на то, чтобы вывести их за рамки предмета изучения и показать, что из себя представляет человек в современном мире. Ну и конечно для горожан мы тоже организуем просветительские лекции.

А. Петровская ― А вот вам возьмут и запретят, скажут: «Не проводите».

С. Бочаров ― Риски есть, но делать-то что-то надо. Понятно, что любой закон – это ограничение, прежде всего. Но мы же понимаем, что действовать в любом случае надо. При любом развитии ситуации университет будет реализовывать свою просветительскую миссию. Да, где-то будет сложнее, где-то будем варьировать площадки, форматы, но мы в любом случае это будем делать.

А. Петровская ― Если я правильно поняла, вы так мягко высказались, что глобально это, скорее, тормоз, чем драйвер.

С. Бочаров ― Любое ограничение – это тормоз. Вопрос только в том, исходя из каких причин он создаётся, и не перевешивают ли минусы плюсы.

А. Петровская ― Понятно, дело в соотношении. Митя, вас пугает или нет?

Д. Харшак ― Честно говоря, не очень пугает. Но должен сделать ремарку: я не читал полностью текст этого закона.

А. Петровская ― Мы вообще не знаем, каким он будет, сейчас же только…

Д. Харшак ― Моё представление о нём связано только с сообщениями СМИ. На мой взгляд то, что предлагается механизм согласования фактически любой публичной просветительской лекции, встречи, мастер-класса нереализуемо, просто в силу массива проводимых мероприятий. Если всё это согласовывать, согласующие органы покроются толстым слоем бумаги и всё встанет окончательно. Поэтому честно говоря, меня не пугает. В силу понимания, что вряд ли дойдёт до такого прямо жёсткого следования каждой буковке этого закона. Такая штука, немножко связанная с правоприменительной практикой. Вряд ли это будет касаться просветительских событий, связанных с нашей профессиональной деятельностью, с дизайном, визуальным искусством. Наверное, это некий инструмент ограничения, связанный в большей степени с политическими историями.

А. Петровская ― Аслан, с вашей точки зрения: если вдруг коснётся вас в полной мере, ведь даже до абсурда в каких-то местах может дойти – это сильно затормозит развитие цели по третьей миссии университета?

А. Кагиев ― Конечно, затормозит, если дойдёт до абсурда. Но я предлагаю дождаться первых понятных и внятных обсуждаемых текстов для того, чтобы делать какие-то выводы. Мне не кажется, что действительно дойдёт до абсурда, в целом ситуация. Думаю, что этот закон в меньшей степени затронет именно просветительскую деятельность университетов, государственных учреждений и так далее. Мне кажется, здесь изначально посыл про какие-то другие объединения, которые влияют неправильным, можно сказать, образом, на молодые умы. Посмотрим, что из этого получится.

А. Петровская ― С чьей-то точки зрения.

А. Кагиев ― С чьей-то точки зрения.

Д. Харшак ― С точки зрения законодателей.

А. Петровская ― Хорошо. Я смотрю, у нас в студии собрались бесстрашные люди, не боящиеся закона о просвещении, который уже принят. Но дальше в этот рамочный закон будут вписывать все детали, которые, я думаю, в ближайшее время мы с вами узнаем. Сейчас у нас перерыв на московские новости, через несколько минут мы вернёмся в студию и продолжим говорить о третьей миссии университетов. Думаю, что теперь сосредоточимся на инфраструктуре и конкретных объектах – как университет (как здание, как объект) влияет на городскую среду.

А. Петровская ― У микрофона Александра Петровская. Продолжаем программу «Магистрат», и говорим мы о третьей миссии университетов. Напоминаю, что у нас в гостях Сергей Бочаров, ректор Алтайского государственного университета; Аслан Кагиев, заместитель директора Высшей школы экономики в Петербурге; и Дмитрий Харшак, академический руководитель образовательной программы «Дизайн», руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, учредитель и главный редактор журнала «Проектор». Ещё раз приветствую гостей.

Мы с вами пообещали, что после московских новостей вернёмся к инфраструктурной части влияния университетов на среду. Поскольку мы в Петербурге, я всё время обращаюсь к петербургским примерам. У нас есть два примера, которые мне приходят на ум из недавних и громко обсуждаемых: это постоянный переезд СПбГУ, который переезжает, но не переезжает, и создание Хайпарка ИТМО, который стоится, но пока не построился. Два отличных примера, по которым много споров и разговоров. С вашей точки зрения, может быть, профессиональная и личная позиция: что правильнее и нужнее для города, особенно такого, как Петербург? Городской университет или академическая деревня, общий кампус?

А. Кагиев ― Я приведу пример Вышки, который есть у нас в Питере, особенно если рассматривать в историческом контексте. Совсем недавно Вышка переехала на Кантемировскую, которая находится через дорогу отсюда.

А. Петровская ― Красиво у вас там, да.

А. Кагиев ― Это фабрика XIX века, историческое здание. И вместе с Вышкой, понятное дело, приехали студенты. И теперь это не просто промышленный район города Санкт-Петербурга, как было до этого, если взять именно ту часть города. Это теперь яркие студенческие массы, которые так или иначе получают образование. В связи с этим подтянулся и рынок, который касается кафе, заведений различных и так далее. Много чего интересного появляется именно в этой среде. Есть разные концепции, здесь неправильно выбирать, что из этого верно, а что неверно, что лучше, а что хуже, потому что университет может развиваться и таким образом, в городе, а может и за пределами. Здесь надо искать каждое решение в определённых городах.

Если брать Питер, так исторически сложилось, что это действительно университетский город, и будет, на мой взгляд, совершенно неправильно, если все университеты переедут куда-то в деревенский формат и будут жить своей жизнью. Потому что город без молодых и амбициозных внутри этого города, мягко говоря, начнёт становиться, конечно же, культурной столицей, но более взрослых людей.

А. Петровская ― То есть, если брать конкретный кейс СПбГУ, вы бы отстаивали позицию, чтобы университет оставался в черте города?

А. Кагиев ― Я бы не отстаивал, чтобы конкретно СПбГУ оставался. Пусть они сами решают, чего хотят, но я бы предложил, чтобы Васильевский остров всё-таки ассоциировался именно с университетским островом, потому что, на мой взгляд, такая правильная черта Санкт-Петербурга – то, что все знают, что это именно студенты университета.

А. Петровская ― Засчитаем за «да».

А. Кагиев ― Какие вы острые вопросы задаёте!

Д. Харшак ― Для меня в случае с Санкт-Петербургом ответ однозначный: очень многие здания, в которых расположены наши ведущие, известные на весь мир учебные заведения, изначально строились как университетские корпуса. Я опять же про свою отрасль – это и здание Академии художеств на Васильевском острове, и здание училища барона Штиглица на Соляном переулке.

А. Петровская ― Там вообще волшебное место.

Д. Харшак ― Да, это моя альма-матер. Горжусь причастностью не только как студент, но и как преподаватель в своё время. И, безусловно, СПбГУ – здание Двенадцати коллегий, хоть изначально оно не строилось как университетское, но уже долгие годы известно, естественно, как главная локация СПбГУ. И мне кажется, что ценность исторического центра Санкт-Петербурга должна включать в себя университетские сообщества, здания и эту жизнь, которую привносит университет. В случае, наверное, с городами, в которых исторический центр не является объектом мирового культурного наследия, этот вопрос не стоял бы так остро. Просто дело в том, что, возможно, в неких региональных центрах университет является как бы центром, который формирует среду вокруг себя. Куда поедет университет, там и будет движуха.

У нас несколько иначе. Университетские сообщества и здания инкорпорированы в эту архитектурную средовую ткань города и являются его неотъемлемой частью. Поэтому я считаю, что, безусловно, университеты должны сейчас оставаться на тех исторических местах, которые они занимают на сегодняшний день. Должны появляться новые центры, поскольку университеты развиваются даже чисто количественно уже. Многие здания не могут вместить в себя всех тех студентов, которые приезжают в Санкт-Петербург получать высшее образование, и экспансия неизбежна. Но мне кажется, что университеты – это неотъемлемая наша питерская история.

А. Петровская ― Сергей Николаевич, я хочу к вам обратиться и попросить построить свой ответ не только с точки зрения вашего опыта и опыта региона, а с точки зрения ещё и экономической обоснованности присутствия университетов в городе или за его пределами.

С. Бочаров ― Я продолжу ту мысль, которую коллеги сейчас транслировали. Фактически наш университет – это тоже университет распределённого кампуса. То есть, это не отдельно выделенный, а тот, который находится в городских кварталах. Тут надо ставить вопрос, что выгоднее студентам. Им такой кампус выгоден с разных точек зрения. Во-первых, у нас рядом находится театр драмы, буквально в ста метрах.

А. Петровская ― Можно лекции прогуливать.

С. Бочаров ― Можно культурную жизнь проводить, просто выйдя из стен университета. Через квартал находится краевая библиотека, рядом – точки питания и так далее. То есть, за счёт городских объектов университет фактически компенсирует, может быть, некоторое отсутствие некоторых объектов на своём кампусе. С другой стороны, раз мы находимся в городских кварталах, у нас есть концертный зал, университетский дворик, зал учёного совета, где проводятся все совещания. И музей, кстати сказать: нам предстоит «Ночь музеев», и все наши 6 музеев задействованы во всех культурных мероприятиях.

А если возвращаться к экономике, то скажу, что проводили подсчёты, сколько примерно тратят студенты на проживание. Высшая школа экономики, кстати, проводила исследования – немножко устаревшие, по-моему, 2016 года. Они говорили, что 14 000 рублей в месяц в среднем один иногородний или иностранный студент тратил на то, чтобы обеспечить свои нужды. Если посмотреть, что у нас 1700 иностранных студентов, а иногородние студенты поступают фактически из 50 регионов, то тот объём средств, который они вливают в городскую экономику, сопоставим на самом деле с бюджетом города Барнаула.

Когда города выбирают стратегию на развитие университетов, то они очень серьёзно подстёгивают именно городскую экономику, потому что это питание, одежда. Они, кстати, выступают в качестве рабочей силы, потому что многие ребята идут работать. Поэтому когда в город приходят университеты, это оживляет экономику по всем направлениям.

А. Петровская ― У меня знаете ещё какой вопрос. Продолжая то, о чём Аслан говорил, что к университету подтягивается, естественно, рынок жилья — нужно снимать, сдавать, покупать и так далее, также вы сказали про точки общепита, может быть, какие-то негосударственные театры и прочее – то есть, такой центр силы. Это экономически тоже является неким драйвером для развития конкретной области внутри города или за его пределами? Здесь есть какие-то оценки?

С. Бочаров ― Можно сказать, что в рамках городской мэрии у нас проводились совещания, где вывод был такой, что экономику города можно спасти только через развитие экспортных производств. На что мы, представители университета, сказали: «Слушайте, так вот вам экспорт – это экспорт образования». И фактически это действительно одно из направлений развития нашего региона. Если посмотреть Алтайский край, то мы в год теряем примерно 11 000 естественной убыли населения. Если посмотреть внутрироссийскую миграцию, отрицательный баланс тоже примерно 10 000 человек в год. Получается, регион теряет людей.

И конечно, нам нужно выстроить заслоны с помощью того, что мы создаём условия для развития студенчества, создаются рабочие места благодаря тому, что университет является заказчиком и поставщиком. Кстати сказать, мы входим примерно на 50-е позиции самых крупных налогоплательщиков Алтайского края. То есть, университеты действительно создают очень серьёзную экономическую основу для развития города.

А. Петровская ― У нас буквально 30 секунд остаётся до завершения программы. У меня короткий вопрос из серии «да – нет». С вашей точки зрения, как людей, занимающих ведущие позиции в отрасли, сегодня государство понимает важность этой миссии и общую стратегию развития университетского образования?

Д. Харшак ― На уровне Санкт-Петербурга я вижу, что это понимание есть. Буквально вчера в той секции конференции, которую я вёл, по развитию городской среды, был вице-губернатор Владимир Николаевич Княгинин. В моём понимании, это человек, олицетворяющий власть, которая топит за дизайн. Мне кажется, что да.

А. Петровская ― Сергей Николаевич, да, нет?

С. Бочаров ― Скорее да. Вопрос только в том, есть ли ресурсная поддержка за этим словом.

А. Петровская ― Ключевое, я бы сказала. Спасибо. На этом программа «Магистрат» завершена, хорошего дня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *