что такое третий ренессанс
Мирзиеев против Сталина и за «Третий Ренессанс» Узбекистана
Лидер постсоветской республики неожиданно решил увековечить память всех жертв политических репрессий 30-х годов. Зачем ему это нужно?
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, конечно, человек восточный и далеко не простой. Но, как показали неполные четыре года его правления, он выгодно отличается от других глав государств Центральной Азии. Можно, конечно, поспорить — показные ли его уравновешенность, дипломатичность и «светскость», но факт остается фактом: прежде закрытый Узбекистан с разными фанабериями его «верхушки», сложными отношениями с соседями и практически никакими свободами стал быстро меняться. Более того, страна имеет реальные, в том числе интеллектуальные возможности потеснить Казахстан, не говоря уже о других государствах ЦА, и стать лидером своего региона.
«Эти люди были настоящими лидерами, передовыми представителями интеллигенции, лучшими литераторами и деятелями культуры — словом, цветом нашей нации. … Какие великие дела они бы совершили во имя развития Родины, науки, экономики, культуры и литературы, какой бы прорыв сделал наш народ, если бы они не были репрессированы!» — сказал узбекский лидер. Он поручил провести изыскания по каждому репрессированному, узнать его историю, встретиться с родственниками, издать книги о деятельности жертв сталинского террора, назвать их именами школы и махалли (кварталы, органы местного самоуправления) и т. д., «чтобы наш народ знал и никогда не забывал о прошлом, ценил нынешнюю мирную жизнь».
Инициатива, что называется, сильная — исходя из ее идеологического посыла, предстоящего объема работ, предварительным изысканиям, денежным тратам. Наверное, непросто будет найти 100 тысяч объектов, которым предстоит новые имена. Могут возникнуть и спорные ситуации. Вот, скажем, такая фигура, как Акмаль Икрамов — 1-й секретарь ЦК КП(б) Узбекистана на протяжении восьми лет, расстрелянный в 1938 году. Жертва? Безусловно. Но с другой стороны — типичный «сталинский палач», член республиканской «тройки», выносившей смертные приговоры. После реабилитации в 1957 году он уже был «увековечен» — его имя получили город, поселок, два района. В постсоветское время всех их переименовали, а что теперь? Заново «переувековечивать» или не надо? Какой будет в данном случае дан ответ на вопрос: жертва он или палач? Так что даже «технологически» тут все непросто.
И, разумеется, нашлись те, кто воспринял заявление Мирзиеева как популистское, а многие почитатели «вождя народов» и вовсе возмутились. Найдутся и те, кто скажут, что Мирзиеев сделал заявление для «демократического Запада» — дескать, чтоб его там похвалили и «не трогали». В общем, шляпу перед президентом Узбекистана снимет не каждый.
Но, заметим, похвала Запада еще не гарантирует его невмешательства во внутренние дела страны, вплоть до «бархатных» и всяких «цветочных» переворотов, так что, вполне возможно, Мирзиеев говорит все это, в первую очередь, для внутренней аудитории. Давая своего рода обязательство, что в период его правления культа личности в Узбекистане не будет, и что «царьком» он не станет, чем грешат лидеры стран Востока.
Еще один плюс Мирзиееву: он, в отличие от некоторых других своих коллег по постсоветскому пространству, не оплевал своего предшественника — Ислама Каримова. В начале сентября, в очередную годовщину его смерти, возложил венок к подножию монумента первого президента, отдав тем самым дань уважения его памяти.
Ранее в своем выступлении по случаю Дня независимости республики он подчеркнул, что государственная независимость Узбекистана была достигнута именно под руководством Каримова, и «это было событием исключительной значимости, воплотившем в жизнь эту многовековую мечту». Примеру Мирзиеева последовали не только высокопоставленные лица республики, но и простые люди. Как тут не сделать акцент на важности «личного примера», ставшего неким клише, однако имеющим особое звучание и влияние, когда он исходит от первого лица государства.
Но сегодняшний Узбекистан — это уже не Узбекистан Каримова, и это означает, что Мирзиеев во многом был с ним не согласен, однако и достоинств его не умалил. Для этого, конечно, надо быть личностью. И личность эта, кстати, сделала еще одно очень громкое заявление: в Узбекистане закладывается «фундамент» новой эпохи Возрождения — «Третьего Ренессанса». Такая «заявка» может вызвать скептическую улыбку, но если вдуматься, в словах Мирзиеева много реальных опор для подобного «соискательства», а не только пафос и восточное бахвальство.
Потому что Узбекистан, при всех издержках текущего периода, произросших, в том числе, из предыдущей эпохи, факторов геополитики, глобального экономического кризиса, стихийных бедствий и техногенных катастроф, становится совсем другим государством. Уже не задворками Центральной Азии, а ее лидером.
В чем успех Мирзиеева, по крайней мере, на данном этапе? Он дал людям вздохнуть от жесткого диктата и всевозможных табу; ведет выверенную внешнюю политику, не бросаясь из одной крайности в другую; проводит экономические и иные реформы и, по крайней мере, демонстрирует уважение к людям. Без накладок, конечно, не обходится, но если этот курс продолжится, то «Третий Ренессанс» уже не будет лишь трескучей и смешной фразой «восточного правителя».
Что такое Третий Ренессанс?
Президент Шавкат Мирзиёев в своем интервью пояснил, что означают концепции Третьего Ренессанса и Нового Узбекистана.
Президент Шавкат Мирзиёев в своем интервью газете «Янги Узбекистон» пояснил, что означают концепции Третьего Ренессанса и Нового Узбекистана.
«Слово „новый“ для нас имеет особое значение. Вспомним, к примеру, что один из старейших наших праздников называется Навруз — Новый день. Ценности и традиции, связанные с этим древним праздником, настолько укоренились в нашей жизни, что на протяжении веков наш народ жил с доброй надеждой и мечтой о том, чтобы, как говорил великий поэт и мыслитель Алишер Навои, каждый наш день был как Навруз», — отметил президент.
«В начале прошлого века наши предки, ведомые идеями патриотизма и национального прогресса, смело вступили на арену борьбы под флагом джадидизма — движения за обновление и свободу, справедливость и равенство, науку и просвещение, а также национальное самосознание», — продолжил Шавкат Мирзиёев.
«Целью этих великих людей было вывести народ Туркестана, попавший в омут невежества и отсталости, на путь всеобщего развития, вооружив его светской наукой и передовыми профессиями. Основанные джадидами школы нового типа, театры, библиотеки и музеи, газеты и журналы, а также благотворительные общества для отправки туркестанских детей на учебу за границу, пробудили наш народ от векового невежества и придали ему беспрецедентную силу для национально-освободительного движения», — рассказал он.
«К сожалению, установление в нашей стране большевистской диктатуры, продолжение царской колониальной политики в новой формации не позволили нашим просвещенным предкам полностью реализовать свои цели. Но их благородные устремления сохранились в крови и исторической памяти нашего народа и живы до сих пор», — заявил Шавкат Мирзиёев.
«Не будет ошибкой сказать, что идея „Нового Узбекистана“, которая заняла глубокое место в сердцах нашего народа и сегодня становится общенациональным движением, зиждется на мечтах и чаяниях наших великих предков, усилиями которых в нашей национальной истории наступила первая, а потом и вторая эпоха Возрождения», — отметил президент.
По словам главы государства, территория современного Узбекистана в древности была колыбелью двух великих эпох возрождения — Первого (просветительского — ) и Второго (темуридского — ) Ренессансов. «Это исторический факт, доказанный и признанный мировой наукой», — добавил президент.
«В настоящее время в нашей стране происходит еще один важный процесс возрождения. Поэтому слова „Новый Узбекистан“ и „Третий Ренессанс“ гармонично перекликаются с нашей жизнью и вдохновляют наш народ на великие цели», — резюмировал Шавкат Мирзиёев.
Что такое третий ренессанс
Городские парки в Ангрене, шахтерско-промышленном городе в 114 километрах от Ташкента по дороге в сторону Ферганской долины, быстрыми темпами перепрофилируются в пастбища для скота, откуда исчезают последние остатки построенных еще в советское время аттракционов. Окончательная деградация «зеленого» общественного пространства, пережившего даже тяжелые 1990-2000-е годы, просходит прямо сейчас, в эти дни, при нынешнем руководстве города, назначенном президентом Шавкатом Мирзиёевым.
Формально здесь наличествуют целых три парка и небольшой сквер, где некогда стоял памятник курсантам Ташкентского военного училища, погибшим в бою с басмачами. Или два парка; второй, носивший имя одного из первых руководителей Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева, разделяется пополам дорогой, ведущей к базару. В скверик я не заглядывал, а изменения в парковых зонах весьма впечатляют.
В 2015 году я снимал фоторепортаж о гуляниях выпускников школ по поводу «последнего звонка» в ангренском парке культуры и отдыха, где доживает свои дни самолет Як-40, подаренный городу в конце 1980-х, символизируя успехи отечественного авиастроения (позже в нем были кафе и видеосалон). Об ухоженности парка говорить уже не приходилось, но в целом всё работало.
Вот что тогда там было:
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Май 2015 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Май 2015 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Май 2015 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Май 2015 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Май 2015 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Май 2015 года
Так он выглядит сейчас:
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Ноябрь 2021 года
Карусель с цепочками. Ноябрь 2021 года
Колесо обозрения. Ноябрь 2021 года
Колесо обозрения. Ноябрь 2021 года
Колесо обозрения. Ноябрь 2021 года
Колесо обозрения. Ноябрь 2021 года
Карусель. Ноябрь 2021 года
Качели-лодочки. Ноябрь 2021 года
Карусель. Ноябрь 2021 года
Трибуна для выступлений. Ноябрь 2021 года
Карусель-колесо. Ноябрь 2021 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Ноябрь 2021 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Ноябрь 2021 года
Парк культуры и отдыха в Ангрене. Ноябрь 2021 года
В другом городском парке, начинающемся за зданием городской администрации и «разрезанном» дорогой, после того как как в 2017 году по указанию властей был снесен памятник Юлдашу Ахунбабаеву, ничего не изменилось.
Пьедестал памятника Юлдашу Ахунбабаеву, ноябрь 2021
Время замерло: так же стоит разрисованный граффити пъедестал общественного деятеля, так же продолжают рассыпаться ведущие к нему ступени, так же отсутствуют скамейки (уже рассыпавшиеся), а жители частного сектора точно так же пасут в нем своих коров и многочисленные стада баранов. Кроме пьедестала, в парке ничего нет. По-моему, ни один из чиновников в последние годы сюда не заглядывал. Властям это не нужно.
При этом деньги в городе явно водятся: в нем строятся какие-то коммерческие объекты, возле недавно перестроенного базара кипит жизнь, открылась пара супермаркетов. Да и угольный разрез, неподалеку от которого в 1940-е возник Ангрен, по-прежнему выдает продукцию.
Почему же руководство города не бережет парки, не охраняет, не благоустраивает их, как это делается со всеми парками мира, да и Узбекистана, в целом, тоже? Ведь это его прямая обязанность? Ответ лишь один: ему на это наплевать.
В чем же выразился этот самый труд? В доведении до уничтожения городских парков? В любом городе планеты его погнали бы за это грязными тряпками. Но только не в Узбекистане. Парки для Мирзиёева, как нам известно по примеру Ташкента, не имеют никакой ценности. Отдан под застройку парк «Гульшан» в Мирзо-Улугбекском районе, полностью застроен небольшой парк на массиве Спутник, тупо, по-идиотски испоганен Национальный парк Узбекистана имени Навои («Комсомольское озеро»), целенаправленно уничтожаются зеленые зоны. Чем же сумел угодить ему ангренский градоначальник, что стоящего произошло за время его правления?
Была закончена длившаяся много лет реконструкция городского рынка, возле которого возник супермаркет «Корзинка». Было восстановлено несколько бесхозных четырех- и девятиэтажек. И это, пожалуй, всё.
И реконструкция рынка, и восстановление домов велись по плану – этим занимались и предшественники Шукуруллы Махмудова, так что ничего выдающегося в этом нет. Поэтому важна только «Корзинка». Из той самой сети супермаркетов, которой формально владеет Зафар Хашимов (то ли родственник жены Мирзиёева, то ли не родственник), но которая однозначно «крышуется» президентом Узбекистана. Назначаемые им хокимы-градоначальники выделяют «Корзинкам» лучшие участки земли в своих городах, в некоторых случаях даже снося базары – чтобы загнать внутрь всех потенциальных покупателей (это произошло на массиве Сергели в Ташкенте). Они никогда не стали бы так стараться, чтобы услужить простому предпринимателю, хоть и богатому. Поэтому мы можем точно сказать, за какие заслуги хоким Махмудов получил медаль – за повышение благосостояния семьи президента. А какие-то там парки-шмарки в этом дискурсе совершенно не важны.
Может, поэтому в июне и арестовали двух местных активисток, 69-летнюю Каромат Аширову и ее сподвижницу 45-летнюю Зухру Абдурахманову; первая из них активно писала жалобы президенту Мирзиёеву. В одной из них говорилось, что городские власти возле перестроенного недавно базара на месте предусмотренной Генпланом автопарковки (возле базара всегда строится автопарковка) построили супермаркет. Бедная женщина не знала, что именно за это хоким получил свою награду, а заодно и защиту от уголовного преследования. И она, и ее подруга находятся под стражей уже пять месяцев.
Что касается автостоянки, то Аширова оказалась права: отдельного места возле базара для нее не нашлось и многочисленные автомобили плюс «маршрутки» теснятся на двух площадках перед магазинами по обеим сторонам дороги.
Как видим, всё настолько примитивно, что трудно поверить, что в жизни такое бывает, буквально как где-нибудь в Африке. Ну, или в известной поговорке – ты мне, я тебе…
Новый Узбекистан и третий Ренессанс
Восточный Ренессанс и Центральная Азия
Обратимся к историческим примерам.
Наш великий предок Абу Али ибн Сино выучил Коран наизусть в четыре года. Один из величайших ученых мира и создатель науки о хадисах Имам Бухари исправил ошибку в трудах своего наставника ад-Дохили в возрасте 11 лет. Великий поэт и мыслитель Алишер Навои начал писать стихи в шесть лет и выучил наизусть «Мантик ут-тайр» («Язык птиц») Фаридиддина Аттара. Поэт и правитель Захириддин Мухаммад Бабур взошел на трон в возрасте 12 лет.
Что такое ренессанс?
Главные признаки Ренессанса проявляются в уходе от догматизма, невежества и фанатизма в мышлении и науке, прославлении человека, раскрытии таланта и возможностей умственной деятельности, горячем воспевании мелодии жизни и мирской красоты в литературе и искусстве, борьбе за свободы человека.
В результате создаются великолепные произведения искусства, демонстрирующие силу творчества и мышления, строятся великолепные архитектурные сооружения и развивается наука.
Центрально-Азиатский регион, в том числе территория современного Узбекистана, существовал в истории как древняя колыбель науки, культуры и искусства. Информация об этом также имеется в доисламских источниках. В частности, в «Авесте» выдвинуты передовые для того времени идеи о духовной среде, науке, образовании и воспитании, государственно-правовых институтах. Можно констатировать, что регион сыграл важную роль в мировом Ренессансе, ведь зороастрийское или авестийское право на тысячелетие предвосхищало развитие римского права.
Первый Восточный Ренессанс
Согласно историческим источникам, к концу X века в Самарканде насчитывалось 17 медресе. Наряду с исламским учением в них преподавались светские науки. В свое время в Самарканде учился Омар Хайям, известный не только как поэт, но и философ и астроном.
Второй Восточный Ренессанс
Богатое наследие многих мыслителей, таких как Алишер Навои, Али Кушчи, Салахуддин-Муса-бин-Махмуд (Казы-Заде), Муин-ад-Дин, Мансур-Каши, Мухаммед Бирджанди, Мерием Челеби, играет важную роль не только в духовном развитии нашего региона, но и истории мировой цивилизации.
Отдельно хотелось бы остановиться еще на одном вопросе. Дело в том, что 8 октября 2018 года в ходе своего первого официального визита во Францию Президент Узбекистана встретился с Генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и во время встречи выдвинул инициативу перевода шеститомного труда «История цивилизации Центральной Азии» на узбекский язык. Глава ЮНЕСКО одобрила идею.
В написании этого фундаментального труда принимали участие и известные узбекские ученые. Также в четвертом томе произведения большое место отводится империи Амира Темура и истории, культуре, искусству эпохи Темуридов. Поэтому перевод и издание этих книг на узбекском языке имеют большое значение.
Сегодня мы стоим на пороге третьего периода Ренессанса. Если вникать в суть подписанных в последние четыре года законов, Указов и постановлений Президента Узбекистана о развитии просвещения, науки и образования, утвержденных Государственных программ, выдвинутых новых инициатив, то ни у кого не возникнет сомнений в том, что следующим центром Ренессанса просвещения является Узбекистан.
Узбекистан становится новым центром Ренессанса
Позитивное отношение к воспитанию человека в нашей стране имеет давнюю традицию. В больших и малых городах с IX-X веков функционировали многочисленные школы и медресе. История первого открытого высшего учебного заведения тоже многовековая.
В последующий период историки, ученые, деятели науки, международные эксперты отмечают, что первый камень в фундамент нынешнего Самаркандского государственного университета был заложен еще в средние века и вуз является преемником Мадрасаи олия Мирзо Улугбека.
Мы унаследовали около 100 тысяч рукописей и литографий от великих предков, которые учились в этих медресе. Сотни рукописей возвращены в республику за последние два-три года по инициативе Президента. Кроме того, найдены многие книги наших просвещенных предков и переданы в соответствующие научные учреждения.
Если проанализировать эти рукописи, то можно проследить, что большинство из них опираются на научные основы, то есть касаются фундаментальных наук: черчения, математики, биологии, анатомии, теологии.
В раннем периоде Средневековья великие научные идеи и открытия наших великих предков в области истории, географии, философии, культуры и искусства, архитектуры, государственного и общественного строительства, правоведения, а также конкретных наук, таких как математика, астрономия, физика, химия, геодезия, минералогия, фармакология, медицина, способствовали коренным изменениям в развитии мировой науки и цивилизации.
А мы, к сожалению, много лет не изучали это богатое наследие, не довели до совершенства те открытия, которые начали наши великие ученые и мыслители. Они всегда оставались верны своему долгу на пути к науке, идеям гуманизма и просвещения.
Сегодня их огромное научное наследие активно изучается учеными европейских и других стран мира. Когда об этом идет речь, следует особо отметить, что в 1994 году по инициативе правительства Узбекистана и ЮНЕСКО широко отмечалось в штаб-квартире этой международной организации в Париже 600-летие со дня рождения Мирзо Улугбека. Даже на примере этого престижного мероприятия, которое стало первой крупной международной научной конференцией в первый период независимости, можем быть уверены в высоком уровне признания научного наследия нашего великого предка в мире.
Удивляющее сегодня весь мир научное наследие наших предков является духовным достоянием не только нации или народа, но и всего человечества. Не подлежит сомнению и то, что бесценное богатство послужит источником мудрости и знаний для последующих поколений, а главное, прочной основой для новых открытий.
Исторический факт заключается в том, что количество ученых любой страны, внесших вклад в мировую цивилизацию, не так велико, как количество ученых, выросших в Узбекистане. У нас есть моральное право гордиться этим.
Локомотив наращивания потенциала
Следует особо отметить, что Президент Узбекистана, в частности, в своем выступлении в сентябре 2017 года на первом саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) по науке и технологиям обратил внимание на то, что многие страны мусульманского мира значительно отстают от развитых стран в области науки и технологий.
На этой конференции глава нашего государства полностью поддержал десятилетнюю программу действий ОИС на 2016-2025 годы и выдвинул ряд инициатив в этом направлении. Сегодня большая их часть реализована.
В частности, к ним относятся практические предложения по созданию Международного исламского центра молодых ученых, который позволит обмениваться знаниями и опытом, проводить совместные исследования, организации международной олимпиады среди молодых математиков, посвященной памяти Аль-Хорезми в Узбекистане, учреждению специальной награды Организации исламского сотрудничества по достойному награждению за научные достижения мусульманского мира и продвижению их на международном уровне.
В стране созданы международные исследовательские центры Имама Бухари, Имама Термизи и Имама Матуриди, Центр исламской цивилизации и Международная исламская академия Узбекистана. В регионах открыты школы, где изучают Коран, акиды, суфизм, фикх и хадисы.
Сегодня с учетом того актуального призыва разрабатываются новые законы, государственные программы и «дорожные карты», которые служат многогранному развитию страны: обеспечению устойчивыми инновациями, экономическому, политическому, духовному, нравственному и правовому совершенствованию.
Об этом свидетельствует и тот факт, что за прошедший короткий период принят ряд важных Указов и постановлений Президента, направленных на повышение эффективности и коммерциализацию научно-исследовательских работ. В настоящее время в республике реализуется Программа комплексных мер по укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности на 2017-2021 годы.
В стране принят и последовательно претворяется в жизнь Закон «О науке и научной деятельности» от 29 октября 2019 года.
Наука должна быть конкурентоспособной в мировом масштабе
Глубоко символично то, что первая встреча главы государства с общественностью в качестве Президента состоялась 30 декабря 2016 года именно с академиками и представителями науки страны. В свою очередь в соответствии с Указом Президента «Об утверждении действительных членов Академии наук Республики Узбекистан», принятым 29 декабря 2017 года, утверждены 32 новых действительных члена Академии наук.
В ряды новых академиков вошли видные ученые страны в области физики, математики, химии, биологии, технологий, сельского хозяйства, истории, экономики, филологии, юридических наук, педагогики, медицинских наук и искусствоведения.
Обратите внимание, что до этого последние выборы в фактический состав Академии наук Узбекистана состоялись в 1995 году. В результате количество академиков в стране за предыдущий период сократилось более чем в два раза и остались только 63 действительных члена АН. Об этом свидетельствует восстановление деятельности ряда научно-исследовательских институтов и центров в структуре Академии наук, которая по праву занимает особое место как лидер фундаментальной науки нашей страны. В частности, в состав Академии наук возвращены девять научно-исследовательских институтов и реорганизован ряд научных учреждений. Создается Институт государства и права Академии наук. Созданы три отделения Академии наук и Навоийское отделение АН.
С другой стороны, заново ожила Академия наук Узбекистана, научная и практическая деятельность которой угасала год за годом, месяц за месяцем, день за днем. Поэтому похвально, что за короткий срок приняты чрезвычайно важные практические меры, чтобы вывести Академию наук из реанимации и вернуть ее к здоровой, полноценной деятельности.
Словом, ведется масштабная работа по инновационному развитию республики, чтобы она до 2030 года вошла в топ-50 стран в Глобальном инновационном индексе. Как отметил Президент, Узбекистан должен стать конкурентоспособным на мировой арене в области науки, интеллектуального потенциала, современных кадров, высоких технологий.
В результате за последние четыре года в стране создано 43 новых высших учебных заведения, а их число достигло 121. В текущем году около полутора миллионов молодых людей подали документы для поступления в вузы. Это на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Огромные изменения происходят и в системе детских садов и школ, которые играют решающую роль в воспитании подрастающего поколения. Беспрерывно продолжается работа по созданию Президентских, специализированных и творческих школ, внедрению программы «Современная школа». С текущего учебного года в общеобразовательных школах будет преподаваться предмет «Воспитание».
В республике 2020-й объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Учитывая потенциал ранее сформировавшихся научных школ в стране, в этом году выбрано развитие математики, химии, биологии, геологии исходя из направлений национальных интересов и развития на современном этапе. Это неспроста: потенциал Узбекистана в области математики признан на мировом уровне. Кроме того, сформировались и эффективно работают наши престижные школы функционального анализа и дифференциальных уравнений, теории вероятностей и алгебры. Семеро узбекистанских ученых-математиков являются членами Всемирной Академии наук.
Совместные научные проекты реализуются в сотрудничестве с ведущими научными центрами зарубежной науки, в частности, в таких крупных городах, как Бонн, Кембридж, Париж, Сеул.
Так, на территории Студенческого городка в столице на основе современных требований строится новое здание Института математики имени В.И. Романовского Академии наук.
Молодежь, которая будет учиться в самых современных учебных заведениях, по выражению Президента страны, является «золотым фондом» Узбекистана. Это говорит о том, что у нас есть все для формирования новых Хорезми, Ибн Сино, Улугбеков, а следовательно и заложен фундамент новой эпохи Ренессанса в Узбекистане.
Главной целью государства и общества в Узбекистане остается полноценная реализация талантов и способностей наших детей, их благородных устремлений, повышение их социальной активности, создание необходимых условий для обретения достойного места в жизни.
Акмал Саидов.
Академик.