что такое тренога на дороге
Что нужно знать о мобильных камерах на треногах
Откуда взялись частные камеры на дорогах, сколько владельцы получают с каждого нарушения, почему они стоят без предупреждающих знаков и чем рискуют.
Уходящее лето запомнится автомобилистам огромным количеством новых камер на дорогах. Системы видеофиксации удивили дачников, появившись даже в маленьких населенных пунктах и на локальных дорогах, причем львиную долю камер составили мобильные комплексы, установкой и обслуживанием которых занимаются частные компании. Однако такие комплексы являются законными, а места их установки в обязательном порядке согласовываются.
ГИБДД не занимается установкой камер, неоднократно заявлял глава Госавтоинспекции Михаил Черников. По его словам, еще пять лет назад все комплексы видеофиксации в России были переданы на балансы регионов. По закону, частная компания может заключить госконтракт с регионом, за свой счет установить камеры и получать фиксированную сумму с каждого выписанного штрафа.
В Подмосковье помимо комплексов государственного Центра безопасности дорожного движения работают камеры, обслуживающиеся компанией «МВС Груп». Несколько лет назад она заключила с правительством Московской области концессионное соглашение и стала самым крупным эксплуатантом камер в регионе. В течение 2018 г. общее число камер в Подмосковье должно достигнуть 20 тыс. — как стационарных, так и мобильных.
Аутсорсинг мобильных комплексов фиксации нарушений — мировая практика, объясняет автоэксперт и партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его словам, далеко не каждый регион может содержать на балансе такие комплексы, а истории о частниках, купивших или взявших в аренду одну камеру — вообще миф.
«Учитывая стоимость треноги, затраты на обслуживание и отправку постановлений о штрафе нарушителю, простой гражданин вряд ли сможет себе позволить такой бизнес», — уточняет Моржаретто. Например, самый распространенный фоторадар «Крис-П» в комплекте с мобильным постом и блоком передачи данных в сумме стоит около 700 тыс. рублей. А стоимость более новых устройство типа «Кордон» доходит до 2 млн руб. в зависимости от комплектации.
С каждого штрафа владелец камеры получает фиксированную премию вне зависимости от его размера. В Подмосковье эта сумма составляет 233 рубля. Средняя сумма оплачиваемого штрафа с учетом 50-процентной скидки составляет 340 руб., то есть в бюджет региона попадает чуть более 100 рублей.
В день подмосковный Центр безопасности движения фиксирует от 50 до 70 тыс. нарушений. Заместитель директора центра Виктор Марков в интервью НТВ рассказал, что результатами доволен, поскольку аварийность на дорогах Подмосковья снизилась более, чем на 10%. От штрафов обслуживающая организация получает более 11 млн руб. в день, существенная часть которых идет на содержание камер и персонала. В итоге, по официальным данным, главный подмосковный оператор камер за полгода заработал «всего» 250 млн рублей.
С другой стороны, те же камеры без затрат государства пополняют бюджет области ежедневно примерно на 5 млн рублей. Доходит до того, говорит Игорь Моржаретто, что эти деньги заранее закладываются в бюджеты, что неправильно.Подробнее на Autonews
«С одной стороны, количество ДТП уменьшается в частности потому, что появились камеры. С другой стороны, в регионах штрафы становятся статьями пополнения бюджета, который теперь зависит от числа нарушителей», — возмущается эксперт, добавляя, что уже есть законопроект об отправке собранных штрафов только в дорожные фонды, а не местные бюджеты.
Еще один миф — маскировка радаров ради увеличения заработков. Место установки каждой мобильной камеры должно быть утверждено начальником ГИБДД района, объясняет автоюрист Сергей Смирнов, и это, как правило, наиболее аварийные участки дорог. Прятать камеры запрещается, как и ставить их за перегибами дорог или в поворотах.
Согласно инструкции по эксплуатации, радар может контролировать прямолинейный участок дороги длиной 50–60 метров. Та же инструкция регламентирует максимально допустимое расстояние от датчика камеры до проезжей части: до 5 м для контроля 3–4 полосы дороги, до 9 м — для 2–3 полосы, до 13 м — для 1–2 полосы и до 17 м — для контроля 1 полосы. При этом до края первой полосы должно быть не менее 3 м, а угол поворота камеры к дороге настраивается по специальной линии ориентира, которая должна проходить параллельно кромке дороги.
У каждого оператора должно быть свидетельство о поверке камеры и документ с визой руководителя местного подразделения ГИБДД, в котором утверждается место размещения камеры.
Ранее депутат Госдумы Александр Старовойтов внёс предложение об обязательной установке предупреждающих знаков даже перед мобильными комплексами видеофиксации, но пока места установки камер на треногах не обозначаются знаками и часто становятся для водителей полной неожиданностью. Административный регламент МВД России тоже не требует обязательного уведомления водителей о местах размещения средств автоматической фиксации.
С другой стороны, статья 8.23 ПДД требует применения знака «Видеофиксация» для устройств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фотосъемки или видеозаписи. Но противоречия нет, объясняет автоюрист Сергей Смирнов, поскольку ПДД описывает определенные виды дорожных знаков, но не говорит, как и с чем они применяются. А правила применения дорожных знаков определяются ГОСТами.
Именно поэтому требование о предупреждающей табличке распространяется исключительно на стационарные комплексы. «Табличка должна быть, но в правилах применения дорожных знаков эта табличка обязательна только при работе стационарных комплексов автоматической фиксации. До тех пор, пока не будет просто прописано «при работе комплексов видеофиксации», все не стационарное не требует табличек», — объясняет юрист.
Какие радары бывают
Помимо мобильных комплексов, смонтированных в фургонах, в России используется несколько типов переносных камер на треногах. Изначально на дорогах применялись комплексы «Арена», сейчас самыми распространенными являются аппараты «Крис-П» производства компании «Симикон». Они могут работать в обе стороны при любой освещенности, а помимо скорости умеют фиксировать движение по автобусной полосе и проверять номера по базам розыска транспортных средств.
На данный момент «Крис-П» снят с производства, а более новый комплекс «Кордон-М» той же компании умеет также фиксировать движение по обочине и выезд на встречную полосу. Такая камера распознает номерные знаки разных стран мира, включая двустрочные, собирает статистику интенсивности потока, хранит видеоролики по каждому нарушению, может вести видеотрансляцию и передавать данные на серверы центров обработки данных. А вариация «Кордон-Темп» также может фиксировать превышение средней скорости на участке дороги длиной 200 метров.
Фоторадар устанавливается на треноге, а в салоне патрульного автомобиля работает мобильный пост (ноутбук с модулем управления), который получает информацию по проводам или радиоканалу на расстоянии до 1,5 километров. Кроме того, радар может работать и полностью автономно, записывая данные на съемный накопитель.
Если фургоны государственного Центра безопасности дорожного движения с фирменной символикой выглядят вполне официально, то переносные радары на треногах, рядом с которыми обычно стоят частные автомобили, часто вызывают агрессию водителей. Автомобилисты ломают камеры и даже нападают на операторов, которые, по устоявшемуся мнению, могут быть лично заинтересованы в собирании штрафов, а не профилактике нарушений.
Игорь Моржаретто сравнивает деятельность таких активистов с действиями британских дорожных хулиганов и предупреждает о возможных последствиях. Повреждения камер попадают под статью 167 УК РФ, которая предусматривает штраф в размере до 40 тыс. руб., обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Кроме того, виновнику придется возмещать стоимость поврежденной камеры.
Какие нарушения фиксируют камеры на дорогах?
Какие нарушения фиксируют камеры на дорогах? Стационарные — более 15 видов. Треноги — превышение скорости, проезд на красный свет, отсутствие ремней безопасности и т. д. Мобильные — превышение скорости, отклонение от правил парковки, оплаты проезда и т. д. Ниже рассмотрим, что фиксируют такие комплексы на дорогах, и можно ли их быстро распознать.
Какие нарушения фиксируют камеры
Начиная с 2008 года, комплексы фото- и видеофиксации стали более функциональными. Если раньше на них возлагался только контроль скорости, сегодня они способны выявлять множество разных ситуаций с отклонением от правил ПДД. Но для ответа на вопрос, какие нарушения фиксируют камеры видеофиксации на дорогах, стоит учитывать тип таких изделий. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Стационарные
Особенность таких устройств — фиксированная установка возле или над проезжей частью в определенном месте: опора, столбы. Они устанавливаются один раз и не требуют регулярной настройки. Фиксируют нарушения одновременно на нескольких полосах, в том числе и встречного потока. К этой категории относятся устройства типа Стрелка (для стационарного применения), Крис-С, Автоураган, Кордон, Кречет, Робот, Арена-С, Скат и ПКС-4.
В зависимости от типа и от того, как работают камеры на дорогах, спектр фиксируемых нарушений может отличаться. В их число входит:
Определение, какую скорость фиксирует камера на дороге, происходит в момент настройки, с учетом дорожной обстановки и наличия населенного пункта. При этом учитываются требования ПДД. Последнее время такие устройства постоянно совершенствуются, появляются более современные модули. Они способны распознавать и другие виды нарушений, а также сразу накладывать штрафы в автоматическом режиме.
Треноги
В последнее время распространена ситуация, когда многие компании и частные лица, работающие по договору, покупают и устанавливают камеры на дорогах. За каждое выявленное нарушение они получают определенный процент. Такие устройства устанавливаются сбоку трассы с помощью специальных штативов. Они являются передвижными, но место установки обязательно согласовывается с представителями ГИБДД. Также имеется ряд правил, которые должны выполняться при выборе места: отсутствие стационарных камер на этом участке дороге, высокая аварийность участка т. д.
С учетом этого многие спрашивают, что фиксирует тренога на дороге. Многое зависит от модели устройства, к которым относится Стрелка, Крис-П или Аренда. Чаще всего они определяют следующие моменты:
Многие из таких устройств бывают как стационарными, так и передвижными. Первые имеют большую точность и лучший спектр действия. Более подробную информацию, какие нарушения фиксирует тренога на дороге, можно получить из инструкции по эксплуатации.
Мобильные
Такие модели отличаются небольшими габаритами, что позволяет их использовать из автомобиля инспекторов ГИБДД или удерживать вручную на дорогах. Иногда они монтируются в общественном транспорте и фиксируют незаконные действия среди пассажиров, а также позволяют определить нарушителей.
Мобильные виды камер на дороге чаще всего фиксируют следующие нарушения:
В отличие от стационарной техники такие устройства не отправляют «писем счастья». В случае выявления нарушения работники автоинспекции могут наложить штраф самостоятельно.
Мобильные камеры фиксирую нарушения путем следующего применения:
Можно ли визуально определить, на что камера
Чтобы разобраться с определением типа устройства, нужно понимать, как камеры на дорогах фиксируют скорость. Большая часть работает по принципу Доплера. В их конструкции предусматриваются излучатели и радиолокационный приемник. Сначала в поток транспорта отправляется зондирующий импульс, а после принимается его отражение. На многополосных дорожных покрытиях применяются более продвинутые устройства. Они имеют лазерные излучатели, которые отправляют сигнал и принимают отражение.
Чтобы визуально определить, какие нарушения фиксируют камеры на дорогах, нужно уметь определять их тип. К примеру, «Стрелка СТ» нового образца состоит из двух блоков — основного и дополнительного. Они устанавливаются на специальных опорах / столбах. Стрелка «+» имеет более современный корпус и ИК-прожекторы, которые находятся по кругу.
Автоураган представляет собой камеру с установленными возле нее небольшими блоками. Они фиксируют нарушения только встречного транспорта и не могут измерять скорость удаляющегося транспорта. Арена может стоять на специальной стойке и состоит из трех разнесенных блоков, но в одна из моделей ставится на треногу. Кордон представляет собой прямоугольный блок фиксации нарушений и узел с дополнительным оборудованием под ним.
При этом понять, какое превышение скорости фиксирует камера на дороге, нужно ориентироваться на действующие ПДД для конкретного участка. Кроме того, у каждой модели имеются свои ограничения по максимальной скорости. Их производители фиксируются в инструкции.
Точно определить, какие нарушения «видят» те или иные камеры на дорогах, трудно. Многое зависит от модели, а внешний вид устройства при этом может отличаться. Чтобы избежать штрафов, лучше соблюдать все правила ПДД.
Правила установки треноги на дороге: есть ли нюансы?
Правила установки треноги на дороге указаны в админрегламенте МВД России пунктах 43, а также с 55 по 57. Такие устройства ставятся в местах с повышенной аварийностью, где нет стационарных камер видеофиксации, где имеется соответствующее обозначение. Кроме того, треногу должно быть видно издалека, а само оно соответствует требованиям ГОСТа. Ниже рассмотрим, по каким правилам должны устанавливаться такие устройства, что делать в случае установки не по правилам, и как обжаловать штраф.
Правила установки камер
Для начала нужно разобраться с правилами установки мобильных камер видеофиксации на дорогах типа треноги. Здесь учитываются те же требования, что и для мобильного видеооборудования. Они отражены в админрегламенте МВД России (п. 43, а также 55-57). Здесь также указывается обязательства лиц, которые занимаются фиксацией нарушений.
Установка треноги на дороге производится по договору концессии и с учетом закрепленных в законодательстве правил. Они монтируются в местах, которые соответствуют следующим критериям:
Кроме соблюдения правил установки, камеры видеофиксации на дорогах должны проходить проверку / сертификацию в ГИБДД. Дополнительно персонал, обслуживающий оборудование, должен пройти специальную подготовку / тестирование. У пользователя треногой должны быть следующие документы:
Правила установки передвижных камер видеофиксации на дорогах также прописаны в специальных ГОСТ — Р 57144-2016 / 57145-2016. В них регламентируются требования технического характера к такой аппаратуре.
С учетом этих стандартов частные камеры на дорогах должны соответствовать следующим требованиям:
В правилах установки треноги на дороге в 2021 году сказано, что она, как правило, монтируется на участках с высокой аварийностью. К таковым относятся места, где за последний год произошло более трех аварий. Также они могут ставится на перекрестках, возле школ, на участках с плохой видимостью.
Рассматривая порядок установки камер видеофиксации на дорогах, нужно учитывать и ряд запретов. Монтаж треног запрещен в следующих точках:
Запрещена установка камеры на дороге, если в ней не предусмотрен ИК-распознаватель номеров, нет опции встроенной памяти и возможности распечатки фотографии.
Информация, как установить камеру на дороге для ГИБДД и частников, указывается в самой инструкции по эксплуатации к прибору. Здесь прописаны следующие правила:
Перед тем как поставить камеру скорости на дороге, необходимо согласовать место установки с начальником ГИБДД. Без такого разрешения монтаж считается незаконным.
Кроме того, должны учитываться ряд правил эксплуатации мобильных треног на дороге:
Что делать, если камера установлена не по правилам
После определения, сколько стоит установить камеру на дороге, многие частники запускают такой бизнес. Средние стартовые расходы составляют около 2-3 миллионов рублей. В дальнейшем за каждый штраф можно получать определенный процент. Многие частники для повышения прибыли нарушают рассмотренные выше правила установки и монтируют их с существенным отклонением от требований.
Если установка камер видеофиксации на дорогах произведена с нарушением, автовладелец вправе оспорить такой штраф. При этом оспаривание осуществляется по общим правилам. Но в таких делах имеется ряд сложностей:
Как обжаловать штраф
В случае нарушения правил установки треноги на дороге стоит попытаться оспорить штраф. Это можно сделать следующими способами:
Наиболее популярным является второй вариант. Для его реализации необходим зайти на сайт Госуслуг, найти постановление о нарушении и нажать на «Обжалование штрафа». Как вариант, в 10-дневный срок со дня выписывания постановления можно обратиться в суд. В этот же период в ГИБДД должны дать ответ.
В постановлении приводится информация по месту установки треноги, чем можно воспользоваться для защиты своих интересов. Чтобы повысить шансы, нужно проехать с регистратором вдоль трассы и тем самым зафиксировать место установки такого оборудования. В таком случае проще доказать, что правила монтажа треноги на дороге были нарушены. Но не пытайтесь бороться с камерами незаконными способами. Это чревато реальным сроком.
В комментариях расскажите, приходилось ли вам сталкиваться с подобными штрафами, и удалось ли их оспорить.
Частные радары-треноги и как с ними бороться
Перед началом летних авто путешествий хочется заострить внимание на хите нового сезона — частных радарах. Возможно, этот способ заработка был популярен в других регионах раньше, но в Подмосковье, такое засилье частников появилось лишь к весне 2019. Давайте разбираться с треногами и другими частными радарами — почему их ставят, кому это выгодно и как с ними бороться.
Предыстория — странные штрафы с трассы Москва — Дон М4
Уже не первый год на дальних дорогах, таких как Москва — Крым или Москва — Санкт-Петербург я сталкиваюсь с таким неприятным явлением, как радары — треноги. По логике этому явление около пяти лет — с 2014 года, именно тогда наше правительство разрешило частникам собирать штрафы вместо себя. Честно говоря, раньше я не придавал особого значения таким радарам. Был период, когда я их вообще считал незаконными. Однако примерно с 2016 года после каждой поездки в Крым или Краснодар я стал замечать, что мне стали приходить штрафы за нарушение скоростного режим. Причем приходить с запозданием в год. И это при том, что я стараюсь очень аккуратно ездить и никуда не тороплюсь, внимательно смотрю на знаки. Честно говоря, штрафов из других мест у меня давно нет.
Лишь к весне 2019 года я решил подробнее разобраться с вопросом странных штрафов. Моменты, которые сразу бросились в глаза:
Поспрашивав по друзьям и знакомым я убедился, что подобные поздние штрафы бывают и у них. Однако, если такой штраф приходит из вашей области, то бумажное письмо вполне может присутствовать, а вот первые пару месяцев штраф не будет пробиваться ни в каких базах. А у вас таких штрафов не бывало?
Смотрите видео о частных камерах и радарах на дорогах, трасса М2 Москва-Симферополь
Хит сезона радары — треноги и другие частные камеры
А на днях я проехался по трассе М2. Всего лишь маленький путь в 60 км от Подольска до Серпухова. Я насчитал целых СЕМЬ переносных камер! Это не считая стационарных, установленных на столбах и арках. А их тоже не мало. В чем смысл и кому нужны такие камеры на скоростном шоссе?
Те кто, регулярно катаются в область по направлению Москва — Тула и обратно, должны были видеть, как весь 2018 год дорога подвергалась серьезной реконструкции.
Для тех кто едет на Черное море: Дорога в Крым, через Крымский мост
Не знали? Ну вот и большинство автолюбителей тоже пока не в курсе. Привычная автомагистраль с разрешенной скоростью в 110 км/ч внезапно получила скоростное ограничение почти на всем пути. И сразу обросла частными и государственными камерами. Почему на освещенной, широкой, шестиполостной дороге, с огороженной от диких зверей обочиной внезапно появилось ограничение — это вопрос отдельный. А вот как этим всем воспользовались любители быстрых денег продолжаем читать.
Практически на каждом выезде с прилегающей территории стоит машина или просто тренога, которая щелкает бесконечный поток машин. Стоят операторы камер часто с нарушением, но кого это волнует, ведь они приносят не малый доход как государству, так и владельцу. А ведь не всегда легко увидеть знак, особенно если по привычке едешь в крайней левой, а справа от тебя ещё две полосы и широкая обочина. Но кого волнует чужое горе.
Почему частные камеры поощряются государством
Как я упомянул выше, законопроект о взаимовыгодном сотрудничестве государства и предпринимателей был принято ещё в 2014 году. Если в Южных регионах страны сразу начали появляться треноги, то центральный Московский регион лишь в последний год (2018 — 2019) стал наполняться любителями быстрой наживы.
Частные камеры устанавливаются для привлечения водителей к ответственности согласно нормам КоАП РФ, функционируют они в соответствии со статьями 26.8 и 2.6.1
Схема работы очень простая. Предприниматель получается разрешение на приобретение автоматического комплекса и на его установку на определенном участке дороге. Формальным поводом для такого разрешения служит заявление о высокой аварийности участка.
Причем из откровений владельцев частных камер — аварийным участок можно сделать самостоятельно. Достаточно произвести несколько правонарушений и зафиксировать их (например, превышение скорости в городской черте). Такие нарушения могут проделать и друзья предпринимателя.
Получив разрешение предприниматель покупает довольно дорогой комплекс. Цена от 1,5 до 3 млн рублей в зависимости от функциональных возможностей. После чего комплекс начинают размещать вдоль «аварийного участка», периодически перемещая, для более плодотворной фиксации нарушений. С каждого оплаченного штрафа владелец камеры получает от 250 до 300 рублей — фиксированная цена, которая прописывается в договоре
Из откровений владельцев камер. При грамотном выборе участка и размещении камеры, окупаемость комплекса может занимать от года до 3 лет. После чего идут годы чистой прибыли
В итоге, администрация получает сотни новых штрафов в день, не тратясь на фиксацию правонарушений. Главный плюс, что эти деньги остаются в регионе, а не уходят в федеральный бюджет. Предприниматель получает стабильный ежедневный доход. Как показывает статистика, подобные комплексы фиксации нарушений ПДД практически не способствуют снижению количества правонарушений. В выигрыше все, кроме невнимательных автолюбителей
Как жульничают и хитрят владельцы частных камеры
Не смотря на то, что комплекс видеофиксации правонарушений работает в автоматическом режиме, оператор частично может повлиять на его работу.
Фиксировать такие хитрости операторов и владельцев не просто. Оспорить подобный штраф тоже. Да и никто не хочет сильно напрягаться ради штрафа в 500 рублей, который при своевременной оплате обойдется и вовсе в 250.
Как бороться со штрафами с треног
Ни в коем случае не призываю сбивать, повреждать или иным образом оказывать физическое воздействие на камеры — как бы вам этого не хотелось. Не забывайте — это частная собственность высокой стоимостью (повторюсь от 1,5 млн рублей), отчего повреждение или порча такой камеры будет караться по всей строгости закона.
Даже не смотря на обилие роликов в сети, где с камерами всячески расправляются люди в капюшонах, масках и просто с закрытыми лицами, я все же рекомендую законный способ борьбы. Иногда помогает игнорирование штрафов. Повторюсь, мне только недавно пришел штраф почти двухлетней давности и то, бумажного уведомления я не получал, поэтому очень сильно сомневаюсь, что штраф вообще существует, а не является ошибкой сайта госуслуг, от которых имеет смысл и вовсе отказаться (об этом в другой раз)
Если вы уверены, что нарушения не было и штраф пришел неправомерно, такое вероятнее всего произойдет при установке камеры не в положенном месте, то имеет смысл обратиться в суд, предоставив доказательства нарушения установки:
К сожалению, мы все знаем работу российских судов — как минимум мировой судья (суд первой инстанции) встанет на сторону государства, даже при полном отсутствии доказательств. Но тут мы сами выбирали бесправную жизнь — обвинят некого.
Моё отношение к частным камерам на дороге
При всем моем стремлении к законности, к частным камерам я отношусь крайне негативно. Причем проблема не просто в излишней фото фиксации, а в честности операторов. В статье я привел отрывки из откровений владельцев камер. В сети их полно. И люди честно признаются, что используют хитрости и уловки для увеличения числа штрафов. То есть фактически, вы можете получить штраф при отсутствии нарушения ПДД. Что не приемлемо.
Я поддерживаю проекты типа «Движение» или «СтопХам» — это борьба за правое дело. Что бы машин не было на тротуарах, не было стоянок в третьем ряду и тому подобных очевидных нарушений, происходящих по одной причине: «потому что, мне так хочется». И заметьте, часто можно увидеть позитивные изменения. В то время, как треноги практически не способствуют снижение нарушений. А владельцами камер движет не безопасность дорожного движения, а лишь корыстные цели и собственный доход. Это моё видение и личное мнение.
А в качестве простого совет — старайтесь максимально соблюдать все предписания знаков. Поглядывайте на навигатор, порой он помогает выбрать правильный скоростной режим. Никуда не торопитесь — выигрыш по времени всегда минимален, а риски и штрафы излишне высоки.
Счастливой дороги, ни гвоздя вам, ни жезла и поменьше треног на дорогах.