что такое трехмерное изображение

Трёхмерная графика

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Трёхмерная графика (3D (от англ. 3 Dimensions — рус. 3 измерения ) Graphics, Три измерения изображения) — раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов.

Трёхмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ (однако, с созданием и внедрением 3D-дисплеев и 3D-принтеров, трёхмерная графика не обязательно включает в себя проецирование на плоскость). При этом модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, астероид), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала).

Содержание

Применение

Трёхмерная графика активно применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в науке и промышленности, например в системах автоматизации проектных работ (САПР; для создания твердотельных элементов: зданий, деталей машин, механизмов), архитектурной визуализации (сюда относится и так называемая «виртуальная археология»), в современных системах медицинской визуализации.
Самое широкое применение — во многих современных компьютерных играх.
Также как элемент кинематографа, телевидения, печатной продукции.

Создание

Для получения трёхмерного изображения на плоскости требуются следующие шаги:

Моделирование

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Моделирование сцены (виртуального пространства моделирования) включает в себя несколько категорий объектов:

Задача трёхмерного моделирования — описать эти объекты и разместить их в сцене с помощью геометрических преобразований в соответствии с требованиями к будущему изображению.

Назначение материалов: для сенсора реальной фотокамеры материалы объектов реального мира отличаются по признаку того, как они отражают, пропускают и рассеивают свет; виртуальным материалам задается соответствие свойств реальных материалов — прозрачность, отражения, рассеивания света, шероховатость, рельеф и пр.

Наиболее популярными пакетами сугубо для моделирования являются:

Текстурирование

Текстурирование подразумевает проецирование растровых или процедурных текстур на поверхности трехмерного объекта в соответствии с картой UV-координат, где каждой вершине объекта ставится в соответствие определенная координата на двухмерном пространстве текстуры.

Как правило, многофункциональные редакторы UV-координат входят в состав универсальных пакетов трехмерной графики. Существуют также автономные и подключаемые редакторы от независимых разработчиков, например Unfold3D magic, Deep UV, Unwrella и др.

Освещение

Заключается в создании, направлении и настройке виртуальных источников света. При этом, в виртуальном мире источники света могут иметь негативную интенсивность, отбирая свет из зоны своего «отрицательного освещения». Как правило, пакеты 3D графики предоставляют следующие типы источников освещения:

Существуют также другие типы источников света, отличающиеся по своему функциональному предназначению в разных программах трехмерной графики и визуализации. некоторые пакеты предоставляют возможности создавать источники объемного свечения (Sphere light) или объемного освещения (Volume light), в пределах строго заданного объёма. Некоторые предоставляют возможность использовать геометрические объекты произвольной формы.

Анимация

Одно из главных призваний трехмерной графики — придание движения (анимация) трехмерной модели, либо имитация движения среди трехмерных объектов. Универсальные пакеты трехмерной графики обладают весьма богатыми возможностями по созданию анимации. Существуют также узкоспециализированные программы, созданные сугубо для анимации и обладающие очень ограниченным набором инструментов моделирования:

Рендеринг

На этом этапе математическая (векторная) пространственная модель превращается в плоскую (растровую) картинку. Если требуется создать фильм, то рендерится последовательность таких картинок — кадров. Как структура данных, изображение на экране представлено матрицей точек, где каждая точка определена по крайней мере тремя числами: интенсивностью красного, синего и зелёного цвета. Таким образом рендеринг преобразует трёхмерную векторную структуру данных в плоскую матрицу пикселов. Этот шаг часто требует очень сложных вычислений, особенно если требуется создать иллюзию реальности. Самый простой вид рендеринга — это построить контуры моделей на экране компьютера с помощью проекции, как показано выше. Обычно этого недостаточно и нужно создать иллюзию материалов, из которых изготовлены объекты, а также рассчитать искажения этих объектов за счёт прозрачных сред (например, жидкости в стакане).

Существует несколько технологий рендеринга, часто комбинируемых вместе. Например:

Грань между алгоритмами трассировки лучей в настоящее время практически стёрлась. Так, в 3D Studio Max стандартный визуализатор называется Default scanline renderer, но он считает не только вклад диффузного, отражённого и собственного (цвета самосвечения) света, но и сглаженные тени. По этой причине, чаще понятие Raycasting относится к обратной трассировке лучей, а Raytracing — к прямой.

Наиболее популярными системами рендеринга являются:

Вследствие большого объёма однотипных вычислений рендеринг можно разбивать на потоки (распараллеливать). Поэтому для рендеринга весьма актуально использование многопроцессорных систем. В последнее время активно ведётся разработка систем рендеринга использующих GPU вместо CPU, и уже сегодня их эффективность для таких вычислений намного выше. К таким системам относятся:

Многие производители систем рендеринга для CPU также планируют ввести поддержку GPU (LuxRender, YafaRay, mental images iray).

Самые передовые достижения и идеи трёхмерной графики (и компьютерной графики вообще) докладываются и обсуждаются на ежегодном симпозиуме SIGGRAPH, традиционно проводимом в США.

Программное обеспечение

3D-моделирование фотореалистичных изображений

Программные пакеты, позволяющие создавать трёхмерную графику, то есть моделировать объекты виртуальной реальности и создавать на основе этих моделей изображения, очень разнообразны. Последние годы устойчивыми лидерами в этой области являются коммерческие продукты, такие как:

Кроме того, существуют и открытые продукты, распространяемые свободно, например, пакет Blender (позволяет создавать 3D модели, c последующим рендерингом), K-3D и Wings3D.

SketchUp

Бесплатная программа SketchUp от Google позволяет создавать модели, совместимые с географическими ландшафтами ресурса Google Планета Земля, а также просматривать в интерактивном режиме на компьютере пользователя несколько тысяч архитектурных моделей, которые выложены на бесплатном постоянно пополняемом ресурсе Google Cities in Development (выдающиеся здания мира), созданные сообществом пользователей.

Визуализация трёхмерной графики в играх и прикладных программах

Есть множество движков, используемых для создания трёхмерных игр, отвечающих не только за трёхмерную графику, но и за расчёты физики игрового мира, взаимодействия пользователя с игрой и связь пользователей в игре при многопользовательском режиме и многое другое (см. также статью 3D-шутер). Как правило движок разрабатывается под конкретную игру, а затем лицензируется (становится доступен) для создания других игр.

Моделирование деталей и механизмов для производства

Существуют конструкторские CAD/CAE/CAM пакеты, предполагающие создание моделей деталей и конструкций, их расчёт и последующее формирование программ для станков ЧПУ и 3D-принтеров.

Такие пакеты даже не всегда дают пользователю оперировать 3D-моделью напрямую, например есть пакет OpenSCAM, модель в котором формируется выполнением формируемого пользователем скрипта, написанного на специализированном языке.

Трёхмерные дисплеи

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Трёхмерные, или стереоскопические дисплеи, (3D displays, 3D screens) — дисплеи, посредством стереоскопического или какого-либо другого [2] эффекта создающие иллюзию реального объёма у демонстрируемых изображений.

В настоящее время подавляющее большинство трёхмерных изображений показывается при помощи стереоскопического эффекта, как наиболее лёгкого в реализации, хотя использование одной лишь стереоскопии нельзя назвать достаточным для объёмного восприятия. Человеческий глаз как в паре, так и в одиночку одинаково хорошо отличает объёмные объекты от плоских изображений. [источник не указан 45 дней]

Стереоскопические дисплеи

Методы технической реализации стереоэффекта включают использование в комбинации со специальным дисплеем поляризованных или затворных очков, синхронизированных с дисплеем, анаглифических фильтров в комбинации со специально адаптированным изображением.

Существует также относительно новый класс стереодисплеев, не требующих использования дополнительных устройств, но имеющих массу ограничений. В частности, это конечное и очень небольшое количество ракурсов, в которых стереоизображение сохраняет чёткость. Стереодисплеи, выполненные на базе технологии New Sight x3d, обеспечивают восемь ракурсов, Philips WOWvx — девять ракурсов. В октябре 2008 года компания Philips представила прототип стереодисплея с разрешением 3840×2160 точек и с рекордными 46 ракурсами «безопасного» просмотра. Вскоре после этого, однако, Philips объявил о приостановке разработок и исследований в области стереодисплеев. [3]

Ещё одна проблема стереодисплеев — это малая величина зоны «комфортного просмотра» (диапазон расстояний от зрителя до дисплея, в котором изображение сохраняет четкость). В среднем она ограничена диапазоном от 3 до 10 метров.

Стереодисплеи сами по себе не имеют прямого отношения к трёхмерной графике. Путаница возникает вследствие использования в западных СМИ термина 3D в отношении как графики, так и устройств, эксплуатирующих стереоэффект, и некорректности перевода при публикации в российских изданиях заимствованных материалов.

Существует также технология WOWvx, с помощью которой можно получить эффект 3D без использования специальных очков. Используется технология лентикулярных линз, которая дает возможность большому количеству зрителей широкую свободу движения без потери восприятия эффекта 3D. Слой прозрачных линз закрепляется перед жидкокристаллическим дисплеем. Этот слой направляет разные картинки каждому глазу. Мозг, обрабатывая комбинацию этих картинок создает эффект объемного изображения. Прозрачность линзового слоя обеспечивает полную яркость, четкий контраст и качественную цветопередачу картинки.

Существует технология отображения трехмерного видео на светодиодных экранах.

Наголовные дисплеи, видеоочки

Прочие дисплеи

На данный момент (июнь 2010 г) существуют несколько экспериментальных технологий, позволяющих добиться объёмного изображения без стереоскопии. Эти технологии используют быструю развёртку луча лазера, рассеивающегося на частицах дыма (аэрозольный экран) или отражающихся от быстро вращающейся пластины.

Существуют также устройства, в которых на быстро вращающейся пластине закреплены светодиоды.

Такие устройства напоминают первые попытки создать механическую телевизионную развёртку. Видимо, в будущем стоит ожидать появление полностью электронного устройства, позволяющего имитировать световой поток от объёмного предмета в разных направлениях, чтобы человек мог обойти вокруг дисплея и даже смотреть на изображение одним глазом без нарушения объёмности изображения.

Кинотеатры с 3D

Использование для обозначения стереоскопических фильмов терминов «трёхмерный» или «3D» связано с тем, что при просмотре таких фильмов у зрителя создаётся иллюзия объёмности изображения, ощущение наличия третьего измерения — глубины и новой размерности пространства уже в 4D. Кроме того, существует ассоциативная связь с расширяющимся использованием средств компьютерной трехмерной графики при создании таких фильмов (ранние стереофильмы снимались как обычные фильмы, но с использованием двухобъективных стереокамер).

На сегодняшний день просмотр фильмов в формате «3D» стал очень популярным явлением.

Основные используемые в настоящее время технологии показа стереофильмов [4] :

Дополненная реальность и 3D

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Своеобразным расширением 3D-графики является «дополненная реальность». Используя технологию распознавания изображений (маркеров), программа дополненной реальности достраивает виртуальный 3D-объект в реальной физической среде. Пользователь может взаимодействовать с маркером: поворачивать в разные стороны, по-разному освещать, закрывать некоторые его части — и наблюдать изменения, происходящие с 3D-объектом на экране монитора компьютера.

Толчком к широкому распространению технологии послужило создание в 2008 году открытой библиотеки FLARToolKit для технологии Adobe Flash.

Источник

Трехмерная графика: что это такое, где применяется и кому необходима

Задача трехмерной графики — презентовать объект, явление или пространство в стилизованной или реалистичной визуальной форме. Дизайнеры рисуют предметы почти с нуля, настраивают освещение, работают над композицией кадра и в целом выполняют большую работу, поэтому часто сложно понять, действительно ли мы видим фотографию или это качественный 3D-рисунок. То же самое касается анимации — эффектов в фильмах, персонажей компьютерных игр, интерактивных презентаций.
Сегодня рассмотрим, что такое 3D-графика, где она применяется и как её можно эффективно освоить начинающему — даже тому, кто впервые сталкивается с компьютерным дизайном.

Как работает 3D-графика

Создать в 3D можно практически любой предмет, начиная от элементов мебели и заканчивая целыми сюжетными картинами. Более того, в основном дизайнеры работают не просто над отдельными объектом, а рисуют целые интерьеры, ландшафты, прорабатывают образ и движения какого-либо персонажа.

Объем изображения достигается за счёт полигонов. Это — основные элементы 3D-графики, из которых и состоит любой объект.
Полигоны образуют полигональному сетку, которая сочетает в себе все рёбра и грани предмета, а они в свою очередь состоят из точек (другое название — вершины). Чем больше таких точек, граней и полигонов в целом — тем более детализированный получается объект.

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Однако 3D-дизайнеры стараются минимизировать их количество, поскольку в противном случае возникают сложности при моделировании, файл занимает много места и в результате ещё и программа начинает слегка тормозить.
Поэтому применяют ретопологию — упрощение объекта путем удаления полигонов.

В частности, это особенно важно, если для создания модели применяется метод скульптурирования — «вылепливания» объекта из заданной геометрической формы. Он имеет свои преимущества в виде (перечислить), но его основной недостаток заключается в том, что полигональная сетка в итоге будет очень густой.

В дальнейшем можно применять текстурирование и играть со светом. В результате объект получит нужную вам поверхность, даже если при ретопологии модель утратила часть объема. Текстуры весят намного меньше, зачастую компенсируют недостаток детализации, поэтому визуальный эффект ничем не уступает (а порой и превосходит) работе с сеткой.

Примеры 3D-графики

Трехмерная графика широко используется в разных сферах, начиная от архитектуры и заканчивая рекламой.

Дизайнеры интерьеров и ландшафтов часто работают вместе со специалистами в области 3D, чтобы последние могли максимально точно изобразить то, каким будет конечный результат: как будет выглядеть комната, что будет включать экстерьер и так далее.

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Оба примеры выше сделали наши ученики.

Также специалисты работают над рендерами отдельных предметов. Например, в каталогах мебели, предметов интерьера, аксессуаров для авто и подобных используются в основном модели, а не фотографии. Работа 3D-дизайнера обходится, как правило, дешевле, а потому она более выгодна для заказчика, чем организация профессиональной фотосъемки.

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

На рендере одна из работ выпускника нашего бесплатного курса.

Трехмерная графика плотно засела в мире бизнеса. Её применяют в рекламе и для презентаций, поскольку сейчас потребители ценят наглядность. Как и в случае с фотографом, съемка в большинстве случаев может обойтись дороже, чем рендеринг, поэтому, опять-таки, многие заказывают подготовку роликов у 3D-дизайнеров. Также эта услуга почти необходима в ситуациях, где нужно с выгодной стороны показать объект, которого пока что не существует.

Вот какую работу проделали мы, чтобы продемонстрировать общий вид жилого комплекса:

Этапы создания трехмерного изображения

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Также у нас есть собственная библиотека 3D Hamster, которую мы регулярно пополняем.

Однако если объект какой-то уникальный, придется моделировать его полностью с нуля. Кроме этого, если идёт работа над сценой в целом, а не над единственным предметом, нужно органично расположить в пространстве все предметы и правильно выбрать ракурс.

Рассмотрим каждым отдельный этап с самого начала и до финальной обработки изображения.

Моделирование

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Текстурирование

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Текстуры хороши тем, что позволяют экономить время. В большинство случаев их не обязательно рисовать с нуля: достаточно воспользоваться уже готовыми.

Вот хороший пример того, как превратить обычную однотонную стену в дизайнерское решение с помощью Realworld-текстурирования:

Настройка освещения

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Если дизайнер работает над движущимся объектом, следующий шаг после выставления света — создание анимации (имитации движения).

Вот такой небольшой мультфильм сделал наш ученик Павел Нохрин:

Рендеринг

Постобработка

Области применения трехмерной графики и обучение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

И тут следующий вопрос: а где учиться 3D-дизайну?

Можно, конечно, в вузах — это самый очевидный вариант, а для студентов бюджетных форм обучения еще и бесплатный.
Остается только надеяться, что полученные на первом курсе знания не устареют через 5 лет — как раз к получению диплома. А заодно — на то, что преподавание действительно качественное. Очевидно, что лучшие материалы дают эксперты-практики, а не теоретики. Только давайте честно: согласится ли реальный 3D-дизайнер оставить full-time работу в этой сфере, приносящую ему от 50 000 до 150 000 рублей в месяц (данные Trud.com за 2020 год по РФ) и пойти работать на тот же full-time в вуз за 55 000 рублей в месяц (средний оклад преподавателей по Москве)?

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Да и бюджетная форма обучения условно бесплатная. Проживание, еду и развлечения бесплатно пока никто не организовывает, даже для самых лучших студентов.

Можно все-таки поступить в вуз — ничего плохого в этом нет. Семен Потамошнев уверен, что это позволит расширить цепочку контактов и обзавестись ценными знакомствами, которые пригодятся в будущем, в том числе в работе.

Но даже в этом случае больших успехов достигнут молодые дизайнеры, которые с самого начала будут идти в ногу со временем и работать над реальным проектами, с настоящими клиентами.
И тот же успех ждет тех, кто не имеет или даже не планирует получать высшее образование в сфере дизайна, но при этом активно прокачивает свои навыки, практикуясь.
Мы решили помочь и тем, и тем молодым специалистами, поэтому разработали короткий бесплатный курс для всех, кто хочет попробовать себя в 3D, не рискуя ни деньгами, ни временем.

Более того, деньги могут заработать наши ученики уже во время обучения.
На каждом потоке у нас есть спонсор, который отбирает до 10 лучших работ из домашних заданий под свою задачу, и авторы этих рендеров получают символическую оплату.
Обычно она составляет 1000—1500 рублей, но ученикам первого потока 2021 года повезло вдвойне: автору лучшей работы спонсор заплатит 15 000 рублей.

Источник

Что такое 3D-графика и как она устроена

Мы каждый день видим 3D-графику, но не задумываемся, как она устроена изнутри. Давайте заглянем за ширму.

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Современные компьютеры генерируют графику, которая почти неотличима от того, как видим жизнь мы. И если вам всегда было интересно, как создаются реалистичные шедевры (или вы занимаетесь чем-то похожим), то будет полезно узнать, как вообще работает 3D.

Давайте разберёмся, как обычные точки превращаются в 3D-графику:

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.

Создание 3D-моделей

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Кажется, что это просто гладкий шар, но на самом деле он состоит из множества точек — вершин (англ. vertices — вершины):

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Чем больше вершин, тем более детализированной выглядит модель и тем больше ресурсов требуется компьютеру, чтобы отрисовать такой объект на экране.

Вершины соединяются друг с другом и образуют рёбра (англ. edge) и грани (англ. face):

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Всё это образует полигональную сетку (англ. polygon mesh или просто меш, геометрия) —- совокупность вершин, рёбер и граней (плоскостей), которая определяет форму объекта.

У каждой вершины есть свои координаты по осям X, Y и Z. А то, как грань отображается на мониторе, зависит от её положения относительно камеры и источников света:

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Изменяя меш, добавляя вершины и меняя их положение, мы можем создавать любые сложные объекты:

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Для создания твёрдых объектов (англ. hard surface) 3D-художники обычно меняют положение граней вручную, как это показано выше.

При работе с персонажами чаще используется скульптинг (англ. sculpting) — напоминает лепку из пластилина:

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Но геометрия — не последний этап создания 3D-модели. Например, у моделей, созданных скульптингом, плохая топология (то, как именно устроен меш) — слишком много задействовано вершин:

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Чтобы исправить это, используют специальные инструменты для ретопологии — это когда удаляют лишние грани, чтобы оптимизировать модель.

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Также нужно подготовить материал — это то, как окрашены разные грани или вся модель. Возможен как и простой цвет, так и изображение или паттерн.

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Есть множество других важных моментов: анимирование, запекание текстур, составление карт нормалей и так далее. Всё это стоит вплотную изучить тем, кто собирается моделировать 3D. Сейчас же мы поговорим о более техническом вопросе.

Отображение 3D-моделей на экране

Как на двумерном экране показать трёхмерную модель? В этом вопросе столько математики, что может показаться, будто это какая-то магия.

Пространство, в котором находятся объекты, называется сценой. Всё, что на ней, существует пока только в памяти компьютера в виде данных о геометрии, материалах и прочем.

Чтобы компьютер понял, как это всё отобразить, нужен наблюдатель, чьими глазами он будет смотреть на сцену, — камера. А чтобы мы могли хоть что-то разглядеть, нужен источник света.

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Вот тут и начинается магия: компьютеру предстоит определить, как бы выглядела эта сцена с точки зрения камеры. Вот так это устроено:

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Мы видим только то, что расположено между областями отсечения. Всё остальное, как можно догадаться, отсекается. Компьютер должен понять, какие цвета отобразить на мониторе в каждом из пикселей. Для этого он отправляет из камеры лучи и смотрит, во что они ударяются.

Если луч попадает в объект, то дальше компьютер проверяет, в какой именно полигон было попадание, какой материал у объекта, как падает свет, на каком расстоянии находится объект от камеры и многие другие переменные.

Всё это транслируется на плоскость проекции (англ. viewport) — двумерный квадрат в трёхмерном пространстве. Эта плоскость уже используется для того, чтобы составить изображение, которое будет показано на мониторе.

Процесс перевода 3D-сцены в 2D-изображение называется рендерингом (англ. rendering) или отрисовкой.

Движение в 3D

Мы узнали, как выводится одно изображение, но ведь 3D бывает ещё и в фильмах и играх, где постоянно происходит какое-то движение. На самом деле мы до сих используем тот же принцип анимации, что и несколько веков назад.

В 1877 году был изобретён праксиноскоп — барабан, обклеенный изнутри последовательностью изображений. В его центре есть ещё один барабан поменьше, обклеенный зеркалами. Если смотреть в центр устройства, когда оно вертится, можно увидеть иллюзию движения:

что такое трехмерное изображение. Смотреть фото что такое трехмерное изображение. Смотреть картинку что такое трехмерное изображение. Картинка про что такое трехмерное изображение. Фото что такое трехмерное изображение

Сейчас это выглядит так:

Большинство современных мониторов могут выводить 60 картинок (кадров) в секунду (англ. Frames Per Second, FPS), благодаря чему создаётся ощущение плавности.

В случае с играми все кадры отрисовываются в реальном времени. То есть, пока пользователь играет, положение объектов на сцене меняется, компьютер 60 раз в секунду проверяет, как это всё выглядит, и обновляет изображение на мониторе.

Разумеется, это накладывает ограничения на качество изображения. Например, в играх только недавно появилась технология трассировки лучей (англ. Ray Tracing), которая позволяет программно рассчитывать рассеивание лучей света.

Вот, например, как выглядит сцена из Minecraft без RTX (технология трассировки лучей в видеокартах Nvidia):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *