что такое трехгорная мануфактура
Трехгорная мануфактура: традиционное качество и новые технологии
Трехгорная мануфактура, пожалуй, самая известная московская текстильная фабрика. С 1799 года здесь производят качественный текстиль, сохраняя традиции и используя новые технологии.
Трехгорная мануфактура сыграла важную роль в истории производства российского текстиля. Основатель фабрики – московский купец Василий Иванович Прохоров изначально занимался пивоварением и торговлей, хотя был человеком православным. Но его супруга предложила сменить курс – «перестать поить народ» и заняться полезным делом. Так, в Москве появилась первая в России ситценабивная фабрика, которая впоследствии была переименована в Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры.
В XVIII веке ситец был очень популярен, а ситценабивное дело в Москве и в России было практически не развито. Существовало множество мелких частных предприятий, которые производили ситец вручную в малых количествах и продавали на рынках.
Новая ткацкая фабрика появилась на берегу Москва-реки, на горе между Нижней Пресней и Глубоким переулком. Здесь расположились набойщицкие мастерские, резная, химическая лаборатория для составления красок, отделочная, уксусная, склад товаров и материалов. В цехах установили жаккардовые станки для выработки узорчатых тканей.
Рисунок для ткани в те времена был продуктом творчества русских рисовальщиков, воспитанных на орнаментах бухарского, персидского и византийского искусства. На предприятии Прохорова впервые начали производить платки, шали и ткани с оригинальными рисунками.
Художники считали за честь работать на Прохоровской Трехгорной мануфактуре. Фабрика была крупнейшей в Москве и сильно отличалась от конкурентов качеством и красотой рисунков. Процесс производства тканей с рисунком был достаточно трудоемким и сложным: сначала создавался рисунок, затем его вырезали на дереве, на него накладывалась краска, а затем части соединялись. Но такие рисунки на текстиле были очень популярны не только на российском рынке, но и за рубежом.
Вскоре вложения и труд Прохорова были оценены по достоинству. Ежегодное участие в отраслевых выставках (они проходили во всех городах России по Волжскому торговому пути) делали текстиль Прохорова популярнее. В 1864 году на Парижской выставке купец получил золотую медаль и орден с нагрудной лентой за рисунок и качество ткани. После этого Прохорову было позволено ставить клеймо с царским гербом на свою продукцию, и фабрика стала поставщиком царского двора.
Фабрика была крупнейшей в Москве и сильно отличалась от конкурентов качеством и красотой рисунков. Процесс производства тканей с рисунком был достаточно трудоемким и сложным: сначала создавался рисунок, затем его вырезали на дереве, на него накладывалась краска, а затем части соединялись. Но такие рисунки на текстиле были очень популярны не только на российском рынке, но и за рубежом.
Трехгорная мануфактурная фабрика пережила множество исторических потрясений, которые происходили в нашей стране. В 1812 часть фабрики была разрушена французами. Но здания быстро восстановили, и вновь наладили производство. В 60-х годах XIX века было отменено крепостное право, начался кризис в текстильном производстве, связанный с освобождением крестьян и сокращением товарообмена с другими странами. Но и на этом испытания не закончились: в ночь с 22 на 23 декабря 1877 года на Прохоровской мануфактуре случился сильнейший пожар, в результате которого сгорели дотла фабричные корпуса, расположенные на берегу Москва-реки. В пламени погибло все: и станки, и продукция. Пришлось разрабатывать проект новой ситценабивной фабрики на месте сгоревшей, хотя отдельные уцелевшие цеха на Трех Горах продолжали работать. В 1879 году начали строительство новых каменных зданий фабрики, закупили передовые машины на заводах Англии. В ноябре 1881 года новая фабрика начала свою работу.
К концу XIX века здесь же появилась и бумагопрядильная фабрика. К тому времени на мануфактуре работало 716 станков с кареткой Добби, 664 станка с машиной Жаккарда, 75 станков для выпуска бумазеи и других тканей и 64 станка для выработки тканей гроденаплевого (полотняного) переплетения.
Вступление Прохоровской Трехгорной Мануфактуры в двадцатое столетие ознаменовалось большим успехом на арене русской хлопчатобумажной промышленности и усиленным ростом производительности.
И вновь «Трехгорка» переживала все происходящие перемены вместе с государством. В годы Второй Мировой войны Прохоровская Трехгорная мануфактура продолжала работать — производила продукцию для фронта: бинты, полотно для нижнего белья и т.д. За это комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.
Фабрика всегда была передовиком, в том числе это касалось и декоративного оформления: на «Трехгорке» даже печатался агитационный плакат на ткани! Сюда приглашали работать известных художников, например, сестру поэта Маяковского, которая создавала оригинальные лиричные рисунки.
У фабрики практически никогда не было конкурентов. Все нововведения в текстильной промышленности проверялись именно здесь, и если технология оказывалась удачной, ее распространяли по всем фабрикам России.
Сегодня «Трехгорка» продолжает производить качественный российский текстиль. Все так же приоритет отдается качеству ткани и дизайну. Стиль Трехгорной мануфактурной фабрики можно узнать сразу, а широкий ассортимент продукции позволяет удовлетворить любого покупателя.
«Здесь мощь и магма революции»: как в Москве возрождают здания легендарной Трехгорной мануфактуры
Трехгорка — место уникальное. На холмистой местности (включенной в знаменитые семь московских холмов) столетиями кипела жизнь. Мануфактура появилась тут в далеком XVIII веке, но уже через несколько лет здесь работали лучшие специалисты со всего мира. В начале XX века в кирпичных стенах творила сестра великого поэта Людмила Маяковская. Спустя десятилетия Джорджио Армани приводил ее работы в пример всем. Еще чуть позже, когда распался Союз, территория Трехгорки постепенно превратилась в место встреч, точку кипения ночной и культурной жизни Москвы. В конце нулевых на концерты в расположенный тут Famous приезжала Леди Гага и бурлеск-дива Дита фон Тиз. На вечеринках в Vanilla Ninja можно было встретить Микки Рурка, Скарлетт Йоханссон и Миллу Йовович. Теперь же из арт-кластера с ядром в виде ночных клубов и временных галерей Трехгорка превращается в современное пространство, исторический квартал между Москвой-Сити и Белым домом, где найдется место не только работе, но архитектуре, гастрономии, моде и ночной жизни.
«Это, можно сказать, удивительный случай для Москвы! То, что старое здание, да еще и имеющее такое историческое значение, мало того что сохранили, так еще и восстановили в его первоначальном облике, – просто здорово!»
заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, член-корреспондент Международной академии архитектуры
Но обо всем по порядку.
На уровне властей о реставрации заговорили в октябре 2016 года. Тогда город поделился своими планами реконструировать легендарную Трехгорку и вдохнуть новую жизнь в корпуса, где когда-то располагалось текстильное производство купца Прохорова. Идея эта отвечала запросам и города, и бизнеса, наконец-то начавшего предпочитать уютные строения с историей стеклянным обезличенным коробкам.
Куратором трансформаций пространства Трехгорной мануфактуры стал Олег Дерипаска. Он не просто финансирует проект, а лично участвует в сохранении истории и культурного кода территории, определяет вектор развития визуальных и функциональных форм.
Задумка с самого начала была масштабной. Во-первых, учитывая значительную историко-культурную, архитектурную и градостроительную ценность комплекса мануфактуры, часть входящих в нее зданий была отнесена к так называемым выявленным объектам культурного наследия: это бывшие прядильный и ткацкий корпуса, а также отбельный и граверный цеха. Во-вторых, Трехгорная мануфактура привлекала к себе пристальное внимание москвоведов, архитекторов и рядовых любителей старины.
Чтобы понять, что такое Трехгорная мануфактура для Москвы и почему реконструкция ее территории выбивается из ряда превращений дореволюционных столичных промзон в бизнес- и арт-центры, необходимо переместиться назад, скрестив и историю, и память, и мифотворчество. То есть вернуться к купцу Василию Ивановичу Прохорову и его фабрике.
Василий Иванович Прохоров был, говорят, мужчиной видным, каким и положено быть купцу в народном представлении: коренаст, бородат, взгляд цепок, речь решительна, ну и деловая хватка, конечно. Не все, однако, знали, что он крестьянский сын, из семьи бывших крепостных, а что, как сказали бы сейчас, в бизнес подался, так это потому, что еще мальчиком был отдан учиться к старообрядцу, занимавшемуся пивоварением.
Но Василий Иванович от пивоварения сбежал к другим бизнес-берегам, и в июле 1799 года вместе с Федором Ивановичем Резановым занялся ситценабивным делом, новым не только в Москве, но и во всей России. Компаньоны точно знали, чего хотят, так что шли к цели стремительно: начали в наемных помещениях князей Хованских за речкой Пресней, на холмах, носивших название Три горы, но уже в 1803-м приобрели у Хованских в собственность землю с постройками.
В кино, рассказывающим о жизни Василия Прохорова, будь оно снято, в этом месте на весь экран должны были бы появиться титры: «Так начала свою история знаменитейшая Трехгорная мануфактура». Потому что событие это оказалось для России знаковым и повлекшим за собой множество самых разных событий – драматичных, порой весьма противоречивых и доходящих до сегодняшних дней.
Трёхгорная мануфактура
ОАО «Трехгорная мануфактура» (до 1936 года — Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, с 1936 года по 1992 год — «Трёхгорная мануфактура» им. Ф. Э. Дзержинского) — старейшее московское текстильное предприятие, основанное в конце XVIII века. Расположено между улицами Рочдельская, 1905 года и Краснопресненской набережной.
Содержание
История
Ситценабивная фабрика Прохоровых
В 1799 году купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основали в Москве ситценабивную мануфактуру, которую назвали Трехгорной по названию местности. Позднее Василий Прохоров выкупил у компаньона его долю и стал единоличным владельцем фабрики. После французского нашествия он передал управление фабрикой своему сыну Тимофею.
Тимофей Прохоров совместно с двоюродным братом художником Ефимом Зориным, изучив зарубежный опыт текстильного производства, стал активно внедрять его на фабрике.
Кроме этого, в 1820 году при фабрике была открыта первая в России ремесленная школа, в которой обучались и сами работники, и их дети. Кроме того, для рабочих был открыт первый в России фабричный театр, вечерние классы для обучения рабочих грамоте, библиотека, амбулатория, летние санатории.
Продукция фабрики всегда пользовалась большим спросом, неоднократно отмечалась высокими наградами на международных ярмарках в разных странах.
С конца 1830-х годов Прохоровым было присвоено потомственное почётное гражданство, а последний владелец фабрики Николай Иванович Прохоров в 1912 году был возведён в потомственное дворянское достоинство.
Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры
В начале 1870-х годов Иван Яковлевич Прохоров взялся за юридическую реорганизацию производства. На семейном совете было принято решение учредить Товарищество на паях. В конце 1873 года был составлен проект Устава «Товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры», а в 15 марта 1874 года он был Высочайше утвержден. На собрании пайщиков Иван Яковлевич Прохоров был избран директором-распорядителем, а на его брата Алексея Яковлевича возлагалось ведение торговых дел.
В ночь с 22 на 23 декабря 1877 года, на Прохоровской мануфактуре произошел сильнейший пожар, все фабричные корпуса, расположенные по берегу Москва-реки, сгорели дотла.
В годы Советской власти
После Октябрьской революции фабрика была национализирована, но к нормальной работе смогла приступить только в 1920 году. В 1936 году ей было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. За годы советской власти предприятие стало ведущим в своей области: оно неоднократно переоснащалось новейшей техникой. Пик производительности был достигнут в 1980-х годах — 200 миллионов метров различных тканей.
Наше время
В настоящее время мануфактура переводится на новую площадку. Основное ткацкое производство уже работает в городе Гаврилов-Ям Ярославской области. Это современное высокотехнологичное производство. В Москве пока ещё остается коммерческий отдел, дизайн-центр и администрация.
Награды и премии
После образования Товарищества, Прохоровская мануфактура принимала участие в шести выставках: в Париже (1886), Антверпене (1887), Чикаго (1893) ей присудили золотые медали; на Всероссийских выставках в Москве (1882) и Нижегородской (1896) она подтвердила право изображения на своих изделиях государственного герба.
Основатели Трехгорной мануфактуры. История династии Прохоровых
Московские промышленники Прохоровы никогда не думали только о прибыли. Они открывали ремесленные училища, заботились о комфорте и удобстве рабочих. Возможно, крестьянское происхождение не давало им забыть о том, что производство — это в первую очередь люди.
Основоположник рода, Василий Иванович, родился в 1755 году в семье монастырского крестьянина Троице-Сергиевой лавры. В 1764-м указом Екатерины II церкви лишились своих владений, часть монастырей была упразднена, а Иван Прохоров вместе с домашними освободился от крепостной зависимости. Повзрослев, он создал собственное дело.
От пивоварения — к ситцу
С детства Василия Прохорова учили пивоварению как делу, которое всегда сможет прокормить. В 1784-м он даже записался в купцы, но от пива вскоре отказался — глубоко верующий, он больше не мог торговать напитком, туманящим разум. Вместо этого он решил заняться ситценабивным делом, взяв в напарники своего друга Федора Резанова. Конкуренции было мало, поэтому небольшая компания стала быстро набирать обороты. У Прохорова были полезные связи, а Резанов был хорошо подкован во всех вопросах, касающихся ситца.
Партнеры сняли помещения на левом берегу реки Пресни, на холмистой местности под названием Три Горы. В 1803 году эти здания удалось выкупить, а со временем построить рядом и другие. Постепенно тут появилась фабрика — Трехгорная мануфактура — с резной и набойщицкой мастерскими, лабораторией для составления красок, складом. Узоры для тканей создавали здесь же — на основе персидских и византийских элементов. К 1810 году на предприятии трудились около 100 человек, работали почти все вручную — конными приводами были снабжены только два механизма.
Большое испытание
1812-й стал тяжелым не только для страны и города, но и для фабрики. Пожар, вспыхнувший в оккупированной наполеоновскими войсками Москве, нанес большие разрушения, восстановить пострадавшие здания стоило больших трудов. Трехгорная мануфактура заработала вновь, фабрика даже закупила паровые машины, что позволило увеличить промышленные обороты.
В тот же роковой год партнеры перестали сходиться во мнениях относительно работы. Резанов постепенно начал отходить от дел, а через несколько лет забрал свою долю и ушел окончательно. Прохорову помогал его старший сын Тимофей. Молодому человеку было всего 15 лет, но в работу предприятия он вникал с самого детства — отец часто брал его с собой.
Постепенно на Тимофея Васильевича, хорошо проявившего себя во время кризиса, стали смотреть не как на мальчика, который везде следует за родителем, а как на будущего хозяина предприятия. Он начал брать на себя все больше и больше дел — отец жаловался на здоровье и работать как прежде уже не мог.
Василий Прохоров умер в 1815 году, фабрику, как и ожидалось, возглавил Тимофей.
Школы Тимофея Васильевича
Время шло, конкуренция в ситценабивном деле росла. Тимофей Васильевич понимал, что нужно что-то придумать, чтобы удерживать высокую планку. Он закупил специальные станки для выработки узорчатых тканей и начал расширять ассортимент продукции. На фабрике начали производить шали, платки и покрывала.
Улучшив техническую базу, молодой руководитель обратил внимание на низкий уровень грамотности работников. Прохоров понимал, что проводить дальнейшую модернизацию можно только с образованными людьми. Он стал обучать работников чтению и письму, что те восприняли неохотно. Тогда Тимофей Васильевич решил, что проще обучать детей — тем более что они, когда вырастут, могут стать его потенциальными работниками.
В 1816 году он открыл фабричную ремесленную школу для сыновей рабочих — первую в стране. Семьям учеников не приходилось платить ни копейки, все расходы Прохоров брал на себя. Кстати, в 1830 году после эпидемии холеры он показал себя неравнодушным гражданином: в школу приняли около 100 детей-сирот обоего пола.
Позднее открылось еще одно учреждение — фабрика-школа, где ученикам преподавали не только общеобразовательные предметы, но и ткацкое, слесарное, столярное, сапожное, портновское дело, резьбу по дереву. Самые прилежные получали что-то вроде стипендии. Но настоящей мечтой Прохорова было общегородское техническое училище, для создания которого он нуждался в помощи государства. Оно, увы, так и не появилось.
В 1835 году Прохоров за свои учебные учреждения получил благодарность Николая I. Всем остальным предпринимателям император рекомендовал брать с пример с Тимофея Васильевича.
Честный фабрикант
На фабрике были созданы хорошие условия, желающих трудиться там становилось все больше. Рабочий день длился всего 10 часов — меньше, чем где-либо в стране в то время. Нуждающимся сотрудникам предлагали жилье в общежитиях — отапливаемых, с канализацией. В свободное время они могли посещать театр, созданный при фабрике, здешнюю библиотеку. На территории фабрики работал бесплатный фельдшерский кабинет, детский сад, богадельня. Заболевшим работникам оплачивались больничные, а тем, кто уже не мог выполнять свои обязанности, назначались пенсии.
За все это сотрудникам нужно было выполнять нехитрые условия: добросовестно, качественно работать, не пьянствовать, не прогуливать, а также забыть, что такое бранные слова. Кстати, похожие требования Прохоров предъявлял и к своим подрастающим братьям.
Тимофей Васильевич вообще старался принести людям пользу, легко делился и материальными благами, и идеями. Например, однажды, на несколько месяцев застряв в Саратове, он обратил внимание на невысокие цены на подсолнечное масло. Фабриканту пришло в голову, что это сырье вполне можно использовать в изготовлении мыла, похожего на марсельское, — идеальное для личной гигиены мыло во Франции готовили из оливкового масла. Догадка подтвердилась. Прохоров не стал пользоваться идеей сам, а как порядочный мануфактур-советник рассказал об этом в Департаменте мануфактур.
«Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено, но увеличено не с целью наживы, — богатство ради богатства, — а ради упрочения нажитого и ради ближнего. Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать. Ввиду этого необходимо посещать жилища бедных, помогать каждому, в чем он нуждается: работой, советом, деньгами, лекарствами, больницей», — позже писал он в своем труде «О богатении».
Младшие братья и племянник
Помощниками Прохорова стали его братья, Яков, Константин и Иван. Они проводили много времени на фабрике, вникая во все дела, учились, посещали специализированные выставки. Старший брат постепенно отходил от дел, посвящая себя созданным учебным учреждениям.
Окончательно бразды правления перешли к младшим братьям в 1830-х. На тот момент фабрика была уже крупнейшей в России, но на том решили не останавливаться. Братья закупили новые ткацкие станки, импортные паровые машины. Для котлов начали применять торф с собственной разработки Бутырского торфяного болота. В конце 1850-х Прохоровы создают фирму «Бр. К. и Я. Прохоровы».
Тогда же к управлению предприятием подключается сын Якова Васильевича Иван, который со временем окончательно сменяет отца и дядьев. Первое, что он делает, — наводит порядок в административно-хозяйственной части и создает Хозяйственный комитет Прохоровых. Иван Яковлевич продолжил закупать иностранное оборудование, приглашал английских мастеров, чтобы они обучали местных. Фабрика заслужила такую популярность, что могла печатать государственный герб на своих изделиях. Все это выгодно отличало Трехгорную мануфактуру от конкурентов, которые пали жертвами начавшегося в 1860-х первого в стране экономического кризиса. Предприятие Прохорова смогло его избежать благодаря грамотным действиям руководителя.
Следующим шагом Ивана Яковлевича стала юридическая переорганизация. Посоветовавшись с остальными членами семьи, он создает в 1873 году Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Иван Яковлевич избирается директором-распорядителем, его брат Алексей становится главным в торговых делах.
Новый этап
В декабре 1877 года на Трехгорной мануфактуре снова, как во время войны 1812-го, вспыхивает страшный пожар. Он уничтожает некоторые фабричные корпуса, гибнут люди, пропадают дорогостоящие импортные машины и товар. В срочном порядке Прохоровы покупают небольшую фабрику в подмосковном Серпухове и налаживают производство там. Параллельно пытаются спасти то, что еще можно восстановить после пожара, а также разрабатывают проект новых корпусов на этом месте.
Строительство началось в 1879-м и продолжалось всего два года. Когда возобновленные корпуса готовились к открытию, ушел из жизни Иван Яковлевич. Все дела взяли в свои руки его сыновья, Сергей и Николай. Фабрика открывается в том же году, а филиал в Серпухове закрывается.
Сразу после возобновления работы братья закупают лучшую технику, отвечающую самым современным требованиям, строят бумагопрядильную фабрику, открывают научную химико-аналитическую лабораторию, куда приглашают лучших специалистов из Московского университета. Те изобретают новые способы отделки хлопчатобумажных тканей, новые технологии нанесения рисунка. Результат — несколько научных открытий, за которые Трехгорная мануфактура получает приз на Всемирной выставке в Париже.
Конец эпохи
Новый век начался для предприятия более чем удачно — эта самая выставка состоялась в 1900 году. Там же Николая Ивановича наградили орденом Почетного легиона «За заботу о быте рабочих и по санитарному делу». Предприятие Прохоровых знали и уважали во всем мире.
Через несколько лет расширяется бумагопрядильное производство. Это означало увеличение потребности в топливе, и Прохоровы купили на юге страны имение с залежами каменного угля, сделали там рудники. Это лишь подкрепило авторитет предпринимателей.
Революцию 1917 года Трехгорная мануфактура встретила по-настоящему громадной организацией: три фабрики (бумагопрядильная, ткацкая и ситценабивная), более семи тысяч рабочих. Николай Иванович умер за два года до этого. При его сыне Иване в сентябре 1918-го мануфактуру национализировали.
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
1969 год. Трехгорный вал, дом 6. Дом Культуры хлопкобумажного комбината «Трёхгорная мануфактура».
1991 год. За годы советской власти предприятие «Трехгорная мануфактура» стало ведущим в своей области: оно неоднократно переоснащалось новейшей техникой. Пик производительности был достигнут в 1980-х годах — 200 миллионов метров различных тканей.
В ночь с понедельника на вторник 9 марта сгорел клуб «Опера». Об этом сообщает РИА Новости. Площадь пожара в «Опере» (Трехгорный вал, дом 6) составила 1,2 тысячи квадратных метров, в здании обрушилась кровля на площади 800 квадратных метров. Посетителей в заведении не было. Из примыкающего к зданию клуба четырехэтажного общежития эвакуировали около 250 человек. По данным МЧС, в здании клуба ночью велись строительные работы.
От здания остались только стены.
В 1799 году купец Василий Прохоров основал в Москве ситценабивную мануфактуру, которую назвали Трехгорной по названию местности. После Отечественной войны Василий Прохоров передал мануфактуру своему сыну Тимофею.
Тимофей Прохоров, взявшись за дела, обнаружил, что большинство рабочих фабрики были неграмотны, а, между тем, производство требовало уже грамотных работников. Это привело к тому, что в 1816 году Прохоров открыл первую в России фабричную ремесленную школу. Все расходы на её содержание он взял на себя. В этой школе обучалось около 30 мальчиков — дети рабочих мануфактуры и жителей Москвы. В 1830 году, после эпидемии холеры в Москве, Прохоров, желая облегчить участь сирот, принял в эту школу 100 детей-сирот. Он сам лично ежедневно проверял процесс обучения в училище.
1900 год. Особняк Прохорова стоял на горе, откуда открывался вид на мануфактуру и общежития, где жили рабочие.
Сейчас особняк обнесен высоким забором.
Подобраться к нему нереально.
В интернете нашелся только такой снимок 2007 года.
Воодушевлённый успехами школы, Тимофей Прохоров затеял создание технологического училища, но эта затея не нашла отклика в обществе, и тогда он открыл фабрику-школу. Учеников в этой школе учили письму, чтению, арифметике и необходимым ремесленным искусствам. Наиболее усердным ученикам выплачивалось жалование приказчика. Желавшим получить высшее образование нанимались учителя. Многие из тех, кто прошёл обучение в этой школе, впоследствии сами стали фабрикантами и коммерсантами.
Одним из примеров социального лифта, которым могла стать мануфактура, является биография Ивана Вавилова, отца Николая Вавилова, известного советского ученого-генетика:
. После смерти отца малолетний Иван Ильич приехал в Москву с купцом Сапрыкиным. Бедственное положение привело его на Пресню, которая в те годы была особым московским мирком, вся жизнь которого определялась Прохоровской фабрикой. Трудолюбивый и смышленый юноша вскоре привлек внимание фактического руководителя Прохоровской мануфактуры Никиты Васильева. Васильев привлёк юношу к организации сбыта мануфактурных товаров. В 1884 году Иван Вавилов женился на племяннице Васильева Александре Постниковой, а в 1886 году он был принят в мещанство.
После Октябрьской революции и национализации Иван Вавилов эмигрировал и жил в Болгарии. Только благодаря длительным усилиям Николаю Вавилову удалось добиться для отца разрешения возвратиться в СССР. Иван Вавилов вернулся в 1928 году больным, и через несколько дней умер. Он был похоронен в Александро-Невской лавре.
Сам Николай Вавилов погиб в годы сталинских репрессий. На основании сфабрикованных обвинений был арестован в 1940 году, в 1941 году — осуждён и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения. В 1943 году умер в тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован.
На Трёхгорной мануфактуре Тимофей Прохоров установил 10-часовой рабочий день, что на то время было самым коротким рабочим днём в России. Были установлены правила для рабочих, которыми запрещено было пьянствовать, прогуливать и сквернословить, тем более при малолетних учениках. Вокруг предприятия был построен целый городок для рабочих. Жильё отапливалось, была даже канализация. При мануфактуре действовал театр для рабочих. Были богадельни, приют для девочек-сирот, библиотека, амбулатория, летние санатории.
Тимофей Прохоров часто бывал за границей, изучал зарубежный опыт, выискивал технические новинки. Все это привело к тому, что Трёхгорная мануфактура за несколько лет стала по-настоящему передовым предприятием России. Император Николай I во время Промышленной выставки в Москве поблагодарил братьев Прохоровых и призвал всех промышленников и купцов следовать их примеру: строить школы и училища для рабочих.
1905 год. Здание, где проживали рабочие Трехгорной мануфактуры, обстреляно артиллерией.
Это же место сейчас (Трехгорный вал, дом 4).
Это вид на улицу Трехгорный вал. Сейчас эти дома снесены.
Бывший дом рабочих с фабрики (Трехгорный вал, 12)
Еще один из немногих уцелевших домов того времени. Сейчас также является общежитием для рабочих фабрики (Трехгорный вал, 14 корпус 3).
В годы Советской власти фабрика была национализирована. В 1936 году ей было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.