что такое транспорт общественного пользования
Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Комментарий к Ст. 789 ГК РФ
1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).
В законе видами транспорта общего пользования названы:
— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);
— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;
— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);
———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.
3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.
Дайте пожалуйста разъяснение, что означает «транспорт общего пользования»? как его отличить от необщего?
Дайте пожалуйста разъяснение, что означает «транспорт общего пользования»? как его отличить от необщего?
Ответы на вопрос:
ГК РФ Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Транспорт общего пользования — это ттранспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров. Ттранспорт общего пользования включает:
водный (морской и речной),
Похожие вопросы
Пожалуйста напишите понятное разъяснение (для «Чайников») как правильно отличить совмещение от совместительство.
Я просила суд апелляционной инстанции дать мне разъяснение по вынесенному решению. Сегодня было заседание по поводу моего заявления касающегося разъяснения суд вынес решение мне отказать в разъяснении и заявление без удовлетворения. Зачем меня вызывали в суд они, что не могли сразу отказ дать без заседания?
Запросил информацию по поводе льготы, получил разъяснения налоговых органов на свой запрос, о том, что имею на нее право. И по этому разъяснению налог не платил. Потом налоговые органы опубликовали новое разъяснение, по которому прежнее разъяснение было признано неправильным. В налоговом кодексе написано (ст.111 НК), что если налогоплательщик действует на основании неправильных письменных разъяснений налоговых органов, ответственности за это он не несет. Налоговая инспекция доначислила по новому разъяснению недоимку, штраф и пени. Должен ли я что-то платить?
Запросил информацию по поводе льготы, получил разъяснения налоговых органов на свой запрос, о том, что имею на нее право. И по этому разъяснению налог не платил. Потом налоговые органы опубликовали новое разъяснение, по которому прежнее разъяснение было признано неправильным. В налоговом кодексе написано (ст.111 НК), что если налогоплательщик действует на основании неправильных письменных разъяснений налоговых органов, ответственности за это он не несет. Налоговая инспекция доначислила по новому разъяснению недоимку, штраф и пени. Должен ли я что-то платить?
Уважаемая Татьяна Вячеславовна Соломатова!
Суд вынес апелляционное определение о порядке пользования земельным участком по фактическому пользованию, указав новые доли в пользовании, но не изменив доли в праве собственности. Теперь один из собственников просит суд дать разъяснение к определению в части возможности зарегистрировать новые доли в праве собственности с получением новых зеленок, с указанием в них долей, которые определил суд в пользование. Фактически сособственник хочет лишит меня части моей собственности и узаконить это. Допустимо ли такое требование, ведь об изменении долей ни одна сторона не заявляла, и суд определил только порядок пользования? Является ли удовлетворение этой просьбы изменением решения суда?
Должен ли военный авто транспорт заезжать на пункты весового контроля или к военному транспорту есть какие нибудь послабления, если не сложно ткните пожалуйста в стаю где говорится о военном транспорте. Заранее спасибо за ответ.
Что такое транспорт общего пользования?
Классификация
Существует деление на группы по типу эксплуатации средств передвижения и перевозки грузов. Это транспорт общего пользования, специальный, личный и персональный автоматический (новая группа, появившаяся сравнительно недавно). Дальнейшее разделение на виды зависит от среды передвижения, типа собственности, грузоподъемности, класса двигателя и колес.
Вам будет интересно: Тарификация педагогических работников: описание, условия, нюансы
Водный, воздушный, наземный и подземный транспорт выполняют одну функцию в экономике страны, но группируется по способу передвижения, среде использования и разнится характеристиками загрузки. По типу собственности выделяются две группы транспорта — личный и общественный. И тот, и другой бывает легковым или грузовым на основании грузоподъемности средств передвижения.
Вам будет интересно: Информационно-аналитическая деятельность: понятие, основы, структура
Категории с общим назначением
Транспорт общего пользования существует для удовлетворения нужд населения в перевозке грузов с людьми по требованию, включая перемещение товаров между потребителями, производителями, заказчиками и торговыми представителями. Это общедоступные ТС, осуществляющие доставку на коммерческой основе и выступающие в качестве самостоятельной материальной отрасли производства.
Ведомственный транспорт необщего назначения выполняет ту же функцию, но в пределах предприятия или организации. В первом случае владелец технических средств обязан оказать услуги населению или юридическим лицам по закону «Об организации регулярных перевозок», а во втором доступность ограничивается сферой производства.
Рельсовые средства передвижения
Общедоступные средства перевозки делятся на категории. Железнодорожный транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения нужд физических и юридических лиц в доставке грузов и пассажиров до пункта назначения. Перевозка выполняется с помощью локомотивов и вагонов по рельсовым путям внешнего и внутреннего назначения. В транспортной системе России железные дороги играют главную роль, обеспечивая массовую перевозку грузов с пассажирами на средние и дальние расстояния. Железнодорожный транспорт, оказывая услуги по перемещению крупногабаритных грузов и людей в отдаленные регионы страны, является основным в России.
Городской транспорт
Легковые и грузовые автомобили и автобусы обеспечивают гибкость доставки и высокую скорость перевозок. Как один из видов транспорта общего пользования, этот вид ТС отличается низкими вложениями в оборудование автодорог и терминалов погрузки-разгрузки. Его недостатком остается невозможность перевозки крупногабаритных грузов и большого количества пассажиров на единицу технического средства, хотя автобусами и автомобилями пользуются 90% пассажиров в городских пределах.
С помощью автотранспорта грузы перевозятся на малые расстояния по дорогам населенных пунктов и региональным трассам.
Водные суда, баржи
Преимуществом кораблей речного или морского назначения считается перемещение крупногабаритных грузов по воде, а перевозка пассажиров выступает второстепенной задачей. Однако в странах, где имеется множество островов, например, в Греции, он играет основную роль именно в транспортировании пассажиров.
Характеризуясь низкими тарифами и малой скоростью, водный транспорт общего пользования в нашей стране подходит предприятиям, выбирающим большегрузы, курирующие по одному пути. По сравнению с другими видами сообщения он обладает недостатком скорости и ограниченностью функциональных возможностей.
Иногда речные суда выступают в роли подвижных складов, выполняя функцию хранения грузов. Все корабли флота общего назначения нуждаются в оборудовании специальных причальных комплексов для обеспечения погрузки-разгрузки.
Грузовая, пассажирская авиация
Воздушные суда — наименее востребованный вид средств доставки грузов из-за высоких тарифов на перевозку и издержек логистики. Авиация требует затрат на содержание и перемещение авиагрузов, в отличие от железнодорожного или автотранспорта. Преимущество самолетов — скорость и преодолеваемое расстояние. Эти плюсы делают авиацию скоростным пассажирским транспортом общего пользования для международного сообщения. Вертолеты используются для перемещения пассажиров в труднодоступные зоны России.
Магистральные трубопроводы
Логистика невозможна без постоянных поставок грузов разных типов — сыпучих, жидких, газообразных. Трубопроводы обеспечивают непрерывное перемещение жидкостей и суспензий на большие расстояния. Это нефте-, газопроводы внутреннего и международного значения, водопроводы для подачи питьевой или технической воды. Недостатком такого вида транспортировки является малая гибкость, а трубопроводы пригодны только для доставки растворимых веществ.
Перемещение пассажиров
Перемещение пассажиров на малые и дальние расстояния осуществляется всеми видами ТС. Наибольшее развитие получили средства шаговой доступности городского значения — автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные и таксомоторные такси, личные и служебные автомобили. Перевозка транспортом общего пользования — часть инфраструктуры населенного пункта, в которой каждый тип технических средств находится в собственной нише.
Муниципальные средства передвижения представлены трамваями и троллейбусами, работающими на электрической тяге. Они отличаются простотой эксплуатации, но малой гибкостью по части логистики. Автотранспортные предприятия предоставляют парк маршрутных такси для пассажирских перевозок внутри города. Междугородние автобусы используются для перемещения жителей между населенными пунктами по автомагистралям. Автотранспорт получил распространение у граждан благодаря удобству и гибкости логистики, низким тарифам на проезд.
Общественный транспорт
Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта, как правило, предоставляются за определённую плату.
Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).
Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.
Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих. Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома). Кроме того, такие виды транспорта, как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси. Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажира.
Для дальнемагистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда (включая высокоскоростные) и автобусы, и кроме того, средне- и ближнемагистральные самолёты и вертолёты (последние незаменимы в горных районах и на Крайнем Севере).
Пассажирский водный транспорт с 1960-х практически полностью перешёл в нишу туристическо-экскурсионного транспорта (то есть не являющегося общественным), однако к городскому и междугородному общественному водному транспорту можно отнести морские и речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров по рекам и озёрам суда на подводных крыльях. Гораздо реже в роли междугородного общественного транспорта выступают троллейбус (междугородная линия в Крыму, междугородный автобус № 284 Саратов — Энгельс, троллейбусная линия между городами Бендеры и Тирасполем и трамвай (64-километровая линия вдоль бельгийского побережья).
В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт — фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.
В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.
В сообщении между крупными городами и пригородами, в пределах крупных агломераций большую роль играет электрифицированная железная дорога. Как правило, железная дорога совместно используется пассажирским и грузовым движением.
В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.
Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или лекгорельсовым транспортом.
Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.
Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.
Содержание
История
Первый маршрут общественного транспорта появился по инициативе Блеза Паскаля в Париже 18 марта 1662 года. [1]
Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта
Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако на период 1930—1960-x годов во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными легковыми автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах был полностью ликвидирован трамвай. В соответствии с Законом о транспорте 1947 года в Великобритании были национализированы почти все виды общественного транспорта, но с начал 1990-ых годов начался процесс приватизации.
Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.
Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта.
В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.
В современной России, в силу экономической ситуации и менталитета определённых социальных слоев (прежде всего — работающих в системе общественных перевозок), у большинства населения (в том числе и у тех, кто не имеет возможности иметь собственный автомобиль и заинтересован в общественном транспорте) сформировалось стойкое недовольство общественным транспортом — состоянием подвижного состава, качеством предоставления услуги. Причинами такого отношения являются:
ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Транспорткак вид хозяйственной деятельности (по назначению) подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и населения. Его называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае в системе путей сообщения). Понятие «транспорт общего пользования» охватывает:
— водный транспорт (морской и речной);
Транспорт общего пользованияпредназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения.
Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.), внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям. Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения и организации перемещения грузов решается в области логистики.
Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.).
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК
Согласно статье 4 «Виды автомобильных перевозок» Закона Республики Беларусь от14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильные перевозки подразделяются на внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки.
К внутриреспубликанским автомобильным перевозкам относятся:
· городские автомобильные перевозки;
· пригородные автомобильные перевозки;
· междугородные внутриобластные автомобильные перевозки;
· междугородные межобластные автомобильные перевозки.
Городские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.
Пригородные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта), являющегося начальным пунктом маршрута.
Междугородные внутриобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ области Республики Беларусь.
Междугородные межобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям двух и более областей Республики Беларусь.
Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении.
Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении подразделяются на автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования и иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.
В литературных источниках встречается несколько иной классификационный подход, согласно которому различают следующие основные виды перевозок в зависимости от различных классификационных признаков.
По количеству используемых транспортных средств:
· простая перевозка, позволяющая использовать один вид транспорта;
· комбинированная перевозка, заключающаяся в использовании различных транспортных средств.
В зависимости от предмета транспортных операций:
В зависимости от периодичности транспортных операций:
· перевозки регулярные (линейные);
· перевозки нерегулярные (чартерные).
С учетом порядка прохождения пограничных пунктов (пунктов следования):
· перевозки бесперегрузочные (беспересадочные);
· перевозки перегрузочные (пересадочные).
Перевозки грузов и пассажиров по территориальному признаку:
· между двумя и более странами – международные перевозки;
· перевозки в пределах одной страны – внутренние перевозки.
По характеру перевозки на территории иностранного государства:
· перевозки сквозные (круговые, кольцевые).