что такое трансграничная торговля
Предпосылки для серых посылок
В 2019 году ученые из Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) и Национального университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели два исследования социальных и экономических последствий регулирования трансграничной торговли.
Специалисты Института Гайдара подготовили труд «Регулирование администрирования трансграничной торговли в РФ и ЕАЭС. Установление минимумов для трансграничной торговли», а НИУ ВШЭ — «Оценку социально-экономического эффекта от введения НДС, других налогов и сборов на трансграничную интернет-торговлю».
РБК рассказывает о главных выводах экономистов.
Как сейчас регулируется трансграничная торговля
Сейчас от пошлины (30% стоимости заказанных товаров) освобождены посылки стоимостью €500 в месяц. С 1 января 2020 года порог должен снизиться до €200, но уже с каждой отдельной посылки пошлина составит 15% от суммы превышения, но не менее €2 за перевес (максимально допустимый вес посылки — 31 кг).
Всего год назад руководитель департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов называл меру о введении порога €20 радикальной.
Как влияет трансграничная торговля на экономику
Трансграничная торговля является не только важным фактором в развитии современного ретейла, но и стимулирует конкуренцию внутри отрасли, отмечают специалисты НИУ ВШЭ в своем исследовании.
Возможность российских потребителей делать онлайн-заказы в других странах позволяет сгладить региональные диспропорции в розничной торговле. Сегодня лидеры по количеству входящих международных посылок на душу населения не только Москва и Санкт-Петербург, но и города в северных регионах и небольшие города в промышленно развитых местах: если в среднем по России этот показатель в 2018 году составил 2,4 посылки на человека, то в Салехарде, например, 14,8 посылки.
Быстрые темпы роста онлайн-торговли и трансграничной онлайн-торговли в России в 2010-е годы были связаны с эффектом низкой базы и по мере насыщения рынка будут замедляться, констатируют в НИУ ВШЭ. По мнению ее специалистов, Россия все еще отстает от европейских стран по количеству посылок на душу населения: например, в Великобритании жители получают в два раза больше посылок, а в Нидерландах — в три раза.
Обработка международных отправлений — один из главных факторов роста рентабельности для международных почтовых операторов. Работа с такими посылками — это 20% выручки «Почты России», указывают в ВШЭ. Наибольший показатель у немецких почтовых операторов — 69%.
Что будет при введении НДС
Введение НДС для зарубежных онлайн-торговцев обсуждается не первый год. За него, в частности, выступала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), представляющая крупнейших российских онлайн-ретейлеров. Обсуждала с заинтересованными ведомствами введение налога и Федеральная налоговая служба. Вновь этот вопрос поднимался в мае 2019 года на совещании, посвященном выравниванию конкуренции в сфере интернет-торговли в ФАС.
Эксперты просчитали варианты при разных уровнях не облагаемого налогами лимита: €0–20–50–100–200–500–1000. В расчетах учитывались прямые затраты, в том числе средние зарплаты, нормативы трудозатрат, время обработки и прочие показатели, влияющие на стоимость администрирования посылки. Международная практика показывает, что почтовые операторы для покрытия расходов, связанных с досмотром посылок, вынуждены устанавливать дополнительные сборы, значительно увеличивая конечную стоимость посылки, отмечают специалисты НИУ ВШЭ.
Основной вывод, к которому пришли эксперты: суммарный экономический эффект, то есть разница между затратами всех участников цепочки от продавца до покупателя и возможными поступлениями в бюджет, а также от введения НДС на импортные посылки вне зависимости от лимита, будет отрицательным.
«Данный вопрос необходимо рассматривать комплексно, поскольку речь, с одной стороны, идет о регулировании внешнеэкономической деятельности, а с другой — о поддержке российского внутреннего производства. Инструменты, конечно, должны соответствовать техническому развитию страны, и их определит правительство», — прокомментировал результаты исследования президент АКИТ Артем Соколов. Ему расчеты НИУ ВШЭ показались завышенными: модель оператора при интернет-торговле требует только интеграции софта с интернет-площадкой и не предполагает затрат бюджета.
Как повлияет снижение порога беспошлинной торговли
Специалисты Института Гайдара, изучив мировую и российскую практику снижения порога беспошлинной торговли для зарубежных онлайн-магазинов, пришли к выводу, что в мире не существует корреляций, связывающих заградительные меры для ввоза товаров из других стран для частных лиц с защитой местных производителей. Наиболее разумно, считают исследователи, устанавливать подобные пороги в привязке к стоимости самих товаров, как будет с 2020 года, а не к временному интервалу, как сейчас.
Снижение порога беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов, расположенных за пределами ЕАЭС, снижает налоговую и деловую привлекательность страны и одновременно повышает вероятность роста серого и нелегального импорта, предупреждает Институт Гайдара. По мнению его специалистов, при снижении беспошлинного порога вырастает стоимость администрирования посылок: при текущем уровне собираемости и снижении порога до €20 расходы бюджета увеличатся на 10,6 млрд руб.
В случае существенного роста доли налогов в стоимости посылки, например НДС, возможен, по мнению Института Гайдара, такой сценарий: посылки будут приходить в Россию через транзитные каналы стран — членов ЕАЭС, прежде всего Казахстана и Киргизии. Долю серого импорта из Китая там Transparency Kazakhstan в 2017 году оценивал в 60 и 70% соответственно.
Решение о снижении порога беспошлинного ввоза товаров с 1 января 2020 года до €200 было принято на наднациональном уровне Евразийской экономической комиссией еще в 2017 году, напомнил РБК представитель Минфина. И финальное решение по дальнейшему снижению порогов беспошлинного ввоза должно быть принято во всех странах ЕАЭС. Поэтому любые расчеты эффектов решений, которые пока даже не сформулированы в окончательном виде, носят очень гипотетический характер, отметил представитель Минфина.
В ведомстве добавили, что уплата таможенных платежей через уполномоченного оператора не приведет ни к увеличению расходов бюджетных средств на таможенное администрирование, ни к дополнительной нагрузке на сотрудников таможенных органов.
Что такое кроссбордер и как с ним работать?
Сегодня практически все знакомы с такими крупными игроками на рынке e-commerce как Aliexpress, Amazon или Iherb. Клиентами данных онлайн-площадок становятся сотни людей ежедневно, а объемы ввозимых в Россию заказов исчисляются сотнями тысяч.
Для отечественных предпринимателей трансграничная торговля тоже является интересным направлением развития, например привлечение на свои онлайн-площадки новых зарубежных марок, а также расширение собственного ассортимента без увеличения затратной части.
Однако в силу того, что схема работы кроссбордер представляет собой большой набор элементов и процессов для большинства участников рынка она выглядит достаточно запутанной и сложной. Рассмотрим основные моменты подробнее.
Для успешно проведенной продажи по схеме трансграничной торговли необходимы следующие элементы:
Зачастую доставкой и растаможкой посылок занимается одна и та же компания.
Исходя из вышеперечисленно становиться понятно, что сама схема трансграничной торговли включает в себя огромное количество механизмов, которые должны слаженно работать между собой. В связи с чем очень часто при попытке организовать данный канал сбыта продавцы и поставщики сталкиваются с огромным количеством вопросов, подводных камней и процессов.
Но главным вопросом для иностранных производителей в трансграничной торговле является канал сбыта. Где найти крупную онлайн-площадку, которая была бы хорошо известна российскому покупателю и осуществляла доставку товаров в РФ?
Третий путь, которым идут международные компании –поиск маркетплейса работающего с международными поставщика и широко известного на российском рынке. Данные площадки, бесспорно, являются более привычными и понятными для конечного покупателя и имеют хорошо узнаваемый бренд. Но подводные камни бывают и здесь. Чаще всего, не смотря на крупный рынок сбыта, международный опыт и аудиторию и общение с конечным покупателем – логистическая сторона вопроса ложится на плечи продавца, при этом должна быть включена в стоимость товара на сайте, цены за товар должны быть указаны в рублях, а получение средств за отправленный заказ происходить с большой отсрочкой. При отсутствии международного опыта в кроссбординге выставить цену за товар становится очень сложно.
Так в чем же преимущество использования канала трансграничной торговли?
Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы с экспресс-грузами и помогут разобраться в таких вопросах, как доставка товаров из-за границы, таможенное оформление посылок и организация “последней мили”.
Онлайн-торговля в России: ускорение доставки и развитие инфраструктуры
8 сентября прошла ежегодная конференция AliExpress Russia Overview. Электронная торговля стала одним из бенефициаров пандемии коронавируса, дав бизнесу почву для роста, а потребителю — качественно новые сервисы и ассортимент товаров, которые можно заказать онлайн. При этом российский рынок далек от насыщения и ему еще есть куда расти: «Пандемия ускорила процесс цифровизации по всему миру, в том числе в России, — констатировал президент и генеральный директор Alibaba Group Джон Майкл Эванс. — В России рынок быстро растет, но это рост с низкой базы».
E-commerce в России: направления роста
Участники конференции определили главные тренды развития отрасли электронной коммерции в России:
1. Рост ожиданий покупателей от сервиса. Эксперты считают, что покупатель ждет от площадки не столько скорости, сколько четкости в выполнении взятых на себя обязательств — об этом говорили генеральный директор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев и директор по электронной коммерции розничной сети «Магнит» Андрей Лукашевич. «Не обязательна доставка за 15 минут, но обязательна доставка в четко оговоренный срок и высшего качества», — сказал Лукашевич.
2. Увеличение скорости доставки. По мнению генерального директора OZON Александра Шульгина, требования покупателей к маркетплейсам в части доставки растут: «Например, в столичных городах доставка через два дня уже никому не интересна. Чем быстрее – тем лучше». Поэтому крупные платформы развивают сервисы экспресс-доставки товаров повседневного спроса. В частности, AliExpress развивает сервис доставки от получаса с прошлого года.
3. Для ускорения доставки необходимо развивать логистическую инфраструктуру. По словам генерального директор СберМегаМаркета Соломона Кунина, маркетплейсы сейчас — не просто игроки рынка, а полноценные инфраструктурные проекты. «Раньше мы придерживались стратегии аутсорсинга, но в 2021 году взяли курс на совмещение, и теперь быстрее чем когда-либо наращиваем объем партнерских услуг, параллельно развивая собственную базу: открываем собственный фулфилмент и пункты выдачи заказов», — комментирует директор по логистике «AliExpress Россия» Григорий Орлов.
4. Рост доверия покупателей к сервисам. «Во время самоизоляции люди пользовались сервисами доставки вынужденно, но сейчас 80% из них продолжают делать покупки через интернет», — констатирует директор по стратегии и развитию бизнеса Х5 Group Владимир Салахутдинов. Во многом этому способствовало повышение точности сборки заказов в сервисах экспресс-доставки.
5. Гибкий подход к клиентам. По мнению генерального директора Lamoda Джерри Калмиса, российский рынок e-commerce отличается от западного значительно более удобным для клиентов сервисом: «Когда я рассказываю своим друзьям, что в России можно заказывать одежду, померить и, если выбранная вещь нравится, заплатить за нее наличкой курьеру прямо на месте, а если товар не подошел, вернуть его обратно, то они приходят в восторг. Мы в этом плане очень избалованы».
6. Интеграция в социальные сети. «AliExpress как площадка представлена во всех соцсетях. В каких-то мы интегрированы по сути как полноценные магазины, в каких-то дистрибуцируем информацию через блогеров и инфлюенсеров, используя собственную локализованную партнерскую платформу AE Platform», — комментирует вице-президент «AliExpress Россия» по социальной коммерции Надежда Егорова. В собственном приложении AliExpress пользователи проводят в среднем 12 минут в день — в пересчете на всю аудиторию получается 200 лет ежедневно: смотрят карточки товаров, стримы, читают ленту, а около полумиллиона человек играют в игры.
Объем рынка e-commerce: счет идет на триллионы
О том, что у потребителей сформировалась четкая привычка покупать онлайн, говорили и аналитики инвестбанков. Исполнительный директор J.P. Morgan Елена Журонова представила результаты собственного исследования. «На вопрос, насколько часто вы планируете приобретать товары по интернету в будущем, 75% респондентов ответили, что будут это делать также часто, как и сейчас, а 14-15% заявили, что намерены делать это еще чаще», – пояснила она.
Одной из важных тем дискуссии стала оценка объемов рынка. Директор по стратегии и связям с инвесторами «AliExpress Россия» Владимир Козлов резюмировал оценки объемов рынка маркетплейсов так: электронная торговля достигнет к 2025 году 7,5-11 трлн рублей. Эксперты сошлись во мнении, что в оценках размера рынка важно учитывать трансграничную торговлю, так как и в случае с локальной торговлей, и в кросс-бордере покупателем являются российские граждане, а импортные товары представляют не только иностранные продавцы, но и российские. «Нельзя делить еком на трансграничный и доместиковый, потому что по сути дела потребителю все равно, где он покупает», — резюмировал член правления, заместитель генерального директора по международному бизнесу АО «Почта России» Георгий Аликошвили.
Аналитики выразили сомнения в том, что трансграничная торговля помешает росту локальной торговли. В перспективе доля трансграничных операций в общем объеме будет уменьшаться вследствие роста российского внутреннего рынка, но не из-за снижения интереса к покупкам из-за рубежа.
По мнению инвестиционных аналитиков, у AliExpress есть ряд сильных сторон: лидерство в трансграничной торговле, рост доли отечественных поставщиков, широкая представленность и популярность в регионах, а также возможности социальной коммерции.
Елена Журонова подчеркнула, что российский рынок e-commerce находится в особой ситуации – на нем действует не один лидер, а несколько сильных игроков. В ближайшие годы они будут контролировать порядка 60% рынка. Дмитрий Сергеев согласился, что в перспективе вероятна дальнейшая консолидация рынка, в том числе за счет того, что слабые игроки (так называемый «длинный хвост» небольших интернет-магазинов) будут уступать свои сегменты сильным.
Зоны роста AliExpress и перспективы IPO
Сейчас AliExpress лидирует в части трансграничной торговли, оборот от продаж которой продолжает расти. «Мы уже лидер рынка по числу покупателей и гораздо сильнее, чем другие площадки, в регионах. Наши покупатели живут от Анадыря до Калининграда, и это не фигура речи, а объективная реальность. Али – это целая социальная сеть, в которой продавцы и покупатели общаются между собой в режиме реального времени. И следующим шагом будет конкуренция за продавца, которому не обязательно присутствовать на десяти площадках, а можно выбрать те, которые дают лучший сервис по логистике и продвижению товаров», — отметил Дмитрий Сергеев.
Основа роста бизнеса компании — развитие локальной платформы, ассортимента, логистики, привлечение новых продавцов и развитие принципиально новых для рынка сервисов, в том социальной коммерции.
Аналитики позитивно оценивают перспективы выхода AliExpress Россия на IPO, если компания решит пойти таким путем: с учетом большого потенциала роста российского рынка, позицию AliExpress как лидера трансграничного сегмента и одного из крупнейших игроков локального сегмента, интерес к акциям компании в случае их публичного размещения будет высоким.
Чем трансграничная онлайн-торговля отличается от классического экспорта?
Популярные жизненные ситуации
Обеспечение надлежащего уведомления иностранных контрагентов в рамках судебных процессов, рассматриваемых в судах на территории Российской Федерации
Сертификат свободной продажи
В каких странах нужен сертификат свободной продажи?
Сертификат свободной продажи
Выдаются ли копии сертификата свободной продажи?
Сертификат свободной продажи
Чем отличается сертификат свободной продажи для поставки продукции за рубеж от сертификата свободной продажи в целях регистрации продукции?
Сертификат свободной продажи
Каков срок оформления сертификата свободной продажи?
Сертификат свободной продажи
Какой период времени действует сертификат свободной продажи?
Сертификат свободной продажи
Кто оформляет и выдает сертификат свободной продажи FSC?
Сертификат свободной продажи
Что такое сертификат свободной продажи FSC (сокр. от англ. Free Sale Certificate)?
Общая информация
Какие изменения произойдут в рамках взаимодействия с органами и агентами валютного контроля для участников внешнеторговой деятельности с 1 января 2021 года в связи с вступлением в силу поправок к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регу
Снятие контракта с учета
Что будет, если заявление о снятии с учета контракта по исполненным обязательствам не будет предоставлено?
Услуги и консультации от РЭЦ
Поиск партнера. Организация переговоров
Поиск партнера. Поиск покупателя
Логистика. Консультация
Продвижение бизнеса
Аналитика. Экспорт по выбранному товару
Гарантия. Участие в конкурсе/тендере
Учебное пособие. Начинающий экспортер
Кредитование. Кредит для МСП «Экспортный…
Поиск партнера. Поиск покупателя
Кредитование. Предэкспортное финансирование
Настоящим я выражаю свое информированное согласие на обработку АО «Российский экспортный центр», юридический адрес: 123610, Москва, Краснопресненская наб., д. 12 (далее – РЭЦ) в качестве оператора моих персональных данных и подтверждаю, что, предоставляя такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.
Согласие дается мной в целях получения рекламно-информационных рассылок Группы РЭЦ (АО «Российский экспортный центр», АО «ЭКСАР», АО РОСЭКСИМБАНК), а также АНО ДПО «Школа экспорта Акционерного общества «Российский экспортный центр»), и использования моих персональных данных при направлении указанных рассылок.
Настоящее согласие дается мной на обработку следующих персональных данных:
Персональные данные не передаются никаким другим третьим лицам, за исключением лиц, предусмотренных в настоящем согласии, а также лиц, передача которым является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласие на обработку персональных данных дается на срок предоставления мной согласия на получение рекламно-информационной рассылки и до истечения 6 (месяцев) после отзыва согласия на получение указанных рассылок, либо до момента получения соответствующего письменного заявления об отзыве согласия на обработку персональных данных. Я предупрежден(а), что направление мной указанного письменного уведомления об отзыве согласия на обработку персональных данных влечет за собой прекращение направления мне рекламно-информационных рассылок.
Я соглашаюсь на автоматизированную обработку моих персональных данных.
Настоящее согласие может быть отозвано в любой момент на основании заявления, поданного на имя Генерального директора РЭЦ на бумажном носителе заказным письмом, направленным по адресу: 123610, город Москва, Краснопресненская наб., д. 12.
Датой отзыва считается день, следующий за днем вручения РЭЦ соответствующего заказного письма, содержащего заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных.
Экономисты подсчитали эффекты от регулирования трансграничной торговли
В 2019 году ученые из Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) и Национального университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели два исследования социальных и экономических последствий регулирования трансграничной торговли.
Специалисты Института Гайдара подготовили труд «Регулирование администрирования трансграничной торговли в РФ и ЕАЭС. Установление минимумов для трансграничной торговли», а НИУ ВШЭ — «Оценку социально-экономического эффекта от введения НДС, других налогов и сборов на трансграничную интернет-торговлю».
РБК рассказывает о главных выводах экономистов.
Как сейчас регулируется трансграничная торговля
Сейчас от пошлины (30% стоимости заказанных товаров) освобождены посылки стоимостью €500 в месяц. С 1 января 2020 года порог должен снизиться до €200, но уже с каждой отдельной посылки пошлина составит 15% от суммы превышения, но не менее €2 за перевес (максимально допустимый вес посылки — 31 кг).
Всего год назад руководитель департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов называл меру о введении порога €20 радикальной.
Как влияет трансграничная торговля на экономику
Трансграничная торговля является не только важным фактором в развитии современного ретейла, но и стимулирует конкуренцию внутри отрасли, отмечают специалисты НИУ ВШЭ в своем исследовании.
Возможность российских потребителей делать онлайн-заказы в других странах позволяет сгладить региональные диспропорции в розничной торговле. Сегодня лидеры по количеству входящих международных посылок на душу населения не только Москва и Санкт-Петербург, но и города в северных регионах и небольшие города в промышленно развитых местах: если в среднем по России этот показатель в 2018 году составил 2,4 посылки на человека, то в Салехарде, например, 14,8 посылки.
Быстрые темпы роста онлайн-торговли и трансграничной онлайн-торговли в России в 2010-е годы были связаны с эффектом низкой базы и по мере насыщения рынка будут замедляться, констатируют в НИУ ВШЭ. По мнению ее специалистов, Россия все еще отстает от европейских стран по количеству посылок на душу населения: например, в Великобритании жители получают в два раза больше посылок, а в Нидерландах — в три раза.
Обработка международных отправлений — один из главных факторов роста рентабельности для международных почтовых операторов. Работа с такими посылками — это 20% выручки «Почты России», указывают в ВШЭ. Наибольший показатель у немецких почтовых операторов — 69%.
Что будет при введении НДС
Введение НДС для зарубежных онлайн-торговцев обсуждается не первый год. За него, в частности, выступала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), представляющая крупнейших российских онлайн-ретейлеров. Обсуждала с заинтересованными ведомствами введение налога и Федеральная налоговая служба. Вновь этот вопрос поднимался в мае 2019 года на совещании, посвященном выравниванию конкуренции в сфере интернет-торговли в ФАС.
Эксперты просчитали варианты при разных уровнях не облагаемого налогами лимита: €0–20–50–100–200–500–1000. В расчетах учитывались прямые затраты, в том числе средние зарплаты, нормативы трудозатрат, время обработки и прочие показатели, влияющие на стоимость администрирования посылки. Международная практика показывает, что почтовые операторы для покрытия расходов, связанных с досмотром посылок, вынуждены устанавливать дополнительные сборы, значительно увеличивая конечную стоимость посылки, отмечают специалисты НИУ ВШЭ.
Основной вывод, к которому пришли эксперты: суммарный экономический эффект, то есть разница между затратами всех участников цепочки от продавца до покупателя и возможными поступлениями в бюджет, а также от введения НДС на импортные посылки вне зависимости от лимита, будет отрицательным.
«Данный вопрос необходимо рассматривать комплексно, поскольку речь, с одной стороны, идет о регулировании внешнеэкономической деятельности, а с другой — о поддержке российского внутреннего производства. Инструменты, конечно, должны соответствовать техническому развитию страны, и их определит правительство», — прокомментировал результаты исследования президент АКИТ Артем Соколов. Ему расчеты НИУ ВШЭ показались завышенными: модель оператора при интернет-торговле требует только интеграции софта с интернет-площадкой и не предполагает затрат бюджета.
Как повлияет снижение порога беспошлинной торговли
Специалисты Института Гайдара, изучив мировую и российскую практику снижения порога беспошлинной торговли для зарубежных онлайн-магазинов, пришли к выводу, что в мире не существует корреляций, связывающих заградительные меры для ввоза товаров из других стран для частных лиц с защитой местных производителей. Наиболее разумно, считают исследователи, устанавливать подобные пороги в привязке к стоимости самих товаров, как будет с 2020 года, а не к временному интервалу, как сейчас.
Снижение порога беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов, расположенных за пределами ЕАЭС, снижает налоговую и деловую привлекательность страны и одновременно повышает вероятность роста серого и нелегального импорта, предупреждает Институт Гайдара. По мнению его специалистов, при снижении беспошлинного порога вырастает стоимость администрирования посылок: при текущем уровне собираемости и снижении порога до €20 расходы бюджета увеличатся на 10,6 млрд руб.
В случае существенного роста доли налогов в стоимости посылки, например НДС, возможен, по мнению Института Гайдара, такой сценарий: посылки будут приходить в Россию через транзитные каналы стран — членов ЕАЭС, прежде всего Казахстана и Киргизии. Долю серого импорта из Китая там Transparency Kazakhstan в 2017 году оценивал в 60 и 70% соответственно.
Решение о снижении порога беспошлинного ввоза товаров с 1 января 2020 года до €200 было принято на наднациональном уровне Евразийской экономической комиссией еще в 2017 году, напомнил РБК представитель Минфина. И финальное решение по дальнейшему снижению порогов беспошлинного ввоза должно быть принято во всех странах ЕАЭС. Поэтому любые расчеты эффектов решений, которые пока даже не сформулированы в окончательном виде, носят очень гипотетический характер, отметил представитель Минфина.
В ведомстве добавили, что уплата таможенных платежей через уполномоченного оператора не приведет ни к увеличению расходов бюджетных средств на таможенное администрирование, ни к дополнительной нагрузке на сотрудников таможенных органов.