что такое трансформация творческого источника

ТВОРЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА ПРИ СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА

Возникновение замысла (идеи) произведения у ху­дожника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Художник, работая над новой идеей, формой будущего произведения, обра­щается к различным источникам творческого процес­са. Основным таким источником является сама жизнь, все ее проявления. Это может быть наблюдение и изу­чение природы и выполнение при этом различных за­рисовок-животных, птиц, цветов, материалов истори­ческого и народного костюма и т.п.

Стремление к красоте было свойственно всем наро­дам уже на ранних этапах развития человеческого об­щества. Сохраняя традиции, передавая навыки и осо­бенности из поколения в поколение, вписывая в себя новые образные понятия, народное национальное ис­кусство дожило до наших дней.

Художник, занимающийся созданием современно­го костюма, в своей деятельности не должен копиро­вать формы народного, исторического искусства или существующие в природе; он достигает выразитель­ности и образности путем осмысления первоисточни­ка средствами ассоциативного представления. В пред­ставлении предметы, явления, образы обладают не только наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию; они являются в какой-то мере уже обоб­щенными, абстрагированными образами реальной действительности. При воспроизведении ранее виден­ного предмета наше представление отражает его не во всех деталях (как при восприятии), а лишь в наборе наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Второстепенные свойства и при­знаки, не имеющие существенного значения и не несу­щие образной характеристики при создании новой формы предмета, опускаются, отбрасываются. Ассоци­ативное представление является важным фактором при создании костюма, оно позволяет достичь разно­образия видимого образа, достичь новизны решения.

Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. Сегодня развивают традиции в модном костюме художники-дизайнеры во всех угол­ках нашей страны. При этом национальные мотивы в наиболее интересных современных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Черты националь­ного своеобразия проявляются в моделях, выполнен­ных из материалов, близких по структуре и орнаменту к домашнему ручному ткачеству или народным набой­кам. Костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных народному костюма, например полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают ху­дожнику различный ассортимент изделий. Так, напри­мер, народные рубахи, сарафаны, душегреи и другие элементы русского народного костюма используются для создания современных блуз, платьев, курток, полу­пальто и т.п. Приемы декоративного решения народ­ной одежды используются при проектировании совре­менных трикотажных полотен и изделий из них. Не­повторимое национальное своеобразие современным детским изделиям придает использование элементов народной вышивки и другим приемов декорирования.

Не всегда народные традиции находят достойное преломление в современном костюме. Неудачи иногда преследуют и сегодня отдельных художников при не­правильном, поверхностном подходе к первоисточнику.

На основе проведенных теоретических и экспери­ментальных исследований определились пути твор­ческой трансформации народного костюма при созда­нии современных моделей и коллекций.

Творческая трансформация первоисточника и, в первую очередь, народного костюма, путем ассоциа­тивного представления способствует эмоционально-образному решению современного костюма как завер­шенного художественного ансамбля.

Первоисточник может подсказать также создание отдельных образцов логичных форм, оригинальных конструкций, интересных композиций, фактурных и орнаментальных решений материалов и трикотажных полотен, что в целом способствует обновлению и рас­ширению ассортимента современных швейных, текс­тильных, трикотажных и других изделий легкой про­мышленности. Изучение и творческая трансформация народного искусства способствуют развитию, обновле­нию, обогащению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита.

Тема традиции и новаторства не новая, но вместе с тем постоянно актуальная как в любом виде искусства, так и в костюме. Например, вышивка как декор в совре­менном костюме оправдывает себя в тех случаях, когда угадан орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена идеальная чистота ис­полнения. В таких случаях народная вышивка, ее ком­позиционное построение, техника исполнения, орна­ментальные мотивы выступают в основном как инте­ресные декоративные элементы, способные разнообра­зить и обогатить современное платье. Если говорить о глубоком художественном образном решении совре­менного костюма, то задача здесь усложняется еще бо­лее. Требуется глубокое знание народного костюма, на­родной вышивки. Задача решения бытового модного костюма так же сложна, как и создание костюмов для хоровых и танцевальных коллективов, исполнителей народных танцев и песен. Дело в том, что костюм вмес­те с человеком должен создавать единый ансамбль глу­бокого идейно-художественного содержания.

Обязателен творческий подход к наслоению прош­лого. Создавая современные произведения, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механическим соединением народных мотивов. Идя этим путем, ху­дожник рискует выхолостить всю неповторимую пре­лесть, живую образность и целостность народного ис­кусства.

В процессе обучения будущих проектировщиков одежды, обуви, дополнений к костюму проходит про­цесс приобщения молодежи к искусству народного костюма. Студенты в процессе выполнения заданий по истории и композиции костюма (одежды, обуви, аксес­суаров) также учатся творчески трансформировать первоисточник при разработке моделей современных изделий. Идет разнообразный поиск решения совре­менного костюма на основе народного. При этом вы­рабатывается творческий почерк, достигается разнооб­разие решения творческого замысла

Преподавание для будущих проектировщиков кос­тюма истории и композиции костюма, обучение их творческому процессу создания современных образцов на основе народного искусства способствуют гар­моническому воспитанию будущих специалистов в ду­хе гуманизма, любви к национальному искусству, тра­дициям, народу, Родине.

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Трансформация творческого источника

Представлен наглядный материал по «Формально-конструктивному преобразованию» творческого источника. Показана последовательность получения новых конструктивных членений для разработки форм костюма.

Разработка может быть полезна не только для дизайнеров и конструкторов одежды, но и для графических дизайнеров и для дизайнеров среды.

Просмотр содержимого документа
«Трансформация творческого источника»

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Формально-конструктивные преобразования в условные костюмные формы

Косачева Т.Л., преподаватель высшей категории ГБПОУ КЛП, член ТСХ России

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Зарисовка (творческий источник)

Последовательность трансформации конструктивной зарисовки в условные костюмные формы

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Зарисовка (творческий источник)

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Конструктивная зарисовка творческого источника

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Упрощение (формализация) конструктивной зарисовки (обобщение, освобождение от лишних линий, форм, деталей)

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Упрощение (формализация) конструктивной зарисовки

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Трансформация творческого источника в формальную композицию

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Логические ряды коллекции одежды на условной фигуре

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Последовательность преобразования (трансформации) творческого источника в условные костюмные формы

Источник

Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма (стр. 2 )

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источникаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

что такое трансформация творческого источника. Смотреть фото что такое трансформация творческого источника. Смотреть картинку что такое трансформация творческого источника. Картинка про что такое трансформация творческого источника. Фото что такое трансформация творческого источника

Современная одежда делится на ассортиментные группы в зависимости от следующих факторов: полового признака и возраста; способа изготовления; сезона; назначения; стиля.

Поло-возрастное деление одежды. Первоначально одежда разделялась на мужскую и женскую. Например, В Древнем Египте мужчины носили схенти, а женщины – калазирис. В европейском костюме, который сформировался на основе одежды западных варваров, в раннем средневековье мужскую и женскую одежду кроили одинаково. Но по мере развития и усложнения конструкции одежды в Западной Европе мужской и женский костюм все более различаются: женщины носят приталенные платья, с длинными юбками, а мужчины – штаны с различными видами плечевой одежды.

Гораздо позднее в отдельную группу выделилась детская одежда. На протяжении тысячелетий детей одевали так же, как и взрослых. Только в ХIX-XX веках складывается разнообразный ассортимент детской одежды в зависимости от принадлежности к определённой возрастной группе.

Во второй половине ХХ века появляется молодежная одежда. В 1950-е годы формируется новая особая социальная группа – молодёжь, занимающая промежуточное положение между подростками и взрослыми. Это привело к рождению молодежной культуры со своими кумирами и стилями, отличными от взрослой моды. С 1960-х годов молодежь является наиболее активным приверженцем моды и самые оригинальные решения дизайнеры адресуют именно молодым.

В современной одежде можно выделить следующие ассортиментные возрастные группы: детская, молодёжная, средняя, старшая.

По способу изготовления одежда делится на швейную и трикотажную.

Швейная одежда – одежда выкроенная и сшитая из ткани, меха, кожи и других материалов.

Трикотажная одежда – одежда связанная вручную или на трикотажной машине, сшитая из вывязанных вручную или на трикотажной машине деталей кроя, сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине.

Деление одежды по сезону. Одежда традиционно делится на летнюю, зимнюю и демисезонную (для весны и осени). Летняя одежда шьется преимущественно из легких гигиенических тканей и трикотажа ( шелка, хлопка, льна, вискозы, или смесовых тканей); демисезонная одежда – из более плотных тканей; зимняя – из теплых шерстяных тканей, многослойных утепленных материалов, меха и т. п. Но в последнее время подчас трудно провести четкую границу между одеждой для разных сезонов, например, в зимних коллекциях дизайнеры часто предлагают шелковые открытые модели без рукавов, а для лета используют мех.

Деление одежды по назначению. Современная одежда делится на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную.

Спортивная одежда – это специальная одежда для занятий спортом. В профессиональной спортивной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии. В 1970-е года возникло понятие «одежда для спорта и отдыха», предназначенная не только для активного, но и для пассивного отдыха.

Производственная одежда – это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, белые халаты врачей и т. д. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т. п.

Зрелищная одежда – театральный и кинокостюм, эстрадный костюм, карнавальный костюм. Зрелищная одежда имеет яркое образное решение.

Форменная одежда – форма, обозначающая принадлежность к определенной организации и ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция.

Бытовая одежда делится на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю. Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий. Она должна быть удобной, комфортной, а также должна соответствовать ситуации, в которой человек находится. Особую группу повседневной одежды составляет «деловой костюм». Стиль повседневной одежды и степень соответствия модным тенденциям зависит от личного выбора человека.

Нарядная одежда – это одежда для особых случаев различных торжеств, приемов, праздников, посещения театров.

Одежда для отдыха – такая одежда дает возможность для каждого человека проявить свою индивидуальность. Многие её элементы заимствуются из спортивной одежды.

Домашняя одежда – одежда, которую человек носит дома. Сегодня стираются отличия повседневной одежды и одежды для отдыха: традиционные домашние халаты и пеньюары вытесняются джинсами и легинсами, трикотажными майками и джемперами.

Гардероб современного человека за последние десятилетия изменился. Ранее преобладал ситуационный подход к его формированию – для каждого случая требовалась особая одежда. Сегодня вместо ситуационного подхода популярна идея рационального гардероба, состоящего из комплектов и многофункциональных вещей. Кроме того, актуален и игровой подход к формированию гардероба – в нем могут присутствовать вещи разных стилей, помогающие человеку менять свой образ.

1.Что такое ассортимент?

2. Как делятся ассортиментные группы?

3. Что относится к бытовой одежде?

ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

В отличие от формы взрослой одежды, форма детской одежды не столь зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции проявляются, прежде всего, в рисунках и фактурах ткани, в цветовой гамме. Всех детей условно делят на 6 возрастных групп:

I – ясельная (1-3 года);

II – дошкольная (3-6 лет);

III – младшая школьная (7-11 лет);

IV – старшая школьная, подростковая (12-15 лет);

V – юношеская (16-18 лет).

Дети развиваются неравномерно. Соотношение длины туловища, рук, ног, головы определяет характерные особенности возраста. Главную роль в пропорциях изделий отводят длине, так как именно с помощью длины изделия можно придать фигуре зрительную пропорциональность, т. е. наиболее гармоничные соотношения между размерами торса, головы, ног и рук. Для детей ясельного возраста предлагается очень маленькая длина. Увеличение длины приводит к зрительному утяжелению торса и укорочению ног. Основная форма одежды для девочек – трапециевидная, расширенная от плечевого пояса. Одежда для мальчиков имеет прямую форму. Наилучшим способом организации детской одежды является многослойность. Одежда младших возрастных групп должна быть легкой и держаться главным образом на плечах.

У младших школьников длина одежды больше, доходит до середины бедер и ниже. Для девочек рекомендуется одежда силуэта А и Д. Членения платья с помощью завышенной или заниженной линии талии придает фигуре девочки пропорциональность. Силуэт одежды для мальчиков прямой.

В возрасте от 7 до 11 лет происходит некоторая стабилизация фигуры за счет уменьшения интенсивности роста. Композиционное решение одежды приобретает большее разнообразие благодаря возможности различного членения формы по вертикали и горизонтали, а также применения различных отделок.

В подростковый период происходит интенсивное формирование фигуры. У девочек развивается грудь, выявляются бедра. У мальчиков развивается мускулатура, четко обозначается талия. Пропорции тела подростков подобны взрослым, но руки и ноги еще тонкие, а туловище по сравнению со взрослой фигурой – короткое. Это делает фигуру стройной и легкой. Фигура подростка позволяет использовать в одежде самые разнообразные, но не противоречащие возрасту, конструктивные линии и сложный крой.

Во второй половине ХХ века подростковая и юношеская одежда выделяется из общей моды и рождается молодежная мода, оказывающая большое влияние на взрослую моду.

1.Сколько существует детских возрастных групп?

2. Что играет главную роль в создании зрительной пропорциональности детской фигуры?

3.Какие силуэтные формы одежды рекомендуются для девочек младшего школьного возраста?

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ АССОРТИМЕНТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Главной задачей дизайнеров в 21 веке является проектирование и создание многофункциональных изделий, способных выполнять несколько функций. Дизайнеры должны создавать универсальные вещи, которые заменили бы множество традиционных вещей. Это необходимо для решения все обостряющихся экологических проблем, экономии природных ресурсов, экономии времени, облегчения жизни.

Ассортимент одежды постоянно развивается. Наибольшее влияние на образование новых видов ассортимента оказывает спортивная одежда. Прочно вошли в повседневный гардероб стеганные куртки, свитеры, джемперы и т. д.

Ассортимент расширяется за счет заимствований элементов одежды другого пола. Так в гардеробе для женщин появился брючный костюм, жилет, шорты.

Происходит миграция бельевого ассортимента в верхнюю одежду. В качестве топов используются бюстгальтеры, в моду вошли платья-комбинации, впрямую повторяющие белье.

Ассортимент пополняется также из военной формы и этнографической одежды.

1.Какие виды одежды относятся к многофункциональным?

2.Каковы источники образования новых видов ассортимента?

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

Дизайн одежды отличается от моделирования одежды тем, что дизайн ставит не частные задачи, а общие проблемы и пытается решить их. Эти проблемы могут не лежать в плоскости модных тенденций, а касаться жизнедеятельности человека в обществе. Если в моделировании одежды преследуется цели создания хорошей формы, хорошей посадки на фигуре соответствия данному отрезку времени, то дизайн одежды иногда специально «разрушает форму», предлагая более свободное облегание, более простые способы драпировки, специально пробуют другую посадку вещи на фигуре, не совместимую с моделированием в классических европейских традициях. Дизайн разрабатывает новые направления, по которым развивается мода. Моделирование не разрабатывает новых методов создания одежды, а часто использует принцип «хорошо забытого старого».

Дизайн одежды XXI века решает следующие задачи:

Трансформация простой формы в сложную;

Разработка безразмерной одежды;

Создание несшитой одежды;

Создание одежды простыми средствами;

Разработка одежды «унисекс»;

Трансформация одежды для создания комфортности;

Развитие тенденции слияния и взаимопроникновения разных видов ассортимента;

Поиск новых материалов, фактур и рисунков;

Разработка новых технологических приемов с целью их упрощения;

Проектирование одноразовой одежды из разнообразных нетрадиционных материалов;

Используя методы проектирования, такие как комбинаторные, деконструкции и другие, дизайн одежды предлагает новые пути для развития одежды в будущем.

Комбинаторные методы формообразования.

Комбинаторика— комбинирование различными способами форм и их элементов.

1. Комбинирование элементов на плоскости при создании текстильных композиций, раппортных тканей или трикотажных полотен.

2. Комбинирование типизированных стандартных элементов (модулей) при создании целостной формы.

3. Комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри определенной формы (по одной конструктивной основе или базовой форме).

4. Компьютерный поиск вариантов организации готовых комплектов.

Комбинаторика оперирует определенными приемами комбинирования: перестановкой, группировкой, переворотом, организацией ритмов.

Виды комбинаторных поисков:

1. Создание сложной формы.

2. Создание фактуры.

Трансформация разделяется следующим образом:

2. Трансформация деталей внутри одной формы (например, концы воротников загибаются, складываются в гармошки, завязываются вокруг шеи, заплетаются в косички).

Процесс превращения может носить бесконечный характер, то есть вариантов изменений можно придумать много. Таким образом, изделие не надоедает, и срок его ношения продлевается, что говорит о хорошем дизайне.

Комбинаторные методы проектирования впервые применили в 1920-е годы советские конструктивисты: А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова. При проектировании производственной одежды они применяли программированные методы формообразования нескольких уровней:

1. Комбинирование стандартных элементов из набора простейших геометрических форм (конструктивистские ткани).

2. Комбинирование различных видов декора на основе базовой формы.

3. Трансформация одежды в процессе эксплуатации.

4. Комбинирование стандартных готовых объектов.

В последствии программированные методы формообразования легли в основу графических компьютерных программ (САПР).

Кинетизм (греч. приводящий в движение) – относится к методу трансформации. Кинетизм – вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения, любого её изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей. Идея движения формы принадлежит художникам советского авангарда х годов – конструктивистам В. Татлину, К. Мельникову, А. Родченко.

В советской архитектуре 1920-х годов, экспериментируя с кинетической формой, В. Татлин создал проект «памятника III Интернационалу». Как пример кинетизма можно рассматривать светомузыку А. Скрябина.

В дизайне одежды метод кинетизма используется в профессиональных показах: в динамике трансформирующихся деталей костюма, в применении светящихся объектов, крутящихся или движущихся элементов костюма.

Особое место занимает создание моделей в стиле «оп-арт» с использованием зрительных иллюзий, например, движения в декоре или в рисунках тканей, в украшениях.

Идея кинетического рисунка стала чрезвычайно интересной для художников по текстилю, так как позволяет создать необыкновенные и парадоксальные эффекты графики. Кинетизм дает возможность создать мощную динамику внутри статичной формы.

Метод модульного проектирования

Модуль – единица меры, исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме.

Кратность – укладываемость модуля без остатка, позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость.

Форма модулей может быть и более сложная: в виде цветов, листьев, бабочек. Из них создаются красивые ажурные композиции. Из получившегося ажурного полотна можно моделировать вставки или целиком изделия.

Важно правильно подобрать для модулей ткань, которая позволила бы сшивать и выворачивать сложные фрагменты. Для этого подходят эластичные ткани и трикотаж, которые не осыпаются и хорошо держат форму.

С помощью модульного метода можно изменять форму изделия, его назначение, ассортимент.

Изменение формы изделия:

1) из маленькой сделать большую, и наоборот (например, из короткого жилета сделать длинный);

2) из простой формы составить сложную, и наоборот (например, к жилету пристегнуть модули и получить пальто с капюшоном и карманами);

3) изменяя форму, изменить назначение изделия ( например, был жилет – стало пальто, т. е. верхняя одежда).

Достоинство модульного проектирования: технологическая обработка модуля очень проста, проста и сборка изделия, поэтому для создания одежды не требуется высокая квалификация специалистов.

Метод деконструкции заключается в новом подходе к моделированию одежды. Он представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре, отказ от норм хорошего вкуса.

Впервые метод деконструкции применили японские дизайнеры, затем бельгийские и французские художники. Они использовали асимметричный крой, деля конструкцию на левую и правую половины; оставляли необработанные неровные края одежды; делали случайные разрывы и прорези; выворачивали швы наружу, вытачки налицо; нарушали традиционную технологию.

Метод деконструкции стал отличительной чертой дизайна 1990-х годов, часто применяемым в проектировании модной одежды.

1.Чем отличается дизайн от моделировании?

2. Какие задачи решает современный дизайн одежды?

3. Что такое «трансформация» в дизайне одежды?

4. Как используется метод кинетизма в дизайне одежды?

5. Что такое модуль?

6. Охарактеризуйте метод деконструкции.

К ПРЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА.

Особенности творческого процесса.

Творческий процесс – это достижение единства формы и содержания. Под влиянием окружающей действительности у дизайнера возникает идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественном образе. Образ идеи трансформируется в форму при проектировании. Чтобы достичь хороших результатов проектирования дизайнер должен обладать следующими качествами:

способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограниченное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

Хотя творческий процесс дизайнера очень сложное явление, его можно представить в виде определенного плана.

План творческого процесса дизайнера:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

В творческом процессе очень важно ассоциативное мышление. Ассоциативное мышление дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решения объекта. В качестве источника вдохновения дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то, или источник целиком. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические и реальные.

Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством и ассоциативным мышлением, но и со способностью абстрагирования. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.

3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различных методов эвристики и проектирования. Эвристика – метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования – методы решения проектной задачи.

4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его свежим взглядом.

Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».

5. Озарение (инсайт) – получение окончательного оптимального решения.

6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.

Весь методический процесс проектирования можно разделить на 4 основных этапа:

1.Назовите основные пункты плана творческого процесса дизайнера?

2. Что такое ассоциативное мышление и абстрагирование в дизайне?

3. Перечислите этапы методического процесса проектирования.

ТВОРЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, произведения архитектуры, инженерные сооружения, художественная литература, кино, театр, цирк и т. п.

Традиционные творческие источники: исторический, национальный, классический костюм. Использование этих источников:

дословное прочтение костюма;

использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источнике; разработка только кроя;

перенесение традиционных способов отделки на новые материалы;

прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости; метод цитат (выхватывание фрагмента из целого и перенесение его в новую форму, в новый комплекс);

метод эклектики (смешение разных стилей, форм, фрагментов);

Некоторые дизайнеры не используют в качестве творческих источников ни исторический костюм, ни ретро моду, ни классику, а изобретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления и новый подход к ношению одежды. Например, П. Рабанн в 1960-е годы предложил одежду из пластика, металла, стекла, пленок. И. Мияке в 1990-е годы предложил трикотажные готовые изделия в рулонах, как ткань.

1.Какие творческие источники можно использовать при проектировании костюма?

2. Каким образом может быть использован исторический и народный костюм в качестве творческого источника современной одежды?

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Художественный образ в дизайне одежды – гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде.

Процесс создания художественного образа в дизайне одежды можно разделить на 2 этапа:

1. Возникновение образной идеи в русле поставленной проектной задачи. Образная идея воплощается в виде форм, линий, цвета, фактуры материала.

2. Создание целостного художественного образа человека и костюма.

Сегодня дизайнеры одежды находятся под влиянием «процесса потребления для развлечения». Современный потребитель как покупатель модной одежды любит сам процесс покупки. Покупая одежду, примеряя разнообразные изделия, человек старается войти в новые образы, раздвигая рамки своего повседневного существования. Он как бы проигрывает разные роли.

Учитывая это, с 1990-х годов дизайнеры одежды всего мира в своих коллекциях предлагают огромный выбор различных образных решений. Яркая образность, доходящая до гротеска, достигается целым комплексом средств: одеждой, головными уборами, обувью, украшениями, макияжем, прической. Основные критерии создания модного образа – новизна и выразительность.

1.Что такое «художественный образ» в дизайне костюма?

2. Назовите этапы создания художественного образа.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

— коллектив должен быть небольшой;

— каждый член этого коллектива по очереди должен выдавать идеи, как решить данную проблему, в очень быстром темпе;

— запрещается всяческая критика;

-все высказанные идеи записываются.

Результаты этой работы передаются дизайнерам, которые начинают анализировать даже самые абсурдные, шутливые и парадоксальные идеи, выявляя суть решения проблемы, теперь уже оценивая полученную информацию. Большинство методов генерирования идей, основанных на интуитивном мышлении, возникло из метода мозговой атаки.

Инверсия (лат. «перестановка») – метод проектирования «от противного», метод «переворота», абсурдной перестановки. Он способствует всестороннему развитию гибкости мышления дизайнера и позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения. Некоторые примеры применения этого метода в дизайне одежды: одежда, сшитая швами наружу, превращение нижнего белья в верхнюю одежду и т. д.

Эмпатия – означает отождествление личности одного человека с личностью другого. Метод эмпатии часто используется в сфере человеческих отношений, когда возникает необходимость «поставить себя в положение другого». Этим термином можно определить также и отождествление человеком с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы стать предметом и с его позиции посмотреть, что можно сделать для решения проблемы. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. При соответствующей тренировке данный метод может быть доступен для большинства людей. Он очень полезен для получения новых идей, а также их проверки. Метод эмпатии используется как при работе в одиночку, так и в составе группы.

Существует множество самых разнообразны эвристических методов, способных разбудить в дизайнере инициативу, раскрыть его творческие способности, развить логику мышления в профессиональном направлении, регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска.

1.Какие методы эвристики применяются при проектировании одежды?

2. Какие условия необходимо соблюдать, используя метод «мозгового штурма»?

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ,

КОМПЛЕКТОВ И АНСАМБЛЕЙ

Системы организации элементов костюма:

Семейство – серия изделий, разработанных на одной конструктивной основе в связи с требованиями унификации, конструирования и моделирования в условиях массового поточного производства.

Гарнитур – полный набор предметов, служащих какой либо определенной цели и объединенных общностью стиля, материала и отделки (например, гарнитур нижнего белья, гарнитур дополнений: шапка, шарф, перчатки и т. п.).

Ансамбль (фр. «вместе, сразу») – совокупность составляющих ансамбль предметов, решенных по определенному художественному замыслу, продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа.

Ансамбль подразумевает взаимную согласованность, органическую взаимосвязь, единство частей костюма по силуэту, пропорциям, цвету, отделкам. Ансамбль обычно состоит из нескольких частей и включает в себя одежду, обувь, головные уборы, прическу, украшения, является единым целым и не предполагает никаких изменений. Любое дополнение или изъятие какого либо элемента нарушает его целостность, т. е. ансамбль является закрытой системой. Для ансамбля характерно обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связаны между собой и находятся в соподчинении. К ансамблям относятся: нарядные туалеты; костюмы для торжественных случаев; костюмы для свадьбы и сценические костюмы.

Туалет – тщательно подобранная одежда определенного назначения.

В чистом виде ансамбль сформировался в XIX веке в эпоху модерна. На протяжении XX века представление об ансамбле меняется. Например, в 1920-е годы ансамблевое решение предполагало цветовое единство всего костюма: к платью подбирались в тон шляпа, перчатки, туфли, сумочка, зонтик и т. д.

В 1930-х годах целостность костюма обеспечивалась цветовым единством аксессуаров и дополнений: сумка, туфли, перчатки, шляпа должны были быть одного цвета, но этот гарнитур можно было носить с любым платьем, например, черные туфли, шляпу и перчатки – со светлым платьем.

Настоящий триумф ансамбля наступил после войны в 50-е годы в эпоху «нью-лук», когда Кристиан Диор установил четкие правила хорошего вкуса, вернув образ элегантной женщины. Платье или костюм обязательно должны были быть дополнены соответствующей шляпой, перчатками, сумкой, бижутерией.

Ансамбль сохранялся в официальной моде и в 1960-е годы.

Например, у Куррежа обувь перчатки, головной убор нередко были изготовлены из одного материала. Но во второй половине 1960-х годов наметился отказ от ансамбля в уличной моде, особенно в молодежных субкультурах. И в начале 1970-х годов ансамбль вытесняется комплектом.

В современной моде идея ансамбля существует в основном на подиуме, а не в реальной жизни. Попытки некоторых модельеров вернуть ансамбль пока никак не влияет на массовую моду.

Комплект ( лат. полный) – набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект – открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк и т. д. Впервые идея комплекта в качестве альтернативы ансамбля появилась 1920-е годы в проектах прозодежды, разработанных русскими художницами Л. Поповой, А. Экстер и Н. Ламановой.

У советских конструктивистов возникновение идеи комплекта явилось логичным следствием применения комбинаторных методов при проектировании одежды.

В массовой моде комплекты распространились только в 1970-е годы. Комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли из моды. Одежда современного человека состоит практически целиком из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность в создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды. Одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде, является возможность комбинирования. В современном комплекте часто соединяются вещи различных цветов, рисунков, стилей.

В системе «комплект» конца 1990-х годов большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре ит. д. Все элементы комплектов, как правило, моделировались из материалов разных фактур.

И в настоящее время сохранилась тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.

В проектировании одежды выделяют:

проектирование единичных изделий;

Проектирование единичных изделий, как правило, производится для промышленного производства, для больших или малых серий. Оно ориентировано на типовую фигуру потребителя, строится по единой методике конструирования и должно отвечать потребностям массового спроса.

Наряду с этим, актуально проектирование единичных изделий, связанных общим стилем, цветовой гаммой и модным направлением. Быстрая смена моды заставляет потребителей подбирать отдельные вещи, которые можно было бы объединять в гармоничные комплекты из взаимозаменяемых элементов. Такая возможность комплектования отдельных предметов одежды должна быть заложена в процессе проектирования.

1.Что такое ансамбль одежды?

2.Что такое комплект и чем он отличается от ансамбля?

3.Когда впервые получила развитие идея комплекта в проектировании одежды?

Типы коллекций одежды

Коллекция (лат. собрание) – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.

Коллекция в моделирововании одежды – это серия моделей различного назначения, объединенных единством авторской концепции, образа, применяемых материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения.

Главный признак коллекции – это ее цельность, что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Цельность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, единством образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, т. е. развитие идеи, центральной в данной коллекции. Коллекция – это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся «изюминкой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.

Коллекция может состоять из различных элементов – это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и аксессуары.

Коллекции подразделяются на несколько типов:

1. Перспективные коллекции, в которых воплощается концепция моды на будущее, как правило, на будущий сезон, представляющие новые стили и тенденции. К перспективным коллекциям можно отнести большинство коллекций высокой моды (ведущих модных домов) и коллекции «прет-а-порте», созданные известными дизайнерами. Для этих коллекций характерны «заостренные» формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами, технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образы будущего человека, поэтому при их проектировании учитываются прогнозы моды, тенденции развития образа жизни, прогноз экономической ситуации, данные об изменении цветовых предпочтений и т. п. Коллекция «прет-а-порте» одновременно является промышленной базовой коллекцией для конкретной фирмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *