что такое траление судового хода

Траление

Смотреть что такое «Траление» в других словарях:

траление — исследование, обезвреживание, вылавливание, ловля Словарь русских синонимов. траление сущ., кол во синонимов: 5 • вылавливание (15) • … Словарь синонимов

ТРАЛЕНИЕ — 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин кораблями (катерами) тральщиками, вертолетами тральщиками и др2)] Проделывание проходов в минных полях с помощью танковых тралов … Большой Энциклопедический словарь

ТРАЛЕНИЕ — ТРАЛЕНИЕ, траления, мн. нет, ср. (спец., воен. мор.). Действие по гл. тралить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

траление — ТРАЛИТЬ, лю, лишь; ленный; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

траление — ТРАЛИТЬ, лю, лишь; ленный; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТРАЛЕНИЕ — (Mine sweeping) вылавливание отдельных мин для уничтожения или разрежения минного заграждения. Т. заключается в буксировке на определенной глубине крепкого металлического троса или трала, захватывающего трос, на котором мина держится на якоре… … Морской словарь

траление — см. Тралить. * * * траление 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин кораблями (катерами) тральщиками, вертолётами тральщиками и др. 2) Проделывание проходов в минных полях с помощью танковых тралов. * * * ТРАЛЕНИЕ ТРАЛЕНИЕ, 1) поиск и уничтожение … Энциклопедический словарь

Траление — ср. 1. процесс действия по гл. тралить 2. Результат такого действия; тралирование 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

траление — траление, траления, траления, тралений, тралению, тралениям, траление, траления, тралением, тралениями, тралении, тралениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Траление — 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин с целью обеспечить безопасность плавания кораблей и судов. Осуществляется кораблями (катерами) тральщиками, прерывателями минных заграждений, трал баржами, вертолётами тральщиками. В обнаруженных минных… … Словарь военных терминов

Источник

Производство тральных работ

Виды и сроки проведения тральных работ

На внутренних водных путях различают следующие виды тральных работ: сплошное траление судовых ходов; местное траление, выполняемое на отдельных участках водных путей, требующих особенно тщательного наблюдения (на каменистых перекатах, порогах, подходах к портам, пристаням, рейдам, затонам и т.п.); аварийное траление, связанное с отысканием различных предметов, попавших в русло в результате аварий судов и плотов или утерянных судами и плотами (якоря, лоты, цепи и т.п.).

Сплошное траление выполняют специальными тральными бригадами, которые оснащаются тралами различных типов. В зависимости от условий работы и технической оснащенности бригады, ее состав колеблется от 3 до 6 человек. Работы по тралению ведутся в соответствии с графиком, устанавливаемым администрациями бассейнов внутренних водных путей. Первое сплошное траление должно производится сразу же после открытия навигации и заканчиваться до наступления транзитной глубины, в 1.5 раза превышающей максимальную осадку плавающих судов.

На реках и каналах, на которых навигация открывается при низких уровнях воды, первое сплошное траление должно быть выполнено в течение первых трех дней после окончания ледохода. На дополнительных судовых ходах и тиховодах плавание судов разрешается только после проведения тральных работ.

В меженный период сплошное траление всех судовых ходов на реках с освещаемым навигационным ограждением проводится один раз в месяц. На реках с неосвещаемым навигационным ограждением сплошное траление осуществляется два раза в навигацию.

На водохранилищах и озерах сплошное траление выполняется каждые два месяца и только на тех участках судовых ходов, на которых глубины не превышают полуторной осадки плавающих судов (при минимальном навигационном уровне). Если навигация на водохранилище открывается при низком уровне воды, то последнее траление должно быть сделано непосредственно перед закрытием навигации.

На временно эксплуатируемых водных путях сплошное траление проводится в зависимости от сроков навигации по согласованию с судоходными компаниями.

Чтобы исключить возможность попадания препятствий на судовой ход в результате переформирований речного русла или перемещения навигационных знаков, ширина протраливаемой полосы назначается больше ширины судового хода. Если участок реки обставлен плавучими навигационными знаками, то с обеих сторон судового хода в зависимости от его ширины протраливается полоса шириной 10–20 м. При обозначении судового хода створными знаками протраливается полоса, ширина которой в 2.5–3.5 раза превышает гарантированную. Если судовой ход обставлен перевальными и ходовыми знаками, то ширина траления должна быть в 3.5 раза больше гарантированной ширины судового хода. На подходах к перекатам должна протраливаться вся акватория возможного разворота судов и составов.

На озерах и водохранилищах ширина протраливаемой полосы принимается равной ширине судового хода с запасом в обе стороны 50–100 м.

Опасные для навигации подводные объекты, выявленные при производстве акустического траления, фактическое наличие которых вызывает сомнения, подлежат тралению жестким механическим тралом с обязательным использованием спутниковых систем позиционирования. При подтверждении объекта должна быть определена минимальная глубина над объектом последовательными перестановками тралящей части на 20 сантиметров.

Для проведения работ по сплошному тралению, помимо тральной бригады, привлекается обстановочная бригада или работники обстановочных постов того участка, на котором ведется траление.

Глубина траления на плесовых участках принимается равной гарантированной глубине плюс превышение рабочего уровня над проектным (срезка), плюс запас, равный 20–50 см. На перекатах глубина траления принимается равной транзитной глубине данного переката. Бригадир тральной бригады ежедневно ведет рабочий журнал, в который записывает все выполненные работы.

Работу тральной бригады принимает путевой мастер, на участке которого произведено траление. В акте приемки работ, кроме протраленной площади, указывается тип трала, который применялся при тралении, и количество обнаруженных и удаленных препятствий. Акт о приемке и сдаче работ тральной бригадой составляется в трех экземплярах: один вручается путевому мастеру, принявшему работу; второй вместе с нарядом–заданием направляется в район водных путей; третий остается в делах бригады.

Местное траление выполняют в периоды между сплошными тралениями на всех перекатах, порогах, подходах к портам и пристаням, где возможно засорение судового хода такелажем, бревнами и т.п. Регулярное местное траление должно начинаться при наступлении глубин, в 1.5 раза превышающих максимальную осадку плавающих судов, и выполняться в сроки, установленные календарным графиком. Его составляют для каждой обстановочной бригады или каждого обстановочного поста в зависимости от формы обслуживания навигационного оборудования. Местное траление перекатов с песчаным ложем должно проводиться через 5–10 дней, а перекатов и подходов с каменистым ложем и порогов через 3–5 дней. Для каждого конкретного обстановочного участка периодичность местного траления устанавливается администрациями бассейнов внутренних водных путей.

График местных тралений у причалов портов, пристаней и на рейдах составляется районом водных путей совместно с руководством порта или пристани. В нем должна быть указана последовательность ведения работ и установлен порядок освобождения причалов и рейдов для беспрепятственного осуществления тральных работ.

Аварийное траление выполняется в случае аварии с судном или плотом, при потере в пределах какого–либо участка водного пути якоря, лота или другого предмета, либо при поступлении сведений о наличии карчей или топляков.

К работам по аварийному тралению привлекаются в первую очередь работники обстановочной бригады данного участка, ближайших обстановочных постов, а также, в случае необходимости, команды судов технического флота и работники изыскательских партий. К аварийному тралению по отысканию утопленных якорей, лотов и других предметов обязательно следует привлекать представителя того судна или плота, с которого был утоплен данный предмет.

Если во время ведения тральных работ обнаружено какое–либо подводное препятствие, то работники тральной бригады или работники службы судоходной обстановки должны принять все меры к извлечению его своими силами. Если это не удается, то обнаруженное препятствие ограждают навигационными знаками и о нем сообщают в район водных путей (район гидросооружений).

Учет результатов местного траления ведет путевой мастер (при бригадном обслуживании обстановки) или старший постовой рабочий (при постовом обслуживании). Результаты каждого траления записывают в обстановочном журнале с указанием даты траления, обнаруженных препятствий, их местоположения и принятых мер.

На каждое аварийное траление составляется акт с указанием причин, вызвавших необходимость траления, принятых мер, участков траления, объемов выполненных работ и результатов траления. Если необходимость аварийного траления возникла по вине проходящего судна или плота, то один экземпляр акта передается в судоходную инспекцию.

В случае выявленных разночтений между глубиной траления и промерными данными для контроля качества выполненных тральных и промерных работ мастер пути обязан незамедлительно организовать работы по контрольному тралению.

Определение места на тральных галсах контрольного траления в обязательном порядке производится с применением спутниковых систем позиционирования.

В случае обнаружения множественных пропусков навигационных опасностей в пределах судового хода при ранее произведенных тральных работах должна быть выявлена причина их возникновения. После выявления причин выполняется повторное сплошное траление района.

За границами зон ответственности администраций бассейнов внутренних водных путей: акваторий затонов, причалов, пристаней и подходов к ним траление осуществляется их владельцами, или по их заявкам администрацией бассейна внутренних водных путей по договорам возмездного оказания услуг

Копии материалов выполненных тральных работ должны безвозмездно передаваться в картографические службы (отделы) администраций бассейнов внутренних водных путей для обеспечения своевременного обновления государственных навигационных карт внутренних водных путей.

Выбор типа трала

Для выполнения тральных работ на ВВП рекомендуется использовать акустические тральные комплексы на базе многолучевого эхолота Sea Bat T20P с двумя излучателями или механические жесткие тралы. Применение полужестких тралов допускается при выполнении траления по течению реки с нулевыми скоростями трала относительно водной массы.

Для магистральных ВВП предпочтение должно отдаваться совместному использованию акустического и механического траления для обеспечения гарантированной чистоты судовых ходов и акваторий.

При выполнении тральных работ на магистральных и региональных ВВП на участках водной поверхности со скоростью течения воды относительно дна близкой к нулевой (озера и водохранилища) траление должно выполняться акустическими тральными комплексами и (или) жесткими механическими тралами. Применение полужестких тралов не допускается.

В устьевых участках рек допускается применение полужестких талов при условии выполнения траления по течению реки с нулевыми скоростями трала относительно водной массы.

По причине неэффективности акустического траления на малых глубинах тральные работы могут производиться только механическими тралами.

Применение гибкого трала разрешается в следующих случаях:

– для траления участков пути с песчаным руслом в период стояния высоких уровней воды (при глубинах, в 1,5 раза и более превышающих наибольшую осадку судов);

– для обследования частей русла, расположенных вне судового хода, с целью проверки степени их засоренности и отыскания отдельных препятствий, которые впоследствии могут переместиться на судовой ход;

– при проведении аварийного траления для отыскания утопленных якорей, лотов и других предметов.

При комплексном подходе к тральным работам для магистральных и региональных ВВП на глубинах более 3,5 метра наиболее целесообразно использование акустического траления с обследованием выявленных сомнительных объектов механическими тралами. Это позволит повысить надежность, сократить сроки выполнения сплошного траления и дополнительно получить детальную цифровую модель рельефа.

Использование спутниковых систем позиционирования при механическом тралении позволит производить электронное документирование выполняемых тральных работ, контролировать отсутствие пропусков между тральными полосами.

Траление целесообразно производить после выполненных промерных работ и определения положения оси и габаритов судового хода.

В случае использования систем площадной съемки рельефа дна возможно существенное сокращение объемов механического траления.

Дата добавления: 2021-01-26 ; просмотров: 415 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Общие сведения о тралении и конструкциях тралов

8.1.1. Гидрографическое траление производится с целью проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для плавающих судов и подлежащих ограждению и удалению.

Габаритами судовых ходов являются:

ширина судового хода, обозначенная на местности знаками береговой и плавучей судоходной обстановки;

гарантийная глубина плавания, установленная для данного судового хода или его участка.

Гидрографическое траление основано на том, что тральная полоса, погруженная на заданную глубину и приведенная в движение в горизонтальном направлении (перпендикулярна своей оси), зацепит встретившееся на ее пути препятствие. Основными конструктивными элементами трала являются:

тральная полоса для обнаружения препятствий;

футштоки для установки тральной полосы на заданную глубину;

средства передвижения (буксировки) трала;

устройство для фиксации мест задевов трала.

Трал должен удовлетворять следующим требованиям:

тральная полоса должна идти на установленной глубине и не должна пропускать препятствия, лежащие в полосе ее действия;

трал не должен давать фальшивых показаний при отсутствии препятствий;

при задевании за дно трал не должен ломаться, а в случае поломки части трала должны легко исправляться или заменяться новыми;

место задева должно обозначаться на местности автоматически сбрасываемой вехой (буйком);

обеспечивать обследование за один раз по возможности более широкой полосы фарватера.

Существуют различные конструкции и системы тралов, используемых в практике гидрографических работ. Наиболее широкое применение в тралении на морских прибрежных акваториях нашли трал Котельникова, трал Ручкина и др. На внутренних водных путях используются жесткие тралы: трал-сцеп Махорина, трал-сцеп на понтонах и др.

8.1.2. Обнаружение навигационных препятствий может производиться с помощью существующих эхолотов, например эхолота ЭИР (эхолот инженерный разведывательный).

Разведка подводной преграды производится по предварительно разбитым береговым створам, при равномерном движении промерного судна. Подробные сведения приведены в техническом описании эхолота.

Производство тральных работ

Разбивка тральных галсов

8.2.1. Тральная полоса при ее движении на заданной глубине тралит площадь в виде ленты, имеющей ширину тральной полосы.

Расстояния между тральными галсами составляют величину

что такое траление судового хода. Смотреть фото что такое траление судового хода. Смотреть картинку что такое траление судового хода. Картинка про что такое траление судового хода. Фото что такое траление судового хода,

что такое траление судового хода. Смотреть фото что такое траление судового хода. Смотреть картинку что такое траление судового хода. Картинка про что такое траление судового хода. Фото что такое траление судового хода— величина перекрытия тральных полос.

При тралении участков, расположенных вдали от берега, производят определение границ обследуемого участка. Для этого по контуру участка устанавливают плавучие вехи, плановое положение которых определяется геодезическими методами (прямая, обратная или комбинированная засечка). При необходимости на акватории траления определяются отдельные пункты или развивается сеть триангуляции, связывающая участок с береговыми опорными пунктами.

По вычисленным координатам положение контурных вех наносится на рабочие планшеты.

По одной из граничных линий для обозначения начальной границы траления, дополнительно устанавливается ряд буйков (вешек). Траление в этом случае производится с помощью двух шлюпок, закрепленных на выстреле судна или на крайних понтонах сцеп-трала, одна из которых убирает буйки, а другая устанавливает их на другой кромке тральной полосы, обозначая начальную границу новой полосы траления.

На небольших по протяженности участках траления в условиях удаленности от берега для разбивки тральных галсов используют цепи-поплавки (поплавки, соединенные друг с другом тросом), которые устанавливаются на якорях вблизи от начальной и конечной границ обследуемого участка (за пределами границ).

Расстояния между поплавками разбиваются через интервалы, равные ширине что такое траление судового хода. Смотреть фото что такое траление судового хода. Смотреть картинку что такое траление судового хода. Картинка про что такое траление судового хода. Фото что такое траление судового хода. Трал в этом случае двигается прямолинейно между одноименными поплавками от начальной цепи к конечной цепи. Не доходя до поплавка, трал разворачивается к следующему поплавку конечной цепи и, дойдя до него, поворачивает на одноименный поплавок начальной цепи, и т.д.

Близость берега дает возможность обходиться без постановки граничных вех и без буйков, обозначающих границу траления. Их заменяют створными знаками на берегу. Створы устанавливаются по границам трального участка и на тральных галсах. Промежуток между створами устанавливается через интервалы что такое траление судового хода. Смотреть фото что такое траление судового хода. Смотреть картинку что такое траление судового хода. Картинка про что такое траление судового хода. Фото что такое траление судового хода.

На внутренних водных путях, где траление фарватеров (судовых ходов) в течение навигации производится многократно, целесообразно места постановок тральных створов закреплять долговременными знаками.

Источник

ТРАЛЕНИЕ

2)] Проделывание проходов в минных полях с помощью танковых тралов.

Смотреть что такое «ТРАЛЕНИЕ» в других словарях:

траление — исследование, обезвреживание, вылавливание, ловля Словарь русских синонимов. траление сущ., кол во синонимов: 5 • вылавливание (15) • … Словарь синонимов

ТРАЛЕНИЕ — ТРАЛЕНИЕ, траления, мн. нет, ср. (спец., воен. мор.). Действие по гл. тралить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

траление — ТРАЛИТЬ, лю, лишь; ленный; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

траление — ТРАЛИТЬ, лю, лишь; ленный; несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТРАЛЕНИЕ — (Mine sweeping) вылавливание отдельных мин для уничтожения или разрежения минного заграждения. Т. заключается в буксировке на определенной глубине крепкого металлического троса или трала, захватывающего трос, на котором мина держится на якоре… … Морской словарь

Траление — 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин с целью обеспечить безопасность плавания кораблей и судов. Осуществляется кораблями тральщиками, прорывателями минных заграждений, трал баржами, вертолётами тральщиками. Для Т. используются различные тралы … Словарь черезвычайных ситуаций

траление — см. Тралить. * * * траление 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин кораблями (катерами) тральщиками, вертолётами тральщиками и др. 2) Проделывание проходов в минных полях с помощью танковых тралов. * * * ТРАЛЕНИЕ ТРАЛЕНИЕ, 1) поиск и уничтожение … Энциклопедический словарь

Траление — ср. 1. процесс действия по гл. тралить 2. Результат такого действия; тралирование 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

траление — траление, траления, траления, тралений, тралению, тралениям, траление, траления, тралением, тралениями, тралении, тралениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Траление — 1) поиск и уничтожение обнаруженных мин с целью обеспечить безопасность плавания кораблей и судов. Осуществляется кораблями (катерами) тральщиками, прерывателями минных заграждений, трал баржами, вертолётами тральщиками. В обнаруженных минных… … Словарь военных терминов

Источник

Статья 8 КВВТ РФ. Содержание внутренних водных путей

1. Содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе участвовать в софинансировании расходных обязательств Российской Федерации в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и осуществлять финансирование содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, определенном соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Содержание судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также проведение работ по устройству и содержанию рейдов в этих портах осуществляется за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.

Содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.

Комментарии к ст. 8 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет условия финансирования содержания внутренних водных путей.

Содержание внутренних водных путей включает в себя следующую деятельность:

— содержание судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов). В рамках подобной деятельности проводятся дноочистительные, выправительные и другие работы.

Дноочистительные работы включают в себя обследование водного пути и отыскание подводных препятствий, обозначение подводных препятствий, находящихся на судовом ходу или прилегающих к нему полосах русла, извлечение подводных препятствий из воды, удаление подводных препятствий в такое место, откуда они не могут быть смыты водой или вынесены ледоходом в реку.

Выправительные работы являются одним из способов улучшения судоходных рек, основанным на принципе использования энергии речного потока, и совместно с другими видами путевых работ должны обеспечивать создание устойчивой в течение длительного времени и удобной для судовождения судоходной трассы;

— проведение работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования (об остальных см. комментарий к п. 2 настоящей статьи);

— содержание судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ);

— организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта.

Финансирование содержания водных путей должно производиться за счет:

— средств федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 ст. 13 БК федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ;

— доходов от собственной деятельности администрации бассейна внутренних водных путей;

— других не запрещенных законом источников.

Правило о том, что финансирование содержания водных путей осуществляется именно за счет средств федерального бюджета и является расходным обязательством Российской Федерации связано с тем, что внутренние водные пути находятся в федеральной собственности.

Однако комментируемая статья предусматривает возможность участия субъектов РФ в финансировании содержания водных путей за счет средств бюджетов субъектов РФ. Предусмотрены два варианта в зависимости от значения водного пути:

1) субъекты РФ вправе участвовать в софинансировании расходных обязательств Российской Федерации в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта РФ;

2) субъекты РФ вправе осуществлять финансирование содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ.

Порядок участия субъектов РФ в финансировании содержания водных путей определяется соглашением между Росморречфлотом и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Такое участие возможно в форме субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ. Субсидиями бюджета субъекта РФ федеральному бюджету являются денежные средства соответствующего бюджета, имеющие целевое предназначение для содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ.

Определение в п. 1 комментируемой статьи источников финансирования для проведения работ по содержанию внутренних водных путей не означает снятие с владельцев соответствующих объектов обязанности по обеспечению их безопасности. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 56 КВВТ владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов. Пунктом 2 ст. 9 КВВТ предусмотрено, что владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства. Эти требования должны исполняться независимо от источника финансирования работ по содержанию внутренних водных путей, определенных в комментируемой статье. Это подтверждает и судебная практика (см. Определение Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 302-КГ15-15052 по делу N А58-6198/2014).

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет то, за кем закреплены обязанности по содержанию судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также по проведению работ по устройству и содержанию рейдов в таких портах.

Эти обязанности владельцы портов, причалов или пунктов отстоя должны осуществлять за свой счет.

На Минтранс возлагается обязанность разработки и принятия правил содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, а также определения категорий внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Проект таких правил разработан Минтрансом и внесен на обсуждение 26 сентября 2017 г.

URL: https://regulation.gov.ru/p/60628 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

В соответствии с представленным проектом внутренние водные пути по условиям обеспечения безопасности судоходства должны подразделяться на 7 категорий:

— с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой навигационной обстановкой;

— с гарантированными габаритами судовых ходов и со светоотражающей навигационной обстановкой;

— с гарантированными габаритами судовых ходов и с неосвещаемой навигационной обстановкой;

— без гарантированных габаритов судовых ходов и с освещаемой навигационной обстановкой;

— без гарантированных габаритов судовых ходов и со светоотражающей навигационной обстановкой;

— без гарантированных габаритов судовых ходов и с неосвещаемой навигационной обстановкой;

— без гарантированных габаритов судовых ходов и без навигационной обстановки.

Такие же категории внутренних водных путей выделяет и действующее Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2014 г. N 1295 «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений».

Гарантированные габариты судовых ходов, служащие критерием определения категории внутренних водных путей, устанавливаются на участках внутренних водных путей, на которых возможно определение проектных уровней воды по гидрологическим постам при продолжительности навигации более 30 суток. К таким участкам относятся:

— судоходные каналы и (или) шлюзованные системы;

— участки внутренних водных путей, по которым осуществляется судоходство между смежными бассейнами внутренних водных путей;

— участки внутренних водных путей, через которые осуществляется выход во внутренние морские воды;

— участки внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка пассажиров на социально значимых транспортных маршрутах;

— участки внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка пассажиров на судах, следующих по расписанию;

— участки внутренних водных путей, по которым обеспечивается завоз топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, осуществляемый в рамках государственных закупок, в населенные пункты, расположенные в удаленных и труднодоступных регионах РФ;

— участки внутренних водных путей, по которым осуществляется подход к речным портам, судостроительным и судоремонтным предприятиям, убежищам, укрытиям и пунктам отстоя флота;

— участки внутренних водных путей, по которым осуществляется подход к причалам общего пользования;

— участки внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка грузов при строительстве крупных промышленных объектов.

Участки внутренних водных путей, которые не относятся к приведенным категориям, содержатся без гарантированных габаритов судовых ходов.

Содержание судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений должно соответствовать требованиям категории внутренних водных путей.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает важное правило о том, что работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования с какими-либо органами государственной власти.

В судебной практике подчеркивается, что работы по содержанию судовых ходов не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых, деятельность по недропользованию. Законодательством о недрах они не регулируются. В региональной правотворческой практике подобный подход встречался, что вызвало необходимость оспаривания региональных актов в судах.

Пример: Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 марта 2007 г. ГС N 2119-Ш было утверждено Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия). Подпунктом 1 п. 4 раздела 4 названного Положения предусмотрено, что не требуется оформления лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании приведенных нормативных положений противоречащими федеральному законодательству и недействующими, сославшись на то, что они противоречат федеральному законодательству, приняты с превышением полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 г. заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.

В Алтайском крае тоже имели место попытки признания деятельности по сооружению и эксплуатации судовых ходов, проведению дноуглубительных, землечерпательных работ на участках недр, расположенных на дне водоемов, разновидностью пользования недрами. Суд аналогично признал это незаконным.

Решением Алтайского краевого суда от 8 июня 2012 г. заявление ФБУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» удовлетворено. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда не нашла оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Судебная коллегия разъяснила следующее: путевые работы (дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях), будучи по своей юридической природе мерами поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства, в том числе обеспечения безопасности судоходства, не могут рассматриваться пользованием недрами в смысле ст. 6 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», требующим оформления специального государственного разрешения в виде лицензии.

Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности, а не законодательства в области недропользования (см. Определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. по делу N 51-АПГ12-10).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *