что такое трак у бмп
Очень и не очень боевые машины пехоты
В Советском Союзе применительно к этим требованиям научно-техническим комитетом ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск в конце 1950-х годов и было разработано техническое задание на перспективную боевую машину.
1) проходимость и маневренность не ниже, чем у перспективных средних танков;
2) броневую защиту, противостоящую осколкам мин и снарядов, стрелковому оружию и автоматическим пушкам на дальностях до 600–800 метров, а также защиту от ОМП;
3) вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
4) возможность десанту вести огневой бой с машины под прикрытием брони и быстро спешиваться при необходимости;
5) радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь как с командиром своего подразделения, так и с танками;
6) средства маскировки;
7) приборы наблюдения, аналогичные или подобные средствам наблюдения из танков.
Победу в конкурсе одержало челябинское КБ под руководством Павла Павловича Исакова. Однако следует отметить, что многие принципиальные технические решения, предложенные на конкурсе специалистами из Кургана и Волгограда, тоже вошли в окончательную конструкцию машины, доработанный проект получил обозначение «объект 765».
Наши войска получили тогда мощную боевую машину, во многом опередившую развитие подобных машин в армиях других государств.
Только АМХ-10Р стала во Франции специально созданной БМП, первый прототип которой был разработан в 1968 году, а само производство начато в 1972, позднее, чем в СССР.
На фото AMX-VCI M-56 и АМХ-10Р:
Серийное производство БМД-1 было начато на Волгоградском тракторном заводе в 1968 году, ещё до официального принятия на вооружение нашей армии.
Обе машины, БМП и БМД, были вооружены 73-мм орудиями 2А28 «Гром» и спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ, к ним ПТУР 9М14М. Кроме этого, БМД-1 получила ещё два курсовых пулемёта ПКТ.
Позднее в иностранных армиях БМП также начинали поступать на вооружение и развиваться, но ничего подобного нашей БМД не было создано.
Даже БМД-1 до сих пор вне конкуренции (исключение у НОАК), тем более БМД-4М.
Единственное решение для десантников в НАТО оказалось в армии ФРГ, это «Wiesel», первая машина, фактически танкетка, была собрана только в 1989 году.
База машины «Wiesel» послужила платформой для её использования в различных вариантах (например, санитарная машина, самоходный миномёт, ЗРК).
Здесь сразу надо подчеркнуть, что БМП и БМД в нашей стране изначально создавались как универсальные боевые машины. Такой класс БМП, который начали определять, как тяжёлая БМП, у нас отсутствовал.
Какие нам нужны боевые машины? Об этом и хочется поговорить.
Откуда и почему советские БМП вдруг получили растиражированное в СМИ прозвище «братская могила пехоты», насколько это заслуженно?
Замелькавшие после распада Советского Союза снимки наших войсковых колонн, где пехота сидит поверх брони БМП/БМД, стали дополнительным «аргументом» для шельмования советской техники.
Во многом критика всей советской школы танкостроения началась в эпоху реформ под полюсом капитализма, когда менялась сама военная доктрина.
Так, допускалась маловероятность, даже невозможность большой войны при дружбе с США и при сотрудничестве с НАТО. Выделялись главным образом локальные конфликты и антитеррористические операции, для которых предполагалась небольшая контрактная армия с техникой против боевиков и террористов.
Надо отметить, что ещё на войне в Афганистане Советской Армии пришлось вести борьбу с противником, не имеющим родов войск, присущих полноценным армиям, фактически вся афганская война и была борьбой с боевиками, во многом применявшими партизанскую тактику.
Естественно, что армейская техника, в частности, наши БМП и БМД, для этого подходили меньше, чем специальная полицейская техника (будь она у нас тогда), использующая технологию MRAP (mine resistant ambush protected, то есть защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий, засадозащищённый).
Но в любом случае, на горном серпантине Афганистана уязвимы были бы как британская БМП «Уорриор» или американская «Бредли», так и многие более современные боевые машины, что могли получить под днище более мощный фугас или поражение прямо в крышу корпуса при огне с горных склонов.
К сожалению, многим бесполезно объяснять, что, кроме брони, была ещё важна хорошая работа разведки и сапёров, прикрытие с воздуха, общая слаженность прохождения колонны, в которой могли быть и бортовые машины, и автокраны, автоцистерны, другая уязвимая техника и грузы.
Но однозначно в атаку никто бы верхом на БМП или БМД не двинулся. Не БМП и БМД были плохие, просто, техника для той войны была нужна несколько иная.
Вот здесь и вернёмся к главному вопросу. Какие БМП сейчас нужны нашей армии и нужны ли они вообще?
Выросло поколение, которое не служило в армии совсем или отслужило кое-как один год, массово появились знатоки по «World of Tanks», большие специалисты по «прокачиванию» техники, когда самым магическим образом в игре усиливают вооружение, броню, подвижность.
Наверное, такие «ветераны», не раз «горевшие» в сетевых танках, больше всего и должны ратовать за комфорт компьютерного кресла и безопасность бомбоубежища.
Никто не против удобств и усиления защиты, но не всё так просто и однозначно.
К чему этот пассаж? К тому, что если говорить про такое явление, как «тяжёлая БМП», то темы маневренности, веса, габаритов и вооружения будут очень важными и взаимосвязанными.
Нельзя что-либо добавить, усилить, не убавив, не ослабив других качеств. В противном случае получим новый «Маус», а в идеале подземный бункер, с кондиционером под банку пива.
Если мы говорим о БМП, то сразу же нужно выделить её принципиальное отличие от БТР, а это добавление к транспортной функции усиленного вооружения, огневой составляющей.
В этом изначально БМП более универсальна, а БТР более специализирован. Нет смысла спорить о плюсах и минусах специализации или универсальности, но следует отметить, что универсальная техника будет уступать специализированной в конкретной задаче, но превосходить её в комплексном решении.
После спешивания пехоты БМП перестаёт выполнять транспортную функцию и может применить своё усиленное вооружение.
Правда, пока данная модель проходит испытания и выступает в роли парадного реквизита, очень напоминая в этой роли мощный образ советского пятибашенного танка Т-35.
Для сравнения: экипаж Т-35 был 11 человек, масса 58 тонн, ширина 3,2 метра, длина 9,72 метра, высота 3,43 метра.
Сразу не соглашусь с лукавыми утверждениями, что для современных управляемых и самонаводящихся ракет размер не имеет значения.
Имеет, поразить крупногабаритную цель в любом случае будет легче, тем более что, кроме ракет, есть наводчики танковых орудий и стрелки с РПГ.
Но не это главное, габариты неизбежно увеличивают площадь, которую нужно защищать бронёй, а это вес, ухудшение проходимости, нагрузка на двигатель (снижение моторесурса и повышение расхода топлива), общее увеличение стоимости производства, проблемы при железнодорожных перевозках.
Насколько вообще реальная защита у тяжёлой БМП выше?
Первое: использовать КАЗ будет проблемно из-за риска поражения активными элементами собственной пехоты рядом.
Во-вторых, при неспешенном десанте поражение БМП, выдвинься она рядом с танками, как раз и может сделать эту крупноразмерную цель «братской могилой».
Нет вообще неуязвимой брони, а защита — такое комплексное понятие, в которое входит не только бронирование, но и маневренность, заметность, проходимость.
Здесь можно спросить: а почему не сделать сразу «бронеавтобус» на 20-30 человек, в который бы комфортно поместился полностью взвод?
Ведь БМП не бортовая машина, даже не БТР, тем более что транспортная функция сочетается с необходимостью установить башню с усиленным вооружением и боекомплектом, а это дополнительный вес и объём.
Пусть боевых машин потребуется больше, но они останутся компактнее, маневреннее, их легче по площади прикрыть бронёй, наконец, поражение такой машины с десантом минимизирует потери.
Поэтому вряд ли большие размеры БМП как защищённого транспортного средства себя оправдывают.
Теперь вторая ипостась тяжёлой БМП, её специализированная огневая поддержка. Здесь тяжёлая БМП будет намного слабее специализированной машины, такой, как БМПТ. Причём тяжёлая БМП проиграет БМПТ по всем показателям, как по вооружению, боекомплекту, так и по броне.
БМПТ не надо ждать спешивания пехоты: имея танковую защиту, такие машины могут сразу выдвигаться при необходимости рядом или впереди своих танков, иметь различные боевые модули.
Кроме того, такие машины будут дешевле, для их производства можно использовать базу существующих танков Т-72/Т-90, в том числе и в качестве переделок из существующих запасов.
В качестве машины специализированной огневой поддержки лучше использовать БМПТ, а не тяжёлую БМП.
В качестве высокозащищённого транспортного средства тяжёлая БМП уступает тяжёлому БТР, который, экономя вес и объём на вооружении, может быть компактнее и лучше защищён.
Напрашивается «тандемное» решение, где задачи тяжёлой БМП будут выполняться специализированными машинами на танковой базе, огневые БМПТ, транспортные – тяжёлыми БТР во второй линии.
Для примера можно вспомнить израильский «Ахзарит», где использовались трофейные танки Т-54/Т-55, или отечественный БТР-Т.
Говорят, мужики стали крупнее, амуниции больше, вроде как тесно в малом объёме.
Можно создать тяжёлый БТР и как вариант — от БМО-Т.
Как пример к БМО-Т вариант под модуль вооружения на фото ниже.
Поведём итог. Благодаря Советскому Союзу, советской танковой школе у нас пока одни из лучших бронетанковых вооружений.
Вся беда в понимании, организации и «медных лбах» под старые уставы, или торгашах с предателями, породивших свои гарнитурные «платформы», словно платформы без них не существовали в СССР.
Тогда платформы не назначались, ими не рождалась техника, а становилась на хорошо себя зарекомендовавшей и технологичной базе, будучи уже освоенной промышленностью. Это ни к чему понимать, когда важны только деньги.
Не сделаю открытия, если скажу, что как бывают разные виды боя (одни из самых сложных в городе и горах), так бывает и разная война, под это и нужна своя тактика и желательно соответствующая техника.
Когда везде сейчас вставляют про «сирийский опыт», хочется напомнить и про афганский, чеченский. Это специфическая географическая среда, действия против боевиков, а не против регулярной армии, тем более альянса армий, угрожающих России со всех сторон.
Следовательно, такие машины, как БМД-4М и БМП-3 (БМП-3Ф), очень нужны для обороны России, случись большая война, крупный военный конфликт.
Сама концепция БМП подразумевает маневренность и универсальность, тяжёлая БМП эту универсальность теряет уже в том, что перестаёт плавать.
Поэтому представляется разумным использовать для поддержки танков специализированные БМПТ и тяжёлые БТР, а не тяжёлую БМП.
Говоря о антитеррористических операциях, борьбе с боевиками, использующими партизанскую тактику, нужно говорить и о необходимости иметь машины, которые для этого стали наконец появляться.
Что до упомянутой выше БМП Т-15, наверное, и этот мастодонт где-либо сойдёт в качестве «полицейского танка», если эту машину всё же доведут до ума, примут на вооружение после затраченных на ОКР и НИОКР миллиардов.
Лично мне более разумным представлялось бы использовать дорогую и сложную базу Т-15 в качестве тяжёлой противотанковой САУ, а не БМП, уничтожающей с безопасного расстояния из 152-мм пушки вражеские танки.
Если техника будет подходить как под разные боевые задачи, так и под виды боевых действий, будь это глобальная война, локальный конфликт или антитеррористическая операция, то это и будет нужная техника.
В противном случае уж лучше с армейской техникой воевать против боевиков и террористов, чем на полицейской технике пытаться защищать свою страну от агрессора, имеющего все виды вооружённых сил.
Как рождалась БМП-3
Работы по проекту «Объект 688» начались еще во второй половине семидесятых годов прошлого века. За несколько лет до начала серийного производства машины БМП-2 военные выказали желание получить новую и еще более совершенную бронетехнику для мотострелковых подразделений. Первоначальные требования к ней можно было сформировать в три пункта: лучшая защита, большая огневая мощь и более высокая подвижность. Примечательно, что из-за серьезного характера поставленной задачи окончательные тактико-технические требования к перспективной БМП были сформулированы и подписаны министерством обороны только в 1983 году. Дело в том, что выработка облика новой машины была поручена организациям, занятым в ее разработке. Проработка различных вариантов заняла несколько лет и в итоге окончательные требования были выдвинуты лишь через полдесятка лет после начала работ. К этому времени по полигону уже «бегал» прототип новой машины, разработанной в челябинском Специальном конструкторском бюро машиностроения под руководством главного конструктора А.А. Благонравова.
Задача первая: защита и компоновка
Новую идею сочли перспективной и начали развивать. В итоге «Объект 688» получил достойную лобовую броню, способную противостоять малокалиберной артиллерии, развитые надгусеничные ниши со вспомогательным оборудованием силовой установки, а также возможность установить более тяжелое и серьезное вооружение по сравнению с имеющимися боевыми машинами пехоты.
Задача вторая: вооружение
После того, как был выбран вариант сразу с тремя ствольными системами в одной башне, началась проработка конструктивных нюансов. У конструкторов КБП и курганского СКБМ сперва появился повод для беспокойства. В боевое отделение нужно было уместить сразу четыре типа боеприпасов: патроны для пулемета, ленты со снарядами для 30-мм пушки, 100-мм выстрелы и управляемые ракеты. Благодаря находчивости конструкторов и нескольким оригинальным решениям удалось сохранить боекомплект 30-мм пушки 2А72 и пулемета ПКТ на уровне машины БМП-2: 500 снарядов и 2000 патронов. Кроме того, в укладках боевого отделения размещается до 40 осколочно-фугасных снарядов и до восьми ракет 9М117 для 100-мм орудия 2А70. В конечном итоге возможность установки более тяжелого боевого модуля вылилась не столько в количественное, сколько в качественное увеличение боевого потенциала машины.
Задача третья: силовая установка
Как и комплекс вооружения, силовая установка будущей БМП-3 стала предметом мозгового штурма. Мало было определиться с примерным размещением двигателя и трансмиссии. Нужно было еще и вписать все агрегаты в имеющийся объем, а также обеспечить десанту удобство высадки и посадки. В СКБМ рассматривались два основных варианта. Первый, предложенный отделом компоновки, подразумевал продольную установку двигателя в центре кормы машины. По бокам от него должны были находиться коридоры и люки для бойцов. Второй вариант внес на рассмотрение главный конструктор А. Благонравов. Предлагалось поместить двигатель и часть агрегатов трансмиссии поперек корпуса в самой его корме. В таком случае бойцы смогли бы перелезать через короб двигателя. Еще на ранних стадиях проекта первый вариант имел большую поддержку среди конструкторского коллектива. Однако у него были недостатки. Прежде всего отмечалось, что два прохода по бокам от двигателя будут иметь ширину не более 55-60 сантиметров, что было мало для удобной посадки или высадки из машины. И все же, несмотря на имеющиеся проблемы, продольное расположение двигателя было более популярным. По воспоминаниям Благонравова, в 1978 году десять инженеров, занимавших ответственные посты в проекте, проголосовали за обе компоновки. За поперечный агрегат двигателя в корме проголосовали лишь трое.
Споры о целесообразности того или иного решения закончились постройкой двух деревянных макетов. Комиссия бронетанкового управления Минобороны сравнила обе компоновки и пришла к выводу о большем удобстве поперечного размещения двигателя. Казалось бы, в спорах поставлена точка. Но нет, они только перешли на более высокий уровень и изменили свою тему. К этому времени в Челябинске полным ходом шла разработка двигателя 2В-06. При всех своих преимуществах этот мотор просто не мог безболезненно уместиться поперек корпуса перспективной БМП. На совещаниях «наверху» доходило до крика, но челябинские конструкторы из СКБМ сумели отстоять свою версию компоновки.
Когда разработка «Объекта 688» дошла до той стадии, когда необходимо начинать работу над окончательной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения, выяснилось, что челябинский дизель 2В-06 не только не вписывается в габариты, но еще и не доведен. Сложности с этим двигателем грозили затягиванием всего проекта создания перспективной БМП. Поэтому Благонравов в кулуарах министерства оборонной промышленности переговорил с директором барнаульского завода «Трансмаш» Б. Егоровым и объяснил ему сложившуюся ситуацию. Инженеры тут же сформировали общий облик двигателя и в считанные месяцы в Барнауле был создан новый десятицилиндровый дизельный двигатель УТД-29. По своим характеристикам этот двигатель был равен челябинскому 2В-06, но имел одно серьезное преимущество: он был уже готов. Кроме того, благодаря меньшим габаритам оставалось некоторое пространство внутри МТО, которое использовали для размещения нескольких вспомогательных агрегатов.
По окончании проектирования…
Также испытателям запомнились испытания системы предохранения от заброса оборотов двигателя. Начали их в горах на территории Армении. При спуске со склона крутизной 15-17° испытываемая машина вела себя стабильно, но испытателям все равно пришлось понервничать. К сожалению, не удалось найти склон, у подножия которого была бы, что называется, естественная ловушка. Поэтому в случае отказа системы предохранения от забросов можно было потерять машину. Тем не менее, все пробные спуски прошли удачно. Немного позже, во время испытаний в Средней Азии, аналогичные процедуры проводились в естественном котловане с крутизной уже в 28° и длиной спуска около 200 метров. Прототип съезжал плавно и равномерно, без ускорений и замедлений.
Испытания новой БМП, проходившие буквально по всему Советскому Союзу, завершились успешно. В 1987 году «Объект 688М» приняли на вооружение под названием БМП-3 и начали строить серийно. Планировалось в течение ближайших 10-15 лет полностью укомплектовать новыми машинами все мотострелковые части. Благодаря ряду нововведений в конструкции, БМП-3 обещала стать, как минимум, одной из лучших машин своего класса. Кроме того, потенциал базовой машины позволял сделать на ее базе несколько типов бронетехники различного назначения, и уже в конце восьмидесятых начали рассматриваться вопросы ее модернизации. Но к этому времени в стране начались серьезные процессы политического, экономического и социального характера, которые в итоге вылились в распад одной из сверхдержав. Из-за развала Советского Союза производство машин БМП-3 так и не смогло набрать необходимый темп. В итоге к настоящему времени в вооруженных силах России имеется не более 700-750 единиц такой бронетехники. Естественно, ни о каком полном переоснащении войск речь уже не идет.
Подвижность
Высокие показатели подвижности БМП-1, такие как средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем, которые зачастую не применялись в отечественном и мировом танкостроении на период создания этой машины. БМП-1 способна двигаться по сухой грунтовой дороге с небольшими ухабами со средней скоростью 40–45 км/ч, а максимальная скорость по шоссе составляет 65 км/ч. В качестве силового агрегата силовой установки БМП-1 используется четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20. Он был разработан конструктором барнаульского завода «Трансмаш», Героем Социалистического Труда Борисом Егоровым и до БМП-1 ранее нигде не использовался. Двигатель развивает мощность 220 кВт (300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту.
Продольный разрез БМП-1 (из технического описания издания 1972 года):
1 — нижний наклонный лист, 2 — волноотражательный щиток, 3 — фара ФГ-127,4 — ребристый лист корпуса, 5 — центральный щиток, 6 — штурвал, 7 — прибор ТНП0-170, 8 — рукоятка замка крышки люка механика-водителя, 9 — перегородка силового отделения машины, 10 — заправочный бачок системы смазки двигателя, 11 — двигатель УТД-20, 12 — крышка люка механика-водителя, 13 — рукоятка управления приводом жалюзи и заслонками эжектора, 14 — прибор ТКН-ЗВ, 15 — крышка люка командира, 16 — орудие 2А28, 17 — направляющая ПТУРС, 18 — ПТУРС, 19 — пусковой кронштейн, 20 — башня, 21 — крышка люка для ПТУРС, 22 — зубчатый венец нижнего погона башни, 23 — подъемный механизм орудия, 24 — пульт управления приводом наведения, 25 — прицел 1ПН22М1, 26 — фара ФГ-126, 27 — крышка люка оператора, 28 — ПТУРС в укладке, 29 — рычаг механизма подачи выстрелов, 30 — выстрел ПГ-15В в конвейере, 31 — верхний погон башни, 32 — воздухозаборное устройство, 33 — топливный бак, 34 — спинка сиденья десанта, 35 — крышка люка десантного отделения, 36 — смотровое стекло шаровой опоры для стрельбы из автомата, 37 — аккумуляторный отсек, 38 — трубопровод индивидуального подвода воздуха, 39 — кормовая дверь, 40 — шаровая опора для стрельбы из автомата, 41 — штурвал задрайки кормовых дверей, 42 — запасной трак, 43 — петля крепления машины в самолете, 44 — отбойник гусеницы, 45 — сиденье десанта, 46 — опорный каток, 47 — торсионный вал, 48 — топливомер, 49 — ограждение конвейера, 50 — ограждение сиденья оператора, 51 — пульт управления ПТУРС, 52 — рукоятка стопорения пульта в походном и боевом положениях, 53 — гильзозвеньесборник, 54 — крышка гильзозвеньесборника, 55 — сумка шлемофона, 56 — сиденье командира, 57 — рукоятка топливного крана, 58 — эжектор с воздухоочистителем, 59 — кронштейн вала отбора мощности на компрессор, 60 — привод заслонки эжектора, 61 — сиденье механика-водителя, 62 — рукоятка ручного привода подачи топлива, 63-педаль управления главным фрикционом, 64 — гусеница, 65 — педаль управления подачей топлива, 65 — коробка релейная КР-40, 67 — коробка релейная КР-65, 68 — преобразователь гирополукомпаса, 69 — фильтр Ф-1, 70 — звуковой сигнал, 71 — буксирный крюк.
Вид БМП-1 в плане (из технического описания издания 1972 года):
1 — рукоятка ручной подачи топлива, 2 — гидроцилиндр, 3 — коробка передач, 4 — остановочный тормоз, 5 — ведущее колесо, 6 — носовой водооткачивающий насос, 7 — двигатель УТД-20, 6 — расширительный бачок системы охлаждения, 9 — пробка для заливки охлаждающей жидкости, 10 — масляный бак системы смазки двигателя, 11 — пробка заправочной горловины масляного бака, 12 — эжектор, 13 — масляный радиатор системы смазки двигателя, 14 — водяной радиатор, 15 — перегородка силового отделения» 16 — трубопровод откачки воды из силового отделения, 17 — рукоятка крышки лючка выброса газов из котла подогревателя, 18 — баллоны системы ППО, 19,23 — ПТУ PC в укладке, 20 — шаровая опора для установки пулемета ПК, 21 — выстрел ПГ-15В в конвейере, 22 — опорный каток, 24 — балансир, 25 — ограждение конвейера, 26 — гидроамортизатор, 27 — упор, 28 — топливный бак, 29 — очиститель направляющего колеса, 30 — направляющее колесо, 31 — механизм натяжения гусеницы, 32 — водооткачивающий насос и насос ТДА, 33 — кормовая дверь, 34 — запасной трак, 35 — рукоятки замка правой двери, 36 — отопитель кормового отделения, 37 — уплотнение кормовой двери, 38 — ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2, 39 — направляющий аппарат, 40 — шаровая опора для установки автомата, 41 — сиденье десанта, 42 — рукоятка крышки амбразуры, 43 — кронштейн крепления автомата по-походному, 44 — вращающийся пол боевого отделения, 45 — вентилятор отсоса пороховых газов из машины, 46 — вращающееся контактное устройство (ВКУ-330-1), 47 — сиденье оператора, 48 — трубопровод отсоса пороховых газов, 49 — механизм поворота башни, 50 — гильзозвеньесборник, 51 — фильтр ФПТ-200М, 52 — датчик ПРХР, 53 — масляный радиатор коробки передач и ПМП, 54 — клапанная коробка ФВУ, 55 — нагнетатель, 56 — сиденье командира, 57 — баллон со сжатым воздухом, 58 — радиостанция Р- 123М, 59 — трубопровод раздачи воздуха, 60 — аппарат ТПУ № 1, 61 — блок питания радиостанции, 62 — сиденье механика-водителя, 63 — измерительный пульт ПРХР, 64 — штурвал, 65 — коробка управления обогревом ВЗУ, 66 — рычаг включения замедленных передач, 67 — рычаг переключения передач, 68 — педаль управления главным фрикционом, 69 — педаль управления остановочными тормозами, 70 — педаль управления подачей топлива, 71 — преобразователь гирополукомпаса, 72 — пневмопривод подъема волноотражательного щитка, 73 — фильтр Ф-1, 74 — нижний наклонный лист, 75 — звуковой сигнал, 76 — блок питания ПРХР, 77 — коробка релейная КР-65.
Поперечный разрез БМП-1 (вид сзади, из технического описания издания 1972 года):
В системе охлаждения используется эжекционный способ принудительного воздушного охлаждения радиаторов и силового отделения. Циркуляцию воздуха обеспечивает эжектор, в котором выхлопные газы «вытягивают» за собой воздух, предварительно прошедший через радиаторы охлаждения и силовое отделение. Подобная схема применялась и ранее на плавающем танке ПТ-76. Смешанные с воздухом выбрасываемые наружу выхлопные газы имеют более низкую температуру, что снижает тепловую сигнатуру машины. Двигатель смонтирован в едином блоке с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену, так как не требует центровки. Механическая трансмиссия включает многодисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы. Коробка передач — двухвальная, простая, с постоянным зацеплением шестерен и инерционными синхронизаторами второй, третьей, четвертой и пятой передач. Первая передача и передача заднего хода имеют механические приводы управления для облегчения их выключения в случаях остановки двигателя при трогании машины с места. На остальных передачах используются гидросервоприводы.
Равномерное прямолинейное движение, выполнение поворотов и торможение обеспечиваются двумя двухступенчатыми планетарными механизмами поворота (ПМП) с блокировочными фрикционами, по одному с каждой стороны. ПМП размещаются в проставках, которые крепятся к картеру коробки передач и позволяют выполнять повороты с двумя фиксированными радиусами: один равен примерно девяти м, а другой равен расстоянию между осями гусеничных лент машины. Фрикционы и тормоза поворота ПМП работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Остановочные тормоза ленточные, двустороннего действия. Левый остановочный тормоз дополнительно используется в качестве стояночного. Бортовые редукторы, передающие крутящий момент на ведущие колеса ходовой части, представляют собой однорядные планетарные передачи, в которых зубья эпициклических шестерен нарезаны на картере, а солнечные шестерни выполнены заодно с ведущими валами. Плавность движения машины, особенно по пересеченной местности, обеспечивает ходовая часть. В ее состав входят гусеничный движитель и подвеска. Гусеничный движитель с каждого борта имеет по шесть одинарных обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, направляющее и ведущее колеса, гусеничную ленту.
Подвеска БМП-1 — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых и шестых узлах подвески. На этих же узлах используются пружинные, а на вторых и пятых узлах — резиновые ограничители хода катков. Торсионные валы сплошные, заневоленные. Так как в подвеске используются торсионные валы полной длины (от борта до борта), то подвеска правой стороны немного смещена вперед по отношению к левой на величину толщины торсионного вала и необходимого зазора между ними. Расположение ведущих колес со съемными венцами — переднее. Направляющие колеса сварные, необрезиненные, снабжены кривошипными механизмами натяжения гусениц с червячным приводом. Они расположены в задней части корпуса. Регулировка натяжения гусениц производится механически изнутри десантного отделения. С целью уменьшения массы машины, для обеспечения ей необходимого запаса плавучести, конструкторы БМП максимально использовали внутренние объемы некоторых элементов ходовой части. Так, например, балансиры по всей своей длине имеют внутреннюю полость, которая обеспечивает уменьшение его массы и образует герметическую воздушную камеру. Опорные катки сварены из двух тонкостенных штампованных профилей, ступицы и кольца с резиновым бандажом. Внутри катка образуется герметическая воздушная камера объемом несколько литров. А объем таких воздушных камер всех 12-опорных катков будет исчисляться уже сотнями литров, что обеспечивает машине дополнительный запас плавучести. На БМП-1 используются стальные мелкозвенчатые гусеничные ленты цевочного зацепления, состоящие из двухгребневых траков с параллельными резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы, которых соединяются скобами с концами пальцев соседствующих траков. Ширина трака составляет 300 мм, а шаг трака — 140 мм. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три поддерживающих ролика. За счет перематывания гусениц обеспечивается движение машины на плаву. Для этого верхние ветви гусениц закрыты экранами, которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес и проходят через гидродинамические решетки на корме машины, заставляя, таким образом, машину двигаться на воде. Роль лопаток, обеспечивающих движение потоков, играют грунтозацепы траков. Максимальная скорость движения БМП-1 на плаву составляет 7 км/ч вперед и 2 км/ч назад. Перед входом машины в воду с помощью пневмоприводов поднимается волноотбойный щиток, предотвращающий подныривание машины. Питание воздухом двигателя при движении по воде осуществляется через воздухозаборную трубу, которая от пневмосистемы поднимается за башней машины.
Читайте также
Подвижность
Подвижность Высокие показатели подвижности БМП-2, такие как средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем,
Подвижность
Подвижность Высокие показатели подвижности БМП-3, такие как средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, значительно превышающие аналогичные показатели всех существующих БМП, обеспечиваются установкой на машину
Подвижность
Подвижность Как известно, подвижность танка обеспечивается применёнными на нём двигателем, трансмиссией и ходовой частью. Немаловажное значение имеет также конструкция органов управления и удобство работы механика-водителя. Попробуем разобраться, как эти вопросы были
Подвижность
Подвижность Двигатель, трансмиссия и ходовая часть танка Т-34-85 по сравнению с танком Т-34 принципиальных изменений не претерпели. Поэтому характеристики подвижности, несмотря на возросшую массу, изменились незначительно, чего нельзя сказать о надёжности.Во многом
Подвижность
Подвижность Подвижность танка объединяет ряд важнейших ее показателей: быстроходность, маневренность, проходимость, плавучесть и запас хода. В обеспечении высокой подвижности наряду с величиной удельной мощности танка и количеством возимого топлива важнейшую роль
ГЛАВА 3. УДЕЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ И ПОДВИЖНОСТЬ ТАНКА
ГЛАВА 3. УДЕЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ И ПОДВИЖНОСТЬ ТАНКА Подвижность танка — способность быть в нужное время в нужном месте. А.А. Морозов — главный конструктор танков [5]. Номинальная (стендовая) мощность ГТД танка Т-80У при нормальных атмосферных условиях на 25% выше, чем у дизельного