что такое тождественность у нотариуса свидетельство о браке
Тонкости оформления наследства у нотариуса
Мой муж умер 21.11.2018 г. Через шесть месяцев я обратилась к нотариусу для вступления в наследство. Наследство составили дом и земельный участок, которые находились у нас с мужем в совместной собственности. Дочь от наследства отказалась, других наследников нет. Нотариус утверждает, что нужно определить доли мою и умершего мужа. Пришлось согласиться и заплатить 13 тыс. руб. Я считаю, что в этом нет необходимости. Прав ли нотариус?
Наследство открывается со смертью гражданина либо с объявлением судом гражданина умершим.
Чтобы приобрести наследство, наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью.
Нотариус обязан разъяснить пережившему супругу его право на получение свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе, разъяснив положения ст. 34, 36, 38 СК РФ, ст. 256, 1117, п. 4 ст. 1118, ст. 1140.1, 1150 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное. При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
Услуги нотариуса правового и технического характера оплачиваются в соответствии с установленными тарифами (ч. 6, 7 ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1).
Нотариус действовал в соответствии с законодательством РФ.
Удостоверение равнозначности, тождественности электронного документа бумажному
В связи с тем, что компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь, необходимо тщательно следить не только за сведениями, имеющимися на бумажных носителях, но и за электронными документами. В них очень легко внести те или иные изменения, которые способны значительным образом повлиять, к примеру, на исход судебного заседания. Именно поэтому при сборе доказательств следует обращаться к нотариусу. Он поможет провести заверение документов электронной и бумажной версий и при наличии соответствий подтвердит их тождественность.
Удостоверение равнозначности электронной версии документа его бумажному варианту означает, что нотариус своими действиями подтверждает факт тождественности содержаний. При этом документ, который был изготовлен нотариусом в электронной форме, имеет ту же юридическую силу, что и его бумажный аналог.
Правила удостоверения
Согласно главе XX.2 Основ законодательства о нотариате, удостоверение равнозначности документов осуществляется с учетом следующих правил.
Для того чтобы удостоверить равнозначность бумажного документа электронному, нотариус обязан проверить действительность электронной подписи, которой подписан документ, распечатать электронную версию на бумаге, после чего заверить ее своей подписью. Действительность и принадлежность ЭЦП проверяются по положениям Федерального закона № 63-ФЗ.
Чтобы пройти удостоверение равнозначности документов, гражданин или организация должны иметь действующую квалифицированную электронную подпись. Получить или продлить ЭЦП можно только через удостоверяющие центры. Срок действия электронной подписи составляет 12 месяцев. Если нотариус установит, что ЭЦП недействительна по причине пропуска срока действия, в удостоверении равнозначности документов будет отказано.
При удостоверении равнозначности электронного документа письменному нотариус изготавливает электронный образ и подписывает его ЭЦП. Перечень требований к данному формату закреплен в Приказе Минюста РФ № 155.
Сведения о совершенном действии фиксируются в едином нотариальном реестре.
Чем подтверждается тождественность бумажного документа, и наоборот
Если представленные электронные и письменные документы соответствуют требованиям и форматам закона, нотариус проставит на них удостоверяющую подпись. Также приказом Минюста РФ от 27.12.2016 № 313 утвержден перечень форм, которые подтверждают совершение нотариальных действий. В их перечень входит:
Указанные формы выдаются после внесения записи в реестр нотариальных действий, содержат сведения о нотариусе, месте и дате удостоверения тождественности. Также нотариус подтверждает, что удостоверение тождественности влечет равную юридическую силу для электронной и бумажной версии документов.
Удостоверение равнозначности документов в письменной и электронной форме является платной услугой. Тарифы за совершение нотариальных действий определены статьей 22.1 Основ законодательства о нотариате:
Также может потребоваться оказание услуг правового и технического характера (например, за изготовление копий документов надлежащего качества). Расценки за такую работу можно уточнить у специалистов нотариальной конторы.
Нотариус Т. В. Юлдашева оказывает все нотариальные действия, связанные с подтверждением и удостоверением равнозначности письменных и электронных документов. Получить такие услуги Вы можете на личном приеме в нотариальной конторе либо по предварительной записи. Звоните, мы разъясним Вам все особенности удостоверения тождественности, нюансы качества и форматов документов.
Остались вопросы?
Что такое консульская легализация документов
Как пройти ее самостоятельно и сэкономить на услугах агентств
В 2018 году я вышла замуж за гражданина Египта.
Когда готовилась к свадьбе, узнала, что российские документы, необходимые для регистрации брака, надо легализовать — только так они будут действительны на территории Египта.
Оказалось, что для Египта подходит только консульская легализация — самая затратная по времени. Мне нужно было перевести документ на арабский язык, заверить его у нотариуса и поставить печати в двух российских ведомствах и в консульстве Египта.
Сначала я хотела обратиться в специализированное агентство, но стало жалко денег. В итоге прошла весь процесс самостоятельно и сэкономила около 6 тысяч рублей.
Расскажу, как распланировать время подготовки и оформления документов для легализации и избежать ошибок, которые могут затормозить процесс.
Зачем нужна легализация документов
Легализация нужна, чтобы документы, выданные в одном государстве, имели юридическую силу в другом. Например, для учебы или работы за границей понадобится легализация диплома, для заключения брака — легализация справки об отсутствии брака или свидетельства о разводе или смерти супруга.
На документах ставятся специальные печати, которые подтверждают юридическую силу документов и их подлинность. Путем легализации одно государство сообщает другому: с документами этого человека все в порядке, их можно использовать.
В России легализовать можно только российские документы. Не получится легализовать диплом, выданный за границей, даже если он на русском языке.
Проблемы иногда возникают с документами времен СССР, например, с советскими свидетельствами о рождении: некоторые страны отказываются их принимать, потому что СССР больше не существует. В этом случае обычно получают дубликаты современного образца.
Легализация документов требуется и физическим лицам, и компаниям. Обычные люди чаще всего легализуют документы, которые связаны с гражданскими состояниями, образованием, финансами и недвижимостью, например:
Компании чаще всего легализуют документы для экспортной деятельности и ведения бизнеса за границей. Иностранные компании-партнеры могут запросить документы, которые придется легализовывать, например:
Что изменилось в работе нотариусов и как на этом сэкономить
С 1 февраля нотариусы должны бесплатно передавать на регистрацию в Росреестр документы для регистрации права собственности на недвижимость, причем сразу после оформления сделки или наследства. Если вам нужно оформить право собственности на квартиру, теперь это удобнее. И не придется лично подавать документы на регистрацию. Зато плату за услуги правового и технического характера еще раз прописали в законодательстве.
Отказаться от навязанных допуслуг будет сложнее — им посвятили часть закона, — но шанс сэкономить все-таки есть.
Памятка для клиентов нотариусов
Вот главное из нового закона:
Кого это касается?
Это касается всех, потому что к нотариусам может обратиться любой человек в разных ситуациях. У нотариусов есть полномочия, которые больше никто не может выполнить: оформить наследство, зарегистрировать брачный договор или куплю-продажу долей в квартире. Еще к нотариусам ходят, чтобы сделать доверенность, заверить копию или дать согласие на поездку ребенка за границу.
Нотариусы ничего не делают бесплатно — за свои действия они возьмут обязательный платеж: госпошлину или тариф, — а еще добавят дополнительные услуги.
Работа нотариуса регулируется законами: суммы они берут не какие захотят, а какие утверждены государством или нотариальной палатой. И список услуг у них тоже регламентирован.
В прошлом году в законах о работе нотариусов произошли изменения. Какие-то заработали еще в августе, но большинство — 1 февраля 2019 года.
Нотариус бесплатно передаст документы на регистрацию права собственности
У нотариуса можно оформить документы на переход права собственности. Иногда это обязательно, то есть получить имущество без посещения нотариуса невозможно. Например, если оформляется наследство, свидетельство о праве на унаследованную квартиру может выдать только нотариус. А на основании этого свидетельства уже регистрируется право собственности в Росреестре.
Иногда к нотариусу по сделкам с недвижимостью обращаются добровольно. Например, регистрируют договор купли-продажи квартиры. Это не обязательно, но продавец и покупатель могут так договориться для надежности.
В таких случаях нотариус может не только оформить документы — свидетельство или договор, — но и отправить их в Росреестр. У нотариуса есть для этого электронная подпись и каналы связи. Тогда собственникам не нужно идти самим.
Раньше отправка документов на регистрацию была дополнительной услугой. За нее нотариус брал отдельный тариф — 1000 рублей. При этом не было четкой инструкции, когда нужно отправлять документы, и нотариус вообще мог не оказывать такую услугу.
С 1 февраля 2019 года нотариус обязан отправить в Росреестр документы на регистрацию права собственности покупателя, наследника или пережившего супруга. Причем на таких условиях:
Если вы придете к нотариусу оформлять наследство и захотите, чтобы он отправил документы в Росреестр, а с вас потребуют за это деньги, вот чем доказать свою правовую грамотность:
Иван заплатит нотариусу только за оформление наследства, а за передачу документов в Росреестр ничего платить не придется.
Документы на регистрацию можно отнести лично
Если вы не хотите, чтобы нотариус передавал документы на регистрацию, просто откажитесь от этой услуги. Нотариус хоть и обязан это сделать, но только если вы не против.
Сэкономить деньги и время при этом не получится. Нотариус передаст бесплатно, а быстрее, чем через него, права больше никаким способом не регистрируют.
Госпошлину за регистрацию все равно нужно платить
Новый закон отменил плату именно нотариусу, но не госпошлину за регистрацию права собственности, которую платят в Росреестр. Ее нужно платить даже при оформлении через нотариуса, как и раньше.
За правовые и технические услуги придется платить, но их нельзя навязывать
Кроме обязательных госпошлин и тарифов нотариусы могут брать плату за дополнительные услуги: создание копий, сканов, проведение консультаций, подготовку договоров. Обычно эти платежи даже больше пошлин. При обязательном платеже в 200 рублей за дополнительные услуги могут запросто выставить счет на 10 тысяч.
В прошлом году Верховный суд несколько раз объяснял, что нотариус не может навязывать эти услуги и платить за навязанные консультации и копии не нужно. Можно прийти со своим текстом договора и сделать копии в три раза дешевле. Нотариус не может отказаться обслуживать и не выдать свидетельство о праве на наследство только потому, что ему не заплатили деньги за навязанные услуги.
Многие люди и правда стали отказываться от допуслуг, хотя, справедливости ради, надо сказать, что своего добивались только самые смелые и упорные: даже после разъяснений Верховного суда не так уж просто спорить с нотариусом, когда нужно срочно оформлять документы. Но все-таки жалоб и исков стало больше и это был шанс сэкономить хотя бы на простых нотариальных действиях вроде заверения копий.
С 1 февраля в основах нотариата появилось сразу три абзаца про дополнительные услуги. Вот их суть:
То есть услуги правового и технического характера теперь упоминаются в таком контексте, что если они оказаны, то оплачиваются. Но в этих пунктах основ не написано, что эти услуги обязательные и копии нельзя сделать самостоятельно. И что нотариус может их навязывать, там тоже не написано. И нет ни слова про то, что нужно платить за консультации, о которых клиент не просил или которые ему не давали.
Напомним выводы Конституционного и Верховного суда:
Получается, что хоть и добавили в основы нотариата три абзаца про правовые услуги, но в корне это ничего не поменяло. Там написано, что услуги оплачиваются, а не что все обязаны их оплачивать без права на отказ. Если услуга не нужна, вы все сделали сами или вам ее навязывают, а вы не согласны, по-прежнему можно отказаться. И со своими копиями приходить никто не запрещал. Но для этого нужно иметь запас времени, стальные нервы и даже готовность судиться.
Если нотариус говорит, что с 1 февраля все обязаны платить за допуслуги и что это закон, — ничего подобного. Если бы эти платежи хотели сделать обязательными или признали неотъемлемой частью нотариальных действий, так бы и написали.
Ипотеку на доли нужно оформлять через нотариуса
Есть сделки, которые можно оформить только у нотариуса. Например, когда продаются доли в квартире. Даже если продается вся квартира просто по договору купли-продажи, но в ней несколько собственников, нужно идти к нотариусу.
С 4 августа 2018 года в этом списке еще и договоры ипотеки долей. Если планируете покупать квартиру в ипотеку и там несколько владельцев, имейте в виду, что расходов прибавится. Отдельно придется оформлять у нотариуса договор купли-продажи долей и отдельно — договор ипотеки. Это не одно и то же. Зато нотариус сможет сам отправить все документы на регистрацию и не возьмет за это дополнительных денег. А вы получите документы о праве собственности уже через день.
Тождественность электронного документа или как передать быстро документы в другой город?
Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе
С 2014 года в обязанность нотариуса вменено удостоверение соответствия документа на электронном носителе его бумажному эквиваленту, или, наоборот, соответствие документа на бумаге его электронной копии. Порядок совершения данных нотариальных действий прописан в соответствующей главе законодательства, регулирующего деятельность нотариата.
Заверение электронного аналога документа
Совершение процедуры удостоверения равнозначности документа в электронном виде его бумажному эквиваленту подразумевает сверку и подтверждение соответствия содержания, изготовленного нотариусом электронного документа, содержанию бумаги, предоставленной заинтересованном лицом на бумажном носителе.
В случае прохождения нотариальной процедуры удостоверения электронный аналог приобретает полноценную юридическую силу наравне со своим бумажным двойником.
При этом невозможно удостоверить электронную копию, являющуюся соглашением о заключении сделки и составленную в простом письменном виде. Также заверению не подлежат электронные копии, удостоверяющие личность гражданина.
Процедура изготовления электронного двойника включает в себя не только перевод данных документа в цифровой вариант, но и его подпись квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Для удостоверения равнозначности электронного документа его бумажному аналогу, бумажный вариант предоставляется нотариусу заинтересованным лицом. Таков порядок проведения процедуры, указанный законодательством в отношении данного нотариального действия.
После обращения нотариус проводит процедуру изготовления электронного образа документа на бумажном носителе. В этом случае образ формируется как один файл изображения в формате PDF. В электронный образ создаваемого документа добавляется цифровая подпись нотариуса, осуществляющего данные действия.
После проведения вышеуказанных процедур электронный образ передается заказчику путем, заранее оговоренным между клиентом и нотариусом. Он может быть передан по e-mail, с помощью цифровых носителей информации: жесткого диска, флеш-карты, диска и прочее.
Требования формата электронного документа также прописаны в законе. Когда документ требуется предоставить в органы муниципальной власти, государственные службы, где особым нормативным актом предписывается подача документов в другом формате, нотариус изготавливает их с учетом требований акта.
Заверение бумажного аналога документа
В случае обратного действия по удостоверению электронного документа бумажному аналогу, клиент предоставляет нотариусу электронный документ. При этом он должен иметь квалифицированную электронную подпись клиента.
Нотариус изготавливает бумажный вариант документа и проставляет на нем свою подпись, тем самым проводя процедуру заверения. После этого бумажный «двойник» приобретает юридическую силу равнозначную электронной копии.
Сколько стоит такая услуга?
Тариф, установленный законом на проведения такого рода услуг, составляет 50 рублей за страницу бумажного текста или электронного документа.
Также может взиматься дополнительная плата за предоставления технических услуг, или услуг в сфере права.