что такое товарный знак и в чем заключается его значение
Когда нужно регистрировать товарный знак?
Товарный знак нужно регистрировать не всегда. Эксперт отвечает, в каких конкретных случаях его точно стоит зарегистрировать и почему нужно всегда проверять название своей компании по базам Роспатента перед регистрацией
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Василий спрашивает: «Открываю магазин электроники, слышал, что надо регистрировать товарный знак, чтобы конкуренты не украли название. Это обязательно? Когда действительно нужно это делать?»
Стоит зарегистрировать товарный знак, если планируете выделять свой бизнес за счет бренда
Товарный знак нужно регистрировать не всегда. Допустим, вы решили открыть лавку «Овощи и фрукты» и не планируете вкладывать деньги в развитие бренда. Вас знают местные жители, и этого достаточно. Тогда название регистрировать не обязательно.
Если ваше название не обладает различительной способностью — оно не уникальное и просто указывает на сами товары, их свойства или место производства, — то Роспатент в принципе не зарегистрирует такое название как товарный знак.
Названия в духе «Мебель46», «Курские цветы» или «Вкусная шаурма» не позволяют выделить конкретного производителя на рынке, а потому не могут быть товарными знаками, и использовать их может кто угодно. Регистрация в таком случае не нужна.
Нюанс в том, что «Магазин мебели» — это указание на деятельность компании, а вот «Мир мебели» уже вполне может оказаться товарным знаком. Случайное нарушение права на чужой товарный знак может обернуться для предпринимателя судом, проверками госорганов, выплатами штрафов государству и компенсаций правообладателю.
Даже если предприниматель не планирует выделять свою компанию и товары на рынке за счет бренда, стоит посоветоваться с патентным поверенным и убедиться, что такое название действительно свободно от чужих прав.
Если в планах развивать бренд, открыть сеть магазинов и активно продвигать компанию — оригинальное название точно стоит зарегистрировать. Чтобы понять, что такое товарный знак и в каких ситуациях он нужен бизнесу, разберемся в деталях.
Что такое товарный знак
Товарный знак, или торговая марка, бренд, — это, как правило, слова или изображения, зарегистрированные в Роспатенте. В качестве товарного знака на самом деле можно зарегистрировать практически что угодно: этикетку, упаковку, форму товара, звук, голограмму, если они соответствуют требованиям закона. Но чаще всего в России регистрируют названия и логотипы.
Товарный знак никак не связан с названием ООО — вы можете открыть магазин под юрлицом ООО «Хлебпромторг» и зарегистрировать свой уникальный товарный знак с названием «Ромашка», которое будет висеть на вывеске.
Зарегистрировать можно название самой компании или отдельных продуктов, слоганы, логотипы. Иногда изображение регистрируют вместе с названием, тогда такой товарный знак называют комбинированным.
Товарный знак регистрируется на 10 лет. Вам выдадут свидетельство, которое официально подтверждает ваши права на название. После регистрации ваши товары можно отмечать маркировкой ®, и делать это может делать только владелец товарного знака. Использовать маркировку ® без регистрации нельзя.
Перед регистрацией нужно проверить, что вы сами случайно не нарушили чужие права. Если вы будете использовать непроверенный бренд в бизнесе, может оказаться, что используете чужой товарный знак, и правообладатель будет вправе потребовать компенсацию.
Поэтому нужно проверить по реестрам Роспатента, нет ли похожих. Если такие же или очень похожие товарные знаки уже есть, вы поймете, что лучше не называть так компанию или продукты, и убережете себя от штрафов и выплаты компенсации.
Зачем нужно регистрировать товарный знак
Главная цель регистрации — стать единственным правообладателем названия и запретить всем остальным использовать такое же или похожее название в бизнесе. Это нужно, чтобы покупатели могли отличать одни компании и товары от других, а предприниматели не несли ущерб и могли защитить рынок от подделок.
Разберем, в чем преимущества регистрации товарного знака и в каких конкретных ситуациях это понадобится.
Защитить бренд от конкурентов. Если решит использовать ваше название без разрешения, вы сможете привлечь нарушителей к ответственности: заставить конкурента сменить название, уничтожить всю продукцию, которая вышла под вашим брендом и взыскать компенсацию. При этом нарушением товарного знака будет считаться не только использование точно такого же обозначения, но и слишком похожего — сходного до степени смешения.
Сумма компенсации по статье 1515 ГК РФ считается тремя способами: в твердой сумме от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, двойная цена контрафакта или двойная цена стоимости легального использования знака. Иногда взыскивают миллионы, иногда сотни тысяч рублей. Размер компенсации зависит от обстоятельств дела, усмотрения суда и действий участников спора.
Каждый год в России регистрируют 60—70 тысяч товарных знаков. Если предприниматель просто взял понравившееся название и начал использовать его в бизнесе без проверок и регистрации, то вполне может оказаться так, что он сам — нарушитель. Чаще всего предприниматели обжигаются на названиях товаров, компаний и доменов.
Пиццерию оштрафовали на 300 000 ₽ — в названии пиццы был чужой товарный знак
Ситуация. ЗАО «Мясная галерея» пожаловалась на пиццерию Testo. Они продавали пиццу под названием «Горячая штучка», а еще рекламировали доставку этой пиццы у себя на сайте.
«Горячая штучка» — это зарегистрированный товарный знак на готовые блюда вроде пельменей и чебуреков. Он принадлежит «Мясной галерее».
Ошибки. Перед тем как пойти в суд, «Мясная галерея» прислала претензию компании, которая владеет пиццерией, — ООО «Хуторок». Претензию проигнорировали.
Результат. Суд удовлетворил иск. ООО «Хуторок» обязали выплатить компенсацию 315 000 ₽, включая судебные издержки, прекратить продавать пиццу с чужим названием и удалить любые ее упоминания с сайта.
Увеличить стоимость бизнеса. Когда вы развиваете свой бренд, товарный знак имеет все больший вес. Если его оценить и поставить на баланс компании, он становится вашим нематериальным активом и увеличивает стоимость бизнеса.
Например, бренд Apple — один из самых дорогих в мире. Аналитики оценили его в 612 млрд долларов. Телефон неизвестной марки с такими же характеристиками будет стоить в несколько раз дешевле.
Еще под залог товарного знака можно взять кредит: если не сможете платить, банк продаст знак и вернет деньги. Обычно знак оценивают в 5—10% дохода от продаж под этим знаком. Здесь стоит учитывать, что российские банки крайне неохотно дают кредиты под залог одной только интеллектуальной собственности. Но если компания закладывает материальные активы и добавляет в залог нематериальные сверху, то общая сумма кредита может вырасти.
Продать франшизу. По закону без регистрации товарного знака нельзя заключить договор коммерческой концессии — так в российском законодательстве называется франшизный договор. Такой договор позволяет передать другой компании право использовать товарный знак за вознаграждение. Если продать франшизу без регистрации товарного знака и предоставления права на него, суд может признать сделку недействительной и заставить «франчайзера» вернуть деньги покупателю франшизы.
А если вы, наоборот, собираетесь купить франшизу, первое, что нужно сделать, — проверить, зарегистрирован ли товарный знак компании, с которой вы собираетесь сотрудничать. Если бренд компании не зарегистрирован в качестве товарного знака, то покупать у нее, по сути, нечего.
Свободно рекламировать компанию. С зарегистрированным товарным знаком вы легко подтвердите право рекламировать и продавать товар в ответ на запрос СМИ, рекламных или торговых площадок. Например, при регистрации на маркетплейсе могут попросить вас подтвердить, имеете ли вы право продавать свои товары.
А если из конкурентов использует ваше название в соцсетях без спросу, можно заблокировать страницы нарушителя. Тем, кто настраивает рекламу в поисковиках по названию вашей компании, тоже можно остановить рекламу. В некоторых случаях с нарушителей удается еще и взыскать компенсацию.
Контролировать импорт товаров. Если вы крупный производитель, можно внести товарный знак в таможенный реестр. Тогда провозить ваши товары через границу смогут только те компании, которым вы это разрешите, в ином случае товар не пропустят. Это удобно, чтобы защитить бренд от подделок или управлять поставками.
Самое главное
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Можно ли уменьшить стоимость патента, если изменились условия работы?
Да. Если изменились показатели, которые влияют на стоимость патента, можно сделать перерасчет цены патента
Как считать налоги при совмещении двух видов деятельности на УСН 15%?
Нужно суммировать доходы и расходы от всех видов деятельности на УСН
Можно ли сделать вывеску на английском языке?
Информационная вывеска должна быть на русском языке, но ее можно продублировать на иностранном. В рекламе можно использовать иностранные слова, если рядом расположить их точный перевод или они зарегистрированы как товарный знак
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
А вы знаете, что это такое товарный знак и в чем заключается его значение? Определение понятия и виды, признаки и примеры
Издавна хозяева выжигали на шкуре домашних животных тавро, чтобы не перепутать скот с соседским.
В наши дни, знаки позволяющие безошибочно опознать продукцию конкретного производителя, принимают различные формы и регистрируются.
Поговорим о том, что такое товарный знак, примеры торговых обозначений также рассмотрим.
Что такое товарный знак и в чем заключается его значение?
Регистрация дает правообладателю возможность использовать его по своему усмотрению, защищает правообладателя от недобросовестных конкурентов, запрещает другим производителям размещать его на своих товарах и задействовать в рекламе.
Товарный знак или товарная марка (trade mark, trademark) одновременно выполняет рекламные и гарантийные функции. В чем заключаются отличия между товарным знаком и торговой маркой узнаете тут.
Гражданский кодекс РФ отождествляет товарный знак с объектом интеллектуальной собственности принадлежащей конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Данная собственность может, по заявлению владельца, быть проданной, переданной безвозмездно, переданной по лицензионному договору. Может быть заложена и уступлена. Неправомерное ее использование влечет административную и уголовную ответственность. Узнать больше о том, как закон защищает правообладателей торгового знака, вы можете из нашего специального материала.
Заявление на отчуждение исключительного права на товарный знак: бланк, пример заполнения (от одной стороны, от двух сторон, в отношении части товаров и услуг).
Подробнее о товарном знаке мы рассказываем здесь.
Его признаки
Условность
Понятие и признаки товарного знака являются легко запоминающееся, легко воспринимающееся, произвольное обозначение (символ) заменяющее юридическое наименование производителя без подробного описания времени, места, способа, свойств, качеств товара.
Новизна
Новым товарным знаком является обозначение, содержание которого не идентично, сходно до степени смешения:
Сходство до степени смешения — это ассоциация товарных знаков между собой, несмотря на отдельные отличия. Теперь вам известно, что такое смешение товарного знака.
Группы
Выделяют общенациональные и частные товарные знаки.
К общенациональным относятся знаки национальных производителей (Газпром, Росатом).
Отдельным оптовым или розничным производителям, продавцам, дистрибьюторам, посредникам, дилерам принадлежат частные товарные знаки (торговый дом ГУМ, Hewlett-Packard Company), которые могут быть как индивидуальными (Мистер Пломбистер), так и коллективными, корпоративными (КАМАЗ).
Далее рассмотрим понятие товарного знака и его виды.
У производителей множество возможностей индивидуализировать свой товарный знак, что это такое рассмотрим далее. Понятие и виды товарных знаков:
Понятие товарного знака, виды товарных знаков по отношению к объекту различают:
Больше информации о видах и возможной классификации товарных знаков мы предоставили в этой статье.
Роль в жизни производителя
Для производителя товарный знак товара — это преимущество, которое заключается в следующем:
Роль в жизни потребителя
Товарный знак продукции — это также преимущество для потребителя, он:
Заблуждения и ошибки
Товарный знак иногда неправомерно отождествляют с промышленным образцом, производственной маркой, знаком обслуживания, брендом.
Производственная марка не обладает краткостью и условностью. Она предоставляет потребителю развернутую информацию об изготовителе и характеристиках товара.
Бренд более широкое понятие, как правило, он включает в себя ряд товаров, услуг одного или нескольких производителей, прочно обосновавшихся в определенном рыночном сегменте и имеет большую маркетинговую, рекламную направленность.
Мы рассмотрели с вами товарный знак: что это, пример индивидуального и коллективного вида. Далее предлагаем посмотреть видео, которое поможет еще больше раскрыть тему товарных знаков.
Конкурент захватил чужой товарный знак и попытался подчинить себе предпринимателя
Еще одна изумительная история о том, как иногда работает бизнес в России
В 2007 году один программист из Великого Новгорода зарегистрировал домен novjob.ru и стал публиковать на нем местные вакансии. В те годы подобные ресурсы были в новинку, поэтому сайт быстро стал популярным.
Первые два года проект работал на чистом энтузиазме. Затем начали появляться первые клиенты — кадровые компании, которые были готовы платить за размещение вакансий. Программист зарегистрировался как ИП и полноценно занялся проектом. За десять лет работы сайт стал самой популярной базой вакансий в городе. Предприниматель даже зарегистрировал сайт как СМИ, чтобы он приобрел статус сетевого издания.
Но если бы и дальше все шло так гладко, вы бы сейчас не читали эту статью.
В марте 2019 года предприниматель решил зарегистрировать в Роспатенте товарный знак NOVJOB. Для этого он обратился в крупную юридическую компанию, которую нашел через интернет. Через неделю заявка на регистрацию товарного знака ушла в Роспатент.
Спустя полгода предприниматель получил странное письмо от компании-контрагента, которая раньше за деньги публиковала вакансии на его сайте. Ее директор написал, что уже зарегистрировал в Роспатенте товарный знак NOVJOB на свою компанию. В письме он указал на «нарушение исключительных прав» и намекнул, что предпринимателю теперь следует «быть осторожнее при выставлении ему счетов на оплату услуг». Что это означало — оставалось только догадываться.
Как победить выгорание
Предприниматель выясняет, что произошло
Оказалось, что директор той компании действительно подал заявку на регистрацию знака NOVJOB. Причем всего за три дня до того, как в Роспатент ушла аналогичная заявка от программиста.
По заявке директора Роспатент уже принял решение о регистрации товарного знака. А вот нашему предпринимателю от Роспатента пришел предварительный отказ: кто раньше подал заявку, тому и достанутся права, тут все законно.
Тогда предприниматель поехал на встречу с директором компании, чтобы выяснить, чего тот на самом деле хочет и зачем все это устроил.
На встрече директор компании заявил, что хочет использовать популярный в регионе сайт предпринимателя как «инструмент формирования общественного мнения», и предложил подписать договор о сотрудничестве. Если сотрудничество не состоится, то за нарушение права на товарный знак новоявленный правообладатель мог потребовать компенсацию — от 10 тысяч до 5 млн рублей.
Позже оказалось, что эта компания полгода пыталась раскрутить собственный сайт о вакансиях, но ничего не вышло. Тогда она и решила сделать «ход конем»: зарегистрировать на себя название сайта программиста как товарный знак. Расчет был простой: или создатель сайта согласится сотрудничать, или его домен отберут через суд — и еще взыщут компенсацию сверху.
Предприниматель не хотел идти на поводу у агрессоров, поэтому выбрал третий вариант: аннулировать их товарный знак и вернуть себе права на обозначение NOVJOB.
Федеральная антимонопольная служба берется за дело
Компания зарегистрировала товарный знак специально, чтобы навредить бизнесу предпринимателя. Это недобросовестная конкуренция, запрещенная законом. В таких делах разбирается Федеральная антимонопольная служба, ФАС. Эта служба следит за тем, чтобы предприниматели конкурировали между собой честно.
Проблема в том, что доказать недобросовестную конкуренцию не так-то просто. Мало просто прийти в ФАС и сказать: «Я придумал название раньше, а эти злодеи хотят его отобрать». Вот что нужно доказать в ФАС, чтобы недобросовестного конкурента наказали:
Каждую деталь нужно подтвердить документами так, чтобы у ФАС не осталось сомнений в недобросовестности конкурента. Если это получится сделать, конкурента оштрафуют на сумму от 100 до 500 тысяч рублей, а решение ФАС будет достаточным основанием для аннулирования товарного знака. Если же не получится подтвердить хотя бы один из пунктов — ФАС откажет.
Наш предприниматель самостоятельно подал заявление в ФАС. В жалобе он рассказал всю историю, а в подтверждение приложил документы: статистику посещаемости своего сайта и данные поисковой выдачи, договоры с контрагентами и акты, регистрационные документы на домен и сайт как СМИ.
ФАС взялась за дело. Копию заявления отправили конкуренту, а предприниматель по запросам антимонопольной службы подготовил и прислал еще пять дополнений и уточнений.
Несколько раз ФАС сдвигала сроки вынесения решения, но спустя три с половиной месяца выдала первый акт: заключение об обстоятельствах дела. Из него следовало, что комиссия ФАС готова согласиться с позицией предпринимателя.
На первый взгляд может показаться странным, но у ФАС нет полномочий, чтобы аннулировать регистрацию товарного знака, даже если ее признают недобросовестной. Закон работает так: сначала ФАС признает недобросовестность, а затем заявитель отправляется в Палату по патентным спорам — подразделение Роспатента, которое может принимать решения о прекращении правовой охраны товарных знаков. После этого Палата рассматривает дело и аннулирует регистрацию.
Предприниматель отправляется в Палату по патентным спорам
Пока ФАС несколько раз переносила сроки вынесения решения, программист решил не терять времени и обратился в Палату по патентным спорам за аннулированием товарного знака конкурента.
У предпринимателя было еще одно основание для аннулирования: он мог попробовать доказать, что еще до всей истории с товарными знаками у него возникло право на коммерческое обозначение.
Что такое коммерческое обозначение и почему предпринимателям не стоит на него полагаться
Представьте такую ситуацию: предприниматель использует название в бизнесе и не регистрирует его как товарный знак в Роспатенте. По ЕГРИП он ИП Иванов, а на вывеске — магазин «Ромашка». Могут ли у него появиться какие-то права на это название, если он его нигде не регистрировал?
В теории — да. Если предприниматель использует обозначение настолько давно и широко, что покупатели в регионе стали ассоциировать это обозначение только с ним, то у него возникает право на коммерческое обозначение.
В какой момент появляется это право — неизвестно. В случае с товарными знаками все просто: есть конкретная дата подачи заявки, есть дата регистрации знака. А на коммерческое обозначение право возникает само собой — где-то в процессе использования. Если начнется какой-то спор, то суд будет выяснять, появилось это право вообще или нет. Предпринимателю нужно будет собрать огромную пачку документов, чтобы попробовать доказать и использование, и известность.
Известность — понятие растяжимое. Никаких государственных стандартов доказывания известности нет: в некоторых делах суды принимают договоры с клиентами, сведения о рекламе и отзывы клиентов, а в других случаях отклоняют даже результаты проведения соцопросов, которые обходятся предпринимателям в несколько сотен тысяч рублей. Все зависит от обстоятельств дела и усмотрения суда.
Если доказать раннее использование и известность не получится, то потенциальный владелец коммерческого обозначения окажется обыкновенным нарушителем права на товарный знак. Но если получится — Роспатент может аннулировать регистрацию товарного знака конкурента.
Доказывание права на коммерческое обозначение — это долго, дорого, сложно и не всегда предсказуемо. Полагаться на коммерческое обозначение на старте бизнеса слишком опрометчиво. Скажем прямо: коммерческое обозначение — это не панацея, а такая кривая палочка-выручалочка для тех конфликтов, где защищаться уже больше и нечем.
Предприниматель нанял юристов, чтобы подготовить возражение и провести дело в Палате по патентным спорам. За дело взялась та же компания, что подавала для него заявку на регистрацию товарного знака.
В помощь юристам предприниматель собрал внушительную пачку документов.
Но дело пошло не по плану.
Юристы написали возражение и отправили его в Роспатент без согласования с предпринимателем. Позже из отказного решения предприниматель узнал, что из 500 страниц документов юристы приложили к жалобе только 300. Куда делись остальные и почему они не попали в Палату — неизвестно.
Палата отказала. При этом решение написали так, будто все, что было у предпринимателя, — это только регистрация домена. Разумеется, Палата указала, что домен не является средством индивидуализации и регистрация домена сама по себе не является основанием для возникновения права на коммерческое обозначение. Остальные документы Палата в решении не оценила. Часть они сочли не имеющими значения, а другую часть просто не получили, потому что юристы отправили не всё.
В итоге городской сайт с десятилетней историей и 60 тысячами уникальных посетителей в месяц — по данным сервиса LiveInternet — так и не смог доказать Палате свою известность. Притом что всего в городе 220 тысяч жителей. Регистрация сайта в качестве СМИ в Роскомнадзоре, договоры, сотни актов с печатями контрагентов, отзывы и письма на официальных бланках, сведения о рекламе — все это не помогло.
ФАС отказывает вслед за Палатой
Федеральная антимонопольная служба знала о том, что дело предпринимателя параллельно рассматривается в Палате по патентным спорам. Похоже, финальное решение ФАС откладывала, чтобы посмотреть, что скажет Палата.
В итоге ФАС тоже отказала.
Предприниматель отправился на личную встречу в ФАС. Там ему сказали, что сотрудники посоветовались с руководством и сочли дело глухим: «Раз у вас вывески нет, да и ППС вам отказала, значит, и мы тоже откажем». Какое отношение имеет вывеска к интернет-сайту — не понял никто.
Сначала ФАС писала о том, что предприниматель и владелец товарного знака — конкуренты. В итоге антимонопольная служба сочла, что они все-таки конкурентами не являются. В качестве основания ФАС указала на то, что компания, зарегистрировавшая на себя товарный знак, еще не оказывала услуги по размещению вакансий и не получала за это деньги. А раз конкуренции в принципе нет, значит, и недобросовестной она быть не может. Да и вообще, после регистрации знака у предпринимателя не стало меньше клиентов, а значит, и вреда ему еще не нанесли.
И конечно, ФАС сослалась на решение ППС: дескать, там проверили законность регистрации товарного знака и не нашли оснований для его аннулирования.
Стороны подписывают соглашение
Предприниматель был готов идти до конца: на кону стоял проект, в который он вложил десять лет работы. Он собирался идти оспаривать решения ФАС и ППС столько раз, сколько возможно.
На горизонте вырисовывался процесс в суде по интеллектуальным правам. Ничего радужного это не сулило, но все же была надежда, что хотя бы там все документы предпринимателя рассмотрят с должным вниманием и основательно разберутся в деле.
Хотя оба госоргана предпринимателю отказали, его конкуренты уже и сами были не рады, что затеяли эту историю. На очередной встрече они предложили выкупить у них товарный знак по себестоимости — в сумме уплаченных за него пошлин. Предприниматель категорически отказался: он считал, что его товарный знак нагло украли, а платить деньги за краденое он не станет принципиально.
В итоге договорились сделать так: конкуренты подают заявление об отказе от своего товарного знака, их знак прекращает действие, а знак по заявке предпринимателя регистрируют, так как пропадает основание для отказа. В качестве ответного жеста предприниматель полностью отказывается от дальнейших претензий, связанных с регистрацией спорного знака, а также будет бесплатно предоставлять доступ к публикации вакансий для компании, которая раньше за этот доступ платила.
Юристы возвращают деньги
После того как вопрос с товарным знаком был решен, предприниматель посмотрел на весь процесс и понял, что регистрация его знака произошла не благодаря работе юристов, а вопреки ей.
Дело в том, что юридическая компания позиционировала себя как онлайн-сервис, который позволяет быстро обмениваться документами с Роспатентом. На деле же предприниматель получал документы из Роспатента только спустя несколько недель после того, как их получали юристы. Из-за этого он упустил момент, когда Роспатент принял решение о регистрации знака конкурента.
Если бы предприниматель узнал о конкурентной заявке раньше, он мог бы подать обращение против регистрации, а так ему пришлось потратить в три раза больше времени и денег на попытку обжалования уже зарегистрированного Роспатентом знака.
Кроме того, юристы не отправили в Палату две сотни собранных предпринимателем документов, а те, что отправили, даже не описали по порядку, а просто закинули скопом, указав в конце: «Приложения — 302 л.». Палата тоже не стала разбирать эту гору — и из всех документов указала в решении только 19. Само возражение не согласовали с предпринимателем перед отправкой, а когда он прочитал его уже после, то обнаружил там и фактические, и юридические ошибки.
Предприниматель чудом вышел из этой истории победителем: домен и сайт остались у него, товарный знак зарегистрировали, даже юристы вернули деньги за некачественные услуги. Эта история закончилась так только благодаря его упорству, настойчивости и чудовищному количеству вложенного времени.
Но кто знает, как могло бы все повернуться, если бы на его месте оказался кто-то другой.
Дальше пришлось бы обжаловать решения Палаты и ФАС. Если бы получилось, понадобилось бы идти в суд за пересмотром дела о взыскании компенсации. Суд бы пересмотрел дело и заставил конкурента вернуть деньги. Но их могло уже не оказаться — если бы компания начала банкротство.
В общем, у этого спора были все шансы затянуться на 2—3 года и пройти по всем судебным инстанциям. Хорошо, что все закончилось проще. От начала конфликта до разрешения ситуации в итоге прошло полгода.
Мораль
Если выбрать оригинальное название для бизнеса и не зарегистрировать его как товарный знак, это может сделать кто-то другой. Потом этот другой может потребовать компенсацию и через суд запретить использовать название. Обжаловать регистрацию можно с помощью Федеральной антимонопольной службы и Палаты по патентным спорам. Это долго, дорого, сложно и не всегда получается.
Регистрация доменного имени не дает каких-то особых прав на него. Если вы планируете вести на домене бизнес, вкладываете деньги в рекламу сайта и получаете клиентов из интернета, то стоит зарегистрировать название домена как товарный знак.
Если компания давно и широко использует какое-то оригинальное название или логотип на определенной территории, то у нее в силу известности может возникнуть право на коммерческое обозначение. Однако полагаться на это право не стоит, потому что до решения суда никто не знает, появилось это право или нет, а чтобы доказать известность, придется потратить много времени и денег. Лучше регистрировать оригинальные названия как товарные знаки. Или выбирать названия, которые в принципе нельзя зарегистрировать как товарный знак — а значит, их может использовать кто угодно и как угодно.
Я прям вижу, как у юристов завелась крыса, которая слила конкуренту заявку и притормозила заявку от предпринимателя, ведь заявку можно застолбить за собой за 1 день.
«Какое отношение имеет вывеска к интернет-сайту — не понял никто»
Какой же стыд. Сейчас столько компаний, которые работают только онлайн. А ФАС, которая должна следить за конкренцией компаний, говорит про вывеску.
Рафаэль, и было бы неплохо юр.шарашку указать, которая накосячила с Роспатентом
Рафаэль, возможно, сотрудник ФАС, когда сказал про вывеску, неправильно трактовал определение коммерческого обозначения из ГК РФ. Там указано, что коммерческие обозначения используются для индивидуализации предприятий.
Да, десять лет назад было одно письмо ФАС с пояснением о том, что коммерческое обозначение может использоваться на вывесках. Но вот только там не было указано, что вывеска — это единственный способ использования коммерческого обозначения. Да и понятие «предприятие» с тех пор стали трактовать гораздо шире, чем десять лет назад.
Инсайдер, когда в патентное бюро подается заявка, она автоматически закрепляется за подающим, ведь рассматривается она может месяцами. как раз принцип кто первым, того и тапки. Поэтому патентные поверенные (которые собирают документы за подающего и ведут дело) могут легко слить инфу конкурентам и притормозить его заявку, передав всё конкурентам. И хрен докажешь, что они накосячили. здесь ситуация очень странная, скорее всего крыса все-таки была.
вы бы знали, что такое палата по патентным спорам, какое убогое зрелище она представляет, начиная от здания где они заседают, до представителей, кто имитирует «палату». еще в 17 г. там сейфы совковые стояли для хранения документов с вентилями, времен застоя.
и это не говоря о чудовищной коррупции в этом кефирном заведении.
Alexander, это может произойти, так делают, и судов много. Но на деле это все не так просто, все зависит от обстоятельств дела. Владельцам доменов тоже есть, чем ответить. Да и ситуации бывают разные: иногда владелец знака — недобросовестный конкурент, а иногда домен занимает киберсквоттер и пытается заработать на его продаже.
Вся драма крутится вокруг того, что у нас в законе есть пять средств индивидуализации для компаний и предпринимателей:
1) Товарный знак
2) Фирменное наименование
3) Коммерческое обозначение
4) Наименование места происхождения товаров
5) Географическое указание
Доменов в этом перечне нет, перечень закрытый. Получается, если компания или предприниматель хочет выделить себя и свои бренды на рынке — нужно воспользоваться каким-то из этих пяти инструментов. А домен — это просто техническое средство адресации, и всё.
Получается, если вы зарегистрировали домен и ведете там некоммерческий сайт, какой-нибудь личный блог, то вопросов нет — выбираете какой хотите свободный. Но если мы выбираем домен, чтобы продавать товары и услуги, то тут мы заходим уже на территорию средств индивидуализации.
Суды в спорах между доменами и знаками интересуют такие вопросы:
1. Насколько сильно похожи домен и знак?
2. Действует ли товарный знак на те виды деятельности, что ведет владелец домена?
3. Конкурируют ли между собой владельцы домена и знака?
4. Была ли регистрация домена совершена недобросовестно?
5. Что было зарегистрировано раньше?
Если на первые два вопроса будет дан положительный ответ, то суд скорее всего вынесет решение в пользу товарного знака. Ответы на остальные вопросы повлияют только на масштаб негативных последствий для владельца домена: домен могут запретить использовать вообще, а могут только запретить вести через него определенный бизнес; компенсацию могут взыскать полностью или частично.
Иногда владельцам доменов удается отбиться от таких исков, например, если окажется, что сам товарный знак был зарегистрирован незаконно. Но это будет предметом отдельного спора, поэтому владельцу домена придется идти с отдельными заявлениями в Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу или другой суд. Там нужно будет разбираться:
1. Законно ли Роспатент вынес решение о регистрации этого знака?
2. Использует ли владелец свой товарный знак в бизнесе, или он зарегистрировал его только для того, чтобы мешать работать всем остальным?
3. А не зарегистрировала ли компания товарный знак специально, чтобы навредить владельцу домена?
4. А не стало ли название домена коммерческим обозначением компании?
Этот спор будет идти параллельно с первым, и далеко не факт, что первый спор приостановят на то время, пока будет идти разбирательство в той же Палате по патентным спорам.
В общем, столкновения знаков и доменов — это такая комплексная история, деталей много. Иногда владельцы доменов побеждают, но чаще все-таки владельцы товарных знаков. Но нет какого-то единого суперправила в духе «кто раньше занял, тот и прав» или «знак всегда побеждает». В конкретном деле все зависит от обстоятельств, их может быть много.