что такое товарный поезд
ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД
поезд, предназначаемый для перевозки грузов. Т. п. делятся на: ускоренные для перевозки особо ценных скоропортящихся грузов, живности и багажа; товарные общесетевого расписания (отправительские и техн. маршруты, групповые ежедневно формируемые поезда); товарные участкового расписания, в том числе сборные. В число Т. п. общесетевого расписания входят: а) отправительские маршруты, обеспеченные ежесуточной погрузкой; б) поезда, ежедневно формируемые непосредственно на участках возникновения вагонопотоков на основе календарного планирования погрузки; в) поезда, ежедневно формируемые на станциях путем организованного подвода групп вагонов с прилегающих участков; г) техн. маршруты, ежедневно формируемые на сортировочных станциях; д) порожняк, отправляемый ежесуточно по установленным направлениям к пунктам массовой погрузки.
Смотреть что такое «ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД» в других словарях:
товарный поезд — товарняк (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. товарный поезд сущ., кол во синонимов: 3 • поезд … Словарь синонимов
Поезд — Привод Локомо … Википедия
ТОВАРНЫЙ — ТОВАРНЫЙ, товарная, товарное. 1. прил. к товар. Товарный знак (помещаемый на товаре отличительный знак предприятия, фирмы). Товарный склад. Товарная биржа. Товарный кризис. Товарный рубль (во время нэпа, до введения твердой валюты условная… … Толковый словарь Ушакова
поезд — хвост поезда. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поезд товарник, трамвай, эшелон, электричка, маршрут, колонна, подкидыш, товарняк, состав, паровик, кукушка, вереница,… … Словарь синонимов
ПОЕЗД — ПОЕЗД, поезда, мн. поезда (поезды устар.), муж. 1. Железнодорожный состав, р д сцепленных вагонов, приводимых в движение паровой или электрической тягой. Опоздать на поезд. Пассажирский поезд. Курьерский поезд. Товарный поезд. Скорый поезд.… … Толковый словарь Ушакова
Поезд — Поезд во сне предвещает путешествие. Видеть себя в поезде, который еле еле тащится вперед, так как под ним нет рельсов, означает, что Вас ждут серьезные волнения из за дела, которое со временем станет источником Вашего благосостояния и… … Сонник Миллера
ПОЕЗД — Если во сне вы видите на вокзале пассажирский поезд – это значит, что впереди вас ждут грандиозные перемены, которые повлияют на всю вашу дальнейшую судьбу. Ехать в купейном вагоне поезда означает, что вскоре предпримете новое дело, взяв в… … Сонник Мельникова
Поезд — Приснившийся во сне поезд предвещает путешествие. Если вы увидели себя в поезде, который медленно идет не по рельсам, а по земле, то вам предстоит серьезно поволноваться из за дела. Однако именно это дело со временем станет источником вашего… … Большой универсальный сонник
Товарный — I м. разг. Товарный поезд. II прил. 1. соотн. с сущ. товар, связанный с ним 2. Идущий на рынок в качестве товара, а не на собственное потребление. 3. Производящий то, что идёт на рынок как товар. 4. Связанный с перевозкой товарных грузов,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Товарный — I м. разг. Товарный поезд. II прил. 1. соотн. с сущ. товар, связанный с ним 2. Идущий на рынок в качестве товара, а не на собственное потребление. 3. Производящий то, что идёт на рынок как товар. 4. Связанный с перевозкой товарных грузов,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Поезд товарный: классификации и особенности
Категории поездов
Вагоны тоже делятся на свои категории: пассажирские, грузовые и специальные. К последним относятся такие, как рельсосмазыватель, лаборатория, сейф, тендер, прачечная, рельсошлифовальный, весопроверочный, путеизмерительный, помывочно-дезинфекционный и другие.
Особенности товарного состава
Эти поезда тоже подразделяются на свои категории: крытые, цистерны, термосы, ледники, платформы, хопперы (для сыпучих грузов), рефрижераторные, изотермические, автомобилевозы, транспортеры. При этом конструкция их практически одинакова: тележка, кузов, рама, тормозное устройство и автосцепка. Скорость товарного поезда в России ограничивается 90 км/ч. В мире этот показатель в отдельных странах доходит до 120 км/ч.
Классификация товарных составов
Поезд товарный бывает нескольких типов:
По железным дорогам также курсируют и ускоренные товарные поезда: скорые грузовые, рефрижераторные, специализирующиеся на перевозке скота, птицы и скоропортящихся продуктов.
Именные товарные составы
Если в России грузовые составы имеют только числовые обозначенения, то в США принято давать им собственные имена, а вагоны украшать рекламой. Такой поезд товарный обычно доставляет овощи, фрукты и зелень к местам их переработки. Движение этих составов строго разграничено графиком, маршрутная скорость высока.
Хоть в настоящее время поезд товарный уже имеет множество разновидностей со своими уникальными особенностями, в будущем ожидается их пополнение и модернизация.
товарный поезд
Смотреть что такое «товарный поезд» в других словарях:
ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД — поезд, предназначаемый для перевозки грузов. Т. п. делятся на: ускоренные для перевозки особо ценных скоропортящихся грузов, живности и багажа; товарные общесетевого расписания (отправительские и техн. маршруты, групповые ежедневно формируемые… … Технический железнодорожный словарь
Поезд — Привод Локомо … Википедия
ТОВАРНЫЙ — ТОВАРНЫЙ, товарная, товарное. 1. прил. к товар. Товарный знак (помещаемый на товаре отличительный знак предприятия, фирмы). Товарный склад. Товарная биржа. Товарный кризис. Товарный рубль (во время нэпа, до введения твердой валюты условная… … Толковый словарь Ушакова
поезд — хвост поезда. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поезд товарник, трамвай, эшелон, электричка, маршрут, колонна, подкидыш, товарняк, состав, паровик, кукушка, вереница,… … Словарь синонимов
ПОЕЗД — ПОЕЗД, поезда, мн. поезда (поезды устар.), муж. 1. Железнодорожный состав, р д сцепленных вагонов, приводимых в движение паровой или электрической тягой. Опоздать на поезд. Пассажирский поезд. Курьерский поезд. Товарный поезд. Скорый поезд.… … Толковый словарь Ушакова
Поезд — Поезд во сне предвещает путешествие. Видеть себя в поезде, который еле еле тащится вперед, так как под ним нет рельсов, означает, что Вас ждут серьезные волнения из за дела, которое со временем станет источником Вашего благосостояния и… … Сонник Миллера
ПОЕЗД — Если во сне вы видите на вокзале пассажирский поезд – это значит, что впереди вас ждут грандиозные перемены, которые повлияют на всю вашу дальнейшую судьбу. Ехать в купейном вагоне поезда означает, что вскоре предпримете новое дело, взяв в… … Сонник Мельникова
Поезд — Приснившийся во сне поезд предвещает путешествие. Если вы увидели себя в поезде, который медленно идет не по рельсам, а по земле, то вам предстоит серьезно поволноваться из за дела. Однако именно это дело со временем станет источником вашего… … Большой универсальный сонник
Товарный — I м. разг. Товарный поезд. II прил. 1. соотн. с сущ. товар, связанный с ним 2. Идущий на рынок в качестве товара, а не на собственное потребление. 3. Производящий то, что идёт на рынок как товар. 4. Связанный с перевозкой товарных грузов,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Товарный — I м. разг. Товарный поезд. II прил. 1. соотн. с сущ. товар, связанный с ним 2. Идущий на рынок в качестве товара, а не на собственное потребление. 3. Производящий то, что идёт на рынок как товар. 4. Связанный с перевозкой товарных грузов,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Кто путешествует на товарных поездах в России
Сначала «сидишь в очередных кустах на грузовой станции у чёрта на рогах», а потом «вода непрерывно поливает тебя сверху и скапливается в грязные лужи на полу вагона» — примерно так может выглядеть поездка в товарном поезде. Один из российских приверженцев этого нелегального способа передвижения рассказал «Заповеднику», кто ездит на товарняках, какие корни у этого увлечения в США и России, и в каком из грузов было мягче всего ехать.
У путешествий на товарных поездах не так много преимуществ перед иными способами «свободного путешествия». Товарняки, как правило, не имеют постоянного расписания, а вычислить пункт их назначения бывает непросто без специальных знаний или приспособлений вроде приемника для перехвата переговоров машиниста с диспетчером. Люди, встречающиеся по дороге, в лучшем случае посмеются и покрутят у виска, в худшем — сообщат охране или транспортной полиции.
Среднее расстояние, которое удается преодолеть на грузовых поездах, любителям автостопа может показаться смешным и не оправдывающим ни риски, ни затраченные усилия. Но только на грузовом транспорте можно проехать по закрытым территориям череповецкой Северстали или пересечь Финляндский железнодорожный мост через Неву.
Есть люди, которые преодолевали грузовыми поездами солидные расстояния, в том числе пересекали таким образом почти всю страну — такие поездки могут длиться месяцами. Но это единичные персонажи, известные в сообществе. Чаще мы просто выезжаем в область, на озеро или за грибами: заскакиваем в состав на сортировке и сходим на первой остановке за чертой города.
Заскочить (или зачислиться) в состав можно по-разному. Бывало, что после 8–10 часов ожидания мы вдруг замечали нужный состав, который проходил станцию, сбавляя ход до скорости быстрого бега — тогда приходилось рисковать: цепляться на ходу за поручень и перелезать оттуда в межвагонное пространство, стараясь не зацепиться походным рюкзаком и не свалиться под колеса. Бывало, приходилось чуть ли не закапываться в уголь, которым под завязку были наполнены полувагоны, чтобы миновать охраняемый переезд. Но всё это крайние меры — обычно мы просто сидим и ждем где-нибудь в кустах в специальном месте, где проходящие составы делают небольшую остановку, или вычисляем состав, готовящийся к отправке в нужном направлении, и ждём уже внутри вагона.
Ездить в вагонах с лесом нельзя: при торможении или отправлении брёвна могут сдвинуться. Хотя для предотвращения таких ситуаций брёвна лежат на шипах, проверять всё равно не рекомендую.
Веревки в углах вагонов мы натягиваем, чтобы выглядывать за борт, если вагон без груза и лестница внутри него обломана (скорее всего, при одной из погрузок).
Вообще состояние вагонов часто оставляет желать лучшего, и мы стараемся выбрать менее убитые, с целыми лестницами и ушками, чтобы можно было укрепить на них тент.
Самый частый тип вагонов, который используется для таких поездок в России — полувагон, в Штатах ещё называемый гондолой. Для дальних поездок стараемся выбирать порожняковые, без груза, позволяющие хорошо скрыться. Вагоны-самосвалы с более низкими бортами, так называемые думпкары, предназначенные для перевозки сыпучих грузов, дают возможность на спокойных участках выпрямившись во весь рост наслаждаться пейзажами, а при приближении охраняемого переезда или другой опасности скрыться, приняв лежачее положение.
Самый комфортный — конечно, крытый вагон: это сразу и защита от непогоды, и возможность следить за обстановкой на путях, оставаясь при этом незамеченным. Такие вагоны чаще всего закрыты пломбами, но если повезет, вместо пломбы можно встретить и обычную толстую проволоку.
Можно ехать и в полувагонах, загруженных до середины высоты борта — а вот загруженные под завязку, а также вагоны без мест, в которых можно было бы укрыться на ходу, мы используем только в самых экстренных случаях. Из грузов, в которых мне доводилось ездить, самым приятным была мягкая и ароматная щепа. Самым неприятным — упакованная в пропитанные стекловатой чехлы сера. Однажды нам попался пустой вагон для сопровождения, оборудованный комнатой с койками и столом. Но такое бывает, наверное, раз в жизни.
Спать и даже просто долго находиться в постоянном грохоте и качке довольно утомительно, поэтому в дальних поездках мы стараемся делать передышки и вылезаем на крупных станциях, чтобы разбить лагерь, приготовить еды на костре и выспаться в палатках.
В дальних поездках основной сложностью для меня всегда были дожди: вода непрерывно поливает тебя сверху и скапливается в грязные лужи на полу вагона.
Я слышал, что некоторые используют для защиты от воды огромные пакеты на 60 и 80 литров, залезая в них целиком с головой, чтобы не спать в мокрой одежде, обдумываемым со всех сторон. Но мы обычно ограничивались натягиванием тента, заодно защищающего от взоров дежурных на высоких переездах, людей на пешеходных мостах над путями, а также рамок с камерами для контроля составов на некоторых крупных станциях-развязках.
В США товарные поезда были популярны среди бедняков, путешествовавших таким образом по стране в поисках работы, особенно после Гражданской войны или в Великую депрессию. Их образ жизни получил название хобо: он включал в себя особый жаргон и систему знаков, которые рисовали по пути для других хобо. Этот бродяжнический образ со временем был романтизирован в искусстве — на товарняках ездили, например, Джек Лондон, Джек Керуак, Джордж Оруэлл и Вуди Гатри.
В советской истории были гораздо более мрачные эпизоды, связанные с товарными поездами. В 1920-х люди бежали на них от голода в более сытые регионы; во время сталинских репрессий в товарняках депортировали целые народы; использовали их для поездок их и во Вторую мировую. Неудивительно, что в России не сложилось ничего похожего на американскую культуру.
«В России этих людей можно, скорее, объединить понятием «экстремальные путешественники». Да и на большие расстояния мало кто ездит. Хотя чем дальше ты отъезжаешь от Москвы, тем проще. Машинисты более сговорчивые, можно попроситься залезть в товарняк. Но это всё уходит в прошлое, работников РЖД за такое пинают сверху.
В России это всё довольно запарно. Непонятно, как и куда ехать. У нас, несмотря на то что схожая с Америкой протяжённость железнодорожных путей (после США Россия находится на втором месте в мире по протяжённости железных дорог), сеть в России не такая разветвлённая. Только в центральной части она довольно широкая, но чем дальше к востоку, тем она всё уже и в итоге сливается в один Транссиб».
Из интервью с калиниградским хобо-художником Спрутом на сайте Furfur
Сегодня в РФ этим увлекается очень разношёрстная публика. С одной стороны, есть компания ребят, которых я бы назвал «рейлфанами» — они увлекаются тем, что связано с «железкой», и далеки от производства культуры. Они катаются с камерами Go-Pro на голове, вычисляют по припискам, номерам и типам вагонов и грузов точное назначение составов, знают все технические тонкости и нередко имеют корочки железнодорожников. Большая их часть вышла из движения зацеперов — тех, кто катается снаружи пассажирского рельсового транспорта ради бесплатного проезда или острых ощущений.
С другой стороны, есть совсем малочисленная группа людей, увлеченных грузовым транспортом не только с технической, но еще и с эстетической стороны. Мы не так хорошо разбираемся во всех железнодорожных тонкостях и иногда прыгаем почти на авось: куда уедем, туда уедем. Стараемся художественно документировать поездки, иногда рисуем на вагонах. Мы с уважением относимся к истории хобо, но со старыми адептами из-за рубежа общаемся мало — вместо этого пробуем делать что-то более самобытное, ориентируясь на местную культуру и историю. Думаю, что термин хобо едва ли может быть применён сегодня к кому-либо, тем более в нашей стране. Есть более подходящее английское слово tramp, (разницу между этими терминами довольно точно обозначил Спрут в интервью для FurFur) но в России оно почти не употребляется.
Сегодня мы находимся в совершенно ином положении, чем мобилизованные на фронт или бродяги в поисках работы из первой половины прошлого столетия, однако добровольно продолжаем пользоваться этим тяжелым и неудобным способом передвижения. Честно говоря, иногда у меня это вызывает не меньше удивления, чем, например, у полицейских, однажды снимавших нас с состава под Петрозаводском в промозглый осенний день. Но, по крайней мере, есть над чем подумать, пока сидишь в очередных кустах на грузовой станции у чёрта на рогах.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Про поезда
Поезд — это сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих (в том числе и российских) железных дорогах каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав (например, автомотрисы и дрезины несъёмного типа), отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы.
Бункер-поезд
Их применение позволило устранить трудоемкие работы по перегрузке и разгрузке горной массы, загрузке вагонеток, что является очень эффективным. Такие бункеры-поезда используют для транспортировки полезных ископаемых или подсобных материалов, при проходке подземных горных выработок. Они различаются по своей конструкции. Есть бункеры-поезда конвейерные, со скреперным заполнением и разгрузкой; существуют также вибрационные секции, или секции с откидными днищами. Некоторые самоходные бункеры-поезда имеют специальные рабочие устройства для погрузки и разгрузки горной массы, или для движения поезда используются специальные различные локомотивы.
Восстановительный поезд
Восстановительный поезд – железнодорожный поезд, предназначается для восстановления железнодорожного пути, контактной электросети железной дороги, при стихийных бедствиях, при столкновении подвижных составов, для ликвидации последствий сходов составов и также для оказания пострадавшим первой медицинской помощи. Восстановительные поезда находятся в распоряжении локомотивных депо. Различие заключается в их мощности и оснащении. Существуют две группы восстановительных поездов. Восстановительные поезда первой группы имеют в своем оснащении подъемные краны. Их грузоподъемность более 60 т. Поезда второй группы имеют подъемные краны грузоподъемностью до 50 т.
В составе восстановительного поезда находятся вагоны-гаражи, вагон-электростанция, вагон-пожарная установка, вагон-кладовая, в которой содержатся все необходимые в данной ситуации инструменты и материалы, санитарный вагон, пассажирский вагон, вагон-блок питания, платформы с рельсами и шпалами, тракторы, бульдозеры, автомашины, многотонные домкраты, тягачи с лебедками.
Восстановительный поезд имеет в своем оснащении подъемные и транспортные приспособления, противопожарные средства, сварочные устройства и приборы. Вагоны и платформы изготовлены из прочных сталей или сплавов. Вагоны имеют наибольшую грузоподъемность. Общие элементы, как у всех типов вагонов – ходовые части – колесные пары, тяговые приборы, тормозные устройства, обеспечивающие надежную работу поезда.
Восстановительный поезд находится в депо в постоянной круглосуточной готовности. К месту назначения он движется с момента вызова. Использование таких восстановительных поездов эффективно для обеспечения работы железной дороги.
Грузовой поезд
Грузовой поезд – поезд, состоящий из грузовых железнодорожных вагонов. Грузовой вагон имеет основные элементы: кузов, ходовую часть, тяговые приборы, тормоза. Ходовые части – это колесные пары, буксы рессорного подвешивания, объединяющие рамы и балки. С помощью ходовой части вагон движется по рельсам. Она обеспечивает безопасность движения, при данной скорости плавный ход, меньше сопротивление. Основание кузова – рама ходовой части, к ней прикреплены тормозные устройства. Для сцепления вагонов используется автосцепка. Тормоза используются для регулирования скорости движения и остановки поезда. Грузовые поезда оборудованы автоматическими и частично ручными тормозами. Основные характеристики грузового поезда: грузоподъемность вагона, коэффициент тары, объем кузова вагонов, удельная площадь – отношение площадей – полезной и пола.
Тяжеловесные поезда имеют грузоподъемность 6000—10 000 т, достигают скорости до 120 км/ч. В их конструкции использованы высокопрочные стали и сплавы. Первые грузовые поезда с паровой тягой появились в Великобритании в 1825 г. В России в 1837 г. на Царскосельской железной дороге. Грузовые вагоны строились на Александровском заводе. Это были крытые платформы с центральной сцепкой, грузоподъемностью 8 т; в 1862 г. построили вагоны для перевозки продуктов; в 1872 г. – цистерны. В 1905 г. в России грузоподъемность была до 15 т. В конце XIX в. была усовершенствована конструкция кузова. С 1931 г. грузоподъемность достигала 20—60 т. Кузова вагонов делались с каркасом из металла. Известные в то время конструкторы тормозных устройств: Г. Казанцев, А. Матросов. В России до 70% грузооборота приходится на грузовые железнодорожные поезда. Современные грузовые вагоны различаются по своей конструкции, что зависит от характера перевозимых грузов.
Есть вагоны универсальные, цистерные, специальные вагоны для перевозки продуктов и грузов, требующих защиты от погодных условий. Есть вагоны, перевозящие шлак, чугун, цемент, битум, спирты. Дальнейшее развитие грузоперевозок направлено на строительство вагонов большой грузоподъемности, снижение количества металла на изготовление, совершенствование тормозных устройств, ходовых частей, увеличение скорости и механизация погрузочных и разгрузочных работ.
Грузопассажирский поезд
Грузопассажирский поезд – железнодорожный состав, в который одновременно включены как пассажирские, так и грузовые вагоны, но для перевозки определенных грузов – почты, багажа, контейнеров и др. Как правило, грузовые вагоны составляют 1/3 состава. Как раз в составе самого первого поезда, пущенного в 1825 г. в Великобритании, и находилось 12 грузовых вагонов и 21 пассажирский вагон.
Современные грузопассажирские поезда имеют широкое распространение. И грузовые, и пассажирские вагоны имеют общие основные элементы: ходовые части, на которые установлен цельнометаллический кузов, тяговые приборы. Тормозные устройства автоматические и ручные. Грузовые вагоны цельнометаллические, изготовленные из прочных сталей или сплавов. Кузова пассажирских вагонов также цельнометаллические, но имеют места и условия для перевозки пассажиров. Но скорость такого грузопассажирского поезда ниже, чем у скоростных пассажирских. Такой поезд дольше задерживается на станциях для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.