что такое товарные знаки и их назначение

Товарный знак

Товарный знак (также товарная марка или торговая марка) – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), которое служит для индивидуализации товаров или продукции (услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Исключительная особенность товарного знака заключается в том, что товарный знак позволяет идентифицировать конкретный товар или группу продукции (услуг). Визуально он действительно выглядит как текстовой либо графический объект, нанесенный на продукцию, упаковку или используемый в рекламных целях.

Товарный знак по своему назначению похож на визитную карточку товара. Он должен быть простым, узнаваемым, достаточно оригинальным и привлекающим внимание.

Как правило, товарный знак в наше время воспринимается как знак качества. Чем сильнее компания дорожит своей репутацией, тем дороже будет стоить ее товарный знак.

Для каких целей используется товарный знак

Товарный знак имеет простую и понятную цель:

Во-первых, помогает потребителю отличить один товар от другого.

Во-вторых, является информационным сообщением потребителю о том, что, покупая товар с соответствующим товарным знаком, он может быть спокоен за его качество.

Гарантия качества и престиж – причины, по которым конечные потребители готовы переплачивать за «фирменные» товары или услуги.

Виды товарных знаков

Для того, чтобы иметь успех, товарный знак должен обладать отличительной способностью. Это значит, что его должно быть невозможно ни с чем спутать. Придумать такой уникальный и успешный с маркетинговой точки зрения товарный знак очень непросто.

Рассмотрим на примерах какие бывают виды товарных знаков.

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары.

Кроме этого, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

Комбинированный товарный знак – это товарный знак, в состав которого входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие. То есть на таком товарном знаке присутствует как изображение, так и надпись.

Объемный товарный знак. Один из самых ярких примеров – знаменитая оригинальная бутылка Coca-Cola. Объемными товарными знаками являются трехмерные объекты. Обычно к ним относятся оригинальные упаковки и тары или форма самого товара. Преимущества таких знаков очевидны: их можно подержать в руках, оставить в качестве сувенира и даже коллекционировать. Например, в случае с Coca-Cola, некоторые покупают газировку специально ради бутылки.

Товарные знаки могут быть:

словесными — «Apple» для компьютеров, Deutsche Bank для банка, «Холлофайбер»;

произвольными или вымышленными обозначениями — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE;

содержащими графические элементы — трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz;

рекламными девизами — «Летайте самолётами Аэрофлота!»;

картинками или символами — Lacoste (маленький крокодил);

содержащими буквы — GM, FIAT, KLM;

звуками — мелодия мобильного телефона Nokia, Philips и др.

Виды товарных знаков и Гражданский Кодекс РФ

В статье 1482 Гражданского Кодекса РФ зафиксирован общий перечень обозначений, которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака:

изобразительные обозначения — торговый знак состоит из графических элементов и блоков, без включения текста;

текстовые обозначения, слова и словоформы — в этом случае используются только буквенные символы без применения графики;

цветовые, звуковые или тактильные обозначения;

объемные обозначения — графический или иной творческий замысел, выраженный в трехмерном виде;

комбинированные обозначения — различные сочетания перечисленных текстовых, графических и объемных объектов.

Если иные виды товарных знаков позволяют однозначно идентифицировать товар предприятия, то закон разрешает их использование.

В отношении цветовой гаммы указанных обозначений Гражданский Кодекс РФ также не содержит ограничений.

Права правообладателя товарного знака

Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами.

Отметим, что под «использованием» товарного знака здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован.

Регистрация товарного знака в Российской Федерации

Недостаточно просто разработать уникальное обозначение для своей продукции. Так как без регистрации исключительных прав указанным товарным знаком может воспользоваться любое заинтересованное лицо.

Законодательством признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Поэтому, чтобы получить свидетельство на указанный объект и установить режим правовой охраны, нужно подать заявку в Роспатент. Сделать это можно самостоятельно или поручить поверенному.

Таким образом, исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе. Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.

Отметим, что каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация).

Преимущества от регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака дает следующие преимущества при его использовании:

Во-первых, свидетельство на товарный знак защищает правообладателя товарного знака от его незаконного использования третьими лицами.

Во-вторых, можно зарабатывать на товарном знаке и таким образом получать дополнительный доход. Например, можно передать права на товарный знак по лицензии или расширить действующий бизнес по франшизе (по договору коммерческой концессии.

В-третьих, товарный знак может выступать предметом залога или продажи (по договору отчуждения).

Срок действия права на товарный знак

Свидетельство на товарный знак выдаётся в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено ещё на 10 лет, и так неограниченное число раз.

При этом право может быть аннулировано, если товарный знак не использовался в течение трех лет после регистрационной процедуры.

Ответственность за незаконное использование товарного знака

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (статья 1515 ГК РФ), административную (статья 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (статья 180 УК РФ).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Товарный знак: что им является и что это такое — определение, значение, виды и расшифровка марок торговли

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Что это такое — товарный знак изготовителя и какую роль он играет при ведении бизнеса, раскрутки товаров и услуг? Ответом на такой вопрос рекомендуется заранее озаботиться всем будущим предпринимателям и производителям, чтобы стать полноценным правообладателем придуманной символики.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Понятие

Это уникализированный символ, предназначающейся для индивидуального визирования продукции или осуществляемых работ. Он принадлежит различным фирмам-производителям и разрабатывается ими же. Подлежит регистрированию, что регламентировано законодательно. Таким знаком выступает словесное обозначение, звуковое, буквенное, в виде рисунка, логотипа. Сочетание цветов и приемов никак не ограничено. Итогом становится выдача соответствующего госсвидетельства.

Владельцы: коммерческие учреждения, некоммерческие организации и ИП. Они наделяются исключительными правами пользования придуманным брендом и распоряжения им. Запрещено совершать его передачу (даже на договорной и другой законной основе), если он не зарегистрирован, как «имущество». То есть отчуждать, причислять к наследственной массе и пр. Рассмотрим конкретнее, что значит товарный знак и как он выглядит у фирмы.

Разновидности

Главная задача — заставить покупателя отличать его обладателя от других аналогичных компаний на рынке и привлекать клиентуру (то есть это один из приемов раскрутки). Выдумать уникальный и успешный, с маркетинговой точки зрения логотип бренда не так уж просто. Классификация основана на методах создания и разнице получаемого в итоге результата. Направления, в которых вправе работать раскрутчики, разнообразны. Это использование изобразительного искусства, словотворчество и т. д. Вплоть до применения 3d технологий.

Словесные товарные знаки продукции, предприятия и их значение

Это написанные логотипы. Причем шрифт может использоваться разноформатный, так же как и цвет для него. Но это далеко не все. Важно, как играет композиция, и какой эффект оказывает на зрителя. Это может быть игра слов и букв, их интегрирование и прочее. В целом такой прием служит одним из самых популярных вариантов. Здесь могут даже внедряться целые предложения (но обычно короткие) или аббревиатуры. При том необязательно следовать правилам речи (русской и иностранной). Это может быть полностью плод воображения автора при использовании несуществующих существительных, глаголов, прилагательных и пр. Часто здесь используются личные имена, в честь создателя бренда/организации/фирмы. Это максимально удачный шаг.

Изобразительные

Словесные элементы, как в предыдущем случае, здесь отсутствуют. А применяются изображения реальных или выдуманных вещей и персонажей, либо что-то в абстрактном стиле. Другое наименование — эмблема. Принципы исполнения для достижения успеха: простота, эстетичность, запоминаемость.

Комбинированные

Виды товарных марок и знаков с их регистрацией предполагают возможность комбинирования. Комбинация в такой ситуации это объединение способов для их создания. Зачастую это интеграция двух вышеописанных методик. То есть присутствие рисунка с надписью.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Объемные

Это фактически предмет, который можно подержать в руках. Он существует в трехмерной плоскости. После раскрутки его используют и в качестве изображения, но это вторичный рекламный ход. Яркий пример такого приема это бутылка бренда кока-кола. Например, заяц батареек Дюрасель также трехмерен, но в первую очередь в виде двигающейся картинки. Так он не принадлежит к описываемому типу знаков. Если произвести его, как фигурку или игрушку, то он будет соответствовать специфике создания брендированного логотипа в объеме.

Готовые решения для всех направлений

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Для каких целей используется

Это отличительная символика, используемая главным образом для выделения на фоне конкурентов, индивидуализации фирмы, ее быстрого распознавания клиентами. Успешные вариации эксплуатируются продвинутыми и раскрученными брендами десятилетиями. Хотя даже такие проекты требуют иногда проведения ребрендинга. Другими словами, такой ход становится рекламой на первых парах развития бизнеса, а потом и поддерживающим статус элементом. При достижении большой узнаваемости его обладателям уже не нужно прилагать усилия для продвижения бренда. Он идет несколько впереди, работая на бренд самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы сама продукция или услуги имели успех среди потребителей.

Маркировка, логотипирование, брендирование — в чем разница

Поскольку оценку делает Роспатент, то с его точки зрения различия нет. Это просто разные понятия из одной категории. Отличия выявляются в использовании разнообразных форм выражения. Что означает и представляет собой товарный (торговый) знак качества для торговли в различных его проявлениях?

Логотип — это эмблема, изображенная в графической плоскости и используемая для распознавания товаров или предложений компании либо непосредственно ее самой. Изображать в этой ситуации можно просто рисунок и надписи. Регистрации не поддается, так как юридически это никак не закреплено.

Бренд — это глубинное понятие, включающее разноформатные способы воздействия на зрителя. При помощи слов, изображений и пр. Исключительные права на него в России не выдаются. Здесь же имеется определение брендбука, которое регистрировать можно. Оно подразумевает сочетание слогана, логотипа, звуков, этикетки и расцветок. Поскольку предполагается целостность ходов, то имеются прецеденты по спорам на схожие знаки разных фирм, отличающихся, например, только цветовой палитрой. В этом случае нарушение (из-за копирования) не засчитывается.

Торговая марка аналогична торгзнаку, но в Российской Федерации разрешается подвергать регистрации только второе. Первая имеет большее распространение за границей. То есть апеллирование к тому или иному понятийному аппарату зависит от законодательной специфики стран. Содержание понятия мы рассматривали выше.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Права правообладателя

Перечень гарантий после пройденного регистрирования:

Понятие и обозначение товарного знака относится к сфере прав на интеллектуальную собственность. Ответственность за незаконное применение чужих исходников регламентируется статьями 14.10. КоАП, 1515 ГК, 180 УК. То есть подключается наказание по гражданскому, административному и уголовному законодательству.

Предупредительная маркировка

Предупреждение предназначено персонам, смотрящим на лого. Гласит, что регистрирование подтверждено свидетельством. Несмотря на то что правообладатели могут бороться за свои интересы в суде, эффективнее заранее предупреждать конкурентов о невозможности использования этого рекламного материала. Это не только убережет от лишних исковых разбирательств, но и предотвратит порчу репутации и переманивание клиентов в период эксплуатации данной символики другой фирмой.

Регистрация в Российской Федерации

Без прохождения регистрационной процедуры придуманным символом может безнаказанно воспользоваться любое лицо. Необходимо проходить этот этап для обеспечения себе исключительных прав, что будет отражено в официальном документе — свидетельстве. Товарный знак товара — это обозначение некой собственности. Держатель такой бумаги наделяется правовой охраной на свое «имущество», может отстаивать свои интересы через суд. Обращение в уполномоченный госорган (Роспатент) осуществляется представителем компании (по доверенности на совершение подобных действий). Использовать незарегистрированный, но придуманный своими силами логотип, не запрещено. Но защита и исключительность правопользования на него не гарантируются.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Преимущества от регистрации

Она дает следующие возможности:

Как защититься при отказе в регистрации

Подача заявки необязательно выльется в итоговое регистрирование. Роспатент отказывает, если:

При отказе Роспатент сначала вышлет уведомление. Пока не вынесено официального отказного решения, можно убедить эксперта ФИПС, что это неверный вывод. Для этого после получения уведомительного сообщения оперативно отправляется письмо, в котором юрлицо убеждает в своей правоте адресата. Можно возложить эту работу на аттестованного патентного поверенного.

что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть фото что такое товарные знаки и их назначение. Смотреть картинку что такое товарные знаки и их назначение. Картинка про что такое товарные знаки и их назначение. Фото что такое товарные знаки и их назначение

Когда выдана окончательная резолюция, что определение фирменного товарного знака в представленной вариации невозможно, остается обращаться в Палату по патентным спорам с претензией. Для этого лучше нанять адвоката.

Международная защита

Правовая охрана, которой наделяется обладатель свидетельства, работает исключительно на территории России. Для защищенности ТЗ за границей следует обратиться в соответствующие госучреждения интересуемого иностранного государства. Скорее всего, здесь не будет учитываться история регистрации вашего бренда на родине. В расчет конкретных держав берутся только собственные регламенты.

Однако, заявку за рубеж можно подать через Роспатент. Он переправит ее в подходящее ведомство. Регистрационная стадия на международном уровне длится долго — до полутора лет. Поэтому при раскрутке своей фирмы в стране пребывания необходимо заранее думать о расширении поля деятельности и открытии филиалов за границей.

Как осуществляется регистрирование в зарубежных учреждениях:

Срок действия ТЗ

Товарный знак изготовителя это собственность, подтверждаемая выдаваемым свидетельством. В российском государстве оно действует 10 лет. В последующем оно теряет свою силу, но поддается пролонгации по заявлению в регистрационный орган и после проплаты госпошлины. Продление делается еще на 10-летний временной период. Но если после прохождения регистрации он не использовался три года, то последует аннуляция прав на него и свидетельствующей о правообладании документации.

Источник

Как зарегистрировать товарный знак

И зачем это нужно

В прошлый раз мы выбирали надежное название для бизнеса. Теперь попробуем его зарегистрировать как товарный знак.

Товарный знак нужен не всегда. Если открыть ларек с ремонтом обуви, проще всего назвать его «Ремонт обуви» и ничего не выдумывать. Но если хочется выделиться среди конкурентов или открыть сеть ларьков, то без товарного знака не обойтись. Придется придумывать оригинальное название и регистрировать его в Роспатенте.

Зарегистрировать товарный знак бывает непросто, зато от него много пользы.

Зачем нужен товарный знак

Право использовать название. Если вы придумаете оригинальное название и зарегистрируете товарный знак, то станете его единственным правообладателем.

Если кто-то рискнет использовать ваше название без разрешения, вы сможете взыскать с него компенсацию, заставить уничтожить контрафакт и убрать все упоминания вашего названия. Размер компенсации — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: пять миллионов бывает редко, а несколько сотен тысяч — сплошь и рядом.

максимальная компенсация за нарушение права на товарный знак по ст. 1515 ГК РФ

И еще: если у вас есть товарный знак, вы точно не нарушаете чужие права.

Маркировка. Только владелец товарного знака имеет право использовать маркировку ®. Она говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону. Использовать маркировку без товарного знака нельзя: ответственность вплоть до уголовной. Пока что по этой статье к наказанию никого не приговорили, но она есть.

Если очень хочется использовать маркировку без товарного знака, ставьте ™ — trademark. В России она никак не регулируется, поэтому использовать ее может кто угодно и как угодно.

Таможня. Товарный знак можно внести в реестр Федеральной таможенной службы. Тогда для провоза маркированного товара через границу нужно будет ваше разрешение, иначе таможенники его развернут.

Весной 2017 «Сяоми» внесла свой товарный знак в таможенный реестр и таможня перестала пропускать посылки с техникой «Сяоми» без разрешения компании. Пострадали многие интернет-магазины, которые возили товар без ведома российской дочки «Сяоми». Зато компания защитила себя от параллельного импорта.

Уставный капитал. Если оценить товарный знак и поставить его на баланс, он станет нематериальным активом компании. Компания подорожает, и это поможет привлечь новых партнеров и инвесторов. А еще под залог оцененного товарного знака можно взять кредит: в случае чего банк его продаст и вернет свои деньги.

Обычно знак оценивают в 5—10% валового дохода от продаж под этим знаком. Скажем, если компания «Канареечка» продает шляпы из птиц на 20 миллионов в год, то сам знак «Канареечка» оценят в 1—2 миллиона рублей.

Франшиза. По закону без товарного знака нельзя заключать франшизный договор — на юридическом языке его называют договором коммерческой концессии. Суть договора в том, что продавец франшизы продает покупателю право пользоваться своим товарным знаком. Но если он его не зарегистрировал, то у него самого нет этого права, продавать нечего.

Если продать франшизу без регистрации знака, сделку признают недействительной, а продавца заставят вернуть покупателю деньги с процентами. Например, в одном из дел ИП отсудил у ООО два с половиной миллиона рублей, которые заплатил за франшизу, и еще шестьсот тысяч сверху за незаконное пользование чужими деньгами.

И это еще повезло: теоретически покупателю франшизы никто не мешает зарегистрировать товарный знак на себя и заставить продавца через суд провести ребрендинг.

Иногда франшизу удается отстоять, но это долго и дорого. У компании из Новосибирска получилось, но пришлось два года ходить по судам: первая инстанция, апелляция, кассация, Верховный суд, пересмотр дела в суде первой инстанции, снова апелляция, кассация и Верховный суд — теперь уже по инициативе ответчика.

Продавать франшизу без товарного знака — безумная отвага. К сожалению, это останавливает не всех. Иногда доходит до крайностей, когда компания продает право на чужой товарный знак. В этом случае вся сеть работает под угрозой судебных компенсаций и ребрендинга. Иск могут предъявить и франчайзеру, и каждому франчайзи по отдельности.

Когда мои клиенты хотят купить франшизу, я советую первым делом проверить товарный знак. Если продавец безответственно относится к своим правам, возможно, к бизнесу он относится так же.

Например, с интернет-магазина одежды «Ламода» потребовали 5 миллионов рублей за нарушение прав на обувной товарный знак Highlander. Магазин не согласился и год ходил по судам. Ему повезло: он сумел доказать, что правообладатель знака сам никогда не выпускал обувь, и суд уменьшил компенсацию до 50 тысяч. Если бы не это, взыскали бы гораздо, гораздо больше.

Теперь «Ламода» проверяет знак каждого контрагента.

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака состоит из пяти шагов:

Требования к заявке на товарный знак. Шаблоны заявок — в приложении к требованиям

Весь процесс обычно занимает 8—10 месяцев. Но для права на знак важен не момент получения свидетельства, а момент подачи заявки. В этот день за вами закрепляется право приоритета — после этого никто не сможет зарегистрировать такой же или похожий знак. Дальнейшее делопроизводство — дело техники.

Единственный способ ускорить процесс — заказать платный поиск по базе Роспатента за 94 400 рублей. Отчет об официальном поиске сократит регистрацию с десяти месяцев до трех. Других вариантов ускорить регистрацию нет, даже по большому знакомству. Все заявки распределяются между экспертами автоматической системой, взять чью-то заявку вне очереди невозможно.

Зато процесс легко можно замедлить. Например, если запутаться в классах, товарах и запросах экспертов.

Сложности при регистрации знака

Формально зарегистрировать товарный знак можно самому. Но патентные поверенные по товарным знакам существуют не просто так: на практике постоянно возникают проблемы, которые без опыта решить сложно.

Поиск сходных товарных знаков. Когда эксперты говорят об отличии одних знаков от других, они оперируют понятиями «сходство до степени смешения» и «различительная способность». Это оценочные критерии, они не описаны в законах. Вы можете решить, что ваш знак не похож на другие, а эксперт будет думать иначе и откажет в регистрации. Кроме того, разные эксперты по-разному оценивают сходство знаков, поэтому это еще и дело случая.

Лексико-семантический идентификатор наименований товаров и услугXLSX, 736 КБ

Представьте, что вы открыли компанию по доставке еды и зарегистрировали ее название на 43-й класс — кафе. Вы вложились в рекламу, заработали хорошую репутацию, стали узнаваемым. А потом пришел хитрый конкурент и зарегистрировал ваше название на 29, 30 и 35-й классы: еда и розничная торговля. Теперь он может работать в том же бизнесе и зарабатывать деньги на вашей узнаваемости, а засудить его будет очень сложно или вообще не получится: формально-то классы разные.

Товары и услуги. Классы определяют товары и услуги, на которые регистрируется знак. Но одних классов мало: под одним номером могут жить товары, которые никак не связаны друг с другом, например холодильники и ядерные реакторы. И это не шутка, это класс МКТУ № 11. А какие-то товары, например аксессуары для одежды, могут быть размазаны на пять разных классов.

Как и классы, товары после подачи заявки добавить не получится — придется регистрировать новый знак. Поэтому в заявке их надо расписывать широко и подробно.

Все товары и услуги тоже перечислены в «Лексинту». Но их список постоянно обновляют: уточняют старые, добавляют новые. А в товарный знак новую услугу не вписать. Поэтому в заявке обязательно нужны собирательные понятия: одежда, обувь, розничная торговля, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.

Скажем, если магазин «Топ хипстерс шмот» зарегистрирует торговлю джоггерами, чокерами и мантиями, а потом появится новый вид штанов — подвороткинсы, то знак уже формально не будет их защищать. Для этого нужен товарный знак в том числе на «одежду».

Но одних собирательных названий мало: если какой-то товар выйдет за их пределы, знак уже не будет его защищать. Поэтому все товары и услуги лучше расписать еще и по отдельности. Вот как выглядит список услуг для школы единоборств, при виде которого эксперт Роспатента пустит слезу умиления:

Если вы точно знаете, что никогда не станете проводить конференции, их можно и убрать. Но если не уверены, то лучше подстраховаться: кто знает, что станет со школой через пять лет.

Так же подробно стоит расписать и все остальное, чем может заниматься школа: к примеру выпускать спортивные товары и одежду под своей маркой или рекламировать тренеров. Отдельно будет про спортивные шлемы: в МКТУ они живут не со спорттоварами, а с научными приборами, космическими спутниками и пипетками. В хороших заявках списки товаров и услуг занимают по 5—10 страниц.

Сформировать квитанцию на оплату можно на сайте Роспатента. Прикладывать ее к заявлению не обязательно, но желательно — так проверяющий быстрее найдет ваш платеж.

Предварительный отказ. Когда вы подадите заявку и уплатите пошлину, документы попадут к экспертам. Дальше возможны три варианта:

Предварительным отказом юристы называют документ, который на самом деле называется так: «Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства». В нем эксперт объясняет, что ему не нравится в вашей заявке и почему он хочет ее отклонить: например он считает ваш знак слишком похожим на чужой.

Чтобы знак все-таки зарегистрировали, нужно ответить на все вопросы эксперта, а иногда и доказать свою правоту. Шанс на правильный ответ только один. Если эксперта устроят ваши объяснения, заявку одобрят. Если нет — отклонят.

Обычно предварительный отказ — это несколько страниц очень юридического текста: я встречал отказы и по 10 страниц. Выглядят такие отказы пугающе, но на самом деле длинный и обстоятельный отказ — хороший признак. Эксперт приводит много аргументов, и с какими-то из них наверняка получится поспорить.

Хуже, когда отказ короткий и безапелляционный: эксперт уверен, что название плохое, и не хочет, чтобы с ним спорили. В таких отказах зацепиться практически не за что, поэтому приходится самому раскрывать позицию эксперта, а потом ее оспаривать.

Но даже короткие отказы не безнадежны. Как-то ко мне обратилась компания со знаком «Добрый вкус»: их местный юрист подал заявку, но получил отказ и не придумал, что ответить эксперту. Ответ получился в три раза длиннее отказа, но дело того стоило: знак зарегистрировали.

Как выбрать юриста по товарным знакам

Когда название — это выдуманное вами слово, которое точно ни на что не похоже, товарный знак можно попробовать зарегистрировать самому. В этом случае риск отказа минимальный — достаточно правильно заполнить все документы.

А когда есть шанс, что эксперт посчитает название не очень оригинальным, имеет смысл позвать юриста по товарным знакам и доверить регистрацию ему. Чем раньше юрист подключится к работе, тем лучше: это стоит делать еще при выборе названия, чтобы он помог отсеять сомнительные варианты.

Поиск юриста я советую начинать с рекламной выдачи поисковиков по запросу «юрист по товарным знакам» или просто «регистрация товарного знака». По моему опыту, другие варианты хуже. Например, в топах органической выдачи и юридических рейтингов живут старые и крупные юрфирмы с дикими ценами или какие-то непонятные агрегаторы устаревших статей. А если искать по знакомым, то легко нарваться на неопытного юриста, которому повезло зарегистрировать один-два простых знака и не факт, что повезет снова.

Чтобы убедиться, что портфолио настоящее, вбейте номера нескольких свидетельств в официальный реестр товарных знаков Роспатента. Юриста или его организацию надо искать в адресе для переписки: это значит, что он напрямую получал все письма из Роспатента и вел делопроизводство от начала до конца.

Для примера проверим двух юристов. Открываем портфолио первого юриста и находим свидетельство на какой-нибудь товарный знак:

Другой пример. В портфолио компании, которая регистрирует товарные знаки, живет логотип «Трансформатора»:

Конечно, я не знаю, что там случилось на самом деле. Но для человека со стороны все это выглядит странно. Представьте, что я подал заявку на регистрацию товарного знака «Эминем», потом ее отозвал — и после этого добавил логотип музыканта себе на сайт, как если бы я с ним работал. Для меня подать заявку — дело одного дня, а какой клиент!

Запомните: в портфолио — только свидетельства, никаких логотипов. В базе Роспатента — зарегистрированный знак с адресом юриста.

Сколько стоит регистрация знака с юристом

В 2018 году профильные юристы по товарным знакам просят 30—40 тысяч рублей за всю регистрацию: это проверка названия, подача заявки и ведение делопроизводства. Пошлина уплачивается отдельно.

в среднем стоят услуги юриста по регистрации товарного знака

Если юрист просит меньше 25 тысяч рублей, здесь что-то не так. Может быть, он раньше этим не занимался и не понимает, сколько впереди работы. А может быть, в предложение не входит какой-то этап работы.

Конечно, бывают сложные ситуации, когда даже опытный юрист не возьмется предсказать сроки и стоимость регистрации. Но это скорее исключение из правил. Обычно все подробности обсуждаются перед заключением договора.

Что спросить у юриста по товарным знакам

Гарантия на регистрацию знака

Как правило, хорошие юристы не гарантируют результат, потому что слишком многое зависит не от них. С товарными знаками случай особый: после проверки названия опытный юрист уже знает, зарегистрируют его или нет.

Конечно, исключения бывают, и где-то в 5% случаев ошибается даже опытный юрист. А еще бывает, что Роспатент выдает странноватые решения. Но в целом отвечать за свою оценку деньгами можно. Юрист не гарантирует результат, но гарантирует, что вернет деньги в случае неудачи.

Ответственные юристы по товарным знакам прямо прописывают гарантию в договоре. Но гарантии тоже бывают разные.

В этом примере нет сроков, поэтому возвращать деньги могут по сто рублей в месяц. Но это не главная проблема. Чтобы вернуть деньги, придется доказать вину исполнителя, то есть юриста. А вины-то и нет: ведь решение принимает эксперт Роспатента. Чтобы клиент получил возврат по такой гарантии, юрист должен допустить какие-то очевидные ошибки, например пропустить срок ответа на запрос эксперта.

Если гарантии нет или она слабая, это еще не значит, что юрист обманщик. Например, есть старые юрфирмы, которые работают с постоянными клиентами и не стараются привлекать новых. Цены у них в два — три раза выше рынка, и гарантию они не дают. Так уж заведено.

Но может быть и так, что у юриста мало опыта или он понимает, что зарегистрировать знак будет сложно. Рисковать своими деньгами он боится, а о сложностях молчит, чтобы не спугнуть клиента. Поэтому финансовая гарантия результата — это все-таки лучшее подтверждение надежности юриста.

Если хороший юрист не находится

Работать удобнее с юристом, который живет где-то рядом: к нему можно всегда прийти в офис и спросить совета. Но это совсем не обязательно.

В 2018 году удаленная работа не проблема: электронный документооборот, почта и мессенджеры позволяют юристу зарегистрировать знак из любого города. А оригиналы документов можно прислать курьером. Поэтому, если в вашем городе не нашлось профильного юриста с гарантией по нормальной цене и с честным портфолио, поищите в других. Возможно, там удастся найти юриста, который все сделает дешевле.

На чем сэкономить при регистрации знака

Зарегистрировать один комбинированный знак вместо графического и словесного. Если у вас есть название и логотип, их можно подать на регистрацию в одной заявке. Комбинированный товарный знак будет защищать их и вместе и по отдельности. Так вы сэкономите 50—60 тысяч на услугах и пошлинах.

Противники комбинированных знаков считают, что они хуже защищают права на интеллектуальную собственность. Скажем, если конкурент позаимствует только название, а логотип нарисует свой, то суд может не признать нарушения. Но судебная практика пока не устоялась, поэтому на практике все зависит от обстоятельств дела и мнения судьи. По моему мнению, если юрист уговаривает зарегистрировать два знака, но вы не понимаете, зачем вам это нужно, то лучше сэкономить.

Зарегистрировать один знак с одним вариантом написания. Если вы используете название на латинице и кириллице, юрист может предложить зарегистрировать по знаку для каждого варианта написания.

Как и в ситуации с графикой и названием, по большому счету это имеет смысл только перед выходом на биржу. Сходство между знаками определяется в том числе по звучанию и смыслу, поэтому один знак защитит название ничуть не хуже, чем два. А бывает, что сходство находят даже в переводе. Например, салон «Маникюр в 4 руки» из начала статьи наказали за сходство со знаком 4hands.

Подать заявку в электронном виде. Так пошлина будет на 30% ниже: 22—23 тысячи вместо 35.

Попросить о скидке. Больное место юристов — клиенты, которые постоянно уходят «на подумать». Причины называют разные: нет времени, директор в отпуске, бухгалтер в командировке. Даже если все срастается, подписание договора затягивается на две — три недели.

Если пообещать сегодня же подписать договор в обмен на скидку, вполне можно выгадать 3—4 тысячи рублей. Юрист понимает, что за сэкономленное время он заработает больше.

Убраться самому или позвать уборщицу?

Что дальше

Если вы зарегистрировали товарный знак, наказание за его использование вам уже не грозит. Но сам себя знак не защитит. Если конкурент вздумает заработать на вашей известности, правду придется искать в суде.

В следующий раз разберемся, как использовать товарный знак для защиты своих прав — и что делать, если знака все-таки еще нет, а претензия от правообладателя уже пришла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *