что такое торгово технологический процесс

Торгово-технологический процесс в магазине, его основные элементы

что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс

что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс

что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс

Торгово-технологический процесс (ТТП) в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего товародвижения.

Структура торгово-технологического процесса зависит от степени хозяйственной самостоятельности магазина, применяемого метода продажи товаров, типа, размера и других факторов.

Весь торгово-технологический процесс можно разделитьна две основные части:

— разгрузка транспортных средств;

— доставка товара в зону приема;

— приемка товара по количеству и качеству;

— доставка товара в зону хранения, подготовка к продаже или непосредственно в торговый зал в зависимости от степени готовности к продаже);

— подготовка к продаже;

— перемещение в торговый зал, выкладка на торговом оборудовании.

встреча покупателей;

— предложение, показ товара;

— отбор товаров покупателями;

— расчет за отобранные товары;

— оказание покупателям дополнительных услуг.

что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс

Рис. 1.1. Структура и последовательность выполнения операций торгово-технологического процесса, на торговом предприятии

Торгово-технологический процесс должен строиться на основе следующих основных принципах:

— обеспечение комплексного подхода к его построению;

— создание максимальных удобств для покупателей;

— достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

— создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

— обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

Транспортные средства, доставившие товар в магазин должны быть без задержки приняты и разгружены с соблюдением общих привил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Поступившие товары доставляют в зону приемки. Оприходыванию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов, сертификатов и т.д.

Если товар доставлен:

а) железнодорожным транспортом выполняются следующие операции:

— проверка целостности пломб и вскрытие вагона;

— осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т.п.);

— выгрузка товара с укладкой на поддоны или тележки;

— первичная приемка товара по количеству (соответствие числа мест сопроводительному документу);

— доставкатовара на участок приемки.

б) железнодорожным контейнером:

— проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);

— строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу;

— перемещение контейнера в зону приемки товара.

При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере, или с нарушенной пломбой необходима сплошная проверка количества и качества товара с составлением коммерческого акта. Он составляется на специальном бланке и является основанием для претензии ж/д или поставщику. Если вагон неисправен, составляется еще и технический акт.

в) автомобильным транспортом:

что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс

— проверка целостности упаковки;

— первичная приемка товара по количеству;

— укладка на поддоны или стеллажи;

— перемещение сформированных партий товара в зону приемки или хранения.

В зависимости от вида поступления необходимо определить место разгрузки, проверить наличие поддонов, установить какие механизмы использовать для разгрузки.

Разгрузка транспорта должна проходить при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Внимание должно уделяться специальной маркировке грузов.

Доставленный в зону приемки товар принимается по количеству и качеству.

Приемка по количеству состоит из:

— вскрытия тары (если необходимо);

— подсчета количества единиц или взвешивание товара и сверка с сопроводительными документами;

— укладки товара на поддоны.

При отсутствии сопроводительного документа (товарная накладная, договор, сертификаты и т.д.), составляется акт о фактическом наличии товара (с указанием отсутствия документа);

При приемке от органов транспорта следует учитывать Уставы ж/д, воздушного и морского транспортов.

При обнаружении недостачи приемка приостанавливается, соста­вляется односторонний акт и принимаются меры по сохранности товара.

Для дальнейшей приемки вызывается представитель поставщика. Явка представителя одногороднего поставщика на следующий день после получения вызова (по скоропортящимся не позднее 4-х часов). Представители иногороднего поставщика в течение 3-х дней, после получения вызова, не считая времени на проезд.

В случае неявки представителя (или если его вызов не предусмотрен) приемку проводят с участием:

представителя другого предприятия (по доверенности подписанной руководителем);

— может проводится приемка односторонне (с документированного согласия поставщика).

оформляется приемка актом, где отражается:

— место приемки и составления акта;

— время начала и окончания приемки;

— наименование и адрес получателя;

— Ф.И.О. лиц участвующих в приемке, их место работы, должность;

— дата и номер документа на участие в приемке;

— сведения о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки;

— наименование и адрес отправителя;

— дата и номер телеграфного вызова;

— дата и номер сопроводительного документа;

— время доставки груза на склад (если составлялся коммерческий акт заносятся данные о недостаче, ставиться номер и дата).

Приемка товаров по качеству:

— в соответствии с теми же документами, а также «Инструкция о приемке. по качеству»;

— порядок приемки по качеству тот же, что и по количеству.

Отличительные особенности:

1. С приемкой товара, проверяется и тара;

2. Приемка по качеству проводится материально ответственными лицами и товароведам-брокерам,

3. Товары не соответствующие по качеству, стандартам, перемещаются в отдельное помещение на временное хранение,а поставщик обязан распорядитсяими в 10-дневный срок;

4. Акт утверждается в течение 3-х дней.

Акты об установлении расхождения по количеству и качеству служат основанием для предъявления поставщику претензии (это дело юридических отделов и претензионистов). Претензии поставщиком должны быть рассмотрены в течение месяца.

Следующим этапом ТТП рассмотрим технологию размещения, укладки и хранения товара.

Принятыепо количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и направляют в зону хранения.

Для обеспечения сохранности необходимо:

а) рациональная схема размещения товаров;

б) выбор оптимального способа укладки;

в) создание необходимого режима хранения;

г) организация повседневного наблюдения и ухода.

Каждому месту хранения присваивается код (номер стеллажа, секции, яруса), наносят на конструкцию стеллажаяркой краской.

Товары длительного хранения располагают в глубину склада, и, наоборот, с высокой оборачиваемостью ближе к выходу.

Выбор оптимального способа укладки: зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товара. Применяют два способа: штабельный (в мешках, кипах, ящиках, бочках) и стеллажный.

Штабельная укладка может быть:

При штабельной укладке важна циркуляция воздуха и соблюдение санитарных требований.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения.

Процесс хранения это правильное размещение и укладка, создание оптимального режима, наблюдение и уход за товарами.

Сохранность товаров должны обеспечить материально ответственные лица.

Особенности хранения:

Товары в таре-оборудовании, подлежащие непродолжительному хранению, размещают в той же таре.

Размещаемые товары на хранение, группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

Продовольственные и промышленные товары с длительными сроками реализации хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить с товарами, выделяющими влагу.

Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком.

Мясо, мясопродукты хранят в холодильных камерах-шкафах на подтоварниках или подвешенными на крюках при температуре 6°С.

Овощи, фрукты в затаренном виде в хорошо вентилируемых кладовыхбез естественного освещения.

Торты, пирожные (особенно скоропортящиеся) хранят от 6 до 36 часов при температуре 2-6°С.

Специфические условия хранения для непродовольственных товаров:

Верхнюю одежду развешивают на плечиках в шкафах или на вешалках.

Ткани, штучные текстильные изделия в коробках на стеллажах.

Трикотажные изделия хранят на стеллажах.

Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах.

Меховую одежду на вешалках в полиэтиленовых чехлах.

Стеклянные и керамические изделия хранят распакованными на полках стеллажей,

Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварниках, на расстоянии от пола не менее 20 см в расправленном виде, лицевой стороной вверх.

Культтовары, электронные товары в заводской упаковке. Крупногабаритные изделия на подтоварниках.

Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют:

— при повышенной влажности помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства;

Ближе к двери, на нижних полках стеллажей располагают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые.

За каждой группой товаров закрепляются постоянные места.

Способы укладки товара зависят от свойств товара, вида товара:

— в штабелях хранят товары затаренные в мешки, бочки, ящики на поддоны, подтоварники.

Высота штабеля определяется с учетом предельной нормы нагрузки на 1 м 2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза.

Укладка товара должны обеспечивать циркуляцию воздуха.

Недопустимо попадание на товары прямых солнечных лучей.

Особенности подготовки товара к продаже(распаковка, сортировка,очистка, фасовка, упаковка, утюжка,маркировка).

При распаковке:

— очищают от пыли, загрязнения, антикоррозийных смазочных материалов;

— устраняют мелкие дефекты.

Фасуют в основном сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Товары доставляют в торговый зал в период наименьшего посещения покупателей.

Перемещают товары тележками или в таре-оборудовании.

— правильно спланированный покупательский поток;

— сокращение времени на отборку товара;

— рост пропускной способности магазина;

— снижение затрат труда персонала магазина.

Исходя из этого, размещение товаров в торговом зале должно проводиться с учетом следующих основных требований:

— предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок;

— создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

— предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

— оптимального использования торговых площадей магазина;

— обеспечение сохранности материальных ценностей;

— организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

Существуют и особенности при размещении товаров:

— соблюдение товарного соседства;

— стремиться закреплять постоянную зону за каждой группой товара;

— товары, подготовка которых проводиться в торговом зале, размещаютближе кместу реализации;

— крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала;

— товары, требующие длительного ознакомления с ними, располагают в глубине торгового зала,чтобы не создавались помехи покупательскому потоку;

— товары с высокой оборачиваемостью нужно располагать ближе к источникам пополнения;

— на первых этажах магазина необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.

В торговом зале товары размещают на различном оборудовании с соблюдением основных принципов:

— однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая лучшуюихобозримость;

— целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую, навалом и т.д.);

— декоративную выкладку (только с рекламной целью);

— полки горок и прочее оборудование не следует переполнять товаром;

— в оптимальной зоне обзора (1-1,6 м) необходимо размещать товары, для которых предпочтительна быстрая реализация.

Выкладка товара на оборудовании:

Гастрономические изделия в охлаждаемых витринах;

Молочные продукты в открытых холодильных прилавках, рядами.

Соленая рыба без тузлука на противнях спинкой вверх.

Выкладка товаров должна быть насыщенной, сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов).

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки, для ознакомления покупателями.

Источник

Торгово-технологический процесс

Понятие и содержание торгово-технологического процесса, основные принципы его организации. Описание торгово-технологического процесса на примере розничной торговли и торговли непродовольственными товарами. Составные элементы процесса продажи товаров.

РубрикаМаркетинг, реклама и торговля
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления14.10.2013
Размер файла42,0 K

что такое торгово технологический процесс. Смотреть фото что такое торгово технологический процесс. Смотреть картинку что такое торгово технологический процесс. Картинка про что такое торгово технологический процесс. Фото что такое торгово технологический процесс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

технологический организация розничный торговля

1. Понятие и содержание торгово-технологического процесса

2. Торгово-технологический процесс в магазине

3. Операции торгово-технологического процесса

3.1 Централизованная доставка товаров

3.2 Приемка и хранение товаров

3.3 Хранение товаров

3.4 Подготовка товаров к продаже

3.5 Составные элементы процесса продажи товаров

Технологический процесс в торговле в широком понимании представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи.

Основными принципами организации технологических процессов являются:

· комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

· соответствие технологии современному научно-техническому уровню;

· экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;

· сохранение качества товаров.

В соответствии с поставленной целью возникают задачи:

· дать определение понятию «торгово-технологический процесс»;

· описать содержание торгово-технологического процесса в розничной торговле;

· описать операции торгово-технологического процесса;

· сделать выводы по исследуемому материалу.

1. Понятие и содержание торгово-технологического процесса

Под торгово-технологическим процессом понимают последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения.

Торгово-технологический процесс в розничной торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых /коммерческих/ и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.

Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.

Во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения товаров и их продажи.

Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобождение от фабричной упаковки, утюжка, чистка и т.д.). Её применение требует наличие еще одного функционального помещения-помещения для полготовки товаров к продаже. В большинстве случаев в непродовольственных магазинах применяются все три схемы технологического процесса.

Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций.

Составные элементы процесса продажи товаров в непродовольственных магазинах делятся на:

основные. К ним относятся:

а) предложение товара;

б) консультации покупателей;

в) операции по отпуску товара;

г) раcчетно-кассовые операции.

вспомогательные. К ним относятся:

б) размещение и укладка их на складе;

в) подготовка товаров, рабочих мест и зон обслуживания покупателей к продаже;

г) внутренняя транспортировка товаров.

2. Торгово-технологический процесс в магазине

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М, 2001 С.258

Рассмотрим торгово-технологический процесс на примере магазина. Торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части:

· операции с товарами до предложения их покупателям;

· операции непосредственного обслуживания покупателей;

· дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

· разгрузку транспортных средств;

· доставку товаров в зону приемки;

· приемку товаров по количеству и качеству;

· доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

· хранение товаров; подготовку товаров к продаже;

· перемещение товаров в торговый зал; выкладку товаров на торговом оборудовании.

Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, необходимо постоянно изучать спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М, 2001 С.260

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

· отбор товаров покупателями;

· расчет за отобранные товары;

· оказание покупателям дополнительных услуг.

В магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т. д.

Третья часть торгово-технологического процесса включает разнообразие услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.).

Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:

· обеспечение комплексного подхода к его построению;

· создание максимальных удобств для покупателей;

· достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

· создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

· обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

Основной из инновационных функций торговой фирмы является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных, взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся:

· приемка товаров от поставщиков;

· доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров;

· подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал;

· организация хранения и сдачи тары.

Содержание основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине. Для примера рассмотрим структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания.

3. Операции торгово-технологического процесса

Рассмотрим подробно некоторые операции торгово-технологического процесса.

3.1 Централизованная доставка товаров

При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:

· анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;

· рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;

· осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров;

· устанавливают систему материальной ответственности сторон на выполнение условий централизованной доставки;

Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.

Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам и т.д, заказывают с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.

Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины.

При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта.

При кольцевых маршрутах полногрузная автомашина доставляет за один рейс товары на несколько предприятий, находящихся на пути ее движения.

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли. Сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения оптимальных показателей работы транспортных средств.

В основе расчетов потребности в транспортных средствах лежат данные об объемах заявок розничных торговых предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов.

В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного товароснабжения розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем. Схемы с использованием тары-оборудования предусматривают выполнение следующих основных операций: комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер; зачехление и пломбирование контейнера; доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой базы; группировка контейнеров по принятым маршрутам; оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств; погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства; доставка контейнеров с товарами на розничное торговое предприятие выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина; оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами; прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.

Маршруты, в которые включены магазины, снабжаемые по технологической схеме с использованием тары-оборудования, должны обслуживаться автомобилями, оснащенными борт-подъемниками. Соответствующим образом должны быть оборудованы места для приемки грузов в магазинах.

Использование контейнерной доставки товаров в магазины позволяет существенно сократить численность работников, занятых переноской и перемещением товаров, упрощает организацию товароснабжения магазинов и облегчает внутримагазинное перемещение товаров, создает условия для более элективной эксплуатации автотранспорта и торговой площади магазинов.

Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используется специальная многооборотная ящичная и текстильная тара.

Для упрощения управления процессом товароснабжения могут использоваться технологические карты, которые являются детальной разработкой важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничные предприятия торговли. В них указывается день, время доставки товаров в магазин, номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партии товара и другие данные.

Они собирают и обобщают информацию, поступающую от магазинов, и оперативно передают ее коммерческим службам предприятий. для принятия необходимого решения о завозе товаров.

Итак, завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем.

Основные принципы технологического процесса завоза товаров в розничные торговые предприятия: планомерность, ритмичность, экономичность, оперативность, централизация.

Наиболее эффективной для розничных торговых предприятий является централизованная доставка товаров, которая ведет к снижению издержек обращения.

Рациональное использование транспортных средств снижает расходы на перевозки, которые составляют значительную часть издержек обращения.

Необходимо внедрять современные средства автоматизации и механизации, чтобы сокращать до минимума потери товаров в процессе доставки.

Широкое применение тары-оборудования и многооборотной тары. Четкое функционирование диспетчерских служб.

3.2 Приемка и хранение товаров

Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торгового предприятия. Несоблюдение правил приемки товаров, неправильное ее оформление приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к транспортной организации за недопоставку или поставку недоброкачественных товаров.

В условиях централизованной доставки приемка товаров ведется в магазинах. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству (заведующими отделами, секциями, товароведами) на основании сопроводительных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, описей, упаковочных ярлыков). Если товары прибыли без сопроводительных документов, приемка проводится по акту, в котором указывают фактическое наличие товара и отмечают отсутствие документов. Особенности приемки отдельных товаров определяются особыми условиями поставки, стандартами, техническими условиями, договорами поставки и др.

Приемка товаров по количеству.

Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Непродовольственные товары поступают в розничную торговую сеть без тары, в открытой или закрытой таре. Сроки приемки зависят от:

— физико-химических свойств товара,

Особыми условиями поставки, договорами может быть предусмотрена выборочная приемка по количеству с распространением результатов проверки на всю партию.

В случае неявки представителя поставщика приемка товаров по количеству осуществляется:

· с участием представителя другого промышленного предприятия (организации),выделенного его руководителем;

· с участием представителя общественности предприятия-получателя, которого назначает руководитель торговой организации. Общественные представители утверждаются решением местного комитета торговец организации;

В организации приемки товаров большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количество поступающих на склад товаров, что позволяет своевременно подготовиться к приемке.

К подготовительным мероприятиям по приемке грузов на складе относятся:

· установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещению для хранения;

· определение необходимого количества грузчиков и распределение работы между ними;

· расчет требуемого количества и видов подъемно- транспортного оборудования и подготовка их к прибытию товаров;

· заблаговременное определение мест хранения, номеров штабелей и т.п. для прибывающих на склад товаров;

Характер операций при приемке непродовольственных товаров зависит от величины партий поступающих товаров, наличия упаковки. Приемка товаров может осуществляться на станциях железных дорог и водных пристанях, на складах поставщиков, на складах грузополучателей.

Приемка товаров по качеству.

Она проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами, техническими условиями, а также по сопроводительным документам (сертификатам, удостоверениям о качестве) и, как правило путем сплошной проверки. Выборочная приемка допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, условиями договора. Одновременно производится приемка тары по количеству, проверяется комплексность товара, маркировка.

При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившей продукции и тары установленным требованиям получатель обязан обеспечить хранение товаров в условиях, предотвращающих дальнейшее ухудшение их, вызвать для участия в продолжении приемки и составления акта представителя поставщика. Сроки явки представителя такие же, как и по приемке товаров по количеству.

Если же представитель поставщика не явился, то проверка качества товара производится экспертом бюро товарных экспертиз, представителем инспекции по качеству, если на нее возложена эта обязанность. Результаты приемки оформляются актом.

Забракованные товары принимаются на временное хранение (под сохранную расписку) до решения поставщика об их дальнейшем использовании.

Акты о количественной и качественной приемке служат документами для предъявления претензий поставщику.

С момента поступления товара до момента продажи проходит определенное время, в течение которого товар хранится в магазине.

· относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров в магазине, важнейшими из которых являются:

· проведение санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих ухудшение качества товаров.

При организации хранения основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Различают следующие виды потерь:

· естественную убыль товаров,

Естественная убыль (сушка, утечка) происходит неизбежно при нормальных условиях хранения и обработки товаров в силу их физико-химических свойств. Для естественной убыли устанавливаются определенные нормы по каждому отдельному товару, которые и дифференцируются по периодам года и климатическим зонам. Нормы установлены в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров в магазине. На штучные товары и товары, поступившие в магазин в расфасованном виде, эти нормы не распространяются.

Недопустимыми в нормальных условиях работы являются актируемые потери, возникающие в результате бесхозяйственного отношения к хранению товаров или небрежного отношения с ними. Эти виды потерь оформляются актом, составленным руководством магазина с участием материально ответственного лица и представителя общественности. Руководитель торговой организации при утверждении актов на бой, лом, порчу товаров определяет, за чей счет должно быть отнесено списание потерь.

3.4 Подготовка товаров к продаже

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже делятся на :

1. Общие. К ним относятся: а) распаковка, б) сортировка товаров, в) проверка правильности обозначения цен, г) придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка), д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый зал, е) размещение товаров в торговом зале, ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.

2. Специальные, включают в себя:

а) комплектация, сборка и монтаж изделий, поступающих в разобранном виде,

б) устранение мелких дефектов, накатку тканей, нарезку электропровода,

в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения.

3.5 Составные элементы процесса продажи товаров

Продажа товаров является заключительным этапом технологического процесса на торговом предприятии.

Особенность продажи товаров, последовательность проведения отдельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи.

Несмотря на принципиальные отличия в организации продажи товаров с применением различных форм (особенно самообслуживания) и с индивидуальным обслуживанием покупателей, они имеют и общие черты. В магазинах процесс продажи складывается из следующих операций:

1. Встреча покупателя и выявление спроса.

2. Предложение и показ товаров.

Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.

3. Помощь в выборе товаров и консультация.

Крупные универмаги и специализированные магазины приглашают для проведения консультаций инженеров по вопросам эксплуатации автомобилей, модельеров, разъясняющих способы пошива одежды и направления современной моды, врачей косметологов, рекомендующих методы ухода за кожей и т.д.

Технические операции, выполняемые в процессе отпуска непродовольственных товаров, включают отмеривание, отчет и упаковку товаров.

4. Оплата стоимости товаров, упаковка и выдача товаров. Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и может осуществляться в расчетном узле, где покупатель предъявляет товары контролеру-кассиру, самостоятельно отобранные в зале самообслуживания.

Большое значение имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, массы.

Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:

· для выкладки товаров необходимо использовать все свободные места в торговом зале;

· товары, имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;

· сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;

· крупногабаритные товары следует располагать недалеко от выхода;

· новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, нужно выкладывать на видных местах;

· непродовольственные товары целесообразно располагать по микрокомплексам;

· товары пониженного спроса целесообразно располагать с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.

Для повышения качества и ускорения обслуживания покупателей в торговом зале следует размещать различные указатели и справочные таблицы, показывающие, например, группы полноты мужских и женских фигур; количество тканей, потребное на пошив изделий определенного размера и роста; размеры верхней одежды детей в соответствии с их возрастом.

Итак, научно-технический прогресс в торговле наряду с внедрением передовой техники проявляется также в совершенствовании в технологии товародвижения и продажи товаров, применении современных методов управления. В настоящее время научно-технический прогресс в торговле характеризуется массовым внедрением прогрессивных форм продажи товаров.

Что касается отдельных операций, рассмотренных в данной работе, то можно сказать, каждая из них является неотъемлемой частью общего процесса, и качественное выполнение каждой из них влияет на весь торгово-технологический процесс.

5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М, 2001- 400с.

7. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц.- спб: Наука, 1998.

11. Маркетинг / Под редакцией академика А.Н. Романова М: Банки и биржи 1997.

12. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой М. Финансы и статистика», 1999.

СХЕМА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ (РИСУНОК 1)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и значение торгово-технологического процесса в организациях розничной торговли. Краткая характеристика секции «Детская одежда» ТД «Омега», направления совершенствования торгово-технологического процесса в исследуемом предприятии торговли.

курсовая работа [115,4 K], добавлен 31.03.2015

Особенности и характеристика торгово-технологического процесса в розничной торговле. Приемка товаров по качеству. Операции продажи товаров с использованием метода самообслуживания. Организация торгово-технологического процесса в магазине «Теремок».

курсовая работа [54,8 K], добавлен 17.12.2013

Характеристика торгово-финансовой деятельности ТД «Витязь». Анализ организации торгово-технологического процесса: доставки и приемки товаров, хранения и подготовки их к продаже. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса.

курсовая работа [757,1 K], добавлен 28.01.2010

Содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле. Исследование торгово-финансовой деятельности ОАО «Витебские продукты»: организация доставки и приемки товаров, их размещение и выкладка в зале магазина, подготовка к продаже.

курсовая работа [7,6 M], добавлен 07.10.2010

Формирование ассортимента и управление товарными запасами магазина «ТЦ Продукты». Приемка, хранение и подготовка к продаже товаров. Размещение товаров в торговом зале. Оказание услуг покупателям. Пути совершенствования торгово-технологического процесса.

дипломная работа [112,2 K], добавлен 01.10.2012

Оценка эффективности работы предприятий оптовой торговли. Анализ торгово-технологического процесса на примере ООО «Полисервис», предложения по его совершенствованию. Необходимость формирования мнения потребителей о продукции, стимулирование продаж.

курсовая работа [56,2 K], добавлен 24.03.2015

Изучение специфики и направлений достижения рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Организация и технология приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговле. Анализ методики расчета годового грузооборота.

контрольная работа [24,9 K], добавлен 25.02.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *