что такое тональ и нагваль по кастанеде
Тональ и нагваль
Одним из наиболее интересных аспектов видения мира, по дону Хуану, является дуалистическая концепция реальности, находящая свое выражение в терминах «тональ» и «нагваль».
Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагваля Кастанеда приводит в своей книге «Сказки о силе».
В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию.
Соответственно, нагваль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невозможно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагваль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.
Итак, тональ и нагваль являются истинными противоположностями в мире, хотя по сути своей они едины.
Все во Вселенной, начиная с атома и кончая галактикой, имеет свое особое устройство. Все вещи в мире подчинены определенным принципам и действуют по неизменным законам. Эта мировая гармония называется тоналем.
Постепенно в процессе жизни в нем формируются привычки, навыки, вырабатываются рефлексы и шаблоны тоналя той среды, в которой находится данное существо.
Нагваль человека отвечает за интуицию, магические способности, чувства, сновидение, волю. Тональ содержит в себе карту мира, т. е. перечень всего известного, вещей, понятий и т. д., которые имеют свое словесное обозначение. С детства эта карта растет, обретая новые понятия и навыки, но со временем, когда ум человека закрепощается в догматизме, она становится неспособной более расти и гармонично охватывать новые явления мира. Однако как бы широко ум ни был способен охватить порядок мира, как бы много ни принимал точек зрения, он не способен постичь нагваль, лежащий за пределами тоналя. Гибкий тональ способен выстоять под ударами нового и неизвестного. Состояние тоналя человека зависит от привычек, из которых складываются его характер, образ жизни. Дурные привычки, ослабляющие человека, ослабляют тональ. Здоровый образ жизни и безупречность укрепляют тональ, делая его способным встретить нагваль.
Маги с самого начала ученичества укрепляют тональ, готовя его к встрече с неведомым. Без этого тональ будет смертен, и человека постигнет безумие. Чтобы соприкосновение с нагвалем не было смертельным, человек должен иметь гармонично сформированную личность, прослойку между миром и индивидуальностью человека.
Ваша индивидуальность остается той же, но личность меняется в разной среде обитания, позволяя вам приспосабливаться к ней.
Пример хороших тоналей могут дать все герои книг и кинофильмов про американских индейцев: Чингачгук, Оцеола, Виннету. Но тональ этих людей не соответствует нашей эпохе, так же как тональ Маугли не смог существовать среди людей, не обретя необходимых навыков тоналя их среды. Примером хорошего тоналя нашего времени может служить личность Брюса Ли. Из этого не следует, что для создания хорошего тоналя вы должны стремиться стать кинозвездой или героем, вовсе нет. Просто это яркие примеры таких тоналей.
Нагваль оказывает подавляющее воздействие на тональ, ибо нагваль разрушает тональ. Не могут хаос и порядок существовать мирно. Стихийные силы хаоса разрушают порядок, но безупречный тональ способен выдержать большое давление силы.
Тональ человека делается слабым вследствие индульгирования, т. е. привычки думать о себе как о слабом, неудачливом и глупом, оправдывать свои слабости.
Такие самовнушения, опасения и страхи более всего подрывают тональ, приводя к появлению других вредных привычек.
Часто между умом и действием у человека возникает разлад.
Нагваль может творить невероятное: био-энергию, тонкое тело, дух человека, его волю.
В момент смертельной опасности нагваль может выйти наружу и защищать тональ. Любое действие магии осуществляется за счет нагваля. Чтобы нагваль мог выйти наружу, тональ нужно научиться сжимать. Чем более сильным, свободным, раскованным и естественным становится тональ, тем легче его сжать. У мага нагваль появляется с помощью усилия его тоналя. Может ли маг проявить тональ, зависит от количества личной силы мага, а она в свою очередь определяется его безупречностью.
Средний тональ человека должен характеризоваться единством, т. е. порядок и самоконтроль должны охватывать все существо.
Маг же должен разорвать сформировавшееся единство, чтобы тональ и нагваль воспринимались по отдельности.
Для этого маг должен уметь по своей воле свободно входить в невиданные области и выходить из них.
Тональ и нагваль
Дон Хуан вполне однозначно определил различия между тоналем и нагвалем. Тональ — это все восприятие, которое можно хоть как-то озвучить и обозначить. В нашем случае и лево- и правополушарное. Нагваль — это то, что лежит за пределами какого-либо осмысления, это то, что за пределами разума, эмоций, чувств. То, что никак нельзя обозначить и назвать.
Вообще, сводить сознание к деятельности некоторых частей человека, это равно тому, как сводить речь к голосовым связкам. Связки — инструмент для проявления речи и отсутствие связок не свидетельство отсутствия речи как таковой. Восстановите связки и речь появится. Аналогично, мозг — это инструмент для проявления сознания. При нарушении функций, вещества и тканей мозга происходят нарушения проявлений сознания, но не самого сознания.
Когда Кастанеда пишет, что «До этих пор я знаю, потому что я мог видеть его эффект, но я не знаю, как он работает», то он сам не понимает того, о чем говорит. Нагваль — это не то, что можно описать, а все описания Кастанеды о восприятии мира через сдвиг точки сборки — это всё тональ. В словах Кастанеды — «могу видеть, но не знаю, как работает» — ответ, что он так и не постиг самого главного.
Дон Хуан вышел за пределы тоналя, он постиг самого себя, свою суть, которая за пределами тоналя. А вот Кастанеда остался пленником тоналя. Еще раз повторим: восприятие любого рода и вида — это всё тональ. Нагваль за пределами восприятия и, соответственно, осмысления. Нагваль — это не полное отсутствие, нагваль — это то, что невыразимо в терминах объектов, но это не отсутствие, это напротив, полное присутствие.
Выход человека за пределы объектов, соответственно, самого себя, как объекта, как «Я», не означает отсутствие. Это то, чего нельзя помыслить, поскольку не является объектом, ни явным, ни не явным, ни проявленным, ни не проявленным. Это всё — тональ. Вообще всё, что можно помыслить — тональ. Абсолютно всё. И кастанедовские интерпретации (а вслед за ним, и кучи сторонников с последователями) «нагваля» есть не более чем тональ. Его понимание нагваля — это тональ, поскольку понимать нагваль невозможно. Именно это подчеркивает дон Хуан — познать работу нагваля невозможно и все попытки Карлоса перевести работу в русло понимания глупы и бессмысленны.
Дон Хуан настойчиво выбивал из Карлоса его стремление понять, осознать, постичь мыслями то, что за пределами мыслей. Прочитав и согласившись с прочитанным, мы не осознаем на самом деле, мы просто начинаем в это верить. Но вера в нечто ни в коей мере не поможет постичь это нечто. Никакие теории и мысли тут нам не помогут, только помешают. Постичь нагваль возможно только став нагвалем т.е. выйдя за пределы ума, эмоций, мыслей и всего, всего, всего мыслимого. Есть момент в книге «Сказки о силе»:
— Но когда ты называешь его нагваль, разве ты не помещаешь его на острове?
— Нет. Я назвал его только потому, чтобы дать тебе осознать его существование.
Надо правильно тут понимать, дон Хуан говорит не о постижении нагваля, а о том, что нечто, за пределами мыслимого, существует. И не более. Его слова — это палец, указывающий на луну.
То, что находится за пределами мыслей, не есть объекты и не подпадает под физические законы. Энергия — это характеристика. Характеристика такая же как, например, масса объекта. Не может существовать отдельно масса и объект, так же как не может существовать отдельно энергия и объект. Взаимодействие объектов наука может изучать и изучает. Однажды наука откроет то, что сейчас целители, экстрасенсы называют потоками энергии, когда будут открыты соответствующие объекты (структуры), но это всё не имеет значения к тому, что находится за пределами ума, к нагвалю.
Всё энергетические проявления — это тональ. Дон Хуану приходится говорить хоть что-то, поскольку Карлос тупо сидел в своей голове и не желал из нее выходить. Если бы Карлос просто расслабил свой ум, отпустил бы из себя зуд познания умом, то он смог бы выйти за его пределы и постичь без всяких слов и объяснений дона Хуана. Но вот, не судьба. А то, что Карлос называл внутренним молчанием, молчание только в первом приближении. А во втором — это смена арены для деятельности.
Да и что остается делать дону Хуану? Когда Карлос так и ищет умственных объяснений? Даже назвать нагваль истинной парой тоналя — это уже обмануть, поскольку вводится определенное объяснение нагваля, вводятся как минимум некоторые рамки для нагваля. У нагваля принципиально нет никаких объяснений и рамок, это то, что за пределами любых рамок и объяснений, в том числе с помощью любой теории.
Что такое тональ и нагваль по кастанеде
Карлос Кастанеда «Сказки о силе»
Н аш мир делится на два острова: известные нам предметы, явления и существа и неизвестные области мироздания, о которых наш ум никогда не слышал и не знал. Некоторые из этих областей так и останутся неизвестными, потому что человеческая форма имеет ограничения и не может воспринимать все грани мира. Эти грани мира называются философами «непознаваемое», а индейцы Мексики используют термин «нагуаль». Но среди неизвестного есть и то, что мы можем узнать и воспринять, и этого достаточно много даже для одной человеческой жизни. Наш разум говорит, что кроме известного мира ничего больше нет. Все давно исследовано, описано учеными в виде формул или занесено в религиозные книги. Наш мир исследован вдоль и поперек. И это так. Известный нам мир дон Хуан назвал остров «тональ». Но ключевым словом к непознанному, или нагуалю, является слово «разум». Действительно, речь идет о мире, который может быть познаваемым не при помощи разума. В человеческом организме есть центр энергии, центр силы, который может воспринимать и действовать параллельно разуму, и нисколько на него не опираясь. Это центр воли.
Д авайте начнем по порядку и разберемся, как взаимосвязаны два мира – тональ и нагуаль, или известное и неизвестное. Тональ, это все, что нам известно; все, чему найдется название; что видят наши глаза и слышат уши. Да, душа, дух, Бог, рай и ад, это все слова острова тональ и они относятся к известному нам миру. Я бы даже сказала точнее: к описанному или придуманному миру. Люди привыкли называть это реальностью. Толтеки считают, что тональ связан с нашим телом и концентрируется в правой части организма. Нагуаль, соответственно проецируется на левую часть тела. Тональ можно понять посредством разума, не задействовав волю. Что такое Бог? Любой богослов расскажет вам в течение нескольких минут, приведет синонимы, опишет систему взаимодействия с Богом и даст его точные характеристики, которые будут зависеть от его принадлежности к определенной конфессии. И ваш разум дорисует воображаемый образ. Так, что-то совершенно неконкретное станет частью тоналя и займет свое место на «чердаке» разума. В тонале все вещи имеют название, из них созданы шаблоны и они хранятся в копилке ума, чтобы описать неизвестное, которое вдруг постучится в нашу дверь. Именно существующий в мире тональ заставляет нас думать, что наши тела твердые, что нам отведено определенное время для жизни и что мы ничего не можем, кроме того, что умеем сейчас. Однако не поймите меня неправильно, я не призываю отказаться от тоналя, отбросить его и ринутся в мир нагуаля, вооружившись чистой волей. Напротив, тональ нам очень даже нужен. Это наш инструмент, в общем-то, это единственный инструмент, который мы пока имеем, ведь воля еще не сформирована, а слабые отголоски нагуаля, которые приходят к воину на его пути, способны лишь слегка взбодрить или напугать.
П оэтому, надо рассмотреть тональ как инструмент нашего дальнейшего продвижения, а для этого изучить, как он устроен. Давайте представим разум как комнату, где хранятся разные вещи. Оглянитесь вокруг и посмотрите на свою комнату. У кого-то царит порядок, а у кого-то вещи разбросаны в полном хаосе и по углам много пыли. То же самое и происходит с нашим тоналем. У большинства людей там царит полный беспорядок. Приведу пример. Я недавно общалась с молодым человеком, который считался в обществе довольно энергичным и многообещающим. Он уже совершил ряд ошибок в создании бизнеса и собирался теперь, учитывая свой опыт, отправится в США, чтобы заработать деньги в казино, работая крупье. На первый взгляд он казался рациональным и знающим свою цель, что характеризовало бы его тональ как организованный и правильный. Но чем больше я с ним общалась, тем больше видела из каких ужасных нагромождений информации родилась его идея. Утверждая, что надеется на свой математический ум, он тут же прочел мне пространственную лекцию о везении и удаче, по большому секрету рассказал о домовом, который ему помогает. Голова молодого человека была набита штампами и шаблонами, взятыми из сети Интернет, из рекламных роликов, из высказываний его друзей. Он всегда ссылался на достоверный источник (как правило, такие источники создаются с целью манипулирования разумом) и ни разу на свои собственные доводы или размышления. Причем, многие его выводы противоречили друг другу, но, кажется, он этого не замечал, а когда я подводила его к этим несовпадениям, то впадал в ступор и переводил разговор на другую тему. Такой тональ может служить четким примером неорганизованного мира. Такой тональ контролирует человека и заставляет его тратить огромное количество энергии на поддержание контроля вокруг себя. Я бы сказала, что передо мной «пустышка», человек со случайным набором мировоззрений, ни на чем не основанных, но, увы, большая часть людей именно так и живет. Загляните внутрь себя и будьте честными: что из того, что вам известно, было вашим личным умозаключением? О том, что Земля круглая и предметы вокруг нас твердые, нам рассказали. О том, как устроен мир и почему солнце восходит утром, а садится вечером, нам тоже рассказали. Ведь я лично не видела, что земля круглая. Почему я в это верю? Потому что так устроен тональ. С одной стороны он кажется очень рациональным и практичным, но если копнуть глубже, может оказаться, что все наши суждения основаны на иллюзиях. Если принять этот факт, можно начать работу над собственным тоналем. В вашем разуме следует навести порядок и как из комнаты выносят мусор, так же вымести чужие мысли и ни на чем не основанные выводы.
П рактическое задание этого урока: исследовать собственный тональ. Выключите мысли и послушайте тишину. Обратите внимание, как через несколько мгновений тональ начнет заполнять эту тишину: в уши ворвутся звуки мира: голоса людей и шум машин, вы услышите ветер или вой сирен. Если вы будете продолжать сдерживать поток мыслей, тональ напомнит о себе другим способом: тело может начать испытывать дискомфорт, вдруг появятся неотложные дела или зазвонит телефон. Разрешите тоналю вернуться, но отследите его навязчивость, заметьте его стремление заполнить тишину внутри вас. Когда вы заметите, что вам навязывается мир, сделайте простой вывод: вы не хотите принимать навязанный мир. Потом отпустите тональ и займитесь обычными делами. Зерно будет посажено и скоро даст всходы. На досуге поищите в своих мыслях собственные выводы о мире. Если таковых не найдется, а окажется что все известное было прочитано в книгах или услышано от других людей, примите к сведению, что это может оказаться ложью. Начните чистить ваш тональ от лишних и ненужных шаблонов и штампов. Ведь только чистый и упорядоченный тональ даст вам возможность двигаться дальше. Вы должны контролировать известный вам мир, а не он вас.
В ернемся к нагуалю. Мир неописуемых свойств, мир того, что нельзя назвать словами. Тогда как нам говорить о нагуале? Никак. О нагуале нет смысла говорить, потому что слова принадлежат тоналю и могут описать лишь что-то, относящееся к привычному миру. Нагуаль можно только ощутить, а когда он придет, сомнений не возникнет. В обычной жизни нагуаль иногда пробивается в наше сознание в виде предчувствий, интуиции и чувств, которые невозможно описать, потому что для них нет слов. Наверняка, вам доводилось слышать в ответ на вопрос: «почему ты так поступил?» невнятные ответы вроде: «Что-то подсказало мне поступить именно так», или «Странное чувство из глубины души заставило меня сделать так». Женщины могут сослаться на сердце, на интуицию, а мужчины просто пожмут плечами, когда вы попросите локализовать это странное чувство и конкретизировать его. Правильно, потому что нет смысла описывать то, что не принадлежит миру тоналя. В тонале правят слова. Они называют явления, описывают их, при этом не углубляясь в суть, они учат наш разум постоянно болтать. Поэтому, когда приходит нагуаль, внутренний монолог сразу же останавливается и привычный мир рушится, зрение и слова становятся бесполезными. Нагуаль как огромная волна, накрывает холодом неизвестности, и нет никакого смысла сопротивляться. Для тех, кто один раз ощутит нагуаль, никаких слов и вопросов не найдется.
Тональ, нагваль и первое кольцо силы
«Тональ – это организатор мира.
Тональ и нагваль
Термины тональ и нагваль использовались в эзотерической Школе дона Хуана Матуса, описанной в книгах Карлоса Кастанеды.
Под этими терминами понимались два «параллельных» мира, из которых состоит вселенная, — мир материальных предметов (тональ) и мир нематериальный (нагваль).
Человек общается с тоналем через так называемое «первое внимание», т.е. то внимание, которое обеспечивается органами чувств физического тела.
Но для того, чтобы познать нагваль, требуется развить «второе внимание», т.е. ясновидение.
Слово нагваль имеет ещё и второе значение: человек-лидер, овладевший нагвалем и способный активно действовать в нём и из него. Для вышеупомянутой Школы таким лидером, т.е. Нагвалем, являлся дон Хуан Матус.
Ниже приводится несколько цитат из книги К.Кастанеды ‘Беседы о Силе’ (в приведённых цитатах термин нагваль следует понимать именно как нематериальный мир):
«Тональ начинается с рождения и кончается со смертью. Но нагваль не кончается никогда. Нагваль не имеет предела. Нагваль — это то, где обитает Сила».
«Для нагваля нет ни земли, ни воздуха, ни воды. Поэтому нагваль скользит, или летает, или делает то, что он может делать во времени нагваля, которое не имеет ничего общего со временем тоналя. Эти две вещи — не перехлёстываются».
«Тональ и нагваль — суть два разных мира. В одном ты разговариваешь, а в другом ты действуешь».
Тональ, нагваль и первое кольцо силы
Чтобы логически завершить тему отношения толтеков к «нормальной» реальности и миру обычных людей, опишем основные положения толтекского учения.
Данная тема в смысле толтекского учения является аспектами одной и той же упорядочивающей инстанции, которую толтеки называют «тональ» (от толтекского tonalli – казаться, являться, показывать себя, быть видимым). Тональ является одновременно и описанием мира и творцом этого описания. Дон Хуан объясняет тональ следующим образом:
«Тональ – это организатор мира. Его громадную работу можно, вероятно, лучше всего объяснить, если сказать, что на его плечах покоится задача упорядочивания хаоса мира. Не будет преувеличением утверждать, как это делают маги, что все, что мы как люди знаем и делаем, является произведением тоналя. Тональ – это все, чем мы являемся. Посмотри вокруг! Все, для чего у нас есть слова, является тоналем. И поскольку тональ является не чем иным, как только своим собственным деланием, все попадает, следовательно, в сферу его действия».
Тональ является частью того, что дон Хуан называет исходной парой или истинной парой.
Другая часть обозначается как «нагваль».
Толтекское учение говорит, что обе эти части существуют совместно при рождении ребенка. Они вместе образуют первоначальное «единство себя».
Толтеки исходят из того, что все мы от рождения обладаем двумя этими различными видами сознания. Их можно представить как близнецов, из которых один – тональ – воспитывается, обучается и научается.
Второй близнец после рождения будет заперт в подвал и в дальнейшем о нем забудут. Это сокровенная часть человека, нагваль, который выражает себя у обычного человека разве что во время сна.
Мы все являемся тоналями. Тональ – это наше «я», наша личность, все, что мы знаем, учим и познаем. Ведь «мой» мир – это все то, что «я» знаю, узнаю и познаю. Чтобы правильно понять тональ, воспользуемся приемом аллегории. В «Кольце силы» дон Хуан объясняет тональ, используя обычный стол в ресторане. Поверхность стола является как бы островом. Этот остров – тональ человека и одновременно сама личность. На острове находятся самые различные предметы, все вещи, существующие в мире этого человека. Остров является, таким образом, одновременно и миром и самим «я». Это личностный тональ.
Такое редуцированное представление «мир как я» мы находим также и у Гуссерля, который благодаря радикальным шагам редукции трансцендентального эпохе (самовоздержание от какой бы то ни было действительности вне собственного сознания) приходит к «трансцендентальному я» и представлению о «трансцендентальной субъективности». Аллегорию «я как остров» находим мы также в психологии, например, у Зигмунда Фрейда или Карла Густава Юнга.
Дуалистическая концепция реальности, находящая свое выражение в терминах «тональ» и «нагваль» является одним из наиболее интересных аспектов видения мира, по дону Хуану.
Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагваля Кастанеда приводит в своей книге «Сказки о силе». В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию.
Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает, все, о чем мы вообще можем думать и говорить. Рассудок, мышление и обычное описание реальности – вот твердыни тоналя, они включают весь спектр известного. Для обычного человека существует только известное, и потому сознательный опыт ограничен для него пределами тоналя – приобретение этого опыта начинается с момента рождения и заканчивается со смертью.
Соответственно, нагваль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невозможно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагваль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.
Итак, тональ и нагваль являются истинными противоположностями в мире, хотя по сути своей они едины.
Тональ – это то, что называют порядком, космосом, сансарой, миром дольним.
Нагваль – отсутствие порядка, хаос, нирвана, мир горний, царство Божие.
Тональ и нагваль находятся во всем или все является ими.
Все во вселенной, начиная с атома и кончая галактикой, имеет свое особое устройство. Все вещи в мире подчинены определенным принципам и действуют по неизменным законам. Эта мировая гармония называется тоналем.
Тональ – это космический разум, но в то же время этот сложный космос покоится на лоне великого океана изначальной пустоты, обители стихийных сил, не имеющих ни порядка, ни принципов, ни законов. Эта великая, неопределенность, дающая начало всему, называется нагвалем. Вместе с тем, что вся вселенная представляет собой великий тональ, у каждой отдельной вещи существует свой порядок, свой тональ. Тонали разных вещей, хотя могут быть похожими, в то же время имеют индивидуальные различия. Каждая эпоха также имеет свой тональ, называемый тоналем времени. Период динозавров имел свой порядок, наш период – свой.
Средние века имели свою социальную организацию, а 20 век – свою. Тональ – это время, нагваль – вечность.
Из небытия – нагваля – появляется бытие – тональ, чтобы вновь быть сметенным стихийными силами. Одни виды порядка сменяются другими. Так же как цивилизация майя была уничтожена после прихода другой цивилизации, чьим олицетворением явились конкистадоры, один вид порядка тоналя является губительным и разрушительным для другого вида. Это же мы можем наблюдать в мире политики: порядок социалистический боролся с порядком капиталистическим, но тональ капитализма оказался более сильным и безупречным. Так, одни виды животных, растений и насекомых уничтожают другие и паразитируют на них. Один вид тоналя для другого является нагвалем. Когда рождается любое живое существо (в том числе человек), то оно в силу своих формы, вида и т. п. является тоналем, но внутри оно нагваль.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Тональ, нагваль и первое кольцо силы 27 март 2015 12:27 #359
adell
adell аватар
OFFLINE
Администратор
Сообщений: 655
Репутация: 6
Постепенно в процессе жизни в нем формируются привычки, навыки, вырабатываются рефлексы и шаблоны тоналя той среды, в которой находится данное существо.
У человека формируется личность. Физиологически личность связана с левым полушарием мозга, а сущность с правым. В начале жизни оба полушария мозга человека имеют правосторонние функции. После разделения функций полушарий мозга в человеке разгорается борьба чувства и ума, нагваля и тоналя, дьявола и ангела-хранителя. Часто этот хранитель превращается в охранника – деспота, подавляющего все, не соответствующее его представлениям о морали. Правое полушарие мозга связано с левой стороной тела: левым глазом, ухом, ноздрей и т.д., которые считаются магическими, воспринимающими мир нагваля. Левое полушарие мозга связано с правой стороной тела – стороной тоналя. Это разделение известно во многих мифологических, религиозных системах.
Йоги считают, что с левой стороной тела связан лунный канал Ида, а с правой – солнечный Пудгала. Правый отвечает за сенсорное восприятие, за моторное действие – левый. Ида и Пудгала связаны с левым и правым стволами волокон спинного мозга (то, что так манит и пугает, – это великая магия противоположностей и обыденности).
Нагваль человека отвечает за интуицию, магические способности, чувства, сновидение, волю. Тональ содержит в себе карту мира, т. е. перечень всего известного, вещей, понятий и т.д., которые имеют свое словесное обозначение. С детства эта карта растет, обретая новые понятия и навыки, но со временем, когда ум человека закрепощается в догматизме, она становится неспособной более расти и гармонично охватывать новые явления мира. Однако как бы широко ум ни был способен охватить порядок мира, как бы много ни принимал точек зрения, он не способен постичь нагваль, лежащий за пределами тоналя. Гибкий тональ способен выстоять под ударами нового и неизвестного. Состояние тоналя человека зависит от привычек, из которых складываются его характер, образ жизни. Дурные привычки, ослабляющие человека, ослабляют тональ. Здоровый образ жизни и безупречность укрепляют тональ, делая его способным встретить нагваль.
Маги с самого начала ученичества укрепляют тональ, готовя его к встрече с неведомым. Без этого тональ будет смертен, и человека постигнет безумие. Чтобы соприкосновение с нагвалем не было смертельным, человек должен иметь гармонично сформированную личность, прослойку между миром и индивидуальностью человека.
Личность – это сумма привычек, навыков, средств общения, помогающая жить в мире и обществе. Если вы переезжаете в другую страну, то ваша личность не может гармонично существовать там, пока вы не выучите язык, манеры и обычаи того народа. Если вы жили в городе, а затем переехали в лес, то вам нужны навыки жизни в лесу.
Ваша индивидуальность остается той же, но личность меняется в разной среде обитания, позволяя вам приспосабливаться к ней.
Тональ мага должен быть безупречнее тоналей обычных людей. Только тот человек, который становится учеником мага, имеет правильный и безупречный тональ. Тот, кто совершенствует тональ, – учитель, человек, показывающий ученику нагваль, – бенефактор.
Нагваль оказывает подавляющее воздействие на тональ, ибо нагваль разрушает тональ. Не могут хаос и порядок существовать мирно. Стихийные силы хаоса разрушают порядок, но безупречный тональ способен выдержать большое давление силы.
Тональ человека делается слабым вследствие индульгирования, т.е. привычки думать о себе как о слабом, неудачливом и глупом, оправдывать свои слабости. Такие самовнушения, опасения и страхи более всего подрывают тональ, приводя к появлению других вредных привычек.
Тональ имеет две стороны.
Первая, внешняя – бахрома, поверхность острова, она связана с действием, совершением внешних поступков. Это беспорядочная сторона – механический двигательный центр.
Вторая часть связана с умом, суждением и решением. Это внутренний тональ, более нежный и более сложный.
Часто между умом и действием у человека возникает разлад.
Человек не способен сдерживать свои проявления или осуществить свои замыслы. Соответствие слова делу определяет гармонию между двумя частями тоналя. Хороший тональ гармоничен. Нагваль – это наша индивидуальность.
Он несет ответственность за творчество (ибо тональ – это только шаблоны и стереотипы заученных действий), за силу и парапсихологические способности.
Нагваль может творить невероятное: биоэнергию, тонкое тело, дух человека, его волю.
Когда нагваль выходит наружу, тональ сжимается. Например, в момент ясновидения… вспышки интуиции, внутренний диалог – атрибут тоналя затихает. В момент сильных эмоциональных переживаний логический ум тоналя отступает на задний план. При встрече с неведомым тональ отступает.
В момент смертельной опасности нагваль может выйти наружу и защищать тональ. Любое действие магии осуществляется за счет нагваля. Чтобы нагваль мог выйти наружу, тональ нужно научиться сжимать. Чем более сильным, свободным, раскованным и естественным становится тональ, тем легче его сжать. У мага нагваль появляется с помощью усилия его тоналя. Может ли маг проявить тональ, зависит от количества личной силы мага, а она в свою очередь определяется его безупречностью.
Обычный человеческий тональ – разум находится в беспорядке. Требуется большая работа над собой, чтобы очистить, привести в порядок свой тональ. Быть совершенным тоналем значит осознавать все, что происходит на острове тоналя. Многие люди живут неосознанно, будто во сне, грезят, мечтают автоматически, осуждают, спорят, едят, смотрят телевизор и т.д. Когда человек бдителен, внимателен к своим мыслям, чувствам, внутреннему диалогу, своему состоянию, это состояние будет сознательным. У человека есть центр сознания свидетеля, взирающего на тело, ум, чувства. Если у человека появляется такой центр, то его тональ становится совершенным.
Средний тональ человека должен характеризоваться единством, т.е. порядок и самоконтроль должны охватывать все существо.
Маг же должен разорвать сформировавшееся единство, чтобы тональ и нагваль воспринимались по отдельности.
Восприятие тоналя ограничено миром тоналя и человек не может воспринимать нагваль. Для цивилизованного человека нагвалем может быть природа, ландшафт, туман и т.д., ибо он может легко отличить вещи промышленного производства, но не отличит одного камня от другого. Для дикаря – наоборот, он отличит веточки и листья от других веточек и листьев, но не отличит пылесос от магнитофона.
Чтобы воспринимать нагваль, нужно уйти от обычного восприятия тоналя. Так же, чтобы видеть сон, нужно уснуть и отключиться от физического мира. Расщепить восприятие человека не просто. Это могут сделать только два безупречных мага – учитель и бенефактор. Если они, расщепив восприятие человека, не сумеют собрать его, то человек умрет. Это расщепление осуществляется путем разделения восприятия правого и левого полушарий мозга.
Способом такого расщепления может быть шептание в оба уха. Учитель шепчет в правое ухо, бенефактор – в левое.
Такое же действие способен оказать взгляд, направленный в правый глаз человека с одновременной посылкой луча энергии в него. То есть воздействие волей может остановить внутренний диалог и вызвать нагваль наружу, притягивая его своей волей. Цель и задача мага – вступить в мир нагваля. Тоналю дают осознать, что он вступил в мир магов, но тональ не знает, что решение находится в мире нагваля и определяется сверхличными силами. Однако нужно войти в нагваль, не покалечив тональ, иначе человек может умереть.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Тональ, нагваль и первое кольцо силы 27 март 2015 12:29 #360
adell
adell аватар
OFFLINE
Администратор
Сообщений: 655
Репутация: 6
Таинственная сила, таящаяся в женщине, – дар нагваля.
Женщина более совершенна в постижении нагваля, да и нагваль женского рода, а тональ – мужского. Вхождение в нагваль в Индии известно как самадхи, но впечатления от этого выхода не всегда легко перенести в тональ.
Для этого маг должен уметь по своей воле свободно входить в невиданные области и выходить из них.
Толтеки считают также, что существует коллективный тональ для всех, который называется «тоналей времени». Дон Хуан указывает Кастанеде на другие столы в ресторане. Хотя на разных столах стоят разные тарелки и различная еда, все же все столы очень похожи друг на друга. Точно так же, как похожи один на другой столы, похожи и личностные тонали. Причина этого – совместный тональ времени.
Собственно, мы воспитываемся и обучаемся по правилам тоналя времени тому, как мы должны называть и упорядочивать предметы на нашем острове. Так, например, каждый тональ имеет тенденцию разбивать все предметы на острове на пары. Согласно дону Хуану, это происходит потому, что тональ чувствует свое несовершенство, поскольку является лишь частью первоначальной пары тональ–нагваль, и пытается изо всех сил восполнить это:
«Мы чувствуем две наши части, но мы представляем их себе всегда только при помощи предметов тоналя. Так мы говорим, что две наши части – это душа и тело. Или дух и материя. Или добро и зло, Бог и сатана. Но мы никогда не поймем, что объединяем в пары только вещи с нашего острова, точно так же, как мы связываем попарно чай и кофе, хлеб и блины или горчицу и перец».
Для европейца, который дифференцирован своим тоналем времени на суждения и оценки, может показаться невыносимой относительность, двойственность любой ценности, которая логически вытекает из данной цитаты. Все масштабы оценки, такие, как положительный – отрицательный, плохой – хороший и т.д., выпадают из их определяющих шаблонов и становятся тем, чем они всегда и были, – самостоятельными, независимыми предметами нашего тоналя, нашего описания мира. Для индейского тоналя времени такое отношение к ценностям не является чем-то чуждым. Аймара знают закон относительности ценностных представлений: «В единстве бытия нет никаких представлений о ценности. Если мы обозначаем что-то как “хорошее” или “плохое” мы должны всегда осознавать относительность подобных суждений».
Дон Хуан рекомендует своим ученикам рассматривать других людей всегда как тонали, потому что тогда нельзя никого ни осудить с точки зрения морали, ни оправдать из сочувствия. Наблюдать кого-то как тональ – значит судить не приговаривая и не извиняя. Осуждать нельзя, потому что ясна относительность подобного процесса; оправдывать же нельзя потому, что другой человек имеет власть над своим тоналем, то есть он сам привел себя в это положение. Мы находим здесь типичную стратегию свидетеля.
Если мы говорим о власти, которую человек имеет над своим тоналей, то это значит, что мы имеем тональ, который сам на себя влияет. Эту власть надо понимать как возможность изменить фасад нашего острова тоналя. Мы можем как угодно располагать предметы на столе в аллегорическом пояснении дона Хуана, переставлять их. К содержанию тоналя невозможно что-то добавить или оттуда что-то убрать, но взаиморасположение вещей внутри тоналя мы изменяем сами, изменяя при этом и обстоятельства своей жизни. Но надо сказать, что обычный человек никогда не изменяет фасад своего тоналя. Лишь очень плохие условия, такие, как тяжелая болезнь, война или подобные судьбоносные явления, могут принудить его изменить свое мышление, свой образ жизни – и только из огромного желания выжить. В обычной жизни однажды выученное описание и взаиморасположение вырастает в мелочное, деспотичное «я», которое еще более укрепляет свои структуры благодаря монотонному внутреннему диалогу, так что они, в конце концов, становятся настолько жесткими, что уже совершенно не способны к изменению. Достопримечательно, что психология говорит в этой связи о «я-комплексе».
Толтеки, напротив, изменяют с помощью воли фасад своего тоналя, чтобы вновь организовать его стратегически осмысленным образом. Средствами к так называемой «трансформации острова тоналя» являются, например, техники сталкинга, не-делания и, не в последнюю очередь, остановка внутреннего диалога. При этом предрассудки, дурные привычки и тому подобное могут быть отправлены на задний план острова, где они останутся как неиспользуемый инвентарь. А другие вещи выдвигаются на передний план, – вещи, о которых мы всегда знали, но никогда их не использовали. Это может быть все, что угодно. Параметром трансформации является здесь для толтеков «делание стратегии» и «путь с сердцем».
Концепция «делания стратегии» исходит их того, что тональ в сущности представляет собой инвентарный список вещей и способов поведения себя самого. На самом верху инвентарного списка находятся позиции, которые требуют наибольшего расхода энергии. Обычно это способы отношений с очень ограниченной действительной ценностью для выживания человека. Толтеки убеждены, что почти у всех людей под номером 1 в инвентарном списке находится самомнение, чувство собственной важности. При этом они направляют усилия на изменение позиции в инвентарном списке, чтобы на место чувства собственной важности поставить иной способ поведения, как, например, контроль за своими действиями или самодисциплина.
Концепция «путь с сердцем» исходит из того, что вещи на фасаде тоналя являются защитными щитами против неконтролируемых атак нашего сумасшедшего близнеца – нагваля. По словам дона Хуана, все делание обычного человека является таким щитом против сил, которые в полном смысле принадлежат к нашему единому «я», но которые мы оторвали от себя в процессе нашего развития. Поскольку толтеки сознательно ищут контакт с этими силами, им нужны особые щиты, которые бы не блокировали данные силы, а помогали их использовать. Поэтому им нужно некоторое количество избранных вещей и способов поведения, которые бы давали им мир и радость, чтобы не допустить в их мысли страх или сомнения:
«Именно последовательный выбор пути с сердцем делает воина отличным от среднего человека. Он знает, что путь имеет сердце, когда он един с этим путем, когда он испытывает огромный покой и наслаждение, идя по нему. Веши, которые воин отбирает, чтобы сделать свои щиты, – это элементы пути с сердцем».
Делание стратегии – это в определенной степени рациональный момент трансформации тоналя, в то время как путь с сердцем является очень индивидуальным, зависимым от чувств личности масштабом изменения. Однако и тот и другой прежде всего являются свободными масштабами, которые не принуждают толтеков к какому-либо определенному деланию. В этом заключается важнейшее отличие толтекского учения от многочисленных «священных учений», которые в строго определенных догматических формах увлекают и «соблазняют» своих учеников.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Тональ, нагваль и первое кольцо силы 27 март 2015 12:31 #361
adell
adell аватар
OFFLINE
Администратор
Сообщений: 655
Репутация: 6
Следующей целью толтеков является гармонизация внутри личностного тоналя. Собственно тональ, выражаясь упрощенно, имеет две стороны. Поверхность или фасад острова – это наши действия, наше поведение. Внутренний тональ ответствен за наши суждения и решения. В «корректном» тонале обе части находятся в равновесии, они полностью гармонируют друг с другом. Это значит, что корректный тональ действует согласно своим решениям и делает то, что он считает правильным. Если мы решили что-то – мы должны действовать в соответствии с нашим решением: если мы осознали какую-то истину или положение дел – мы должны в дальнейшей жизни всегда учитывать их на практике. Для толтеков это и есть «гармония в тонале».
Все же иное означает неравновесие, а значит, и борьбу в собственном тонале, в собственном «я». «Я» недовольно «мной», потому что «я» не сделало того, что «я» для «меня» запланировал, – вот это и есть пример борьбы в тонале. И как говорит дон Хуан: «Борьба в самом тонале – это одна из самых бессмысленных битв, какую я только могу представить».
У толтекского понятия «Я»-тоналя необычайная похожесть с «трансцендентальным я» Гуссерля. К тому же мнение толтеков совпадает с представлением аналитической психологии Карла Густава Юнга о так называемом «Я-комплексе». Параллели этих теорий о «Я» совпадают вплоть до малейших деталей.
Мы имеем дело не с какой-то примитивной идеей о «Я», а со сложной теорией, причем подтвержденной исследованиями в теории познания. Кроме того, толтекская философия личности нацелена на практическую перепроверку и использование знаний о тонале – существенная черта, которой недостает нынешней европейской философии в целом. Не будет преувеличением сказать, что толтекское учение может служить образцом практической философии.
Чтобы завершить теоретические размышления о толтекском взгляде на тему «тональ – обычная реальность», представим еще так называемое «первое кольцо силы». Оно называется еще «первое внимание» или «внимание тоналя». Посредством первого кольца силы мы воспринимаем наш повседневный мир, придаем ему смысл и действительность. Дон Хуан замечает по этому поводу:
«Это кольцо, которое замыкается вскоре после нашего рождения, – разум и его спутник – разговор. Совместно они порождают мир и держат в горсти. Таким образом, мир является в своей основе миром, созданным посредством описания и его догматических, нерушимых правил, которые наш разум учится уважать и защищать».
Первое кольцо силы графически может быть представлено следующим образом.
Рис. Первое кольцо силы, или внимание тоналя
Разум является центром кольца силы, это, так сказать, наблюдательный пост, из которого мы обозреваем весь мир тоналя. Он управляет правилами, по которым мы понимаем и познаем мир.
Разговор представляет собой спутник, который вращается вокруг центра – разума. Он символизирует кругообразное движение нашего внутреннего диалога вокруг разумного объяснения мира, которое представляет собой продукт языка, речи. Разум и разговор непосредственно связаны между собой: они могут функционировать только совместно. Разум упорядочивает речь – речь является единственным средством выражения правил разума. Связь между речью и разумом символизирует процесс понимания.
Посредством этой системы мы поддерживаем наш разумный мир в действии. Если бы мы этого не делали, то вы никогда не смогли бы прочесть этих строк, они не имели бы для вас никакого смысла. Система служит для того, чтобы прийти к восприятию, которое может быть познано, и к разумному мышлению, а не только для того, чтобы просто открыть глаза. Мы должны познать все, что пас окружает!
Грудной младенец, например, хотя и является полноценным человеком, но не может ничего поделать с огромным количеством вещей, которые мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Об этом не следует забывать. Философия вообще, как и учение толтеков в частности, показывает, что человеческое познание вовсе не является таким простым и понятным делом, как нам бы того хотелось. Нужно приложить огромные усилия, чтобы сделать из новорожденного мыслящего человека. Обучение начинается уже в семье, от родителей, и далее продолжается с помощью огромной машины – образовательной системы, начинающейся в обычной школе и заканчивающейся университетом. Все то, что мы изучаем, наполняет постепенно наше сознание, занимает его целиком и полностью аналогично тому, как предметы и отходы нашей цивилизации угрожают переполнить Землю.
Мы не хотим умалить здесь исторические достижения разума, но они должны подвергнуться основательной критике. Они должны занимать только соответствующее им место. С точки зрения теории познания, толтеки совершенно правы, когда говорят, что «разум отражает в конечном счете только внешний порядок и что он не знает ничего, кроме этого порядка. Разум может только переживать действия тоналя, но никогда не сможет полностью понять или разгадать его. Уже то положение дел, что мы думаем и говорим, указывает на порядок, который мы поддерживаем, не зная, что мы это делаем и что собой, собственно, представляет этот порядок».
Тут, однако, вновь замыкается круг, так как мы опять приходим к заключению, что мир является необъяснимой тайной и останется таковой навеки. Первая заповедь правила сталкинга самоочевидна. Хотя мы и разгадали кое-что о том, «как» происходит процесс познания нормальной действительности, мы раскрыли механизмы познания; но то, «что» является познаваемым, мир в его трансцендентном смысле мы не можем разгадать. «Мир в себе» есть и остается единственным чудом, поводом для несказанного удивления. К тому же тональ, наше «я» и наше повседневное восприятие смертны. «Тональ начинается с рождением и заканчивается смертью», мы все это знаем, хотя многие и хотели бы забыть о таком положении дед: Однако именно честный взгляд на нашу смертность мог бы открыть нам врата к другим опытам и другой действительности, которые не подчиняются естественным ограничениям разума.