что такое тизер проекта
Презентация и тизер инвестиционного проекта
Через бизнес-инкубатор прошли сотни самых разных презентаций не только от команд А:СТАРТ, но и от резидентов и участников других конкурсов. И все они знают, что хороший питч — это половина успеха при поиске инвестиций.
Дмитрий Брич, трекер IT-секции бизнес-инкубатора Академпарка, рассказал, что должно быть в презентации вашего проекта, чтобы инвестор заинтересовался и поверил вам, а также как устроен тизер.
Для начала разберемся, что же такое питч-дек?
Питч (от англ. pitch – «бросок» или «подача») – это словесное изложение бизнес-плана вашего проекта.
Питч-дек – это инвестиционная презентация, которая дает краткий обзор вашего бизнес-плана аудитории (инвестору, клиентам, партнерам). Цель питч-дека – заинтересовать инвестора, чтобы он захотел узнать больше о стартапе и профинансировать его в дальнейшем.
В титульном листе должно быть отражено название проекта и краткое описание продукта. Также можно добавить логотип или короткий слоган (если есть). Первый слайд призван заинтересовать аудиторию на ваш следующий питч.
За титульным листом идет проблема, которая в дальнейшем будет решена вашим продуктом. Важно не только четко ее сформулировать, но и обосновать. Инвестор должен понимать, что существует конкретная “боль”, и она подтверждается. Для обоснования необходимо добавлять количественные данные и приводить статистику.
Важно! Если вы добавляете цифры, которые подтверждают проблему, необходимо ссылаться на официальные источники. Не манипулируйте и не искажайте данные, “подгоняя” их под себя. Даже если инвестор не будет экспертом в вашей теме, он может дополнительно проверить информацию.
В этом пункте необходимо описать весь рыночный потенциал: на каком рынке вы действуете, каков его общий объем и как много людей на ваших целевых рынках готовы потратить деньги на решение своей проблемы. Также здесь необходимо указать ваших конкурентов, которые существуют ВСЕГДА и могут быть как прямыми, так и косвенными.
Здесь вы рассказываете о своем решении и объясняете, почему именно оно удовлетворяет потребности, созданные проблемой. Вы должны четко, однозначно и понятным для всех языком описать, что делает ваш продукт лучшим и что позволит вам удержать конкурентное преимущество.
Здесь важно показать, каким образом вы планируете зарабатывать или уже зарабатываете деньги. Бизнес-модель компании – это своего рода money making machine, которая отражает весь процесс – от входных ресурсов и воздействий до извлечения прибыли. Также необходимо указывать численные показатели и подчеркнуть возможность масштабирования. Чем больше бизнес-метрик вы можете посчитать – тем выше управляемость проектом и способность к резким изменениям курса, когда это необходимо.
Цель этого слайда: доказать инвестору, что ваш продукт способен приносить прибыль и легко тиражируется.
Нередко бывает, что стартапер – и разработчик, и дизайнер, и маркетолог, и швец, и жнец, и на игре дудец. Запомните: в стартапе не может быть одного человека. Отталкивайтесь от своего релевантного опыта и привлекайте в команду необходимых профессионалов, определяя роль для каждого.
В питч-деке не пишите всю биографию членов команды, отражайте только опыт, компетенции и успехи, которые помогают развитию продукта. Цель: инвестор должен понять, что ваша команда закрыта по компетенциям и готова развивать продукт со всех сторон.
Важно! Качество команды стартапа важнее создаваемого продукта, потому что хорошая команда может развить посредственную идею, а посредственная команда скорее всего не сможет воплотить в жизнь отличный стартап.
Здесь вы рассказываете о том, чего уже добились, что есть сейчас и куда вы движетесь. Дорожная карта должна отражать своеобразные вехи, по которым проект проходит стадии развития и взлетает на качественно новый уровень.
Условно карту можно разделить на два информационных блока:
Важно! Безусловно, долгосрочные планы зачастую расходятся с реальностью и могут меняться, но их наличие сильно влияет на продукт и его развитие каждый день.
Если у вас есть запрос на инвестиции, менторство или членов команды, нужно обосновать, зачем, для чего именно и как это поможет достичь результата. Другими словами, вы должны показать инвесторам понимание того, как вы будете исполнять свой бизнес-план.
В контактах указывайте рабочий адрес электронной почты, а также ссылки на ваши рабочие (не личные) соцсети и сайт стартапа.
После презентации рекомендуется сделать пару слайдов “про запас” с уточняющей информацией, которая не вошла в общую презентацию. Невозможно предугадать, какого рода вопросы задаст аудитория, но можно перестраховаться и добавить пояснения на самые очевидные из них.
Тизер – это чаще и лучше всего одностраничный документ, где изложена та же информация, что и в вашей презентации, только чуть более расширенная и детализированная. От качества этого документа зависит, будут ли с вами сотрудничать в дальнейшем.
Тизер состоит из следующих блоков:
Важно! Тизер должен быть кратким, но в тоже время емким. Он должен быть написан на доступном языке для любой аудитории. Его задача: вызвать интерес и подтолкнуть инвестора вести дальнейший диалог.
Успех презентации зависит не только от смыслового содержания, но и визуального оформления. И даже если вы не владеете инструментарием профессионального дизайнера, к счастью, в сети немало платформ, которые помогут расставить правильные визуальные акценты вашего питч-дека.
Где подобрать шаблон для презентации?
Где подобрать сочетания цветов?
Где скачать бесплатно графические элементы?
Что такое тизер. Объясняем простыми словами
Тизер, как правило, используется на ранних этапах продвижения продукта. После тизера часто следует разоблачение (ревелейшен), где раскрывается связь тизера с конкретным продуктом. Такие рекламные кампании могут быть двух видов:
Тизерная реклама в интернете — это баннеры, картинки или текст, которые заманивают пользователя интригой и провокацией. «Похудеть за 5 дней? Это реально!», «Это важно знать всем женщинам».
Хороший тизер сделать сложно: требуется высокая креативность, связь между тизером и продуктом должна хорошо просматриваться, к тому же нужно избежать случайных ассоциаций с другими брендами и продуктами. При этом тщательно продуманная кампания может принести до 30% трафика.
Пример употребления на «Секрете»
«Компании используют «Истории» для продвижения временных акций, проведения конкурсов, создания учебных материалов, публикации тизеров новых проектов и уникальных кадров».
(Директор по коммуникациям сервиса «Амплифер» Александр Марфицын — о том, как улучшить продвижение в соцсетях.)
Нюансы
Плюсы:
Минусы:
Непродуманные тизеры могут привести компанию к крупной неудаче. Так, компания Dodge запустила рекламу новых автомобилей — надпись «Different» красными буквами на белом фоне. Американцы, однако, сочли, что реклама продвигает новый iMac: за год до этого вышла кампания Apple — «Think different» красными буквами на белом фоне.
Как создать инвестиционный тизер
Founder & CEO Евразийской Венчурной Академии
В рубрике «Дневник ЕВА», Евразийской Венчурной Академии, на Rusbase приглашенные спикеры рассказывают о своем опыте, делятся кейсами и дают советы начинающим.
Сегодня в «Дневнике» Алексей Шабаршин, основатель и генеральный директор ЕВА, объясняет, как сделать инвестиционный тизер и почему он должен быть понятен «вашей пятилетней сестре». Итак, тизер должен включать всего 8 слайдов.
Сегодня мы поговорим об очень важном документе для тех стартапов, которые хотят привлечь капитал в свой проект – об инвестиционном тизере. Эта презентация будет крайне необходима при общении с потенциальными инвесторами, а в некоторых случаях – и с партнерами.
Как ее подготовить? Есть 3 правила.
При подготовке инвестиционного тизера помните: цель этого документа – не блеснуть вашими глубокими познаниями в робототехнике и тем более не загнать инвестора в тоску глубокую! Главная цель – пробудить желание инвестора узнать о вас и вашем продукте больше, а впоследствии и инвестировать.
Планы для того и пишутся, чтобы их придерживаться. Что должно входить в план – я расскажу ниже.
Необходимо рассказать о проекте так, чтобы вас поняла ваша пятилетняя сестра.
Вот примерный план инвестиционного тизера:
№1. Титульный лист
Здесь все очень просто. Напишите название проекта, контакты для связи.
№2. Disclaimer (ограничение ответственности)
Стандартный слайд, используемый компанией для ограничения ответственности. Его обязательно нужно создать для вашего проекта и в будущем вставлять во все презентации. Вот пример такого слайда.
№3. Проблема – решение
Любой продукт должен начинаться с проблемы: если ваш проект не является решением реально существующей проблемы, на него не будет спроса. А это значит, что все усилия команды, все средства и время, которые были вложены в создание нового бизнеса, окажутся напрасными.
№4. Рынок и его динамика
Любой рынок для проекта лучше всего оценить количественно. А именно, по модели PAM, TAM, SAM, SOM, то есть, исходя из объемов рынка потенциального, общего, доступного и реально достижимого. Конечно, оперирование этими понятиями не гарантирует немедленной симпатии инвестора, но их незнание обязательно повлечет некоторое разочарование в вас.
№5. Конкуренты и конкурентные преимущества
Незнание собственных конкурентов – это незнание внешней среды, которое неизменно приведет к краху. Перед созданием любого продукта необходимо тщательно изучить конкурентную среду и продумать (не на один шаг вперед), чем вы сможете превзойти аналоги. Важно знать, что для проектов, которые выходят на сформировавшиеся рынки, где уже присутствуют сильные игроки, необходимо предоставлять статистику использования сервиса, которая будет демонстрировать растущий интерес аудитории к проекту и то, что проект решает заявленные создателями задачи. Прототипы для таких рынков неинтересны, поскольку вы уже не обладаете сильным технологическим преимуществом.
№6. Продукт, история развития, планы
На этом слайде нужно рассказать о продукте или технологии. 3-4 ключевых аспекта, предлагаемых сервисом. Что уже было сделано на сегодняшний день? Какие планы у команды? Используйте инфографику – таймлайн графики и прочее – для наглядности.
№7. Команда
Команда – ядро любого бизнеса. Этот слайд должен влюбить инвестора в ваш проект. Первым делом напишите про 3-4 ваших ключевые фигуры. Важно указать их зону ответственности, компетенции и бэкграунд (образование и опыт работы).
№8. Финансовые показатели
Этот слайд очень важно посчитать: деньги любят счет, а деньги инвестора нужно считать дважды. На этом слайде вам нужно раскрыть все финансовые показатели своего бизнеса. Во-первых, все расходы и доходы, которые уже есть. Во-вторых, требуемую сумму инвестиций (с расшифровкой статей расходов). Хорошо, если команда покажет ключевые метрики своего бизнеса.
Интеллектуальная собственность
Помните, что идеи как таковые не стоят ничего, если они не имеют защиты. Поэтому еще на ранних стадиях зарождения проекта необходимо подумать о защите интеллектуальной собственности, будь то патентование исходного кода приложения или защита имени компании.
Вот и все! Ваш инвестиционный тизер готов. Старайтесь делать больше инфографики на слайдах и писать меньше скучного текста (кроме слайда об ограничении ответственности).
Для примера можете посмотреть работы наших студентов – вот ссылка.
Инструкция по созданию инвестиционного тизера
Инвестиционный тизер (англ. investment teaser) — маркетинговый инструмент для ознакомления инвестора с проектом. Рассмотрели основные характеристики и виды тизеров, проанализировали примеры, определили главные отличия от презентации.
Инвестиционный тизер — это краткий бизнес-документ, чаще всего состоящий из 1–2 страниц или 3–4 слайдов, который представляет обзор инвестиционных возможностей вашей компании.
Это важный инструмент в общении с инвесторами и стратегическими партнерами: основная задача инвест-тизера — заинтересовать их в сотрудничестве.
Зачем нужен инвест-тизер
Инвестиционный тизер — это первый этап в ознакомлении с бизнесом. На основе документа потенциальный инвестор решает, интересует ли его потенциал такого капиталовложения. Тизер можно сравнить с резюме — от начального впечатления зависит, пригласят ли вас на собеседование.
Исчерпывающий обзор, который можно прочитать за два-три клика, вселит в инвестора уверенность в трех вещах:
В тизере инвестиционного проекта содержатся самые существенные факты о компании. Поэтому, если вас пригласят на встречу, он станет материалом для обсуждения с потенциальными партнерами. Разрабатывая тизер, вы берете направление беседы в свои руки и с большей вероятностью спрогнозируете вопросы и комментарии.
Многие фаундеры делают ставку на устную презентацию, потому пропускают тизер. Но инвестор может отвлечься или не запомнить проговоренные вслух сведения. Потому рекомендуется предварить питчинг мини-справкой: имея под рукой распечатки заранее присланного PDF-документа, инвестор сможет придерживаться предметного разговора. Например, делать заметки, ссылаться на точные показатели и задавать вопросы.
Наконец, следует помнить: инвесторы получают сотни предложений. Обработка обращений — задача трудозатратная, что ведет к экономии усилий. Биографии на десять страниц отправляются в корзину; в первую очередь инвесторы читают краткие, емкие инвестиционные тизеры. Чем легче в них вникнуть, тем выше вероятность, что именно ваш проект пройдет первичный отбор.
Словом, все решает первое впечатление. Вы должны показать, что тщательно подготовились.
Ключевая информация в инвестиционном тизере
Важнейшее преимущество инвестиционного тизера — это его краткость. Следовательно, заголовков в нем немного, а структура предельно проста. Суть бизнеса должна быть объединена доступным языком, чтобы потенциальный партнер разобрался в теме, даже если впервые о ней слышит.
Документ можно разделить на несколько блоков, которые закрывают все основные возникающие вопросы. Что следует включить:
1. Факторы инвестиционной привлекательности
Перечислите от 3 до 5 факторов, которые сформируют уникальное торговое предложение этой инвестиционной возможности.
2. Обзор компании
Большую часть тизера следует посвятить краткому рассказу о компании. Это может быть аналог «речи в лифте», то есть три-четыре предложения, которыми вы бы описали свой бизнес незнакомому человеку. Обязательно упомяните:
3. Клиенты и продажи
Раскройте потоки доходов, информацию о продуктах и услугах, объемы продаж. Чтобы укрепить авторитетность компании и вызвать доверие у инвестора, добавьте раздел, где укажете список крупных клиентов. Желательно, чтобы это были известные бренды и имена.
4. Финансовые показатели
Бизнес должен приносить доход, поэтому инвесторам нужно знать о прибыльности вашего бизнеса. Чаще всего рекомендуют приводить:
5. Информация о сделке
Обзор компании содержит начальные положения об искомой сделке; конкретику стоит оставить на отдельный пункт, где вы раскроете, что именно вы хотите получить от инвестора или партнера (покупку доли в бизнесе, стратегическое партнерство и т. д.).
Добавьте обоснование: почему вам нужны такие объемы финансирования? На что вы его потратите? Все это поможет инвестору в короткие сроки определить, находитесь ли вы в одном поле интересов.
Тизер и питчинг-презентация: различия
Инвестиционный тизер — чисто маркетинговый инструмент, с помощью которого фаундер может заполучить первые звонки и письма от инвесторов. Не следует путать инвест-тизер с презентацией стартапа (англ. pitch deck). Хотя их задача — ознакомить инвестора с проектом, в самом их оформлении и использовании есть существенные различия:
Создать краткий понятный обзор компании сложнее, чем презентацию. Десять-пятнадцать слайдов не требуют столь тщательной работы с информацией; из-за этого возникает соблазн «раздуть» объем или использовать чрезмерно сложные языковые структуры. По этой причине некоторые angel-инвесторы открыто предпочитают получить одностраничный инвестиционный тизер.
Интересный факт: основатель Amazon Джефф Безос запрещает использовать PowerPoints на совещаниях. По его словам, участники просто сидят, уставившись на слайды, и пропускают их мимо ушей. Слайды были заменены чтением кратких докладов.
Если сравнивать два понятия, мы можем заключить, что тизер — то, что фаундеры отправляют инвестору вместе с начальным письмом; презентация — то, с чем нужно прийти к инвестору на собеседование.
Инвестиционный тизер: примеры
Инвест-тизер призван обратить внимание инвестора именно на вас, поэтому визуальное оформление — существенный фактор успеха, который нельзя недооценивать. Уникальный дизайн зацепит взгляд с большей вероятностью, чем классический шаблон Power Point.
Оформлять тизеры можно в разных форматах. Мы обнаружили четыре основных вида: презентация, PDF-файл, видеопрезентация и mind-карта.
Презентация
Тизер в формате презентации представляет собой электронный документ на 1–3 слайда, который отвечает на важнейшие вопросы:
Ниже — пример тизера от компании Innovate: он содержит краткую предысторию компании со всеми знаковыми событиями, показатели текущих продаж, а также подробное предложение о финансировании. Используется много иллюстративного материала, приведены конкретные цифры. Текст читается легко и понятен даже человеку, не знакомому с рынком.
PDF-файл
Еще один традиционный формат — PDF-документ. Он комфортен для чтения и печати, и вы можете всегда иметь с собой несколько физических распечатанных копий. Его можно заменить Word’ом, однако PDF обеспечивает более стабильное отображение на всех платформах и мобильных устройствах.
Для облегчения ваших задач Admitad Projects разработал генератор инвест-тизера, который автоматически создает удобный одностраничник на основе введенных данных. Рассмотрим наш шаблон инвестиционного тизера на белках:
Видеопрезентация
Основное преимущество видеоформата — легкость восприятия. Человек с большей вероятностью потратит две минуты на то, чтобы прослушать наглядный доклад об особенностях компании: это требует меньше когнитивных усилий, в отличие от прочтения двух-трехстраничных тизеров.
Это выгодная возможность проиллюстрировать видеорядом важные для инвестора характеристики: современность оборудования, численность команды, месторасположение и многое другое.
Для примера возьмем видеотизер финской компании Kewatec AluBoat. В нем рассказываются краткая история компании, инвестиционное предложение и основные показатели. Хотя, на наш взгляд, тизеры такого формата не помешает сопровождать текстовой версией со всеми графиками.
Mind-карта
Последний из обнаруженных нами примеров инвестиционного тизера — интеллект-карта (с англ. mind map). Здесь вариант, созданный проектом cubehostel.ru. Интерактивные карты — один из наиболее простых для восприятия форматов, однако распространять их сложнее всего: это непригодный формат для печати.
Инвестиционный тизер используется на этапе ознакомления с проектом, так как его основная цель — заинтересовать инвестора в потенциальном капиталовложении. Просмотрев ключевые сведения на 1–2 страницах, инвестор быстрее начинает ориентироваться в проекте и без лишних усилий определяет личные выгоды.
В тизере необходимо раскрыть конкурентное преимущество вашей компании: оно определяет ее способность генерировать и поддерживать прибыль в долгосрочной перспективе. Ваша ценность зависит от того, насколько вы устойчивы на рынке. Потому конкурентное преимущество формирует основу для оценки вашего бизнеса.
При оформлении инвестиционного тизера вашего проекта придерживайтесь рекомендаций:
Словом, тизер формирует общее представление о масштабах компании. Подробности можно обсудить в дальнейшей беседе, на питчинге или собеседовании. Это отличает тизер от презентации, которая предполагает более тесное ознакомление с бизнесом.
Остались вопросы по инвестиционным тизерам? Задавайте их в чате Admitad Projects. Не забывайте подписаться на канал «Раунд, экзит, два пивота» в Telegram.
Как эффектно выступать и эффективно презентовать
На этой неделе в Петербурге состоялись еще две встречи «Свободного микрофона», на которых мы учились эффектно выступать и эффективно презентовать.
Но вместо очередного бесполезного репортажа, я решил подготовить полезную публикацию.
Итак, еще одна статья о том, каким образом донести свою идею до потенциального инвестора, партнера или клиента.
Всему свое место
Я привык выделять три вида презентаций:
Выбор конкретного формата продиктован условиями, в которых вы находитесь. Знакомясь в лифте, логично поделиться идеей, на специально организованной встрече можно рассказывать о функциональных особенностях продукта, если вы смогли заинтересовать собеседника, проанализировали его потребности и готовы делать коммерческое предложение — подготовьте презентацию решения.
Презентация идеи
Я чувствую, что некоторые из вас готовы повысить меня в звании, но прикрепляя капитанские погоны я все-таки замечу, что из трех десятков предпринимателей, выступивших на уже состоявшихся «Свободных микрофонах», только четыре человека смогли с первого раза внятно объяснить чем они занимаются.
Тизер для инвестора
Но рассказать о своей идее, даже в соответствии с самым лучшим сценарием, недостаточно. Хорошо бы оставить собеседнику тизер.
Google Translate переводит слово «teaser» как «задира», «любитель подразнить», а Википедия объясняет, что тизер — это рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется.
Представитель Фонда Развития Интернет Инициатив в Петербурге Дарья Кист подразумевает под тизером документ, подготовленный на одной странице и преследующий цель — заинтересовать и вывести потенциального инвестора на последующее общение.
Приведу несколько озвученных Дарьей рекомендаций.
Из тизера должно быть понятно:
Тизер может состоять из следующих разделов:
Вредные советы выступающим
Я бы мог рассказать вам о том, как решать несуществующие проблемы, постоянно находить миллиардные рынки или делать проекты «не имеющие аналогов в мире».
Я бы научил выбирать яркий фон или маленький шрифт, зачитывать слайды или молчать, чтобы могли читать зрители.
Эпилог
Каждую среду в 19:00, мы проводим в Петербург «Свободный микрофон» — место, где вас услышат, время, когда вам помогут.
И как бы эффектно вы не выступали на публике и какие бы эффективные тизеры не готовили, день, когда человек перестает учиться — это день, когда он начинает умирать.
Так что приходите. Тем более, что на следующей неделе у нас в гостях Антон Носик.