что такое типо в казахстане
Основные направления и тенденции развития ТиПО Республики Казахстан
В статье показаны основные тенденции развития системы технического и профессионального образования в РК, проблемы развития ТиПО, формы и методы организации образовательной деятельности, приводится трансляция мирового опыта со стратегическими партнерами.
В этой связи в Законе «Об образовании» Республики Казахстан, были приняты стратегические документы по развитию ТиПО:[1].
1) Госпрограмма развития образования на 2011-2020 годы;
требующая обновления содержания ТиПО, развитие инфраструктуры, материально-технической базы, независимой оценки профессиональной подготовленности, корпоративное управление и др.
2) Госпрограмма ФИИР на 2010-2014 годы;
обеспечение кадрами индустриальных проектов.
3) Программа «Занятость-2020»;
Профессиональное обучение незанятого населения.
Негибкая, бюрократичная система разработки программ (99% содержания устанавливается централизованно, колледжи по заявкам работодателей могут включать только 48 часов из 5600. Разработка новых программ – минимум 1,5 года)
Несоответствие требованиям потребителей ТиПО квалификации преподавателей, программы обучения и материально-технической базы (при норме 20%, только 7,5% ИПР ежегодно повышают квалификацию. 3 тыс. чел. (6,5%) ИПР ежегодно уходят на производство. Только 30% мастерских колледжей имеют современное оборудование).
Таким образом, главная задача системы образования ТиПО –создание необходимых условий при получении образования, направленных на формирование, развитие, профессиональное становление личности в процессе обучения на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Уровень подготовки и формирование личности студентов ТиПО в процессе обучения определяется главным образом, способностью организовать и управлять учебно-воспитательным процессом и степенью квалифицированности кадров ТиПО.
Для решения вышеперечисленных актуальных проблем развития ТиПО в РК, НАО «Холдингом «Кәсіпқор» для совершенствования подготовки проводятся курсы повышения квалификации кадрового резерва преподавателей Колледжа Мирового Уровня с привлечением зарубежных партнеров.
Одним из необходимых условий в процессе обучения для формирования умений и навыков, предусматриваемой учебными программами является практическая деятельность студентов в виде дуального обучения.
1. Закон республики Казахстан об Образовании; Астана, 07.06.1999г., № 389-1 ЗРК. Издательский дом «LEM», 56с.
Бесплатное ТиПО: лишь бы выпустить?
Качество подготовки кадров технического профиля и повышение эффективности использования потенциала технического и профессионального образования (ТиПО) – одни из самых важных проблем казахстанской экономики.
Почему развитие ТиПО так важно? Во-первых, сокращение молодежной безработицы. В течение ближайших десяти лет в РК ожидается значимый рост численности трудоспособной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. При этом в стране сохраняется значимая доля молодежи, которые после получения среднего образования, не продолжили обучение и остались без квалификации (в 2017 году – 19% выпускников 11-х классов).
Во-вторых, запрос на подготовку специалистов технического и профессионального образования обусловлен и стратегическими задачами страны, ориентацией на индустриально-инновационное развитие. На рынке труда существует наибольшая востребованность специалистов именно этого профиля, и она только возрастает. Сигналы дает даже Акорда: на втором заседании Нацсовета общественного доверия в конце декабря 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев упомянул о намеченном сокращении найма иностранных рабочих в Казахстане, а также ужесточении требований к иностранным компаниям по местному содержанию в кадрах.
Отдельно стоит отметить взаимосвязь между ВВП на душу населения и индексом развития ТиПО: страны с лучшими системами ТиПО обладают самыми высокими показателями экономического развития.
В Казахстане акцент на развитие технического образования осуществлялся в рамках нескольких государственных программ. С 2017 года бесплатное техническое и профессиональное образования стало предоставляться молодежи всех регионах страны. В госпрограмме «Еңбек» эта мера призвана сократить безработицу.
Однако отечественные работодатели не удовлетворены качеством подготовки казахстанских “технарей”. Ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются не заполненными. Опросы предприятий страны, проведенные национальными экспертами, показывают: около 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования (2017).
Отчасти об этом в Казахстане свидетельствует и запрос на сотрудников технических специальностей, привлекаемых из других стран, которым зачастую предоставляются лучшие, чем местным кадрам, условия.
Возрастание сложности создаваемых технических объектов, потребность технического образования определяется умением специалистов работать в области высокотехнологичного производства, основанного на автоматизации и информатизации. Основным содержанием труда современного рабочего становится не столько непосредственное воздействие на предмет труда, сколько управление технологическим процессом.
Для профессионального технического образования за последние пять лет характерна тенденция роста численности обучающихся, которая базируется скорее на квазиспросе, чем на реальной потребности в данном образовании. Колледжи рассматриваются как средство образовательной компенсации для тех, кто не поступил в вузы, поскольку это образование бесплатно и ориентировано на представителей малообеспеченных семей. В погоне за количеством теряется качество.
Потому в системе образования на сегодняшний день необходимо изыскивать новые подходы, обеспечивающие существенное повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
В рамках данной работы будут рассмотрены причины низкой эффективности системы ТиПО в Казахстане, взаимосвязь качества образования и последующего трудоустройство выпускников. Я также предложу пути, как можно было бы улучшить ситуацию, связанную с подготовкой и востребованностью кадров с профессионально техническим образованием.
Проблемы, связанные с развитием системы ТиПО в Казахстане
Начнем с проблем колледжей, которые влияют в итоге трудоустроенность выпускников, а значит, свидетельствуют об их эффективности.
Кадровое обеспечение. Уровень готовности студентов колледжей к производственной деятельности зависит от профессиональной подготовленности инженерно-педагогических кадров, в том числе педагогов специальных дисциплин. Тем не менее, на сегодняшний день отмечается дефицит как инженерно-педагогических кадров, так и мастеров производственного обучения, причинами чего являются низкий уровень заработной платы, который не позволяет привлечь для преподавания опытных работников с производства.
Преподавательские кадры стареют, а на замену уходящим на пенсию преподавателям редко приходят специалисты с опытом профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства. Есть проблемы, связанные с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации педагогических и руководящих работников.
Как следствие, рабочие кадры страны не владеют или владеют ни низком уровне навыками компьютерного проектирования, работы со сложными сварочными конструкциями, техническим английским языком.
Обеспечение материально-технической базой. К числу проблем, связанных с развитием ТиПО, относят также устаревшую материально-техническую базу колледжей, которая не обеспечивает качество подготовки кадров и привлекательность системы ТиПО. Как отмечают специалисты уже много лет не проводились закупки дорогостоящего оборудования. Как итог – знания обучающихся не подкрепляются практическими умениями и навыками. Здесь же можно отметить, такую важную составляющую материально-технической базы, как обеспеченность учащихся общежитиями и учебными корпусами – эти объекты сильно изношены.
Дуальное образование, связь ТиПО и бизнеса, производства. Среднее техническое образование требует значительной практической подготовки студентов в условиях реального производства, что является главным путем повышения адекватности результатов обучения потребностям производства. Только взаимодействие с работодателями может обеспечить использование материально-технической базы производства в образовательном процессе, обучение студентов на уникальном оборудовании, в условиях современных автоматизированных комплексов. В 2018 году первый президент Нурсултан Назарбаев приводил данные, что дуальным обучением охвачено всего только 12% студентов ТиПО.
В слабой связи образовательных учреждений со сферой труда стоит винить и самого работодателя, его социальную незрелость, неготовность к социальному партнерству с системой образования, неспособность формулировать образовательный заказ. Потребитель образовательной услуги обязательно должен участвовать в производстве этой услуги, поскольку без его активной вовлеченности, интеллектуального участия процесс теряет смысл, становясь пустой тратой средств. В этом ключе стоит привести в пример, как образец наиболее налаженных связей, финансовые инвестиции в систему ТиПО в Германии, где из 40 млрд евро бюджета ТиПО, работодатели вкладывают ⅔ – 26 млрд евро.
Связь ТиПО и потребностей региональной экономики. Большое значение в вопросе слабой эффективности системы ТиПО имеет и отсутствие на протяжении длительного времени системного подхода к образовательным учреждениям на региональном уровне, что повлекло за собой значительное несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее в хозяйственных структурах регионов.
Сегодня все отчетливее формируются региональные рынки труда, во многом локализующие трудовые миграционные процессы. Преодоление оторванности деятельности ТиПО от нужд регионов, несоответствия структуры подготовки кадров спросу на них на формирующихся местных и региональных рынках труда, становится особенно важным. В ряде развитых стран система профессионального образования все более врастает в региональные структуры.
В госпрограмме продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» указано, что подготовка кадров производится с учетом потребностей рынка труда. Тем не менее, документов и расчетов, каким образом были сделаны прогнозы потребности рынка труда (в общем и в разрезе регионов), которые формировали образовательную структуру ТиПО, не представляется.
Восприятие ТиПО в общественном сознании, проблемы с профориентацией. Большое значение имеет и непопулярность, непрестижность системы начального профессионального образования в общественном сознании. Сюда же можно отнести и зачастую неоправданно завышенную оценку качества вузовского образования, и низкую ценность труда в современном обществе.
Только 22% населения Казахстана считает ТиПО престижным (данные Минтруда, 2016). Тогда как в странах Евросоюза получение рабочей профессии для 71% населения имеет позитивный имидж. Что же касается профориентации, то, как отмечают международные эксперты, ее существующие методики сегодня разрознены и не обеспечивают информацией о действительно существующих потребностях рынка труда в технических специалистах. Школьникам в качестве «ориентира» предлагают разовые мероприятия без участия работодателей. В 2017 году доля молодежи типичного возраста в ТиПО (14-24 лет) составила лишь 17%.
Проблемы развития ТиПО кроются в несовершенстве законодательства
Основные проблемы развития технического и профессионального образования (ТиПО) кроются в несовершенстве законодательства в этой сфере, считает директор Алматинского государственного колледжа Насымжан Оспанова. От Палаты предпринимателей города Алматы она избрана делегатом на I съезд Национальной палаты предпринимателей, который пройдет 25 июня в Астане.
Н.Оспанова планирует выступить на съезде и озвучить ряд отраслевых проблем, которые нужно решать в ближайшее время.
Кроме того, до настоящего времени не разработаны типовые учебные планы для подготовки кадров из числа лиц с ограниченными возможностями, для продолжения обучения на базе рабочей квалификации, для проведения экспериментальной работы, в т.ч. по внедрению дуальной системы обучения, которой предусмотрено значительное увеличение практики.
Н.Оспанова отметила, что с момента образования Палаты предпринимателей г.Алматы его социальным блоком проведена немалая работа по улучшению взаимоотношений между бизнес-структурами и образовательными учреждениями.
Так, запущен проект по созданию Ресурсного центра адаптации и профессионального и инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями на базе колледжа технологий и флористики. Палата постоянно участвует в благотворительных акциях в рамках реализации проектов «Линия жизни», «Адресная помощь ветеранам» к Дню Победы и «Новый путь» по ресоциализации и адаптации несовершеннолетних осужденных («Последний звонок», «День защиты детей»). Выпущена «Памятка для работодателей по трудоустройству инвалидов» на русском и казахском языках, подписаны меморандумы между ПП г.Алматы и вузами: КазНУ им аль-Фараби, МАБ, КазНУ им. К.Сатпаева, а также трехстороннее соглашение между акиматом города, Алматинским Союзом профсоюзов и ПП Алматы. Но, чтобы эти документы и проекты были полностью реализованы, нужно усовершенствовать законодательство в сфере ТиПО.
Делегат I съезда НПП надеется, что ее слова будут услышаны и работа по развитию технического и профессионального образования станет более эффективной.
Как в Казахстане решается вопрос технического и профессионального образования молодежи
Ежегодно в колледжи поступают 150 тысяч студентов, из них 95 тысяч по государственному заказу. С 2017 года реализуется проект «Бесплатное ТиПО для всех», который финансируется из двух источников: за счет местного и республиканского бюджета в рамках программы «Еңбек». Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала с директором департамента технического и профессионального образования МОН РК Насымжан Оспановой, которая рассказала о том, каким образом решается проблема охвата молодежи техническим и профессиональным образованием.
«В рамках данного проекта студенты обеспечены социальной поддержкой: одноразовым горячим питанием, стипендией и бесплатным проездом два раза в год. Для многих молодых людей, которые получают образование в колледжах, это существенный источник дохода. Также по поручению Главы государства учащимся по рабочим специальностям технического и профессионального образования была повышена стипендия на 30% (до 21 787 тенге). Однако из-за недостаточного объема госзаказа 50 тыс. студентов поступают на платной основе, из-них почти 80% относятся к социально-уязвимым категориям населения. Ежегодно множится численность молодежи NEET, количество которой на сегодня составляет 237 тысяч человек»,— поделилась руководитель департамента технического и профессионального образования.
Глава государства в своем послании народу Казахстан от 1 сентября 2021 года дал поручение правительству исправить данное положение и обеспечить стопроцентный охват молодежи бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям.
«В рамках исполнения поручения Президента планируется поэтапный охват бесплатным образованием в первую очередь выпускников 9-х классов. С учетом предусмотренных средств из местного и республиканского бюджетов к 2025 году все желающие выпускники 9-х классов будут 100% охвачены бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям. Для этого регионами будет определен перечень востребованных специальностей с учетом потребности в кадрах и увеличен объем госзаказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием»,— добавила Насымжан Оспанова.
Только в этом году по сравнению с предыдущим годом госзаказ увеличен на 4,7 тыс. мест. Разработан новый механизм приема в колледжи по принципу «Деньги за студентом», где абитуриентам предоставлена возможность выбирать до четырех специальностей и до четырех колледжей.
«Были отменены вступительные экзамены, за исключением педагогических, медицинских и творческих специальностей, конкурс проводился автоматизировано по среднему конкурсному баллу оценок обязательных и профильных предметов аттестата. Данные меры позволили обеспечить прозрачность распределения госзаказа и приема абитуриентов в колледжи. Кроме того, в текущем году при приеме были включены дополнительные квотные категории: пять процентов квоты для детей из многодетных семей, один процент – для детей из неполных семей, один процент – для детей из семей, воспитывающих детей-инвалидов с детства к уже имеющимся шести квотным категориям. В результате прием по квоте по госзаказу в текущем году увеличился на 16 тысяч мест и составил 51,1 тысяч человек. Также увеличилось количество поступающих на базе девятого класса на 12 тыс. человек»,— продолжила спикер.
Также важно отметить, что абитуриенты впервые имели возможность пройти профдиагностику, получить рекомендации и ознакомиться с картами профессий при выборе специальности во время сдачи документов на конкурс. В дальнейшем для усиления профориентационной работы будут создаваться центры профориентации и карьеры в колледжах, кабинеты профориентации в школах, а также организовано обучение профориентаторов. Также будет разработана информационная система и мобильное приложение профессиональной ориентации и карьеры, в том числе на основе Атласа новых профессий Казахстана.
«Но на сегодняшний день основная проблема заключается в том, что профессиональное образование всё ещё малопривлекательно. Поэтому Министерством были сделаны первые шаги по предоставлению колледжам академической самостоятельности. Ранее мы жестко регламентировали и устанавливали сроки обучения по различным квалификациям. В среднем от двух лет до четырех лет. Данную норму исключили из Закона «Об образовании». Теперь это будет зависеть от конкретной образовательной программы и требуемых результатов обучения. Сроки обучения были сокращены за счет исключения дублирующих дисциплин при освоении одной квалификации»,— сказала собеседница.
Сегодня колледжи совместно с работодателями самостоятельно определяют содержание образовательных программ, сроки обучения.
То есть у студентов появилась возможность получать необходимые квалификации и устраиваться на работу в более короткие сроки, а при необходимости возвращаться и получать дополнительно другие квалификации.
Логичным продолжением академической самостоятельности стало внедрение кредитной технологии обучения, которая повысит привлекательность колледжа за счет признания формального и неформального обучения.
«Для этого мы адаптировали европейскую кредитную технологию для профессионального образования и обучения, которая направлена на обеспечение перевода, признания и накопления результатов обучения. Кредитная технология уже сегодня позволяет студентам самостоятельно выбирать траекторию обучения путем накопления необходимого объема кредитов на разный уровень компетенций. При этом учитываются результаты обучения, полученные формально и неформально (сертификаты). Это тоже дает возможность для сокращения сроков обучения. Стоит отметить, что внедрение кредитной технологии не исключает использования других существующих технологий обучения»,— продолжила собеседница.
Таким образом, сегодня наш студент ТиПО может выбрать свою индивидуальную траекторию обучения, получить и совершенствовать навыки, сменить профиль деятельности, параллельно получить профессиональное образование по разным направлениям и стать гибким на рынке труда. Данные меры позволят подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда, и система ТиПО будет готовить специалистов, которые будут соответствовать требованиям работодателей.
«Пандемия заставила нас полностью переформатировать сферу образования. Действительно мы столкнулись с тем, что большую часть студентов необходимо было перевести на дистанционное обучение. На сегодня 100% колледжей имеют доступ к более 30 цифровым платформам, которые полностью автоматизированы и направлены на обеспечение доступа обучающихся к образовательному процессу. Следует отметить также, что более 40 тыс. педагогов прошли курсы по IT компетенциям», — сказала в заключении директор департамента технического и профессионального образования МОН РК.
Насымжан Оспанова так же добавила, что в настоящее время понятие «дистанционное обучение» законодательно закреплено и уже разработаны требования к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правила. Вопрос организации, совершенствования и внедрения дистанционного обучения в колледжах является актуальным независимо от ситуации с пандемией.
Перед организациями ТиПО Казахстана стоят важные задачи, реализация которых позволит обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами, способными дать достойный ответ современным вызовам.
Что такое типо в казахстане
О новых подходах к разработке образовательных
программ технического и профессионального образования
в Республике Казахстан
Модульно – компетентностный подход к разработке образовательных программ ТиПО в Республике Казахстан
(модульная учебная программа)
Последние годы с момента создания нормативно-правовой базы разработки и принятий Национальной системы квалификации (2011 года) а также требованием транснациональных компании работающих в Республике Казахстан при приеме на работу местных специалистов обязательного представление Сертификата о квалификации, то есть, документа, подтверждающего профессиональную компетентность – претендента на конкретное рабочее места.
Специалисты системы ТиПО под руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан активно начали изучать и работать по пересмотру структуру и содержание образовательных программ, порядок проектирование учебных планов и программ от традиционного предметно – циклового подхода с описанием содержание технических и специальных дисциплин и видов учебно-производственной работы к формированию учебных модулей ориентированные на выполнение определенных видов будущей профессиональной деятельности (компетенции).
В результате за 2013-2015 годы с привлечением экспертов таких зарубежных организации как GIZ (Германия), Британского Совета (Великобритания), Pearson Education (Великобритания), JAMK (Финляндия), LD (Германия), TAFE (Австралия), Nanyang Polytechnic (Сингапур), Университет Sait Polytechnic Южной Альберты (Канада) и РИПО (Беларусь) были разработаны образовательные программы по 45 специальностям на основе модульно-компетеностного подхода.
Изучения зарубежного опыта и совместная работа с зарубежными экспертами по разработке образовательных программ по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, показало, что у каждой страны различные подходы к определению структуры и содержание модульных программ.
Обсуждая опыт совместной работы НАО «Холдинга «Кәсіпқор» по созданию новых образовательных программ, Министерством образования и науки РК была принята решение;
— с нового 2016-2017 учебного года начать внедрение в колледжах страны выше названные новые образовательные программы по 45 специальностям ТиПО;
— за 2016-2018 годы актуализировать, то есть пересмотреть все ранее разработанные учебные планы и программы по подготовке специалистов среднего звена и рабочих кадров на основе модульно-компетеностного подхода.
Для чего НАО «Холдингом «Кәсіпқор» в текущем году организованы курсы повышения квалификации ИПР и руководящих работников колледжей ТИПО в которых, предусмотрены внедрение новых образовательных программ. По данной программе повышения квалификации только в этом году будут переобучены более 2600 преподаватели технических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения колледжей страны.
Особенности модульно-компетеностного подхода к разработке образовательных программ технического и профессионального образования, по которым начато пересмотр традиционного подхода к проектированию типовых учебных планов и программ для учебных заведений ТиПО.
Модульная учебная программа – часть образовательной программы, направленная на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности в рамках одной специальности.
Содержание модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения.
При модульном подходе к разработке образовательных программ на каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельный модуль.
В рабочей учебной программе по специальности определяется перечень и объемы каждого модуля, порядок их изучения, виды учебных занятий и формы контроля в соотношении; теоретические занятия в колледже – 40%, практика на предприятии – 60% (процентное содержание зависит от специальности).
Модульная учебная программа дает возможность освоения выпускниками колледжей нескольких квалификаций и быть более мобильными и востребованными на рынке труда.
В зависимости от поставленных перед разработчиками целей, задач и ожидаемых результатов обучения модульные образовательные программы по структуре и содержанию могут отличаться друг от друга.
В некоторых странах методисты используют модульный подход для организации планирования работы преподавателя общетехнических и специальных дисциплин. Учебные программы отдельных специальных предметов формируются по содержанию тематики и разделов в отдельные модули для обеспечения завершенности обучения отдельных видов функциональной деятельности (компетенции). Совокупность таких модулей может дать отдельно взятую квалификацию. Такой подход рассматривается как модульная технология преподавания отдельных дисциплины и видов учебной работы. Например, модульные программы, используемые в колледжах Германии, Великобритании, в большинстве случаев разрабатываются на каждую компетенцию (вид действий, выполняемый в рамках одной квалификации), необходимую для получения квалификации. В таком подходе завершение обучения по отдельно взятым модулям не дает возможности выхода на рынок труда.
В Сингапуре, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и ряде других стран структура и описание содержания модульных программ предусматривают необходимость разработки их на каждую квалификацию. На каждую квалификацию по модулям описываются ожидаемые результаты обучения и критерии оценки.
Результаты обучения – это формулировки, определяющие, что будут знать, уметь или в состоянии выполнять студенты в результате учебной деятельности. Результатом обучения выступают совокупность формируемых компетенций по модулям обучения с выходом на квалификацию.
Критерии оценки – перечень основных видов учебной деятельности по модулям для принятия решения по оценке результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.
В этих странах содержания модульной учебной программы представляется в виде завершенных этапов обучения и направлены на освоение знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности (квалификации) в рамках одной специальности с возможностью сертификации квалификации и выхода на рынок труда.
Согласно, Трудовому кодексу Республики Казахстан, только наличие документа об образовании и квалификации (специальных знаний и профессиональной подготовки) гарантирует конкурентоспособность и возможность выхода человека на рынок труда.
Именно поэтому внедрение модульно-компетентностного подхода к разработке образовательных программ в Казахстане является более востребованным и перспективным.
Чтобы, было более понятным для инженерно-педагогических работников колледжей и разработчикам рабочих учебных планов и программ приведу несколько примеров:
Отрасль: «Строительство»
Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с учетом специальных видов строительных работ предусматривает выполнение минимум пяти видов профессиональной деятельности, (со специализацией отделочные работы получения 5 квалификации) или специальных модулей в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:
Структура и содержание образовательных учебных программ и планов определяются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов или квалификационных требований и пожеланиями заказчика-работодателя.
При разработке рабочих образовательных программ и учебных планов, исходя из требований конкретного работодателя-заказчика и срока обучения по данной специальности, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля общего профессионального характера деятельности: (Охрана труда и безопасной организации работы», «Оборудование, механизмы и инструменты, используемые в отделочных работах», «Сырье и материалы, используемые в отделочных работах»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 8 модулей (на усмотрение разработчика).
После завершения обучения всех модулей учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена (тестов) в центрах сертификации квалификации, получить сертификат и выйти на рынок труда. И эти положения также должны быть учтены при разработке раздела «Контрольные измерительные материалы», то есть тестовых заданий по оценке и сертификации квалификации.
Отдельные специальные модули можно использовать для организации краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, так как модули автономные и представляют собой завершенные курсы профессионального обучения с достижением определенных результатов (компетенций).
Отрасль: «Сфера обслуживания»
Профессиональный стандарт НСК РК по специальности: «Организация питания» предусматривает выполнения следующих четырех видов профессиональной деятельности (компетенций) в рамках этой специальности (Повар, Кондитер, Официант и Бармен).
На каждый вид профессиональной деятельности (компетенции) разрабатывается отдельные модули. Они имеет завершенный этап обучения.
Образовательная программа по специальности «Организация питания» в данном случае должна включать минимум четыре специальных, содержательно ориентированных на квалификацию модуля профессионального обучения.
При модульно-компетентностном подходе к разработке образовательных программ по данной специальности, исходя из требований профессиональных стандартов (к компетенции специалиста), содержания и срока обучения, можно предусмотреть еще три дополнительных модуля: («Оборудование и механизмы для организации общественного питания», «Сырье и материалы для организации общественного питания», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»).
Таким образом, при разработке рабочей учебной программы и плана по специальности «Организация питания» можно будет предусмотреть минимум 8 модулей профессионального обучения.
После освоения всех модулей данной образовательной программы у студента: — будут возможность получения минимум четырех квалификаций;
— повысится возможность трудоустройства в сфере обслуживания по специальности «Организация питания».
Отрасль: «Машиностроение»
Профессиональный стандарт, разработанный и утвержденный в рамках внедрение Национальной Системы Квалификации Республике Казахстан (далее — НСК РК) по специальности: «Эксплуатация машин и оборудования промышленности».
Предусматривает выполнение минимум трех видов профессиональной деятельности (компетенции) в рамках данной специальности. То есть работать в качестве:
Для организации подготовки кадров по этой специальности на основе профессионального стандарта/квалификационных требований разрабатываются образовательные учебные программы и планы.
Образовательная программа по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» должна включать минимум три содержательно-ориентированных на квалификацию специальных модуля профессионального обучения.
Исходя из требований (к компетенции специалиста) профессионального стандарта/квалификационных требований по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» и в зависимости срока обучения можно предусмотреть еще четыре модуля общих для всех видов профессиональной деятельности (компетенции) по указанным квалификациям: («Материаловедение», «Слесарное дело», «Промышленные оборудование и механизмы», «Охрана труда и техника безопасной организации работы»). Тогда образовательная программа по данной специальности будет состоять минимум из 7 модулей.
После завершения обучения по всем модулям учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена в центрах сертификации квалификации. Получение сертификата в центрах сертификации дает возможность выйти на рынок труда.
Таким образом, новые образовательные программы, разработанные на основе модульно-компетентностного подхода позволяют:
Примерные формы оформление структуры и описание содержание модульных программ
Специальность ___________________________ Квалификации:
1)__________________, 2) __________________, 3)__________________,
4) _____________________________, 5) ___________________________.
Наименование модулей с указанием квалификации
(Коды из Классификатора ТиПО)
и тем по учебным модулям (общепрофессиональных и специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики)
компетенция/ результаты обучения (модульные единицы)
(Знания, Умения, Навыки
Объем учебного времени
(указать уровень квалификации)
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем производственного обучения
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем профессиональной практики
Знания, Умения, Навыки
(указать уровень квалификации)
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем производственного обучения
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем профессиональной практики
Знания, Умения, Навыки
Мастер отделочник (с умением выполнять плиточника и облицовщика)
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем производственного обучения
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем профессиональной практики
Знания, Умения, Навыки
Техник-отделочник (указать уровень квалификации)
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем производственного обучения
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем профессиональной практики
Знания, Умения, Навыки
Младший технолог — строитель (указать уровень квалификации)
Наименование разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин
Знания, Умения, Навыки
Наименование разделов и тем производственного обучения
Знания, Умения, Навыки Быть компетентным:
Наименование разделов и тем профессиональной практики
Знания, Умения, Навыки
На каждую квалификацию и по модулям необходимо определить ожидаемые результаты обучения и разработать критерии оценки.
Код профессиональных квалификации/ компетенций
Учебные модули (темы и виды учебно-производственной работы)
Формируемые навыки работы/результаты обучения/компетенции
Объем учебного времени
По структуре и содержанию учебной программы.
В разделе «Содержание модульной учебной программы дисциплины/производственного обучения и практики» необходимо описать критерии оценки обучения.
При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине необходимо учитывать «Методику разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования (Приказ МОН РК №446 от 3 ноября 2013 года)» в части описания компетенций.
Примечание: Перед типовым учебным планом необходимо в пояснительной записке (предисловие) отразить возможность приложение типового учебного плана (традиционной предметно-цикловой форме) в целях более детального понимания разработчиками рабочих учебных программ использования модульно — компетентностного подхода а также организаторам (менеджерам), занимающихся вопросами тарификации и распределения учебной нагрузки между ИПР в конкретном учебном заведении.
Предложенная форма типового учебного плана разработано на основе моделей учебных планов указанных в ГОСО РК «Общие положение» по ТиПО.
Образец оформление структуры и содержание типового учебного плана для внедрения технологии модульного обучения (приложение 2).
учебный план
по организации подготовки кадров по технологии модульного обучения
(по модульным образовательным программ) по специальности _________________________________________________________________
Квалификации: 1) _____________________, 2) ________________________,
3) ____________________, 4) ________________________
Срок обучения _________ на базе общего среднего образования
циклов, дисциплин и возможных модулей
(с указанием кода компетенции/квалификации)