что такое тип воздушного судна
Что такое тип воздушного судна
МИ 8
МИ 8 — средний транспортный вертолет, который используется для срочной доставки грузов массой до 4 тонн.
Грузовой отсек оснащен большим грузовым люком, узлами для швартовки грузов, усиленным
полом и другими характерными приспособлениями. Вертолет также имеет боковую сдвижную дверь,
использование которой бывает гораздо удобнее и практичнее, нежели использование люка,
грузовые створки и трапы. Существуют модификации, оснащенные системой внешней подвеской,
выдерживающей вес до 3 тонн, или лебедкой с бортовой стрелой, которая предоставляет
возможность подъема на борт грузы массой до 150 кг в режиме «висения».
Грузовой самолет Fokker 27 традиционно используется на местных авиалиниях, т. е. для внутренних перевозок.
В задней части фюзеляжа этого воздушного судна располагается большой грузовой люк,
оснащенный пневматическими створками. Грузы массой до 6 тонн доставляются в кабину
с помощью специально предусмотренной лебедки. Низ самолета характеризуется избыточным
коэффициентом прочности, благодаря чему хорошо упакованный груз остается
в безопасности даже в случае аварийной посадки с убранным шасси.
Транспортный самолет АН 26 традиционно используется для перевозки грузов и
малогабаритной техники на расстояния дальностью до 2000 км. Это судно
отличается поразительной устойчивостью, легкость управления, благодаря чему самолетом
могут управлять пилоты средней квалификации. А уникальные взлетно-посадочные качества
вкупе с высокопроходимыми шасси делают его непритязательным к типу взлетно-посадочной
площадки и дают возможность эксплуатировать в практически любых погодных условиях
на галечных, грунтовых, песчаных, «размокших» и заснеженных аэродромах весьма скромных размеров.
Конструкция моноплана и широкий проем грузового люка позволяют устанавливать специальную
трап-створку, которая облегчает и ускоряет процесс разгрузки-погрузки с земли или кузова автомобиля.
аэродромных площадках с бетонным, галечным, грунтовым или снежным покрытием.
Способен осуществлять взлеты и посадки в любое время суток. Грузовой отсек оптимизирован
по габаритам наиболее типичных грузов и позволяет перевозить грузы в контейнерах,
жестких поддонах, нестандартной таре (бочки, тюки), а также колесную технику.
Воздушное судно Saab 340 можно назвать свободнонесущим низкопланом. Он используется
на линиях небольшой протяженности. Последние модификации имеют возможность укороченного
взлета и посадки, что позволяет использовать этот самолет даже на небольших аэродромах.
Относительно небольшая грузоподъемность вкупе с впечатляющей маневренностью делает
Saab 340 идеальным вариантом для перевозок в «глухих» уголках страны.
Boeing 737 принадлежит к классу транспортных самолетов малой дальности. Более четверти века
назад он стал лидером на коротких рейсах авиалиний большинства континентов.
Высокая подъемная сила воздушного судна, отличные летные показатели на малых скоростях,
предоставляющие возможности для укороченной посадки и взлета, а также экономичность
на высоких скоростях и малых высотах позволяют ему оставаться конкурентоспособным по сей день.
Самолет АН 12 — грузовое воздушное судно, представляющее собой цельнометаллический,
свободнонесущий высокоплан с прямым крылом. Шасси самолета отличается высокой проходимостью,
благодаря чему АН 12 беспроблемно взлетает с грунтовых аэродромов. Погрузка осуществляется
через грузовой люк с рампой, расположенный в задней части фюзеляжа и свободно пропускающий
крупногабаритную технику. Выгрузка возможна тем же способом или путем сброса груза на парашютах.
Процесс погрузки-разгрузки и швартовки существенно облегчается за счет бортового погрузочного устройства,
способного поднимать предметы весом до 2,5 тонн, и лебедки, втягивающей несамоходные грузы в кабину.
L 100-30 — транспортный самолет средней грузоподъемности, произведенный фирмой Lockheed.
Дальность полета при максимальной загрузке составляет 3790 км, благодаря чему может быть
организована доставка грузов из Франции и других европейских стран общей массой до 23 тонн.
Основной грузовой люк расположен в задней части кабины. Погрузочно-разгрузочные работы ускоряются
благодаря специальной рампе с гидравлическим приводом. Стоит отметить, что данные самолеты
часто принимают участие в операциях по организации и оказанию гуманитарной помощи.
Тяжелый транспортный вертолет МИ 26 используется для транспортировки крупных грузов,
техники и оборудования общей массой до 25 тонн. Он нередко применяется при строительстве мостов,
буровых, монтаже линий электропередач в труднодоступных районах. Погрузка осуществляется через
грузовой люк, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. При этом процесс существенно ускоряется
благодаря опускаемому трапу и подтрапникам, а также электролебедкам и погрузочно-разгрузочному
устройству грузоподъемностью в 5 тонн.
Самолет ТУ 204 идеально подходит для авиалиний средней протяженностью. Дальность полета
при максимальной загрузке составляет порядка 4700 км. С помощью этого самолета может быть
организована доставка грузов из Франции, Германии, Испании и других европейских стран в Россию.
Фюзеляж судна имеет боковую грузовую дверь размером 3,4×2,0. Грузовая кабина может вместить
до 14 стандартных поддонов, в то время как в нижних грузовых отсеках свободно размещается
12 контейнеров типа 2АК-0.7. Для удобства погрузочно-разгрузочных работ пол грузовой кабины
оснащен роликовыми дорожками, шаровыми панелями и другим оборудованием.
Boeing 757 рассчитан на перевозку грузов массой до 39 тонн. В кабине самолета одновременно
можно разместить 15 стандартных поддонов. Грузовой люк, через который посредством лебедок и бортового
погрузочного устройства осуществляется загрузка и разгрузка, расположен с левой стороны фюзеляжа.
Без дозаправки самолет способен преодолевать расстояние в 4670 км.
Самолет ИЛ 76 — идеальный вариант для оперативной доставки крупногабаритных грузов,
техники и оборудования по воздушным трассам средней протяженности, расположенным
в различных географических широтах. Для ИЛ 76 подходят практически любые условия базирования.
Шасси с повышенной проходимостью, мощная механизация крыла и впечатляющая энерговооруженность
обеспечивают взлет с неподготовленных грунтовых аэродромных полос и посадку на них.
При этом взлетно-посадочные дистанции совсем незначительны для воздушного судна таких размеров.
Доставка товаров из Китая в Россию, а также транспортировка грузов из других стран возможна в авиационных
или автомобильных контейнерах любых типов, поддонах и других тарах, используемых при международных перевозках.
Такая универсальность достигается благодаря особой конструкции грузовой кабины, оснащенной различными
бортовыми средствами и приспособлениями для погрузки-разгрузки, и ее размерам.
Самолет Airbus 300 B4 был специально разработан для перевозки крупногабаритных конструкций,
техники и приборов на средние и короткие расстояния (до 2700 км). Он отличается увеличенным фюзеляжем,
открывающимся вверх носовым обтекателем и усиленным полом. Перед крылом на левом борту фюзеляжа
расположена грузовая дверь размером 3,58×2,56 м. В кабине можно одновременно перевозить до 20 грузовых поддонов
и еще 20 грузовых контейнеров типа LD3 в нижних грузовых отсеках. Самолет оснащен внушительным
комплексом погрузочно-разгрузочного оборудования.
DC 8 — дальнемагистральный грузовой самолет, созданный усилиями американских специалистов из компании Douglas.
С его помощью доставка грузов из Франции, Италии и других стран Европы и мира становится максимально доступной.
Предельная дальность полета этого транспортного средства — 8950 км. Самолет оснащен всем необходимым оборудованием
для быстрой и удобной разгрузки и погрузки.
Воздушное судно АН 22 «Антей» выполнено по схеме высокоплан. Конструкция предусматривает
наличие грузового люка внушительных размеров. Кроме того, самолет оснащен наклонным трапом-рампой,
который можно устанавливать на различных уровнях, и четырьмя тельферами, грузоподъемность
каждого из которых составляет 2,5 тонны. Трап-рампа и тельферы делают АН 22 независимым от наличия
погрузочно-разгрузочных устройств на аэродромах. Также предусмотрена возможность перевозки грузов
крупных габаритов на внешней подвеске: на фюзеляже или под крылом. Многостоечное 12-колесное шасси,
отличающееся повышенной проходимостью, позволяет не только садиться на грунтовое покрытие и взлетать с него,
но и осуществлять посадку даже в случае не выпуска одной-двух стоек или разрушения амортизаторов пневматиков и стоек.
Благодаря таким характеристикам доставка товаров из Китая, Северной Америки и других крупных экономических
центров мира становится не просто быстрой, но и максимально безопасной, а уникальная грузоподъемность
этого самолета (до 50000 кг) позволяет сэкономить и перевезти весь груз за один полет.
DC 10 можно отнести к классу широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Некоторые модификации
способны совершать полеты на расстояния до 11000 км. Погрузка в DC 10 производится через боковую дверь.
В грузовом отсеке свободно размещается до 30 контейнеров типа LD3. На борту установлен
стандартный комплекс погрузочно-разгрузочного оборудования.
MD 11 — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, который способен перевозить
грузы на расстояние до 7500 км. Он позволяет разместить до 6 стандартных контейнеров
на главной палубе, остальной груз располагается в нижних отсеках.
Boeing 747 принадлежит к числу одних из самых грузоподъемных самолетов. При этом отличается
низкими затратами топлива при расчете на каждую тонно-милю, а дальность полета может достигать 8000 км.
Именно поэтому данное воздушное судно идеально подходит для организации экономичной и максимально
рентабельной доставки грузов из Китая и других отдаленных стран. Грузовой Boeing 747 имеет усиленный пол кабины,
боковую грузовую дверь внушительных размеров, а также положенный набор погрузочно-разгрузочного оборудования.
АН 124 (Руслан) принадлежит к классу тяжелых транспортных самолетов и предназначен для перевозки
крупногабаритных грузов по всему миру. Отличные аэродинамические характеристики и,
как следствие, большая дальность полета обеспечиваются благодаря крылу толстого стреловидного
профиля и тщательно продуманной формой фюзеляжа. Многостоечное 24-колесное шасси позволяет
использовать АН 124 на грунтовых полосах аэродромов, а также изменять угол наклона фюзеляжа
и стояночный клиренс, благодаря чему существенно облегчается процесс погрузочно-разгрузочных работ.
Особая конструкция фюзеляжа предполагает наличие двух грузовых люков, один из которых располагается
в носовой части фюзеляжа, другой — в хвостовой. Самолет также оснащен бортовыми передвижными кранами
и другим погрузочно-разгрузочным оборудованием общей грузоподъемностью 20 тонн и швартовочным
оборудованием, благодаря чему погрузка и доставка грузов из Китая и других стран проходит значительно быстрее.
Воздушное судно
Содержание
Виды воздушных судов
Классификация воздушных судов по удельному весу
По своему удельному весу воздушные суда условно можно разделить на две группы — воздушные суда легче воздуха (англ. aerostats ) и воздушные суда тяжелее воздуха (англ. aerodynes ). Разница между ними заключается в том, что воздушные суда легче воздуха способны самостоятельно подняться в воздух без помощи дополнительной силовой установки, в отличие от воздушных судов тяжелее воздуха. Данная классификация не является официальной и приводится как одна из возможных и часто употребимых.
Легче воздуха
Воздушные суда легче воздуха отличаются тем, что для подъёма в воздух используют аэростатические силы, основанные на законе Архимеда, согласно которому тело меньшей плотности будет всплывать в среде бо́льшей плотности до тех пор, пока не начнёт плавать (то есть пока плотности тела и среды не будут равны). Поскольку при удалении от поверхности земли плотность атмосферы падает, подъемная сила такого летательного аппарата при наборе высоты также уменьшается.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 136, Минтранса РФ № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002 «Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации» для воздушных судов легче воздуха даны следующие определения (английский перевод не входит в состав Приказа): [3]
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 № 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения“» выделяются следующие группы аэростатов (ЕЭ АВС — «единичный экземпляр аэростатического воздушного судна»; английский перевод и примечания не входят в состав Приказа): [4]
Несмотря на то, что конструктивно дирижабли являются «усовершенствованными аэростатами», удельный вес некоторых из них тяжелее воздуха, — они имеют отрицательную плавучесть («тонут») и недостаток аэростатической подъёмной силы компенсируют тягой своих двигателей. В связи с этим выделяется особая группа — гибридные дирижабли — они сочетают в себе свойства аэростата (наличие аэростатической силы за счёт газа в оболочке), вертолёта (дополнительная подъёмная сила при вертикальном взлёте создаётся при помощи несущих винтов) и самолёта (дополнительная аэродинамическая подъёмная сила во время горизонтального полёта создаётся за счёт неподвижного крыла). Данный вид воздушных судов имеет определённые преимущества перед обычными дирижаблями, однако первый гибридный дирижабль был запатентован лишь в 1987 году. [5]
Тяжелее воздуха
Воздушные суда тяжелее воздуха не обладают достаточной аэростатической силой, а потому для создания подъёмной силы необходимо использовать иные конструкторские решения. Наиболее распространённое — использование аэродинамической силы, создающей подъёмную силу за счёт несимметричности обтекания тела (аэродинамической поверхности) потоком воздуха.
Неподвижное крыло
В авиационной технике под крылом подразумевается поверхность для создания подъёмной силы. Подъёмная сила крыла создается за счёт разницы давлений воздуха на нижнюю и верхнюю поверхность. Давление же воздуха зависит от скорости протекания воздуха по поверхности. На нижней поверхности крыла скорость протекания воздуха оказывается ниже, чем на верхней, поэтому подъёмная сила крыла направлена снизу вверх.
В Приказе Минтранса РФ от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации“» даны следующие определения (английский перевод не входит в состав Приказа): [6]
Основное отличие самолёта от планёра заключается в наличии силовой установки, с помощью которой он может самостоятельно набрать необходимую скорость для создания достаточной подъёмной силы. Для разгона планёра используются внешние силы, например, лебёдка с длинным тросом или старт с наветренного склона горы, либо непосредственно доставка до точки свободного полёта с помощью другого воздушного судна. Также существует промежуточный вариант — мотопланёр (англ. motor glider ) — оборудованный собственной двигательной установкой, позволяющей ему самостоятельно выполнять взлёт или набор высоты. [7]
Несущий винт
Воздушный винт (пропеллер, англ. propeller ) — лопастной агрегат, приводимый во вращение двигателем и предназначенный для преобразования мощности (крутящего момента) двигателя в тягу. Несущий винт (ротор, англ. rotor ) — воздушный винт с вертикальной осью вращения, обеспечивающий подъёмную силу летательному аппарату и позволяющий выполнять управляемый горизонтальный полёт и совершать посадку. Общее название для всех аэродинамических летательных аппаратов использующих несущий винт либо несколько таких винтов для полёта — винтокрылые летательные аппараты (англ. rotorcraft ).
В Приказе Минтранса РФ от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации“» дано следующее определение (синоним названия и английский перевод не входят в состав Приказа): [6]
В правовых актах Российской Федерации отсутствует конкретное определение такого воздушного судна, как автожир (хоть такой термин и используется в документах), однако в Пояснениях к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России) имеется следующее уточнение (без английского перевода): [8]
Исходя из этих определений, очевидно, что разница между вертолётом и автожиром заключается в том, что несущий винт в первом случае вращается силовой установкой, а во втором — вращается в режиме авторотации. Несущий винт автожира наклонён назад, а силовая установка используется для разгона при взлёте и движения в горизонтальном направлении. Набегающий поток воздуха при этом заставляет вращаться несущий винт, что создаёт подъёмную силу.
Другие типы конструкций
«Гибриды»
Юридическая классификация воздушных судов
Первая юридическая классификация воздушных судов была представлена в принятых 13 октября 1919 года правилах о регулировании международных воздушных передвижений, известных как Парижская конвенция. В соответствии с этой классификацией все суда делились на три группы:
На смену Парижской конвенции была принята Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, известная также как Чикагская конвенция. В соответствии с новым документом осталось лишь две группы воздушных судов — государственные и гражданские. Военные воздушные суда получили статус государственных.
Юридическая классификация воздушных судов в России
В законодательстве Российской Федерации юридическая классификация воздушных судов закреплена в Воздушном кодексе Российской Федерации, выделяющем следующие группы воздушных судов:
Классификация воздушных судов по максимальной взлётной массе
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.1994 № ДВ-58 «Об утверждении „Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России“» воздушные суда делятся на четыре класса: [19]
Класс | Максимальная взлётная масса, т | Тип воздушного судна | |
---|---|---|---|
Для самолёта | Для вертолёта | ||
1 | 75 и более | 10 и более | Ил-96, Ил-76, Ил-62, Ту-204, Ту-154, Ми-26, Ми-10, Ми-8, Ми-6, Ка-32 |
2 | 30–75 | 5–10 | Ан-12, Ил-18, Ту-134, Як-42 |
3 | 10–30 | 2–5 | Ан-74, Ан-30, Ан-26, Ан-24, Ил-114, Ил-14, Як-40, Ка-126, Ка-26, Ми-2 |
4 | до 10 | до 2 | Ан-2, Л-410 |
Дополнительно в Воздушном кодексе Российской Федерации, начиная с редакции от 18.07.2006 № 114-ФЗ, приведены определения видов воздушных судов в зависимости от максимального взлётного веса: [20]
Нормативные акты Российской Федерации
Последние редакции документов на сайте КонсультантПлюс:
Имеющиеся (устаревшие) редакции в Викитеке: