что такое тимпан в библии

тимпан

Смотреть что такое «тимпан» в других словарях:

ТИМПАН — (греч. tympanon, от tympo ударяю). 1) ударный музыкальный инструмент, состоит из котла, обтянутого кожей, по которой бьют палкою с шаром на конце, обтянутым сукном. 2) тимпан в ухе, то же, что барабанная перепонка. 3) в механике: а) лапчатое… … Словарь иностранных слов русского языка

тимпан — а, м. tympan < ; гр. tympanon барабан, бубен. 1. Древний ударный музыкальный инструмент, род ручной литавры. БАС 1.Тимпаном играю. ЛП 342. // Сл. 18 8 248. Мир Ишпано французский, трубам и тимпанам, весело гласящим, провозглашается. Феатр. ист … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Тимпан — (греч. tэmpanon), треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и т. д. Тимпан… … Художественная энциклопедия

тимпан — 1. ТИМПАН, а; м. [греч. tympanon] Древний ударный музыкальный инструмент, род ручной литавры. Ударить в т. 2. ТИМПАН, а; м. [греч. tympanon] Архит. Внутреннее поле фронтона с живописными или скульптурными украшениями; углублённая часть стены над… … Энциклопедический словарь

Тимпан — Тимпан: Тимпан (архитектура) внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона. Тимпан ударный музыкальный инструмент, напоминающий современный бубен или литавры. «Тимпаны» сборник гимнов, выпущенный Иваном Степановичем… … Википедия

ТИМПАН — (устар. тимпанон) (греч. tympanon) музыкальный инструмент типа маленькой ручной литавры, барабана, иногда бубна в древнем Средиземноморье. В средневековой Европе словом тимпан обозначались инструменты различных типов, в т. ч. литавры (итал.… … Большой Энциклопедический словарь

тимпан — барабан, бубен, литавра; углубление, люнет, фронтон, декель Словарь русских синонимов. тимпан сущ., кол во синонимов: 11 • барабан (34) • … Словарь синонимов

ТИМПАН — (греческое), в музыке 1) ударный инструмент типа одностороннего барабана. Был распространен в античной Греции, у шумеров, иудеев и других народов древнего мира. В античном и средневековом Риме двухсторонний барабан. 2) В Европе с 16 17 вв.… … Современная энциклопедия

ТИМПАН — (греч. tympanon) в архитектуре внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т. д … Большой Энциклопедический словарь

Тимпан — см. Музыкальные инструменты … Библейская энциклопедия Брокгауза

ТИМПАН — ТИМПАН, тимпана, муж. (греч. tympanon). 1. Древний музыкальный ударный инструмент, наподобие литавров (ист. муз.). «Берите гусли и тимпаны, и пойте свой Иерусалим.» Языков. || Бубны. «Стройные руки поднимают венки и тимпаны.» А.Тургенев. 2.… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Библейские музыкальные инструменты

Cводная таблица упоминаний музыкальных инструментов в Библии

Музы­каль­ный инстру­мен­та­рий, бога­то пред­став­лен­ный в Биб­лии и свидетель­ствующий о высо­ком уровне музы­каль­ной куль­ту­ры Древ­не­го Восто­ка, в наши дни вызы­ва­ет у чита­ю­щих Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­знач­ные, под­час невер­ные ассо­ци­а­ции, а пере­вод­чи­ка ста­вят порой перед нераз­ре­ши­мой зада­чей пере­дать совре­мен­ной тер­ми­но­ло­ги­ей древ­ние поня­тия о музы­каль­ных инструментах.

Из фигу­ри­ру­ю­щих в Вет­хом Заве­те 8) 29 наиме­но­ва­ний, свя­зан­ных со сфе­рой музы­каль­но­го инстру­мен­та­рия, 21 типо­ло­ги­че­ски атри­бу­ти­ро­ва­но с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью точ­но­сти. Это:

а) духо­вые инстру­мен­ты, куда вхо­дят рога (шофар, керен, йобел, кар­на), тру­бы (хацоц­ра) и дере­вян­ные духо­вые (халил, угаб, машрокита);

б) струн­ные щип­ко­вые, вклю­ча­ю­щие лиры (кин­нор, катрос), арфы (небел, сабб­ха), цит­ры (асор), а так­же струн­ные удар­ные, к кото­рым отно­сит­ся тип цим­бал (псан­те­рин);

в) удар­ные, состо­я­щие из мем­бран­ных (тоф) и само­зву­ча­щих шумо­вых (мена­а­ним, шали­шим, целцелим/мецилтайм, мцил­лот и паамоним).

1) См. по дан­но­му вопро­су: Коля­да Е. Древ­ние музы­каль­ные инстру­мен­ты в церковно­сла­вянских и рус­ских пере­во­дах Свя­щен­но­го Писа­ния Гим­но­ло­гия. Вып. 1. Мате­ри­а­лы меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции памя­ти про­то­и­е­рея Димит­рия Раз­умов­ско­го. Уче­ные запис­ки каби­не­та рус­ской цер­ков­ной музы­ки Мос­ков­ской госу­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии (в печати).

2) Тот факт, что подоб­ные неточ­но­сти и ошиб­ки име­ют­ся прак­ти­че­ски во всех пере­во­дах Биб­лии, начи­ная с само­го ран­не­го (Сеп­ту­а­гин­та, кон. III — нач. II в. до Р. Х.) и кон­чая совре­мен­ны­ми (вплоть до послед­них изда­ний 90‑х гг., под­го­тов­лен­ных вид­ны­ми уче­ны­ми под эги­дой Меж­ду­на­род­но­го Биб­лей­ско­го Обще­ства: NIV, TEV, СРП — спи­сок сокра­ще­ний см. в кон­це ста­тьи), вряд ли может быть уте­ше­ни­ем для переводчиков.

3) Рабо­ты по биб­лей­ско­му инстру­мен­та­рию нача­ли появ­лять­ся во вто­рой поло­вине XVIII в. и за два сто­ле­тия обра­зо­ва­ли серьез­ный иссле­до­ва­тель­ский фонд, осно­ву кото­ро­го соста­ви­ли тру­ды О. Каль­ме, А. Ф. Пфайф­фе­ра, П. Й. Шнай­де­ра, К. Энге­ля, Й. Л. Заал­щ­ю­ца, Й. Вай­са, Х. Гресс­ма­на, С. Кра­у­са, К. Зак­са, А. Сендри.

4) К при­ме­ру, одни уче­ные счи­та­ли, что древ­не­ев­рей­ский небел был арфой (Х. Шнай­дер, Й. Л. Заал­щ­юц, Й. Вайс, Ф. Ю. Делич), дру­гие — лирой (А. Ф. Пфайф­фер, Й. Н. Фор­кель, Й. Ян, К. Х. Кор­нил), тре­тьи отно­си­ли его к типу лют­ни (К. Энгель), чет­вер­тые — к цим­ба­лам (А. В. Амброс).

5) В шести­том­ном изда­нии Музы­каль­ной Энцик­ло­пе­дии есть лишь неболь­шая отдель­ная ста­тья о шофа­ре. Еще несколь­ко назва­ний фигу­ри­ру­ют в ста­тье «Еврей­ская музыка».

6) За послед­нее пол­то­ра сто­ле­тия выда­ю­щи­ми­ся архео­ло­га­ми Л. Вул­ли, М. Пар­ке­ром, М. фон Оппен­гей­мом, В. Ф. Олбрай­том, Ж. Пер­ро, М. Ростов­це­вым, Г. Кар­те­ром, И. Яди­ном и мно­ги­ми дру­ги­ми были про­ве­де­ны рас­коп­ки на тер­ри­то­рии совре­мен­ных Изра­и­ля, Ира­на, Ира­ка, Егип­та, Сирии, Тур­ции, обна­ру­жив­шие как огром­ный пик­то­гра­фи­че­ский, скульп­тур­ный мате­ри­ал, так и сами образ­цы инстру­мен­тов Древ­не­го Восто­ка, что зна­чи­тель­но про­дви­ну­ло впе­ред музы­каль­ную библеистику.

7) Рас­шиф­ров­ка асси­рий­ской, хетт­ской, вави­лон­ской и еги­пет­ской кли­но­пи­си, над кото­рой вот уже более века тру­дят­ся уче­ные раз­ных стран, поз­во­ли­ла уста­но­вить язы­ко­вые исто­ки и заим­ство­ва­ния в музы­каль­но-инстру­мен­таль­ной терминологии.

8) Древ­не­ев­рей­ские инстру­мен­ты фигу­ри­ру­ют в 25 из 30 книг еврей­ско­го кано­на, преж­де все­го в исто­ри­че­ской его части (четы­ре кни­ги Царств и две кни­ги Пара­ли­по­ме­нон), а так­же в Псал­ти­ри. Встре­ча­ют­ся они и во вто­ро­ка­но­ни­че­ских текстах, в част­но­сти, в 1Мак. Отдель­ные упо­ми­на­ния име­ют­ся в Новом Заве­те (Мф.; 1Кор.; 1Сол.; Откр.).

Коля­да Еле­на Ива­нов­на. Биб­лей­ские музы­каль­ные инстру­мен­ты (к про­бле­ме иден­ти­фи­ка­ции и пере­во­да). – «Аль­фа и оме­га», №4 ( 18) 1998.

Источник

Музыкальные инструменты Библии

В книге Псалтырь мы находим много призывов славить Бога на различных музыкальных инструментах. Например, в 150-ом псалме. Но представляем ли мы себе, хотя бы отдаленно, какие музыкальные инструменты использовал Израиль, чтобы славить Бога? Давайте попытаемся разобраться в этом, посмотрев, что кроется за названиями музыкальных инструментов в Библии.

Сразу скажу, что в статье присутствуют не все инструменты, на которых играли музыканты в те времена. Со времен, когда использовали эти инструменты, прошло довольно много времени и сейчас не представляется возможным реконструировать вид некоторых из них. Так же никто не может сказать, как именно звучали музыкальные инструменты Библии и какие мелодии на них исполнялись, все это утеряно за давностью лет, хотя слова Псалмов и остались.

Музыкальные инструменты описанные в Библии можно условно разделить на три группы: ударные, струнные и духовые музыкальные инструменты. Будем разбирать их по очереди.

Ударные музыкальные инструменты

Тимпан — бубен, или ручной барабан, разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, по краям был увешан бубенцами. На ручных тимпанах играли в основном женщины, но были и большие тимпаны, на которых играли мужчины. Игра производилась руками, без палочек.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библииМозаика «Триумф Бахуса», Тунис, III в. н. э. Тимпан можно увидеть в руках у женщины в центре.

Чаще всего тимпан употреблялся для сопровождения танцев во время народных увеселений, но не чурались им и во время богослужений. Один из примеров применения тимпана можно прочитать в Исх.15:20, где описана радостная песня восхваления Бога, когда Он уничтожил войска фараона в море:

«И взяла Мариамь, пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариамь перед ними: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх.15:20,21)

Кимвалы [евр. цильцелим, «звенящие»] — это тарелки. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диаметром от 8 см., которыми, держа их в вертикальном или горизонтальном положении, ударяли друг о друга.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библииБродячие музыканты. Мозаика из «Виллы Цицерона» в Помпеях. 150-125 гг. до н.э. Кимвалы, в виде маленьких тарелок, держит мужчина посередине. Так же на мозаике присутствует тимпан у мужчины справа и флейта (халиль), о которой мы будем говорить ниже, у человека слева.

Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах.

«И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах; и были отчислены они на дело служения своего» (1Пар.25:1)

Систры [евр. менааним, «потрясаемые»] — инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки. Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлические колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из деревянной рамы с подвешенными к ней металлическими стержнями, на которые нанизывали небольшие металлические диски.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библииНефертари с систром в руке. Фреска храма Абу-Симбела.

А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. (2Цар.6:5)

Струнные музыкальные инструменты

В Библии упоминается несколько струнных музыкальных инструментов, но это все по сути разновидность одного и того же музыкального инструмента – лиры. Струнные музыкальные инструменты делали из кипарисового или сандалового дерева. Струны делали из кишок овец.

Арфа, или цитра [евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в Синод. пер. — «гусли», «арфа» или «цитра»], имела поперечную дугу, на которую натягивали струны — параллельно или перпендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библииКинор

Этот инструмент широко использовался как в богослужении, так и в обыденной жизни.

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди него, повесили мы наши арфы» (Пс.136:1,2)

Духовые музыкальные инструменты

Флейта [др.-евр. Угав] — трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Применялась, как в быту, так и в богослужении. В синодальном переводе встречается в виде свирели и органа. Есть подозрения, что этим словом так же обозначали инструмент, похожий на волынку.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. (Пс.151:4)

Флейта (халиль) [др-евр. «полый»] — разновидность гобоя. Существовали как одинарные, так и двойные халили. Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библииФлейта (Халиль)

«А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израиля» (Ис.30:29)

Заключение

Как мы видим, у Израиля был богатый набор инструментов для прославления Бога, у них были даже такие инструменты как барабаны и тарелки. Стоит сказать, что храмовый оркестр составляло огромное число людей, около четырех тысяч и прославление Бога было громким, шумным и радостным.

В качестве послесловия еще раз напомню, что в статье разобраны не все библейские музыкальные инструменты, если у вас есть какая-то информация об инструментах тут не упомянутых или новая информация об уже описанных — не стесняйтесь, пишите в комментариях, будем дополнять и совершенствовать свои познания.

Понравилась статья? Расскажи о ней в социальной сети 😉

Комментарии 10

ответ одного музыканта по поводу музыки в Библии

в псалмах есть те инструменты которые мы туда бы никогда не вписали)

Библейские инструменты (Псалмы Давида)
1. КИМВАЛЫ — это ударный инструмент по форме и звучанию идентичный тарелкам барабанной установки
2. ЦИТРЫ- Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. цитра чаще всего солирует. ЭТО ПРЕДОК БАС ГИТАРЫ, СОЛО И РИТМ ГИТАРЫ
3. ТИМПАНЫ- инструмент очень похожий на литавры, собственно это барабаны различных размерев (очень напоминает барабанную установку)

некоторое сравнение действительно провести можно, в современной музыке стандартный набор инструментов это несколько гитар, барабаны, тарелки. стандартный набор Библии выглядит примерно так же — кинноры(предок гитары), тимпаны, кимвалы. разве что можно сказать, что электрогитары и гитары с металлическими струнами явно отличались от кинноров с их струнами из овечьих кишок по звучанию.

и еще одна замечательная цитата

В Библии нет нот)
Музыка обладает невероятной духовной властью. Это огромная сила. Тем не менее в Библии мы не находим нот ни к одной из ее песен, иначе мы бы думали, что их можно исполнять только так и никак иначе, Впрочем, это не мешает многим поколениям христиан считать, что музыка неба удивительно напоминает музыку, на которой выросли они сами. Но я думаю, что я почувствую себя по-настоящему бессмертным, лишь когда услышу голос множества людей, поющих, как «шум вод многих, как бы голос громов сильных». (Божье пространство)

А псалтырь? Это тоже ведь музыкальный инструмент? Какой он?

Источник

Толкование на Псалтирь 149:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 149:3 / Пс 149:3

Иоанн Златоуст (

Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему

Посмотри, как и здесь видно согласие. «Хором» составляются для того, чтобы все вместе и еди­ногласно возносили славословия. Тоже внушает и Павел, когда говорит: «не будем оставлять собрания своего» (Евр.10:25). То же озна­чает и сама молитва, которая возносится всеми вместе: «Отче наш, сущий на небесах. и прости нам долги наши…: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:9, 12, 13; Лк.11:2, 4), и в которой употребляется множественное число. Так и в древности люди были научаемы петь и славить Бога согласно, чтобы всеми способами они располагались к любви и едино­душию. «Под тимпан и псалтирь да поют Ему».

Некоторые, принимая названия этих орудий в переносном смысле, говорят, что тимпан требует умерщвления на­шей плоти, а псалтирь обращения к небу, потому что это последнее орудие приводится в движение сверху, а не снизу, как гусли. Но я сказал бы, что древние были руководимы этими орудиями по причине грубости души их и потому, что они не­давно отстали от идолов. Подобно тому, как жертвоприноше­ния, так и это Бог дозволил им из снисхождения к их немощи. Итак, пророк заповедует здесь петь с радостью. Это означают слова: «да восхвалят имя Его хором», — с согла­сием, с чистою жизнью.

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 149.

Феодорит Кирский (386/93−

«Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему». На всяком мусикийском орудии, говорит Пророк, по закону нашему, будем песнословить Благодетеля.

Евфимий Зигабен (

Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.

Все, продолжает, христиане—сыны нового Сиона да поют имени Господа в лике, т. е. в соединении и согласии, дабы сие согласие в песнословии произвело в них единение и согласие любви и единодушие и единоумие. Итак, древнему еврейскому народу позволено было петь Богу при музыкальных орудиях, как здесь говорит Давид, как им же позволено было и приносить в жертвы животных, по причине слабости ума их и склонности к удовольствиям. А для нашего христианского народа тимпан есть умерщвление плотских, по словам Оригена, удовольствий; как и тимпан делается из кожи мертвого животного. Псалтирь же для нового народа есть вдохновение свыше от благодати Духа; так как и псалтирь в верхней части своей издавала голос или звук; тимпан есть действие, а псалтирь— созерцание; почему мы должны петь Богу действием и созерцанием, умерщвляя страсти и свыше от Бога получая внушение. Об изъяснении псалтири в высшем значении мы говорили в 32м псалме при изъяснении слов: на десятиструнном псалтири пойте Ему; а равно и в предисловии, смотри 6ю главу оного.

Златословесного: Потому-то все вообще и единодушно воссылают хвалы и как бы одними устами одно хваление приносится царю. Это показывает и Павел, говоря: не будем оставлять собрания своего. И самая молитва: Отче наш, указывает на то же, что она должна быть возносима всеми совокупно; так как везде употребляется в ней множественное число.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Да восхвалят имя его в лице, в тимпане и псалтири да поют ему.

«Хвалить с ликами» — хвалить хором.

Источник

Библейские музыкальные инструменты

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

К проблеме идентификации и перевода 1

Хвалите Его во гласе трубнем,
хвалите Его во псалтири и гуслех.
Хвалите Его в тимпане и лице,
хвалите Его во струнах и органе.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных,
хвалите Его в кимвалех восклицания.

Музыкальный инструментарий, богато представленный в Библии и свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры Древнего Востока, в наши дни вызывает у читающих Священное Писание неоднозначные, подчас неверные ассоциации, а переводчика ставят порой перед неразрешимой задачей передать современной терминологией древние понятия о музыкальных инструментах.

шофарИсх 19:16,19; 20:18; Лев 23:24; 25:9; Нав 6:3–5,7–8,12,15,19; Суд 3:27; 6:34; 7:8,16,18–20,22; 1 Цар 13:3; 2 Цар 2:28; 6:15; 15:10; 18:16; 20:1,22; 3 Цар 1:34,39,41; 4 Цар 9:13; 1 Пар 15:28; 2 Пар 15:14; Неем 4:18,20; Иов 39:24–25; Пс 46:6; 97:6; 150:3; Ис 18:3; 27:13; 58:1; Иер 4:5,19,21; 6:1,17; 42:14; 51:27; Иез 7:14; 33:3–6; Ос 5:8; 8:1; Иоил 2:1,15; Ам 2:2; 3:6; Соф 1:16; Зах 9:14
хацоцраЧис 10:2–5,8–10; 31:6; 4 Цар 11:14; 12:13; 1 Пар 13:8; 15:24,28; 16:42; 2 Пар 5:12–13; 7:6; 13:12,14; 15:14; 20:28; 23:13; 29:26–28; 1 Езд 3:10; Неем 12:35,41; Пс 97:6; Ос 5:8
йобелИсх 19:13; Нав 6:3,5,7,13
керенНав 6:4
карнаДан 3:5,7,10,15
киннорБыт 4:21; 31:27; 1 Цар 10:5; 16:16,23; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,21,28; 16:5; 25:1,3,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Иов 21:12; 30:31; Пс 32:2; 42:4; 48:5; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 97:5; 136:2; 146:7; 149:3; 150:3; Ис 5:12; 16:11; 23:16; 24:8; 30:32; Иез 26:13
небел1 Цар 10:5; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,20,28; 16:5; 25:1,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Пс 32:2; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 150:3; Ис 5:12; [14:11]; Ам 5:23; 6:5
асорПс 32:2; 91:4; 143:9
катросДан 3:5,7,10,15
псант е ринДан 3:5,7,10,15
саббхаДан 3:5,7,10,15
халил1 Цар 10:5; 3 Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36
угабБыт 4:21; Иов 21:12; 30:31; Пс 150:4
машрокитаДан 3:5,7,10,15
тофБыт 31:27; Исх 15:20; Суд 11:34; 1 Цар 10:5; 18:6; 2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8; Иов 21:12; Пс 67:26; 80:3; 149:3; 150:4; Ис 5:12; 24:8; 30:32; Иер 31:4; [Иез 28:13]
м е цилтайм1 Пар 13:8; 15:16,19,28; 16:5,42; 25:1,6; 2 Пар 5:12–13; 29:25; 1 Езд 3:10; Неем 12:27
целцелим2 Цар 6:5; Пс 150:5
м е нааним2 Цар 6:5
шалишим1 Цар 18:6
паамонимИсх 28:33–34; 39:25–26
мциллот[Зах 14:20]

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис 1.вверху — шофар,
внизу — йобел.

Шофар играл исключительную роль в самых различных сферах жизни, что подтверждается его наиболее частым упоминанием в Священном Писании (см. вышеприведенную таблицу). Диапазон его функций в разные периоды был чрезвычайно широким: от магической на раннем этапе формирования древнееврейского общества до социально-организующей и сакральной в последующие времена.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 2

Хацоцра — прямая металлическая труба — имела несколько иную, нежели шофар, конструкцию и состояла из трех частей: прямой длинной тонкой трубки, довольно резко переходившей в широкий раструб, и чашеобразного мундштука, который насаживался сверху на ее узкий край (рис. 2). В зависимости от предназначения хацоцры изготовлялись из серебра (в храмовых инструментах, считавшихся священными, использовалось особо дорогое кованое серебро), реже (в основном светские трубы) — из бронзы. Музыкально-технические данные библейской хацоцры по сравнению с шофаром были еще скромнее и ограничивались предположительно двумя различными, но высотно не точными и грубыми звуками. Исполнительские приемы т е руа и т е киа, заповеданные Богом Моисею в отношении труб (Чис 10:2,3,5–8,10), полностью совпадали со способами игры на шофаре и имели такую же строгую регламентацию; совпадали и две основные сферы использования хацоцры как сакрального и сигнального (главным образом, военного) инструмента.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 3

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 4

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 5

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 6

Хотя в Библии литургическое употребление халила не зафиксировано, оно, очевидно, все-таки существовало. Он широко использовался в общественной и частной жизни, воспринимаясь в первую очередь как символ радости. В этом качестве халил был участником религиозных процессий (1 Цар 10:5; 3 Цар 1:40) и праздников (Ис 30:29), а также народных гуляний, связанных с языческим культом (Ис 5:12). Вместе с тем он звучал в моменты скорби и горя (Иер 48:36).

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 7

Угаб — предположительно древ­нейшая модель про­дольной флейты — наряду с киннором оказался и самым ранним из упоминаемых в Священном Писании музыкальных инструментов (Быт 4:21). Конструкция угаба очень проста: прямая цилиндрическая трубка с несколькими пальцевыми отверстиями. Исполнитель держал его почти в вертикальном положении; звук производился не посредством трости, как у халила, а прямо через верхний конец трубки с помощью легкого удара языком (рис. 7). Звук угаба, мягкий и негромкий, ассоциировался прежде всего со сферой личностных эмоций, однако в талмудической литературе есть косвенные подтверждения и литургического применения угаба в период Первого храма (X в. до Р. Х.). Существует вполне обоснованная гипотеза о постепенном превращении слова угаб из наименования конкретного инструмента в собирательное понятие для всех типов флейтовых, что нашло отражение в псалме 150, где данный термин стоит в паре с аналогичным обобщенным определением струнных инструментов — струны (minnim).

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 8

Машрокита фигурирует в Ветхом Завете только в составе придворного оркестра вавилонского царя Навуходоносора II и трактуется современными исследователями либо как разновидность поперечной флейты, либо (и это наиболее вероятно) как семитский (точнее, ассиро-ва­вилонский) вариант продольной многоствольной флейты Пана: набор открытых с верхнего конца трубочек разной длины, скрепленных тростниковыми планками или жгутом (рис. 8). При игре воздух вдували в верхние концы трубочек. Каждая трубка могла издавать лишь один звук, а вместе они производили свистящий эффект. Подобное неблагозвучие машрокиты предполагало ее преимущественно светское предназначение, а нарочитое обращение к не известному в древнееврейской лексике термину, как и в случае с остальным инструментарием из книги пророка Даниила, сделано для акцентирования принципиально различного характера двух культур: теистической — Израиля и языческой — Вавилона. В русском народном инструментарии машроките соответствует цевница.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 9

Одним из наиболее распространенных ударных инструментов в древних культурах, в том числе в еврейской, был тоф — рамный ручной барабан (древний тип бубна). Предположительно это был круглый деревянный либо металлический обруч небольшого размера, обтянутый с одной стороны кожей (рис. 9). Достоверных сведений о наличии металлических колечек или пластинок, прикрепляемых к обручу, как у позднего бубна, нет. Играли на тофе преимущественно женщины, ударяя по мембране пальцами или кистями рук. В Ветхом Завете семантика инструмента связана главным образом с атмосферой веселья (Быт 31:27; Исх 15:20; Ис 24:8), часто сопровождаемого танцем (Суд 11:34; 1 Цар 18:6; Иер 31:4). Он выступает также средством обращения с хвалой к Богу (2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8; Пс 80:3; 150:4).

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 10

С самого начала храмовой музыкальной практики м е цилтайм входили в состав храмового инструментария, выполняли важнейшие структурные функции в службе, указывая разделы литургического действа, подавая сигналы началу пения хора. В качестве шумового фона, усиливающего состояние эмоцинального подъема, они принимали участие в религиозных событиях общенационального значения: перенесение ковчега Завета в Иерусалим (2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8), освящение Первого (2 Пар 5:12–13) и Второго (1 Езд 3:10) храма, нововозведенных стен Иерусалима (Неем 12:27).

Термин тарелки (как вариант — “тарелочки” с целью подчеркнуть миниатюрность древнего инструмента в отличие от его современного аналога) может оказаться, пожалуй, единственно верным терминологическим определением м е цилтайм и целцелим. Синонимы-наиме­нования одного инструмента объясняются стилистическими расхождениями в книгах Ветхого Завета, создававшихся в разные исторические периоды. Так, множественное число существительного целцелим зафиксировано в текстах более раннего происхождения (2 Цар, Пс), между тем как употребление существительного м е цилтайм в двойственном числе могло явиться результатом последующего осознания конструкции инструмента (наличие двух пластин) и нашло отражение в книгах, возникших позднее (1, 2 Пар, 1 Езд, Неем). В любом случае, похоже, оба названия использовались в собирательном значении, и вряд ли стоит конкретизировать их буквальным выражением (скажем, парные тарелочки). Следует, однако, отразить семантически важный параллелизм в Пс 150:5. Словосочетания tsiltseley shama (целцелим внимания (слову Божию — Е. К.), стих 5а) и tsiltseley t e ruah 38 (целцелим восклицания, стих 5б) несут определенную смысловую нагрузку, гораздо более значимую, чем просто музыкальная метафора. Дефиниции, характеризующие инструмент, явно связаны с культом. Учитывая итоговый смысл Пс 150, они, вероятно, призваны еще сильнее подчеркнуть сугубо религиозную направленность и преимущественно богослужебное предназначение всей Книги.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 11

Шалишим имеет множество толкований и в переводах Священного Писания, и в научной литературе. Все же наиболее вероятно предположение, что под этим словом подразумевается определенный тип систра. Его название (производное от еврейского числительного “три” во множественном числе) предполагало следующие варианты металлической кострукции: а) стержень с тремя отверстиями, куда вдевались три свободно двигаю­щихся колечка; б) обод в виде подковы с тремя поперечными проволочными стержнями, на которые нанизаны позвонки — звенящие пластинки; вся система крепилась на ручке; в) к ручке веерообразно приделыва­лись три стержня с фиксированными на них позвонками (рис. 12). При встряхиваниии инструмента позвонки бренчали, создавая приятный шумовой эффект, что вносило разнообразие в общее звучание ансамбля. В ситуации, описанной ветхозаветным хронистом (1 Цар 18:6), шалишим функционально близок м е нааним, выступая в качестве ритмического сопровождения танцующим женщинам. Шалишим относится к тем “терминам-эндемикам”, что вряд ли поддаются адекватному переводу (хотя, разумеется, он не исключен), поэтому приходится передавать его обобщенным названием “систр” либо его фольклорным вариантом.

что такое тимпан в библии. Смотреть фото что такое тимпан в библии. Смотреть картинку что такое тимпан в библии. Картинка про что такое тимпан в библии. Фото что такое тимпан в библии

Рис. 12

Даже такой краткий обзор библейского инструментария позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Разумеется, перед современным переводчиком Библии стоит нелегкая задача. С одной стороны, он должен строго следовать оригиналу, заботясь прежде всего об адекватной передаче содержания, притом что первоначальный смысл многих понятий из глоссария древних евреев сегодня может быть утерян или искажен. С другой стороны, нельзя полностью опираться только на уже имеющиеся версии Священного Писания, многие ошибочные определения возникли очень давно и на протяжении столетий мигрировали из одной традиции в другую. Тем не менее, эти трудности вполне преодолимы. Надо лишь следовать нескольким главным принципам.

Порядок перечисления инструментов

небел — киннор
Пс 56:9; 70:22
киннор — небел
3 Цар 10:12
2 Пар 9:11
асор — небел — киннор
Пс 91:4
киннор — небел-асор
Пс 32:2
шофар — хацоцра
Ос 5:8
хацоцра — шофар
2 Пар 15:14
Пс 97:6
тоф — киннор
Быт 31:27
Пс 149:3
Ис 24:8; 30:32
тоф — шалишим
1 Цар 18:6
небел — киннор — м е цилтайм
1 Пар 15:16; 16:5
м е цилтайм — небел — киннор
1 Пар 25:6
2 Пар 5:12; 29:25
Неем 12:27
небел — киннор — хацоцра
2 Пар 20:28
киннор — небел — м е цилтайм
1 Пар 25:1
тоф — киннор — угаб
Иов 21:12
киннор — угаб
Быт 4:21
тоф — киннор — небел
Пс 80:3
хацоцра — м е цилтайм
1 Пар 16:42
2 Пар 5:13
1 Езд 3:10
киннор — небел — тоф — халил
Ис 5:12
небел — тоф — халил — киннор
1 Цар 10:5
киннор — небел — тоф — м е цилтайм — хацоцра
1 Пар 13:8
шофар — хацоцра — м е цилтайм — небел — киннор
1 Пар 15:28
киннор — небел — тоф — м е нааним — целцелим
2 Цар 6:5
шофар — небел — киннор — тоф — угаб — целцелим
Пс 150:3–5
карна — машрокита — катрос — саббха — псант е рин — сумпониа
Дан 3:5,15
карна — машрокита — катрос — саббха — псант е рин — сипониа
Дан 3:10
карна — машрокита — катрос — саббха — псант е рин
Дан 3:7

Наконец (и это, пожалуй, самое главное), при выборе ориентира в переводе названий библейских музыкальных инструментов приоритет несомненно должен оставаться за древнееврейским оригиналом как за самым надежным терминологическим источником.

Список сокращений изданий Библии

СРПСовременный русский перевод Всемирного Библейского Переводческого Центра (1993)
AVAuthorized King James Version (1611)
BELa Santa Biblia en espavol (1960)
BFCLa Bible en francais courant (1991)
BLCLa Biblia in lingua corrente (1993)
NIVNew International Version (1989)
RSVRevised Standard Version (1971)
TEVToday’s English Version (1994)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *