что такое тимпан в библии
тимпан
Смотреть что такое «тимпан» в других словарях:
ТИМПАН — (греч. tympanon, от tympo ударяю). 1) ударный музыкальный инструмент, состоит из котла, обтянутого кожей, по которой бьют палкою с шаром на конце, обтянутым сукном. 2) тимпан в ухе, то же, что барабанная перепонка. 3) в механике: а) лапчатое… … Словарь иностранных слов русского языка
тимпан — а, м. tympan < ; гр. tympanon барабан, бубен. 1. Древний ударный музыкальный инструмент, род ручной литавры. БАС 1.Тимпаном играю. ЛП 342. // Сл. 18 8 248. Мир Ишпано французский, трубам и тимпанам, весело гласящим, провозглашается. Феатр. ист … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Тимпан — (греч. tэmpanon), треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и т. д. Тимпан… … Художественная энциклопедия
тимпан — 1. ТИМПАН, а; м. [греч. tympanon] Древний ударный музыкальный инструмент, род ручной литавры. Ударить в т. 2. ТИМПАН, а; м. [греч. tympanon] Архит. Внутреннее поле фронтона с живописными или скульптурными украшениями; углублённая часть стены над… … Энциклопедический словарь
Тимпан — Тимпан: Тимпан (архитектура) внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона. Тимпан ударный музыкальный инструмент, напоминающий современный бубен или литавры. «Тимпаны» сборник гимнов, выпущенный Иваном Степановичем… … Википедия
ТИМПАН — (устар. тимпанон) (греч. tympanon) музыкальный инструмент типа маленькой ручной литавры, барабана, иногда бубна в древнем Средиземноморье. В средневековой Европе словом тимпан обозначались инструменты различных типов, в т. ч. литавры (итал.… … Большой Энциклопедический словарь
тимпан — барабан, бубен, литавра; углубление, люнет, фронтон, декель Словарь русских синонимов. тимпан сущ., кол во синонимов: 11 • барабан (34) • … Словарь синонимов
ТИМПАН — (греческое), в музыке 1) ударный инструмент типа одностороннего барабана. Был распространен в античной Греции, у шумеров, иудеев и других народов древнего мира. В античном и средневековом Риме двухсторонний барабан. 2) В Европе с 16 17 вв.… … Современная энциклопедия
ТИМПАН — (греч. tympanon) в архитектуре внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т. д … Большой Энциклопедический словарь
Тимпан — см. Музыкальные инструменты … Библейская энциклопедия Брокгауза
ТИМПАН — ТИМПАН, тимпана, муж. (греч. tympanon). 1. Древний музыкальный ударный инструмент, наподобие литавров (ист. муз.). «Берите гусли и тимпаны, и пойте свой Иерусалим.» Языков. || Бубны. «Стройные руки поднимают венки и тимпаны.» А.Тургенев. 2.… … Толковый словарь Ушакова
Библейские музыкальные инструменты
Cводная таблица упоминаний музыкальных инструментов в Библии
Музыкальный инструментарий, богато представленный в Библии и свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры Древнего Востока, в наши дни вызывает у читающих Священное Писание неоднозначные, подчас неверные ассоциации, а переводчика ставят порой перед неразрешимой задачей передать современной терминологией древние понятия о музыкальных инструментах.
Из фигурирующих в Ветхом Завете 8) 29 наименований, связанных со сферой музыкального инструментария, 21 типологически атрибутировано с большей или меньшей степенью точности. Это:
а) духовые инструменты, куда входят рога (шофар, керен, йобел, карна), трубы (хацоцра) и деревянные духовые (халил, угаб, машрокита);
б) струнные щипковые, включающие лиры (киннор, катрос), арфы (небел, саббха), цитры (асор), а также струнные ударные, к которым относится тип цимбал (псантерин);
в) ударные, состоящие из мембранных (тоф) и самозвучащих шумовых (менааним, шалишим, целцелим/мецилтайм, мциллот и паамоним).
1) См. по данному вопросу: Коляда Е. Древние музыкальные инструменты в церковнославянских и русских переводах Священного Писания Гимнология. Вып. 1. Материалы международной конференции памяти протоиерея Димитрия Разумовского. Ученые записки кабинета русской церковной музыки Московской государственной консерватории (в печати).
2) Тот факт, что подобные неточности и ошибки имеются практически во всех переводах Библии, начиная с самого раннего (Септуагинта, кон. III — нач. II в. до Р. Х.) и кончая современными (вплоть до последних изданий 90‑х гг., подготовленных видными учеными под эгидой Международного Библейского Общества: NIV, TEV, СРП — список сокращений см. в конце статьи), вряд ли может быть утешением для переводчиков.
3) Работы по библейскому инструментарию начали появляться во второй половине XVIII в. и за два столетия образовали серьезный исследовательский фонд, основу которого составили труды О. Кальме, А. Ф. Пфайффера, П. Й. Шнайдера, К. Энгеля, Й. Л. Заалщюца, Й. Вайса, Х. Грессмана, С. Крауса, К. Закса, А. Сендри.
4) К примеру, одни ученые считали, что древнееврейский небел был арфой (Х. Шнайдер, Й. Л. Заалщюц, Й. Вайс, Ф. Ю. Делич), другие — лирой (А. Ф. Пфайффер, Й. Н. Форкель, Й. Ян, К. Х. Корнил), третьи относили его к типу лютни (К. Энгель), четвертые — к цимбалам (А. В. Амброс).
5) В шеститомном издании Музыкальной Энциклопедии есть лишь небольшая отдельная статья о шофаре. Еще несколько названий фигурируют в статье «Еврейская музыка».
6) За последнее полтора столетия выдающимися археологами Л. Вулли, М. Паркером, М. фон Оппенгеймом, В. Ф. Олбрайтом, Ж. Перро, М. Ростовцевым, Г. Картером, И. Ядином и многими другими были проведены раскопки на территории современных Израиля, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции, обнаружившие как огромный пиктографический, скульптурный материал, так и сами образцы инструментов Древнего Востока, что значительно продвинуло вперед музыкальную библеистику.
7) Расшифровка ассирийской, хеттской, вавилонской и египетской клинописи, над которой вот уже более века трудятся ученые разных стран, позволила установить языковые истоки и заимствования в музыкально-инструментальной терминологии.
8) Древнееврейские инструменты фигурируют в 25 из 30 книг еврейского канона, прежде всего в исторической его части (четыре книги Царств и две книги Паралипоменон), а также в Псалтири. Встречаются они и во второканонических текстах, в частности, в 1Мак. Отдельные упоминания имеются в Новом Завете (Мф.; 1Кор.; 1Сол.; Откр.).
Коляда Елена Ивановна. Библейские музыкальные инструменты (к проблеме идентификации и перевода). – «Альфа и омега», №4 ( 18) 1998.
Музыкальные инструменты Библии
В книге Псалтырь мы находим много призывов славить Бога на различных музыкальных инструментах. Например, в 150-ом псалме. Но представляем ли мы себе, хотя бы отдаленно, какие музыкальные инструменты использовал Израиль, чтобы славить Бога? Давайте попытаемся разобраться в этом, посмотрев, что кроется за названиями музыкальных инструментов в Библии.
Сразу скажу, что в статье присутствуют не все инструменты, на которых играли музыканты в те времена. Со времен, когда использовали эти инструменты, прошло довольно много времени и сейчас не представляется возможным реконструировать вид некоторых из них. Так же никто не может сказать, как именно звучали музыкальные инструменты Библии и какие мелодии на них исполнялись, все это утеряно за давностью лет, хотя слова Псалмов и остались.
Музыкальные инструменты описанные в Библии можно условно разделить на три группы: ударные, струнные и духовые музыкальные инструменты. Будем разбирать их по очереди.
Ударные музыкальные инструменты
Тимпан — бубен, или ручной барабан, разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, по краям был увешан бубенцами. На ручных тимпанах играли в основном женщины, но были и большие тимпаны, на которых играли мужчины. Игра производилась руками, без палочек.
Мозаика «Триумф Бахуса», Тунис, III в. н. э. Тимпан можно увидеть в руках у женщины в центре.
Чаще всего тимпан употреблялся для сопровождения танцев во время народных увеселений, но не чурались им и во время богослужений. Один из примеров применения тимпана можно прочитать в Исх.15:20, где описана радостная песня восхваления Бога, когда Он уничтожил войска фараона в море:
«И взяла Мариамь, пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариамь перед ними: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх.15:20,21)
Кимвалы [евр. цильцелим, «звенящие»] — это тарелки. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диаметром от 8 см., которыми, держа их в вертикальном или горизонтальном положении, ударяли друг о друга.
Бродячие музыканты. Мозаика из «Виллы Цицерона» в Помпеях. 150-125 гг. до н.э. Кимвалы, в виде маленьких тарелок, держит мужчина посередине. Так же на мозаике присутствует тимпан у мужчины справа и флейта (халиль), о которой мы будем говорить ниже, у человека слева.
Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах.
«И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах; и были отчислены они на дело служения своего» (1Пар.25:1)
Систры [евр. менааним, «потрясаемые»] — инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки. Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлические колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из деревянной рамы с подвешенными к ней металлическими стержнями, на которые нанизывали небольшие металлические диски.
Нефертари с систром в руке. Фреска храма Абу-Симбела.
А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. (2Цар.6:5)
Струнные музыкальные инструменты
В Библии упоминается несколько струнных музыкальных инструментов, но это все по сути разновидность одного и того же музыкального инструмента – лиры. Струнные музыкальные инструменты делали из кипарисового или сандалового дерева. Струны делали из кишок овец.
Арфа, или цитра [евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в Синод. пер. — «гусли», «арфа» или «цитра»], имела поперечную дугу, на которую натягивали струны — параллельно или перпендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок.
Кинор
Этот инструмент широко использовался как в богослужении, так и в обыденной жизни.
«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди него, повесили мы наши арфы» (Пс.136:1,2)
Духовые музыкальные инструменты
Флейта [др.-евр. Угав] — трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Применялась, как в быту, так и в богослужении. В синодальном переводе встречается в виде свирели и органа. Есть подозрения, что этим словом так же обозначали инструмент, похожий на волынку.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. (Пс.151:4)
Флейта (халиль) [др-евр. «полый»] — разновидность гобоя. Существовали как одинарные, так и двойные халили. Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.
Флейта (Халиль)
«А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израиля» (Ис.30:29)
Заключение
Как мы видим, у Израиля был богатый набор инструментов для прославления Бога, у них были даже такие инструменты как барабаны и тарелки. Стоит сказать, что храмовый оркестр составляло огромное число людей, около четырех тысяч и прославление Бога было громким, шумным и радостным.
В качестве послесловия еще раз напомню, что в статье разобраны не все библейские музыкальные инструменты, если у вас есть какая-то информация об инструментах тут не упомянутых или новая информация об уже описанных — не стесняйтесь, пишите в комментариях, будем дополнять и совершенствовать свои познания.
Понравилась статья? Расскажи о ней в социальной сети 😉
Комментарии 10
ответ одного музыканта по поводу музыки в Библии
в псалмах есть те инструменты которые мы туда бы никогда не вписали)
Библейские инструменты (Псалмы Давида)
1. КИМВАЛЫ — это ударный инструмент по форме и звучанию идентичный тарелкам барабанной установки
2. ЦИТРЫ- Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. цитра чаще всего солирует. ЭТО ПРЕДОК БАС ГИТАРЫ, СОЛО И РИТМ ГИТАРЫ
3. ТИМПАНЫ- инструмент очень похожий на литавры, собственно это барабаны различных размерев (очень напоминает барабанную установку)
некоторое сравнение действительно провести можно, в современной музыке стандартный набор инструментов это несколько гитар, барабаны, тарелки. стандартный набор Библии выглядит примерно так же — кинноры(предок гитары), тимпаны, кимвалы. разве что можно сказать, что электрогитары и гитары с металлическими струнами явно отличались от кинноров с их струнами из овечьих кишок по звучанию.
и еще одна замечательная цитата
В Библии нет нот)
Музыка обладает невероятной духовной властью. Это огромная сила. Тем не менее в Библии мы не находим нот ни к одной из ее песен, иначе мы бы думали, что их можно исполнять только так и никак иначе, Впрочем, это не мешает многим поколениям христиан считать, что музыка неба удивительно напоминает музыку, на которой выросли они сами. Но я думаю, что я почувствую себя по-настоящему бессмертным, лишь когда услышу голос множества людей, поющих, как «шум вод многих, как бы голос громов сильных». (Божье пространство)
А псалтырь? Это тоже ведь музыкальный инструмент? Какой он?
Толкование на Псалтирь 149:3
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 149:3 / Пс 149:3
Иоанн Златоуст (
Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему
Посмотри, как и здесь видно согласие. «Хором» составляются для того, чтобы все вместе и единогласно возносили славословия. Тоже внушает и Павел, когда говорит: «не будем оставлять собрания своего» (Евр.10:25). То же означает и сама молитва, которая возносится всеми вместе: «Отче наш, сущий на небесах. и прости нам долги наши…: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:9, 12, 13; Лк.11:2, 4), и в которой употребляется множественное число. Так и в древности люди были научаемы петь и славить Бога согласно, чтобы всеми способами они располагались к любви и единодушию. «Под тимпан и псалтирь да поют Ему».
Некоторые, принимая названия этих орудий в переносном смысле, говорят, что тимпан требует умерщвления нашей плоти, а псалтирь обращения к небу, потому что это последнее орудие приводится в движение сверху, а не снизу, как гусли. Но я сказал бы, что древние были руководимы этими орудиями по причине грубости души их и потому, что они недавно отстали от идолов. Подобно тому, как жертвоприношения, так и это Бог дозволил им из снисхождения к их немощи. Итак, пророк заповедует здесь петь с радостью. Это означают слова: «да восхвалят имя Его хором», — с согласием, с чистою жизнью.
Источник: Беседы на псалмы. На псалом 149.
Феодорит Кирский (386/93−
«Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему». На всяком мусикийском орудии, говорит Пророк, по закону нашему, будем песнословить Благодетеля.
Евфимий Зигабен (
Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.
Все, продолжает, христиане—сыны нового Сиона да поют имени Господа в лике, т. е. в соединении и согласии, дабы сие согласие в песнословии произвело в них единение и согласие любви и единодушие и единоумие. Итак, древнему еврейскому народу позволено было петь Богу при музыкальных орудиях, как здесь говорит Давид, как им же позволено было и приносить в жертвы животных, по причине слабости ума их и склонности к удовольствиям. А для нашего христианского народа тимпан есть умерщвление плотских, по словам Оригена, удовольствий; как и тимпан делается из кожи мертвого животного. Псалтирь же для нового народа есть вдохновение свыше от благодати Духа; так как и псалтирь в верхней части своей издавала голос или звук; тимпан есть действие, а псалтирь— созерцание; почему мы должны петь Богу действием и созерцанием, умерщвляя страсти и свыше от Бога получая внушение. Об изъяснении псалтири в высшем значении мы говорили в 32м псалме при изъяснении слов: на десятиструнном псалтири пойте Ему; а равно и в предисловии, смотри 6ю главу оного.
Златословесного: Потому-то все вообще и единодушно воссылают хвалы и как бы одними устами одно хваление приносится царю. Это показывает и Павел, говоря: не будем оставлять собрания своего. И самая молитва: Отче наш, указывает на то же, что она должна быть возносима всеми совокупно; так как везде употребляется в ней множественное число.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Да восхвалят имя его в лице, в тимпане и псалтири да поют ему.
«Хвалить с ликами» — хвалить хором.
Библейские музыкальные инструменты
К проблеме идентификации и перевода 1
Хвалите Его во гласе трубнем,
хвалите Его во псалтири и гуслех.
Хвалите Его в тимпане и лице,
хвалите Его во струнах и органе.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных,
хвалите Его в кимвалех восклицания.
Музыкальный инструментарий, богато представленный в Библии и свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры Древнего Востока, в наши дни вызывает у читающих Священное Писание неоднозначные, подчас неверные ассоциации, а переводчика ставят порой перед неразрешимой задачей передать современной терминологией древние понятия о музыкальных инструментах.
шофар | Исх 19:16,19; 20:18; Лев 23:24; 25:9; Нав 6:3–5,7–8,12,15,19; Суд 3:27; 6:34; 7:8,16,18–20,22; 1 Цар 13:3; 2 Цар 2:28; 6:15; 15:10; 18:16; 20:1,22; 3 Цар 1:34,39,41; 4 Цар 9:13; 1 Пар 15:28; 2 Пар 15:14; Неем 4:18,20; Иов 39:24–25; Пс 46:6; 97:6; 150:3; Ис 18:3; 27:13; 58:1; Иер 4:5,19,21; 6:1,17; 42:14; 51:27; Иез 7:14; 33:3–6; Ос 5:8; 8:1; Иоил 2:1,15; Ам 2:2; 3:6; Соф 1:16; Зах 9:14 |
хацоцра | Чис 10:2–5,8–10; 31:6; 4 Цар 11:14; 12:13; 1 Пар 13:8; 15:24,28; 16:42; 2 Пар 5:12–13; 7:6; 13:12,14; 15:14; 20:28; 23:13; 29:26–28; 1 Езд 3:10; Неем 12:35,41; Пс 97:6; Ос 5:8 |
йобел | Исх 19:13; Нав 6:3,5,7,13 |
керен | Нав 6:4 |
карна | Дан 3:5,7,10,15 |
киннор | Быт 4:21; 31:27; 1 Цар 10:5; 16:16,23; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,21,28; 16:5; 25:1,3,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Иов 21:12; 30:31; Пс 32:2; 42:4; 48:5; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 97:5; 136:2; 146:7; 149:3; 150:3; Ис 5:12; 16:11; 23:16; 24:8; 30:32; Иез 26:13 |
небел | 1 Цар 10:5; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,20,28; 16:5; 25:1,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Пс 32:2; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 150:3; Ис 5:12; [14:11]; Ам 5:23; 6:5 |
асор | Пс 32:2; 91:4; 143:9 |
катрос | Дан 3:5,7,10,15 |
псант е рин | Дан 3:5,7,10,15 |
саббха | Дан 3:5,7,10,15 |
халил | 1 Цар 10:5; 3 Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36 |
угаб | Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31; Пс 150:4 |
машрокита | Дан 3:5,7,10,15 |
тоф | Быт 31:27; Исх 15:20; Суд 11:34; 1 Цар 10:5; 18:6; 2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8; Иов 21:12; Пс 67:26; 80:3; 149:3; 150:4; Ис 5:12; 24:8; 30:32; Иер 31:4; [Иез 28:13] |
м е цилтайм | 1 Пар 13:8; 15:16,19,28; 16:5,42; 25:1,6; 2 Пар 5:12–13; 29:25; 1 Езд 3:10; Неем 12:27 |
целцелим | 2 Цар 6:5; Пс 150:5 |
м е нааним | 2 Цар 6:5 |
шалишим | 1 Цар 18:6 |
паамоним | Исх 28:33–34; 39:25–26 |
мциллот | [Зах 14:20] |
Рис 1.вверху — шофар, внизу — йобел. |
Шофар играл исключительную роль в самых различных сферах жизни, что подтверждается его наиболее частым упоминанием в Священном Писании (см. вышеприведенную таблицу). Диапазон его функций в разные периоды был чрезвычайно широким: от магической на раннем этапе формирования древнееврейского общества до социально-организующей и сакральной в последующие времена.
Рис. 2 |
Хацоцра — прямая металлическая труба — имела несколько иную, нежели шофар, конструкцию и состояла из трех частей: прямой длинной тонкой трубки, довольно резко переходившей в широкий раструб, и чашеобразного мундштука, который насаживался сверху на ее узкий край (рис. 2). В зависимости от предназначения хацоцры изготовлялись из серебра (в храмовых инструментах, считавшихся священными, использовалось особо дорогое кованое серебро), реже (в основном светские трубы) — из бронзы. Музыкально-технические данные библейской хацоцры по сравнению с шофаром были еще скромнее и ограничивались предположительно двумя различными, но высотно не точными и грубыми звуками. Исполнительские приемы т е руа и т е киа, заповеданные Богом Моисею в отношении труб (Чис 10:2,3,5–8,10), полностью совпадали со способами игры на шофаре и имели такую же строгую регламентацию; совпадали и две основные сферы использования хацоцры как сакрального и сигнального (главным образом, военного) инструмента.
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Хотя в Библии литургическое употребление халила не зафиксировано, оно, очевидно, все-таки существовало. Он широко использовался в общественной и частной жизни, воспринимаясь в первую очередь как символ радости. В этом качестве халил был участником религиозных процессий (1 Цар 10:5; 3 Цар 1:40) и праздников (Ис 30:29), а также народных гуляний, связанных с языческим культом (Ис 5:12). Вместе с тем он звучал в моменты скорби и горя (Иер 48:36).
Рис. 7 |
Угаб — предположительно древнейшая модель продольной флейты — наряду с киннором оказался и самым ранним из упоминаемых в Священном Писании музыкальных инструментов (Быт 4:21). Конструкция угаба очень проста: прямая цилиндрическая трубка с несколькими пальцевыми отверстиями. Исполнитель держал его почти в вертикальном положении; звук производился не посредством трости, как у халила, а прямо через верхний конец трубки с помощью легкого удара языком (рис. 7). Звук угаба, мягкий и негромкий, ассоциировался прежде всего со сферой личностных эмоций, однако в талмудической литературе есть косвенные подтверждения и литургического применения угаба в период Первого храма (X в. до Р. Х.). Существует вполне обоснованная гипотеза о постепенном превращении слова угаб из наименования конкретного инструмента в собирательное понятие для всех типов флейтовых, что нашло отражение в псалме 150, где данный термин стоит в паре с аналогичным обобщенным определением струнных инструментов — струны (minnim).
Рис. 8 |
Машрокита фигурирует в Ветхом Завете только в составе придворного оркестра вавилонского царя Навуходоносора II и трактуется современными исследователями либо как разновидность поперечной флейты, либо (и это наиболее вероятно) как семитский (точнее, ассиро-вавилонский) вариант продольной многоствольной флейты Пана: набор открытых с верхнего конца трубочек разной длины, скрепленных тростниковыми планками или жгутом (рис. 8). При игре воздух вдували в верхние концы трубочек. Каждая трубка могла издавать лишь один звук, а вместе они производили свистящий эффект. Подобное неблагозвучие машрокиты предполагало ее преимущественно светское предназначение, а нарочитое обращение к не известному в древнееврейской лексике термину, как и в случае с остальным инструментарием из книги пророка Даниила, сделано для акцентирования принципиально различного характера двух культур: теистической — Израиля и языческой — Вавилона. В русском народном инструментарии машроките соответствует цевница.
Рис. 9 |
Одним из наиболее распространенных ударных инструментов в древних культурах, в том числе в еврейской, был тоф — рамный ручной барабан (древний тип бубна). Предположительно это был круглый деревянный либо металлический обруч небольшого размера, обтянутый с одной стороны кожей (рис. 9). Достоверных сведений о наличии металлических колечек или пластинок, прикрепляемых к обручу, как у позднего бубна, нет. Играли на тофе преимущественно женщины, ударяя по мембране пальцами или кистями рук. В Ветхом Завете семантика инструмента связана главным образом с атмосферой веселья (Быт 31:27; Исх 15:20; Ис 24:8), часто сопровождаемого танцем (Суд 11:34; 1 Цар 18:6; Иер 31:4). Он выступает также средством обращения с хвалой к Богу (2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8; Пс 80:3; 150:4).
Рис. 10 |
С самого начала храмовой музыкальной практики м е цилтайм входили в состав храмового инструментария, выполняли важнейшие структурные функции в службе, указывая разделы литургического действа, подавая сигналы началу пения хора. В качестве шумового фона, усиливающего состояние эмоцинального подъема, они принимали участие в религиозных событиях общенационального значения: перенесение ковчега Завета в Иерусалим (2 Цар 6:5; 1 Пар 13:8), освящение Первого (2 Пар 5:12–13) и Второго (1 Езд 3:10) храма, нововозведенных стен Иерусалима (Неем 12:27).
Термин тарелки (как вариант — “тарелочки” с целью подчеркнуть миниатюрность древнего инструмента в отличие от его современного аналога) может оказаться, пожалуй, единственно верным терминологическим определением м е цилтайм и целцелим. Синонимы-наименования одного инструмента объясняются стилистическими расхождениями в книгах Ветхого Завета, создававшихся в разные исторические периоды. Так, множественное число существительного целцелим зафиксировано в текстах более раннего происхождения (2 Цар, Пс), между тем как употребление существительного м е цилтайм в двойственном числе могло явиться результатом последующего осознания конструкции инструмента (наличие двух пластин) и нашло отражение в книгах, возникших позднее (1, 2 Пар, 1 Езд, Неем). В любом случае, похоже, оба названия использовались в собирательном значении, и вряд ли стоит конкретизировать их буквальным выражением (скажем, парные тарелочки). Следует, однако, отразить семантически важный параллелизм в Пс 150:5. Словосочетания tsiltseley shama (целцелим внимания (слову Божию — Е. К.), стих 5а) и tsiltseley t e ruah 38 (целцелим восклицания, стих 5б) несут определенную смысловую нагрузку, гораздо более значимую, чем просто музыкальная метафора. Дефиниции, характеризующие инструмент, явно связаны с культом. Учитывая итоговый смысл Пс 150, они, вероятно, призваны еще сильнее подчеркнуть сугубо религиозную направленность и преимущественно богослужебное предназначение всей Книги.
Рис. 11 |
Шалишим имеет множество толкований и в переводах Священного Писания, и в научной литературе. Все же наиболее вероятно предположение, что под этим словом подразумевается определенный тип систра. Его название (производное от еврейского числительного “три” во множественном числе) предполагало следующие варианты металлической кострукции: а) стержень с тремя отверстиями, куда вдевались три свободно двигающихся колечка; б) обод в виде подковы с тремя поперечными проволочными стержнями, на которые нанизаны позвонки — звенящие пластинки; вся система крепилась на ручке; в) к ручке веерообразно приделывались три стержня с фиксированными на них позвонками (рис. 12). При встряхиваниии инструмента позвонки бренчали, создавая приятный шумовой эффект, что вносило разнообразие в общее звучание ансамбля. В ситуации, описанной ветхозаветным хронистом (1 Цар 18:6), шалишим функционально близок м е нааним, выступая в качестве ритмического сопровождения танцующим женщинам. Шалишим относится к тем “терминам-эндемикам”, что вряд ли поддаются адекватному переводу (хотя, разумеется, он не исключен), поэтому приходится передавать его обобщенным названием “систр” либо его фольклорным вариантом.
Рис. 12 |
Даже такой краткий обзор библейского инструментария позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Разумеется, перед современным переводчиком Библии стоит нелегкая задача. С одной стороны, он должен строго следовать оригиналу, заботясь прежде всего об адекватной передаче содержания, притом что первоначальный смысл многих понятий из глоссария древних евреев сегодня может быть утерян или искажен. С другой стороны, нельзя полностью опираться только на уже имеющиеся версии Священного Писания, многие ошибочные определения возникли очень давно и на протяжении столетий мигрировали из одной традиции в другую. Тем не менее, эти трудности вполне преодолимы. Надо лишь следовать нескольким главным принципам.
Порядок перечисления инструментов
небел — киннор Пс 56:9; 70:22 | киннор — небел 3 Цар 10:12 2 Пар 9:11 |
асор — небел — киннор Пс 91:4 | киннор — небел-асор Пс 32:2 |
шофар — хацоцра Ос 5:8 | хацоцра — шофар 2 Пар 15:14 Пс 97:6 |
тоф — киннор Быт 31:27 Пс 149:3 Ис 24:8; 30:32 | тоф — шалишим 1 Цар 18:6 |
небел — киннор — м е цилтайм 1 Пар 15:16; 16:5 | м е цилтайм — небел — киннор 1 Пар 25:6 2 Пар 5:12; 29:25 Неем 12:27 |
небел — киннор — хацоцра 2 Пар 20:28 | киннор — небел — м е цилтайм 1 Пар 25:1 |
тоф — киннор — угаб Иов 21:12 | киннор — угаб Быт 4:21 |
тоф — киннор — небел Пс 80:3 | хацоцра — м е цилтайм 1 Пар 16:42 2 Пар 5:13 1 Езд 3:10 |
киннор — небел — тоф — халил Ис 5:12 | небел — тоф — халил — киннор 1 Цар 10:5 |
киннор — небел — тоф — м е цилтайм — хацоцра 1 Пар 13:8 | шофар — хацоцра — м е цилтайм — небел — киннор 1 Пар 15:28 |
киннор — небел — тоф — м е нааним — целцелим 2 Цар 6:5 | шофар — небел — киннор — тоф — угаб — целцелим Пс 150:3–5 |
карна — машрокита — катрос — саббха — псант е рин — сумпониа Дан 3:5,15 | карна — машрокита — катрос — саббха — псант е рин — сипониа Дан 3:10 |
карна — машрокита — катрос — саббха — псант е рин Дан 3:7 |
Наконец (и это, пожалуй, самое главное), при выборе ориентира в переводе названий библейских музыкальных инструментов приоритет несомненно должен оставаться за древнееврейским оригиналом как за самым надежным терминологическим источником.
Список сокращений изданий Библии
СРП | — | Современный русский перевод Всемирного Библейского Переводческого Центра (1993) |
AV | — | Authorized King James Version (1611) |
BE | — | La Santa Biblia en espavol (1960) |
BFC | — | La Bible en francais courant (1991) |
BLC | — | La Biblia in lingua corrente (1993) |
NIV | — | New International Version (1989) |
RSV | — | Revised Standard Version (1971) |
TEV | — | Today’s English Version (1994) |