что такое тезис в литературе
Значение слова «тезис»
2. В идеалистической философии: первая стадия всякого процесса развития.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В науке, философии, логике и лингвистике
Тезисы — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д.
Тезис (лингвистика) — 1) тезисы глагольного строя (с использованием глагольных сказуемых); 2) тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого).
Тезис (литература) — в античном стихосложении — «слабая», не несущая ритмического ударения доля стопы; тж. те́са; см. Стопа (стихосложение).
Тезис (логика) — положение, истинность которого должна быть доказана аргументом, или опровергнута антитезисом.
Тезис — в философии Гегеля — исходная ступень диалектического развития.
Тезис (музыка) (англ. Arsis and thesis) — ударная, тяжелая часть такта; см. доля. Противоположность тезиса — арсис, неударная, легкая часть такта.
«Тезис» (1996) — фильм испанского режиссёра Алехандро Аменабара.
ТЕ’ЗИС [тэ], а, м. [греч. thesis] (книжн.). 1. Положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-н. рассуждении. Апрельские тезисы Ленина давали гениальный план борьбы партии за переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической. История ВКП(б). Тезисы для пропагандистов. Выдвинуть т. Защитить свой т. Опровергнуть чьи-н. тезисы. Итоги пятилетки разбили тезис социал-демократов о том, что невозможно построить социализм в одной, отдельно взятой стране. Сталин. 2. только ед. В философии Гегеля — исходный пункт процесса развития, первый момент т. наз. триады (тезис, антитезис, синтез; филос.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
те́зис
1. филос. положение, истинность которого должна быть доказана ◆ Вопреки расхожим представлениям о том, что вся страна «спит и видит» поселиться в Москве, наш опрос не подтвердил этот тезис: из всех городов Москва оказалась лишь на 1 % притягательнее Санкт-Петербурга и уж явно проигрывает областным центрам. Ю. Ф. Флоринская, Т. Г. Рощина, «Жизненные планы выпускников школ из малых городов», 2004 г. // «Человек» (цитата из НКРЯ)
2. мн. ч. кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. д.
3. в идеалистической философии Гегеля — исходная ступень диалектического развития
4. в античном стихосложении — место в стихе, не несущее ритмического ударения и в сочетании с сильными слогами образующее ритм стиха
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: освоиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тезис — что это такое, зачем нужен и как использовать, примеры в повествовании.
Тезис – это утверждение или центральная идея, которую автор выдвигает в начале и будет поддерживать на протяжении всего последующего текста; точка зрения, которую пытается доказать автор.
Что такое ТЕЗИС — определение, значение простыми словами.
Простыми словами Тезис – это аргумент / утверждение / высказывание, которое будет защищено (доказано) в исследовании / сочинении / рассуждении. Тезис также известен как претензия или аргумент.
Тезис является точкой зрения, которую автор считает истинной, и которая будет доказана посредством фактов или ситуаций, подкрепляющих эту центральную идею. Тезисы чаще всего встречаются в академической литературе и играют более тонкую, но аналогичную роль в художественной литературе.
Сильный тезис определяет тему для обсуждения, резюмирует основные аргументы и убеждает вашу аудиторию продолжить чтение текста. Он определяет разницу между вдумчивым исследовательским проектом и простым пересказом фактов.
Этимология слова «тезис».
Слово «тезис» происходит из греческого языка и означает «что-то выдвинутое». Определение тезиса развилось из этого значения в предложение, обоснованность которого автор хочет доказать.
Компоненты тезиса.
Обычно, хороший тезис состоит из двух компонентов:
Место тезиса в тексте.
Тезис обычно можно найти в следующих местах текста:
Виды тезисов.
Изложение тезиса, которой вы пишете, может варьироваться в зависимости от типа статьи (высказывания, эссе), что вы пишете:
В аргументированном эссе писатель занимает конкретную позицию по спорной теме. Эта позиция и утверждения, подтверждающие ее, являются аргументом. В отличие от пояснительных тезисов, аргументативные тезисы позволяют автору занять позицию по предмету (например, о более глубоком смысле художественного текста или о лучшей политике в отношении социальной проблемы) и убедить читателей в своей позиции. В основной части аргументированного эссе используются примеры и другие доказательства, подтверждающие мнение автора.
Например: В «Укрощение строптивой» Шекспир использует юмор, маскировку и социальные роли, чтобы критиковать отсутствие власти у женщин в елизаветинской Англии.
В аналитическом тезисе анализируется или разбивается проблема, или идея на различные части. Затем автор оценивает тему и ясно представляет читателю порядок анализа.
Например: политика школы, согласно которой учебный день начинается на час позже, выявила три связанных преимущества: учащиеся были более внимательными в классе, более позитивно относились к школе и лучше выполняли домашние задания.
Изложение пояснительного тезиса основано исключительно на фактической информации. Он не содержит личных мнений или утверждений, не подкрепленных доказательствами. Вместо этого он точно сообщает читателю, какой будет тема, и затрагивает основные моменты, которые будут рассмотрены в эссе.
Например: основные компоненты здорового образа жизни — это полноценная диета, регулярные упражнения и полноценный сон.
Признаки хорошего тезиса.
Тезис является основным утверждением эссе. Он должен раскрывать читателю суть или идею статьи, или сочинения. Хороший тезис будет четко идентифицирован в статье, он будет узким, целенаправленным и конкретным. Изложение тезиса всегда должно быть законченным предложением. В некоторых случаях тезис может растянуться на два предложения, но его следует сформулировать кратко, а не обсуждать в целом абзаце.
Тезисы могут отличаться в зависимости от типа статьи. В аргументированном эссе тезис должен четко излагать ваше мнение или точку зрения по проблеме. В эссе сравнения и сопоставления тезис должен показать, чем два рассматриваемых объекта похожи и различны. Организация или тип эссе повлияют на построение тезисного предложения. Это помогает отразить цель статьи. В некоторых случаях ваш тезис будет служить дорожной картой и даже может быть гидом для вас и вашего читателя по остальной части эссе, представляя основные моменты рассказа и то, как они связаны друг с другом и как в конце концов формируют главную идею.
Попробуйте эти тесты, чтобы узнать есть ли у вас хороший тезис:
Если вы не можете ответить положительно на эти вопросы, тогда внесите изменения в свой тезис, чтобы улучшить его.
Думайте о тезисе как о корешке вашего высказывания. Как все части вашего тела связаны с позвоночником, а без позвоночника ваше тело не могло бы стоять, так и в вашем эссе все части должны быть связаны с тезисом, а без тезиса эссе не выдержит. Части, которые не соединены, должны быть пересмотрены, чтобы они действительно соединялись, или же были исключены. Тезис не ограничивается одним местом в эссе; он проходит через все ваше высказывание, от начала до конца.
Когда у вас есть рабочий тезис, вы должны подумать, какие существуют контраргументы против него. Это поможет вам уточнить тезис, а также заставит задуматься об аргументах, которые вам нужно будет опровергнуть позже в своем эссе. При этом важно помнить, что у каждого аргумента есть контраргумент. Если у вас его нет, то это не аргумент: это может быть факт или мнение, но не аргумент.
Хороший тезис должен быть интересным и, возможно, даже спорным. Он должен привлечь читателей к вашей работе и побудить их узнать больше.
Тезис всегда должен совпадать с остальной частью вашей работы, чтобы передать основную мысль. По мере того как вы пишете, ваши идеи могут меняться, особенно когда вы проводите исследования. Ваша основная мысль изменится, когда вы будете больше писать и вникать в свои собственные мысли по предмету. Не бойтесь изменять тезис в соответствии с вашими новыми идеями и убеждениями.
Пример тезиса.
Важность тезиса.
Тезисы важны для определения позиции автора относительно темы или идеи. Они помогают представить эссе и сосредоточить внимание читателя.
Нарративный (повествовательный) тезис.
Нарративный тезис можно найти в повествовательных эссе или в литературе. Они создают сцену для урока, который будет изучен или преподан через художественное сочинение. В любом случае важно, чтобы тезис был ясным, чтобы эффективно передать сообщение автора.
Год назад я ушла из дома в школу и больше не вернулась. Я была ранена пулей талибов, и вылетела из Пакистана без сознания. Некоторые люди говорят, что я никогда не вернусь домой, но в глубине души я твердо верю, что вернусь. Быть оторванным от страны, которую любишь, никому не стоит желать.
В этом тезисе Юсафзай устанавливает основу своих мемуаров, которые должны рассказать историю о том, как она была вынуждена покинуть свой дом.
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресл.
Здесь рассказчик устанавливает личность молодой нимфы, которой он нездорово одержим в истории. Лолита – маленький ребенок, а он взрослый мужчина. Следовательно, это утверждение вызывает у него неприятное чувство, которое сохраняется на протяжении всего романа.
Тысячу ран Фортунато я нанес, как мог, но когда он рискнул нанести оскорбление, я поклялся отомстить.
В этом заявлении Монтрезор говорит, что будет стремиться отомстить после того, как Фортунато неправильно обошелся с ним. Начав рассказ с повествования, тезис устанавливает цель оставшейся части повествования.
Функция тезиса в художественной литературе.
Тезис в литературе устанавливает цель работы или представляет урок, который писатель попытается преподать в сочинении (мораль). Это позволяет сосредоточить читателя уже в начале сочинения, чтобы эффективно вовлечь его в рассказ.
Хотя тезис литературного произведения может быть труднее понять и извлечь из основного текста, чем из академического письма, он столь же важный. Писатели имеют определенную точку зрения, с которой они пишут, и могут создавать стихи и романы, чтобы доказать истинность определенных идей.
Отличия между академическим и художественным тезисом.
В то время как академический писатель основывает свои аргументы на фактах и данных, литературный писатель часто использует ситуации и эмоции, которые они вызывают, чтобы подтвердить определенные идеи. Этот процесс может занять больше времени, чем в создании академических тезисов, и все же результат часто может быть более сильным. Когда авторы стихов и прозы апеллируют к эмоциям, а также к логике (как к эмоциям, так и к логике), читатель с большей вероятностью будет убежден в определенном сообщении, а также запомнит его в течение более длительного периода времени.
Что такое тезис в русском языке и литературе
Практически каждый за свою жизнь хоть раз слышал понятие «тезис». Это одно из тех слов, значение которых понятно на интуитивном уровне. Однако точно сформулировать, что такое тезис в русском языке и литературе, не всегда получается.
Что такое тезис?
Данное слово относится к многозначным, и его используют в разных сферах жизни. Чаще всего употребление связано с наукой и философией, но этот термин также используется в литературе и музыке, а также может выступать в качестве имени собственного.
Понять, что такое тезис в литературе или какой-либо ещё сфере, не так трудно, если обратить внимание на этимологию слова. Оно взято из древнегреческого языка, где переводится как «положение» или «утверждение». Таким образом, слово тезис означает некую ключевую мысль, выраженную кратко, в одном предложении.
Это понятие особенно важно при создании аннотаций в литературе. Аннотация – это краткое содержание чего бы то ни было, своеобразная характеристика произведения. Как правило, они сделаны из множества тезисов, то есть ключевых положений. Подобные аннотации часто пишут к научным трудам и курсовым работам.
Тезис в логике
В науке данное понятие чаще всего связано с описанием каких-либо трудов, а в сфере логики этот термин является ключевым для процесса обоснования. Когда необходимо объяснить какое-то явление, человек должен оперировать тезисами, которые обязаны иметь свои аргументы.
Когда кто-то старается доказать верность (или неверность) определенного тезиса, он должен четко следовать двум правилам. Первое заключается в том, что смысл изначального утверждения не должен меняться до самого конца обсуждения. Подобное возникает нередко – пытаясь аргументировать какой-то не слишком достоверный тезис, человек постепенно заменяет его более точным и сильным.
Второе правило заключается в том, что такие утверждения не должны допускать многозначности. Их формулировка обязана быть четкой, чтобы не возникло двусмысленности или неопределенности. Нередко создаются ситуации, когда доказывающий приводит определенную аргументацию, но при этом остается неясно, что же конкретно он пытался доказать.
В логике примерами тезисов являются спорные выражения, побуждающие к дискуссии. Классические варианты – это утверждения вроде «Бог существует» и «В современном искусстве нет хороших художников».
Система ТЕЗИС
Такое название получила система электронного документооборота, которая активно используется в разнообразных процессах. Она автоматизирует управление некоторыми элементами бизнеса, такими как документооборот или делопроизводство.
Система ТЕЗИС была разработана в России в 2010 году. С тех пор она успела обновиться несколько раз, причем некоторые обновления происходили сразу в один год. С середины 2016 года программа попала в Единый реестр.
Функционал ТЕЗИСа связан с разными аспектами. Например, система способна управлять задачами. Она занимается их постановкой, контролирует сроки выполнения, с помощью неё можно назначать контролера и исполнителей. Все проекты могут легко импортироваться из Microsoft Project.
С точки зрения управления документами, программа дает возможность создавать их на основе существующих задач, позволяет легко проводить согласование, раздавать четкие права доступа, а также имеет ряд вложений. ТЕЗИС оснащен электронной канцелярией и множеством разнообразных модулей.
Другие значения слова тезис
Данное понятие может использоваться при разборе тактов в музыке. В них можно выделить ударные и неударные составляющие. Неударные, то есть легкие части, будут называть арсисами, а тяжелые, ударные – тезисами.
Это слово используется в философии Гегеля. Им обозначается начальная ступень развития диалектики. Если же речь о лингвистике, то в этом случае понятие выступает в словосочетаниях «тезисы глагольного строя» и «тезисы номинативного строя». Понятия различаются, в зависимости от того, присутствует ли в сказуемом глагол.
Что такое «тезисы», как их писать?
Что такое «тезисы», как их писать?
Тезисы — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
Умение правильно формулировать тезисы говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок.
· При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
· Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
· Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
· По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте
«Азбука логичного мышления».
Хочешь знать больше, читай дальше!
Памятка для студентов, которые никогда этого не делали, или делали, но не уверены, что правильно.
1. Что такое тезисы?
2. Какие бывают тезисы?
3. Некоторые общие позиции
4. Проблемы в постановке проблемы
5. Краткое обследование результатов исследования
6. Работа по освещению методов работы
7. Как трудно оформить тезисы?
1. Что такое тезисы?
2. Какие бывают тезисы?
В соответствии с последним высказыванием, бывает три типа приветствуемых нами тезисов:
· К постановке проблемы.
· Новая методика работы…
Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.
Что предполагают эти варианты?
При написании текстов «к постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:
· Краткое вступление (как насчет актуальности?).
· Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.
· Некоторые собственные мысли на эту тему.
· (опционально) Предполагаемые исследования.
Что предполагают тезисы по типу «Результаты исследования»?
· Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).
· Гипотеза (в случае экспериментального исследования).
Что предполагают тезисы типа «Новая методика работы»?
· Краткое вступление, описывающее, например, область применения методики.
· Описание существующих методик.
· Описание новой методики.
· Описание результатов применения.
· Методики оценки эффективности.
3. Некоторые общие позиции
· Утверждение должно быть кратким и ёмким. Нет логорее!
· Утверждение должно быть обосновано. Либо логикой, либо эмпирикой.
· Читатель должен понять ваш текст.
· Не держите редакторов за наивных людей.
· Если у вас острый приступ «амнезии», не надо писать тезисы.
4. Проблемы в постановке проблемы.
· Краткое вступление:
1. Политические высказывания. Недопустимо включение в научную работу политических высказываний. «В связи с антинародной политикой правительства Гайдара, в стране возникла ситуация, приводящая к стрессовым состояниям у большого процента населения России…». Такие утверждения, как правило, бездоказательны. Переформулируйте: «В соответствии с исследованиями В. Пупкин-Тютькина, в нашей стране существенно выросла частота стрессовых состояний у населения» и т. д.
3. Как надо: «В современных условиях качественно новым образом решается проблема развития и использования человеческих возможностей, т. к. предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека. Это и объясняет повышение интереса к проблеме самореализации специалистов разных областей, но до сих пор проблема самореализации и, в частности, проблема профессиональной самореализации является открытой для исследований». Вот примерно так. Т. е., просто кратко обозначить сферу, актуальность и направление работы.
Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области
2. Долгая расшифровка распространенных понятий.
· Некоторые собственные мысли на эту тему
1. Они должны быть! Это научная публикация, а не учебник и не реферативный сборник. Если у вас нет собственных мыслей по поводу сферы, в которой вы специализируетесь, вам не надо писать тезисы. Зачем вы их, в конце концов, пишете?
3. Лучше избегать размышлений на «популярные» темы. К ним самые строгие требования. Если вы пишете тезисы «О любви», вы просто обязаны сказать новое слово в науке.
· (опционально) Предполагаемые исследования
1. Это опциональный, но весьма желательный пункт, который показывает, что вы двигаетесь в сторону экспериментальной проверки выдвинутых вами положений
· Вывод
1. С этим проблемы у всех и всегда, начиная со школьного сочинения. Но эти проблемы возникают, как правило, из-за лакун в предыдущих пунктах.
3. Да напишите же что-нибудь, и мы от вас отстанем!
5. Краткое обследование результатов исследования.
· Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко)
1. Если тезисы посвящены результатам исследования, нелепо тратить больше половины отданного вам пространства под изложение чужих мыслей. Абзац. Ну, два абзаца. Иногда можно вовсе ограничиться одним предложением.
2. Опять-таки, не надо лирики.
· Гипотеза (в случае экспериментального исследования)
1. К публикации принимаются кроме экспериментальных, также и описание эмпирических исследований (но тогда по жанру тезисы приближаются к постановке проблемы). Понимая недоумение многих студентов, которые не знакомы с различием между эмпирическим и экспериментальным исследованием, вкратце поясняю:
Эмпирическое исследование, это когда вы вышли из дому и обнаружили на улице дождь.
Экспериментальное исследование, это когда вы посмотрели прогноз погоды, подумали, дай-ка проверю, вышли на улицу и обнаружили дождь.
Иногда ошибочно исследования, посвященные корреляционному анализу множества признаков, считаются экспериментальными. В качестве примера можно привести исследование, где в качестве гипотезы фигурирует связь успешности обучения с личностными признаками. Такая гипотеза эквивалентна гипотезе о том, что на улице вообще есть какая-то погода. Для того, чтобы исследование считалось экспериментальным, существует нечеткий критерий «хрупкости» экспериментальной гипотезы. Чем более маловероятная гипотеза следует из ваших умозаключений, тем больший вес она имеет в случае успеха. Например, гипотеза о связи интеллекта с успешностью обучения имеет меньшую хрупкость по сравнению с гипотезой о наличии такой связи у нейротизма (просто потому, что интеллект по определению должен быть как-то позитивно связан с успешностью деятельности, в первую очередь учебной).
· Примененные методы
· Параметры выборки.
1. Они должны быть указаны. Так, чтобы не было разночтений.
2. Параметры бывают количественные и качественные.
3. Соответственно, надо указать, сколько и каких человек вы исследовали.
4. Ничего особо страшного, если испытуемых мало. Бывают кандидатские диссертации на одном испытуемом. Но число надо четко указать.
5. Кого исследовали? Школьники? Какой класс? Не секрет, что дети дошкольного возраста по некоторым качествам существенно отличаются от детей младшего школьного возраста.
6. Если речь идет о сравнении нескольких групп, постарайтесь избежать разночтений по поводу количества испытуемых. Лучше всего прямо указать, сколько испытуемых было в каждой группе.
· Собственно результаты.
1. Они таки должны быть также изложены. Где-то на одной из конференций участники с большим удивлением узнали от выступавших, что результаты их исследований являются собственностью и коммерческой тайной…
2. Результаты также должны быть изложены в адекватной форме. Метод математической обработки также должен быть указан. Например, «Проводился корреляционный анализ, зафиксирована корреляция 0,6 (p