что такое тетрахорд на скрипке
Что такое тетрахорд в музыке? Как петь гамму тетрахордом?
Практическое применение знаний о тетрахордах
Для чего тетрахорды были нужны древним грекам? Они складывали из них лады. Для чего тетрахорды понадобятся нам с вами? Как это ни удивительно, но понадобятся они нам для пения гамм.
Как петь гамму тетрахордом?
На рисунке гамма соль мажор поделена на тетрахорды. Нижний тетрахорд здесь составляют звуки соль, ля, си и до; верхний тетрахорд – ре, ми, фа-диез и соль. Сами тетрахорды обозначены квадратными скобочками:
Теперь по поводу того, как всё это дело поётся, и зачем это нужно. Дело в том, что в гаммах высоких тональностей – таких, как соль мажор или ля мажор, появляются ноты из второй октавы, которые нам петь неудобно. Это нормально – мы же не колоратурные сопраны, у большинства из нас, особенно в начале обучения музыке, небольшой диапазон.
Вот как раз в таких случаях очень выручает умение делить гамму на тетрахорды. Нижний тетрахорд мы можем спеть там, где он написан, не напрягая при этом своего голоса, а высокие звуки из верхнего тетрахорда мы просто спускаем на октаву вниз. Вот как это будет выглядеть:
Поиграйте этот пример на пианино, хотя бы на виртуальном. Правда, звучит забавно? Вот так же и надо петь гамму! Минорные гаммы тоже можно делить на тетрахорды. В качестве примера возьмём фа минор в гармоническом виде:
А теперь, давайте я вам пожелаю счастья и отпущу заниматься своими делами. Про тетрахорды вам, как начинающим сольфеджистам, то, что я рассказал здесь, знать достаточно. Приятного «музыколюбия»!
Тетрахорд
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
Теория древнегреческой музыки [ править ]
Теория древнегреческой музыки различает три рода (единственное число: род ) тетрахордов. Для этих родов характерен самый большой из трех интервалов тетрахорда:
Поскольку три рода просто представляют собой диапазоны возможных интервалов в тетрахорде, были указаны различные оттенки ( chroai ) с определенными настройками. Как только род и оттенок тетрахорда определены, их расположение может дать три основных типа гамм, в зависимости от того, какая нота тетрахорда берется как первая нота гаммы. Сами тетрахорды остаются независимыми от производимых ими гамм, и греческие теоретики никогда не называли их в честь этих гамм. [3]
Дорианская шкала Первая нота тетрахорда также является первой нотой гаммы: Диатонический: E – D – C – B │ A – G – F – E Хроматический: E – D ♭ –C – B │ A – G ♭ –F – E Энгармонический: E – D –C –B │ A – G –F –E Фригийская шкала Вторая нота тетрахорда (в порядке убывания) является первой в гамме: Диатонический: D – C – B │ A – G – F – E │ D Хроматический: D ♭ –C – B │ A – G ♭ –F – E │ D ♭ Энгармонический: D –C –B │ A – G –F –E │ D Лидийская шкала Третья нота тетрахорда (в порядке убывания) является первой в гамме: Диатонический: C – B │ A – G – F – E │ D – C Хроматический: C – B │ A – G ♭ –F – E │ D ♭ –C Энгармонический: C –B │ A – G –F –E │ D –C
Пифагорейские настройки [ править ]
Вот традиционные пифагорейские строи диатонических и хроматических тетрахордов:
Вот типичный пифагорейский строй энгармонического рода, приписываемый Архиту :
Греки анализировали роды, используя различные термины, включая диатонический, энгармонический и хроматический. Весы состоят из соединенных или разъединенных тетрахордов.
Дидимос хроматический тетрахорд | 4: 3 | (6: 5) | 10: 9 | (25:24) | 16:15 | (16:15) | 1: 1 | Играть ( помощь · информация ) |
Хроматический тетрахорд Эратосфена | 4: 3 | (6: 5) | 10: 9 | (19:18) | 20:19 | (20:19) | 1: 1 | Играть ( помощь · информация ) |
Птолемей мягкий хроматический | 4: 3 | (6: 5) | 10: 9 | (15:14) | 28:27 | (28:27) | 1: 1 | Играть ( помощь · информация ) |
Птолемей интенсивный хроматический | 4: 3 | (7: 6) | 8: 7 | (12:11) | 22:21 | (22:21) | 1: 1 | Играть ( помощь · информация ) |
Archytas enharmonic | 4: 3 | (5: 4) | 9: 7 | (36:35) | 28:27 | (28:27) | 1: 1 | Играть ( помощь · информация ) |
Это неполная таблица суперчастичных делений Чалмерса после Хофмана. [ кто? ] [4]
Варианты [ править ]
Романтическая эпоха [ править ]
Тетрахорд | Полушаговая струна |
---|---|
Основной | 2 2 1 |
Незначительный | 2 1 2 |
Гармонический | 1 3 1 |
Верхний минор | 1 2 2 |
следующие гаммы могут быть получены путем соединения двух тетрахордов с целым шагом (2) между: [6] [7]
Компонентные тетрахорды | Полушаговая струна | Результирующий масштаб |
---|---|---|
Major + Major | 2 2 1: 2: 2 2 1 | Диатонический мажор |
Минор + Верхний минор | 2 1 2: 2: 1 2 2 | Натуральный минор |
Мажор + гармоника | 2 2 1: 2: 1 3 1 | Гармонический мажор |
Минор + Гармоника | 2 1 2: 2: 1 3 1 | Гармонический минор |
Гармоника + Гармоника | 1 3 1: 2: 1 3 1 | Двойная гармоническая шкала [8] [9] или цыганский мажор [10] |
Мажор + Верхний минор | 2 2 1: 2: 1 2 2 | Мелодический мажор |
Минор + Майор | 2 1 2: 2: 2 2 1 | Мелодический минор |
Верхний минор + гармоника | 1 2 2: 2: 1 3 1 | Неаполитанский минор |
Все эти гаммы образованы двумя полностью разделенными тетрахордами: в отличие от греческой и средневековой теории, тетрахорды здесь меняются от шкалы к шкале (т. Е. Мажорный тетрахорд C – D – E – F, ре мажорный D – E –F ♯ –G, до минор C – D – E ♭ –F и др.). Теоретики древнегреческой музыки XIX века полагали, что то же самое было и в античности, и полагали, что существовали дорийские, фригийские или лидийские тетрахорды. Это заблуждение было разоблачено в диссертации Отто Гомбози (1939). [11]
Анализ 20-го века [ править ]
Теоретики конца ХХ века часто используют термин «тетрахорд» для описания любого набора из четырех нот при анализе музыки различных стилей и исторических периодов. [12] Выражение «хроматический тетрахорд» может использоваться в двух разных смыслах: для описания особого случая, состоящего из четырех нотного сегмента хроматической гаммы, [13] или, в более исторически ориентированном контексте, для обозначения шесть хроматических нот, используемых для заполнения интервала идеальной четверти, обычно встречаются в нисходящих басовых партиях. [14] Его также можно использовать для описания наборов, состоящих из менее чем четырех нот, при использовании подобного гамме, чтобы охватить интервал в одну идеальную четверть. [15]
Атональное использование [ править ]
Незападные гаммы [ править ]
Тетрахорды, основанные на настройке с одинаковым темпом, также использовались для приближения общих гептатонических гамм, используемых в индийской, венгерской, арабской и греческой музыке. Западные теоретики XIX и XX веков, убежденные в том, что любая гамма должна состоять из двух тетрахордов и тона, описали различные комбинации, которые, как предполагается, соответствовали множеству экзотических гамм. Например, следующие диатонические интервалы в один, два или три полутона, всегда в сумме пять полутонов, образуют 36 комбинаций при соединении целым шагом : [18]
Нижние тетрахорды | Верхние тетрахорды |
---|---|
3 1 1 | 3 1 1 |
2 2 1 | 2 2 1 |
1 3 1 | 1 3 1 |
2 1 2 | 2 1 2 |
1 2 2 | 1 2 2 |
1 1 3 | 1 1 3 |
Индийская система тетрахордов [ править ]
Нижние тетрахорды | Верхние тетрахорды |
---|---|
3 2 1 | 3 1 1 |
3 1 2 | 2 2 1 |
2 2 2 | 1 3 1 |
1 3 2 | 2 1 2 |
2 1 3 | 1 2 2 |
1 2 3 | 1 1 3 |
Персидский [ править ]
Персидская музыка делит интервал на четверть иначе, чем греческая. Например, Аль-Фараби описывает четыре жанра подразделения четвертого: [20]
Он продолжает четыре других возможных жанра, «разделяя тон на четверти, восьмые, трети, половину трети, четверть трети и комбинируя их различными способами». [21] Позже он представляет возможные положения ладов на лютне, производя десять интервалов, делящих четверть интервала между струнами: [22]
Соотношение: | 1/1 | 256/243 | 18/17 | 162/149 | 54/49 | 9/8 | 32/27 | 81/68 | 27/22 | 81/64 | 4/3 |
Название заметки: | C | C ♯ | C ♯ | C | C | D | E ♭ | E ♭ | E | E | F |
Центов: | 0 | 90 | 99 | 145 | 168 | 204 | 294 | 303 | 355 | 408 | 498 |
Композиционные формы [ править ]
Тетрахорд, принципиально неполный фрагмент, является основой двух композиционных форм, построенных на повторении этого фрагмента: жалобы и ектении.
Тетрахорд
В этой статье мы поговорим с вам об основах образования ладов на основе тетрахордов. Это система, которая использовалась в древней Греции и с определенными поправками перешла в классическую и современную музыку.
Тетрахордом называется отрезок лада из четырех звуков или просто 4х ступеневый звукоряд ( от слов тетра — четыре и хорд струна).
Система тетрахордов была базовой в греческой музыке и использовалась для построения ладов.
Сегодня большинству музыкантов тетрахорды известны из уроков сольфеджио. Как правило, гамму мажора или минора разделяют на 2 тетрахорда и поют сначала один, а потом на октаву ниже второй, что позволяет ученикам с небольшим диапазоном голоса петь лад от любой ноты. В нотной записи это выглядит следующим образом:
Однако главное удобство тетрахордов не в том, что их можно использовать в сольфеджио, а том что любой лад состоит из тех или иных тетрахордов, что позволяет очень легко запомнить структуру ладов, а также изобретать свои собственные.
Так как одним из важных условий для образования тетрахорда является его поступенность, то любой тетрахорд ограничен диапазоном кварты (это одно из определений тетрахорда в целом — лад из четырех звуков в пределах кварты)
Поэтому количество тетрахордов конечно. Вот некоторые из них.
Сочетая тетрахорды друг с другом мы можем получить все известные лады.
Например, мажорный тетрахорд ( он же называется ионийским)
в сочетании с мажорным дает обычный мажор, в сочетании с минорным мелодический минора, в сочетании с увеличенным тетрахордом гармонический.
Сочетая фригийский тетрахорд с фригийскийм получаем фригийский лад:
лидийский с мажорным получим лидийский лад
Такой подход позволяет взглянуть на лады, как более простую организацию звуков и быстрее запомнить их звучание. Все что Вам нужно это научиться петь 4 звука тетрахорда и сочетать их с другими тетрахордами.
Данный подход проверен годами и однозначно рекомендуется всем изучающим теорию музыки и сольфеджио.
Используя сочетания разных тетрахордов вы можете получать новые звучания и лады. Например, 2 лидийский тетрахорда дадут незамкнутую в октаву ладовую систему, а смещение 2 минорных тетрахордов дает уменьшенный лад.
Здесь нужно помнить о том, что базовые правила говорят о разделении тетрахордов расстоянием квинты, то есть независимо от того на какой ноте заканчивается первый тетрахорд, второй всегда начинается с 5 ступени. Но так как ступень может быть понижена, то возникает возможность для сочетания 2 минорных тетрахордов
Тетрахорд – это часть гаммы из четырёх звуков.
I, II, III, IV ступени – НИЖНИЙ ТЕТРАХОРД.
V, VI, VII, I (VIII) ступени – ВЕРХНИЙ ТЕТРАХОРД.
|
Гамму Соль мажор удобнее петь, если перенести верхний тетрахорд на октаву вниз:
Дома учись петь гамму Соль мажор по тетрахордам. Тебе в этом поможет новая песенка в тональности Соль мажор.
· Раздели мелодию на фразы (в конце фразы ставь «птичку» ü).
· Проанализируй, как движется мелодия в каждой фразе.
· Умей петь словами и с названием нот, дирижируй.
слова Юнны Мориц музыка Елены Попляновой
1. Обведи, допиши по образцу до конца строчки, повторяя заклинания диезов и бемолей:
Письменные задания в тональности Соль мажор:
2. Допиши черными нотами пропущенные неустойчивые ступени:
3. Подпиши устойчивые ступени римскими цифрами:
4. Напиши белыми нотами устойчивые ступени, в которые разрешаются неустойчивые ступени:
5. Подпиши ступени римскими цифрами:
6. Напиши ноты скачками:
7. Напиши нотами в Соль мажоре следующие ступени, сыграй и спой их:
Выучи схему дирижирования в размере :
· сопровождай чтение стихов вначале прохлопыванием,
· допиши ритм в примерах;
_______________________
________________________
________________________
________________________
_____________________
_____________________
____________________
____________________
в)
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Расставь тактовые чёрточки в мелодии:
Перерыв в звучании музыки называется ПАУЗА (знак молчания). Каждая длительность имеет свой знак молчания: пауза длится столько же, сколько эта длительность.
Пауза восьмушки даже внешне на неё похожа, так как
тоже имеет хвостик:
Пауза четвертной ноты сама сложная по рисунку:
она как будто зачеркивает, «отменяет» ноту:
А паузы половинной и целой ноты очень похожи между
собой, их часто путают:
Кто-то из музыкантов, чтобы их запомнить, придумал
такую шутку: пауза целой ноты похожа на целое яблоко,
которое висит себе на четвертой линейке, а пауза
половинной ноты – на половинку яблока, которая висеть
не может и поэтому лежит на третьей линейке.
1. Напиши по строчке пауз:
2. Реши ритмические задачи:
3.Расставь тактовые черты:
4.Все мелодии этого задания опираются на тетрахорды Соль мажора. Поэтому вначале выучи НАИЗУСТЬ «Вальс тетрахордов», а потом – пой остальные мелодии. ОБЯЗАТЕЛЬНО ДИРИЖИРУЙ!
|
|
|
Диктант-«мозаика».
Впиши в кружочки номера перепутанных тактов. Запиши мелодию правильно:
|
Раздели мелодию на фразы (в конце фразы ставь «птичку» ü), сравни их. Напиши схему мелодии по фразам. Фразы обозначаются буквами латинского алфавита (a, b, c, d и т.д.), если фразы одинаковые – буквы повторяются.
1-я фраза | 2-я фраза | 3-я фраза | 4-я фраза |
РАЗМЕР
Проговори тексты стихотворений словами и ритмослогами (целая нота – это длинный слог ТО-О-О-О). Тренируйся дирижировать на 4/4. Умей прохлопать каждую строчку отдельно (со счетом, с текстом, с названием ритмослогов, молча). Потом попробуй проговаривать текст и одновременно прохлопать ОСТИНАТО сопровождения (слово ОСТИНАТО означает «настойчивое повторение», то есть мы много раз повторяем одну короткую ритмическую фразу).