что такое тесты креативности
Тесты креативности
Смотреть что такое «Тесты креативности» в других словарях:
тесты креативности — (от лат. creatio сотворение, создание) совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные cитуации была выделена… … Большая психологическая энциклопедия
ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ — (от англ, test испытание, проба и creative творческий) совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Факторы креативности беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность,… … Профессиональное образование. Словарь
Тесты креативности — (от англ. creative творческий) совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Тесты критериально ориентированные методики психологической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками… … Исследовательская деятельность. Словарь
ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ — – комплекс методик для изучения и оценки творческих способностей личности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э. Торранс и др.) [10, c. 338; 67, c. 398; 80, c. 692] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ — (от лат. creatio сотворение, создание) совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности … Словарь по профориентации и психологической поддержке
тесты способностей — Этимология. Происходит от англ. test испытание, исследование. Категория. Класс тестов. Специфика. Служат для определения уровня развития общих и специальных способностей, которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности. Виды … Большая психологическая энциклопедия
тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Т. д. близки тестам специальных способностей (см. тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что… … Большая психологическая энциклопедия
ТЕСТЫ — (англ. lest испытание, проба), стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально психол. свойств личности, а также знаний, умений и навыков; один из осн. методов пси хол. диагностики. Т.… … Российская педагогическая энциклопедия
Тесты оценки юмора — группа тестов личности, направленных на выявление особенностей чувства юмора. В зависимости от способа применения стимульного материала и организации обследования существуют пять типов Т. о. ю.: 1) классификация соответствия юмористического… … Психологический лексикон
Обзор тестов на креативность
Обсуждая тесты на проверку креативности, специалисты часто отталкиваются от доступных проверок творческого мышления. На практике они начали активно использоваться в начале прошлого века. В качестве примера можно привести тестирование, разработанное французским психологом Альфредом Бине в 1915 году. Немало подобных тестов появилось и во время Первой мировой войны. В частности психологи применяли опросники, помогающие определить уровень воображения или способности логического мышления.
Методика Джоя Пола Гилфорда
Своеобразный прорыв в разработке тестов на креативность совершил американский профессор Дж. Гилфорд. В 1950-е гг. он со своими коллегами из университета штата Калифорния представил ряд методик, известных многим как Южнокалифорнийские тесты.
Программы Гилфорда позволяли устанавливать, каким образом работает дивергентный образ мышления. В процессе проверки испытуемому предлагалось пройти в общей сложности 14 тестов, 10 из которых – вербальные, требуют краткого устного ответа. Следующие 4 подразумевали составление ответа на основе изобразительных заданий.
Не менее востребованными оказались «Последствия», «Альтернативное использование» и «Усовершенствование продукта» – тесты креативности, разработанные командой Гилфорда для учеников старших классов, студентов и выпускников. При использовании данных тестов отмечалась слишком переменчивая валидность и невысокая надежность во время проверки небольших контрольных групп. Впоследствии, многие психологи сошлись в едином мнении – проблема заключалась в необходимости быстрого прохождения тестов. Личностные особенности испытуемых практически не учитывались.
Рассматриваемые методики не имеют системы определения показателей по количеству ответов. Соответственно, их практическое применение возможно только опытными специалистами.
Тесты оценки творческого мышления Торренса
Американский специалист Элис Пол Торренс предложил свою концепцию тестирования, позволяющего устанавливать уровень креативности. Его видение заключалось в создании системы, полностью основанной на процессе творчества. В действительности же оказалось, что ТОТМТ – своеобразная адаптация наработок Дж. Гилфорда. В особенности это относилось к вербальной составляющей тестов. Разница заключалась в том, что итогами проверок Торренса становились не стандартные факторные тесты, а отображение сложности творческих процессов. Показатели валидности и точности методики оказались выше, чем у Южно-Калифорнийских тестов, но нельзя было говорить о максимальной надежности результатов.
Комплекс тестов Торранса состоял из 12 этапов, объединяющих вербальные, звуковые и изобразительные батареи. Автор всячески избегал термина «креативный», акцентируя внимание на разделении видов мышления на вербальное, словесно-звуковое и изобразительное. Соблюдая максимальную чистоту проводимых исследований, психолог называл тесты творческими занятиями, создавая тем самым правильное настроение у испытуемых.
Вербальная группа
В 1966 г. появился вербальный тест, разделенный на 7 подгрупп. Предполагалась возможность применения к детям от 5 лет и взрослым. Заранее устанавливались четкие временные рамки на прохождение. Первые три вербальные подгруппы тестов состояли из ряда вопросов, которые в той или иной мере относились к заранее подготовленному изображению. Требовалось придумать максимум вопросов к тому, что изображено на предлагаемой картине. Далее испытуемому предлагалось угадать причины и последствия того, что они видели.
Четвертая подгруппа подразумевала необходимость сочинения способов изменения игрушки, которая была изображена на картинке. В 5 субтесте испытуемый должен придумать максимальное количество способов нестандартного использования знакомых всем бытовых предметов. Для следующей, шестой подгруппы, требовалось придумать ряд вопросов о предмете, рассматриваемом до этого. В рамках седьмой подгруппы вербального теста следовало самостоятельно сочинить ситуацию и рассказать о последствиях, к которым она может привести.
Данный тест групповой и предполагает разделение на формы «А» и «Б». Специалист, который проводит испытание должен отмечать основные показатели: скорость, оригинальность, приспособляемость к заданным ситуациям и глубину проработки подробностей. К слову, описанная выше часть теста имеет перевод на русский язык. Увы, его не проверяли на валидность и точность в соответствии с российскими требованиями, соответственно применение возможно исключительно в рамках исследований.
Фигурная группа
В том же 1966 году Торренс предложил использование фигурной группы тестов для испытуемых в возрастной категории от 5 до 18 лет. В 1994 году группа российских специалистов адаптировали этот тест креативности для использования в нашей стране. Фигурная группа тестов состоит из трех категорий:
Ответы для проверки передаются в виде рисунков и подписей к ним. Время прохождения каждой части – 10 минут.
Словесно-звуковая группа
Для того, чтобы проверить словесно-звуковое творческое мышление, проводилось два субтеста, каждый из которых предполагал использование аудиозаписи и проигрывателя. Первой используется запись «Звуки и образы», в которой четыре раза повторяется последовательность звуков, которые нужно узнать. Далее применяется «Звукоподражание и образы», в котором звуковая дорожка состоит из слов, имитирующих естественные звуки. Для оценки используется показатель внимательности.
Стоит отметить еще один тест креативности, предложенный Торренсом в 1980 году. Создан он для детей и подразумевает изучение творческих способностей во время физической активности. Результаты состоят из таких же показателей, как и в группах тестов, описанных выше.
Особенности существующих методик
Далеко не все специалисты разделяли суждение о том, что подобные тестирования на креативность должны проводиться в группах испытуемых. Исследователи М. Воллах и Н. Коган в своих трудах акцентировали внимание на важности создания правильных условий для проведения исследований. Они настаивали на том, что тесты должны проводиться индивидуально и не иметь четких ограничений по времени. Последний аргумент подтверждается исследованиями, в ходе которых было определено, что наличие лимита по времени влияет по-разному на каждого ребенка. Если одни могут отвечать на необычные вопросы моментально, то другим потребуется пауза на размышления.
Если брать в расчет требования психодиагностики, то становится ясно, что тестирования на креативность не обладают должной точностью, однако этот показатель можно определить как высокий для того, чтобы не считать, что измерению подлежат случайные изменения в качествах. При проведении десятилетнего исследование методики Торренса точность изменялась от 0,15 до 0,37. На цифры влияли способы оценивания и пол участников испытаний.
Также тесты Торренса практически не дают возможности прогнозирования. При участии Н. Когана и Е. Панкова проводились исследования среди учеников пятых и десятых классов школы. Их суть заключалась в сравнении уровня креативности и творческих достижений на момент обучения и после выпуска. В случае с пятиклассниками коэффициент корреляции равнялся 0, у десятиклассников же были незначительные изменения.
При этом следует учитывать анализ 70 исследований валидности тестов на креативность. Его результаты свидетельствуют о наличии статистической значимости соотношения показателей креативности и творческих достижений. Так ученики школ, получающие высокие баллы по тестам на креативность имели сравнительно большие успехи по внешкольным предметам. У мальчиков при этом наблюдался предсказуемый творческий успех спустя 10 лет. В случае с девочками такие исследование не показывали аналогичного результата. Можно сделать вывод о том, что тесты на креативность позволяют узнавать об особенностях умственного развития, которые невозможно изучить при помощи других инструментов для диагностики.
Торренс занимался длительными изучениями, которые подтвердили, что его методика тестирования показывает нечто отличимое от классических тестов на интеллект. Таким образом, подтверждается дискриминантная валидность тестов креативности. Он не отрицал противоречивости результатов, объясняя это сложностью творческих процессов. Стоит отметить, что параллельно с учеными из Америки, разработкой аналогичных методик тестирования занимались и европейские специалисты.
тест креативности
Полезное
Смотреть что такое «тест креативности» в других словарях:
тест достижений — одна из методик психодиагностики; в отличие от тестов интеллекта, измеряют преимущественно сформированность тех или иных свойств способностей, умений, навыков и знаний в связи с конкретными программами подготовки. Выявляют степень владения… … Большая психологическая энциклопедия
тест способностей — тесты для определения уровня развития способностей общих и специальных, определяющих успешность деятельности учебной и профессиональной. Выделяются тесты интеллекта, тесты креативности, тесты способностей специальных (математических,… … Большая психологическая энциклопедия
тест стандартизованный — имеются в виду всякие тесты, ориентированные на какую либо оценку получаемых показателей, хотя они заведомо являются стандартизованными. Называются так в противоположность тестам проективным и подобным им, кои не предусматривают оценку… … Большая психологическая энциклопедия
способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность … Большая психологическая энциклопедия
Креативность — (созидательный, творческий) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в… … Википедия
Креатив — Креативность (от англ. creative творческий) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в… … Википедия
Креатифф — Креативность (от англ. creative творческий) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в… … Википедия
интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия
креативность — (от англ. creativity) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с… … Большая психологическая энциклопедия
Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал
Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить
Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.
Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:
По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:
Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.
Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:
Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”. В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.
Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.
Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал
У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:
Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.
Что может повысить креативный потенциал:
1. Переключения между задачами
Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.
Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.
Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.
Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.
Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.
Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.
2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно
При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.
Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: «Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд». Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.
Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.
Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.
3. Музыка
Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.
Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания «придумайте как можно больше способов использования кирпича». А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.
Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.
Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.
4. Юмор
Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.
Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.
Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.
У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.
Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.
5. Воспроизведение идей (recall)
За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.
По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.
Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.
Часть 3. Какие книги почитать
Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.
Василий Лебедев. CRAFT
Майкл Микалко. Рисовый штурм
Майкл Микалко. Взлом креатива
Эдвард де Боно. Гениально
Генрих Альтшуллер. Найти идею
Марк Леви. Гениальность на заказ
Дейв Грей. Лиминальное мышление
Джулия Кэмерон. Путь художника
Гарет Мур. Латеральная логика
Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.
Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.
Что такое тесты креативности
Диагностика уровня творческого потенциала личности
с помощью теста Э.Торренса
«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
ВВЕДЕНИЕ: КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ
Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития одаренности.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого «озарения» служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы.
Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж. Гилфорда, выделившего два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, отступающее от логики). Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному мышлению. Эти тесты не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.
Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является другой американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.
КРЕАТИВНОСТЬ определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения (1974 г.). Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок.
В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).
СОЗДАНИЕ ТЕСТОВ КРЕАТИВНОСТИ
Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. При создании тестов автор стремился получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность. Но главной целью исследований П. Торренса и его сотрудников было доказательство надежности и предсказательной валидности (обоснованности) тестов творческого мышления.
Эти исследования, продолжительностью в 7, 12 и 22 года, привели к усовершенствованию первоначальных версий тестов 1958-1966 it. в сторону повышения их надежности и валидности, разнообразия показателей (версии 1974, 1979, 1984 гг.).
Кроме того, были выделены следующие характеристики для оценки творческих достижений тех, кто продемонстрировал высокие тестовые показатели:
1) количество достижений в естественных и гуманитарных науках, искусстве, организаторской деятельности (лидерство) во время школьного обучения, определяемое самим испытуемым по списку из 25 видов;
2) аналогичный показатель достижений после окончания школы;
3) показатель творческого стиля жизни (определяется самим испытуемым по списку из 22-х видов творческого поведения);
4) оценка творческих достижений независимыми экспертами;
5) экспертная оценка профессиональных планов.
В самом длительном лонгитюде П. Торренса изучалась взаимосвязь тестовых показателей креативности у младших школьников и каждым из перечисленных выше показателей их творческих достижений 22 года спустя. Все корреляции (связи) оказались высоко достоверными. Коэффициент множественной корреляции дня всех пяти критериев достигал 0,63, что свидетельствует о существенной взаимосвязи исследованных показателей даже при таком длительном промежутке времени между обследованиями.
Однако, высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантировали их творческие достижения, а лишь свидетельствовали о высокой вероятности их проявления.
Для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества П. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.
Другими словами, при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т. д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.
Важными условиями творческой реализации одаренных детей являются также, во-первых, поддержка их увлечений со стороны взрослых, во-вторых, уровень их интеллектуальных способностей, и в-третьих, опыт проживания и обучения в других странах (раннее овладение иностранными языками).
Первое положение получило подтверждение в исследованиях, проведенных учеными разных стран. Так, например, даже подростки, считающие независимость необходимым условием для стабильности своих увлечений, подчеркивают важность поддержки своих интересов («но без давления») со стороны родителей. В то же время стабильность интересов и внешкольных увлечений детей является важной, но часто игнорируемой, характеристикой их творческой продуктивности.
Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.
И наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВ П. ТОРРЕНСА
Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:
исследование развития одаренности учащихся;
индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;
оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Для каждой формы разработаны подробные руководства по проведению тестирования и количественной обработке данных.
Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.
Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать Прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.
Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты.
Задание «Спросить и угадать « — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.
Задание «Необычные вопросы « — представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.
Задание «Невероятные ситуации « требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.
ФИГУРНЫЕ ТЕСТЫ состоят из трех заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин. в общей сложности.
Задание «Нарисуй картинку»
Задание «Незавершенные фигуры,» сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.
Задание «Повторяющиеся фигуры » сходно с предыдущим, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи.
Для большинства случаев диагностики творческого мышления рекомендуется основывать свое суждение на анализе отдельных показателей вербальной и фигурной батарей тестов в их соотношении друг с другом. При этом условии может быть получена достаточно разносторонняя характеристика индивидуальности. Но и суммарный балл по каждой шкале или по обеим шкалам вместе дает довольно стабильный индекс общего творческого потенциала, что может оказаться полезным. Надежность такого суммарного показателя выше, т. к. один и тот же человек может проявлять свой потенциал и в общем количестве ответов без их детализации, и в тщательной разработке небольшого числа идей, и в придумывании немногих, но высоко оригинальных решений.
Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи.
Этот показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.
Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей.
Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.
Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.
При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.
Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.
Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.
Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно, жертвует их количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.
КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.