что такое территориальная оборона
Что такое территориальная оборона
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.
3. Порядок организации, развертывания и ведения территориальной обороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области территориальной обороны определяются Положением о территориальной обороне Российской Федерации.
(п. 4 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)
5. Деятельность штабов территориальной обороны регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения федерального законодательства в области обороны.
(п. 5 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)
6. Руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны.
(п. 6 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 519-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Задачами штабов территориальной обороны являются:
1) обеспечение согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
2) обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, проводимыми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
(п. 7 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)
8. Штабы территориальной обороны осуществляют следующие основные полномочия:
1) разрабатывают проекты нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, проекты муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по территориальной обороне;
2) обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
3) контролируют состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим муниципальным образованием.
(п. 8 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)
9. Штабы территориальной обороны также осуществляют другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 9 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)
10. Штабы территориальной обороны в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, и осуществляют руководство указанными силами и средствами.
(п. 10 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 195-ФЗ)
Статья 22. Территориальная оборона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 22. Территориальная оборона
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона
2. Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.
3. Порядок организации, развертывания и ведения территориальной обороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области территориальной обороны определяются Положением о территориальной обороне Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
5. Деятельность штабов территориальной обороны регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения федерального законодательства в области обороны.
Информация об изменениях:
6. Руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны.
Информация об изменениях:
7. Задачами штабов территориальной обороны являются:
1) обеспечение согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
2) обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, проводимыми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Информация об изменениях:
8. Штабы территориальной обороны осуществляют следующие основные полномочия:
1) разрабатывают проекты нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, проекты муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования по вопросам выполнения мероприятий по территориальной обороне;
2) обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
3) контролируют состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим муниципальным образованием.
Информация об изменениях:
9. Штабы территориальной обороны также осуществляют другие полномочия в области территориальной обороны, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Информация об изменениях:
10. Штабы территориальной обороны в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние сил и средств, создаваемых для выполнения мероприятий по территориальной обороне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, и осуществляют руководство указанными силами и средствами.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
НОВОСТИ
ДОКУМЕНТЫ
Школа СПЕЦНАЗА
СПЕЦПОДГОТОВКА
КОНТАКТЫ
Лазертаг для взрослых и семейного отдыха
В Арсеньеве состоялся турнир по детскому лазертаг, посвященный юбилею ТОФ
Шаг в будущее: выставка военного снаряжения для допризывной молодежи
«Сильные духом» в Арсеньевской «Ласточке»
Показательные выступления военно-патриотического клуба «Спецназ», февраль 2021, Арсеньев
19 лет со дня образования Организации «Спецназ»
В конце марта ожидаются учебно-полевые сборы ПРДЮОВПО «Спецназ»
Военно-патриотическое воспитание Юных Защитников России
Территориальная оборона в РФ
К основным задачам Т.о. относятся:
— надёжная охрана и оборона военных, важных государственных и специальных объектов и коммуникаций;
— объектов жизнеобеспечения населения и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
— предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов, борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника; участие в обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения.
Общие задачи организации Т.о. определяются Президентом РФ.
Органы гос. власти и управления субъектов РФ во взаимодействии с органами военного управления обеспечивают выполнение законодат. и др. нормативных актов РФ, касающихся Т.о., определяют перечень хоз.-экон. и коммуникац. объектов, подле-жащих защите, и принимают меры по их охране и обороне; определяют необходимые силы и средства за счёт местного бюджета; обеспечивают поддержание законности и порядка на своих тер. в местностях, объявленных на военном положении. Непосредственную. организация Т.о. возлагается на военный округ.
Командующий войсками военного округа принимает решение на организацию Т.о. и несёт ответственность за её состояние.
— совместно с командованием объединений (соединений) видов ВС перечень важных объектов, подлежащих защите;
— согласовывает с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, командованием регионального управления погран. войск, округа внутренних войск, регионального центра МЧС, командованием ж.-д. корпуса (корпусов) состав выделяемых сил и средств, порядок управления, обеспечения и др. вопросы организации Т.о.;
— организует взаимодействие сил и средств, привлекаемых к Т.о.;
— утверждает планы Т.о. зон, входящих в военный округ;
— осуществляет непосредственное руководство ведением Т.о.
Планирование Т.о. в полном объёме осуществляют в штабах военного ок-руга и в зоне Т.о.
Комплекс военных и общегосударственных оборонных мероприятий, организуемых и осуществляемых в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных и террористических актов, создания благоприятных условий для устойчивого функционирования органов государственного и военного управления, а также установления и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения.
Подготовка Т.о. осуществляется заблаговременно в мирное время. Общее руководство подготовкой страны к Т.о. осуществляет Правительство РФ. Непосредственным организатором Т.о. является Генеральный штаб ВС РФ, который разрабатывает Директиву по Т.о., согласует ее с министерствами и ведомствами РФ и осуществляет контроль за ее исполнением. Основным организатором Т.о. в ВС РФ является главный штаб Сухопутных войск. Штабы военных округов планируют и осуществляют Т.о. в установленных для них границах. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по Т.о.
Границы зон Т.о., как правило, совпадают с границами административно-территориального деления РФ. В зоне Т.о. устанавливаются районы Т.о., включающие в себя один или несколько административных районов, крупные административные центры (населенные пункты).
Общее руководство по подготовке и выполнению мероприятий Т.о. в границах зоны осуществляет начальник зоны (как правило, военный комиссар области), назначаемый приказом командующего военного округа. Руководство выделенными силами и средствами при осуществлении прикрытия, усиления охраны и обороны позиционных районов (объектов) РВСН возлагается на соответствующего командира и его штаб (начальника объекта).
Глупое лобби под видом территориальной обороны
Не первый день муссируется тема создания в России «территориальной обороны», и даже в редакции мнения на эту тему различаются по сути и складу.
Все началось еще в 2017-м, когда поползли первые разговоры на эту тему. Но потом грянуло создание Росгвардии, и всё более-менее затихло. Но вот, по прошествии года, снова началось.
В основном в материалах высказывается мнение о том, что наши сухопутные войска настолько уменьшились по сравнению с теми же девяностыми годами, что «в случае чего» просто не в состоянии решить все задачи, которые на них упадут.
А какие, собственно, задачи могут упасть?
Тут три основных угрозы:
1. Против России могут спровоцировать пограничный конфликт.
2. Пограничный конфликт может перерасти в региональную войну.
3. Региональная война вполне может перерасти в мировую.
Если говорить о том, каких сил и затрат потребует каждый из приведенных видов конфликтов, то тут все просто. По нарастающей. От 1 000 человек и до бесконечности.
По мнениям некоторых экспертов, в случае конфликта наши сухопутные войска должны за один-пять дней выставить группировку от полкового до дивизионного масштаба. Для решения конфликта и ликвидации оного.
В случае развертывания конфликта по экспоненте в течение недели-двух направить в район конфликта группировку корпусного или армейского уровня. Сильно сомневаюсь в необходимости, но выкладки были вплоть до создания армейской группировки, равной паре фронтов времен Второй мировой войны.
Но суть не об этом, нашим экспертам разных уровней только дай волю попугать, они весь мир до инфаркта доведут. Во имя каких-то своих внутренних экспертных убеждений.
В общем, если конкретно, то господин Сивков, доктор военных наук, например, считает, что численность наших современных сухопутных войск недостаточна для решения таких вот задач.
А если пограничный конфликт перетекает в более крупное противостояние, возникает необходимость развертывания в этом районе группировки корпусного или даже армейского масштаба. С учетом всего этого, получается, что численность наших сухопутных войск должна составлять 450–550 тысяч человек. Грубый такой прикид, но вот так получается. Надо больше.
Для доказательств этой глупости приводятся совсем уж странные цифры. Например, численность сухопутных войск США. Видимо, океаны, которыми отделены США от нас, это две речушки, которые форсировать – раз плюнуть.
И, самое главное, с кем, простите, должен быть у нас конфликт, для которого потребуются такие концентрации личного состава? Кто, простите, на нас нападет? Эстония? Литва? Украина?
И вообще, сам факт какой-то агрессии, он сегодня, мягко говоря, сомнителен. Сразу по нескольким причинам, обсуждение которых достойно отдельного материала.
Но слово сказано, и получается, что нынешних 280 тысяч бойцов сухопутных войск слишком мало, чтобы наши СВ могли полноценно решать все задачи в ходе вооруженных конфликтов и локальных войн. А еще они должны принимать участие в поддержании режима военного времени или чрезвычайного положения и территориальной обороны.
Вообще, не раз замечал, что наши «эксперты» все выставляют, мягко говоря, однобоко. Конечно, в случае крупномасштабных боевых действий 280 тысяч – маловато. Тут я согласен с господином Сивковым.
Но территориальная оборона – это перебор. По всем статьям.
Полнейший. И только срочное создание войск территориальной обороны может спасти дело.
Итак, по господину Сивкову, нам нужно создать еще одну структуру в дополнение к имеющимся. Некую «территориальную оборону», в задачу которой будут входить борьба с ДРГ, уничтожение террористических группировок и бандформирований, охрана и оборона важных государственных объектов.
Естественно, не подлежит обсуждению то, что в зоне гипотетического конфликта под охрану надо брать все объекты, которые могут стать потенциальными целями для ДРГ.
Список довольно большой и увесистый, а «работа» по некоторым целям типа атомных и гидроэлектростанций, плотинам, предприятиям химической промышленности может, помимо прямого ущерба, принести и неслабую экологическую катастрофу. Плюс уже перечисленные ж/д узлы, мосты, аэродромы, рокадные дороги, тоннели и прочее.
Доктор военных наук Сивков считает, что для обеспечения целостности подобных объектов придется задействовать от взвода до батальона. Иначе все, тушите свет.
Тем не менее, Сивков считает, что в случае конфликтов, нам потребуется для территориальной обороны еще от 200 до 350 тысяч военнослужащих. И это, по Сивкову, в пределах лишь одного прифронтового округа.
А дальше аппетиты разрастаются, дальше можно и нужно выделить соответствующее количество людей для прикрытия особо важных объектов и в других регионах страны, поскольку противник может забросить и туда диверсантов или бандитов.
Ох уж эти диверсанты… Даже размеры России им не помеха. Всюду проникнут и все взорвут.
Но тем не менее, так должно получиться. И только «территориальная оборона» сможет надежно защитить наш тыл от многочисленных неуловимых ДРГ противника и завербованных диверсантами бандитов.
Прямо какая-то альтернативная история разворачивается.
Но тем не менее, имеем то, что имеем. По Сивкову, вообще с вариантами плохо. Надо либо увеличивать сухопутные войска примерно на 70–80 процентов, либо создавать территориальные военно-промышленные поселения.
Опаньки… Где-то мы это уже проходили, не так ли?
Да, идейка, мягко говоря, новизной не блещет. Территориальные военно-промышленные поселения (ТВПП) – это те же казачьи станицы, только в современной обработке.
Военные станицы, вот в чем мечта господина Сивкова. Позволю себе процитировать:
Ну вот, а мы тут о возможных агрессиях толкуем, да агрессоров выискиваем.
И такое в «Военно-промышленном курьере» печатают…
Стара песня как мир. Очередное казацкое лобби. Как в старом советском анекдоте про Вовочку: «Ну чего пристали, ну не буду я работать, не буду!»
Возникают серьезные вопросы. Раз уж серьезный человек, доктор военных наук, заместитель президента РАРАН по информационной политике такое пишет.
Прошу прощения, а откуда нарисуются эти полмиллиона казаков? С малых лет осваивавших военное дело, с высокой такой выучкой, да еще и высочайшим моральным духом?
Да, я готов принять на веру, что среди настоящих казаков есть такие люди в больших количествах. Сам знаю несколько таких, кому не стыдно руку пожать.
Но в основном-то контингент странный, бряцающий невнятными (а то и чужими) орденами да медалями…
И вот этих – к оружию и на технику?
Господи, как жаль, что господина Сивкова не оказалось в августе 2014 на одном перекрестке, от нашего Куйбышево Ростовской области на Снежное и Мариновку. Вот единственный раз видел, как казачки гра… работают, в смысле. Дань собирают на нужды.
И такое в России? Да ладно!
Более того, ведь не дадут соврать те, кто видел в деле этих «военов». Опять же, были и вполне нормальный бойцы из казаков, были. «Казачий батальон» (на самом деле полторы роты, но не суть) той же бригады «Призрак», например.
Но расклад был явно не в пользу нормальных, ибо на одного занимавшегося делом казака приходилось 7-8 мародеров и грабителей.
И что, тех, кого не посадили на Донбассе за «подвиги», а сидит там до сих пор несколько сотен козицынских, надо здесь «к делу» приставить?
Снова вопрос: на какие средства?
Ведь так называемая территориальная оборона, как оказалось, не простое сборище ряженых. Это структура с управлением. На всю Россию. Соответственно, если ТО призывается для замены вышеперечисленных уже ведомств, которые куда-то пропадут с началом конфликта, то у этой новой структуры должно быть все: связь ресурсы, техника, личный состав.
Личный состав не тот, что будет заниматься чем-то невнятным в своих ТВПП, а который будет ими руководить в случае чего. Руководящая надстройка. В Москве, естественно, поскольку дело общероссийское.
Деньги где брать на такое кормилище для ваших казаков, господин Сивков?
Понятно, что итогом всех статей Сивкова идет рефрен, что мы «досокращались», и «наши сухопутные войска нуждаются в существенном увеличении как численности, так и состава вооружения, чтобы в полной мере соответствовать характеру потенциальных военных угроз Российской Федерации».
И я так и не понял, а куда в случае конфликта денется Росгвардия и все остальные? И почему вдруг к этим структурам (по списку) такое пренебрежение?
Ну очень несерьезная попытка узаконить казаков.
Территориальная оборона
Территориальная оборона – это система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований. Т.о. ведется на территории РФ или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения. Порядок организации, развертывания и ведения Т.о., функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области Т.о. определяются Положением о территориальной обороне РФ, утверждаемым Президентом РФ. Президент РФ утверждает и План территориальной обороны РФ, которым устанавливается, что Т.о. ведется органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом мер, принимаемых в период действия военного положения. Основой для планирования Т.о., в соответствии с Положением о военном планировании в РФ, является утвержденный План обороны РФ, предусматривающий также планирование и осуществление мероприятий по ГО и Т.о. Участие спасательных воинских формирований МЧС России в осуществлении мероприятий Т.о. предусматривается планами взаимодействия в области ГО и защиты населения региональных центров МЧС России с военными округами. Т.о. осуществляется по территориальному принципу: в каждом военном округе создаются зоны Т.о., которые, в свою очередь, подразделяются на районы Т.о. Начальниками зон Т.о., как правило, назначаются военные комиссары соответствующих республик, краев и областей, а начальниками районов Т.о. – районные (городские) военные комиссары, в некоторых случаях – командиры соединений, частей, начальники военно-учебных заведений. Важная роль отводится и органам власти субъектов государства и местного самоуправления, которым предписывается совместно с органами военного управления участвовать в планировании и обеспечении выполнения мероприятий Т.о. на своей территории. Подготовка Т.о. осуществляется заблаговременно в мирное время. Развертывание ее в полном объеме или частично проводится по решению Президента РФ.
Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.