что такое тепловой пояс

Основные климатические зоны мира — классификация, карта и описание типов климата по Алисову

что такое тепловой пояс. Смотреть фото что такое тепловой пояс. Смотреть картинку что такое тепловой пояс. Картинка про что такое тепловой пояс. Фото что такое тепловой пояс

Климатические пояса представляют собой сплошные или прерывистые области, которые располагаются параллельно широтам планеты. Между собой они различаются по циркуляции воздушных потоков и количеству солнечной энергии. Рельеф местности, близость к морю или океану также являются важными климатообразующими факторами.

По классификации советского климатолога Б. П. Алисова, существует семь основных типов климата Земли: экваториальный, два тропических, два умеренных и два полярных (по одному в северном и южном полушариях). Кроме этого, Алисов выделял шесть промежуточных поясов, по три в каждом полушарии: два субэкваториальных, два субтропических, а также субарктический и субантарктический.

Арктический и антарктический климатический пояс

Полярная область, примыкающая к Северному полюсу, называется Арктикой. Она включает в себя территорию Северного Ледовитого океана, окраины Северной Америки и Евразии. Пояс представлен ледяными и арктическими пустынями, которые характеризуются затяжными суровыми зимами. Максимальная летняя температура составляет +5°C. Арктические льды влияют на климат Земли в целом, не давая ей перегреться.

Субарктический и Субантарктический климатический пояс

Умеренный климатический пояс

В зоне умеренного пояса лежит четверть всей поверхности планеты: Северная Америка, Европа и Азия. Главной его особенностью является четкая выраженность сезонов года. Преобладающие воздушные массы дают высокую влажность и низкое давление. Средний показатель зимних температур составляет 0°C. Летом отметка поднимается выше пятнадцати градусов. Господствующие в северной части зоны циклоны провоцируют снега и дожди. Большая часть осадков выпадает в виде летнего дождя.

Территории вглубь континентов подвержены засухам. Природные зоны представлены чередованием лесов и засушливых регионов. На севере растет тайга, растительный мир которой приспособлен к низким температурам и повышенной влажности. Постепенно ее сменяет зона смешанных широколиственных лесов. Полоса степей на юге опоясывает все континенты. Зона полупустынь и пустынь охватывает западную часть Северной Америки и Азию.

Умеренный климат подразделяется на следующие подтипы:

Субтропический климатический пояс

В зоне субтропиков находится часть Черноморского побережье, юго-запад Африки и Австралии, юг Северной и Южной Америки. Зимой территории находятся под влиянием воздуха, движущегося из умеренного пояса. Отметка на термометре редко опускается ниже нуля. Летом на климатическую зону влияют субтропические циклоны, которые хорошо прогревают землю. В восточной части материков господствует влажный воздух. Здесь продолжительное лето и мягкая зима без заморозков. Западные побережья характеризуются засушливым летом и теплой зимой.

Во внутренних районах климатического пояса температуры значительно выше. Почти всегда стоит ясная погода. Большинство осадков выпадает в холодный период, когда воздушные массы смещаются в сторону экватора. На побережьях растут жестколистные леса с подлеском из вечнозеленых кустарников. В северном полушарии им на смену приходит зона субтропических степей, плавно перетекающая в пустыню. В южном полушарии степи переходят в широколиственные и листопадные леса. Горные местности представлены лесолуговыми зонами.

В субтропической климатической зоне выделяют следующие подтипы климата:

Тропический климатический пояс

Тропический климатический пояс охватывает отдельные территории на всех материках, кроме Антарктиды. Круглый год над океанами господствует область повышенного давления. Из-за этого в климатической зоне мало осадков. Летние температурные показатели в обоих полушариях превышают +35°C. Средние зимние температуры составляют +10°C. Среднесуточное колебание температур ощущается в глубине континентов.

Большую часть времени здесь стоит ясная засушливая погода. Основная масса осадков приходится на зимние месяцы. Значительные перепады температур провоцируют пылевые бури. На побережьях климат значительно мягче: зима теплая, а лето мягкое и влажное. Сильные ветра практически отсутствуют, осадки выпадают календарным летом. Доминирующими природными зонами являются тропические леса, пустынь и полупустынь.

Тропический климатический пояс включает следующие подтипы климата:

Субэкваториальный климатический пояс

Субэкваториальный климатический пояс затрагивает оба полушария Земли. В летнее время зона оказываются под влиянием экваториальных влажных ветров. Зимой господствуют пассаты. Среднегодовая температура составляет +28°C. Суточные температурные перепады незначительны. Большая часть осадков выпадает в теплое время года под влиянием летних муссонов. Чем ближе к экватору, тем обильнее идут дожди. Летом большинство рек выходит из берегов, а на зиму они полностью пересыхают.

Растительный мир представлен муссонными смешанными лесами, саваннами и редколесьями. Листва на деревьях желтеет и опадает в период засухи. С приходом дождей она восстанавливается. На открытых пространствах саванн растут злаки и разнотравья. Растительный мир подстроился под периоды дождей и засухи. Некоторые отдаленные лесные массивы до сих пор не изучены человеком.

Экваториальный климатический пояс

Пояс располагается по обеим сторонам от экватора. Постоянный поток солнечной радиации формирует жаркий климат. На погодные условия воздействуют воздушные массы, идущие от экватора. Разница между зимними и летними температурами составляет всего 3°C. В отличие от других климатических поясов, экваториальный климат остается практически неизменным весь год. Показатели температур не опускаются ниже +27°C. Из-за обильных осадков образуется высокая влажность, туманы и облачность. Сильные ветра практически отсутствуют, что благоприятно влияет на растительный мир.

В условиях климатического пояса формируются влажные леса. Именно здесь произрастают редкие виды деревьев, такие как эбеновое, красное и каучуковое. У большинства растений широкие листья, защищающие их от повреждений. Тысячи видов остаются неизученными из-за непроходимости лесов. Деревья верхнего яруса достигают восьмидесяти метров. На них паразитируют лианы, мхи и папоротники.

Источник

Исследование по теме:Тепловые пояса Земли

Содержание

Тема исследования

Тепловые пояса Земли

Актуальность проблемы

Почему Солнце неодинаково «любит» Землю?

Почему пояс? Почему главный?

Цель нашего исследования:

1. Почему Солнце нагревает разные участки Земли неодинаково?

2. В каком районе Земля получает больше всего тепла?

3. В каком поясе лежит большая часть территории России?

Задачи

1. Узнать, что такое тепловые пояса Земли?

2. Выяснить, одинаково ли Солнце освещает нашу планету?

3. Узнать особенности животного и растительного мира каждого теплового пояса.

Гипотеза

Этапы исследования

Распределение ролей в группе. Сбор информации о Земле, Солнце,тепловых поясах.

Объект исследования

2. Глобус, физическая карта.

Методы

Ход работы

— знакомство с темой исследования, целью, методами исследования.

1. Задуматься над проблемным вопросом

2. Определить актуальность данной проблемы.

3. Выдвинуть гипотезу по решению вопроса.

Подготовка к исследованию.

2. Изучение глобуса, географической карты. Сравнение.

3. Подборка иллюстраций растительного и животного мира.

1. Наблюдение за погодными условиями в разных частях света в одно и тоже время года, суток.

3. Сопоставление информации, сравнение, изучение животного и растительного мира в каждой рассмотренной части света.

1. Сравнение результатов исследования.

2. Формулирование выводов.

3. Представление результатов в виде презентации.

Наши результаты

1. Применение полученных знаний на практике.

2. Составление кроссворда «Тепловые пояса».

3. Узнали о нашей планете много нового и интересного.

4. Показали презентацию своим одноклассникам, наглядно представили модель Земли и расположение полюсов с помоцью макета и цветных лент.

Выводы

Для умеренного пояса характерны существенные температурные различия между летом и зимой, а также между сушей и морем. Зимние температуры здесь значительно ниже летних. Выпадающий снег образует покров, который сохраняется до нескольких месяцев. В умеренном поясе четыре времени года.

В тропическом поясе жарко круглый год. Тропические леса называют лёгкими нашей планеты.

Здесь круглый год снег и лёд.Бывает полярный день и полярная ночь и северное сияние.

Список ресурсов

Источник

«Температура воздуха на разных широтах» (7 класс)

что такое тепловой пояс. Смотреть фото что такое тепловой пояс. Смотреть картинку что такое тепловой пояс. Картинка про что такое тепловой пояс. Фото что такое тепловой пояс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Температура воздуха
на разных широтах
Подготовила:
учитель географии
МБОУ «Отрадненская СОШ № 2»
Пожидаева Ю.В.

Описание слайда:
Описание слайда:

Жаркий пояс расположен между Северным и Южным тропиками. В этом поясе Солнце бывает в зените 2 раза в год,
а в тропиках — 1 раз в год.

Тропический пояс получает наибольшее количество тепла и света. Здесь круглый год высокая температура воздуха. Различия в продолжительности дня и ночи небольшие.
В пределах пояса выделяются только 2 сезона года — лето и зима.

Описание слайда:

Умеренные пояса расположены между тропиком и полярным кругом. Выделяют Северный умеренный пояс и Южный умеренный пояс.
Здесь Солнце летом поднимается высоко над горизонтом, но никогда не бывает в зените.
Зимой Солнце находится низко над горизонтом.
Поверхность в разные сезоны года получает разное количество тепла и света.
Выделяют 4 сезона года: лето, осень, зима и весна.

Описание слайда:

Полярные пояса расположены вокруг полюсов и ограничены полярными кругами.
Холодные пояса получают наименьшее количество тепла и света.
Там лето совпадает с полярным днём, а зима — с полярной ночью. Продолжительность полярной ночи и полярного дня увеличивается от полярного круга к полюсам (от суток до 6 месяцев соответственно).

Описание слайда:

От количества солнечного тепла, получаемого поверхностью Земли, зависит, на сколько от нее нагреется воздух.
На основании различий в освещённости солнечными лучами и в температуре воздуха земная поверхность разделена на 7 тепловых поясов: жаркий, два умеренных, два холодных и два пояса мороза.
Условными границами тепловых поясов являются изотермы
+20 °С, +10 °С и 0 °С.
Границы тепловых и поясов освещенности не совпадают главным образом из-за рельефа и подстилающей поверхности на распределение температур воздуха, а в океане – из-за морских течений

Описание слайда:

Жаркий – 1
(по обе стороны от экватора, ограничен годовыми изотермами +20°С)

Пояс мороза-2
(в границах изотермы 0 °С самого теплого месяца)

Описание слайда:

В северном полушарии площади суши и Океана более или менее равны. (колебание температур здесь меньше; это полушарие теплее; летний период на неделю дольше чем в южном).

В Южном полушарии преобладают Океаны.
(Южное полушарие примерно на 3,1 °C холоднее, что объясняется охлаждающим влиянием Антарктического ледника, поверхность которого отражает 60% солнечной радиации.
Океаническое южное полушарие в большей степени покрыто облаками, хотя в то же время океан поглощает
больше солнечной радиации)
Подстилающая поверхность
Подстилающая поверхность — компоненты земной поверхности, осуществляющие тепло- и влагообмен с атмосферой и оказывающие влияние на её состояние.
Различные типы подстилающей поверхности по-разному поглощают солнечную радиацию и отдают тепло атмосфере, испаряют влагу и воздействуют на силу ветра.
Это оказывает влияние на погоду

Описание слайда:

Закрепление изученного:
1
Чем объясняется изменение температуры
на Земле?
Ответ: изменение температуры воздуха на Земле объясняется изменением количества попадающего на поверхность Земли солнечного излучения, что связано с географической широтой местности.
Также это связано с движением воздушных масс, морскими течениями, рельефом и характером подстилающей поверхности.

Описание слайда:

Закрепление изученного:
2
Что такое изотерма?
Ответ: изотерма – условная линия на карте, соединяющая точки с равными
значениями температур.

Описание слайда:

Закрепление изученного:
3
Почему границы поясов освещенности и тепловых поясов не совпадают?
Ответ: границы поясов освещённости и тепловых поясов не совпадают из-за влияния рельефа и подстилающей поверхности на распределение температур воздуха на суше,
а в океане из-за морских течений.

Описание слайда:

Закрепление изученного:
4
Сколько на Земле тепловых поясов?
Ответ: на Земле 7 тепловых поясов
(один жаркий, два умеренных, два холодных
и два пояса мороза).

Описание слайда:

Закрепление изученного:
5
В каких тепловых поясах расположена наша страна?
Ответ: наша страна расположена в умеренном и холодном тепловых поясах северного полушария.

Описание слайда:

Домашнее задание:
1
2
Задание № 6, 7
§ 12 стр. 44-46

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Тепловые пояса»

Тема: «Тепловые пояса».

Тип : Урок постановки и решения учебной задачи

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распределения тепла на различных участках земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

ž Продолжать освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

ž Ценить и принимать такую базовую ценность как «природа».

ž Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

ž Оценивать свои задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

ž Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике или предложенном тексте.

ž Находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

ž Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

ž Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

ž Читать вслух и про себя текст учебника, научно-популярных отрывков, понимать прочитанное.

ž Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

ü накладные «границы» поясов для карты из цветной плёнки,

ü картинки детей в одежде с разных поясов,

ü заготовки для разукрашивания,

ü листы с заданием,

ü проектор и мультимедийная презентация

М о т и в а ц и о н н ы й

Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов.

1. Организационный момент

-Ребята, мы продолжаем наше путешествие на уроке окружающего мира по нашей планете Земля. Все готовы?

2. Актуализация знаний учащихся

— Тогда вспомним о чём шла речь на прошлых уроках и проверим вашу готовность:

1) Какую форму имеет Земля?

2) Как вращается Земля?

3) Куда направлена ось Земли?

4) Как называются точки на поверхности земного шара, через которые проходит воображаемая земная ось?

5) То пологие (косые), то крутые (прямые).Что это?

6) В чём причина смены времён года?

— Земля имеет форму шара

— Земля вращается вокруг своей оси. Это вращение вызывает смену дня и ночи

— Земная ось направлена на Полярную звезду

— Северный полюс и Южный полюс

— Это солнечные лучи – зимой они пологие, длинные и холодные; летом крутые, короткие и жаркие

-Наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца)

О р и е н т и р о в о ч н ы й

Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели

3. Постановка проблемы.

— Вчера в Интернете проводился конкурс фотографий «Чем я занимался после школы 20 октября». Вот три фотографии (вывешиваются на доску)

— Что вас удивило? Какой вопрос возникает?

— А какие у вас есть предположения почему в один и тот же день одни дети одеты в шорты, другие в куртки, а третьи в шубы.( фиксация на доске предположений)

— С чем это может быть связано?

— Я правильно поняла, что ваши предположения связаны с тем, что солнечное тепло на поверхности Земли распределяется по-разному?

-Тогда на какой вопрос мы должны найти ответ?

— Обобщив то, что вы сказали, мы должны ответить на вопрос:

Как распределяется тепло на поверхности Земли в разных её точках? (вопрос вывешивается на доску)

-Почему в один день дети одеты по-разному?

Предположения детей (разные страны, города; разные времена года; разные материки, разные полушария …)

— Мы знаем, что Земная ось наклонена и поэтому солнечные лучи по-разному обогревают поверхность планеты.

Дети пытаются сформулировать вопрос

И с п о л н и т е л ь с к и й

Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе

4. Совместное открытие знаний

— Давайте посмотрим на нижнюю часть плаката «Смена времен года». Какого цвета не видно в зале?

— Может ли фокусник спрятать от зрителей другие цвета?

— Почему на Северном полюсе не видно Солнца?

— Я попрошу ученика подойти к столу и поставить глобус и лампу так, как бывает зимой в нашем Северном полушарии.

— Освещен ли Южный полюс Солнцем?

— А что в этот момент происходит на Северном полюсе?

— Проверьте свои выводы на стр.65-66 учебника.

— Как называются эти места на Земле?

-Почему на полюсах холодно?

(На изображении полушария к полюсам ставим длинные стрелочки со словом «холодно»)

— Ребята, откройте свои карты полушарий на стр.128-129 учебника. Найдите прерывистые линии, окружающие каждый полюс. Как они называются?

— Эти воображаемые линии ограничивают холодные пояса Земли.

(Учитель на карте полушарий показывает накладными полупрозрачными полосками холодные пояса)

— А кто догадался, почему «пояс»?

-Давайте прочитаем лексическое значение этого слова в словаре Даля и словаре учебника.

— Белого. Фокусник держит шар наклонённым от зрителей и они его не видят.

— Может красный, а вот синий нет. Он всегда будет виден.

— Потому что ось Земли повер­нута от Солнца.

Ученик ставит глобус в нужное поло­жение (ось отвернута от лампы и на­правлена на макет Полярной звезды).

— Да, Южный полюс все время освещен Солнцем.

— А в это время на Северном полюсе зима. Интересно, что здесь солнечные лучи почти не освещают по­верхности Земли.

Работа с отрывком из учебника

— Арктика и Антарктика.

— Солнечные лучи либо вообще не попадают на поверхность, тогда там полярная ночь, а летом они косые и длинные. Это полярная ночь.

— Северный Полярный круг и Южный полярный круг.

Выслушиваются 2-3 ученика с объяснением понятия с опорой на изображение слайда презентации

Чтение определения в словарях

— Отгадайте загадку: Там не надо ни печки, ни дров… В песок бросил тесто и завтрак готов. О чём идёт речь?

Выступление подготовленного ученика с рассказом «Тропики» в сопровождении видеоряда

— Какие лучи падают на эту область земной поверхности?

-А как может называться такой пояс?

-Посмотрите на карте полушарий, чем обозначен жаркий пояс?

-Покажите на нашем макете жаркий пояс.

-Посмотрите на карту и макет. Где мы с вами живём?

— У вас на партах есть листочки с текстом. Прочитайте.

— Какие лучи падают на этот пояс?

Значит там, где мы живём, бывает как?

— Как бы вы назвали такой пояс?

— Между холодным и жарким поясами находится умеренный пояс.

-Ребята, а сколько всего поясов у нас получилось?

— А с чем связано название поясов?

— Значит, эти пояса как могут называться?

— Сформулируйте тему нашего урока.

Вывешивается на доску тема урока

— Давайте вернёмся к вопросу нашего урока: Как распределяется тепло на поверхности земли в разных её точках?

Давайте проверим наши выводы по учебнику (стр. 67)

-Так почему на фотографиях, которые я показала в начале урока, дети в один день одеты по-разному?

— Самая длинная параллель, делящая Землю на два полушария.

-Прямые и короткие (на макете полушария подставляют короткие стрелки со словом «жарко»)

Жаркий пояс ограничен Северным тропиком и Южным тропиком

— Мы живём между холодным и жарким поясом, южнее Северного полярного круга, но севернее тропиков.

— И косые и прямые в зависимости от времени года.

-Тепло и холодно, потому что чётко выражены все четыре времени года (прикрепляют к макету средние стрелочки со словами «холодно» и «тепло»)

— Пять: два холодных, два умеренных и один жаркий.

— С распределением тепла на поверхности Земли.

-Тема урока «ТЕПЛОВЫЕ ПОЯСА»

— Количество солнечного тепла растёт от полюса к экватору

Работа с правилом в учебнике

— Они живут в разных тепловых поясах, а может быть и в разных полушариях.

Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели

На партах в конвертах карточки с заданиями (у каждого ряда своё).

Задание проверяется фронтально, сверяя результат по образцу на слайде.

— Молодцы, справились с заданием. Давайте поиграем. Я показываю картинку, а вы с помощью пантомимы покажите, в каких поясах это бывает (работа с видеорядом)

Задание для 1-го ряда.

Отметьте на рисунке:

4. Синим цветом покажите холодные тепловые пояса.

Задание для 2-го ряда.

Отметьте на рисунке:

4. Красным цветом закрасьте область жаркого пояса.

Задание для 3-го ряда.

Отметьте на рисунке:

3. Полярные круги и линию тропиков.

4. Зелёным цветом покажите расположение умеренных поясов

Проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность

— Какая была тема нашего урока?

— На какой вопрос отвечали?

— Что узнали нового, интересного?

— Как оцениваете свою работу? Каждому цвету соответствует критерий:

оранжевый – « я был активным, мне было интересно и всё понятно»;

жёлтый – «было интересно, но испытывал затруднения»;

зелёный – «урок был очень длинным…».

— Спасибо за работу. Урок закончен.

Ученики отвечают на вопросы.

На заготовленных рисунках с изображением ветки ученик по своей самооценке приклеивает листик соответствующего условию оценивания цвета

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

что такое тепловой пояс. Смотреть фото что такое тепловой пояс. Смотреть картинку что такое тепловой пояс. Картинка про что такое тепловой пояс. Фото что такое тепловой пояс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое тепловой пояс. Смотреть фото что такое тепловой пояс. Смотреть картинку что такое тепловой пояс. Картинка про что такое тепловой пояс. Фото что такое тепловой пояс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

что такое тепловой пояс. Смотреть фото что такое тепловой пояс. Смотреть картинку что такое тепловой пояс. Картинка про что такое тепловой пояс. Фото что такое тепловой пояс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Предлагаемый урок «Тепловые пояса» является пятнадцатым (из расчёта 2 ч в неделю) в первом разделе «Наша планета» курса «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100» (Учебник «Наша планета Земля» в 2-х частях. Авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан).Урок изучения нового материала построен с использованием технологии проблемного диалога. Проблемная ситуация урока основана на недостаточном знании о некоторых процессах, которые происходят на планете Земля. Некоторые факты на этапе актуализации дети могут объяснить, основываясь на ранее изученный материал или жизненный опыт. Мотивирующий приём «яркое пятно» с одновременным предъявлением противоречивых фактов был использован для создания проблемной ситуации. Учебная проблема построена методом побуждающего от проблемной ситуации диалога, который и обеспечивает высокую учебную мотивацию. Форма учебной проблемы – вопрос урока. Система посильных для учеников вопросов и заданий приводит к осознанию и формулировке темы урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *