что такое теория разбитых окон
Теория разбитых окон: эксперименты, меняющие жизнь
Теория разбитых окон — это детище социолога Джорджа Келлинга и политолога Джеймса Куинна Уилсона. Благодаря этой теории один из крупнейших мегаполисов мира — Нью-Йорк всего за несколько лет превратился из криминогенного города, в котором ежедневно совершалось свыше 1500 преступлений и около десятка убийств, в самый благополучный и безопасный город США.
Успешное применение этой теории дало толчок к ее использованию другими странами в борьбе с преступностью. По мере популяризации теории разбитых окон кардинальные перемены наступали не только в уголовном мире. Данная концепция с успехом стала использоваться и в бизнесе.
Теория разбитых окон — что это простыми словами
Данная концепция получила такое «говорящее название» из-за феномена — прямо пропорциональной зависимости преступности и порядка. Если вы в какой-то день наблюдаете одно разбитое окно в доме, спустя короткий срок в нем все окна будут разбиты. Одно-единственное нарушение целостности и порядка создает впечатление полной анархии и безнаказанности.
Если сказать просто, теория разбитых окон — это теория, утверждающая, что вид какого-либо беспорядка вызывает у людей низменные порывы вести себя некультурно: бросать мусор там, где уже намусорено, проезжать на красный свет, потому что другие так делают, доламывать то, что поломано, гадить там, где уже нагажено и т.п. Подобные мелкие проступки вызывают цепную реакцию более крупных нарушений. Безнаказанность в мелочах дает сигнал к более тяжким преступлениям.
Если постоянно жить в атмосфере бардака и анархии — это психологически настраивает человека на противоправные поступки.
Когда в начале 90х годов мэром города стал Рудольф Джулиани, ситуация постепенно начала меняться. Он стал активно использовать теорию разбитых окон, которая, на его взгляд, была проста в применении и эффективна.
Упорно, шаг за шагом борясь с мелкими нарушениями порядка и закона, Джулиани и назначенный им шеф полиции Уильям Браттон смогли превратить Нью-Йорк в благоустроенный и безопасный город.
Научное подтверждение теории разбитых окон
На протяжении нескольких лет, несмотря на позитивные изменения в уголовном мире во многих странах, где внедряли теорию разбитых окон, она все еще воспринималась в качестве гипотезы. Далеко не все считали, что нарушители порядка провоцировали «добропорядочных» граждан на противоправные действия. Высказывалось мнение, что грязь на улицах и в общественных местах — это следствие высокого уровня преступности, а не его причина.
Голландские ученые-социологи решили провести несколько экспериментов, чтобы окончательно определить роль теории разбитых окон.
Эксперимент с велосипедами
Для первого эксперимента выбрали велосипедную парковку, изначально ухоженную, на стене которой висел плакат с просьбой не разрисовывать стены. К велосипедам прикрепили рекламные проспекты фиктивного спортивного магазина и убрали все урны. Когда владелец подходил к своему велосипеду, у него было три варианта развития событий:
2/3 (52 из 77) велосипедистов не нарушили общественный порядок, забрав проспект с собой. Остальные либо бросили его на землю, либо переклеили.
Затем эксперимент повторили: опять наклеили на велосипеды проспекты, убрали урны и внесли только одно изменение — изрисовали стену возле припаркованных велосипедов ничего не значащими рисунками. Подобное нарушение порядка изменило поведение велосипедистов и спровоцировало у них стремление более радикально избавляться от проспектов: из 77 испытуемых 53 бросило их прямо на асфальт.
Эксперимент с тележками
На подземном паркинге продуктового супермаркета установили вывеску с просьбой возвращать тележки в магазин. Под стеклоочистители автомобилей поместили рекламные листовки. Когда на парковке не было ни одной брошенной тележки, только 1/3 посетителей бросали на землю флаера. Когда же специально оставили 4 тележки брошенными на парковке, 58% покупателей оставляли после себя листовки на асфальте.
Нарушение порядка в чем-то одном дает толчок к нарушениям в другом — такова психология большинства.«Если кто-то нарушает правила, почему бы и мне не нарушить?»
Эксперимент со звуком
Интересный вывод сделали социологи, проверяя теорию разбитых окон на звуковые эффекты. В Нидерландах законодательно запрещено использовать пиротехнику (фейерверки, петарды) накануне Нового года. Нарушителей ждет внушительный штраф. Эксперимент показал, что те жители, которые слышали звуки разрывающихся петард (нарушение порядка), бросали листовки на землю намного чаще тех, кто не слышал эти звуковые эффекты.
Эксперимент с 5 евро
В почтовом ящике поместили конверт, через который отчетливо было видно купюру в пять евро. В первом случае почтовый ящик был чистым и аккуратным, как и территория вокруг него. Во втором случае ящик намеренно изрисовали бессмысленными картинками. В третьем случае намусорили вокруг.
В результате в первом случае 13% прохожих присвоили себе конверт с купюрой. Во втором эксперименте конверт забрали уже 27% человек. В случае с разбросанным мусором 25% людей украли конверт.
Это позволило сделать вывод, что при отсутствии порядка люди создают еще больший беспорядок.
Как теория разбитых окон влияет на бизнес
Кто-то подумает: какое отношение теория разбитых окон имеет к бизнесу, ведь она касается криминального мира? На самом деле эту теорию можно увидеть и в деловом мире.
Вы зашли в ресторан, позиционирующий себя как популярное и элитное заведение с изысканными блюдами, знаменитым шеф-поваром и всегда свежими продуктами. Что вы подумаете, если увидите официантку в мятой одежде, плохо помытую тарелку или замызганную туалетную комнату? Вряд ли это вызовет у вас доверие к блюдам, которые здесь подаются. И, вполне вероятно, появятся сомнения в искренней заботе о посетителях со стороны владельца и персонала. Хотя, казалось бы, какое отношение мятая униформа имеет к греческому салату? Но подобный беспорядок в мелочах вызовет определенные логические заключения и падение имиджа в глазах клиентов. Это не может не сказаться пагубно на бизнесе.
Теорию разбитых окон можно наблюдать и в работе с персоналом. Если руководитель сквозь пальцы смотрит на опоздания сотрудника или несоответствующий внешний вид, спустя короткое время остальные работники начнут вести себя так же:
В таком коллективе на продуктивную работу рассчитывать не приходится.
Если ваш бизнес представлен в интернете, важно отслеживать все отзывы, поступающие в сторону вашей фирмы. Проигнорировав негативный отзыв недовольного клиента, вы подвергаете свой бизнес большому риску: очень быстро под одним негативным сообщением появятся такие же. Нелестные отзывы захлестнут вашу компанию с головой, создав ей дурную репутацию, восстанавливать которую потом будет довольно трудно.
7 разбитых окон, через которые улетает прибыль компании
Используйте теорию разбитых окон для того, чтобы не свести все усилия к нулю и не наблюдать крах своей компании. Существует семь ошибок («разбитых окон»), которые совершаются в бизнесе и приводят к потере хорошего имени и прибыли компании.
Разбитое окно №1: небрежные сотрудники. Если работники не заботятся об имидже руководителя (владельца компании) и позволяют себе грубое, хамское или равнодушное отношение к клиентам, это провоцирует в последних негативное отношение ко всей компании в целом.
Начальник, не соблюдающий корпоративные правила, вызывает цепную реакцию: его сотрудники спустя короткое время также начинают их нарушать.
Разбитое окно №2: когда результаты не соответствуют заявленным. Если компания преподносится как всегда выполняющая свои обязательства, она и должна быть таковой. Если магазин позиционирует себя как социальный, с низкими ценами на товары, так и должно быть. Покупатели, которые приобретают в нем товары, рассчитывают на то, что они потратят меньше денег, чем если бы совершали покупки в другом магазине. Если же потребитель поймет, что его обманывают и вселяют ложные надежды, — это разбитое окно, которое приведет к краху бизнеса.
Лучше будет приятно удивить клиентов, дать больше бизнес-партнерам, чем они ожидают, — это сыграет вам на руку и привлечет еще больше клиентов и инвестиций.
Разбитое окно №3: обманутые постоянные покупатели. В бизнесе нередко даже известные компании совершают ошибку: выпускают на рынок продукт, который не соответствует рекламным обещаниям, еще и заменяют им старый, полюбившийся многим товар. Новые клиенты разочарованы тем, что обновленный продукт не соответствует их ожиданиям, а старые клиенты чувствуют себя не только обманутыми, но и обделенными вниманием. Ведь им нравился прошлый продукт, который для них теперь стал недоступен.
Так случилось с компанией Coca-Cola, которая в 80х годах прошлого века решила заменить всем привычную колу «Новой Колой». Возмущенные потребители требовали вернуть им любимый напиток. В результате руководство компании вынуждено было все повернуть вспять, оправдываясь, что они просто неудачно пошутили.
Разбитое окно №4: как испортить первое впечатление. Создавая бренд или развивая свою фирму, всегда стоит уделять внимание мелочам. Если руководитель допускает невежливое обращение с клиентами, неопрятность сотрудников, беспорядок в офисе или грязь в туалетах — это всегда создает негативное впечатление на клиентов.
Первое впечатление чрезвычайно важно. Многие люди часто опираются именно на него в принятии окончательного решения: стоит ли становиться клиентом либо партнером этой компании, ужинать ли в этом ресторане, доверять ли свое здоровье конкретному врачу.
Разбитое окно №5: отсутствие выгодного предложения. Если ваш бизнес предлагает те же услуги, что и конкуренты, и за ту же цену, чем он может привлекать потенциальных клиентов? Вы должны давать что-то особенное клиентам, что не дают другие. Это может быть особый сервис, бонусы, скидки, накопительные программы, бесплатные пробники — такой подход привлечет больше клиентов, которые всегда рады даже небольшим подаркам.
Разбитое окно №6: долгое ожидание. Клиенты не любят ждать, стоять в очередях — это вызывает отрицательные эмоции и очень утомляет. Решить проблему можно либо повышением скорости обслуживания, либо отвлечением внимания.
В салонах и частных клиниках устанавливают телевизоры, чтобы клиенты могли скоротать время в ожидании своей очереди. Возле лифтов в некоторых супермаркетах и бизнес-центрах можно посмотреть на свое отражение в зеркале, удостовериться, что с внешним видом все в порядке, — и время в ожидании лифта протечет незаметно.
Разбитое окно №7: отсутствие реакции на негатив. Если покупатель разгневан и возмущен, с ним лучше согласиться, признать свою вину, поблагодарить за высказанное мнение. Ваше согласие с претензиями (даже если они неоправданны) обезоружит недовольного клиента, а остальным покажет, что для фирмы важно мнение каждого человека. Такое отношение не позволит обвинить руководство в равнодушии. Кроме того, это даст возможность сохранить клиента, так как он будет польщен вниманием и отзывчивостью со стороны руководства или представителей фирмы.
Чтобы получить большее понимание, как теория разбитых окон используется в мире бизнеса, почитайте книгу Ливайна Майкла «Разбитые окна, разбитый бизнес. Как мельчайшие детали влияют на большие достижения».
Как не допустить появления разбитых окон
Когда в бизнесе появляются «разбитые окна», приходится прикладывать значительные усилия, чтобы их «отремонтировать». Лучше регулярно контролировать процесс и, заметив зарождающиеся «трещины», купировать возможность появления разбитых окон.
Всегда стремитесь качественно выделяться на фоне конкурентов. У вас должно быть все самое лучшее, что есть у конкурентов, и немного больше, чтобы у клиентов не возникали мысли уйти от вас к кому-то другому.
Заключение
Теория разбитых окон многогранна. Ее можно использовать в любой жизненной сфере, наводя порядок в бизнесе, качественно улучшая общение и межличностные отношения, воспитывая детей, строя карьеру, гармонизируя общественную жизнь, занимаясь политикой, улучшая экономику.
Мелочи и детали важны как на уровне государства, так и на уровне отдельной личности. И хотя до сих пор о теории разбитых окон ведутся горячи споры, невозможно отрицать ее выводы. Вы согласны, что порядок вызывает желание его поддерживать, а беспорядок влечет за собой еще больший беспорядок?
Теория разбитых окон: объяснение простыми словами, примеры
Теория разбитых окон была разработана для криминологии, при этом ее практическая реализация наблюдается во всех сферах человеческой жизни. Каждый человек является свидетелем ее проявления в своей повседневной жизни. Из этой статье Вы узнаете: что такое теория разбитых окон, кто и зачем её придумал, как она применялась на практике. Поговорим на простом и понятном языке. Начнём.
Что такое теория разбитых окон?
Теория разбитых окон — это криминологическая теория, согласно которой, игнорирование обществом мелких правонарушений (к которым можно отнести выбрасывание мусора в неположенных местах, акты вандализма, пьянство в общественных местах, прыжки через турникеты на входе в метро) увеличивают вероятность совершения людьми схожих или более серьезных противоправных деяний.
В основе данной провокации лежит психологический механизм, когда человек задает себе вопрос – «Если другие могут совершать такие действия, то почему их не могу совершать я?». Человек становится свидетелем того, как нарушаются установленные правила и люди, которые их нарушили, остаются безнаказанными. В результате человек перестает воспринимать эти правила как обязательные. Если такая тенденция поддерживается на протяжении длительного промежутка времени, то средняя планка «допустимости нарушений» снижается, что приводит к увеличению показателей правонарушений.
При этом, если в обществе ведется активная работа по предотвращению мелких нарушений, а люди, которые их совершили, подлежат наказанию, то формируется атмосфера негативного восприятия самого факта нарушения. Активная работа в этом направлении сводит к минимуму вероятность рецидива и снижения напряжения в обществе.
В качестве основы рассматриваемой концепции выступает феномен, в рамках которого прослеживается четкая взаимосвязь между преступностью и порядком. Если в каком-то доме появилось одно разбитое окно, то в скором время будут разбиты все оставшиеся окна. Одно нарушение принятых правил и норм может разрушить целостность общества, и создать впечатление анархии и отсутствия наказания за совершаемые деяния деструктивного характера.
Основоположником теории разбитых окон является социолог Джордж Келлинг и политолог Джеймс Уилсон. Данная теория позволила всего за несколько лет снизить показатель преступности в Нью-Йорке и сформировать здоровое и безопасное общество. Давайте рассмотрим один из самых ярким примеров практического применения данной теории.
Практическое применение теории
В 70-х года прошлого столетия в Нью-Йорке были проблемы с преступностью. Эта проблема затронула все сферы общества, полиция не могла справиться со своими обязанностями, и возникла необходимость в поиске альтернативного пути разрешения сложившейся ситуации.
В 1985 году на должность главы городского метрополитена был назначен Дэвид Ганн. Он принял решение изменить ситуацию в городе, и первым шагом стало борьба с граффити в вагонах метро. Вагоны начали очищаться от граффити и приводиться в надлежащий вид. Такая работа была проделана с каждым вагоном и заняла несколько лет. Каждый день работники метро смывали граффити, которые появлялись ночью. Поврежденные сиденья, сломанные светильники меняли каждый день. Была проведена масштабная работа, результатом которой стала чистота поездов. Вандалы видели, что их старания ни к чему не приводит, поэтому они переставали оставлять граффити и повреждать вагоны.
В 1986 году главой транспортной полиции города был назначен Уильям Браттон. После вступления в должность он в первую очередь отдал приказ заняться безбилетниками в метрополитене.
Был взят курс на искоренение количества людей, которые пользовались услугами метро на бесплатной основе. Количество безбилетников начало снижаться из-за страха наказания со стороны полиции.
Принятые властями решения принесли пользу. Всего за несколько лет показатель преступности был снижен в несколько раз. Активная работа полицейских с мелкими преступлениями привела к уменьшению количества более серьезных преступлений. В результате была разорвана связь между причиной и следствием. На современном этапе Нью-Йорк по праву считается одним из самых безопасных городов мира.
Попытки опровержения
Важно отметить, что такие практически ориентированные экспериментами во многом являются некорректными, если смотреть на них с научной точки зрения. Большинство исследований рассматриваемого феномена выдвигало на первый план анализ корреляций, при этом такие данные можно рассматривать с разных позиций. Корреляции не раскрывает сущность и содержание причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Поэтому представленная теория подвергалась сомнения со стороны представителей научного сообщества. Отдельного внимания заслуживает вопрос, связанный с оспариванием того факта, что нарушение людьми одних правил может провоцировать других людей на совершение аналогичных деяний.
Чтобы решить все спорные моменты, было принято решение провести строго обозначенные и структурированные эксперименты. Представители одного из университетов Нидерланд провели ряд экспериментов на улицах города, полученные результаты были представлены в статье, опубликованной в журнале Science.
Экспериментальное подтверждение
Результаты наблюдений говорят о том, что только 33% от общего числа велосипедистов нарушили правила. После этого эксперимент был проведен повторно в аналогичных условиях, при этом на стене были изображены бессодержательные рисунки. В результате показатель нарушителей вырос до 69%. Выявленное различие характеризуется наличием высокой степени статистической зависимости. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что нарушение запрета рисовать на стенах подтолкнуло людей к нарушению правила, связанного с запретом на выбрасывание мусора на улицах.
Целью второго эксперимента стало выявление справедливости теории разбитых окон не только для общественных норм, но и для локальных правил, действующих в конкретной ситуации или месте. Исследователями было принято решение перекрыть главный вход на автомобильную парковку забором, при этом в нем была оставлена широкая щель. Рядом был установлен знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа» и объявление «запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт был осуществлен в двух вариантах: соблюдение и нарушение порядка. В первом случае рядом с забором стояли четыре велосипеда, которые не были к нему пристегнуты. Во втором случае эти велосипеды предварительно пристегнули к забору. В результате в первом случае 27% от общего числа автовладельцев использовали щель, чтобы проникнуть на стоянку. Во втором случае этот показатель вырос до 82%.
Третий эксперимент проводился в подземной парковке рядом с супермаркетом, где было размещено большое объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В первом случае на парковке тележки отсутствовали, во втором присутствовало четыре тележки. Их ручки были измазаны мазутом, чтобы люди не могли ими воспользоваться. К машинам прикрепляли бумажки, которые использовались в первом эксперименте. Результат получился аналогичным. В первой ситуации 30% водителей бросили бумажку на землю, во втором этот показатель вырос до 58%.
Четвертый эксперимент имел много общего с первым, единственным отличием стало то, что признаки «нарушения норм другими людьми» были представлены не только в визуальном, но и звуковом формате. В Нидерландах накладывается запрет на использование петард и фейерверков перед новым годом, нарушение этого правила сопровождается штрафными санкциями. С этим законом знакомы все жители города. Результаты эксперимента показали, что когда велосипедисты слышали звук разрывающихся петард, они гораздо чаще бросали бумажки на землю.
В пятом и шестом экспериментах был сделан акцент на провокации людей на совершении мелкой кражи. Из почтового ящика торчал прозрачный конверт, в котором находилась купюра в 5 евро. В первом случае почтовый ящик был чистым, рядом с ним не было мусора. Во втором случае на ящике были изображены граффити (эксперимент 5) или рядом находился мусор (эксперимент 6).
Когда ящик не был разрисован, и рядом не было мусора, только 13% от общего числа прохожих взяли себе конверт. Из ящика, на котором было изображено граффити, конверт забрали 27% прохожих, а наличие рядом мусора привело к тому, что 25% людей совершили противоправное деяние. В результате можно сказать о том, что наличие граффити или мусора увеличивает показатель краж в два раза.
Заключение
Результаты проведенных исследований могут использоваться властями для устранения имеющихся социальных проблем в обществе и в рамках борьбы с преступностью. Можно с уверенностью сказать о том, что нарушение общественных норм может нарастать быстрыми темпами, и решить проблему можно за счет борьбы с самыми первыми проявлениями. Каждый человек должен понимать, что когда он нарушает правила, это приводит к росту преступности.
Как теория разбитых окон объяснит хаос вокруг тебя
Машина в Пало-Альто простояла нетронутой неделю, после чего Зимбардо взял молоток и разбил в ней одно из окон. Через несколько часов машину в благополучном квартале уже нельзя было отличить от машины в Бронксе — она была полностью разобрана на детали и перевернута вверх дном. Сделали это не заезжие хулиганы, а благопристойные местные жители.
Так в чем же суть?
Человеку свойственна тупая, беспроглядная стадность и подражательство. Брать пример, повторять за кем-то — характерная черта любого общества. И ведь не всегда имеет значение статус человека — пример, в том числе и дурной, берут как с кумиров, так и с гопников по соседству. В таких ситуациях и обретает смысл пресловутое детское «А если бы Феофан спрыгнул, ты тоже за ним повторил?», поскольку там, где проявил себя один, скоро будет толпа. И что самое обидное, лучше всего эта последовательность проявляется в очень нехороших делах, даже если они запрещены законом. Ведь гадить проще, чем созидать.
В 1982 эта проблема так заинтересовала Джеймса Уилсона и Джорджа Келлинга, что они поспешили выразить это в одной теории, которой дали название «Теория разбитых окон». Окна появились неспроста: просто за основу было взято окно, и если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах и вести себя по-свински.
Потому и увядают со временем наши обиталища, превращаясь в то, что заставляет почаще задумываться о смене гражданства. Обшарпанный подъезд вызывает стойкие ассоциации с заброшенностью и упадком, а значит, один брошенный окурок и пачка сигарет точно не испортят его внешний вид. А за пачкой полетит другая, третья, а потом всё превратится в свалку.
Здесь смешалось слишком много сугубо человеческого: от элементарного «все срут, а мне нельзя, что ли?» до банальной тяги к чему-то простому. Как известно, ломать — не строить, и наведение порядка всегда отнимает больше времени и сил, а нарушать правила гораздо проще, чем им следовать. Сколько хочешь вводи законы, но если один беспрепятственно закурит сигарету в неположенном месте — рядом засмолит второй. Можешь вводить штрафы за мусор, но если кругом мусорка, как тут не поддержать первопроходцев? В этом и вся проблема: человек настолько привык соответствовать и ориентироваться на мнение массы, что со временем готов совершать абсолютно незаконные вещи, вплоть до мародерства, насилия и других неприятных вещей. И что характерно, нельзя будет понять, сделал ли это кто-то намеренно, или же оно само так.
И это не только в нашей культуре, это наглядно демонстрируют кучи мусора в якобы «цивилизованных» Италии и Бельгии, а также сам американский метод применения теории.
Обрати внимание, как во время очередного военного бунта растут стороны конфликта. Если у одной из сторон конфликта изначально количество душ было в разы больше, чем у другой стороны, то в ее ряды новые рекруты будут вступать гораздо быстрее и активнее, чем если бы соотношение сил было равным. Потому что привык человек за свою многовековую историю, что правда всегда за большинством, за тем, у кого сила. Человеку не нужен пример для своих богомерзких дел, но когда он видит, что люди разбивают окна — он хватает камень и тоже бросает его туда. Потому что с детства нас воспитывали, что называется, быть как все, и вот что бывает, когда воспитывают стадо. И может быть, кто-то задумается над аморальностью действия, но это не значит, что он не повторит за всеми.
Кстати, если заглянуть в комментарии совершенно любого поста, любого видео, и как следует там насрать, то можно заметить, как толпа, завидев сигнал «фас», будет подливать масла в огонь. Даже если к видео про мяукающих котят написать что-то нелестное про маму вышеуказанного комментатора, или что-то нелестное про Украину или Россию, как другие бойцы слова поддержат срач.
Критика теории
Однако такие практические эксперименты нельзя назвать абсолютно корректными с научной точки зрения. Специальные исследования, посвященные этому вопросу, опирались в основном на анализ между чистотой улиц и уровнем преступности в разных городах, однако эти данные тоже можно трактовать неоднозначно. А корреляция сама по себе ничего не говорит о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями. Например, оба фактора (преступность и чистота) могут определяться каким-то третьим, неизвестным фактором; чистота может быть не причиной, а следствием низкого уровня преступности и т. д. Поэтому многие эксперты сомневались в действенности теории разбитых окон. В частности, оспаривалось утверждение, что несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.
На себя посмотри
Но для того, чтобы всё заработало, нужно начать с себя. Это тот самый случай, когда работает принцип «не ссы в подъезде, не плюй в лифте, не бросай мусор мимо урны, езди по правилам, уступай место в общественном транспорте, не давай и не бери взяток, не напивайся вдрызг, уважай свою историю и культуру — и ты сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве». Если кругом царит альпийская чистота и благополучие, то скорее всего человек не станет швырять свой мусор на эту красоту. Ну и было бы совсем шикарно не давать мусорить другим.
Не нужно быть наглым и раздражающим, как борец с народной трезвенностью «Лев против» или обычный вахтер, ведь за это можно и отхватить по нежным местам и вызвать только неприязнь. Гражданская активность у нас, увы, тоже на низком уровне, и не факт, что твое появление с большим мешком, в который ты добровольно складываешь мусор, тебе поможет — скорее всего, люди будут против. Этим должны заниматься люди вроде мэра Джулиано, но у них получается не очень. Поэтому придется перестать гадить самим и ходить вокруг с битой, ратуя за чистоту и порядок. Может быть, тогда за Кострому будет брать такая же гордость, как и за Цюрих.