что такое теоретический материал
Структура учебного содержания школьного исторического материала: фактический и теоретический учебный материал и его изучение обучающимися
Фактический материал.Главный элемент исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития. Весь школьный исторический материал можно разделить на факты и теорию.
Факт – действительное невымышленное действие или событие, явление, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения или вывода. Это действительность, реальность то, что действительно существует. Факт неповторим, его нельзя воспроизвести или наблюдать за ним.
В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов – это инструмент познания истории. Конкретными фактами достигается образность изложения исторического материала.
Единичные факты неоднородны. Можно выделить факты первого порядка (более сложные) и факты второго порядка (менее сложные). Более сложные факты раскрываются через менее сложные факты. Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка – Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знания – танковое сражение у Прохоровки.
При подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подро6но. Конспективно излагаются не основные факты. Они нужны для связи для прочного запоминания важнейших событий. Таким образом от значимости фактов зависит степень их освещения, ведь каждый приведенный факт должен раскрывать сущность вопроса и способствовать уяснению теоретических положений.
При отборе фактов следует учитывать также и их научную достоверность, конкретность, образность и эмоциональность. Надо правильно, с учетом познавательных возможностей соотносить практический и теоретический материал.
На этапе объяснения нового материала не стоит вводить факты, которые будут усложнять процесс усвоения информации и отвлекать мысль ученика. Также не нужно преподаваемую информацию перегружать большим количеством фактов, это может превратиться в фактологию.
События – значительные единичные факты (Ледовое побоище, восстание стрельцов).
Явления – общее понятие безотносительно конкретных фактов, без указания места события, имен и т.д. (крепостное право).
Процесс – это последовательная смена состояний в развитии (промышленный переворот).
Изучение фактического материала обучающимися.На основе изучаемых фактов формируются конкретные представления, т.е. складываются исторические знания. При формировании правильных полных представлений у обучающихся недостаточно только демонстрировать материал, сопровождая словесным объяснением. Требуется также использовать приемы для закрепления и уточнения этих представлений. К таким приемам относится словесное описание, рисование и графическое воспроизведение объекта. Должна быть максимальная детализация описанного факта.
Выделяют три вида исторических представлений:
1. О фактах прошлого (материальная, социально-политическая и культурная жизнь людей)
2. Об историческом времени (длительность и последовательность исторических явлений)
3. Об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия)
Понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов или осмысления других понятий. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признак понятий. Подростки легче воспринимают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно.
Формируемые понятия находят выражения в словах-терминах. Термин – это то, что означает слово в его первоначальном смысле. Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Требуется также специально продуманная система работы для перевода терминов из пассивного словаря обучающегося в активный. На уроках не следует применять термины, которые не относятся к изучаемой эпохе, например, при освещении истории России в XV-XVI вв., не стоит употреблять слова солдат или офицер, т.к. таких понятий в стране еще не существовало.
Приемы изложения фактического материала:
1. Повествование (сюжетный повествовательный рассказ, образное повествование, конспектное повествование)
2. Описание (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, характеристика исторической личности)
Теоретический материал.
Объяснение – один из распространенных приемов изложения главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде суждений, понятий, умозаключений, оценок, выводов и т.д. Понятия и причинно-следственные связи учитель раскрывает через объяснение.
Рассуждение– это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Одновременно используются документы, статистические данные (диаграммы, графики) и графический материал.
Сравнительная и обобщающая характеристики. При изложении теоретического содержания учебного материала используются сравнительные характеристики. Сравниваются формы государственной власти, типы хозяйств и многое другое. Другие задачи у обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному материалу и формирует понятия. Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, в виде перечисления существенных связей и признаков.
Проблемное изложение. Элементы проблемности учитель включает во многие уроки, т.е. перед изучением материала учитель ставит интересные или неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответ в конце урока.
Анализ и синтез – это приемы умственной деятельности. Способ мысленного расчленения общего на части называют анализом, а противоположный к нему – синтез. Синтез – это мысленное воссоединение частей в единое целое.
Сравнение – это установление общего и различного.
Доказательствоприменяется для выяснения сущности понятий. Для доказательства какого-либо положения, высказанного как тезис, подбираются аргументы.
Изучение теоретического материала обучающимися. При изучении теоретического материала могут использоваться таблицы, схемы, графики и т.д.Распространенный вид работы с учебником – составление простого и сложного плана.
Более сложным видом задания будет составление памятки-предписания, например, о крестьянских войнах. Надо проанализировать крестьянские войны и выделить общее, что можно включить в памятку.
Логические схемы выделяют соподчиненность событий и явлений. Нужно четко выделить логическую связь.
Теоретический материал. 3.1. Понятие научного исследования
3.1. Понятие научного исследования. Этапы научного исследования
Наука как система знаний создается и развивается в процессе научных исследований. Что такое научное исследование? Если кратко, это основная форма научной деятельности (наряду с обеспечивающей, внедренческой и организаторской деятельностью в науке).
Научные исследования подразделяют на фундаментальные и прикладные.
Кроме того, выделяют теоретические и эмпирические научные исследования. Они различаются как по характеру предмета исследования, так и по применяемым методам.
Научное исследование требует от ученого осуществления различных видов работ: изучения литературных источников, проведения экспериментов, опубликования результатов и т. п. Эти виды работ образуют определенную последовательность этапов, которая подчиняется правилам формирования нового научного знания (рис. 3.1 и рис. 3.2). Рассмотрим далее некоторые этапы научного исследования более подробно.
Формулировка темы научного исследования
Формулировка научной проблемы, изучение ее истории и современного состояния
Определение цели, задач, объекта,предмета научного исследования
Определение методики исследования
Составление рабочего плана
Создание и обработка новой информации (проведение наблюдений, экспериментов и их анализ)
Построение выводов и предложений
Литературное изложение материалов исследования
Коллективное обсуждение, консультирование и рецензирование работы
Внедрение результатов исследования
Рис. 3.1. Этапы научного исследования
3.2. Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
ЛЕКЦИЯ 4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
В данной лекции мы дадим ответы на основные вопросы, связанные с чтением научной литературы: что, как и когда, в каком порядке следует читать.
Ключевые понятия лекции: библиография, реферативный журнал, картотека, аннотация, выписка, конспект, научный обзор, цитата, структурирование научной статьи.
Теоретический материал » Глоссарий терминов»
Воспитание — 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.[ http://imp.rudn.ru/]
Воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения.
Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)
Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики.
Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания.
Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод.
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.
Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия).
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.
Образование – единый процесс физического и духовного становлении личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Объект — предмет познания и деятельности человека, субъекта.
Педагогическая деятельность — это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования.
Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д.
Преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Развитая личность – это человек, успешно овладевший знаниями, способами деятельности, опытом творческой деятельности и эмоционально-чувственным отношением к миру.
Развитие личности – это процесс становления готовности человека к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых.
Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.
Социализация – это взаимодействие человека с обществом.
Средство воспитания — это совокупность приемов.
Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.
Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.
Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.
Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического.
Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.
ФГОС НОО выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Естествознание, 10 класс
Урок 6 Теоретические методы исследования
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Метод — способ построения знания, форма практического и теоретического освоения действительности.
Анализ – разделение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;
Аналогия – прием познания, при котором на основе сходных объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному.
Индукция – это логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению.
Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким – либо важным для исследователя признаком
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;
Сравнение – методы измерений, в которых измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Развитие научных представлений о мире шло сложным путем накопления фактов, наблюдений, открытий законов природы. Представление о мире, степень воздействия науки на жизнь человеческого общества время от времени резко менялись. Менялись и методы познания природных явлений. Роль методов как составной части науки сложно переоценить. Зачастую именно появление нового метода исследования определяет дальнейшее развитие науки. Метод в переводе с греческого языка означает «путь исследования, способ познания».
Немецкий ученый Готлиб Лейбниц (1646 — 1716) говорил: «На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий – это знание метода, которым они были сделаны», а английский философ и ученый Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто идет без дороги». Правильно подобранный метод ведет к определенной цели, дает достоверные результаты, обеспечивает получение объективных знаний.
Любая отрасль естествознания развивалась и развивается в два этапа. Сначала научные исследования имеют описательный характер. Происходит накопление фактических данных, составляющих основу конкретной науки. Особую ценность представляют те результаты, которые связывают воедино, приводят в систему ранее известные, но разрозненные факты. Такой период развития науки называют эмпирическим.
Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – учение, признающее опыт, основанный на ощущениях, единственным источником знаний. На данном этапе развития исследований естествоиспытатели ставят вопрос «как»: как протекает реакция, какое вещество получается, какие вещества необходимы и т. д.
На втором этапе развития исследования направляются на выяснение причинной связи, например, установления связи между строением вещества и его свойствами. Этот период развития науки называют рациональным. Рационализм (лат. rationalis – разумный, обоснованный, целесообразный) – направление в теории познания, признающее разум решающим источником знания. На данном этапе исследователи пытаются ответить на вопрос «почему».
Развитие в два этапа – эмпирический и теоретический (рациональный) – касается как науки в целом, так и отдельных ее разделов. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические методы: наблюдение, измерение эксперимент. Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация и др.
Рассмотрим особенности некоторых теоретических методов
Классификация и систематизация – это важнейшие функции любой науки.
Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким – либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках – многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и. т. п.). Примерами классификаций могут служить: 1) планеты Солнечной системы; 2) растения; 3) химических элементов.
К основным принципам классификации можно отнести следующие положения:
1. Все члены деления в совокупности должны составлять исходное понятие;
2. Разбиение на группы (классы) проводят по одному или небольшому числу признаков (основанию классификации), которое имеет существенное значение.
3. Члены деления не должны пересекаться, т.е. взаимно исключать друг друга.
4. Распределение на классы должно быть непрерывным, без скачков
Систематизация упорядочивает знания, т.е. приводит в систему наблюдения и экспериментальные факты. Для узкого круга фактов, например для веществ, она обычно сводится к классификации, то есть к распределению на классы. Таким образом, классификация – это тоже упорядочение, но более узкое и менее глубокое, чем систематизация.
Классификацию проводят по одному или небольшому числу признаков. Например, все химические элементы делят на металлы и неметаллы. Систематизация – это более глубокое, чем классификация, обобщение. Она отражает внутреннюю сущность объектов исследования. Например, Д. И. Менделеев систематизировал все химические элементы. В данном случае не имеет значения то, что внутренняя сущность химических элементов в то время не была ясной (электронное строение). Важно то, что суждение о внутренней связи химических элементов являлось в данной ситуации почти неизбежным следствием. Систематизация – столь широкое обобщение, что часто позволяет делать предсказания (для Периодической системы – свойства еще не открытых химических элементов), а это уже характерная черта научной теории. Таким образом, систематизация часто бывает первым шагом к научной теории.
Научные теории создаются, в основном индуктивным путем, т.е. на основе систематизации накопленной информации от частного к общему, от отдельных фактов к выводу об общей закономерности. Такой теоретический метод познания называют индукцией. Индукция как метод широко используется в науке. Можно сказать, что она является основным методом научного познания природы. Им пользуются ученые для создания и развития науки.
Например, изучение свойств отдельных химических элементов, в конце концов, привело Менделеева к созданию Периодической системы и открытию Периодического закона.
Способ рассуждения от общего к частному, то есть при котором из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера, называется дедукцией. Например, зная, что все селитры (нитраты щелочных и щелочноземельных металлов и нитрат аммония) хорошо растворимы в воде, мы можем сделать умозаключение, что нитрат калия KNO3 хорошо растворим в воде.
Теоретическая физика, современная математика основываются на системе аксиом, основополагающих утверждениях. Аксиомы являются фундаментом на котором строиться научного знание путем выведения умозаключений от общего к частному. Этот метод называют дедукцией. Его развивал французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650).
Примерам получения знания об одном предмете разными путями является открытие законов движения небесных тел. В начале XVII на основе большого количества данных наблюдений за движением планеты Марс методом индукции И. Кеплер открыл эмпирические законы движения планет в Солнечной системе. В конце этого же века на основе закона всемирного тяготения дедуктивным путем Ньютон вывел обобщенные законы движения небесных тел.
Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов. «Применяя статистический метод, мы не можем предсказать поведение отдельного индивидуума совокупности. Мы можем только предсказать вероятность того, что он будет вести себя некоторым определенным образом…
Статистические законы можно применять только к большим совокупностям, но не к отдельным индивидуумам, образующим эти совокупности» (А. Эйнштейн, Л. Инфельд).
Важную роль при переходе от эмпирических исследований к созданию теории играет интуиция. Интуитивное прозрение обычно является результатом напряженной и обширной предшествующей работой мысли. Интуиция – это предчувствие, постижение истины без логического обоснования. Можно сказать, что интуиция – это высшая степень познания, когда подсознательно используется знание законов, правил, теорий, хотя между ними и есть логические пробелы. Высокое мастерство исследователя проявляется в умении заставить мозг работать на уровне интуиции.
Эйнштейн писал: “В моей жизни взгляд на мир глазами художника играл большую роль. В конце концов работа научного исследователя развивается на почве воображения. Как артист создает свои образы отчасти интуитивно, так и ученый должен обладать большой долей интуиции”.
Эту позицию разделяет и выдающейся физик XX века Макс Борна (1882-1970): “…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, – это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось”.
Методы – неотъемлемая составная часть науки, они развиваются вместе с наукой и во многом определяют ее развитие.
В реальной исследовательской деятельности методы научных исследований взаимосвязаны
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Метод, связанный с целенаправленным созданием ситуации, которая помогает изучить свойства и явления живой природы:
Задание 2. Начинающий исследователь целый месяц кормил одну группу из 10 крыс йогуртом, и все они прибавили в весе. Выделите цветом выводы, которые НЕ требуют дальнейшего экспериментального подтверждения?