что такое теологическое образование
Кому нужна теология?
На вопросы «Фомы» отвечает протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института при ПСТГУ
На протяжении нескольких месяцев Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет кричит об опасности исключения теологии из списка научных дисциплин, бьет тревогу из-за попыток поставить крест на теологии, выбросить ее за борт научной мысли, стереть ее из списка научных специальностей. Но зачем «наука о Боге» студентам в XXI веке и как ее присутствие в университетах сочетается с принципом светскости образования? На четыре самых «больных» вопроса о теологии в вузах мы попросили ответить протоиерея Николая Емельянова, проректора Богословского института при ПСТГУ.
Почему ПСТГУ бьет тревогу в отношении теологии в вузах?
Высшее образование все последние двадцать лет непрерывно реформируется. Это связано как с мировыми процессами, происходящими в образовании, так и с отечественной спецификой. После того как советская идеология перестала быть доминирующей в отечественном образовании, необходимость его существенной реформы была очевидной. Никакой альтернативы советскому гуманитарному, социальному или экономическому образованию тогда не было. Первые попытки что то изменить оказались очень робкими и не всегда удачными. Некоторые проекты, например, Высшая школа экономики — как альтернатива советской экономической науке, — получили развитие и признание. Однако проблема преодоления советского прошлого в рамках высшего образования и науки до сих пор остается абсолютно актуальной. Причем отражается она не только на теологическом образовании, но и на гуманитарном образовании в целом, и на социальном и экономическом. Просто теология, как специальная область научного знания, по нескольким причинам оказалась в этом ряду в самом сложном положении. Во-первых, потому что в советскую эпоху она была не просто уничтожена, а заменена «теологией навыворот» —
«научным» атеизмом. Во-вторых, потому что теология, как научная область, имеет свою исключительную специфику — особенную связь с Церковью.
Поразительно вот что: с самого начала реформ было очевидно, что теология
должна войти в систему государственной науки и образования. Еще когда были утверждены самые первые стандарты высшего образования, среди них без всякой инициативы со стороны Церкви оказался стандарт по теологии. При этом, однако, с самого начала проблема государственного признания теологии находила множество критиков. При каждом новом витке образовательной реформы обязательно предпринимается попытка устранить теологию из общего научно-образовательного поля.
Все мы знаем, что наука — это не просто некая роскошь, позволяющая кучке заинтересованных чудаков заниматься экстравагантными вещами за счет государства и общества. Настоящая наука — это принципиально важный инструмент осмысления важнейших и актуальнейших вопросов бытия. Начиная с таких приземленных и кажущихся тривиальными вопросов, как «будет ли у нас в квартире газ?» или «будет ли газ у наших внуков через восемьдесят лет?», кончая такими нетривиальными, как «каким должно быть общественное или государственное устройство в России?» Среди этих вопросов один из самых болезненных и непонятных — это вопрос о взаимоотношениях Церкви, государства и общества. Он вдвойне сложный ввиду ситуации реального религиозного и мировоззренческого плюрализма современной западноевропейской цивилизации.
В этом смысле дискуссия вокруг теологии — как раз один из примеров такого взаимодействия. ПСТГУ никогда не был ни против этой дискуссии, ни против критики. Более того, именно ПСТГУ критиковал первый стандарт по теологии и предложил его изменить, именно ПСТГУ предложил сделать стандарт по теологии поликонфессиональным, в ответ на критику своих оппонентов. Это и есть ситуация, когда можно начать всерьез обсуждать проблемы, которые волнуют общество. Как бы примитивно ни формулировались эти проблемы, вроде несколько утомившей всех темы непонятно откуда взявшейся «клерикализации», но их надо обсуждать. Лишь бы это взаимодействие Церкви, государства и общества было продуктивным.
ПСТГУ бьет тревогу, потому что налицо ситуация, когда, вместо того чтобы устроить серьезное научное обсуждение проблемы, ее пытаются просто замолчать, вовсе убрав неудобную теологию из общего научного поля или присоединив ее к философии, т. е. оставив только ее наименее неудобную философскую составляющую.
Кто и почему выступает против теологии в вузах?
К сожалению, обычно мотивация противников теологии связана просто с пережитками советского прошлого. Я имею в виду не только людей, чья молодость прошла в советское время или кто успел поработать в идеологизированнойсоветской науке. До сих пор отечественная школа парадигмально остается вполне советской. Гуманитарная составляющая в среднем и высшем образовании практически никакой традиции, кроме советской, просто не имеет. Человеку, воспитанному в такой постсоветской традиции, очень трудно понять, что такое теология и зачем она. Он может быть даже верующим и церковным человеком, но при этом абсолютно не представлять себе, какое громадное значение для науки имеет теология. Такой человек будет искренне убежден, что истории, философии и религиоведения вполне достаточно, чтобы разобраться с любой общественно значимой религиозной проблемой.
Каков главный аргумент против теологии и почему он неверен?
Аргументов против теологии много, но можно выделить два основных*. Первый аргумент связан с принципиальным отрицанием научного статуса теологии. К сожалению, в этом вопросе накопилось такое количество недоразумений и примитивных ошибок, что его анализ займет не одну страницу. Чтобы обрисовать комичность ситуации, отмечу только, что, доказывая ненаучность теологии, оппоненты до сих пор иногда ссылаются на ее определение как «науки о Боге», данное еще Фомой Аквинским! Думаю, нет смысла объяснять, что это определение не имеет отношения к пониманию теологии как науки в современном смысле слова.
К сожалению, оппоненты, выдвигающие этот тезис, не понимают простой вещи: превращение теологии в некоего оборотня научного атеизма — это ровно то, чего больше всего опасаются и против чего единым фронтом борются в первую очередь сами богословы. Более того, только они на это и способны. Не будет развитой системы теологической науки и образования (причем не только христианской теологии) — и псевдоправославное мракобесие, которое всегда идеологично и тоталитарно по своей природе, вполне может стать реальностью, опасной и для государства, и для общества. Как-то даже неудобно напоминать об этом, когда примеры Сирии и Ирака пока еще даже
не исторические. Внутренние проблемы церковной жизни решать может только Церковь, для этого ей нужен инструмент самоосмысления, в том числе и научного, которым как раз и является теология. Тем более этот инструмент самоосмысления Церкви нужен государству и обществу, потому что только на этом языке и могут плодотворно обсуждаться все те проблемы церковно-общественных отношений, которые пока такого обсуждения не получают.
Зачем все же теология современному человеку? Что она дает студенту светского вуза?
Присутствие теологии в научно-образовательном пространстве дает ощутить множественность мировоззренческих подходов, на которых это пространство построено. В современном сложном и меняющемся мире иметь это представление принципиально важно. Кроме того, есть и очевидная культурно-историческая значимость православной теологии, без которой ни о каком понимании русской культуры не может быть и речи.
Я начал с аналогий из области экономического образования, такой же аналогией и закончу. Недавно проректор Российской экономической школы Константин Сонин в интервью Lenta.ru заметил, что уровень экономической культуры в России такой, что даже если во всех вузах каждому студенту прочесть курс экономики «насильно», то он все равно «будет брать кредит
на почте за 20 процентов от зарплаты под десять тысяч процентов годовых». Экономической науке и образованию в России еще только предстоит выполнить эту задачу — формировать экономическую культуру. То же самое, только в гораздо большей степени, можно сказать и об уровне теологической культуры, и о том, зачем она каждому студенту.
В продолжающейся интернет-дискуссии о светскости государства и общества нашлось множество людей, которые с гордостью заявляли: «Я за примитивное понимание светскости!» Вот эта гордость своей примитивностью в понимании важнейших проблем, неумение понять другого как раз и есть то страшное, что должна победить элементарная богословская культура. Вот для чего нужна теологическая образованность и культура любому студенту любого вуза.
Теологическое образование
Духо́вное образова́ние — профессиональная подготовка священнослужителей религиозных организаций, церковнослужителей, монахов, аскетов и специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям, а именно подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и т. п.
Духовное образование состоит из:
Содержание
В Православии [ | ]
До XVII века духовное образование можно было получить преимущественно в монастырях, где имелись не только духовные школы, но и обширные библиотеки с переписчиками книг. Также существовали архиерейские, княжеские и приходские школы.
Внешкольное духовное образование [ | ]
Теперь первые религиозные знания человек может получить от верующих родителей, других родственников, в церковных детских садиках, от православных нянь, врачей, соседей, друзей, знакомых, одноклассников, сотрудников, из прочитанных, просмотренных и услышанных религиозных статей, книг, журналов, газет, брошюр, реклам, радио-телепередач, сайтов интернета, при случайных посещениях православных храмов и монастырей.
Начальное духовное образование [ | ]
Регулярное начальное церковное образование происходит при регулярных посещениях православных храмов, в воскресных школах для детей и для взрослых, молодёжных клубах, в кружках и спортивных секциях при храмах, на курсах огласительных бесед для желающих принять таинство Крещения, на общественных богослужениях, на пономарстве и пении в церковных хорах, на уроках учебного модуля «Основы православной культуры» (ОПК) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в школах звонарей, на благотворительных акциях и крестных ходах, в паломничествах, при исполнении монастырских послушаний в качестве трудника (или трудницы) и послушника (или послушницы).
Среднее духовное образование [ | ]
Среднее богословское образование предоставляют специальные духовные учебные заведения, такие как гимназии, духовные училища, колледжи, лицеи, регентские и иконописные школы, а также богословские, катехизаторские, педагогические и пастырские курсы [1] при высших учебных заведениях.
Высшее духовное образование [ | ]
Послевузовское духовное образование [ | ]
Духовные магистратуры, аспирантуры и докторантуры, предназначенные для написания научных работ выпускниками духовных семинарий, уже могут считаться послевузовским профессиональным образованием. Кроме того дополнительное профессиональное образование реализуется в виде регулярных курсов профессиональной переподготовки (курсов повышения квалификации всех священнослужителей и преподавателей всех духовных школ).
В иных религиях [ | ]
Высшие духовные учебные учреждения — теологические академии, высшие семинарии, университеты и институты, соответствующие факультеты при светских университетах; средние — духовные училища, колледжи и лицеи (христианские), медресе (мусульманские, бывают также высшими), иешибот (иудаистские) и др. В Российской Федерации действуют русские православные академии (Москва, Санкт-Петербург) и семинарии, медресе (Грозный, Махачкала, Уфа), ламская школа в Хамбинском дацане (Улан-Удэ), иешибот (Москва) и др.
Теология в светском образовательном пространстве
Выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на всероссийском симпозиуме «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы» (Российская академии народного хозяйства и государственной службы, 22 апреля 2016 г.).
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна,
уважаемые коллеги!
Организаторы симпозиума попросили меня выступить с сообщением о моем видении места теологии в системе российской науки и образования.
Теология в светском образовательном пространстве
Вопрос о статусе и роли теологии (или богословия) в образовательном пространстве выходит далеко за рамки узкоспециальных интересов представителей духовных школ Русской Православной Церкви или других конфессий. Он напрямую связан с вопросами развития нашей страны, ее национальной безопасности.
Геополитические вызовы, с которыми мы сталкиваемся, показывают, что нужны неотложные системные меры, направленные на изменение подходов к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, шире — к роли и месту религии в образовании. Нельзя ограничиваться задачей прививать уважение к традиционным религиям как способам толерантного сосуществования в мультикультурной среде. Такой подход уже привел к кризису на Западе.
Перед нами стоит гораздо более сложная задача: формировать у детей молодежи ценностно-ориентированное мировоззрение, основанное на наших религиозных традициях, создавая такую интеллектуальную и духовную среду в обществе, которая способна уверенно противостоять этим вызовам.
Для этого необходим пересмотр навязанных нам стереотипов «светскости», которые не позволяют религии действенно присутствовать в образовательном пространстве.
Сегодня уже не вызывает сомнения оправданность преподавания Основ религиозной культуры в школе; этот опыт требует расширения, распространения на другие уровни и формы образования. Последнее, в свою очередь, порождает необходимость научного, методического, кадрового обеспечения, – я говорю именно о богословских кадрах, о теологии.
Кроме того, теология представляет собой особое пространство межконфессиональной, межрелигиозной коммуникации с очень важным, специфическим форматом диалога. Расширять это диалоговое окно – не только в интересах традиционных религий, но и в прямых интересах государства. При этом уровень дискуссии, уровень взаимодействия, цель которых – единство ценностей, наше национальное единство и социальная солидарность – также зависят от наличия подготовленных к такому диалогу научно-богословских кадров, включенных в жизнь религиозного сообщества и имеющих в нем авторитет и влияние.
Именно поэтому мы говорим о необходимости завершить работу по созданию в светском образовательном пространстве отрасли научного знания «теология», включая право получения признаваемых государством ученых степеней по теологической специальности.
Могут возразить, что такая традиция отсутствует в отечественном университетском образовании. Да, действительно, в дореволюционных российских университетах, других светских учебных заведениях не было богословских факультетов, в отличие от значительной части университетов Европы, ведущих свою историю от средних веков. Однако система образования в России давала выпускникам духовных академий, защищавшим диссертации и получавшим ученые степени по богословию, все необходимые права, аналогичные правам выпускников университетов.
Если говорить о зарубежных моделях теологического образования, то нам следует изучать их опыт, но не стоит рассчитывать на возможность технического переноса или слепого копирования. Тем более, кризис христианской культуры в Европе, его видимые последствия, предостерегают от некритических заимствований.
В свою очередь, разрушенная в советское время отечественная система подготовки богословских кадров продолжает восстанавливаться. И этот процесс, набравший обороты в последние годы при совместной работе Церкви и государства, способен обеспечить выход на новый уровень, где Россия может оказаться лидером.
Сегодня России принадлежит особая роль. В нашем духовном возрождении видят свою надежду не только народы нашей страны, но и люди во многих странах, которые долгое время возлагали надежды на западные ценности, западную философию, западную культуру.
Преодоление мировоззренческого, ценностного, нравственного кризиса невозможно без соработничества государства и общества, а религиозные организации являются крупнейшими общественными объединениями.
И поскольку религиозные учения традиционно выражаются языком богословия, языком теологии, то теология в ее нынешнем российском контексте – не светская и не «надконфессиональная», какую нам пытаются навязать в соответствии с упомянутыми моделями, а относящаяся к традиционным конфессиям, – открывает дополнительные возможности уверенно прочертить траекторию движения в будущее России.
Конкретные параметры присутствия теологии в светских вузах
Теология преподается в 48 вузах России (в том числе 36 государственных), в 36 городах всех федеральных округов. Православная теология преподается в 42 вузах (в том числе 36 государственных) в 33 городах. В 15 вузах реализуется специалитет, в 35 вузах – бакалаврская, в 14 вузах – магистерская программы. В 6 вузах открыты программы профессиональной переподготовки (1-4 года), в 7 вузах – курсы повышения квалификации, в 9 вузах теология преподается в рамках курсов по выбору.
Для обеспечения взаимодействия теологических подразделений вузов с Церковью в столице и регионах созданы Епархиальные советы по теологии.
В России имеются не только православные, но и исламские теологические подразделения в вузах. Имеются примеры сосуществования нескольких конфессиональных профилей в рамках одного факультета, например, на факультете теологии Уральского горного университета.
Параллельно с вхождением теологии в светское образовательное пространство происходит сближение церковной системы образования с государственными стандартами. На территории Российской Федерации у Русской Православной Церкви сегодня имеется 35 духовных семинарий, две духовные академии, а также Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Тридцать пять из них имеют государственную лицензию. Девять духовных школ реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) бакалавриата по теологии, две – ФГОС магистратуры по теологии.
Система духовного образования Русской Православной Церкви в целом ориентирована на образовательные программы, или построенные на основе ФГОС «Теология», или максимально приближенные к ним.
В духовных академиях открыты аспирантуры, действуют диссертационные советы по защите кандидатских диссертаций по богословию. Общецерковная аспирантура и докторантура предлагает аспирантскую и докторскую программы. Действует общецерковный диссертационный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории. Требования, предъявляемые к диссертационным исследованиям в духовных учебных заведениях, соответствуют требованиям ВАКа. Процедура принятия и защит диссертаций в церковных диссоветах также ориентирована на ВАКовские стандарты. Предпринимаются усилия по развитию и повышению качества исследовательских программ на базе ведущих академических учреждений Русской Православной Церкви
Для чего светским вузам нужна теология?
Процесс возвращения теологии в российское академическое пространство был сложным. Но в конечном итоге восторжествовали историческая справедливость и государственная мудрость. Дискриминационные барьеры, установленные в эпоху государственного атеизма, были преодолены. Восстановление теологии в академических правах стало также одним из аспектов реализации обязательств России, взятых ею на себя при вхождении в европейское образовательное пространство в рамках болонских соглашений, обеспечивая возможность взаимного признания степеней, в том числе и по теологии. Так, недавно принятый Общеевропейский классификатор специальностей высшей научной квалификации включает в себя и теологию.
Вхождение теологии в университетское и академическое пространство не противоречит светскости государства и общества при условии ее понимания не в духе агрессивного секуляризма и атеизма, а как мировоззренческой нейтральности при соблюдении принципа свободы совести. Присутствие теологии в образовании и науке – признак гражданского взросления российского общества, принятия им своей структурной сложности, многофакторности с одновременным осознанием значимости духовных и культурных корней российской цивилизационной идентичности.
Христианская теология, теологическая рациональность является одним из существенных элементов европейской и российской культуры, она обеспечивает присутствие в культуре христианских истин и идей, выражающих религиозный опыт многих поколений. Как и всякая наука, теология имеет не только узкоспециальное значение, но и создает основу для сохранения, приумножения и последующей передачи в широкое общественное пространство определенного рода знания, которое имеет общекультурное значение.
Теология также является необходимым инструментом коммуникации религиозных смыслов в общегражданском диалоге по вопросам, затрагивающим общее благо. О необходимости такого диалога, с участием религиозных групп, как мы помним, убедительно писал Юрген Хабермас.
Диалог с научным и экспертным сообществом
Общественное и экспертное признание теологии в ее академическом статусе стало возможным во многом благодаря постоянному диалогу с научным и экспертным сообществом.
Одной из самых трудных формальных задач оказалось решение вопроса о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников и разработка паспорта научной специальности.
Здесь ключевым стало обсуждение научного статуса теологии, ее предметной специфичности, отличной от таковых иных научных специальностей, а также проблема конфессиональной дифференциации.
Опыт последних лет утвердил меня во мнении, что, несмотря на всю важность научно-методологических дискуссий о научном статусе, предметно-методических дефинициях, межпредметных разграничениях, не они должны быть основанием и ключевым аргументом для утверждения какого-то направления в качестве научной специальности.
На практике важнейшим аргументом в пользу признания новой отдельной научной отрасли или специальности является наличие сформировавшейся научной школы, научно-экспертного сообщества, признаваемого иными членами академического сообщества.
В случае с теологией ситуация была именно такой. Во-первых, для гуманитарных наук сохраняет свое значение дореволюционная традиция, когда известные ученые были связаны как с академическим богословием, так и с университетской наукой. Во-вторых, в России известен целый ряд значимых зарубежных теологов, признаваемых и цитируемых российскими учеными, специалистами в иных отраслях гуманитарного знания (философы, историки, лингвисты, искусствоведы). И, в-третьих, появились российские ученые, которые пришли из академической в церковную науку либо совершили обратный путь, сохраняя присутствие и в сфере своих изначальных занятий. Собственно, эта третья группа, по преимуществу, и составляет сегодня научно-экспертное ядро российской теологии. Это профессура ОЦАД, духовных академий и семинарий, ПСТГУ, РХГА, теологических отделений и факультетов, авторы «Православной энциклопедии», а также ученые, которые формально не связаны с церковными академическими учреждениями, но при этом занимаются исследовательской деятельностью, признаваемой и ими, и коллегами по теологическому сообществу относящейся к компетенции теологии.
Таким образом научно-экспертное российское теологическое сообщество (говорю сейчас о православии, хотя это в существенной степени верно и по отношению к иным традиционным религиям России) многообразно, диверсифицированно, мультидисциплинарно по составу, обладает хорошим уровнем академических связей как с российским, так и с международным академическим сообществом, признаваемо церковными академическими учреждениями, но при этом пока не имеет формальных научно-цеховых признаков. То обстоятельство, что значительная часть признаваемых ВАКом членов экспертного теологического сообщества обладает степенями в смежных научных областях, стало основанием для промежуточного решения Минобрнауки о том, что ученые степени по теологии на данном этапе будут присуждаться не по теологии, но по истории, философии, филологии, педагогике и психологии, культурологии и социологии, искусствоведению. Аргумент – отсутствие достаточного числа экспертов с признаваемым теологическими степенями для формирования экспертного совета ВАК по теологии. Нам этот аргумент кажется недостаточно убедительным, мы полагаем, что имеется достаточное число специалистов, способных сформировать экспертный совет ВАКа по теологии, но не на основании отраслевых атрибуций ученых степеней, а на основании тем их исследований и преподаваемых предметов.
Предметная специфика теологии
Что касается вопроса о предметной специфике теологии, то формально она прописана в паспорте соответствующей научной специальности. Проект паспорта готовился на кафедре философии религии и религиоведения МГУ, что важно в связи с вопросом о пересечении областей ответственности теологии и религиоведения.
Неверно также и утверждение о том, что все совершенно ясно с саморепрезентацией теологии в качестве науки. Неверно и предположение о полной ясности в вопросе соотнесения научной специальности «теология» с церковным богословием и комплексом церковных наук, как они традиционно существовали и существуют в настоящее время в академических и образовательных учреждениях Русской Православной Церкви.
Предварительное понимание предметно-методической специфики теологии, как я уже сказал, закреплено в паспорте научной специальности. Этого понимания, которое является конвенцией, результатом непросто достигнутого компромисса представителей смежных научно-экспертных сообществ и теологов, на мой взгляд, сегодня вполне достаточно для начала продуктивной работы экспертного и диссертационных советов по теологии и решения вопросов о дисциплинарной принадлежности и научной состоятельности диссертационных исследований. Лучший способ разрешения могущих появиться здесь проблем – практика.
Главное, на что мы при этом рассчитываем, – это постоянное сотрудничество с представителями смежных наук.
В частности, я считаю, что мы сможем достичь хорошего уровня взаимопонимания и сотрудничества с религиоведами. Имея в виду озвучиваемые время от времени опасения, я могу ответственно заявить: теология не ставит своей задачей вытеснение религиоведения из университетского и академического пространства, не ставит задачи подмены собой, занятия позиций религиоведения. Именно потому, что мы, со своей стороны, видим предметно-методическую специфичность теологии по отношению к религиоведению, мы и не претендуем на ее академический удел. Напротив, мы считаем, что появление теологии в качестве научной специальности будет способствовать лучшему пониманию предметно-методической специфики религиоведения.
Мы рассчитываем на развитие сотрудничества теологических институций в светских университетах, а также и церковного богословия с религиоведами, как, впрочем, и с представителями иных смежных наук. Так, плодотворной могла бы стать работа по философско-теологическим областям: герменевтике, эпистемологии, проблемам языка, метафизике, философии религии, теории культуры, социальной и политической философии, антропологии, аксиологии, этике. В плане взаимодействия с общественными науками, в частности, мог бы быть изучен вопрос о соотношении религии и науки как социально-культурных реалий и общественных институтов. У теологии есть теоретический ресурс осмысления «общественного бытия» Церкви – экклезиология, и, отчасти, социальная этика. Поэтому, вероятно, именно экклезиология и христианская социальная этика как направления теологической мысли могли бы стать сферой междисциплинарного взаимодействия с общественными науками.
Вместе с тем, акцент на практике и междисциплинарном сотрудничестве в конкретных областях не снимает важности прояснения научно-методологических вопросов. Так, в рамках возглавляемой мной комиссии по богословию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви готовится документ «Богословие как наука и его место в системе знаний». Изучение этой темы имеет целью прояснение как научного статуса богословия/теологии, его предметно-методической специфики, так и уточнение роли самой теологии, то есть богословия, понимаемого как наука, в опыте, жизни и служении Церкви.
В Общецерковной аспирантуре и докторантуре совместно с ведущими церковными и светскими научными институциями регулярно проводится семинар, посвященный сложным научно-методологическим вопросам теологии.
Коллеги! Мне представляется, что у нас есть веские основания для оптимизма в отношении будущего теологии в российском академическом пространстве. И я вновь хочу засвидетельствовать нашу всецелую открытость к академическому сотрудничеству на благо российской науки, образования, и российского общества в целом.