что такое темперное письмо
Что такое темпера? История необычной краски
Темперные краски считаются самыми древними. Где и когда зародился этот древний вид живописи, в каких видах изобразительного искусства получил широкое распространение и как используется в современности. В статье речь пойдет о том, что такое темпера, из чего ее делают и какие виды существуют.
Темпера: определение, история
В изобразительном искусстве существует много видов красок. Что такое темпера? В переводе с латинского слово temperare обозначает «соединять, смешивать». Темпера – это одновременно и вид живописи, и краски, получаемые путем смешения сухого красящего пигмента со связующей эмульсией.
Темперные краски — это самое древнее красящее вещество в истории. Еще более трех тысяч лет назад древнеегипетские художники расписывали ею стены гробниц и саркофаги. Широко применялись темперные краски в иконописи. Известные древнерусские иконописцы XIV-XV веков такие Феофан Грек, Андрей Рублёв писали свои творения в традиционной темперной технике. Лики святых изображались на загрунтованных дощечках, которые затем покрывались слоем лака или олифы. Начиная с XV века в Европе и с XVIII века в России, темперную живопись постепенно вытесняет живопись масляная. Однако в начале XX века этот вид живописи вновь приобретает популярность, ее широко используют как при написании картин, так и в декоративно-прикладном творчестве.
Состав, виды
По большому счету нужно отметить, что темпера – это особый способ создания красящего материала, а не сама краска. Основными компонентами краски являются сухие порошки натуральных либо искусственных пигментов и связующие эмульсионные вещества. В состав связующей эмульсии может входить: казеиновый клей, куриное яйцо, аравийская камедь, декстриновый клей, мыльный раствор. Натуральная темпера — краска, которую изготавливает сам художник, используя для ее разбавления натуральные компоненты: куриный яичный желток, воду или какой-либо другой консервант (например, уксус, вино). Натуральную темперу, в основном, используют в иконописи: благодаря ей получается глубокий, насыщенный цвет, эффект глазури на майолике. Современные художники все больше используют темперу на основе веществ синтетического происхождения (клей, масла, полимеры). В зависимости от того, какое вещество является основным в составе связующей эмульсии, темперные краски делятся на 3 вида:
Яичная темпера
Такой вид темперы широко использовался средневековыми живописцами эпохи Возрождения, а также русскими иконописцами XV-XVI века. В яичную темперу добавляли как цельное куриное яйцо, так и его части: белок или желток. Особую популярность получила краска на основе желтка. Именно его смешивали с водой, лаком, маслом, воском и другими компонентами. Яично-водную и яично-лаковую темперу широко использовали в своем творчестве палехские мастера при росписи миниатюр, икон. Основными компонентами скрепляющего вещества в яичной темпере является куриный желток, живописные и скипидарные лаки. Раньше итальянские живописцы добавляли в яичную темперу перетертые верхушки от веток смоковницы или смесь вина с водой, германские — пиво, русские иконописцы — хлебный квас. В наше время в желтковую темперу современные иконописцы, работающие в старинной технике, в качестве консерванта добавляют яблочный или столовый уксус.
ПВА, воско-масляные и казеиновые темперные краски
Казеиновые краски — водоразбавляемые пигменты, основным компонентом которых является казеин (белок молочного происхождения). Также в состав входят льняное масло и фенольная смола. Этот вид темперы наносится только на специальную основу: грунтованные холсты, дощечки, плотную бумагу.
В воскомасляную темперу кроме пигмента входит воск, растительные масла, смолы и другие добавки. Разбавляют ее любыми промышленными растворителями, такими как уайт-спирит, пинен, скипидар, а также жирными растительными маслами, олифой. При разбавлении её водой можно работать как акварелью.
Недостатки: долго сохнет.
Достоинства: яркая, сочная палитра при нанесении, хорошо смешивается с масляными красками. Многим художникам известно, что такая темпера после высыхания темнеет, но если вместо белил использовать гуашь, то цвет становится светлее.
ПВА-темпера. Что такое? В ее основе находится смесь синтетических смол, стабилизаторов, структурирующих веществ. Она наиболее популярна в работе впоследнее время, так как используется практически во всех техниках нанесения краски и идеально ложится на любую сухую и твердую поверхность.
Основные достоинства темперной краски
Основным плюсом этой краски является быстрая высыхаемость, прочность и долговечность. Высохший слой краски надежно пристает к рабочей поверхности, его невозможно растворить даже водой. Это свойство краски является незаменимым, например, при транспортировке или дальнейшей обработке готового полотна. Она отлично взаимодействует с белилами. Особенностями темперы является то, что ею можно писать в различных техниках: наносить тонким слоем или создавать густое пастозное письмо. Можно заливать на любых поверхностях: деревянных, бумажных, холстяных, используя в работе различные виды и формы кистей. Симбиоз клея и масла, содержащийся в краске, способствует тому, что на рабочем полотне она получается эластичной, блестит и не растрескивается. Цвет темперных красок, в отличие от масляных, изменяется при высыхании, становится более матовым. Для получения глянцевой поверхности используются различного лаки, например, даммаровый, мастичный или олифа. Еще одним отличием темперных красок от масляных является их долговечность и стойкость к внешним воздействиям.
Темпера — техника живописи с тысячелетней историей
Темпера (от итальянского temperare — «смешивать») — древняя техника живописи, в которой для создания художественных образов используются водорастворимые краски на основе сухих порошковых пигментов и натуральных или искусственных эмульсий. Темперой в изобразительном искусстве также принято называть непосредственно сами водоэмульсионные краски различных видов. Эта живописная техника была самой популярной в мировом искусстве на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до изобретения масляных красок в XV веке.
Темпера издавна считалась универсальной техникой живописи. Ее повсеместно использовали не только для написания картин, но и при создании фресковых росписей, и в иконописи. В наши дни, благодаря появлению новых видов темперных красок на основе полимерных эмульсий, эта техника вновь востребована среди художников.
Виды темперы
Темпера древних мастеров по своему химическому составу значительно отличается от современных красок данного типа. Существует 5 основных разновидностей этих художественных материалов:
Основой для приготовления яичной темперы служит куриный яичный желток. Этот натуральный ингредиент смешивают с водой в отношении 1:3 или с белым вином в пропорции 1:2. К полученной эмульсии добавляют:
Казеиново-масляную темперу промышленным способом изготавливают из отбеленного льняного масла и натурального или синтетического белка — казеина, а также красящего пигмента. Для предотвращения образования плесени в состав краски добавляют антисептик — фенол.
В акриловой темпере связывающим веществом служит особая водорастворимая акриловая смола. Этот полимер характеризуется повышенной устойчивостью ко многим негативным природным факторам: перепадам температуры, сильным морозам, воздействию солнечных лучей.
Основой для создания поливинилацетатной темперы является водная эмульсия ПВА. Она обладает ярко выраженным связующим эффектом и очень быстро высыхает после нанесения на поверхность.
Воско-масляная темпера по своему химическому составу является самой сложной разновидностью данных красок. Для ее промышленного производства используют смесь из множества разных компонентов, в их число также входят:
История темперы
История темперы, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает более четырех тысячелетий. Еще в Древнем Египте неизвестные мастера использовали ее для росписи погребальных саркофагов фараонов. Многочисленные образцы старинной живописи обнаружены археологами в Индии и на Ближнем Востоке, до наших дней сохранились фрески Древнего Рима и Греции.
В христианской европейской культуре темперные краски длительное время оставались основным материалом в станковой и монументальной живописи. Их повсеместно использовали для росписи храмов в Византийской Империи и изготовлении икон. Оттуда техника распространилась по всей Восточной и Западной Европе. Этому способствовали несколько факторов:
Безраздельное господство темперы в Европе завершилось лишь в начале XV века, когда великий голландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck) усовершенствовал масляные краски. Уже в начале XVI века масло стало основной художественной техникой в большинстве европейских государств. Только в России темпера сохранила за собой пальму первенства в среде изобразительного искусства вплоть до конца XVII столетия.
К началу XIX века темперные краски очень редко использовали художники разных стилей и жанров. Первым попытался возродить к ним интерес англичанин Уильям Блейк (William Blake). Но его работы не пользовались особым успехом у публики и были по достоинству оценены только через полвека после смерти мастера. Более успешно возрождали старинную технику назарейцы и прерафаэлиты — представители двух заметных течений европейской живописи викторианской эпохи.
Но полноценное возвращение темперы в мировую живопись состоялось уже в середине ХХ века, благодаря бурному развитию химической промышленности. В это время появилось множество новых полимеров и были изобретены удобные для использования типы темперных красок на основе искусственных материалов. В наши дни уникальная техника живописи вновь занимает достойное место в мировом искусстве.
Достоинства и недостатки темперы
У современных темперных красок много очевидных преимуществ. Среди них особенно выделяются:
К основным минусам техники можно отнести высокую скорость высыхания и незначительное изменение оттенков цвета созданного изображения со временем.
Известные художники, творившие в технике темперы
Среди самых знаменитых художников эпохи Ренессанса, создавших в технике темперы великие шедевры мировой культуры, есть множество громких имен. Но автор этой статьи хочет отдать дань уважения другим живописцам, которые возродили популярность старинной техники уже в наше время. Среди них:
На портале Very Important Lot ценители прекрасного всегда могут принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры мирового антиквариата. А еще — купить картины напрямую у современных художников, написанные в разных техниках.
Темпера.
Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина.
В отдаленные времена (в XV—XVI веках) в Италии под словом «tempera» (происходящим от латинского «temperare» — соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.
До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.
Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.
В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.
Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гумми-арабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.
Наиболее древней эмульсией, применявшейся в станковой и монументальной живописи, является яичная темпера, которая применялась еще в Древнем Египте для росписи саркофагов. В Россию эта техника пришла из Византии. В чистом виде она существует и поныне в таких центрах народного искусства, как Мстера, Холуй, Палех. Применяется также при копировании памятников древнерусского искусства. Некоторые художники предпочитают эту темперу другим ее видам.
Связующим яичной темперы является в основном желток, но применяли также и цельное яйцо, и один белок. В последнем случае живопись можно отнести к клеевой. Белок применялся при золочении сусальным золотом по левкасу.
Отдельный желток никогда не использовался в чистом виде, а разводился жидкостью, которой, в зависимости от местных традиций, могли быть белое вино, слабый раствор уксуса, пиво, хлебный квас, сок фигового дерева и т. д. Раствор разжижал желток и служил антисептиком, так как яйцо быстро портящийся продукт. Краски, приготовленные таким образом, были текучи, как вода.
Яичная темпера с применением целого яйца (белка и желтка) во избежании растрескивания в красочном слое и удобства в работе также разводилась вышеуказанными растворами. В отличие от желтковой, цвета здесь при высыхании значительно светлели, напоминая фресковую живопись, поэтому краски на цельном яйце применялись также для ретуши фресок.
Живопись, исполненная яичной темперой, имела своеобразный характер. Она требовала от художника четкого рисунка, продуманности композиции и особых приемов нанесения краски. Присущая этой технике декоративность позволила добиться особой нарядности в изображении, что нередко усиливалось применением золота.
Примером высокого искусства этой техники служат многочисленные образцы византийской, древнерусской, раннеитальянской живописи. Темперой писали такие выдающиеся мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублев.
Живопись яичной темперой исполнялась на досках, покрытых белым – меловым или гипсовым – грунтом с тщательно подготовленной поверхностью. После завершения она всегда покрывалась лаком, который закреплял верхний слой живописи, защищал его от влияний внешней среды, придавал картине законченный вид. В старину в качестве лака использовали в основном масляные лаки, иногда специально обработанное масло – олифу.
Живопись, выполненная темперой, перед покрытием ее лаком хорошо просушивалась, так как присутствие воды в краске могло сказаться на прозрачности покрывного слоя, вызвав помутнение.
Другие виды темперы
Яичная темпера была не единственным живописным материалом в станковой живописи. Некоторые художники считали, что желтковое связующее слишком грубо и недостаточно прозрачно для приготовления лессировочных красок; так же не рекомендовалось затирать на желтке пигменты, содержащие серу (киноварь, ультрамарин) и другие, синие и голубые пигменты. Чтобы избежать этих недостатков, использовались другие виды темперных связующих.
Ченнино Ченнини, итальянский живописец и теоретик искусства XIV века, писал о существовании клея из оскребков козьего или овечьего пергамента. По его словам, это очень прозрачный клей, похожий на кристалл, который хорош для стирания темперной лазури. Ван Дейк стирал лазурь и зеленые на рыбьем клее.
Многие венецианские живописцы часто применяли в своей живописи связующее, состоящее из разных компонентов: гуммиарабика (смола, добываемая из коры аравийской и африканской акаций. Наряду с гуммиарабиком применялись другие виды камеди – смолы плодовых деревьев – вишни, сливы и др.), смол (копайского бальзама, копала), яичного желтка, масла, кристаллического сахара, воска. Темпера применялась ими в качестве подмалевка между слоев масляной краски и в качестве завершающего слоя.
Как писал Рене Пио, что «фламандцы пользовались эмульсией из гуммиарабика и масла или лака. Эмульсия должна быть сделана в ступке, где сбивается масло, а затем уксус, подобно тому, как делают майонез. Если эмульсия удачна, она должна образовывать похожую на сливки смесь, на которой не всплывает ни капли масла». Подобными темперами любил пользоваться в подмалевках на своих картинах Делакруа. Но в чистом виде начиная с XVIII века в станковой живописи Западной Европы темпера, наряду с клеевыми красками, использовалась в основном декораторами. Интерес к этой технике живописи возродился в начале XX века.
Современные виды темперы
Темперные краски, выпускаемые Российской промышленностью, по высыхании не размываются водой и могут применяться как для художественных, так и для декоративно-оформительских работ. Многие современные художники работают в этой технике или применяют темперу в качестве подмалевка под масляную живопись.
Свойства современной темперы позволяют пользоваться обширным арсеналом средств для нанесения красок. Это – разнообразные кисти (эластичные, мягкие, жесткие), аэрографы, различные валики. В процессе работы для тонких лессировок можно применять акварельные краски.
Отечественные заводы выпускают два вида темперы – казеиновую и поливинилацетатную.
Казеиновая темпера.
В состав эмульсии этого вида темперы входит казеин и льняное масло, антисептик, пластификаторы и вещества, регулирующие высыхание. Казеиновая темпера быстро сохнет, но может желтеть из-за имеющегося в связующем льняного масла, поэтому сушить ее лучше на свету. Быстро теряет свои качества при долгом хранении в тубах. Можно использовать для подмалевка под масляную живопись на казеиновом, эмульсионном, клеевом грунтах.
Поливинилацетатная темпера.
В отличие от казеиновой обладает большой эластичностью пленки и лучшим сцеплением между слоями и грунтом, на желтеет при недостаточной освещенности. Выпускается в тубах. При долгом хранении твердеет. В свежем виде не смешивается с казеиновой темперой.
Многие художники применяют ее в качестве подмалевка под масляную живопись. Широкое применение получила в декоративно-прикладном искусстве, монументальной живописи.