что такое тема повести
Литература. Термины и понятия. Тема.
Тема литературного произведния.
В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу.
Тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя, то, что изображается, предмет изображения.
ТЕМА – это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения.
Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя.
Примеры.
В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов обращались к теме деревни.
В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Бакланов сосредоточились на военной тематике.
Ю. Трифонов, А. Битов писали о жизни городской интеллигенции.
Темы имеют исторический характер. Они приходят и уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писателей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.
Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д.
Вывод : тема – это предмет изображения, то, О ЧЁМ написано в произведении.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Многообразие тем и тематики литературного произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тематика литературного произведения – это объект, предмет художественного изображения, материал, заинтересовавший автора и привлекший его внимание, культурная, социальная, историческая действительность, к которой он обращается.
Понятие темы и тематики литературного произведения
Литературное произведение является системным единством многих компонентов, составляющих его. При рассмотрении литературного произведения необходимо иметь представление об этих компонентах. В содержании произведения принято выделять две ключевые составляющие – тематику и проблематику.
Тематика произведения – это совокупность многих тем.
Термин «тема» в литературоведческих работах имеет две основных трактовки:
Часто оба эти значения объединяются в понятие «темы». Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» определение темы выглядит следующим образом:
Тема – это круг событий, которые образуют жизненную основу эпических и драматических произведений и одновременно служат для постановки социальных, философских, этических и других идеологических проблем.
Тематика литературного произведения – это все то, что вызвало авторский интерес, стало предметом его осмысления и оценки. Тема является связующим звеном между первичной и художественной реальностью.
В процессе анализа тематики произведения внимание уделяется на отбор автором фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Виды тем и тематик
В литературоведении укоренились такие понятия, как гражданская лирика, философская, пейзажная, вольнолюбивая, любовная и т.д., которые являются указаниями на главные темы произведений. Наряду с этими понятиями существуют и такие формулировки, как «тема Родины», «тема любви и дружбы», «тема поэта и поэзии», «военная тема» и т.д. Существует множество произведений, посвященных одной тематике, но при этом существенно отличающихся друг от друга.
Тему нельзя придумать, автор берет ее из реальной жизни. например, темой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является жизнь дворянства 20-х годов 19 века, так как это тот культурно-исторический материал, к которому обращается поэт. А судьбу Онегина или историю любви Татьяны Лариной темой романа считать нельзя ввиду того, что все это является плодом вымысла автора.
Круг тем в произведении может быть достаточно обширным. Выделяются следующие виды тем:
В анализе тематики произведения традиционно разграничиваются конкретно-исторические темы и вечные.
Конкретно-исторические темы – это обстоятельства и характеры, обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране. Они более или менее локализованы, не повторяются за пределами данного времени. Например, такими являются тема Великой Отечественной войны, тема «лишнего человека» в отечественной литературе 19 века.
Вечные темы – это темы, фиксирующие повторяющиеся моменты в истории разных национальных обществ, в разных модификациях повторяющиеся в разные исторические периоды и в жизни разных поколений. Например, такими являются темы любви и дружбы, тема Родины, тема взаимоотношений поколений и т.д.
Бывают ситуации, когда в единой теме органически объединяются и конкретно-исторические, и вечные аспекты, имеющие одинаково большое значение для понимания произведения. Яркими примерами являются «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и т.д.
Во многих произведениях выделяется не одна, а несколько тем. Совокупность этих тем называется тематикой. «Побочные» тематические линии как правило работают на главную, помогают лучше разобраться в ней, раскрывают ее с разных сторон и обогащают звучание. При этом существует два пути выделения ключевой темы. В первом случае ключевая тема связана с образом главного героя, его психологической и социальной определенностью. Например, главной темой в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является тема незаурядной личности в обществе русского дворянства 1830-х годов, тема, связанная с образом главного героя – Печорина. Она проходит через все пять повестей. А такие темы произведения, как соперничество, любовь, жизнь светского дворянского общества в данном случае являются побочными, они помогают раскрывать характер главного героя, то есть основную тему, в разных жизненных обстоятельствах.
Пoнятия тeмы и тeмaтики xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тема и тематика художественного произведения – это категории литературоведения, которые используются в процессе анализа художественных произведений.
Тема произведения
Лексема «тема» широко используется в различных областях научного познания, общественной жизни. В основании термина – греческое понятие того, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении он используется в различных значениях, в качестве которых можно привести следующие:
Тема – это наиболее яркий элемент структуры, активный, акцентированный компонент художественной ткани, это то, что стало предметом интереса автора, его осмысления и оценивания.
Тема объединяет компоненты художественных конструкций, репрезентации, отражению авторского восприятия и оценивания темы подчиняются все другие компоненты: композиционная структура, средства выразительности, особенности наррации и т. д.
По своей сути, тема представляет собой внутренний смысл, который господствует над всеми остальными компонентами произведения. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес читателя. В роли темы может выступать любой феномен или процесс, любое событие, элемент ландшафта, черта характера, любой предмет или звук. Единственное, что определяет тему – ее репрезентация в тексте. Причем, единого алгоритма воплощения, раскрытия темы не существует, он формируется непосредственно в процессе создания литературного произведения.
Тема представляет собой предмет изображения. Будучи явлением неязыковым, она неизменно выражается в лексических единицах: метафорах, сравнениях и т. д. Иначе говоря, тематическое поле формируется при помощи лексических единиц. Тема локализирована в тексте, но особенности ее репрезентации существенно отличаются.
Готовые работы на аналогичную тему
Тема – функциональная категория, существующая в интертекстуальном, межтекстовом пространстве. Более того, интерпретация темы зависит не только от автора, но и от особенностей читателя, уровня его образования, знакомства с литературными дискурсами, навыков анализа художественных текстов. Иначе говоря, восприятие темы произведения выходит далеко за пределы авторского замысла.
Более того, главной задачей автора часто становится внушение реципиенту темы произведения.
Иначе говоря, тема представляет собой:
Тематика произведения
Совокупность отдельных тем произведения сливается в его тематику.
Тематика – это не только и не столько набор определенных тем, проходящих через большое количество произведений автора, но и компонент, структурирующий и подчиняющий себе другие компоненты текста: конфликт, идею, сюжет, систему и поведение персонажей произведения, напрямую связанный и обусловленный особенностями авторского миропонимания.
Принимая во внимание тот факт, что художественный дискурс представляет собой отражение, своеобразное преломление реальности, действительности, которая отличается вариативностью, динамичностью, разноплановостью событий и процессов в ней протекающих, как правило, в произведении автор затрагивает не одну тему. Соответственно, тематика произведения отличается сложностью и многоплановостью.
Тематика произведения напрямую связана с авторским замыслом, с общей смысловой нагрузкой текста.
Важно добавить, что отдельные темы, как правило, повторяются в творчестве одного автора, что позволяет говорить о сознательном формировании тематики произведения, о важнейшем положении тех или иных тем внутри художественного мира, об их первостепенной значимости в оценке автора. Тема является компонентом повторяющимся. Сами повторяющиеся темы становятся своего рода символами, знаками художественного мира писателя.
И темы, и тематика сопряжены с обращением автора к внехудожественной реальности, действительности, без чего создание литературного произведения представляется невозможным. В основании художественного дискурса – материал, который извлекается автором из реальности.
В процессе создания своих произведений автор проникает глубоко в сущность реальности, тех или иных процессов, событий, которые волнуют его, стремится познать их. Соответственно, как тема, так и тематика – явления внехудожественные, извлеченные автором из действительности, осознанные, проанализированные и отраженные в слове. Тема и тематика в данном аспекте выступают исходным моментом художественного творчества, совокупностью идей, эмоций, чувств автора, ищущих достойной формы выражения, оформления.
В то же время, особенности воплощения темы и тематики неизменно подчиняются законам внутрихудожественной действительности.
Тема и тематика могут быть представлены в тексте:
Важно добавить, что деление тем на эксплицитные и имплицитные, внешние и внутренние весьма условно, поскольку любое произведение представляет собой целостность.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что тематика выступает более широкой, более общей категорией, чем тема. Выявление темы и тематики представляет собой одну из важнейших задач при изучении, анализе художественного текста. Указанные категории выступают как смысло-, так и структурообразующими, отражая авторское стремление выразить ту или иную мысль, привлечь, захватить внимание реципиента.
Тематика и проблематика художественного произведения
Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*. дает читателю возможность размышлять переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к литературе.
Типы
Мифологическая
Национальная
Социокультурная
Романная
Философская
Из сказанного легко можно сделать вывод о втором принципиальном отличии романной философской : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной важен процесс формирования изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.
Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью? т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох сословий т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война мир» Л.Н. Толстого, «Преступление наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова др.).
В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.
12.03.2016, 79109 просмотров.