что такое тема фильма
Тема и идея фильма
Тема является особой частью структуры, помогающей максимально углубить развитие главной идеи фильма. Во всех разговорах о ценности фильма тема занимает почетное место.
Тема — это экстракт всего самого важного, о чем мы рассказываем в фильме. Тема — это история фильма в общечеловеческом аспекте. Она как бы приподнята над сюжетом. Может, нам оставить ее в лексиконе критиков? Нет!
Тема — это наш рабочий инструмент, наш скальпель и штурвал.
Тема фильма – это то, что остается в сознании зрителя после фильма. Не только в сознании, но, что не менее важно, в подсознании. Зритель, возможно, и не сумеет объяснить, в чем тема, но он получил это как эмоциональный опыт. Это реальная ценность. Значит, задача темы — установить прямой контакт между вашими идеями и эмоциональным миром аудитории. Тема — это важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донести до зрителей, вырастив в их душах эмоции.
Понятно, что тема не может выпрыгнуть из фильма на обозрение в конце, как чертик из шкатулки. Вы выращиваете тему в теле фильма, как мать выращивает в своем теле ребенка.
Тема возникает через идею. Идея – это то, что вы хотите доказать конфликтами от начала до конца фильма.
Герой + конфликты = итог в кульминации.
Герой через конфликты идет к кульминации. К чему он пришел, такая и есть идея фильма.
Мак Мерфи убит, но индеец продолжил его путь: убежал из психушки. Идея – стремление к свободе неистребимо.
Ромео и Джульетта не смогли противостоять давлению семей. Они погибли, и этим прекратили войну. Идея – любовь сильнее всех давлений.
Что такое тема фильма
Пытаюсь разобраться для себя в неотъемлемых составляющих сценария (при составлении истории) как определить идею, тему и мораль!
На примере допустим Списка Шиндлера:
Тема фильма:Бесчеловечность войны? Алчность человека? Способность измениться?
Тема Пренебрежение к природе? Любовь сильнее всего? Каждый для чего-то рожден? Как выцепить главное? При том, что все выше перечисленные компоненты присутствуют в фильме.
1) Помогите заполнить недостающие пробелы написанные выше.
Курьер, кака така мораль?
Приветствую Сергей Сер)
Находясь в процессе изучения, прочел материал который изложу ниже как ответ на ваш вопрос.
Идея задаёт начальный момент истории. Это ситуация, которая служит пусковым крючком для запуска сюжета. Идея может быть сформулирована вокруг героя, может быть сформулирована вокруг ситуации, может изменяться по ходу создания сценария, в общем, никакие шаблоны здесь не уместны.
К примеру, мораль отличной чёрной комедии «Snatch» заключается в мысли «Идиоты не меняются», или (говоря словами одного из её героев) «Никогда не следует недооценивать предсказуемость тупизны», и раскрывается тем, что герои фильма действуют в конце истории так же глупо, как и в начале.
Озвучивать мораль открытым текстом в фильме можно, но само по себе это не сработает на «сбор паззла». Тема и мораль должны проявиться не в словах, а в действии.
Как и все остальные части драматургического замысла, тема и мораль могут измениться в ходе работы над сценарием.
Т.е. перед составлением истории необходимо определиться с темой и моралью (мораль это итог как я понимаю) ответ на вопрос поставленный темой!
ТЕМА ФИЛЬМА
Тема – это экстракт всего самого важного, о чем мы рассказываем в фильме.Тема – это история фильма в общечеловеческом аспекте. Она как бы приподнята над сюжетом.
Тема фильма – это то, что остается в сознании зрителя после фильма.
Главная проблема любой темы: как установить контакт темы и зрителей.
Управляющая идея– это та часть темы, которая победит в финале, а контртема – это вторая часть управляющей идеи, которая будет разбита. А перед этим кажется непобедимой.Когда контртема до самого конца кажется сильнее, чем тема, зрители следят за историей с наибольшим интересом, потому что им очень хочется, чтобы тема победила.
Тему можно назвать управляющим противоречием. Потому что тема – это непрерывная, от начала до конца фильма, борьба двух противоположных идей.
Управляющее противоречие развивается в непрерывном конфликте темы и контртемы. Развитие этого конфликта и есть история, за которой с волнением следит аудитория.
Как видите, тема развивается только в действиях персонажей, она помогает нам выстроить из различных действий сквозное действие.
Мы заинтересованы в том, чтобы действия персонажей были предельно активны. А это бывает, когда им грозит контрдействие антагонистов.
Тема – это то, зачем, почему и для кого вы делаете ваш фильм.Тема – это «против чего фильм».
Тема должна давать конкретное представление о том, что является раем. а что адом в микрокосме вашего фильма. Тема и есть ваш взгляд на вещи между раем и адом. Для этого надо пошевелить мозгами и что-то написать своей кровью.
Сверхзадача каждого персонажа определяет, чего этот характер на самом деле хочет добиться всеми действиями, чтобы утвердить тему фильма.
Сверхзадача складывается из простых задач. Общий смысл их выясняется только в итоге.
Действия – это частички, из которых складывается драма. Они объединяются в сквозное действие. От начала и до конца драмы сквозное действие сталкивается со сквозным противодействием. Так мы развиваем конфликты.
Все эти три термина: – тема – сверхзадача – сквозное действие – являются взаимоподдерживающими понятиями. Они работают сообща.
ДЕТАЛИ
Фильм – это особая формула создания жизненного опыта в рамках примерно двух часов непрерывного внимания. Если какая-то часть фильма скучна, зрители теряют веру в подлинность происходящего. Детали обладают способностью вовлекать зрителей в события. Они делают все происходящее более убедительным.
Что такое идея фильма
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
«Нам нужны новые идеи», «Если у вас есть хорошая идея для сценария – присылайте нам», «Мы просматриваем все присланные нам идеи» – подобные фразы можно найти в интервью любого продюсера, даже самого известного и востребованного. Причем не только в России, но и за рубежом.
Так что же такое идея? И почему их так не хватает? Ведь наверняка имейлы киностудий просто завалены письмами. Это что, не идеи фильмов?
Идея – это первый набросок истории
У термина «Идея сценария» есть два значения.
Во-первых, это короткий документ, который часто просят продакшены и киностудии.
Во-вторых, идеей называют и само содержание этого документа – краткий ликбез по всем важным аспектам будущего фильма.
По своему содержанию идея ближе всего к документу, который раньше называли «Заявка на фильм».
В советское время режиссеры и сценаристы в первую очередь приносили на киностудии заявки – краткое описание, о чем именно будет будущий фильм. И только после утверждения принимались писать сценарий.
Сегодня функции заявки разделили между собой идея и синопсис. Оба этих документа вкратце рассказывают об одном и том же. Но если под идею обычно отводят одну, максимум две страницы, то под синопсис выделяется три-пять. Дополнительные страницы нужны для чуть более подробного описания сюжета.
Иной раз мы слышим от кого-нибудь: «У меня есть хорошая идея для фильма. Про битву под селом Гущино во Вторую мировую. О ней почти никто не знает» или «Я хочу написать сценарий про триатлонистов». Обычно это говорят люди, слабо разбирающиеся в сценарном мастерстве. Сразу видно, что человек не знает, что такое идея фильма или сериала.
Эти фразы рассказывают лишь о темах, которые хочет затронуть будущий автор. Тема – понятие широкое. И внутри нее можно придумать десятки, если не сотни разных идей для сценариев.
Сколько фильмов уже вышло и еще выйдет о Второй мировой? И не думайте, что место действия и время конкретной битвы что-либо сильно меняет. Блокада Ленинграда или Курская дуга – такие же нескончаемые источники сюжетов, как и Великая Отечественная в целом.
Идея вашего фильма должна умещаться в одну страницу. При этом она должна включать все самые важные аспекты будущего сценария.
Минимальный набор требований к идее:
Любители задач со звездочкой могут попробовать еще вложить в этот объем перечисление основных фишек будущего сценария и объяснение, почему никто другой эту историю так круто не напишет.
Понятно, что к уже сложившимся авторам продюсеры относятся иначе. У них есть некий кредит доверия. Их заявки читаются внимательней, а недоработки прощаются. Звездным авторам иногда вообще не нужны заявки. Им часто хватает короткого питча или присланного по почте логлайна.
Но если вы начинающий сценарист, ваша задача – как-то выделиться из толпы. Например, автор «Легенды 17», «Толи-робота» и «Я худею» Николай Куликов рекомендует писать идеи так, чтобы они не только рассказывали о будущем фильме, но и как-нибудь развлекали читателя. Самый простой вариант – вставить пару шуток.
Формулируем каркас истории
Чтобы тема превратилась в идею, ее надо максимально конкретизировать. Но при этом у нас с вами всего одна страница.
Главное, о чем нужно помнить, чтобы уместить идею в представленный объем, – писать нужно только самое важное, без чего идею нельзя понять. А писать конкретно – это не то же самое, что писать подробно.
В первую очередь это касается самой истории. Ни в коем случае не надо пересказывать весь будущий сюжет. Вообще не вдавайтесь в подробности.
Возьмите вашу тему и придумайте, о чем именно будет ваша история. Для этого нужно ответить на четыре основных вопроса:
Ответив на эти вопросы вы, по сути, сформулируете логлайн и попутно создадите каркас будущей истории. Возьмите ваш логлайн и расширьте его буквально двумя-тремя предложениям. Тоже самыми нужными. Теми, которые создадут нужную атмосферу или расскажут об основных твистах.
Нужно понимать, что идею вы пишете не для зрителей, а для продюсеров. Это зрителю лучше приходить в кино, не зная ни одного спойлера.
Перед продюсером все сюжетные повороты и твисты нужно выложить с самого начала. У него нет задачи получить максимум эмоций и переживаний от чтения вашего сценария. Он в первую очередь хочет понять, стоит ли в вашу идею вкладывать время и деньги.
Что еще нужно учитывать в идее для сценария
Сразу придумайте хорошее название вашего фильма. Оно должно быть броским, запоминающимся и обязательно в тему. Обязательно проговорите название вслух. Несколько раз и с разной скоростью. Если его тяжело выговорить – меняйте, не задумывайтесь.
Описывая героев, старайтесь избегать слова «обычный». «Обычный мент», «обычная учительница» – такие персонажи изначально скучные. Ваши герои должны быть особенными. «Мент, с которым советуются бандиты», «учительница, заработавшая миллионы на мобильном приложении» – такие описания продюсеры точно запомнят.
Постарайтесь избавиться от всего, что выдает вашу неуверенность. Несколько вариантов названия, длинное перечисление в строке жанров, фразы типа «для аудитории любого пола и всех возрастов» – все это создает ощущение, что вы еще не знаете, о чем будете писать. Даже если это так, продюсерам об этом лучше не знать.
Чтобы избежать разночтений, постарайтесь избегать метафор, образных выражений и размытых терминов. Ведь если вы напишете слово «стул», все читающие представят стул. Но если вы напишите «экзистенциальный кризис», каждый читающий представит свое внешнее выражение этого термина.
Писать идею лучше короткими предложениями, по возможности простыми. Перед отправкой попросите кого-нибудь из знакомых прочитать эту идею, а потом попросите пересказать. Спросите, кто герой и в чем конфликт истории. Так вы убедитесь, что другие люди понимают вашу идею правильно.
Юридические вопросы
Многие начинающие авторы боятся рассылать свои оригинальные идеи, чтобы их никто не украл.
Но это смешной страх, и вот почему.
Все продакшены и киностудии постоянно испытывают кадровый голод. И потому, если вам удалось пробиться через заслон и привлечь к себе внимание, вам точно дадут шанс реализовать вашу идею. А если вы совсем «зеленый», еще и припишут к вам опытного соавтора.
Но даже если по каким-то фантастическим причинам продюсер не захочет, чтобы вы сами писали сценарий, он скорее всего предложит купить вашу идею. Ее стоимость вряд ли окупит даже день работы адвоката по авторским правам.
И последнее, но самое главное. Действительно, на саму идею авторское право не распространяется. Но закон защищает ее реализацию. Каждое слово, которое вы напишете, уже защищено авторским правом. Так что, чтобы украсть идею без последствий, ее надо значительно переделать. Но речь-то идет всего об одной страничке текста, если ее переделать, там ничего не останется.
Тут показательна история конфликта между «Кинодансом» и Ником Перумовым.
Напомним, после выхода трейлера фильма «Эбигейл» писатель-фантаст опубликовал переписку с представителями компании, где они договаривались об экранизации серии его романов о Молли Блэкуотер. Договоренности так и не были достигнуты, но вот прошло несколько лет и… По словам Перумова, новый фильм «Киноданса» явно базировался на его идеях. Вот только это базирование было настолько хлипким, что даже приставка «по мотивам» была бы явным преувеличением.
Кроме того, речь тогда шла о правах на экранизацию новой книги от именитого автора. И суммы, фигурировавшие в договоре, наверняка и не снились начинающим сценаристам. Но даже в этом случае киностудия не решилась на воровство. Переписали все кроме пары моментов в устройстве мира. И если бы сам Перумов не поднял бы эту тему, связь между этими произведениями вряд ли бы кто-то вообще заметил.
Как найти тему для сценария
Лейтмотив сценария
Как найти тему для сценария рассказывает продюсер Алекс Блум.
Бывает так, что сценарий, вроде бы, действительно хорош: яркие персонажи, продуманные диалоги, интересный сюжет и. чувство незавершенности. Будто чего-то не хватает.
Лейтмотив, или, как дословно пишет автор, «тема» сценария – это этическая проблема, которая лежит в основе вашего произведения. Джон Огаст («Экстази», «Крупная рыба», «Ангелы Чарли») считает «тему» сценарным ДНК, и, я думаю, это хороший подход. Тема может рассматриваться как основополагающая для строительных блоков ДНК, на которых зиждется сюжет, персонажи, сцены и все остальное.
Очень многие рекомендуют оставить где-то на черновике главную мысль и вопрос сюжета, мол, не от этого надо отталкиваться. Но в этом, как мне кажется, и кроется причина непоследовательности и разрозненности многих фильмов.
Я же предпочитаю сначала прорабатывать основную линию, а потом работать над персонажами и детализацией сюжета.
Если я не продумаю основу своей истории, если у сюжета не будет ДНК, то как я вообще могу знать, что в ней должно случиться, и как эволюционируют характеры героев.
Давайте пошагово разберем, как определить главную тему сценария и взять ее за основу.
Шаг 1: Определите так называемые «тематические категории»
Чтобы найти основную тему для сценария возьмите все то, что у вас уже есть в основе сценария: идея, логлайн, сюжетные линии и так далее и рассортируйте по тематикам.
По сути, нужно «сделать к ним хэштеги»: «любовь», «месть», «страх», «эмоции». Все что уже есть у вас в качестве заготовки для основного текста теперь будет в одной из тематических категорий или в нескольких.
Так вы сможете выявить несколько основных тем. Например, фильм «Эта замечательная жизнь» затрагивает тему любви, семьи, свободы, денег, власти.
Определив, каких тем в сценарии больше всего или какая основная. будет легче понять, какой ключевой вопрос в вашем произведении.
Шаг 2: Задайте конкретную тему
После того, как вы уже определили для себя несколько категорий, пришло время преобразовать их в актуальную тему. Можно сформулировать ее в виде риторического вопроса, например: «Могут ли деньги заменить счастье?» Можно наоборот, сразу конкретизировать: «Деньги не сделают счастливым». Если тема вам понятна, и на этом этапе вы понимаете, что ваша идея слабовата, попробуйте сгенерировать другую идею >>>>>
Продумывая тему, не нужно изобретать колесо. “Деньги не купят вам счастья”, например, главная тема в «Фарго», но это вовсе не значит, что от нее стоит отказываться. Наоборот, именно так и надо ее формулировать, если чувствуете, что рассказать хотите именно об этом. Да и вообще, когда пытаетесь найти тему для сценария, не высасываете ее из пальца, лучше взять простую и известную. Проверенная тема точно найдет отклик у зрителя.
После того, как вы разобрались с базовой идеей вашей темы, пришло время добавить три главных персонажа из вашего сценария — главного героя, антагониста и персонажа который их связывает или стимулирует развитие конфликта.
Для начала нужно понять, как главный герой будет решать основную проблему произведения, соответствовать ей и решать ее.
Вы, вероятно, уже знаете и понимаете, что главный герой на протяжении всего действия должен расти и совершенствоваться, не стоять на месте. Часто он борется с собой, пытается стать лучше, осознать и исправить свои ошибки, чтобы в конце стать улучшенной версией себя.
Раскрытие главной темы сюжета неразрывно связано со становлением личности главного героя, с его преобразованием из потерянного, пустого или просто безликого персонажа в сильного духом и преодолевшего свои невзгоды. Возможно, конечно, именно у вас это будет происходить иначе, это лишь стандартный ход развития сюжета. Однако, у этого стандартного хода есть четкий план, и выглядит он так:
Действие 1: позиция главного героя совершенно противоположна постановке ключевого вопроса вашего сюжета (то есть, в случае с «деньги не сделают вас счастливцем», главный герой бы считал, что в деньгах и есть счастье).
Действие 2: главный герой начинает сомневаться в своей правоте в этом ключевом вопросе, но все еще сопротивляется и пытается гнуть свою линию.
Действие 3: главный герой, наконец, осознает истину, полностью принимает её, все становится на свои места.