что такое тело христово
Коллектор библейской книги
Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн
ИНФОРМАЦИЯ ПО КНИГЕ
Тело Христово Вочман Ни
ISBN: 978-5-487-00855-8
Печатное издание: купить в магазине
ТЕЛО ХРИСТОВО
Тексты Писания: Еф. 3:4-6; Кол. 3:4-11; Рим. 12:3-5
ЦЕРКОВЬ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕЛОМ ХРИСТОВЫМ
В этом сообщении мы поговорим о Теле Христовом. В Новом Завете Павел был единственным апостолом, который использовал выражение «Тело Христово» для обозначения церкви. В других местах Нового Завета церковь называется храмом Божьим, семьей Бога и т. д. Но Павел говорит со всей определенностью, что церковь — это Тело Христово. Нашей темой является не то, что мы становимся сыновьями Бога или христианами. Мы говорим о том, что церковь становится Телом Христовым. Мы можем сказать, что церковь — это Христос в другом виде. Христос был единородным Сыном Божьим. Теперь Он стал Первородным. Христос плюс все сыновья — церковь — это одно Тело. В церкви нет отдельных людей; в церкви есть только Христос. Все, что исходит от Христа, является церковью. Церковь полностью исходит из Христа и едина с Христом. Чтобы быть в Христе, христианину не нужно делать что-либо или менять чего-либо. Если человек возрожден, он — в Христе, и он становится частью Тела Христова.
ТЕЛО ХРИСТОВО СВЯЗАНО С ЖИЗНЬЮ
Церковь как Тело Христово связана исключительно с жизнью. Церковь как Тело Христово — это не доктрина, это нечто от жизни. Нельзя стать членом Тела Христова, просто понимая его. Членом Тела Христова становятся благодаря возрождению. Это связано исключительно с жизнью, это никак не связано со знанием или доктриной. Будучи христианами, мы должны увидеть Тело Христово. Но увидеть Тело Христово можно только благодаря Божьему откровению. Мы не можем понять Тело Христово своим разумом. Даже если бы у нас было все знание о Теле Христовом, возможно, мы все равно не увидели бы Тела Христова и не коснулись бы действительности Тела. Только те, кто получит откровение от Бога, увидят Тело Христово, и только они войдут в действительность Тела.
В Рим. 12 говорится, что церковь — это Тело Христово, но там не объясняется, как церковь становится Телом Христовым. Чтобы постичь, как церковь становится Телом Христовым, нам нужно понять Рим. 5—8. В пятой главе говорится, что все люди соединены с Адамом и что человек черпает свою жизнь от Адама. Из-за грехопадения Адама все люди стали грешниками и соединились с ветхим человеком. В шестой главе говорится, что с ветхим человеком необходимо покончить, его нужно распять с Христом. Благодаря искуплению Христа мы умерли и воскресли. В седьмой главе сказано, что человек больше не должен жить по плоти, он должен жить по Духу. В восьмой главе объясняется, как мы живем по Духу.
ТЕЛО ХРИСТОВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬЮ РАБОТЫ КРЕСТА
Завершенностью работы креста является церковь. Работа креста простирается до Тела Христова и завершается Телом Христовым. Поэтому познание креста приводит нас к познанию Тела Христова. Крест приводит человека к состоянию слабости и неспособности, к состоянию, в котором он полностью теряет надежду на ветхое творение. Когда он достигает такого момента, он по-настоящему освобождается от ветхого творения и переносится в новое творение. Все в ветхом творении было осуждено и уничтожено крестом. Тело Христово — это новое творение, у него нет ничего общего с ветхим творением. Если мы прибегаем к человеческим методам, тактике и навыкам (которые мы использовали в прошлом), чтобы заниматься делами церкви, результат будет разрушительным. Бог не одобряет ничего из ветхого творения, и Он не позволит ничему от ветхого творения остаться в новом творении. Все в ветхом творении должно пройти через крест и остаться на кресте. Церковь не может пользоваться ничем, что исходит от ветхого человека. Церковь берет только то, что исходит от Христа.
Примечание: Мы просим не копировать, не загружать и не переиздавать материалы этого сайта ни электронными, ни какими-либо другими средствами. Авторские права на все материалы принадлежат «Коллектору библейской книги» и Living Stream Ministry. Мы надеемся, что все наши посетители отнесутся к этой просьбе с уважением.
* Мы будем признательны вам, если вы сообщите нам об ошибке или опечатке в тексте. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент и нажать сочетание клавиш Ctrl+Enter
Загрузка этого материала, даже для личного пользования, запрещается.
Ваш IP адрес: 188.124.37.220 [13:56:03, 7 декабря 2021]
Другие сайты
О Коллекторе библейской книги
«Коллектор библейской книги» — некоммерческая организация, основная задача которой — публикация служения Вочмана Ни и Уитнесса Ли на русском языке. Следуя по стопам этих двух служителей Господа Иисуса Христа, которые верно хранили наследие служения, полученного церковью от Господа, мы видим свою цель в том, чтобы распространять богатство Христово, снабжая всех верующих духовной пищей, которая даст им рост в божественной жизни ради созидания Тела Христова.
© 1998-2021 Религиозная организация евангельских христиан «Коллектор библейской книги».
Все права защищены. Воспроизведение в целом или частично без разрешения запрещено.
И вы – тело Христово
«И вы – тело Христово, а порознь – члены» 1 Кор. 12:27.
Введение
В Слове Божьем есть много наставлений, которые важны для нас. Они помогают нам понять волю и цель Бога для нас, чтобы нам ходить в мире с поднятыми головами, радостными и без печали, потому что мы не принадлежим этому миру.
Давайте посмотрим на то, что предлагает нам мир:
Тело Христа
«Тело же не из одного члена, но из многих» 1 Кор. 12:14. Тело это не просто палец, или нога, или голова, Тело – это все вместе. Как мы можем стать частью этого тела? «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» 1 Кор. 12:13.
«…Мы одним Духом крестились» – таким образом, мы помещены в Тело Духом Святым. Когда мы наблюдаем, как происходит крещение, мы видим человека, который полностью помещается под воду. Это крещение водой. Но чтобы стать частью тела, Дух Святой помещает нас в тело Христа.
Что полезного мы бы получили, если бы голова была отделена от тела? Это только пугает людей. Голова направляет тело и управляет всем телом, потому что оно живо. Голова отдает приказ рукам, ногам, командует положить еду в рот или же говорить. В теле много важных частей, которые мы не можем даже контролировать, но все действует совершенно, потому что Бог сотворил человеческое тело для существования в этом мире. И когда оно нездорово, врачи помогают нам, мы сами молимся, и Бог исцеляет нас.
Но, вернемся к нашей теме. Как мы становимся частью тела Христа? Мы исповедуем Иисуса нашим Спасителем, и Дух Святой помещает нас в это Тело. Это тайна! Трудно себе представить, но каким образом наше физическое тело работает так хорошо? Потому что есть повеление от головы. Духовное тело тоже руководимо головой – Иисусом. Иисус думает за нас, отдает приказы, и Его кровь в нас движет нами и дает нам работать. Его кровь приносит нам жизнь, Дух Святой помещает нас в это славное Тело.
Таким образом, Господь принимает нас и желает следующее – ст. 27: «И вы – тело Христово, а порознь – члены».
Какова цель Тела?
Цель для Тела – быть Церковью Божьей, которая будет трудиться для Господа под водительством Святого Духа. Дух Святой воздвигает апостолов, пророков, учителей, чудотворцев, управителей, и тех, кто проявляет любовь, а так же наделит верных Духовными дарами. Божья цель заключается в том, чтобы Церковь здесь на земле была Телом Христа. По завершении Работы, Он придет на облаках забрать Свое драгоценное Тело.
Кто составляет Церковь – Тело Христа?
Изолирована ли церковь? Это просто один человек? Нет! Это Церковь, которая исполняет волю Бога в этом мире.
Иногда ребенок приходит в церковь и просит помолиться за свою больную маму, кто-то помолится и Господь дает ответ. Подросток говорит: «Мой папа еще не слуга; пожалуйста, помолитесь, чтобы он стал слугой Божьим». Кто-то приходит к вам домой, и Бог посещает их и спасает. Юноша просит за свою учебу в школе, работу, друзей и т.д. Кому-то дается пророческое слово, которое ободряет и утешает. Так работает Тело Христа.
У нас есть драгоценное учение. Одно Тело, где Иисус глава, мы его члены, Дух Святой приносит жизнь в это Тело и это тело оживает. Я принадлежу этому телу! Иисус сказал своим ученикам, что Ему надлежит умереть и воскреснуть, но Он не оставит их. Им нужно оставаться вместе, объединившись как одно тело, потому как им надлежит получить большое благословение.
Группа Его верных последователей пребывала в послушании, и однажды вечером, когда они были собраны вместе и двери были закрыты, Иисус вошел в комнату и сказал: «Мир вам!» Таким образом они приветствовали друг друга, и ученики исполнились радостью. Иисус сказал им, что Отец послал Его после воскресения принести им радость в сердца и дать им благословение Духа Святого, Который никогда не оставит их и научит их всему. Он простер Свои руки над ними и сказал: «Примите Духа Святого».
Это был великий праздник! Они были очень рады. Но с ними не было одного из учеников. Фома не был с ними, когда Иисус посетил их. Ученики рассказали Фоме о произошедших чудесах: «Мы видели Господа, Фома». «Да? Я вам не верю. Я поверю лишь тогда, когда вложу персты свои в Его раны и увижу раны на ногах и в боку». Фома оставил тело. Другие приняли благословение, но его сердце затвердело, он стал неверующим. Спустя 8 дней они были собраны снова, пришел также и Фома. Иисус пришел и сказал: «Мир вам!» Иисус посмотрел Фоме прямо в глаза. Фома изумился. Иисус сказал ему: «Вложи руку твою сюда. Прикоснись, Фома. Не будь неверующим, но верующим. Тебе нужно увидеть, чтобы уверовать. Фома, блаженны не видевшие и уверовавшие».
Видим ли мы Иисуса? Нет. Верим ли мы в Него? Да, потому что Дух Святой пребывает в Теле. Хороша ли мысль покинуть Тело и пойти в мир? Никак! Для чего нам тогда давать место миру, от которого мы становимся холодными, неверующими как Фома? Когда Христос вернется за Своим Телом – Церковью, найдет ли Он нас там?
Мистическое Тело Христово: Церковь в Новом Завете
Содержание
Нужна ли церковность?
Многие наши современники, уверовав во Христа, так и не стали полноценными членами Церкви. Зачем следовать церковным канонам и предписаниям, для чего вникать в вероучение, к чему посещать храм и богослужение, если можно иметь веру в Бога в своем сердце и обращаться к нему в частной молитве? Как это ни парадоксально, но иногда в оправдание своей нецерковности образованные люди ссылаются на Священное Писание Нового Завета – на то, что в Евангелиях почти ничего конкретного о Церкви не говорится, а Сам Христос рекомендует частную, скрытую от посторонних глаз молитву как спасительную перед Богом ( Мф 6:6 ). Поэтому имеет смысл обратиться к новозаветному учению о Церкви, чтобы выяснить, каково ее предназначение и каким должно быть ее устройство с точки зрения ближайших учеников Христовых – апостолов.
Почему в Евангелиях так мало говорится о Церкви?
В словах Господа Иисуса Христа, которые доносят до нас евангелисты, действительно, имеется всего лишь несколько кратких упоминаний о Церкви. Эти упоминания столь немногочисленны и совершенно лишены подробностей, так что только одно из них – слова о Церкви, сказанные Христом апостолу Петру ( Мф 16:18 ) – содержит учение о Церкви – в частности, то, что Христос создаст Церковь («создам Церковь Мою»), которая устоит даже во времена самых тяжелых испытаний и гонений («и врата ада не одолеют ее»; в древнееврейских городах правитель и старейшины собирались при вратах для решения важных вопросов, поэтому данный образ указывает на противодействие главных сатанинских сил).
В то же время, наоборот, в новозаветных писаниях апостолов, и, преимущественно, в посланиях св. ап. Павла, содержится немало высказываний о том, каков смысл и предназначение Церкви, а также приводятся эпизоды из жизни ранних христианских общин. С чем может быть связан такой парадокс?
До Своего воскресения Он настолько мало говорит им и о Церкви, что до этого момента они продолжают понимать данный термин в смысле привычного им еврейского слова kahal, которое означает «собрание», в том числе – верующих, но еще не подразумевает столь важное для Нового Завета обильное присутствие даров Св. Духа. Только после своего воскресения из мертвых Господь беседовал с апостолами «о Царствии Божием» ( Деян 1:3 ) и только «тогда отверз им ум к уразумению Писаний» ( Лк 24:45 ).
Попытка филологического анализа немногих фраз Евангельского текста не дает ничего нового. Греческий термин εκκλησία [экклесиа] восходит к глаголу εκκαλέω [эккалео] («призываю») и означает «собрание», т. е. является греческим переводом соответствующего древнееврейского термина. Характерные черты этого собрания филологический анализ не способен раскрыть. Вот почему, по словам протопресвитера Евгения Авилонова, «Христос Спаситель создал Свою Церковь… но определения Церкви не дал». По мысли этого же автора, совершенно неправильно было бы пытаться дать теоретически-отвлеченное определение Церкви. Говоря о Церкви, следует иметь в виду, что она «представляет собой не умозрительную истину и не отвлеченную величину, но истинную и живую действительность».
Поэтому Христос и беседовал со своими учениками о Церкви уже после того, как совершил дело спасения человека – после воскресения. По этой же причине в Священном Писании Нового Завета учение о Церкви подробно излагается после совершившегося факта Пятидесятницы, при котором благодать Св. Духа обильно излилась на верующих – в книге Деяний и в посланиях святых апостолов.
Для чего нужна Церковь?
Святой апостол Павел говорит о том, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф 5:25–27 ). Другими словами, назначение Церкви – быть орудием освящения верующих, или, иначе, – быть средством излияния благодати Божией, которая каждого человека избавляет от грехов и пороков, приобщает к святости и делает причастником вечной жизни в Боге.
Для того, чтобы Церковь могла быть орудием освящения, в ней Самим Христом были установлены особые священнодействия – Таинства. Среди Таинств особое место занимают те, о которых говорится в Евангелиях – Крещение, через которое происходит вхождение в Церковь ( Мф 28:19 ; Ин 3:3; 4:1 ; Мк 16:15 ), и Евхаристия, через которую совершается соучастие в церковной жизни ( Мф 26:26–28 ; Мк 14:22–24 ; Лк 22:19–20 ; 1Кор 12:23–26 ). В новозаветных текстах имеются указания и на другие Таинства – в частности, покаяния ( Мф 18:15–18 ), елеосвящения ( Иак 5:14 ), брака ( Еф 5:31–32 ) и священства ( 1Тим 4:14 ; 2Тим 1:6 ).
Церковь как таинственное Тело Христово
Дабы подчеркнуть, что Церковь не является сообществом людей в привычном и распространенном смысле этого слова, апостолы использовали два ярких и значимых образа.
Они указывали, что истинным «основанием» и «краеугольным камнем», без которого все здание Церкви бесповоротно рушится, является Господь Иисус Христос ( 1Кор 3:11 ; Еф 2:20 ; 1Пет 2:4–5 ). Протопресвитер Евгений Аквилонов замечал, что в этом – принципиальное отличие христианства от прочих религий, поскольку основатели последних провозглашали, что подчиняются Богу и только через Него имеют косвенную, опосредованную связь со своими последователями. Христос же, будучи Сам Богом, «не основал только христианскую религию и затем, вознесшись на небо, как бы предоставил ее самой себе. Нет,… Господь наш Иисус Христос… поставил Сам Себя не в случайное или внешнее, но во внутреннее и существенное единение по отношению к принесенной Им религии».
Чтобы подчеркнуть эту особую внутреннюю связь и раскрыть ее характер, св. ап. Павел называет Церковь мистическим Телом Христовым ( 1Кор 12:13, 27 ; Кол 1:24 ; Еф 1:22–23 ).
Чтобы лучше понять этот образ, уместно прибегнуть к филологическому анализу соответствующего греческого слова «тело» – σωμα [сома]. Оно происходит от корня σως [сос], от которого образуются такие определения, как «здоровый, целый», «благополучный, спасенный», а также глагол, означающий «лечу, излечиваю», и существительное «целитель» или «спаситель». Интересно, что у Гомера σωμα [сома] употребляется в смысле бездыханного тела, тогда как позднейшие греческие писатели, наоборот, используют его для обозначения тела одушевленного, живого. Выражение «тело человека» служило в древнегреческом языке на указание конкретного индивида, «этого», отдельного человека во всей его оригинальности. Впрочем, в греческом языке термин σωμα [сома] мог указывать и на вещество или материю, из соединения которой с душой состоит целый человек, т. е. мог нести смысл «жилище души» или «покров души». Некоторые древнегреческие авторы, углядев в этом удачную символику того, как материя может быть организована на основе некоей возвышенной субстанции, стали использовать данное слово для указания на «корпоративное тело» – общество свободных людей, объединенных между собой посредством какого-то принципа.
Св. ап. Павел прибегает к данному символу и отталкивается от уже существовавшего в его время емкого и конкретного понятия. В свете всего, сказанного выше, можно утверждать, что «ап. Павел употребляет слово σωμα в смысле орудия духа и, особенно в отношении Церкви как Тела Христова – в смысле орудия Христова Духа,… да притом еще такого орудия, посредством которого верующие освобождаются от житейских скорбей и несчастий, исцеляются от всяких телесных и душевных недугов, очищаются от грехов, становятся причастниками Христовой святости; короче – опять живут истинной жизнью в единении с Богом».
Протопресвитер Евгений Аквилонов, которому принадлежит приведенная цитата, на протяжении более ста страниц своей магистерской работы подробно демонстрирует, что образ Церкви как таинственного Тела Христова обнимает собой все другие библейские образы Церкви (такие, как союз Христа и Церкви ( Еф 5:32 ), Дом Божий ( 1Тим 3:15 ), Невеста Христова ( Откр 19:7; 21:9 ; Еф 5:23 ), мать верующих ( Гал 4:26 ), стадо Христово ( Ин 10 гл.)).
Этот образ, использованный св. ап. Павлом, по мнению современных богословов, вплотную подводит нас к двум важнейшим тайнам христианства – к тайне воплощения Сына Божия и к Таинству Евхаристии. Именно Евхаристия, по выражению прот. О. Давыденкова, размышляющего над интересующим нас вопросом, является «способом участия человека в жизни тела Церкви». Важнейшее Таинство причастия Тела и Крови Господа соединяет каждого верующего со Христом, а всех верующих во Христе – друг с другом. И какой бы горячей ни была личная вера человека, сколь бы чистой ни являлась его жизнь перед Богом, сколько искренних и воодушевленных молитв ни вознес бы он в своей комнате, какие бы обширные понятия в области вероучения он ни имел – всего этого абсолютно недостаточно, чтобы быть настоящим христианином! Об этом свидетельствует Сам основатель христианства: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ).
Видимая сторона Церкви
Однако было бы неправильно думать, что достаточно собраться нескольким верующим, чтобы это собрание автоматически можно было назвать Церковью Христовой, в которой может совершаться Евхаристия. Внимательное изучение Нового Завета показывает, что Христос установил в Церкви иерархию, избрав ряд учеников и дав им особую духовную власть, послав их на проповедь Царства Божия ( Лк 6:13 ; Мф 10:1–23 ; Ин 20:21 ).
Апостолы воспользовались этой властью на Иерусалимском соборе, когда избавили христиан, обратившихся из язычников, от необходимости соблюдать закон Моисеев, введя лишь ряд нравственных ограничений ( Деян 15:23–29 ). Апостолы совершили суд над Ананией и Сапфирой, нарушившими новый христианский уклад жизни иерусалимской общины ( Деян 5 гл.), а св. ап. Павел распорядился наказать блудника в коринфской общине ( 1Кор 5:3–5 ). Ап. Петр наставлял пресвитеров «пасти Божие стадо» ( 1Петр 5:1–2 ), о том же говорил ап. Павел в адрес ефесских пресвитеров ( Деян 20:28 ) – символ же пастыря указывает на управление. Наконец, св. ап. Павел прямо призывал верующих в Евр 13:17 : «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны…».
Но власть в Церкви не является только административной, она имеет особую благодатную сторону, которая сообщается через особое действие Св. Духа в таинстве священства. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» – обращается ап. Павел к Тимофею и продолжает в другом послании: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 1Тим 4:14 ; 2Тим 1:6 ). Именно поэтому для Православной Церкви так важен принцип преемства в рукоположении – для каждого православного епископа и пресвитера цепочка рукоположений восходит вплоть до апостолов Христовых. Являясь хранителями этого благодатного дара, они являются и законными совершителями Таинств, в том числе – Евхаристии.
Существует ли «идеальная Церковь»?
Получается, что никакое «теоретическое» или «идеальное» христианство, ограниченное рамками домашней молитвенной комнаты, невозможно. Как же быть с тем, что придя на конкретный приход, мы встречаем столько разных людей – и убеждаемся, что поведение некоторых из них далеко от христианского идеала?
Тексты Нового Завета с бесстрашной честностью показывают нам, что уже в ранних христианских общинах были возможны падения отдельных членов. Кроме приведенных выше примеров Анании и Сапфиры, а также коринфского блудника, можно вспомнить социальное разделение в коринфской общине во время вечерь любви: «Всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так что] иной бывает голоден, а иной упивается» ( 1Кор 11:21 ). Этим рядом примеров не исчерпываются все тексты подобного рода.
Апостолы прекрасно понимали, что христианская жизнь требует от каждого столь напряженной борьбы со своими внутренними страстями, что сравнивали последнюю с восхождением на крест: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал 5:24 ). Поэтому, обличая конкретные грехи и ожидания исправления от грешников, они не спешили объявлять сами общины, где это обнаружилось, «недействительными» или «неблагодатными». Они лишь горько сокрушались, что если «страдает… один член, страдают с ним все члены» ( 1Кор 12:26 ), и терпеливо ожидали исправления от каждого, зная о том, сколь велика благодать Божия, действующая в Таинствах Церкви. Этот апостольский пример является замечательным вдохновляющим фактором, побуждающим и нас терпеливо переносить немощи ближних ради достижения спасения и единения во Христе.
Источник: НЕвский БОгослов. 2014. № 12. С. 4-9.
Размышляя о Теле Христовом…
Мы часто говорим, что Церковь – Тело Христово. Это стало уже настолько привычным, что за этой привычкой стирается, забывается то, о чем идет речь.
Что это не просто символ, образ, который означает, что наша организация избрана Богом. Даже не то, что в ней собраны люди, освященные Его Духом. Или просто люди, которые верят в Христа и собираются вместе для молитвы к Нему. Нет. Речь идет о теле в самом прямом смысле слова. О людях, которые собраны вместе Евхаристией.
Об этом ясно пишет автор «Учения двенадцати апостолов»: «Как этот преломляемый хлеб был рассеян по холмам, а, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое». Но если этот хлеб становится Телом Христа, то частью этого Тела становится и каждый, кто причащается Его. Но это возможно именно потому, что Он стал человеком. Стал единым с нами по человеческой природе. И именно так «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф.8:17). И поэтому стало возможным, что мы исцелены Его ранами (1Петр.2:24).
Но из-за того, что мы часто относимся к Церкви – Телу Христа, как к образу, а в учении о Его воплощении видим какую-то богословскую заумь, мы не понимаем, насколько это важно. Что это – основной принцип жизни Церкви. Что это – основа закона Христа. Что без этого мы будем, неизбежно будем, жить по совершенно другим принципам. Либо по-фарисейски, превращая религию в ««не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» по заповедям и учению человеческому?» (Кол.2:20-21). Либо вообще по правилам падшего мира, с его жаждой власти, денег, почестей, роскоши.
Если Церковь – Тело Христа, то и отношения внутри нее должны быть такими, как в теле. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1Кор.12:21-25). Действительно, если в теле человека какой-то орган начинает претендовать на то, чтобы занять все тело, то это превращает его клетки в раковые опухоли. Сначала она разрушает сам этот орган, забывший о своем месте в организме, а потом разрушает и весь организм. Если мы говорим об организме человека, то он может и умереть от этого, если вовремя не сделать операцию или не провести тяжелую для человека терапию.
Совсем не случайно все христианские летописи видят во внешних бедствиях, которые на первый взгляд даже разрушают Церковь, действие Бога, который наказывает за грехи. А суть этого наказания в том, чтобы подтолкнуть человека к покаянию. Чума, нашествие варваров, даже гонения на Церковь — это то, что очищает ее, заставляет очищаться, вновь вспомнить о том, для чего она нужна. Что служение священника, монаха – не просто престижная работа, способ получить богатство и влияние. Что это служение Церкви как организму.
Служение не только Богу. Оно слишком легко превращается в красивые слова или ритуал. Когда человек молится долго для того, чтобы им восхищались. Говорили бы, что он старец или ревностный исполнитель церковного Устава (не то, что в других храмах, где все сокращают). Богу, правда, не нужно ни такое служение, ни такие молитвы (Мф.23:14), но об этом так легко забыть, упиваясь собственной праведностью. «Я не такой, как прочие попы – лентяи и обновленцы». При этом такой человек запросто может есть дома вдов, разрушать семьи, предъявлять людям неисполнимые требования, читать Евангелие о фарисеях и пламенно обличать их. Чего он не сделает, так это не повернется к бедным, даже к своим собственным прихожанам.
Это лишь один из вариантов. Можно сделать смыслом своей жизни в Церкви карьеру. Можно спутать организм и организацию, сделать ее центром «наведение порядка» и давить всякую инициативу своей властью, или пытаться превратить церковную жизнь в одно лишь исполнение инструкций и составление отчетов. Но не стоит думать, что это болезнь одних клириков, монахов или работников церковных структур. Она и у мирян есть. Только в другом виде. Когда они относятся к Церкви, как к ритуальному бюро или месту для личной молитвы и личного освящения. А жизнь всей Церкви, жизнь этого прихода, жизнь человека, который рядом с ним стоит в храме, такого человека не интересует. Если у человека болят ноги, то у него и голова об этом думает, и глаза ищут лекарство, и он слушает, как эту боль облегчить, и он пьет его. Все тело в этом участвует, весь человек.
Но если беда даже соседа по приходу, даже церковного работника, даже священнослужителя оставляет равнодушными людей, которые буквально причащаются с ним из одной Чаши, то это говорит о нас страшную вещь. Мы причащаемся, не понимая, что должны становиться частями одного Тела. То есть, причащаемся, «не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29). А потому оно и не объединяет нас в общину и люди не видят в нас Тело Христа, а видят просто земную корпорацию. И говорят – это не ученики Христа, у них нет любви даже между собой. Из-за него, из-за этого равнодушия — ни миссионерство, ни катехизация тех, «кого Господь Сам привел», ни служение бедным и больным, не выходят дальше узкого круга энтузиастов. Что нам эти бедные?
А вот Христу они оказываются важны. Они — или части Его Тела, или те, чью природу и чьи страдания Он принял. Чью жизнь Он прожил на Земле? Не только простого человека, который сам трудится, «плотника, сына плотника» до 30 лет, но и жизнь скитальца. Вот чудеса с насыщением тысяч человек. И какой запас был у Него и Его двенадцати учеников? Пять хлебов и две рыбы на тринадцать человек, если не больше. И понятно, что эта рыба — не две огромные форели. Он умножает их, но ради других людей, не ради Себя.
«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы Изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии: насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами и трапеза Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении.
Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.
Он жаждет жаждой всего человечества, а потому тот, кто не напоит своего ближнего, не напоил Его. Потому как Христос принял страдания и этого человека. Когда человек в своих страданиях переключается с себя на Бога, он видит это. Видит, что даже мертвый не один в гробу. В тюрьме он с заключенными, он с больным, умирающим в агонии, он с бабушкой, которая растягивает свои деньги до пенсии, с рабочим, который трудится из последних сил, чтобы кормить свою семью. Если Он – лоза, то боль ветвей это и Его боль (Ин.15:5). Конечно, не только там, но и с каждым, кто действительно зовет Его в свою жизнь. Для Него не закрыты и дворцы, когда их хозяева не закрывают двери для бедных. Не только с теми, кому подают воду, но и с теми, кто ее подает.
Более того, апостол Павел просит и христиан быть такими: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13:3). Мы в одном теле с ними. Если и не в одном теле Церкви (пока?), то в одной человеческой природе, которую принял Христос. Они еще не приняли Его дар, но у Него-то этот дар уже есть. А когда мы становимся одним телом, тогда и выражение «братья и сестры» становится не просто формальностью, тогда уже невозможно не любить другого, как себя. Это идеал? Конечно. Мало кто его достигает? Безусловно. Но разве это повод забыть, что вообще-то это тот идеал, к которому мы должны стремиться. Не просто кто-то. Патриарх, священник, монах, бабушка у подсвечника и «все эти ханжи и лицемеры», а я сам.
Конечно, все не сводится к одному служению больным и бедным. Но именно на этом примере лучше всего видно, где мы. Мы не хотим тратить время на катехизацию, не хотим заниматься миссионерством, хотим идти к бизнесменам, а не к рабочим; к офицерам (да еще и старшим), а не к солдатам или не хотим участвовать в жизни прихода ровно потому же, почему и не служим бедным. Нам люди безразличны. Что Иванову нечего есть, а Петров – идет к погибели без Христа, прихожанину Сидорову абсолютно не интересно. И пока это понимания Церкви, как реального Тела; труда в нем, как служения; жизни в ней, как распятия со Христом не будет восстановлено, все прекрасные идеи о миссионерском наступлении, обязательной катехизации, молодежном и социальном служении будут тонуть в равнодушии, в вечном риторическом вопросе «а мне это надо?»