что такое телематическая служба
Телематические услуги связи – это. Правила оказания телематических услуг связи
Телематика – это быстроразвивающаяся область телекоммуникационной сферы. Перспективы развития телематики многообещающи и обширны. Данная сфера охватывает широкий спектр различных услуг. Техника связи позволяет решить любые телекоммуникационные задачи с большим заделом на будущее.
Что такое телематика?
Телематические услуги связи – что это такое? Этот вопрос интересует людей, которые связаны с телекоммуникационной сферой. Телематические услуги связи – это комплекс услуг, предоставляемых клиентам в области электронных коммуникаций. Данная сфера не включает в себя услуги телеграфной и телефонной связи. Под термином «телематическая связь» подразумевается применение только кибернетического пространства. Телематические службы – это одно из последних достижений в сфере развития связи.
Голосовая и электронная почта, интернет и факс являются классическими видами телематической связи. Подобная связь получила стремительное развитие в последнее время. Классическим примером является видеообщение посредством Skype. Среди новинок можно выделить видео- и аудиоконференции, в которых принимают участие множество абонентов.
Учебные программы, видеоуроки и обучение в онлайн-режиме также относятся к категории телематических услуг связи. Неотъемлемой частью описываемого вида связи является хостинг сайтов, почтовых ящиков и различных приложений. Телематические системы включают в себя различные элементы, обладающие самонастраивающимися модулями.
Телематика в рамках закона
Рассматриваемая в статье сфера регулируется законами страны, где фактически зарегистрирован оператор. Правила оказания телематических услуг связи регламентируют данную сферу деятельности. При этом житель любой страны вправе зарегистрировать сайт в другой стране и заниматься оказанием телематических услуг. Исключение составляют только страны, в которых присутствует диктаторский режим.
Данная сфера деятельности регламентируется законом «О связи». Операторы предоставляют гарантию конфиденциальности и несут полную юридическую ответственность за разглашение личной информации клиентов. Также оператор противостоит любым хакерским атакам.
Телематические услуги – это особая сфера, которая подлежит обязательному лицензированию. В целях получения лицензии оператор обязан иметь специальное техническое оснащение. Оно должно гарантировать сохранность всей информации и адресов. Самые высокие требования предъявляются к предоставлению услуг в банковской сфере.
Правовые нормы, указанные в законе «О связи», предусматривают общую модель поведения. Однако существуют ситуации, которых законодатель не предвидел. В этом случае могут потребоваться услуги специальных организаций, которые обладают соответствующими знаниями и опытом. Подобные компании занимаются профессиональным толкованием правовых норм.
Перспективы развития
Телематические услуги связи – это быстроразвивающийся рынок, который ежегодно увеличивается на 40 %. В России данная разновидность услуг появилась только в начале 2000-х гг. На сегодняшний день существует более 100 различных подобных услуг. Они используются в наиболее прогрессивных технологиях, затрагивающих социальный и технический аспекты.
В последние годы значительно возрастает интерес к дистанционному обучению. Такой формат позволяет получить качественное образование без посещения учебного заведения. В будущем можно ожидать высокотехнологичные телематические услуги, поскольку данная сфера активно развивается. Поэтому в ближайшие годы все пользователи интернета будут знать, что это такое – телематические услуги связи.
Виды услуг
Общий перечень телематических услуг определяется согласно определенным лицензионным условиям. До недавнего времени перечень услуг включал предоставление:
Лицензия на телематические услуги связи охватывала деятельность служб электронной почты, хостинг-провайдеров и интернет-кафе. Операторы, которые не имели собственных серверов, осуществляли свою деятельность на основании другой лицензии. Правительство России утвердило Правила, которые внесли ряд изменений в перечень услуг. На сегодняшний день телематические услуги предоставляют:
Доступ в Интернет является основным видом услуг, который охватывает лицензию на телематику.
Лицензирование деятельности компании
Если компания занимается предоставлением услуг «последней мили», следует получить два вида лицензии. Одна из них выдается на телематику, а другая – на осуществление передачи данных. Использование собственного узла связи и оказание услуг хостинга, электронной почты также требует получения лицензии.
Если фактическая деятельность отличается от предмета лицензии, потребуется создание «серых» линий связи и сетей, которые позволят привести инфраструктуру в соответствии с утвержденными Правилами. Получить лицензию можно следующими способами:
Окончательное решение о предоставлении лицензии предоставляет лицензирующий орган. В результате рассмотрения пакета документов и проведения проверок выдается лицензия на осуществление деятельности в сфере телематики.
Персональные данные
Правила оказания телематических услуг связи предусматривают заключение письменного договора с клиентом или осуществление конклюдентных действий. Заключение договора предусматривает предоставление удостоверения личности. Данная информация относится к категории персональных данных. Поэтому на нее распространяется специальный режим, который требует получения согласия субъекта на реализацию обработки полученной информации. В свою очередь, это налагает определенные ограничения на использование копии представленных документов.
Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к абоненту, в том числе адрес, имя, контактные данные и т. д. Обработка персональных данных подразумевает накопление, систематизацию, блокирование и иные действия. Телематические услуги связи – это сфера деятельности, в которой особое внимание уделяется данному вопросу.
Обязанности компании
В соответствии с утвержденными правилами, оператор не берет на себя ответственности за содержание информации, которая передается пользователям и абонентам. Однако это не освобождает провайдера от ответственности в том случае, когда он владел информацией о незаконном распространении информации.
Основная обязанность оператора – это качественное предоставление телематических услуг связи абоненту. Ликвидация любых неисправностей является одним из условий правил оказания подобного вида сервиса. Приостановление услуг возобновляется после погашения задолженности пользователем. Если оператором нарушены требования, указанные в договоре, возможно приостановление оказания телематических услуг.
Обязанности пользователей
В связи с инновациями в информационной сфере, телематические услуги приобрели особенную популярность. Они позволяют абонентам пользоваться мировыми информационными ресурсами и другими возможностями.
Телематические услуги подразумевают соблюдение определенных обязанностей со стороны пользователей. Среди основных обязанностей, можно выделить следующие:
Если провайдер требует дополнительной платы за предоставляемые услуги, это расценивается как нарушение условий договора. Поэтому он может подлежать немедленному расторжению.
Системные уровни
Телематические услуги связи – это быстроразвивающаяся сфера, которая пользуются высоким спросом. Поэтому рынок данных услуг увеличивается с каждым годом. Телематика – это особая сфера деятельности, которая предоставляет множество способов осуществления связи. При этом выделяют следующие системные уровни телематики:
Уровень прикладных задач является определяющим направлением развития телематических услуг. Набор услуг определяется индивидуально для каждого потребителя, согласно специфике прикладной области. Пакеты услуг создаются для реализации различных задач, которые возникают как у малых рабочих групп, так и у предприятий.
Телематическими услугами является совокупность услуг, предоставляемых клиентам. При этом им присваивается идентификационный код. Здесь подразумевается электронная почта, голосовая, работа в сети Интернет посредством передачи определенной информации через данную сеть.
Операторы телематических услуг связи будут подробно рассмотрены в данной статье.
Отметим, что телефонная и телеграфная связь сюда не включены. Необходимо проанализировать сущность телематической связи, правила оказания соответствующих услуг.
Телематические услуги связи: что это такое
Главная составляющая
Главная составляющая телематических услуг связи (что это такое, мы пояснили) – это сайты, хостинг почтовых адресов и пр.
Этот вид функционирует в соответствии с действующим законодательством того государства, где зарегистрирован оператор. Свободное размещение сайтов, услуги на территории иных государств осложняют поддержку операторов в строгом соответствии с законодательством страны, в какой он проживает. Однако не стоит забывать о странах, где существует диктаторский режим правления, при котором их граждане не обладают возможностью осуществления данного права. Правила оказания телематических услуг связи должны строго соблюдаться.
Основные гарантии
Среди основных гарантий и разрешений при оказании данных услуг, следует выделить то, что оператором гарантируется полное конфиденциальное общение клиентов, он исполняет обязанность в виде предотвращения взломов, ответственен за разглашение личных данных. С целью осуществления данной деятельности необходимо организовать получение лицензии. В связи с этим у оператора должно присутствовать соответствующее техническое оснащение, которое обеспечивает неприкосновенность информации.
Нужна ли лицензия на телематические услуги связи? Об этом далее.
Структура ТУС
Возможности
В областях телематических услуг связи (что это такое, теперь понятно) предоставляются следующие возможности:
Договор
Между оператором и пользователем заключается договор на оказание телематических услуг связи.
Его заключение осуществляется через конклюдентные действия либо письменно. Перечень данных действий подтверждается непосредственно офертой. Эти действия подразумевают непостоянную основу, то есть заключение договора происходит как разовое оказание услуг. Сторонами договора являются физлицо, юрлицо или ИП и, соответственно, оператор.
Проблемы правового регулирования оказания телематических услуг связи особенно актуальны сегодня.
Отказ
Оператору позволительно отказывать будущему пользователю в принятии заявления от него по поводу заключения договора, если у абонента отсутствует техническая возможность. Отказ оператор должен предоставить в течение десяти дней с момента окончания проверки. Если он предоставляет иной необоснованный отказ, тогда пользователь вправе обратиться в суд за тем, чтобы защитить свои права.
Документы от заявителя
Документами, которые необходимо предоставить со стороны заявителя, являются:
— Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица.
Договор на оказание телематических услуг заключается на неопределенный срок. По волеизъявлению заявителя, он может быть срочным.
Получение лицензии на телематические услуги связи является обязательным.
Условия договора
— Указание даты и места его заключения.
— Присутствие наименования и расположения оператора связи.
— Лицензия на телематические услуги связи.
— Реквизитные данные р/с оператора связи.
— Информация о пользователе, содержащая Ф. И. О., данные паспорта, если это юридическое лицо, то полное его наименование, свидетельство о регистрации в качестве ИП (если договор заключается с ИП).
— Техническая информация о качестве телематических услуг связи.
— Тарифная стоимость оказания услуг.
— Права и обязанности сторон.
— Дополнительные обязательства оператора и система расчетов между сторонами.
Чем грозит навязывание услуг
Навязывание дополнительной платы за предоставление данной услуги считается нарушением условий договора, в связи с чем возможно его расторжение. Среди обязанностей оператора связи важно выделить оказание абоненту телематических услуг связи, согласно законодательству и иным НПА РФ, лицензии и договору. Следовательно, оператор должен устанавливать иные сроки по оказанию услуг при наличии согласия со стороны абонента (такое предусмотрено, если исполнение договора невозможно ввиду обстоятельств непреодолимой силы). Устранение неисправностей также является условием правил оказания телематических услуг связи. Если происходит приостановление услуг, то возможно их возобновление пользователю, если задолженность за данные функции оплачена. Помимо этого, должен быть выделен абонентский терминал сетевого адреса, предназначенный для осуществления операций по оказанию данных услуг.
Следует отметить, что предусматривается также приостановление оказания телематических услуг связи абоненту, если были нарушены оператором требования, предусмотренные договором и в случаях, которые установлены законодательством РФ.
Обязанности пользователей
Среди обязанностей пользователя выделим следующие:
— Он должен оплачивать оказанные ему телематические услуги связи в полном объеме.
— Обязуется использовать только устройства и ПО, соответствующие определенным законодательством требованиям.
— Должен уведомлять оператора о каких-либо изменениях, оказывающих влияние на условия договора, при этом срок уведомления составляет не более 60 дней с момента изменения.
— Бережно относиться к предоставленному оборудованию и абонентской линии.
— Следить за защитой абонентского терминала в результате возникновения вредоносного ПО.
— Должен способствовать противодействию распространения спама и вредоносного ПО с его абонентского терминала.
Отказ от оплаты
Кроме того, пользователь имеет право предъявить отказ от совершения оплаты за предоставление телематических услуг связи, которые не предусмотрены договором и предоставлены в отсутствии его согласия, а также согласовать срок оказания услуг при несоблюдении предусмотренного договором срока ввиду обстоятельств непреодолимой силы. С предоставлением оператору данной связи сетевых адресов или унифицированных указателей информационных систем (вид предоставления должен быть указан в договоре), абонент обладает правом требования исключить возможность доступа к ним. Это подтверждает закон о телематических услугах связи.
Таким образом, данный вид оказания услуг крайне необходим в настоящее время в связи с инновациями в информационной сфере, поскольку именно он позволяет пользователю или абоненту в полном объеме осуществлять использование глобальной сети Интернет, мировые информационные ресурсы, с целью передачи различных сообщений посредством применения электронной и голосовой почты. Достаточно удобный формат и перечень обязанностей, что, в свою очередь, не нарушает права граждан при заключении договора об оказании телематических услуг с оператором соответствующей связи.
Степень важности оказания таких услуг связи достаточно высока, поскольку в современной жизни большинство профессий складываются на основе работы во Всемирной системе Интернет, а использование, например, электронной почты – это очень важный аспект в трудовой деятельности граждан и в личной. Большое разнообразие предоставляемых услуг обуславливает дальнейшую перспективу в развитии этого направления в информационной системе, которые имеют важное значение и спрос на рынке предоставления информационных услуг. Важно учитывать, что соблюдение требований при заключении договора об оказании телематических услуг связи, включая права и обязанности сторон, общие условия предоставления услуг, обязательны.
Лицензирование телематических услуг связи
Для получения лицензии потребуется заполнить много бумаг. В случае ее отсутствия владелец компании может быть привлечен к ответственности. Наличие разрешения можно проверить в реестре лицензий на телематические услуги связи.
Получение разрешения требуется любой компании, которая осуществляет продажу различного контента с помощью сервиса мгновенных сообщений, предоставление хостинга, GPS-мониторинг, обеспечение доступа в интернет.
Для того чтобы оформить разрешение, необходимо будет пройти несколько этапов. Чтобы увеличить вероятность получения лицензии, нужно обратиться в специализированную компанию.
Телематические услуги и обязательное лицензирование
Что такое телематические услуги, ТМ-связь и т. д., не могут точно сказать даже айтишники, что уж говорить о юристах. Но мы все же решили замахнуться на сложные термины и рассмотреть их с точки зрения законодательства. Эдакий микс юриспруденции и информатики. То, что есть в «Википедии», мы затрагивать не станем, постараемся рассмотреть только то, чего там нет.
Законодательство Отечества нашего не дает нам представления, что подразумевается под телематическими услугами связи. Но определено понятие ТМ-сообщения: это сообщение электросвязи, содержащее информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом, – к этому относят практически все, кроме телефона и телеграфа. Возникает логичный вопрос: кому же нужна лицензия на оказание телематических услуг связи? Сейчас все объясню!
Обратимся к закону «О связи». В нем мы видим, что «деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи».
Этот закон отсылает нас к постановлению правительства РФ, в котором прописано следующее: «оказание услуг связи по отправке телематических сообщений входит в перечень услуг, подлежащих лицензированию».
ПРИМЕР
В Курганской области индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности, как указал суд, за оказание информационных услуг, а именно за рассылку астрологического гороскопа на следующий календарный месяц, а также прогноза погоды.
ВЫВОД
Лицензия нужна и интернет-магазинам, и информационным сервисам, ведь оба эти вида интернет-бизнеса осуществляют регулярную рассылку сообщений своим покупателям или клиентам.
Роскомнадзор, используя такую широкую формулировку телематического сообщения и отсутствие четко прописанного перечня телематических услуг связи, имеет возможность весьма творчески подходить к выбору основания для наказания интернет-предпринимателей.
Тем, кто занят в интернет-бизнесе, не стоит пренебрегать получением лицензии на телематику, к тому же учитывая ее сравнительно небольшую стоимость. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, и интернет-бизнес, как и бизнес вообще, обязан предвидеть риски и предпринимать меры к недопущению нарушения закона во избежание будущих проблем.
Для интернет-магазинов и различных инфосервисов оформления лицензии можно избежать, если заключить агентский договор с компанией или сервисом, состоящим в Реестре Роскомнадзора на основании имеющейся телематической лицензии, который и будет заниматься рассылкой сообщений клиентам и покупателям.
Необходимо сказать, что такая лицензия должна оформляться в паре с лицензией на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Надеюсь, эта информация была полезной для вас.
Илья Львов, ведущий юрист «Зарцын и партнеры» и по совместительству скромный автор сего опуса.
Телематические службы
Телемати́ческие службы (ТМ службы) — службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ-служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.
Данное определение взято из официального документа и описывает, чем не может быть служба.
В настоящее время под ТМ подразумевается взаимодействие пользователя со службой в режиме запрос — ответ по определённому протоколу. Например, сеанс связи с сервером по протоколу HTTP, запрос и получение почты POP3 — IMAP, запрос доменного имени DNS. Предоставление информации по запросу пользователя (хостинг).
Телематические услуги оказывают операторы, подключающие свои узлы к сети передачи данных. Никаких телематических сетей в природе не существует. В документах отрасли связь существует следующее недоразумение: доступ в интернет — это телематическая услуга, а на самом деле оператор предоставляет услугу передачи данных по своей сети до пограничного маршрутизатора. Последнее утверждение спорно.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Телематические службы» в других словарях:
Телематические службы — (ТМ службы) службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Источник: ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 23.07.2001 N 175 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ… … Официальная терминология
телематические службы — Службы видеографической связи, создаваемые на базе существующей сети (обычно телефонной), например, такие как телетекс, видеотекс, телефакс и бюрофакс. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под … Справочник технического переводчика
Телематические службы (ТМ службы) — 1. Службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи Употребляется в документе: РД 45.129 2000 Телематические службы … Телекоммуникационный словарь
Абонент ТМ службы — 1. Физическое или юридическое лицо, имеющее договорные отношения с оператором связи на получение услуг определенной ТМ службы Употребляется в документе: РД 45.129 2000 Телематические службы … Телекоммуникационный словарь
Пользователь ТМ службы — 1. Человек (или машина), использующий услуги ТМ службы Употребляется в документе: РД 45.129 2000 Телематические службы … Телекоммуникационный словарь
Территория предоставления услуг ТМ службы оператором связи — 1. Территория расположения множества точек доступа к ТМ службе, в которых оператор связи обеспечивает предоставление услуг этой ТМ службы пользователям (или другим операторам связи) Употребляется в документе: РД 45.129 2000 Телематические службы … Телекоммуникационный словарь
Технические границы ТМ службы оператора связи — 1. Совокупность интерфейсов оборудования оператора связи с терминалами пользователей и сетями электросвязи, не входящими в состав ТМ службы оператора, а также с техническими средствами ТМ служб других операторов связи Употребляется в документе:… … Телекоммуникационный словарь
Услуга ТМ службы — 1. Продукт деятельности оператора (операторов) по приему, передаче, обработке сообщений ТМ служб Употребляется в документе: РД 45.129 2000 Телематические службы … Телекоммуникационный словарь
Бюрофакс — Бюрофакс служба, обеспечивающая услуги факсимильной связи для потребителей, не имеющих собственных факсимильных средств. Служба обеспечивает передачу, прием и доставку сообщений с помощью факсимильного терминального оборудования,… … Википедия
Абонентский терминал — 1. Совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения электронных сообщений и (или) формирования, хранения и обработки… … Телекоммуникационный словарь