что такое техническое задание проекта
Составление технического задания по 44‑ФЗ: особенности и правила
Техническое задание — важнейшая часть документации, и это одно из условий успешной закупки. Чем четче вы пропишите техническое задание и чем больше требований предъявите к поставщику и товару, тем более качественный товар получите.
Вопрос правильного составления технического задания важен не только для заказчиков, но и для поставщиков поскольку техническое задание является тем документом, на основании которого они делают выводы, стоит ли им участвовать в тендере или нет.
Что такое техническое задание и где оно используется
Техническое задание — это документ, в котором заказчик описывает объект закупки, то есть требования, которые он предъявляет к закупаемым товарам, работам или услугам. Как правило, техническое задание — это либо приложение к контракту или договору, либо часть документации, в которой изложено, что конкретно приобретается по договору.
Важно!
Термин «техническое задание» — не единственно возможный, а лишь наиболее часто используемый. Другие допустимые названия: «техническая часть», «спецификация», «проектно-сметная документация» и т.п. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ раздел документации о закупке, в котором заказчик описывает объект закупки, определяет как «описание объекта закупки».
Независимо от употребляемого термина, важно, чтобы требования к закупаемым товарам, работам и услугам были конкретными, понятными и не противоречили законодательству — 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ.
Техническое задание используется:
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в техническом задании должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Это необходимо для того, чтобы не ограничивалась конкуренция. К товару нельзя определить определенный вес, размер, габариты, мощность. Должны быть максимальные и минимальные значения. А уже потенциальный участник попытается поставить товар, характеристики которого входят в этот диапазон. При этом в ст. 33 также сказано, что есть показатели, которые не могут изменятся.
Правила формирования технического задания
Эксперт по тендерам и ведущий вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию» Олег Бируля рассказывает, на что заказчику следует обратить внимание при составлении технического задания:
Особенности подготовки технического задания
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания:
Нельзя в рамках описания объекта закупки предъявлять требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Законодатель не расписывает, какие условия и какие требования влекут за собой ограничения, он просто обращает внимание на то, что нельзя предъявлять требования, которые ведут за собой ограничение количества участников закупки, то есть нарушают конкуренцию. Исключение составляют лишь случаи, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Найдите все закупки благодаря умному поиску
В определенных случаях 44-ФЗ допускает указание в конкурсной документации товарных знаков — в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Допустим, предметом контракта является строительство. Разумеется, в рамках строительства используются строительные материалы — например, цемент, клей, кирпич определенных марок. Но поскольку цемент, клей, кирпич не являются предметом контракта, то заказчик, закупая, по сути, работу с использование материалов, может предъявить требования к материалам, то есть указать, что ему нужен цемент, клей, кирпич определенной торговой марки. Но со словами «или эквивалент».
Есть ряд исключений, когда слова «или эквивалент» не пишутся:
В описании объекта закупки должны использоваться, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями.
Ст. 33 44-ФЗ разрешает в описание объекта закупки включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия (стандарту, ТУ или др.), процессов и методов производства и др.
Документация должна содержать изображение поставляемого товара (если есть требование о соответствии поставляемого товара изображению).
Документация должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт (при наличии требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара). Например, если госзаказчик пишет в документации, что поставляемый товар должен соответствовать определенному макету, то он должен указать, по какому адресу расположен макет, чтобы все потенциальные участники закупки могли в определенное время ознакомиться с ним.
Поставляемый товар должен быть новым. То есть речь идет о товаре, который не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей и не были восстановлены потребительские свойства. Однако законодатель делает важную оговорку: «в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки». То есть если заказчик указывает в техническом задании, что ему нужен товар не новый, то он может его получить.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика (указываются максимальные (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Но если будет указан конкретный показатель, под который попадает только одна марка, значит, будет нарушена конкуренция.
При необходимости в техническом задании устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы или услуги и объему предоставления гарантий их качества; к гарантийному обслуживанию товара; к расходам на эксплуатацию товара; к обязательности осуществления монтажа и наладки товара; к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В документацию о закупке нельзя включать следующие требования:
Исключения составляют случаи, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.
Закон ввел новые инструменты регламентации качества: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Их заказчик тоже может использовать при формировании описания объекта закупки.
Специфические вопросы регулируют другие законы. Так, например, при закупке пищевых продуктов госзаказчик должен ориентироваться на Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Антимонопольное законодательство
В ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ говорится, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Это следующие действия:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Разработка технического задания. Что это такое, зачем оно нужно, с чего начать и как должно выглядеть?
В данной статье я попытался подробно рассмотреть проблему разработки Технических заданий. Тема стара, как и проблема. Но она до сих пор часто решается «как получится». Как сказал Генри Шоу «Мелочи тревожат нас больше всего: легче увернуться от слона, чем от мухи».
О чем эта статья?
Как ни странно, проблемы у всех одинаковые! У всех бывают как успешные документы (и проекты), так и совсем бестолковые (исключение, пожалуй, составляют Технические задания, разработанные еще во времена, когда не было персональных компьютеров, но там были совсем другие условия). Почему так получается? Именно потому, что цели у проектов бывают разные, как и пользователи этих документов. И, конечно, компетенции непосредственных специалистов не на последнем месте. В этих двух статьях я попытаюсь поделиться своим личным опытом, накопленном за многие годы. Конечно, получится в сжатом виде, т.к. вопрос достоин целой книги (кстати, идея, а может написать?)…
Что такое техническое задание?
Да, действительно существуют ГОСТы и стандарты, в которых предприняты попытки регламентировать эту часть деятельности (разработки программного обеспечения). Когда-то все эти ГОСТы были актуальны и активно применялись. Сейчас существуют разные мнения по поводу актуальности данных документов. Одни утверждают, что ГОСТы были разработаны очень дальновидными людьми и до сих пор актуальны. Другие говорят, что они безнадежно устарели. Возможно, кто-то сейчас подумал, что правда где-то по серединеJ. Я бы ответил словами Гете: «Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема». Так вот, между этими мнениями истины нет. Потому как ГОСТы не раскрывают практических проблем современной разработки, а те, кто их критикует, альтернативы (конкретной и системной) не предлагают.
Если кому-то интересно, о каких ГОСТах я говорю, то вот они:
Отличное определение, полностью раскрывающее суть. Впрочем, требования ГОСТа направлены как раз на раскрытие этого определения. Я ни в коем случае не критикую требования ГОСТа, я просто утверждаю, что их там явно недостаточно, чтобы разработать эффективное Техническое задание. И это нормально, ведь есть ГОСТ, например, на изготовление хлеба, и это вовсе не значит, что любой человек может выпечь хлеб по ГОСТу. Кроме ГОСТа требуется знание методик и практик, как в любом деле. Именно этот факт лежит в корне проблемы, которая лежит посерединеJ. А многие специалисты почему-то при необходимости разработать Техническое задание, обращаются только к требованиям ГОСТа. Ну, давайте начнем жить по ГОСТу, посмотрим, что получится! Но ведь не может такого быть, что в столь распространенном занятии, как разработка и внедрение автоматизированных систем не проводилось исследований, не изучались практики, не писалось книг об этих самых практиках! И это так. Конечно, есть много отличных (!) трудов, посвященных тематике формулирования требований и в конце статьи я приведу такие примеры. Многое в своей практике я использовал именно оттуда, а когда работал над этой статьей, то тоже нашел много интересных мыслей, которыми рад буду поделиться. Так что, велосипеда изобретать не нужно, но есть потребность систематизировать эти знания. Кстати, любопытный факт, ни одного отечественного автора в этих трудах нет. Вся литература в переводе с западных авторов, но зато каких! Среди них есть просто виртуозы своего дела, у которых есть чему поучиться и нужно это делать. Иначе, споры о том, «Как разработать техническое задание» будут продолжаться бесконечно. Однако, я увлекся лирикой…
Именно основное, но единственное. Настало время взяться за главное: разложить все «по полочкам», как и обещал.
Что необходимо знать о требованиях? Необходимо четко понимать, что все требования нужно разделять по видам и по свойствам. Сейчас мы научимся это делать. Для разделения требований по видам нам как раз поможет ГОСТ. Тот перечень видов требований, который там представлен, является хорошим образцом того, требования каких видов следует рассматривать. Например:
Про виды требований я сказал, а что же со свойствами? Если виды требований могут быть различными (зависит от целей проекта), то со свойствами все проще, их 3:
На этом повествование о том, что такое Техническое задание можно было бы завершить и перейти к главному: как формулировать требования. Но не так все быстро. Есть еще один крайне важный момент:
Техническое задание – это документ, в основе которого лежат требования, сформулированные на понятном (обычном, привычном) для Заказчика языке. При этом может и должна использоваться отраслевая терминология, понятная Заказчику. Никаких привязок к особенностям технической реализации быть не должно. Т.е. на этапе ТЗ в принципе не важно, на какой платформе будут реализовываться эти требования. Хотя есть исключения. Если речь идет о внедрении системы на основе уже существующего программного продукта, то такая привязка может иметь место, но только на уровне экранных форм, форм отчетов и пр. Выяснением и формулированием требований, а также разработкой Технического задания должен заниматься бизнес-аналитик. И уж никак не программист (если только он не совмещает в себе эти роли, такое случается). Т.е. этот человек должен говорить с Заказчиком на языке его бизнеса.
Технический проект – это документ, который предназначен для технической реализации требований, сформулированных в Техническом задании. Как раз в этом документе описываются структуры данных, триггеры и хранимые процедуры, алгоритмы и прочие штуки, которые потребуютсятехническим специалистам. Заказчику в это вникать вовсе не обязательно (ему и термины такие могут быть непонятны). Технический проект делает Архитектор системы (вот совмещение этой роли с программистом вполне нормально). А точнее группа специалистов во главе с архитектором. Чем больше проект, тем и больше людей работает над Техническим заданием.
Что мы имеем на практике? Забавно наблюдать, когда директору приносят на согласование Техническое задание, которое изобилует технической терминологией, описанием типов данных и их значений, структуры базы данных и пр. Он, конечно, пытается вникнуть, раз надо утверждать, пытаясь найти между строк знакомые слова и не потерять цепочку бизнес-требований. Что, знакомая ситуация? И чем это заканчивается? Как правило, такое ТЗ утверждается, затем реализуется, а в 80% случаев потом совсем не соответствует факту выполненных работ, т.к. много чего решили изменить, переделать, неправильно поняли, не так думали и т.д. и т.п. А потом начинается сериал про сдачу работ. «А вот тут не так как нам надо», а «это у нас работать не будет», «это слишком сложно», «это неудобно» и т.д. Знакомо. Вот и мне знакомо, пришлось набить шишек в свое время.
Еще небольшой, но важный момент. Иногда Техническим заданием называют небольшой кусочек требований, простой и понятный. Например, доработать поиск объекта по каким-либо условиям, добавить колонку в отчет и пр. Такой подход вполне себе оправдан, зачем усложнять жизнь. Но применяется не на больших проектах, а на мелких доработках. Я бы сказал это ближе к сопровождению программного продукта. В этом случае в Техническом задании может быть описано и конкретное техническое решение реализации требования. Например, «В алгоритм такой-то внести такое-то изменение», с указанием конкретной процедуры и конкретного изменения для программиста. Это тот случай, когда граница между Техническим заданием и Техническим проектам полностью стирается, т.к. нет никакой экономической целесообразности раздувать бумаготворчество там, где это не нужно, а полезный документ создается. И это правильно.
А нужно ли вообще техническое задание? А Технический проект?
А что же с Техническим проектом? Данный документ весьма полезный и не утратил свою актуальность. Более того, часто без него просто не обойтись. Особенно, если речь идет о передаче работ по разработке на сторону, т.е. по принципу аутсорсинга. Если этого не сделать, есть риск узнать много нового о том, как должна выглядеть система, которую Вы задумалиJ. Должен ли с ним знакомиться Заказчик? Если хочет, почему нет, но настаивать и утверждать данный документ нет никакой необходимости, он будет только сдерживать и мешать работать. Спроектировать систему до мелочей практически невозможно. В этом случае придется непрерывно вносить изменения в Технический проект, что занимает немало времени. А если организация сильно забюрократизирована, то вообще все нервы там оставите. Как раз о сокращении такого рода проектирования и идет речь в современных методологиях быстрой разработки, о которых я упоминал выше. Кстати, все они базируются на классическом XP (экстремальном программировании)- подходе, которому уже порядка 20 лет. Так что сделайте качественное Техническое задание, понятно Заказчику, а Технический проект используйте как внутренний документ, для взаимоотношений между архитектором системы и программистами.
Интересная деталь по поводу технического проектирования: некоторые средства разработки, устроенные по принципу предметной ориентированности (типа 1С и аналогичных) предполагают, что проектирование (имеется ввиду процесс документирования) требуется только на действительно сложных участках, где требуется взаимодействие между собой целых подсистем. В простейшем случае, например создать справочник, документ, достаточно лишь правильно сформулированных бизнес-требований. Об этом говорит и стратегия бизнеса этой платформы в части подготовки специалистов. Если посмотреть на экзаменационный билет специалиста (именно так он называется, а не «программиста»), то Вы увидите, что там присутствуют лишь бизнес-требования, а как их реализовать на программном языке это и есть задача специалиста. Т.е. ту часть задачи, которую призван решать Технический проект, специалист должен решить «в голове» (речь идет о задачах средней сложности), причем здесь и сейчас, следуя определенным стандартам разработки и проектирования, которые формирует опять же компания 1С для своей платформы. Таким образом, из двух специалистов, результат работы которых внешне выглядит одинаково, один может экзамен сдать, а второй нет, т.к. грубо нарушил стандарты разработки. Т.е заведомо предполагается, что специалисты должны обладать такой квалификацией, чтобы типичные задачи проектировать самостоятельно, без привлечения архитекторов системы. И такой подход работает.
Продолжим исследование вопроса: «Какие требования включать в Техническое задание?»
Формулирование требований к информационной системе. Структура Технического задания
Как и любую деятельность, формулирование требований можно (и нужно) разделить на этапы. Всему свое время. Это тяжелый интеллектуальный труд. И, если относится к нему с недостаточным вниманием, то результат будет соответствующий. По экспертным оценкам, стоимость затрат на разработку Технического задания может составлять 30-50%. Я придерживаюсь такого же мнения. Хотя 50 – пожалуй, перебор. Ведь Техническое задание – это еще не последний документ, который должен быть разработан. Ведь еще должно быть и техническое проектирование. Такой разброс обусловлен различными платформами автоматизации, подходами и технологиями, применяемыми проектными командами при разработке. Например, если речь идет о разработке на классическом языке типа С++, то без детального технического проектирования тут не обойтись. Если речь идет о внедрении системы на платформе 1С, то тут с проектированием ситуация несколько иная, как мы видели выше (хотя, при разработке системы «с нуля», она проектируется по классической схеме).
Несмотря на то, что формулировка требований является основной частью Технического задания, а некоторых случая она становиться единственным разделом ТЗ, следует обратить внимание на то, что это важный документ, и оформлять его следует соответственно. С чего начать? В первую очередь начать надо с содержания. Составьте содержание, а затем начните его разворачивать. Лично я делаю так: сначала набрасываю содержание, описываю цели, всю вводную информацию, а затем принимаюсь за основную часть – формулировку требований. Почему не наоборот? Не знаю, мне так удобнее. Во-первых, это гораздо меньшая часть времени (по сравнению с требованиями), во-вторых, пока описываешь всю вводную информацию, настраиваешься на главное. Ну это кому как нравится. Со временем у Вас выработается свой шаблон Технического задания. Для начала рекомендую в качестве содержания взять именно тот, что описан в ГОСТ. Для содержания он подходит отлично! Затем берем и начинаем описывать каждый раздел, не забывая про рекомендации следования трем свойствам: понятности, конкретности и тестируемости. Почему я на этом так настаиваю? Об этом в следующем разделе. А сейчас предлагаю все-такт пройтись по тем пунктам ТЗ, которые рекомендуются в ГОСТе.
И так, ГОСТ рекомендует следующие разделы:
Раздел 1. общие сведения.
Можно вообще удалить этот раздел (достаточно формальный).
Вообще, умение выделять цели, формулировать их, строить дерево целей это тема совершенно отдельная. Запомните главное: умеете – пишите, не уверены – вообще не пишите. А что будет, если не сформулировать цели? Будете работать по требованиям, такое часто практикуется.
ГОСТ расшифровывает перечень таких требований:
ГОСТ выделяет такие виды:
Общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
Но даже наличие тестируемых требований может оказаться недостаточно при сдаче системы, если четко не прописан порядок приемки-передачи работ. Например, распространенная ловушка: система сделана, вполне работоспособна, но Заказчик по каким-либо причинам не готов в ней работать. Причины эти могут быть любые: некогда, поменялись цели, кто-то уволился и т.п. И говорит: «Поскольку мы еще не работаем в новой системой, значит и не можем быть уверены, что она работает». Так что учитесь правильно выделять этапы работ, способы проверки результатов по этим этапам. Причем Заказчику такие способы должны быть понятны изначально. Если они зафиксированы на уровне Технического задания, то всегда можно при необходимости к ним обратится и подвести работы с передаче.
Могут быть и любые другие правила ввода информации, принятые в компании (или планируемые). Например, информация о договоре раньше заносили текстовой строкой в произвольном виде, а теперь требуется номер отдельно, дату отдельно и т.д. Таких условий может быть очень много. Часть из них может быть воспринята с сопротивлением персонала, поэтому лучше все такие случаи прописать на уровне требований к порядку ввода данных
Создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ
Возможно, какая-то необходимая информация обрабатывалась на бумаге, а теперь ее необходимо вводить в систему. Если этого не делать, то какой-либо модуль не заработает и т.п.
Возможно, что-то упрощалось, а теперь требуется учитывать более детально, соответственно кто-то должен собирать информацию по определенным правилам.
Этот перечень может быть длинным, смотрите на конкретный случай своего проекта.
Сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала
Подумайте, как будут представлены руководства пользователя.
Возможно, у Заказчика есть принятые корпоративные стандарты, значит надо к ним обращаться.
Игнорирование требований к документации очень часто приводит к самым неожиданным последствиям на проектах. Например, все сделано и все работает. Пользователи тоже умеют работать. Про документацию вообще не договаривались и не разговаривали. И вдруг при сдаче работ кто-то из топ-менеджеров Заказчика, который даже не участвовал в проекте, но участвует в приемке работ, Вас спрашивает: «А где руководства пользователя?» И начинает Вас убеждать, что о наличии руководств пользователя договариваться было и не нужно, это «само собой» якобы подразумевается. И все, не хочет принимать у Вас работу. За чей счет будете разрабатывать руководства? На этот крючок попадали уже многие команды.
Поэтому, лучше сослаться просто на отчет об обследовании, требования ключевых лиц.
Но вот без главного: функциональных требований ни одно грамотно Техническое задание не обходится. Хочу заметить, что в практике такие Технические задания встречаются, и еще как! Есть деятели, которые сумеют развести воды по всем разделам, опишут общие требования общими словами, и документ получается весьма увесистый, и слов в нем умных много, и даже Заказчику может понравится (т.е. он его утвердит). Но вот работать по нему может не получиться, т.е. практической пользы от него мало. В большинстве случаев такие документы рождаются, когда надо получить много денег именно под Техническое задание, а сделать его надо быстро и не погружаясь в детали. А особенно, если известно, что дальше дело не пойдет, или его будут делать совсем другие люди. В общем, просто для освоения бюджета, особенно государственного.
Во второй статье будем говорить только о разделе 4 «Требования к системе», а конкретно мы будет формулировать требования из соображений понятности, конкретности и тестируемости.
Почему требования должны быть понятными, конкретными и тестируемыми.
Вид требования
Неправильная формулировка
Комментарий и как можно было сформулировать
Конкретное ли это требование? Не сказано, как должна распределяться затрата, по сумме, по количеству, равномерно или как-то иначе?
Тестируемое ли это требование? Вроде бы простая вещь, но как ее проверять, если нет конкретики?
Как можно было бы это переформулировать: «Сумма затрат, указанная в документе, должна распределиться на все товары, указанные в данном документе пропорционально стоимости этих товаров». Получилось и понятно, и конкретно. Как проверить тоже не составит труда.
Конкретно? Конечно нет. Как это видится в реализации? Если речь идет о валовой прибыли, то значит необходимо ограничивать доступ к данным о стоимости закупки, т.к. в противном случае валовую прибыль вычислить не составит труда, поскольку данные о стоимости реализации известны широкому кругу лиц. К тому, что относится к правам доступа, надо относиться очень аккуратно. А если у менеджеров по продажам мотивация построена на валовой прибыли, так эти требования еще и противоречат друг другу, т.к. менеджеры никогда не смогут это проверить. Если уж включать такое требование, то нужно указывать конкретные отчеты и объекты системы, в которых указывать, какая часть данных должны быть доступна отдельным категориям лиц. И рассматривать каждый такой случай индивидуально.
Можно сформулировать примерно так: «Отчет по продажам в разрезе клиентов с детализацией до каждой товарной позиции (см. образец) должен выводится не более, чем за 1 минуту при условии, что количество товаров в выборке не превышает 5000 строк».
Надеюсь, идея понятна. Если будут конкретные вопросы, пишите, попробую помочь.
Чтобы в Техническом задании было больше конкретики, существует немало рекомендаций. Даже есть перечень слов, которые употреблять в Техническом задании не рекомендуется. Интересно об этом пишет К.Вигерс, в своей книге «Разработка требований к программному обеспечению». Приведу самые интересные и простые, на мой взгляд, рекомендации:
В следующей статье мы будем говорить только о методиках выявления требований, а также рассмотрим, что общего между работой по сбору требований к информационной системе и сбору информации для описания бизнес-процессов.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
- Что такое экстракт шиповника растворимый
- что делают с потолком на кухне