что такое техническое нивелирование
Техническое нивелирование
СОЗДАНИЕ ВЫСОТНОГО СЪЕМОЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ
Высотное съемочное обоснование топографических съемок масштабов 1:5000…1:500 создается так называемым «техническим нивелированием». Полевые работы заключаются в проложении сети технического нивелирования, которая развивается для определения высот пунктов съемочного обоснования. Для производства технического нивелирования используют нивелиры с увеличением зрительной трубы не менее 20 х и ценой деления уровня не более 40″ на 2 мм. Нивелирные рейки должны быть шашечные с сантиметровыми делениями. Техническое нивелирование выполняется в одном направлении, способом из середины при нормальной длине визирного луча до 120 м. При хороших условиях видимости и спокойных изображениях длину луча можно увеличить до 150 м. Длина нивелирного хода зависит от высоты сечения рельефа, принятой для выбранного масштаба съемки, и согласно [1] не должна превышать величин, указанных в табл. 4.1.
Предельные длины нивелирных ходов
Ходы технического нивелирования | Предельная длина хода, км, при высоте сечения рельефа, м | |
0,25 | 0,5 | 1 и более |
Между двумя исходными реперами Между исходным пунктом и узловой точкой Между двумя узловыми точками | 1,5 |
На каждой станции неравенство плеч (расстояние от нивелира до реек) не должно превышать 5 м. Отсчеты по рейке производятся по средней нити. Рейки устанавливаются на точки теодолитного хода (вбитые в землю колышки), на нивелирные башмаки или костыли.
Работа на станции при выполнении технического нивелирования выполняется в следующем порядке:
1. Нивелир устанавливают посредине нивелируемой линии, соблюдая допуск неравенства плеч на станции, и приводят в рабочее положение.
2. Зрительную трубу нивелира наводят на заднюю рейку и по средней нити берут отсчет по черной стороне (1). Результат записывают в нивелирный журнал (табл. 4.2). Перед взятием отсчета по рейке лепестки пузырька цилиндрического уровня приводят в контакт.
Журнал технического нивелирования
3. Зрительную трубу нивелира наводят на переднюю рейку и берут отсчет по черной стороне (2). Результат также записывают в нивелирный журнал (табл. 4.2).
4. Рейки поворачивают красными сторонами и берут отсчеты по красной стороне передней рейки (3), а затем по красной стороне задней рейки (4).
8. Контроль работы на станции:
а) значения пяточных разностей не должны отличаться на ± 5 мм от их значений, определенных из исследования реек (см. табл. 2.3);
б) разность превышений на станции не должна превышать 5 мм;
9. Вычисляется среднее значение превышения [(7) + (8)] / 2 = (10).
Если контроль на станции не выполняется, то всю запись отсчетов и вычислений на станции перечеркивают одной чертой, меняют высоту инструмента и измерения повторяют заново.
Камеральные работы при техническом нивелировании состоят:
а) из предварительных вычислений;
б) окончательных вычислений.
Предварительные вычисления заключаются в обработке нивелирного журнала, которая состоит из проверки всех вычислений, выполненных на каждой станции, и в постраничном контроле. На каждой странице журнала подсчитывают: сумму всех отсчетов по средней нити, взятых по черной и красной сторонам задней рейки, согласно табл. 4.2, это сумма отсчетов (1) и (4). Аналогичные вычисления выполняются для передней рейки, т. е. находится сумма отсчетов (2) и (3). Затем находят сумму превышений, полученных по черной и красной сторонам реек, а также сумму средних превышений. После этого производится постраничньй контроль: при отсутствии арифметических ошибок должны иметь место следующие равенства:
1. Сумма превышений должна равняться разности сумм отсчетов, взятых по черной и красной сторонам задней и передней реек.
2. Сумма превышений, разделенная на два, должна равняться сумме средних превышений.
Она допускается в пределах
На местности со значительными углами наклона, когда число станций на 1 км хода более 25, допустимая невязка подсчитывается по формуле
Контроль вычислений: сумма поправок должна быть равна невязке с обратным знаком.
Алгебраически суммируя вычисленные превышения со своими поправками, получают уравненные превышения.
Контроль: сумма уравненных превышений в разомкнутом нивелирном ходе должна равняться å hтеор, а в замкнутом ходе должна быть равна нулю, т.е. å hур = 0.
Затем вычисляются отметки точек нивелирного хода по формуле
Нивелирование IY класса
Нивелирование IY класса проводится как самостоятельный вид геодезических работ в соответствии с программой практики и развивается с целью сгущения высотного обоснования для топографических съемок.
Нивелирование IY класса выполняется в одном направлении между реперами высшего класса.
Высота визирного луча от нивелира до рейки на всем его протяжении над почвой должна быть не менее 0,2 м.
Работа с нивелиром на каждой станции выполняется в следующем порядке:
1. Устанавливают нивелир в рабочее положение с помощью круглого уровня.
2. Наводят трубу на черную сторону задней рейки, устанавливают пузырек цилиндрического уровня элевационным винтом точно на середину и берут отсчеты по верхней (0412), а затем по средней нитям сетки (0732) и записывают их в графу 3 журнала (табл. 4.3).
Журнал нивелирования IY класса
3. Визируют на черную сторону передней рейки и, установив пузырек уровня элевационным винтом точно на середину, делают отсчеты по верхней (1720) и средней нитям (2043), которые записывают в графу 4 журнала.
4. Наводят трубу на красную сторону передней рейки и берут отсчет по средней нити (6730).
5. Наводят трубу на красную сторону задней рейки и берут отсчет по средней нити (5519). Отсчеты по красным сторонам реек, называемые контрольными, записывают третьей строкой в графах 3 и 4 журнала.
Обработка результатов наблюдений на станции выполняется по следующей схеме:
а) определяют высоту визирного луча, устанавливаемую отсчетами по среднему штриху по черным сторонам реек, записи (2) и (4) в журнале;
в) вычисляют неравенство плеч, учитывая, что отсчитывая по одному дальномерному штриху, получаем уменьшенные вдвое дальномерные расстояния. На станции неравенство плеч составляет в единицах рейки 3 мм ´ 2 = 6 мм (9). С учетом коэффициента дальномера неравенство плеч на станции равняется 6 мм ´ 100 = 600 мм = 0,6 м;
Контролем вычислений на станции служит равенство
Если это равенство не соблюдено, то значит в вычислениях на этой станции допущена ошибка. В случае ошибки в отсчетах или в записях отсчетов и несоблюдения условий контроля все измерения на станции необходимо переделать при измененном горизонте нивелира на 3…5 см. Повторение на станции одних и тех же отсчетов при переделке наблюдений недопустимо. После полевых работ в журнале следует выполнить контрольные вычисления (см. табл. 4.3). Пример приведен для нечетного количества станций на странице.
Порядок контрольных вычислений
1. Суммировать все отсчеты по рейкам, произведенные по средним нитям, записанные в графах 3 и 4. Полученные суммы å(2) + å(6) = (16) и å (4) + å (5) = (17) записать в контрольных вычислениях.
2. Суммировать все превышения графы 5, сумму å(12) + å(13) = (18) записать в строку контрольных вычислений. Выполнить аналогичные действия по графе 6, получив сумму (19) = å ( 15).
3. Выполнить суммирование по графе 2, получив (22) = å(7) и (23) = å(8). Контролем вычислений на странице служат равенства
ТЕХНИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ
Техническое нивелирование производят для высотного обоснования топосьёмок масштаба 1:500 и 1:5 000 и для определенных геологических выработок, решение инженерных задач.
Ходы технического нивелирования масштаба замкнуты и разомкнутые- проложенные L двумя реперами отметки которых известны, висячий опирающиеся только на один репер с известным отметкой.
Длины замкнутых и разомкнутых ходов не более 15 километров и висячий 8 км.
Проектирование и рекнацировка.
Перед выполнением работ проложение технического нивелирования необходимо отрекнацировать на местности, обычно используют карты масштаба 1:10 000, 1:25 000. Наносят все известные исходные данные, марки, ранее проложенные ходы. Выбирают наиболее удобные для нивелирования место дороги лесные просеки, берега рек, следует обходить заболоченные площади и овраги.
Стенные реперы закладывают в стенах, сооружений на высоте от 0,4 м до 0,6 м над поверхность земли при этом следует учитывать возможность свободной установки на них реек вертикально. Каждый установленный репер необходимо маркировать (краской), указывая порядковый номер, год установки и начальные буквы названия учреждения от которого он установлен.
Расположения всех реперов должно быть зарисовано или сфотографировано составлены кроки указывает расстояния от заложенных репера до ближайших предметов а для стенных и высоту над поверхностью земли.
Для технического нивелирования можно использовать нивелиры “Н-3” “Н-1” при работе следует пользоваться зонтом для защит нивелира от солнца рейки следует применять двухстаронее шашечные.
Замкнутые ходы технические нивелирования и проложены между точками и висячие в прямом и обратном направлении.
Рейки при нивелирование ставят под пятками сферическую головку костыля, забиваемых в землю нивелирование производят по способу из середины при нормальной длине визирного луча в сто метров, расстояния измеряют тонким тросом рулеткой.
На каждой станции неравенство плеч не должно не должно превышать 5 метров. При благоприятных условиях (спокойное изображение) тихое пасмурная погода увеличением зрительной трубы нивелира не менее 25 крат и при цене деления цилиндрического уровня не более 15 секунд на 2мм, допускается увеличение длинны визирного луча до 150 метров.
Записи отсчётов по рейкам производят в журнал.
После установки нивелира в рабочее положение последовательность отсчётов по рейкам на каждой станции следующее:
1. Визирует на заднею рейку, обращенную к наблюдателю и чёрной стороной и производят отсчёт по верхней (1) и средней (2) нитям.
2. Визирует на чёрную сторону передней рейки и делают отсчёт по верхней (3) и средней (4) нитям.
3. Поворачивают переднею рейку красной стороной и наблюдатели и отчитывают только по средней нити.
4. Визируют на красную сторону задней рейки и делают отсчёт только по средней нити.
Перед уходом с каждой станции необходимо произвести проверку произведенных отсчётов по рейкам.
Нивелирование 4 класса выполняют в одном направлении способом “средней нити”.
Нивелирование 4 класса производят нивелирование с уровнем или компенсатором.
При нивелирование 4 класса применяются трехметровые рейки.
При нивелирование 4 класса отсчёты по чёрным и красным сторонам реек делают по средней нити, а для определения расстояний от нивелира до реек отсчитывают по верхней дальномерной нити по чёрным сторонам реек.
Порядок наблюдения на станции.
· Отсчёты по чёрной стороне рейке (задней)
· Отсчёты по чёрной передней стороны рейки.
· Отсчёты по чёрной стороне передней рейки.
· Отсчёты по красной стороне задней рейки.
Расхождение значение превышения на станции,
Определенных по чёрным и красным сторонам реек допускают до 5мм с учётом высот нулей пары реек. При дальнем расхождении наблюдения на станции повторяют, предварительно измерив, накопление наблюдений на станции повторяют, предварительно измерив, положение нивелира по высоте не менее, чем на 3 см.
До окончании нивелирования по линии между исходными реперами подсчитывают невязку, которое не должна превышать 20 мм/L.
Дальномерное расстояние от задней и передней реек
НИВЕЛИРОВАНИЕ 3 КЛАССА
Нивелирные сети 3 класса служат высотными обоснованием сьёмок и используются при решение инженерных задач. Прокладывают их внутри полегона нивелирование 2-1-2 класса как отдельными линиями так и в виде систем пересекающиеся между собой ходов с таким расчётом чтобы разбить каждый полигон нивелирования 3 класса 6-9 полигонов с периметром 150-200 км каждый.
1. Составление проектов расположение нивелирных ходов и реперов.
2. Закладка реперов.
Нивелирование 3 класса производят с нивелирами с увеличением зрительной трубы не меньше 30 крат. С ценой деления цилиндрического или контактного уровня соответственно
На 2 мм и сетки, имеющие три горизонтальные нити этим условием удовлетворяют нивелиры Н-3 и Н-1 и другие равноценные им.
Рейки при нивелирование устанавливают отвесно по круглым уровням на укрепленные на земли башмаки или костыли со сферическим головками.
Измерение по дальномерным нитям
Наблюдение по среднем нитям
Заключение
В ходе прохождения учебной практики мы приобрели опыт работы с нивелиром Н3 и убедились в необходимости точности измерений.
Влиятельными факторами являются:
Во время полевых работ мы произвели измерение вертикальных и горизонтальных углов, выполнили оценку точности полученных результатов.
Как будущие специалисты обязаны знать основы геодезии и уметь работать с геодезическими приборами.
Список литературы
1. Куштин, И.Ф. Геодезия. Учебно-практическое пособие [Текст] И.Ф. Куштин – М.: ПРИОР, 2011 – 448с. 2. Куштин, И.Ф. Инженерная геодезия: учебник [Текст]/ И.Ф. Куштин, В.И. Куштин – Ростов – на – Дону: Феникс, 2012. – 416 с. 3. Клюшин, Б.Е. Инженерная геодезия: учебник для вузов [Текст]/ Е.Б. Клюшин, М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев, В.Д. Фельдман. Под редакцией Д.Ш. Михелева. – М.: Высш. школа, 2014. – 464 с. 4. Лукьянов, В.Ф. Лабораторный практикум по инженерной геодезии: учебное пособие для вузов[Текст]/ В.Ф. Лукьянов, В.Е. Новак, Н.Н. Борисов и др. – М.: Недра, 2010. – 334с. 5. Маслов, А.В. Геодезия: учебник для вузов [Текст]/ А.В. Маслов, А.В. Гордеев, Ю.Г. Батраков. – 6-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Колос, 2015. – 598с. 6. Пискунов, М.Г. Геодезия при строительстве газовых, водопроводных и канализационных сетей и сооружений: учебник. [Текст]/ М.Г. Пискунов, В.И. Крылов. – М.: Стройиздат, 2009 – 271с. 7. Федотов, Г.А. Инженерная геодезия: учебник [Текст]/ Г.А. Федотов. – 2-е изд., исправл. – М.: Высш. шк., 2014. – 463 с. 8. Хренов, Л.С. Геодезические таблицы для строителей – М.: Недра, 2013 – 207с. 9. СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Госстрой России. М.: 2011 – 43 с. 10. Свод правил. СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства. М.: Госстрой России, 2007 – 77с. 11. ТСН-12-332-2004. Порядок строительства инженерных коммуникаций и сооружений и приемки их в эксплуатацию. Тюменская область. Госстрой М.: 2004 12. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. М.: Картгеоцентр, 2005
Техническое нивелирование
Такое название вида нивелирования условное. (Опять слово условное). С точки зрения исполнения работ, конечно, они (работы) явно усматриваются как технические, и не какие-либо другие. Здесь же подразумевается, что техническое нивелирование – самое грубое по точности работ. Но представьте себе, что это «грубое» нивелирование выполняют соответствующим самым «грубым» нивелиром, например, нивелиром Н-10, который обеспечивает нивелирование хода длиной в 1 км с точностью до 10 мм! Так что техническое-то оно техническое, но постараться надо, иначе оно сразу же станет никаким, поскольку хуже уже не должно быть, не предусмотрено инструкциями в отношении геометрического нивелирования.
С помощью технического нивелирования определяют высоты пунктов съёмочного обоснования, нивелируют профили для линейных сооружений, геофизические профили, поверхности местности сравнительно большой площади.
Ходы геометрического нивелирования прокладывают между двумя исходными реперами в виде одиночных ходов (рис. 6.5а), между тремя и более исходными реперами в виде разветвлённых систем нивелирных ходов с одной (рис. 6.5б) или несколькими (рис. 6.5в) узловыми точками. Замкнутые нивелирные ходы, опирающиеся только на один исходный репер прокладывают только в исключительных случаях.
Рис. 6.5. Виды ходов геометрического нивелирования.
Допустимые длины ходов высотного обоснования определяются как высотой сечения рельефа, заданной для топографической съёмки, так и характеристиками самих ходов (табл. 6.2).
Основные характеристики ходов геометрического нивелирования
Характеристика хода | Допустимая длина хода (км) при высоте сечения рельефа (м) | |
0,25 м | 0,50 м | 1,00 м |
Между двумя исход-ными пунктами | ||
Между исходным пунктом и узловой точкой | 1,5 | |
Между двумя узловыми точками |
Техническое нивелирование выполняется также при инженерных изысканиях для проектирования строительства с целью получения информации о рельефе местности. При проектировании различных линейных сооружений (дорог, трубопроводов, ЛЭП, каналов и т.п) техническое нивелирование называется продольным или нивелированием трассы. Часто при проектировании строительства производят техническое нивелирование площади по квадратам либо другим методом.
Для производства технического нивелирования используют нивелиры типа Н-10 (§ 44) с увеличением зрительной трубы не менее 20 х и ценой деления уровня при зрительной трубе не более 45″ на 2 мм либо аналогичные нивелиры с самоустанавливающейся линией визирования (с компенсатором) типа Н-10К. Применяются одно- или двухсторонние деревянные складные рейки с ценой деления 1 или 2 см, а также металлические телескопические рейки с делениями 1 см и такие же двухсторонние рейки с миллиметровыми и сантиметровыми делениями.
Расстояние от нивелира до рейки (плечо) на станции не должно превышать 150 м. Его определяют по нитяному дальномеру зрительной трубы. Следует придерживаться равноточности в результатах измерений, т.е., по возможности, обеспечивать примерно равные плечи на всех станциях.
Порядок работы на станции при техническом нивелировании при использовании двусторонних нивелирных реек следующий:
— отсчеты по чёрной и красной сторонам задней рейки;
— отсчеты по чёрной и красной сторонам передней рейки.
Превышения, определенные по чёрным и красным сторонам реек не должны отличаться более, чем на 5 мм. Колебания нуля красной пятки реек (разности красного и чёрного отсчётов по рейке, установленной в данной точке) в нивелирном ходе также не должны превышать 5 мм.
Если рейки, используемые при нивелировании, односторонние, то порядок работы на станции другой:
— отсчёт по задней рейке;
— отсчёт по передней рейке;
— переустановка нивелира на станции (изменение примерно на 10 см горизонта прибора);
— отсчёт по передней рейке;
— отсчёт по задней рейке.
Разность в превышениях, полученных при двух горизонтах прибора не должна быть более 5 мм.
Весьма важным при выполнении работ является обеспечение контроля взятия отсчётов и величины измеренного превышения. Для этого и применяют двусторонние рейки, разности красного и чёрного отсчётов по которым должна быть постоянной в пределах указанного выше допуска в 5 мм. Контрольным измерением является повторение указанных разностей при другом горизонте прибора. Часто выполняют перестановку рейки дополнительно на сторожок, обозначающий данную точку. При этом разность отсчётов на точку и сторожок должна быть одинаковой при нивелировании с двух соседних станций.
Общая оценка точности хода геометрического нивелирования выполняется по формулам (6.9), (6.10) и (6.11). Если полученная практическая невязка хода не превышает допустимой величины, то её распределяют поровну на все превышения хода в виде поправок vi со знаком, обратным знаку невязки:
, (6.25)
где n – число станций (превышений) в ходе. При этом , т.е. вся невязка должна быть распределена на поправки. Полученные поправки вводят в измеренные превышения и вычисляют высоты связующих точек хода.
При производстве технического нивелирования попутно определяют высоты характерных точек рельефа местности, урезов воды в реках и водоёмах, а также высоты устойчивых по высоте объектов (крышек колодцев, валунов, головок рельсов и т.п.). Указанные точки являются промежуточными; на местности они, по возможности, маркируются, и на них составляют абрис с привязкой промерами до ближайших объектов ситуации или ориентиров.
Трассирование
Сам не видит, а другим указывает,
нем и глух, а счёт знает.
Под трассированием (нивелированием трассы) понимают комплекс геодезических работ по выбору, проложению, ориентированию и закреплению на местности осевой линии (трассы) линейного сооружения.
Трассирование начинают на топографической карте или плане (камеральное трассирование) с учетом характеристик проектируемого объекта, а также других условий, определяемых решением той или иной инженерной задачи, после чего продолжают на местности (полевое трассирование).
Камеральное трассирование имеет своей целью выбор места расположения оси проектируемого линейного сооружения с учётом характера местности и требований технического и экономического характера. К ним относятся: соблюдение предельных (для дорог) или минимальных (для каналов, водоводов и т.п.) уклонов, обеспечения минимального объёма земляных работ, обеспечение примерного баланса объёмов выемок и насыпей и др.
Исходными данными для непосредственного полевого трассирования является плановое и высотное положение начальной точки трассы, а также начальное направление трассы (дирекционный угол, истинный или магнитный азимуты). Полевое трассирование включает в себя следующие работы:
— вынос трассы в натуру (вынос начальной точки и начального направления);
— разбивка пикетажа (с учетом характеристик линейного сооружения и задач трассирования);
После камеральной обработки результатов нивелирования и построения профиля по данному направлению он передается для дальнейшего использования заказчику работ.
Вынос трассы в натуру выполняют привязкой к пунктам геодезического обоснования или привязкой к местным предметам. Углы поворота трассы, если они имеются, измеряют либо строят теодолитом одним полным приёмом. С помощью теодолита выполняют и провешивание линий. Расстояния измеряют мерной лентой, рулеткой или светодальномером с относительной ошибкой 1:1000 – 1:2000. В некоторых случаях, при отсутствии топографических карт или планов, трассирование выполняют непосредственно на местности, исходя из условий решения той или иной задачи.
Ориентирование оси трассы выполняют в румбовой или круговой системе, в некоторых случаях ориентирование производят по магнитному азимуту.
Здесь уместно остановиться и сказать, что вынос трассы в натуру (на местность), как он выполняется, сейчас объяснить никак невозможно, поскольку нами ещё не рассматривались такие вопросы. Они будут впереди. В связи с этим поверьте автору, что такие работы, конечно, выполняются, а автор, со своей стороны, обещается дальше специально остановиться на этом вопросе в той части учебника, где об этом уже можно будет рассказать, и Вам это будет понятно.
В той загадке, что была выше, ответом является «верстовой столб». Но она же подходит и для названного пикета. Только счёт пикетов почаще, чем по верстовым столбам.
Можно и не забивать пикет так глубоко в землю, чтобы оставалась высота его головки в 1-2 см над поверхностью земли. Часто пикет оставляют и высоким, но при этом обязательно записывают возвышение верха колышка над поверхностью земли у его основания. Такую запись делают в виде дроби: в числителе указывают высоту верха колышка, а в знаменателе – высоту земли у основания колышка. Например, .
Колышками помечают также точки перегибов рельефа. Такие точки называют плюсовыми, а их номером является горизонтальное проложение от ближайшего заднего по ходу пикета. Например, плюсовая точка ПК7+63 находится на расстоянии 63 м от пикета 7, т.е. на расстоянии 763 м от начала трассы (от ПК0). Плюсовыми точками являются все углы поворота трассы, точки поперечных профилей, в том числе и точки пересечения продольного и поперечного профилей, точки перегибов рельефа, а также ими могут быть точки пересечения трассы с контурами ситуации и линейными сооружениями (объектами).
Одновременно с разбивкой пикетажа производится инструментальная съёмка местности в полосе шириной 20-30 м и до 50 м с каждой стороны от оси трассы. Съёмка производится в основном способом перпендикуляров, иногда линейными и угловыми засечками. Для некоторых заданий по трассированию съёмка местности не производится.
При дорожном строительстве выполняют разбивку главных точек кривой на трассе : начало кривой (НК), конец кривой (КК) и угол поворота(УП). Выполняют вычисления элементов кривой (§ 63) и пикет за кривой переносят вперед на величину домера (Д).
Вот и здесь, примите на слово, что разбивку кривых на трассе выполняют. Конечно, выполняют, иначе все дороги были бы прямыми. Но как это делается – об этом будет специальный и серьёзный разговор, когда речь пойдёт о геодезических разбивочных работах.
По результатам инструментальной съёмки местности ведут т.н. пикетажный журнал, в который заносят результаты измерений на каждом интервале, определяемом двумя соседними пикетами.
Нивелирование по пикетажу. Привязка трассы в её начале и конце производится к реперам имеющейся нивелирной сети либо другим точкам, высоты которых известны с необходимой точностью.
При нивелировании трассы связующими точками обязательно являются все пикеты и иксовые точки. Превышения связующих точек определяют дважды (по двум сторонам нивелирных реек либо при двух горизонтах прибора). В некоторых случаях допускается нивелировать способом из середины с плечом 100 м, т.е. устанавливать нивелир практически на одном из пикетов, а нивелирование из середины выполнять по двум другим соседним пикетам. Плюсовые точки являются промежуточными, и на них берут только один (промежуточный) отсчет по чёрной стороне рейки (либо при одном горизонте прибора). Рейку при этом ставят на землю у сторожка плюсовой точки. В некоторых случаях плюсовую точку делают связующей. В этом случае на её месте забивают колышек, как и на пикете, и рейку ставят на верх этого колышка.
Иксовыми точками являются промежуточные точки между пикетами, через которые выполняется передача высоты с пикета на пикет. Необходимость в этом возникает при значительных уклонах местности, когда с одной станции не могут быть видны одновременно рейки, установленные на пикетах. Иксовые точки могут использоваться и в случае, например, отсутствия видимости одного из пикетов, что часто наблюдается при нивелировании в стесненных условиях. Иксовая точка может быть оформлена так же, как и пикет (колышком), либо в качестве неё может быть выбрана любая устойчивая и однозначная точка, имеющаяся на местности в удобном для наблюдения месте: валуны, пни деревьев (дополнительно забивается гвоздь или дюбель), обечайки колодцев, металлические конструкции и т.п.
Расстояния до иксовых точек не измеряют, поскольку иксовые точки служат только для передачи высот между связующими точками.
Точки поперечных профилей нивелируют так же, как и плюсовые промежуточные точки. Если со станции не обеспечивается видимость рейки в точке поперечного профиля, то превышение на неё передают с помощью иксовой точки.