что такое театр кабуки
Театр кабуки, история возникновения, развитие, наши дни
Что такое театр кабуки?
Кабуки является одним из трех главных классических театров Японии, таких как Но и Бунраку (кукольный театр) и в ноябре 2005 года был признан нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО. В переводе кабуки означает «пение, танец, мастерство». Так же существует еще одно понятие слова кабуки, которое первоначально было образовано от глагола кабуку — нетрадиционный. Изначально это было танцевальное представление с музыкальным сопровождением без какого-либо сюжета, танцы преимущественно носили религиозный характер, со временем концепция кабуки менялась как по форме, так и по содержанию. Театр кабуки это зрелищная форма искусства, она включает в себя замысловатые костюмы, необычный и привлекательный макияж, диковинные парики и самое главное, преувеличенные действия, выполняемые актерами на сцене. В спектаклях используется старинная форма японского языка, который сложно понять даже японцам, поэтому стилизованные отточенные движения актёров служат для передачи смысла, происходящего на сцене.
Учитывая, что театр кабуки многие принципы позаимствовал от кукольного театра бунраку, то и виды постановок здесь те же:
История возникновения и развития
Кабуки появился в начале XVII века, вернее в 1603 году, родина театра кабуки Киото. Начало жанру дала Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни), год рождения 1571. Окуни была служительницей синтоистского храма Идзумо в префектуре Симанэ. Танец-молитва, который она исполняла во время служения вдохновил её на создание собственного стиля, который включал пение, танец и актерскую игру. Окуни была известна своей красотой и мастерством в танце. Однажды для сбора средств и пожертвований для храма она была направлена в Киото. Именно в это время её выступления привлекли внимание горожан, помимо танцев религиозного характера, Окуни ещё показывала юмористические сценки о встречах любовников. Её мастерство стало собирать большие толпы и когда пришло время возвращаться в храм, Окуни проигнорировала требование настоятелей храма, хотя деньги продолжала посылать. Идзумо-но-Окуни осталась в Киото, собрала вокруг себя женщин, изгоев общества и обучила их танцам. Уже в 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления труппы Окуни. Так как в театре были только женщины, то все роли и женские, и мужские исполняли женщины. В репертуаре кабуки в основном были комические сцены из повседневной жизни. Постепенно выступления приобретали всё большую популярность, стали появляться аналогичные труппы в других городах.
Исполнительницы кабуки не отличались скромностью и пользовались большим спросом среди мужского населения, выступления посещали не только простолюдины, но и лица самурайского сословия. Кабуки стал распространенной формой развлечения в районе красных фонарей в Эдо. Здесь всегда можно было встретить известных актеров, услышать новую захватывающую музыку, увидеть последние тенденции моды. Классовые границы стирались на фоне выступлений онно-кабуки, но часто возникали стычки и потасовки, в скандалы были вовлечены в том числе и государственные деятели. Все эти беспорядки привели к тому, что в 1629 году сёгунат запретил онно-кабуки (женское кабуки), предполагается, что помимо скандальной репутации театра сёгунат был обеспокоен тем, что в пьесах освещается жизнь обычных людей.
На смену женскому кабуки пришли юноши, которые быстро освоили мастерство предшественниц и дополнили представления акробатическими трюками, характер представлений изменился и от танцевального направления перешли к драматическому искусству. Но так как нравственная сторона театра кабуки не изменилась, в 1652 году выступление юношей на сцене было запрещено. Учитывая большую популярность театра его нельзя было закрыть и на сцене стали играть зрелые мужчины, появился новый вид кабуки, более утонченного и стилизованного — яро-кабуки (плутовской кабуки). До этого времени театр всё ещё не использовал литературные произведения и был призван показать красоту и мастерство исполнителей. С уходом юных актрис и актеров из кабуки спасти театр мог только сюжет пьесы, поэтому театральное действие быстро стало наполняться литературными произведениями.
До XVIII века театр кабуки процветал, но позднее интерес публики к театру пропал. В период эпохи Мэйдзи (1868—1912гг.) Япония вынуждена была открыться миру, это было время больших перемен во всех сферах жизни Японии, не исключением стал и театр кабуки. С приходом всего европейского ему грозила реальная перспектива разрушения. Морита Канъя, владелец большого театра в Эдо, произвел реконструкцию театра под европейский стиль, призвав на помощь все связи добился того, что императорская чета посетила кабуки, театр в глазах общественности поднялся на ступеньку выше.
В период с 1912 года до второй мировой войны, несмотря на разрушения вследствие сильных землетрясений, кабуки успешно продолжал свою деятельность и даже гастролировал за рубежом.
После войны оккупационные власти признали театр кабуки антидемократическим и поставили ряд жёстких условий для его дальнейшего существования. Большинство пьес было запрещено, новые пьесы были ограничены по количеству и кроме этого должен был представлен перевод на английский язык. Большинство выдающихся актеров кабуки умерли или погибли во время войны. Театр переживал тяжелые времена, несмотря на такое плачевное положение уже с сентябре 1945 труппы начали давать представления. Правительство Японии как могло поддерживало и помогало деятельности традиционных театров.
Кабуки в наши дни
В наши дни кабуки самый востребованный из классических театров Японии, зрители охотно идут на представления. Кроме традиционных мужских трупп после войны появилась женская труппа кабуки Ичикава Кабуки-дза, но достигнуть мастерства, которое оттачивалось актерами мужчинами на протяжении 400 лет женщинам не удалось. Актеры кабуки снимаются в кино и являются частыми гостями в телевизионных передачах.
Внедрение наушников в театре в 1975 году, в том числе с переводом на английский язык в 1982 году позволило поддерживать интерес иностранцев. С 2005 года стали выпускать и продавать кабуки фильмы. Театры активно гастролируют по Азии, Европе и Америке. Основательнице жанра Идзумо-но-Окуни в 2002 году, к 400-летию образования кабуки в Киото был поставлен памятник.
Сегодня крупные и известные театры кабуки расположены в таких городах как Токио, Киото, Осака, Фукуока. Архитектура театра это отдельная тема разговора и об этом будет в последующих статьях. Так же очень большая и интересная тема об актерских династиях театра кабуки. В ближайшее время я об этом напишу на страничках своего сайта. До новых встреч.
Всё о Японии
Кабуки в Стране Восходящего Солнца считается сложным видом искусства. К каждому выступлению актеры Кабуки готовятся очень тщательно. Перед представлением актерам наносят сложный грим и одевают национальную одежду. Любое действие в Кабуки обусловлено японской символикой. Здесь нет места мелочам, присутствует предельное внимание к деталям. Цвета, иероглифы и движения подчинены определенным канонам.
Кабуки: историческая справка
Кабуки, как жанр, зародился в 17 веке. В истоках этого жанра лежат ритуальные танцы, которые совершались жрицами культа Идзумо Тайся. Основоположницей жанра является Окуни. Именно она и другие служители религиозного культа сумели добиться его большого распространения на всей территории Японии.
На сцене Кабуки в те времена ставили сценки из повседневной жизни, а любые роли доверялись только актрисами. Первый состав театра приглашали выступать перед самим императором. Помимо основной драматической трупы стали возникать и другие театральные объединения, которые помогли жанру обрасти новыми тонкостями и элементами.
Изначально театральное представление выглядело, как неприличные и приземленные постановки. Некоторые актрисы театра вели непристойный образ жизни. В 1629 году сегунат Токугава издал запрет, который ограничил возможность женщин блистать на сцене, но Кабуки был настолько популярным, что вместо женщин роли в театральных постановках стали исполнять мужчины.
Повседневные сценки, как тема для театральных постановок, перестали быть основой репертуара. Им на смену пришли национальные танцы, драматическое искусство и возвышенные сюжеты. В период Мэйдзи театр Кабуки пришел в упадок. Повсеместная европеизация привела к тому, что жанр был реконструирован по европейскому образцу. Специальные башни больше не использовались в постановках. А для публики стали устанавливать стулья.
В 1928 году Кабуки перестал быть прерогативой японских сцен. Приверженцы данного жанра начали путешествовать по миру, показывая свои представления в Советском Союзе, США и многих других странах. Во времена Второй Мировой многих актеров забрали на фронт. Бомбардировки уничтожили здания театров, а те подмостки, которым удалось уцелеть, стали клубами для военных. Многие постановки были запрещены. Лишь некоторые из них были внесены в список, который был разрешен для представления широкой публике.
В 1945 году труппа «Дзэнсиндза» возобновила свою деятельность и показала зрителям пьесу «Сукэроку». Эта пьеса было непременным атрибутом классического репертуара любого театра Кабуки. В наши дни японцы по-прежнему ценят и любят данное направление. Многие актеры, исполняющие роли в театральных постановках, играют еще и в кино, участвуют в телепередачах. Женщины снова получили возможность исполняет роли в пьесах. В 2005 году Кабуки включили в «третью декларацию шедевров наследия». Теперь этот жанр официально признан организацией ЮНЕСКО.
Сценический грим Кабуки
Грим актера зависит от того, какую роль он исполняет. Играя юную прелестницу или молодого человека, лицо раскрашивается белым цветом. Для отражения более зрелого возраста, в грим добавляют коричневые оттенки. Если сценарий требует того, чтобы актер выглядел сильным и мужественным, на его лицо наносят различные полосы. Для усиления эмоционального окраса персонажа применяют специальные каноны Кумадори. Цвета канонов: синий черный и разные оттенки красного. Алый цвет означает храбрость, честность, и верность, а чёрный символизирует духовность и сверхъестественные силы. Синий в данной традиции трактуется, как зло и темные потусторонние силы.
Часто, в Кабуки роли женщин по-прежнему исполняют мужчины. И гримируют их так искусно, что со сцены таких актеров невозможно отличить от настоящих женщин. Основу данного грима составляют светлые оттенки и большое количество косметики на лице.
Театральное действие в Кабуки
Сцена, которая используется для постановок такого жанра, выглядит весьма необычно. Ханамити — это деревянный помост, который применяют для выхода актеров, а также используют при проведении некоторых актов. В целом, сценические подмостки тянутся через весь зал от левого края. Декорации, которые используют в театре Кабуки, называются одогу. В постановках активно используются платформа со ступеньками, все они выполняются в натуральную величину.
В больших театрах сама сцена может вращаться, также в постановки активно включают механические люки и крутящиеся стены.
Ведущие персонажи театра
Персонажей театра Кабуки можно разделить на следующие категории:
Персонажи Кабуки яркие и выразительные. Каждый из них имеет свои отличительные черты, строго регламентированные канонами жанра.
Особенности театральных постановок
Все пьесы Кабуки достаточно продолжительны во времени. Они могут длиться больше 3-х часов, и некоторые постановки приходится адаптировать для иностранных зрителей, сокращая сцены и эпизоды. Сегодня в мире есть три вида театральных пьес данного жанра:
Стандартная пьеса занимает 5 актов. В большинстве постановок в качестве аккомпанемента используются лирические песни Нагауто.
Уникальность японского театра заключена в его продуманном символизме. Невероятное сочетание музыкальных и танцевальных номеров соединяется с драматическими выступлениями актеров. А сложный грим и технические эффекты дают невероятный результат. Этот театр пережил непростые времена, но сохранил свою самобытность и популярность. Кабуки — это подлинное японское искусство с длинной историей. Даже неискушенный театральными постановками зритель отмечает, как действо, происходящее на сцене, захватывает с самых первых минут.
Японский театр Кабуки имеет такую специфику, которая не присуща ни одному другому театру мира. Кабуки — это и жанр, и особенное устройство самого театра, и строго регламентированные действия на сцене, которые позволяют отразить многообразие чувств и эмоций, вложенных в сценарий.
Особенности Японского театра Кабуки
Японцы считают Кабуки сложнейшим из искусств. Долгая подготовка к представлению, тщательный подбор деталей, каждый из которых раскрывает персонажа, неповторимый грим: все это позволяет получить зрителю незабываемый опыт.
История
Кабуки зародился в XVII веке. Основой нового театра стали ритуальные танцы, совершаемые жрецами культа Идзумо Тайся. Иероглифы, которыми записывается название Кабуки, переводятся как «пение, танец и мастерство». Однако есть и другая трактовка название — в буквальном переводе оно обозначает «нетрадиционный».
Основоположником жанра стала служительница храма Идзумо по имени Окуни. Однажды Окуни, уже прославившаяся своими танцами-молитвами, отправилась в Киото, чтобы собрать денег на нужды храма. Девушка не только танцевала, но и показывала забавные сценки, которые пришлись по нраву зрителям. Окуни решила не возвращаться к жизни храмовой служительницы, а вместо этого собрала вокруг себя женщин, которых отвергало общество, и научила их своему искусству.
Сперва в театре имели право играть только женщины. В качестве основы для представлений брались подчас неприличные, фривольные сцены из повседневной жизни. Связано это с тем, что театр Кабуки создавался как альтернатива театру Но, предназначавшегося только для элиты и высокопоставленных чиновников. Кабуки так быстро обрел популярность у простых людей и прославился, что уже первый состав театра получил право показать свое искусство самому императору.
Из-за двусмысленных сцен в 1629 году женщинам было запрещено участвовать в постановках. Поэтому главные роли начали исполнять актеры-юноши. Представления были дополнены акробатическими номерами, а вместо комических пьес начали ставиться драматические. Правда, всего через 23 года участие юношей в постановках также запретили и роли стали играть зрелые мужчины. Тогда же драматические сюжеты окончательно вытеснили комедийный жанр.
Эпоха Мэйдзи стала для Кабуки серьезным испытанием. Европейское влияние на японскую культуру не прошло даром, и традиционные постановки, пропитанные восточным колоритом, сменились привычными для европейцев спектаклями.
К счастью, традиции Кабуки не были утрачены. В начале прошлого века театр пережил второе рождение.
В XXI веке Кабуки популярен не только в Стране Восходящего Солнца, но и во всем мире. В 2005 году театр был включен в «декларацию шедевров наследия» Юнеско.
Грим театра Кабуки
Цвета грима в театре Кабуки наполнены символическим значением. Например, если актер исполняет роль молодого человека, он покрывает лицо белой краской. Чем старше персонаж, тем более темным должно выглядеть его лицо. Мужественность отражают полосы на щеках и на лбу.
Нюансы характера персонажа помогают передать каноны Кумадори. В каноны включены несколько оттенков красного и синего, а также черный. Красный олицетворяет смелость и преданность своему делу, черный — возвышенность и наличие сверхъестественных способностей. Синий же оттенок отражает приверженность злу.
Женские роли в Кабуки все еще доверяют исполнять актерам-мужчинам. Однако благодаря тщательному гриму и актерскому искусству зрители могут не догадываться об этом.
Наносится грим в несколько этапов:
Особенности Кабуки
Изначально актеры Кабуки представляли зрителям замысловатые танцы с музыкальным сопровождением. Сюжет в представлениях появился позже. В настоящее время искусство Кабуки предполагает очень сложный макияж актеров, замысловатые костюмы и диковинные парики.
Актеры на сцене совершают преувеличенные, утрированные действия, что является одной из главных особенностей жанра. Это связано не только с традицией театре, но и с тем, что в пьесах герои говорят на одной из старинных форм японского языка. Понять их порой не могут даже жители Японии.
Специфические движения помогают зрителям понять происходящее на сцене.
Зрительный зал
Сцена в театре Кабуки для европейского зрителя выглядит непривычно. Она представляет собой длинный помост из дерева, тянущийся через весь зал.
Декорации, которые называют одогу, достаточно сложны. Это могут быть платформы со ступенями, люки и крутящиеся стены и ширмы. Благодаря этому удается создавать всевозможные эффекты, например, внезапные исчезновения или появления персонажей.
Все предметы на сцене должны быть меньше своих размеров в реальной жизни. Они выступают в качестве символов и не должны отвлекать внимание зрителя.
Актеры появляются из ханамити — специального строения, расположенного с левой стороны от помоста. Ханамити используется для достижения драматического эффекта, например, для передачи трагизма расставания персонажей. В переводе с японского «ханамити» обозначает «тропа цветов».
Персонажи Кабуки
Героев представлений можно разделит на несколько категорий:
Появление каждого персонажа имеет символическое значение. Зритель по позам, оттенкам, использованным в макияже, а также по положению рук должен сразу угадать характер героя и его место в предстоящей пьесе.
Виды постановок
В Кабуки можно увидеть три разновидности постановок:
Кабуки в наши дни
В большинстве современных трупп Кабуки играют мужчины. Имеются несколько женских трупп, однако им не удалось достигнуть мастерства, которое актеры мужского пола оттачивали на протяжении четырех веков.
Интересно, что в театре обычно играют представители династий Кабуки. Это искусство достаточно закрытое, и людям, которые не состоят в династии, стать актером непросто. Дети начинают участвовать в пьесах с раннего возраста, постепенно перенимаю опыт родителей. Это позволяет открыть актерские таланты и изучить все тонкости театра, которые не преподаются ни в одном учебном заведении.
Актеры Кабуки знамениты в Японии: они часто приглашаются на телешоу и исполняют роли в игровом кино.
А 1975 году зрителям в театре стали предлагать наушники, позволяющие понять происходящее на сцене. Благодаря этому быстро вырос интерес иностранцев к традиционному японскому театру. В 2005 году в Японии сняли первый фильм в жанре Кабуки. А в 2002 году основательнице театре, танцовщице и актрисе Окуни, в Киото поставлен памятник.
Кабуки — один из самых ярких образцов японской культуры. Самобытный и необычный, загадочный и наполненный многочисленными символами, он словно отражает саму душу Страны Восходящего Солнца.
Японский театр кабуки
Кабуки – вид японского национального театра, традиционный японский театр, сочетающий в себе жанры танца, пения, драмы и музыкальные композиции.
Театр кабуки в Японии
Театр кабуки видео
Также вы можете узнать больше в документальном фильме о японском театре
Грим театра кабуки
Традиционно в кабуки мужчины играют все роли.
Отличительной чертой японского театра является сложный разноцветный грим, нанесенный на лица актеров, носящий определенный раскрас в зависимости от того, какую роль исполняет актер. Если актер играет молодую девушку или парня, его лицо раскрашивается в белый цвет, а для того, чтобы показать другой возраст, добавляются иные цвета, например, коричневый. В качестве показателя силы пальцами наносят разноцветные полосы на лице актера. Кумадори – уникальный канон, по которому наносятся линии различной формы и цвета, усиливающие эмоциональный окрас мужского персонажа и показывающие его характер. Его главные цвета – синий, черный и красный. Красный символизирует храбрость, преданность и честность, черный – волшебство и божественность, синий – зло, ярость и потусторонние силы.
Особое искусство – играть роль женщины (оннагата). Искусство игры и грим совершенны до такой степени, что актеров оннагата невозможно отличить от настоящих женщим. Грим оннагата состоит из белой основы, уши, веки, брови и щеки окрашиваются красными, черными и зелеными цветами.
Сцена кабуки
Сцена имеет особое устройство. Деревянный помост ханамити тянется от левого края сцены через весь зрительский зал. Ханамити используется как для прихода и ухода актеров со сцены, так и для обыгрывания некоторых моментов пьесы. Также в кабуки была впервые в мире применена вращающаяся сцена. Очень важное место занимают декорации, именуемые одогу. Платформа с тремя ступеньками на сцене может быть позицией полководца, магазинчиком купца или каморкой куртизанки в зависимости от декораций, которые на ней установлены. Декорации и утварь специально делаются меньше натуральных размеров для того, чтобы повысить значимость актеров.
Амплуа актеров японского народного театра
Видео кабуки
В видеоролике показана постановка традиционного японского театра.
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Драматическая история театра Кабуки
Считается, что история театра Кабуки начинается с танцев кабуки-одори, которые в 1603 году исполняла танцовщица Идзумо-но Окуни. За прошедшие более чем 400 лет существования Кабуки история театральных помещений, где играли пьесы, была богата на перемены. Выставка «Кабуки: театры эпохи Эдо», проходившая с 6 февраля по 31 марта 2013 года в Музее искусств Сантори (Токио, Роппонги), была посвящена истории театрального пространства. На выставке были представлены картины, изображающие театры и актёров, планы театров и всё то, что отражало изменения, происходившие с театром Кабуки — излюбленным развлечением горожан.
Фрагмент живописного свитка начала XVII века, изображающий представление Идзумо-но Окуни (музей Ямато Бункакан; использование изображения без разрешения правообладателя запрещено)
Сарувака-дза, первый театр Кабуки
В декабре 2012 г. в возрасте всего 57 лет умер актёр Накамура Кандзабуро XVIII. Первым актёром этой династии был Сарувака (Накамура) Кандзабуро, который в 1624 г. основал театр Сарувака-дза. Перебравшись из Киото в Эдо, он получил у городской администрации разрешение на постройку театра — так первый театр кабуки появился в районе Накабаси, который в эпоху Эдо находился между нынешними районами Нихомбаси и Кёбаси.
При театре Сарувака-дза была башня, на которой били в барабан, созывая зрителей на представление. В то же время в замке Эдо барабанным боем оповещали самураев о необходимости собраться в замке, поэтому, во избежание путаницы, театр в итоге решили перенести в Сакаимати, где сейчас расположен район Нингётё.
В отличие от нынешних зрителей, жители Эдо во время представлений вели себя довольно свободно. Судя по популярным в то время гравюрам уки-э (вид укиё-э, где пространство изображено в перспективе), зрители в театрах ели, пили сакэ, разговаривали — в общем, занимались своими делами. То есть в театры ходили не столько затем, чтобы насладиться зрелищем; это было скорее развлечение наподобие туризма. Зачастую представления в театрах шли с утра и до захода солнца.
Гравюра уки-э художника Утагава Тоёхару, изображающая представление в Эдо в ноябре 6 года Мэйва (1769) (Музей изобразительных искусств преф. Нара; использование изображения без разрешения правообладателя запрещено)
Из-за того, что представления продолжались весь день, появилось обыкновение покупать в театре бэнто — обед в коробочке. Ели обычно в антракте, когда занавес (яп. маку) был опущен, так эти обеды стали называться маку-но ути, то есть «пока занавес опущен». История бэнто тесно связана с Кабуки. Один из традиционных наборов суси, который называется сукэроку-дзуси, популярен и сейчас; он состоит из инари-дзуси (или абураагэ — жаренный во фритюре мешочек из соевого творога тофу с рисовой начинкой) и макидзуси (рулет из риса с начинкой, завёрнутый в сушёные водоросли нори). Название его связано с пьесой театра Кабуки «Сукэроку», где любимую женщину главного героя пьесы звали Агэмаки, и части её имени созвучны с названиями этих двух разновидностей суси. Сама же пьеса Сукэроку входит в «восемнадцать лучших пьес», в которых традиционно играли актёры династии Итикава.
Эпоха Гэнроку: как Итикава Дандзюро спас театр Кабуки
Гравюра авторства Утагава Кунисады, изображающая актёра Итикава Дандзюро (1812 г., Музей изобразительных искусств г. Тиба; использование изображения без разрешения правообладателя запрещено)
В эпоху Гэнроку (1688-1704), которая считается временем наивысшего расцвета культуры и искусства периода Эдо (1603-1868), процветал и Кабуки — только в Эдо существовало четыре театра. Помимо Сарувака-дза в Сакаимати, были Итимура-дза в Фукиямати (совр. Нингётё), Морита-дза и Ямамура-дза в Кобикитё (квартал, где находится современный театр Кабуки-дза). До постройки в период Мэйдзи Кабуки-дза крупнейшим и наиболее процветающим был театр Морита-дза.
В 1714 году из-за происшествия, получившего название «инцидент Эдзимы и Икусимы», существование Кабуки подверглось большой опасности. Эдзима была высокопоставленной дамой в Ооку, женской части замка Эдо. По поручению своей госпожи Гэкко-ин, матери пятилетнего правящего сёгуна Иэцугу (1709-1716), Эдзима совершила паломничество в храмы Канъэйдзи и Дзодзёдзи, а потом посетила представление в театре Ямамура-дза. После представления она пригласила актёра Икусима Сингоро и других в чайный домик на банкет и за развлечениями пропустила время закрытия ворот в замке Эдо. Её проступок был использован в политической борьбе и стал важным эпизодом борьбы за власть в сёгунском правительстве. Эдзиму отправили в княжество Такато, Икусиму сослали на остров Миякэдзима, а театр Ямамура-дза расформировали. Всего подверглось наказанию более тысячи человек, и масштабы происшествия вышли далеко за рамки театра Кабуки.
Спас театр от уничтожения актёр Итикава Дандзюро II. Он сделал всё, чтобы сохранить оставшиеся три театра — упростил интерьер, отменил вечерние представления. Итикава Дандзюро I создал динамичный жанр арагото, занявший важное место в репертуаре Кабуки, а Итикава Дандзюро II спас театр в трудную минуту, поэтому их уважительно называют «отцами-основателями» Кабуки.
История Яоя Осити и Кабуки
В старину бытовала поговорка: «Пожары и драки — цветы Эдо». Действительно, огонь часто опустошал город, практически полностью построенный из дерева. Театры Кабуки тоже временами горели в пожарах. Накамура-дза и Итимура-дза погорели в 1681 и 1684 году, а также пострадали при «Великом пожаре годов Тэнна» (1683), который унёс жизни более 3500 человек. Этот пожар, который называют ещё «пожаром Осити», приобрёл особенную известность благодаря тому, что описан в произведении Ихары Сайкаку «Пять женщин, предавшихся любви». Вкратце история звучит следующим образом.
Шестнадцатилетняя девушка Осити, дочь хозяина овощной лавки, была вынуждена вместе с семьёй жить при одном из храмов, поскольку их дом сгорел в «Великом пожаре годов Тэнна». Там она познакомилась с храмовым слугой и влюбилась в него. Когда семья зеленщика переехала в отстроенный дом, Осити тосковала по возлюбленному и в надежде, что очередной пожар позволит им встретиться вновь, подожгла собственный дом. Пожар удалось потушить, а Осити приговорили к смерти через сожжение и казнили в Судзугамори (нынешний токийский район Синагава). Поэтому пожар 1683 года иногда называют «пожаром Осити», и её история послужила основой для пьесы Кабуки.
Театр, переживший землетрясение и войну
Начались реформы периода Мэйдзи, Эдо был переименован в Токио, «Восточную столицу», и в 1889 году в квартале Кобикитё был построен огромный новый театр — Кабуки-дза. За 120 лет, прошедших с того времени, он пережил немало потрясений. В 1921 году пожар, возникший от короткого замыкания, причинил зданию серьёзный ущерб, а через два года, в 1923 году, в разгар строительных работ по восстановлению театра случилось Великое землетрясение Канто, из-за которого выгорел деревянный интерьер театра, и работы пришлось приостановить. Во время воздушных атак войск союзников в 1945 году он вновь полностью сгорел.
Таким образом, Кабуки-дза стал в буквальном смысле «драматическим» театром — там играли драматические пьесы, и он сам пережил несколько драм. Вместе с тем, его история — это также история восстановления и обновления.
Второй вариант театрального здания Кабуки-дза (фото предоставлено компанией Сётику)
Кабуки-дза как наиболее посещаемый театр в мире
18 марта 2013 года в пресс-клубе Японии прошла пресс-конференция, посвящённая открытию Кабуки-дза после реконструкции. На пресс-конференции президент компании Сётику Сакомото Дзюнъити, управляющей театром, сказал, что театр Кабуки возвращается к произведениям, требующим высокого артистизма и в то же время популярным. Кроме того, он указал, что стремится внести свой вклад в распространение знаний о японской культуре в мире.
Кабуки привлекал внимание за рубежом ещё с довоенных времён. Представления Кабуки посещали Чарли Чаплин, Жан Кокто. В частности, фильм Жана Кокто «Красавица и чудовище» (1946) создан под влиянием пьесы Кагамидзиси, «Отражение льва», в которой главную роль сыграл Оноэ Кикугоро VI.
Сакомото Дзюнъити также выразил надежду, что сможет увеличить ежегодное количество посетителей с 900 тыс. человек до 1,1 млн зрителей. Учитывая то, что ежегодное количество зрителей у трёх крупнейших театров в мире — миланской Ла Скалы, Венской государственной оперы и Метрополитен-оперы в Нью-Йорке – составляет от 500 до 900 тыс. человек, у Кабуки-дза есть шанс стать самым посещаемым театром в мире.
Выставка к новому открытию перестроенного театра Кабуки-дза «Кабуки: театры эпохи Эдо», проходила с 6 февраля по 31 марта 2013 года в Музее искусств Сантори (Токио, Роппонги)
Ссылка на сайт музея: www.suntory.co.jp/sma/
Складная ширма «Любование сакурой в Уэно: представление Кабуки»; приписывается Хисикаве Моронобу (ок. 1693 г., Музей искусств Сантори; использование изображения без разрешения правообладателя запрещено)
(Фото вверху страницы — фрагмент Свитка Кабуки, занесённого в Список важного культурного достояния Японии; ©Архив изображений Музея изобразительных искусств Токугава/DNPartcom; использование изображения без разрешения правообладателя запрещено)