что такое таргетированная инфляция
Таргетирование инфляции — что это? Как влияет на экономику
Большинство стран регулярно прибегают к режиму денежно-кредитной политики для стабилизации экономических показателей.
Что такое таргетирование инфляции?
Высокая инфляция в развивающихся странах и последующий рост цен является большой проблемой для страны. Население паникует, правительство теряет доверие, предприятия не инвестируют в свое развитие, происходит отток капитала за рубеж.
В период такой нестабильной ситуации экономические власти страны проводят инфляционное таргетирование.
Таргетирование инфляции — это действия Центрального банка страны по достижению ценовой стабильности.
Основные действия Центрального банка
В период спада экономики для предотвращения сильных инфляционных процессов Центральный банк — повышает процентную ставку.
При снижении инфляции и ее нахождению на минимальном уровне — процентная ставка снижается.
Как часто Центральные банки стран меняют свою процентную ставку?
Это происходит в зависимости от экономической ситуации.
Каждую пятницу происходит заседание Совета директоров Центробанка России по вопросам денежно-кредитной политики. На нем они решают о необходимости изменения процентной ставки и другие вопросы.
Историческая справка
Задачей Центральных банков стран было регулирование валютного курса, который напрямую связан с ценой на золото.
Шведский экономист Кнут Викселль впервые обосновал идею о том, что задачей центральных банков должно стать удержание стабильности цен в стране и контроль за инфляцией.
Впервые действия по таргетированию инфляции приняла Новая Зеландия в 1990 г. Следом за ней ее примером воспользовались другие страны: Чили, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия.
В докладе они представили анализ международного опыта проведения и последствий таргетирования инфляции. Предоставили свои выводы по выгодам для России развития экономики в условиях ценовой стабильности.
Как происходит инфляционное таргетирование?
Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что в настоящее время таргетированием инфляции занимается 25 развивающихся стран. Метод инфляционного таргетирования очень популярен и занимает второе место в денежно-кредитной политике стран.
Режим инфляционного таргетирования сталкивается с определенными трудностями при его внедрении:
Режимы таргетирования инфляции
Существует три основных режима инфляционного таргетирования. Выбор того или иного режима определяется рядом показателей:
Проведение таргетирования для предупреждения нулевой инфляции
Низкий уровень инфляции в развивающихся странах опасен для ослабленной экономики. Нулевая инфляция несет в себе угрозу дефляции.
Опыт в Японии показал насколько опасна дефляция. Что происходит при отрицательной инфляции?
Поэтому задача Центрального банка заключается в поддержании оптимальной инфляции, а при нулевых показателях стремиться ее повысить. Только в этом случае экономика страны будет показывать рост и не сказываться на платежеспособности населения и компаний.
Какой результат приносит таргетирование инфляции
Многие критики Российского Центрального банка прогнозируют замедление экономического роста вследствие инфляционного таргетирования. Они предлагают перейти к другим методам денежно-кредитной политики:
В 2017 году эксперты МВФ провели анализ на тему таргетирования инфляции и ее последствия на экономику страны. Они пришли к выводу, что после введения в стране таргетирования инфляции происходит:
Кроме того к аргументам в пользу эффективности инфляционного таргетирования можно отнести:
Заключение
Разумная монетарная политика экономических властей помогает экономическому развитию. В то же время не стоит возлагать большие надежды на то, что инфляционное таргетирование может решить все проблемы связанные с экономическим ростом, снижением инфляции и улучшением уровня жизни в стране.
Для экономического роста нужно проводить больше мер по улучшению финансовых и политических институтов, стимулировать научно-технологический процесс, создавать благоприятную инвестиционную среду.
Инфляционное таргетирование
Инфляционным таргетированием называют совокупность мер, проводимых органами государственной власти и/или Центробанком для контроля над уровнем инфляции в стране.
Процесс таргетирования состоит из нескольких этапов:
1. На первом этапе необходимо установить некий плановый показатель уровня инфляции на выбранный год (или другой промежуток времени), за достижение которого несет ответственность Центральный банк.
2. На втором этапе происходит подбор подходящего для контроля над уровнем инфляции монетарного инструментария.
3. На третьем этапе происходит применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости.
4. На четвертом этапе сравнивается уровень инфляции на конец года (отчетного периода) с запланированным ранее показателем и проводится анализ эффективности проведенной монетарной политики.
Одним из основных инструментов проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции является изменение Центральным банком ключевой процентной ставки.
Повышение ключевой ставки приводит к повышению депозитных ставок в коммерческих банках, тем самым увеличивается привлекательность сбережения средств. Кроме того, кредиты как для населения, так и для представителей бизнеса дорожают, соответственно спрос на них падает. В результате количество денежных средств у населения уменьшается и снижается уровень инфляции.
Понижение ключевой ставки приводит к обратным последствиям.
Таргетирование инфляции
Таргетирование инфляции это, таргетирование инфляции центрального банка, таргетирование инфляции в России
Содержание
Контроль инфляции (Inflation targeting) — это комплекс мероприятий, принимаемых государственными органами власти, для контролирования уровня инфляции в государстве.
Контроль инфляции делится на четыре стадий:
— установка планового показателя инфляции в стране на некоторый период;
— подборка подходящего монетарного инструментария для осуществления контроля над уровнем инфляции;
— применение монетарного инструментария по текущей необходимости;
— сравнение уровня инфляции в стране на конец отчетного периода и запланированный анализ эффективности работы проведенной монетарной политики.
Существует 2 типа инфляции
Инфляция спроса – вызывается увеличением спроса на продукцию, т.е. когда за определённый продукт покупатель готов платить больше. Экономика может «попытаться» потратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Поскольку производители мгновенно не могут отреагировать на данное увеличение спроса ростом денежной эмиссии продукции, то в зависимости от обстоятельств, они либо увеличивают цены, либо увеличивают объём эмиссии ценных бумаг продукции.
Инфляция предложения – спрос относительно постоянен, а цены на товары растут за счёт роста затрат (растёт исходная стоимость продукции). Так как предприятия не могут долго торговать себе в убыток, они вынуждены увеличить цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения при увеличении цены количество единиц проданной продукции уменьшается, и если не принять адекватных мер со стороны правительства, то в экономике может начаться период спада.
Инфляция измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ измеряет изменения во времени издержек на покупку стандартной корзины благ. Рыночная корзина включает в себя цены на продукты питания, одежду, жильё, топливо, транспорт, медицинские услуги, образование и другие товары и услуги, приобретаемые в повседневной жизни.
Задачи таргетирования ЦБ
Вместе с тем следует отметить, что контроль инфляции рано относить к эффективным инструментам ее (инфляции) снижения, так как практика свидетельствует о том, что в тех странах, которые не использовали контроля инфлиции, инфляция также снижалась. Более того, в истории инфляции наступил определенный спад, в связи с чем мировым денежным системам грозит другая опасность — дефляция.
В настоящее время в мировой практике существует несколько режимов монетарного устройства в стране: монетарное таргети-рование, таргетирование курса валют, контроль инфляции и др.
При монетарном таргетировании в качестве промежуточной цели денежно-кредитного регулирования принимается один из денежных масс — чаще всего «широкая» денежная масса (М2 или М3). Соответственно монетарное таргетирование предполагает контроль за динамикой соответствующего денежной массы и влияние на уровень инфляции роста выбранного агрегата денежной массы (с соответствующим его регулированием).
Инфляционное таргетирование
В большинстве развитых стран инфляция считается серьезной социально-экономической проблемой, поскольку приводит к росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, Драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Сегодня многие страны в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики используют агрегаты денежной массы или курсы валют. Однако в 90-е годы некоторые индустриально развитые страны порвали с этой традицией, сосредоточив свое внимание на показателе инфляции. Данный подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование».
Некоторые страны выбрали инфляционное таргетирование, потому что достижение стабильности цен (то есть низкого и постоянного уровня инфляции) является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост.
Сущность инфляционного таргетирования
Как показывает опыт, попытки властей достигнуть других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства) противоречат принципу стабильности цен.
Когда развитым странам угрожает инфляция, центральные банки обычно повышают процентные ставки, вызывая шквал критики, особенно со стороны представителей реального сектора экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое «создание» инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции.
Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем. ЦБ прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Таким образом, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.
Исходные требования для проведения таргетирования инфляции
Кроме того, правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики. На практике это может найти отражение в достаточно «безобидных» на первый взгляд действиях, например, в требовании правительства снизить процентные ставки для повышения налоговых сборов.
Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного таргетирования, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или курс валют. Например, если страна проводит политику фиксированного курса валюты, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности курса валют, центробанку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.
Однако неограниченная свобода действий центробанка может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение центробанком оптимальной инфляционной цели с учетом необходимости роста производства.
Выполнив два основных требования, страны теоретически могут приступать к использованию инфляционного таргетирования. Но на практике им потребуется провести еще ряд мероприятий:
— разработать модель или методологию прогнозирования инфляции;
— установить количественные показатели инфляции на предстоящий период;
— заверить участников рынка, что инфляционные цели превалируют над всеми остальными;
— подобрать подходящий монетарный инструментарий, который позволит снизить инфляцию до целевых ориентиров;
— создать технические и институциональные предпосылки моделирования и прогнозирования внутренней инфляции;
— определить лаг между моментом применения монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию;
— исследовать степень эффективности отдельных монетарных инструментов.
Кроме того, определение целевого ориентира инфляции, или инфляционной цели включает: выбор типа индекса цен; постановку цели с точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчет динамики предстоящей инфляции; формулировку инфляционной цели как точечного значения или как диапазона колебаний; оговорку возможных отклонений от целевых значений или отказ от инфляционного ориентира в случае возникновения особых обстоятельств.
Опыт развитых стран в развитии инфляционного таргетирования
Инфляция в России в 2012 году
Ниже представлены графики месячной и годовой инфляции в Российской Федерации, выраженные в % относительно предыдущего периода.
Уровень Месячной инфляции в Российской Федерации, %
Уровень Годовой инфляции в Российской Федерации, %:
Таблица месячной и годовой инфляции Российской Федерации с 1991 года по настоящее время:
Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции Российской Федерации с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
Уровень инфляции в Российской Федерации, %:
Целевой уровень инфляции в разных разных странах за 2008 год
Ниже представлен список уровня инфляции в разных странах за 2008 год
Целевой уровень инфляции в Российской Федерации и ряде зарубежных стран
Динамика уровня инфляции в Российской Федерации:
Источники статьи «Таргетирование инфляции»
Полезное
Смотреть что такое «Таргетирование инфляции» в других словарях:
Таргетирование инфляции — (inflation targeting ) — один из методов ограничения темпов инфляции: установление плановой, целевой цифры снижения инфляции на следующий год (таргет в переводе означает цель) и соответствующие меры Центрального банка по сокращению… … Экономико-математический словарь
Таргетирование инфляционное — Инфляционное таргетирование комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий: Установление планового показателя инфляции на… … Википедия
Таргетирование — (Тargeting) Таргетирование это экономическая, налоговая и денежно кредитная политика государства по управлению основными хозяйственными показателями Таргетирование инфляции, денежное и валютное таргетирование, таргетирование рекламы, монетарное… … Энциклопедия инвестора
Таргетирование — TARGETING Использование определенных инструментов государственной экономической политики для достижения конкретных целей, например, снижения уровня инфляции или эффективного распределения социальной помощи. Также установление целевых показателей … Словарь-справочник по экономике
таргетирование — нацеливание (рекламы) || переход к режиму таргетирования инфляции (ЦБ РБ) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
таргетирование — нацеливание (рекламы) || переход к режиму таргетирования инфляции (ЦБ РБ) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
Инфляционное таргетирование — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий: Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);… … Википедия
Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора
Рецессия — (Recession) Содержание >>>>>>>>> Рецессия это, определение это производительности, которое характеризует нулевой или отрицательный основной показатель внутренний валовый продукт, протекающий на протяжении полугода и более … Энциклопедия инвестора
Т — Таблица капитализации (capitalization table) Такса ( local price) Таксономия [taxonomie] Таможенная декларация (Customs declaration) Таможенная очист … Экономико-математический словарь
Таргетирование инфляции — этапы, основные инструменты
В этой статье мы поговорим на тему «таргетирования инфляции». Что это значит и как её проводят? В чём плюсы и минусы.
1. Общее понятие инфляции
Неконтролируемый рост цен всегда был большой проблемой для монетарных властей любой страны мира. Из-за высокой инфляции обесцениваются сбережения, происходит бегство капитала, снижается инвестиционная привлекательность экономики.
Правильно проводимая денежно-кредитная политика способствует:
2. Что такое инфляционное таргетирование простыми словами
При этом ценовая стабильность не означает нулевую инфляцию, речь идёт о наличие предсказуемо низкого темпа роста цен, который колеблется в узком коридоре.
Одно из главных преимуществ инфляционного таргетирования заключается в том, что оно сочетает в денежно-кредитной политике как «правила», так и «свободу действий».
Выбор количественного целевого ориентира инфляции основывается на нелинейной зависимости между темпами роста потребительских цен и производством, выявленной в ряде исследований.
Пороговое значение, после которого ускорение инфляции начинает оказывать негативное воздействие на рост экономики, для большинства развитых стран колеблется около 2%. Для развивающихся стран пороговое значение варьируется от 5% до 19% (в зависимости от выбора стран в период исследования).
3. История возникновения инфляционного таргетирования
На сегодняшний день, многие центральные банки стали применять инфляционное таргетирование как прагматический ответ на неэффективность других методов денежно-кредитной политики.
Для обеспечения стабильности цен денежно-кредитной политике необходим номинальный якорь. Долгие годы таким якорем являлся золотой стандарт или привязка местной валюты к другой, более сильной валюте. Крах Бреттонвудской системы фиксированных валютных курсов в 1970-х годах в сочетании с высокой инфляцией, привёл к тому, что центральные банки обратились к поиску новых якорей.
Нужно отметить, что в 1980-х годах монетаризм являлся главенствующей теорией, определяющей концепцию денежно-кредитной политики. Центральные банки пытались контролировать цены, контролируя предложение денег в экономике. Теоретической основой этой концепции послужила количественная теория денег Милтона Фридмана.
Одним из первых последователей таргетирования инфляции в 1980-х годах стал Центральный банк ФРГ. Он косвенно таргетировал инфляцию, используя рост денежной массы в качестве количественного индикатора при калибровке своей политики.
А первой страной, официально объявившей таргетирование инфляции элементом денежно-кредитной политики, стала Новая Зеландия в 1989 году.
На сегодняшний день Центральные банки, осуществляющие таргетирование инфляции, весьма неоднородны и находятся в 11 развитых странах и в 25 странах с переходной экономикой. Россия перешла на режим инфляционного таргетирования в 2014 году.
Несмотря на относительную молодость метода, принципы его применения и используемый инструментарий заметно трансформируются.
4. Основной инструментарий ЦБ для инфляционного таргетирования
Центральные банки имеют возможность воздействовать на транснациональные потоки капитала и соответственно на обменный курс национальной валют в рамках таргетирования инфляции.
В настоящее время монетарные власти шести развитых стран (Австралия, Канада, Япония, Норвегия, Швеция, Великобритания) и четырёх развивающихся (Чили, Мексика, Польша и Россия) придерживаются инфляционного таргетирования а его традиционном понимании. Это предполагает удержание инфляции вблизи целевого уровня при свободно плавающем обменном курсе, то есть регулятор не участвует в курсообразовании.
Однако, это не исключает возможность проведения валютных интервенций монетарными властями при появлении рисков ценовой или финансовой стабильности.
Кроме того, защищая внутренний финансовый рынок, монетарные власти используют коридор процентных ставок, активно регулируя его ширину и расположение в нём ключевой процентной ставки.
Используя этот инструмент, регуляторы воздействуют на движение транснациональных потоков капитала, корректируя привлекательность своих депозитных или кредитных операций, усиливая или ослабляя эффект от изменения ключевой ставки. На практике это означает, что при росте инфляционных рисков, центральные банки, как правило, начинают повышение процентных ставок. А при снижении инфляции запускают процесс смягчения денежно-кредитной политики и понижение ключевой ставки. Нужно отметить, что именно такой путь таргетирования инфляции считал приоритетным автор идеи Кнут Векселль.
Режим инфляционного таргетирования имеет ряд существенных элементов:
Горизонт таргета зависит от того, находится ли инфляция в интервале стабильности цен. В 19 странах, имеющих таргет в размере 3% или менее, горизонт таргета, как правило, среднесрочный.
Если центральный банк проводит антиинфляционную стратегию, таргеты инфляции часто устанавливают ежегодно.
Практически все страны, таргетирующие инфляцию, используют индекс потребительских цен (ИПЦ) в качестве операционного таргета.
Таргеты могут быть точечными или интервальными. На практике большинство центральных банков предпочитают использовать лучшие возможности обоих вариантов. Чаше используют таргет как точку в интервале отклонений или целевой интервал.
В большинстве случаев целевой инфляционный ориентир устанавливается выше желаемого значения. Причин у этого несколько:
5. Основные этапы инфляционного таргетирования
Существующие режимы инфляционного таргетирования
6. Плюсы и минусы инфляционного таргетирования
Благодаря низкой инфляции у бизнеса, инвесторов и населения появляется уверенность в макроэкономической стабильности, увеличивается горизонт планирования, растут объёмы кредитования, в экономике появляется больше длинных денег, стимулирующих долгосрочные инвестиции.
Противники таргетирования инфляции в качестве основного, и, надо признать, весьма весомого аргумента, приводят экономические риски, связанные с ужесточением денежно-кредитной политики и повышением процентных ставок.
7. Альтернативные методы денежно-кредитной политики
В качестве альтернативы таргетирования инфляции, центральные банки могут использовать:
Несмотря на то, что целью инфляционного таргетирования является обеспечение стабильности розничных цен, экономисты признают, что рост денежной массы и кредитов может приводить к повышенной волатильности активов. В связи с этим, центральные банки, стремящиеся стабилизировать инфляцию и объём производства на достаточно длительном временном интервале, должны учитывать в своих решениях возможные долгосрочные неблагоприятные последствия в виде искусственного раздувания цен на активы.
Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей