что такое таргет по инфляции

Таргетирование

Таргетирование инфляции, денежное и валютное таргетирование, таргетирование рекламы, монетарное таргетирование, таргетирование аудитории

Содержание

Таргетирование (Тargeting) — это установление целевых ориентиров денежной системы

Таргетирование — это установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста агрегата денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

Таргетирование — это 1) осуществление таргетинга, 2) установление целей государственного регулирования прироста денежного агрегата в приростаи на базе теории монетаризма, которая полагает, что основным инструментом кредитно-денежной политики государства должен быть жесткий контроль над обращением агрегата денежной массы, а все другие вмешательства в хозяйственно-экономическую жизнь рассматривает как нежелательные.

Инфляционное таргетирование

Инфляционное таргетирование — это комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Контроль инфляции состоит из нескольких стадий:

1) Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);

2) Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;

3) Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;

4) Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так% ставкойй ставки повышает депозитные ставки в частных банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в частных банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.

Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки учетной ставки банках и снижает % ставки кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снучетной ставкипроцентной ставки кредитования. Таким образом, сниставки %вки повышает уровень инфляции. Повышениучетной ставкики снижает уровень инфляции.

Денежное таргетирование

Денежное Таргетирование на практике означает, что ЦБ поддерживает заданные параметры изменения Денежного агрегата. Такая стратегия основана на двух предпосылках:

— если существует стабильная связь между Деньгами и уровнем Цен, то ценовой стабилизации можно достичь ограничением Денежного агрегата;

— объем Денег должен быть контролируемым денежной Политикой на ограниченном временном горизонте.

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

При прямом Контроле инфляции стратегия Центробанка фокусируется непосредственно на динамике Инфляции. Политика Центробанка в этом случае сводится к более или менее механической реакции на отклонения прогнозных значений Инфляции от заданных значений на определенном временном горизонте.

Таргетирование Курса валют предполагает его фиксирование на заданном уровне путем корректировки Процентных ставок и денежной базы.

История таргетирования

Инфляционное Таргетирование двадцать лет назад считалось рисковым экспериментом, на который решались немногие страны, такие, как Новая Зеландия или Канада. Сегодня оно признано не просто нормой Денежно-кредитной политики, его можно назвать новой «священной коровой» экономической мысли. Позиции сторонников Контроля инфлиции обрели такую силу, что как в развитых, так и в развивающихся Странах в Законы о центральных Банках были внесены положения, по которым «обеспечение стабильности Цен и поддержание низкой и устойчивой Инфляции является единственной целью Денежно-кредитной политики».

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

Многие воспринимают инфляционное Таргетирование как режим, где Центрбанк заботит только низкий рост Цен и ничего более. В этом свете денежные Власти могут выглядеть, как «инфляционный маньяк». Однако на деле инфляционное Таргетирование более прагматично. Центральные Банки, объявившие ценовую стабильность своей главной целью, предпочитают гибкое Таргетирование. Регулятор реагирует как на рост Цен, так и стремится обеспечить сбалансированный экономический рост, не зацикливаясь исключительно на проблеме Инфляции.

В первой половине 2000-х годов инфляционное Таргетирование торжественным маршем обошло всю планету. В 2009 году в числе его последователей насчитывается 29 Стран. Причем лишь семь из них являются развитыми. На модный режим успели перейти даже Сербия и Армения (2006 год), а также Гана (2007 год). В 2009-2011 годах на очереди стоят Египет, Тунис, Казахстан и Россия.

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

Популярность инфляционного Таргетирования во многом обусловлена удачным моментом его рождения. На протяжении 1990-2000-х годов глобальная экономика переживала расцвет. Ценовая стабильность была достигнута в группе развитых Стран и во многих развивающихся государствах. Столь низкая глобальная Инфляция последний раз наблюдалась лишь в Период золотого монометаллизма в XIX столетии. Главы ряда центральных Банков поспешили заявить, что мастерство Денежно-кредитной политики достигло своего апогея и властям теперь все по плечу. В действительности, как свидетельствовали исследования, в Период низких Цен никакого различия между эффективностью инфляционного Таргетирования и Таргетирования денежного Предложения не существовало.

Мыльные пузыри на международных Сырьевых рынках могли положить конец моде на инфляционное Таргетирование. Всеохватывающая Инфляция требовала либо пересмотра инфляционных ориентиров, что подхлестывало инфляционные ожидания и подрывало доверие к Центробанку как главному борцу с ростом Цен, либо завинчивания гаек и увеличения Процентных ставок. Из-за того, что Инфляция носила глобальный характер, ужесточение Денежно-кредитной политики на Внутреннем рынке, что требовал режим инфляционного Таргетирования, не могло не кончиться плачевно. Инфляция осталась бы высокой, а Рецессия неизбежно последовала бы за рестриктивной Политикой.

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

Как правило, Контроль инфляции производится путем сжатия Денежного агрегата, путем, путем ограничения темпов роста Денежного агрегата и ограничительной Денежно-кредитной политикой, путем ограничения бюджетных расходов. Вот что означает Таргетирование.

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

Что еще хотелось бы сказать в завершении? Безусловно, Инфляция, т.е. рост Цен в экономике дестабилизирует ожидание экономических субъектов инвестиционного процесса. Однако этого допустить нельзя. Это указывает на то, что если это и является данностью, данностью, которой избежать нельзя, следует отказаться от мер жесткого Таргетирования или, скажем так, применить нестандартные методы Таргетирования. В краткосрочном Периоде необходимы меры, направленные на сдерживание и управление Инфляцией в целях формирования стабильных экономических ожиданий. Значит, краткосрочная деятельность по управлению Инфляцией должна быть построена по долгосрочной задаче. Таким образом, Контроль инфляции с помощью традиционного инструментария, который мы можем видеть и в выступлениях, противоречит задачам развития экономики Российской Федерации. Хотелось бы завершить свое выступление и поблагодарить за внимание.

Источник

Что такое таргетирование инфляции и как оно работает

В России центральным банком выступает Центральный Банк Российской Федерации, в США таким органом является Федеральный Резерв (FED), в Евросоюзе – Европейский центральный банк.

что такое таргет по инфляции. Смотреть фото что такое таргет по инфляции. Смотреть картинку что такое таргет по инфляции. Картинка про что такое таргет по инфляции. Фото что такое таргет по инфляции

Многие центральные банки придерживаются цели инфляции в 2% годовых. Российский Центробанк выставил в качестве таргета 4%. При этом цены на продукты питания достаточно волатильны и зависят от многих факторов: урожая, ситуации на внешних рынках или изменений в налоговом законодательстве. Центробанк должен отслеживать эти процессы и принимать соответствующие меры. Одна из таких мер – это изменение ключевой ставки. Изменение ключевой ставки не оказывает моментального влияния на экономику (влияние сказывается лишь через несколько месяцев), но позволяет центральному банку обозначить свое намерение регулировать инфляцию.

Изменение ключевой ставки является главным методом таргетирования инфляции.

Как работает таргетирование инфляции

Почему центральным банкам вообще нужна инфляция? С житейской точки зрения может казаться, что гораздо лучше, когда инфляции нет совсем. Или чтобы цены, наоборот, падали, а не росли. Этот процесс называется дефляция. Но с точки зрения экономической теории это очень опасный процесс, так как он вредит потреблению. Зачем люди будут тратить деньги на товары, которые спустя время будут стоить дешевле? Поэтому с низкой инфляцией и дефляцией центробанки стараются бороться (читайте подробнее – почему низкая инфляция это плохо). Поэтому если приходится выбирать между инфляцией и дефляцией – умеренная инфляция предпочтительнее.

Основная сложность заключается в создании экономического климата для умеренного роста цен. И для этого нужно таргетирование инфляции. Центральный банк снижает ключевую ставку, чтобы стимулировать кредитование и подтолкнуть экономику к росту. Если рост экономики существенный, то спрос превышает предложение на рынке. И это вызывает увеличение цен.

Но рост цен могут спровоцировать и другие причины. Например, это изменение курса валюты или ухудшение политической обстановки в стране. И Центробанк вынужден реагировать: чтобы удержать инфляцию на запланированном уровне он повышает ключевую ставку.

Повышение ключевой ставки вызывает замедление экономической активности, что снижает рост цен. Также рост ключевой ставки может стимулировать приток инвестиций в экономику. Разумеется, при условии, что инвестиционный капитал защищен и инвесторы удовлетворены политической и экономической ситуацией в стране. Приток инвестиций укрепляет национальную валюту, что тоже влияет на снижение цен.

Почему таргетирование работает

Инфляционное таргетирование стимулирует людей ожидать будущего роста цен. Экономика выигрывает от того, что люди ожидают роста цен. Почему? Когда покупатели ожидают роста цен в будущем, они будут покупать больше сейчас, пока цены все еще достаточно низкие. Философия «купи больше сейчас» стимулирует покупательский спрос, который выступает драйвером роста экономики.

В 1973-1975 году американский центробанк повышал ставку с 5,75% до 13% и обратно к 7,5%. Этими действиями регулятор пытался скорректировать двузначную инфляцию, но на деле только вызвал смуту в экономике. Победить инфляцию не удалось и затем она снова выросла. Бизнес боялся снижать цены, так как не был уверен в политике центробанка.

Наученный этим опытом, председатель Федерального Резерва Бэн Бэрнанк впервые ввел инфляционное таргетирование в США (ранее она уже была опробована в европейских странах). Он осознал, что ожидание инфляции было важным фактором в контролировании инфляции. Если предприниматели и бизнес не понимают какая инфляция прогнозируется, они не будут снижать цены даже при низкой инфляции. Федеральный Резерв обозначил цель в 2% годовых и стал придерживаться денежно-кредитной политики, которая бы позволяла держать инфляцию рядом с этой отметкой.

По мере роста цен люди покупают больше сейчас, потому что хотят избежать повышения цен на потребительские товары. Это же касается инвестиций: люди покупают сейчас, потому что они уверены, что смогут получить прибыль, когда они продадут активы позже. Если осуществлять таргетирование инфляции правильно, цены растут незначительно, но достаточно для того, чтобы простимулировать людей тратить сейчас. И именно поэтому работает таргетирование инфляции: оно позволяет стимулировать спрос, при этом не отпугивает бизнес и инвесторов.

Простыми словами

Если говорить совсем просто, то таргетирование заключается в следующем:

Центробанк явно обозначает цель по величине инфляции

Центробанк проводит политику по изменению ключевой ставки, которая позволит держать инфляцию максимально близко к данной цели

Инфляция должна быть умеренно-положительной, чтобы стимулировать экономический рост

Чей центробанк изобрел таргетирование

Центральные банки Германии и Швейцарии впервые применили таргетирование инфляции в конце 1970-х годов. Это был ответ на крах Бреттон-Вудской международной валютной системы. Германия всегда опасалась повторения гиперинфляции, которую она испытала в 1920-х годах. Успех данного подхода побудил другие центробанки также прибегнуть к инфляционному таргетированию.

В 90-х годах эту политику приняли Новая Зеландия, Канада, Англия, Швеция и Австралия. С тех пор многие развивающиеся страны также переключились на таргетирование инфляции: Бразилия, Чили, Чешская Республика, Венгрия, Израиль, Корея, Мексика, Польша, Южная Африка, Таиланд и, конечно же, Россия. Глава Российского Центробанка Эльвира Набиуллина придерживается ориентира в 4% годовых. И Центробанк неоднократно демонстрировал решительные действия, которые позволяют России достаточно последовательно придерживаться данной цели, несмотря на геополитическое напряжение и санкции.

Инфляционное таргетирование часто критикуют за то, что оно может тормозить экономику повышением ставок. Но все страны, которые внедрили таргетирование, от него не отказываются. Это также свидетельствует об успешности данного подхода.

Источник

Инфляционное таргетирование

Что такое таргетинг на инфляцию?

Таргетирование инфляции – это политика центрального банка, которая вращается вокруг корректировки денежно-кредитной политики для достижения определенного годового уровня инфляции. Принцип таргетирования инфляции основан на убеждении, что долгосрочный экономический рост лучше всего достигается за счет поддержания стабильности цен, а стабильность цен достигается за счет сдерживания инфляции.

Ключевые выводы

Понимание инфляционного таргетинга

В качестве стратегии таргетирование инфляции рассматривает основной задачей центрального банка как поддержание стабильности цен. Все инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагает центральный банк, включая операции на открытом рынке и дисконтное кредитование, можно использовать в общей стратегии таргетирования инфляции. Таргетирование инфляции можно противопоставить стратегиям центральных банков, нацеленным на другие показатели экономической деятельности в качестве своих основных целей, таких как таргетирование курсов валют, уровня безработицы или темпов роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП).

Процентные ставки могут быть промежуточным целевым показателем, который центральные банки используют при таргетировании инфляции. Центральный банк будет снижать или повышать процентные ставки в зависимости от того, считает ли он инфляцию ниже или выше целевого порога. Считается, что повышение процентных ставок замедляет инфляцию и, следовательно, замедляет экономический рост. Считается, что снижение процентных ставок приведет к росту инфляции и ускорению экономического роста.

Контрольный показатель, используемый для таргетирования инфляции, обычно представляет собой индекс цен на корзину потребительских товаров, такой как индекс цен на личные потребительские расходы, который используется Федеральной резервной системой США.

Наряду с принятием целевых показателей инфляции и календарных дат в качестве показателей эффективности политика таргетирования инфляции может также предусматривать шаги, которые необходимо предпринять в зависимости от того, насколько фактический уровень инфляции отличается от целевого уровня, например, снижение ставок по кредитам или добавление ликвидности к целевому уровню. экономия.

Краткий обзор

27 августа 2020 года Федеральная резервная система объявила, что больше не будет повышать процентные ставки из-за падения безработицы ниже определенного уровня, если инфляция останется низкой.Он также изменил свой целевой показатель инфляции на средний, что означает, что он позволит инфляции несколько подняться выше целевого показателя в 2%, чтобы компенсировать периоды, когда она была ниже 2%.

Плюсы и минусы инфляционного таргетинга

Таргетирование инфляции позволяет центральным банкам реагировать на потрясения в национальной экономике и сосредотачиваться на внутренних соображениях. Стабильная инфляция снижает неуверенность инвесторов, позволяет инвесторам прогнозировать изменения процентных ставок и закрепляет инфляционные ожидания. Если целевой показатель опубликован, таргетирование инфляции также позволяет повысить прозрачность денежно-кредитной политики.

Однако некоторые аналитики считают, что сосредоточение внимания на таргетировании инфляции для обеспечения стабильности цен создает атмосферу, в которой неустойчивые спекулятивные пузыри и другие искажения в экономике, такие как те, которые привели к финансовому кризису 2008 года, могут бесконтрольно процветать (по крайней мере, до тех пор, пока инфляция не снизится. из цен на активы в розничные потребительские цены).

Другие критики таргетирования инфляции считают, что оно стимулирует неадекватную реакцию на шоки условий торговли или шоки предложения. Критики утверждают, что таргетирование обменного курса или таргетинг номинального ВВП обеспечит большую экономическую стабильность.

С 2012 года Федеральная резервная система США установила целевую инфляцию на уровне 2%, измеряемую инфляцией PCE.Удержание инфляции на низком уровне является одной из задач двойного мандата Федеральной резервной системы, наряду со стабильным низким уровнем безработицы.Уровни инфляции от 1% до 2% в год обычно считаются приемлемыми, в то время как темпы инфляции более 3% представляют собой опасную зону, которая может привести к девальвации валюты. Правило Тейлора является эконометрическая модель,которая говорит,что Федеральная резервная системадолжна повышать процентные ставки,когда инфляция или темпы роста ВВП выше,чем хотелось бы.

Таргетирование инфляции стало основной целью Федеральной резервной системы в январе 2012 года после последствий финансового кризиса 2008-2009 годов. Сообщая об уровне инфляции как о явной цели, Федеральная резервная система надеялась, что это поможет продвинуть их двойной мандат: низкий уровень безработицы, поддерживающий стабильные цены. Несмотря на все усилия Федеральной резервной системы, инфляция все еще колеблется около 2% в течение большинства лет.

Источник

Рабочая модель: почему не стоит бояться инфляционного таргетирования

Каждое важное действие Банка России — публикация «Основных направлений денежно-кредитной политики» (ДКП) или решение об изменении ставки — порождает дискуссии об эффективности действий регулятора. Уважаемые коллеги предложили такой вариант ДКП, который ориентируется в первую очередь на стабильный номинальный курс. Вторая составляющая — это низкие процентные ставки и низкая инфляция. Эти предложения кажутся противоположными тому, что Банк России сейчас делает, и в некотором смысле перекликаются с идеей президента Дональда Трампа, что ФРС и ее политика повышения ставки является единственной проблемой экономики США.

Давайте разберемся, насколько близкий к фиксированному курс может оказаться полезным в реалиях современной денежно-кредитной политики. Для этого я буду активно ссылаться на научные исследования, именно они позволяют понять, что нам рассказывают макроэкономические данные.

Краткая российская макроистория

Россия жила при почти фиксированном курсе довольно долгое время. С уровней конца 1998 года (около 20 руб.) до конца 2013-го (около 32 руб.) курс оказался удивительно стабильным. И надо отчетливо понимать, что период до середины 2008 года — это время накопления международных резервов в силу сильного притока нефтегазовых сверхдоходов. Затем, во время кризиса 2009 года и дальнейших шоков, резервы начинают то сильно падать, то снова расти и внешние шоки продолжают сильно влиять на действия ЦБ. Интервенции на продажу прекратились только с переходом к плавающему курсу рубля в ноябре 2014 года, а покупки ЦБ вне рамок бюджетного правила не проводятся с июля 2015-го.

Если посмотреть на рост экономики, то кажется, что фиксированный курс был очень полезен: период с 1998 по 2008 год закончился удвоением подушевого ВВП, годовыми темпами роста примерно в 7% и значительным увеличением благосостояния граждан. Следующее десятилетие, с 2009 по 2018 год, напротив, характеризуется темпами роста около 1% в год, двумя рецессиями и непрерывным снижением реальных располагаемых доходов населения с 2014 по 2017 год. Нынешний год еще не закончился, но, очевидно, покажет почти нулевую динамику доходов.

Наверное, это результат изменения макрополитики? Значит, нам нужно реагировать на изменение внешних условий, то есть цен на нефть и другие экспортные товары посредством покупки или продажи международных резервов, а не через плавающий курс? Может быть, мы действительно пока не можем себе позволить режим свободного плавания, поскольку у нашего экспорта очевидная нефтегазовая специфика?

Напомню, что в российской истории соревновались два механизма подстройки экономики к снижению экспортных цен (могут, наверное, быть и другие):

1) при плавающем курсе происходит ослабление рубля, нам приходится покупать меньше импортных товаров, и в результате компенсация потерь для экономики происходит через балансировку внешнего и внутреннего секторов — это то, что произошло в 2014–2016 годах с падением ВВП примерно на 3%;

2) при фиксированном курсе импорт не снижается, экономика испытывает значительно более сильное падение из-за отсутствия перебалансировки, но в случае дальнейшего восстановления цен на нефть может испытать восстановительный рост — это было в 2009 году с падением на 7,8% и ростом в следующие два года.

Лично мне кажется, что эти примеры вполне характеризуют возможность подстройки при почти фиксированном курсе, но давайте посмотрим на международные сравнения.

Фиксированный курс: плюсы и минусы

Почему есть некоторая логика в фиксации курса к другой валюте? Дело в том, что в развивающихся странах фиксированный курс действительно помогает или исторически помогал росту ВВП, кредитования и стоимости недвижимости. Исследование экспертов МВФ, выпущенное в 2017 году, показывает, что фиксация курса к другой валюте, обычно развитой страны, в хорошие времена позволяет ускорить рост. Но тут же следует «но»: те же экономики существенно зависят от кредитных условий, то есть от ликвидности на мировых рынках капитала. Как только она исчезает, происходит очень сильная просадка экономики, существенно нивелирующая предыдущий рост.

Что мы знаем про управление реальным курсом, то есть номинальным, скорректированным на инфляцию в России и других странах? Тут есть интересные результаты 2016 года, представленные авторами из Европейского центрального банка. На первый взгляд они показывают, что ослабление реального курса, когда наши товары становятся дешевле по отношению к иностранным, приводит к росту экспорта и ВВП. Вот только есть деталь: это работает для относительно бедных экономик, к которым Россия уже не очень относится, и вдобавок — после внешних шоков для курса, а не рукотворных девальваций валюты.

Таким образом, у фиксированного курса есть определенные плюсы (большая предсказуемость ситуации для инвесторов, упрощение инвестиционных планов при привлечении средств в других валютах) и минусы (больше зависимости от притоков и оттоков капитала, меньше возможности влияния реального курса на рост при относительно высоком ВВП на душу населения, перегревы или сильные падения экономики и инвестиций).

Двойной мандат?

Как справедливо отмечено коллегами, ФРС придерживается двойного мандата (инфляция в разумных пределах, с 2012 года — фактически на уровне 2%; полная занятость, то есть низкий уровень безработицы, который не ускоряет инфляцию. Авторы предлагают Банку России перейти к двойному мандату по волатильности курса и инфляции.

Почему это вовсе не похоже на правило ФРС? Как мы понимаем, инфляция и занятость — это переменные, довольно сильно связанные между собой как в США (высокая безработица — низкий спрос — низкая инфляция, так называемая кривая Филлипса), так и в России. Эти два показателя не находятся в противоречии между собой и движутся обычно в правильном направлении: снижение ставок помогает снизить безработицу и повысить инфляцию во время кризиса, повышение — притормозить слишком быстро растущую экономику во время бума.

Инфляция и волатильность курса не находятся в таком прямом соответствии. Да, есть асимметрия реакции инфляции на ослабление и укрепление рубля — слабый рубль разгоняет инфляцию сильнее, чем сильный ее снижает. Но, во-первых, эта асимметрия значительно снизилась в 2017–2018 годах, плюс она почти автоматически заложена в ДКП из-за наличия средней цели по инфляции (сейчас это 4%). Даже при более или менее постоянном курсе в начале и в конце года цены должны повыситься по этой цели, отсюда приходит часть асимметрии.

Во-вторых, при почти фиксированном курсе инфляция не обязана быть низкой — мы помним это по нулевым. Средняя инфляция за 2000–2008 годы составила 13,6%.

Кстати, у Банка России и сейчас уже в некотором смысле двойной мандат — инфляция около 4% и финансовая стабильность, ставшая крайне важной после кризиса 2007–2009 годов.

Что дает таргетирование

Теперь про инфляционное таргетирование — может ли Россия его себе позволить? Можно не выдергивать отдельные научные статьи и посмотреть на мета-анализ множества исследований. Коллеги из МВФ в 2017 году проделали такую работу по теме инфляционного таргетирования. Они исследовали интересующие любого макроэкономиста переменные — рост ВВП, уровень инфляции и волатильности этих параметров. Если сократить их историю до выводов, то получается, что после введения инфляционного таргетирования:

То есть получается, что происходит стабилизация инфляции на более низких уровнях при той же волатильности. Но при этом нет явного влияния на экономический рост, темпы которого тревожат многих критиков ЦБ.

Что делать

Банк России не перестает привносить новые оттенки в ДКП. В частности, последний пресс-релиз по ставке использует слово «упреждающий». Это как раз то, что нужно делать при «инфляционном таргетировании с учетом прогнозов»: если ЦБ видит, что по его моделям есть риски роста инфляции и эта инфляция может оказать долгоиграющее влияние на будущие цены, а не на одноразовый скачок, ему точно нужно повышать ставки. То есть ДКП и способы ее трансляции аналитикам и рынкам продолжают развиваться.

Конечно, нужны более качественные предсказывающие модели, а также данные — от Росстата, ФНС, из интернета (big data) и даже со спутников (есть и такие способы оценивать экономические переменные). Может быть, и коррекция бюджетного правила, особенно с учетом падающих цен на нефть, не повредила бы. Но чего точно не нужно делать, так это ломать работающий механизм ДКП ради перехода к фактически неработающей и рискованной политике ежедневного управления курсом и резервами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *