что такое тангаж в авиации у самолета
Что такое тангаж в авиации у самолета
Пилота́ж — пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.
Тангаж, крен и рыскание – три угла которые задают наклон самолета относительно его центра инерции по трём осям.
Тангаж – поворот самолета относительно горизонтальной поперечной оси, вверх и вниз
положительный тангаж — кабрирование, штурвал на себя, нос самолета вверх
отрицательный тангаж — пикирование, штурвал от себя, нос самолета вниз
Крен — поворот самолета вокруг его продольной оси, влево или вправо.
Штурвал влево или вправо
Рыскание — поворот самолета относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево. Управляет этим вращением руль направления.
8 САМЫХ СЛОЖНЫХ ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА
Бочка
Как: Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.
Когда: впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь
Зачем: трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед, и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.
Колокол Квочура
Как: Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.
Когда: Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.
Зачем: Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».
Иммельман
Когда: впервые фигура выполнена на моноплане «Фоккер Е.III» 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики, лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.
Зачем: фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.
Плоский штопор
Как: Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.
Когда: В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете «Ньюпор-XXI» на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.
Зачем: В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.
Чакра Фролова
Как: Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.
Когда: Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже.
Хаммерхед
Как:Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.
Когда: Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.
Зачем: Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.
Фигура Пугачева
Как: Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов на Су-27, (на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.
Когда: Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле-Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.
Зачем: Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.
Ранверсман
Как: Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).
Когда: Предположительно, опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.
Зачем: Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.
Тангаж
Это один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), которые задают наклон летательного средства относительно его центра инерции. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Тангаж» в других словарях:
тангаж — движение, качка Словарь русских синонимов. тангаж сущ., кол во синонимов: 2 • движение (93) • качка … Словарь синонимов
ТАНГАЖ — (франц. tangage килевая качка) угловое движение летательного аппарата или судна относительно поперечной (горизонтальной) оси … Большой Энциклопедический словарь
ТАНГАЖ — ТАНГАЖ, в АЭРОДИНАМИКЕ, угловое движение лонжерона самолета вокруг оси относительно горизонта. Руль высоты управляет тангажем посредством опускания (или поднимания) хвостового оперения относительно носа для увеличения (или уменьшения) угла атаки… … Научно-технический энциклопедический словарь
Тангаж — (франц. tangage килевая качка) угловое движение ЛА, при котором его продольная ось (см. Системы координат) изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости; характеризуется углом Т. и скоростью Т. Угол тангажа (θ) угол между… … Энциклопедия техники
тангаж — а, м. tangage m. Колебания воздушного судна в вертикальной плоскости продольной оси. Т. можно назвать килевой качкой. 1925. Вейгелин Сл. авиа. Наклон летательного аппарата (самолета, ракеты) или судна относительно его главной оси в полете,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТАНГАЖ — угловое движение летательного аппарата или судна относительно поперечной (горизонтальной) оси … Большая политехническая энциклопедия
тангаж — (франц. tangage килевая качка), угловое движение летательного аппарата или судна относительно поперечной (горизонтальной) оси. * * * ТАНГАЖ ТАНГАЖ (франц. tangage килевая качка), угловое движение летательного аппарата (см. ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ)… … Энциклопедический словарь
Тангаж — (франц. tangage килевая качка) угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол Т. угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации… … Большая советская энциклопедия
ТАНГАЖ — (франц. tangage) угловое движение судна или ЛА (напр., самолёта) относительно гл. поперечной оси инерции. Угол Т. угол между продольной осью ЛА и горизонтальной плоскостью … Большой энциклопедический политехнический словарь
Значение слова «тангаж»
положительный тангаж, с увеличением угла (подъём носа) — кабрирование, штурвал на себя;
отрицательный, с уменьшением угла (опускание носа) — пикирование, штурвал от себя.
Вызывается отклонением руля высоты.
Это один из трёх углов (крена, тангажа и рыскания), которые задают наклон летательного средства относительно его центра инерции по трём осям. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением. Примечательно, что дифферент имеет обратные представления о положительности/отрицательности.
танга́ж
1. авиац. угловое движение летательного аппарата относительно главной поперечной оси инерции; наклон «с носа на хвост» или наоборот ◆ Первая ступень отделилась нормально; тангаж, рыскание, вращение — в норме. ◆ При применении термина к конкретным видам органов управления тангажом следует заменять слова «органа управления тангажом» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения руля высоты», «угол отклонения стабилизатора». «ГОСТ 20058-80 «Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения»», 1980 г.
2. авиац. разг. то же, что угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью ◆ Три угла Эйлера для летательного аппарата соответствуют крену, тангажу и рысканию.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прикованность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
RCSearch
Крен (Roll) [ править ]
Крен (Roll) — отклонение плоскости симметрии ЛА от вертикального положения (от местной вертикали к земной поверхности). Другими словами: поворот ЛА или судомодели вокруг её продольной оси.
Характеризуется углом крена и скоростью крена.
Манёвры крена используются, например, при разворотах, при выполнении фигур пилотажа, при заходе на посадку для парирования смещения траектории летательного аппарата относительно оси взлётно-посадочной полосы.
Управление креном осуществляется органами поперечного управления: элеронами — элементов механизации крыла. Самопроизвольный крен летательного аппарата называют валёжкой.
Крен, в классическом его понятии, не определён при тангаже равном 90° и −90°.
Тангаж (Pitch) [ править ]
Тангаж (Pitch) — угловое движение ЛА или судомодели, при котором его продольная ось изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости. Другими словами: угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Характеризуется углом тангажа и скоростью тангажа.
Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью.
Манёвры авиамодели с увеличением угла тангажа называются кабрированием, а с уменьшением — пикированием. Эти манёвры осуществляются созданием момента тангажа за счёт отклонения органов управления: руля высоты или элевонов.
По отношению к судомоделям используется термин «дифферент» с таким же значением.
Рыскание (Yaw) [ править ]
Ры́скание (Курс, Yaw) — угловые движения ЛА, судомодели или автомодели вокруг вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судомоделям. Управляет этим вращением руль направления (англ. rudder).
В динамике полёта рыскание (вернее, угол рыскания) также означает угол поворота корпуса самолёта в горизонтальной плоскости, отсчитываемый от направления на север. Этот угол сходен с курсом, но отсчитывается строго в соответствии с выбранной системой координат. В традиции российской школы это означает отсчёт положительных углов против часовой стрелки, если смотреть сверху. Кроме того, обычный рассматриваемый диапазон углов рыскания ±180°.
Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между истинным N (север) и диаметральной плоскостью судна. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т. н. «чистый норд») до 359°.
ТАНГАЖ
Танга́ж (франц. tangage килевая качка) угловое движение лететельного аппарата, при котором его продольная ось (см. Системы координат) изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости; характеризуется углом Т. и скоростью Т.
Угол тангажа θ угол между продольной осью OX и горизонтальной плоскостью OXgZg нормальной системы координат (СК); положителен, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости. Угол Т. равен сумме угла атаки α и угла наклона траектории θ угла между направлением земной скорости лететельного аппарата и горизонтальной плоскостью OXgZg (угол θ положителен, когда проекция земной скорости на ось OYg положительна). При определении ориентации скоростной СК относительно нормальной СК используют скоростной угол тангажа θa угол между скоростной осью OXa и горизонтальной плоскостью OXgZg нормальной СК. Скорость тангажа ωz составляющая угловой скорости лететельного аппарата по оси OZ связанной СК.
Манёвры с увеличением θ называются кабрированием, а с уменьшением пикированием. Эти манёвры осуществляются созданием момента Т. (см. в ст. Аэродинамические силы и моменты) за счёт отклонения органов управления Т.
Измерение скорости Т. осуществляется гироскопическим датчиком угловых скоростей, угол Т. измеряется гировертикалью. См. также Продольное движение.