что такое тамбур шлюз 1 го типа
Тамбур-шлюз — излагаем главное
Тамбур на входе в магазин.
Та́мбур (фр. tambour «барабан») — небольшое проходное помещение между дверями. Тамбур рассчитан на нахождение в нём одного или нескольких человек, оборудования, вагонеток и т. д. На входе в здание между наружными и внутренними дверями тамбур является тепловым шлюзом и препятствует проникновению холодного воздуха с улицы в здание. Внутренние тамбуры служат для частичной изоляции одного помещения от другого.
Тамбур-шлюз — один из видов заполнения проёмов в противопожарных преградах. К ограждающим конструкциям и заполнениям проёмов предъявляются требования по огнестойкости и пожарной безопасности. Створки дверей не являются обязательным элементом тамбура, существуют «открытые тамбуры».:Ст. 88
Типы
В зависимости от особенностей ограждающих конструкций и уровня огнестойкости тамбур-шлюзы делятся на три типа (в соответствии с СНБ 2.02.01-98, п.4.9).
Что вы получите:
Назначение
Тамбур со створками дверей и открытый тамбур на входе в школу
Тамбуры, тамбур-шлюзы применяются для ограничения распространения пожара. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. В проёмах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения. В цокольных и подземных этажах зданий, сооружений и строений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.:Ст. 88 В незадымляемых лестничных клетках типа Н3 вход на них на каждом этаже происходит через тамбур-шлюз, в котором постоянно или во время пожара обеспечивается подпор воздуха.:Ст. 40
Входные тамбуры предназначены для защиты от проникновения горячего или слишком холодного воздуха при открывании дверей. В районах с длительным холодным периодом и сильными ветрами или в южных районах с жарким климатом устраивают тамбуры, в условиях средней полосы выходы устраиваются без тамбуров.:256 Известен случай, когда в жилом доме, построенном в 1918 году, перед входом в сени имелось крыльцо-тамбур без дверей с открытым лестничным маршем и рундуком, обшитым вертикальной доской и покрытым самостоятельной односкатной крышей.
Перегрузочный тамбур — конструкция, вынесенная за пределы складского помещения. Имеет герметизатор проёма и уравнительную платформу. Перегрузочный тамбур защищает груз от воздействия неблагоприятных климатических факторов, а также обеспечивает стабильность температуры в складском помещении.
Устройство
Ширина тамбуров принимается больше ширины проёмов на 0,5 метра (0,25 метра с каждой стороны проёма), а глубина — больше ширины дверного полотна на 0,2 метра, но не менее 1,2 метра.:255 Защитные свойства тамбуров зависят от их планировки. Для тамбур-шлюзов необходимы размеры, позволяющие войти в него, закрыть за собой двери и открыть следующую дверь. Исходя из этих условий, глубина тамбур-шлюза принимается на 30 см больше ширины двери, но не менее 1,2 метра, а ширина на 0,6 метра больше ширины дверного проёма.:256
В тамбур-шлюзах помещений категорий А и Б, помещений с выделением вредных газов или паров 1 и 2 классов опасности следует предусматривать механическую приточную вентиляцию с подачей наружного воздуха для создания избыточного давления круглосуточно и круглогодично.
Тамбур-шлюзы в противопожарных преградах должны быть защищены дренчерными завесами с удельным расходом не менее 1 л/(с·м). Как правило, завесы должны устанавливаться внутри тамбура; с учётом специфических условий объекта защиты они могут быть предусмотрены в две нитки как внутри, так и снаружи.
Запрещается устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы.
3. ПОДПОР ВОЗДУХА ПРОЕКТ
Согласно СП7.13130.2013, пункт 7.15, пораздел в) для тамбур-шлюза, расположенноо при выходе в незадымляемые лестничные клетки расчет проводится так же на обеспече-ние скорости в проеме дверного проема не менее 1.3м/с:
Размеры двери на выходе в лестничную клетку 1.9х0.9 =1.7м2
Требуемый расход воздуха составит: 1.7м2∙1.3м/с∙3600 = 8000м3/ч.
заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземли-телю;
металлические трубы коммуникаций.
Все контактные соединения должны соответствовать требованиям Г0СТ10434 к контакт-ным соединениям класса 2.
Заземляющий защитный РЕ проводник питающей линии в системе ТN-С-S. Заземляющий проводник, присоединённый к заземлителю повторного заземления на вводе в здание (ес-ли есть заземлитель);
Для соединения с основной системой уравнивания потенциалов все указанные части должны быть присоединены к главной заземляющей шине, согласно ПУЭ п.1.7.119-1.7.120, при помощи проводников системы уравнивания потенциалов.
Железная дорога
План плацкартного вагона: 6, 11 — тамбуры
Шум в тамбуре вагона намного интенсивнее, чем в салоне — слышны парные стуки колёсных пар двух соседних вагонов на стыках рельсов и шум трения колёс об рельсы
Тамбуры железнодорожных пассажирских вагонов — закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона между наружными и внутренними входными дверьми. Предназначены для защиты от проникновения в салон вагона наружного воздуха, шумоизоляции. Обычно каждый тамбур имеет 3 наружные входные двери (по бокам вагона и торцевую) и 1 внутреннюю дверь в салон вагона. В тамбурах выделялось место для курения. Различают «рабочий тамбур» — со стороны служебного купе проводников в плацкартных, купейных вагонах, вагонах СВ, люкс, ресторанах и у кабины машиниста в вагонах пригородных электричек. С рабочего тамбура производится топка котла для обогрева вагона на неэлектрифицированных участках железной дороги. Также в тамбурах оснащено место для хранения запаса топлива (угля, дров). Тамбуры оснащены стоп-кранами экстренного торможения и ручным тормозом для остановки вагона в случае расцепки от состава, или в случае неисправности пневматической системы экстренного торможения.
3. ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДПОРА В СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИСТЕМУ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
При формировании сигнала пожар в существующей системе автоматической пожарной сигнализации контрольным прибором формируется замыкание выхода типа «сухой кон-такт» подключённого к щиту управления вентилятором подпора и приводу электромеха-нического клапана. Инициируется запуск вентилятора и открытие клапана.
Клапан КЛАД-2 оборудован электромеханическим приводом Belimo 220В.
Щит управления вентилятором ПД1, расположен в помещении №2. К щиту подвести сиг-нал о формировании пожара от существующей системы АПС
Запрещается
Не допускается устройство тамбуров для одновременного выхода из нескольких помещений категории А и Б. Также запрещено эксплуатировать общие тамбур-шлюзы в качестве эвакуационных.
Площадь помещений защитного типа не может быть использована не по прямому назначению. То есть в них нельзя устраивать склады для инвентаря, стройматериалов, хозяйственных продуктов, одежды и т.д.
Тамбур-шлюз
В соответствии сч.2, ст.37, ФЗ-123 тамбур-шлюзы в зависимости от предела огнестойкости, типа ограждающих конструкций подразделяются на 1 и 2 тип.
ПРЕДЕЛЫ ОГНЕСТОЙКОСТИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ПРЕГРАД
Наименование противопожарных преград
Тип противопожарных преград
Предел огнестойкости противопожарных преград
Тип заполнения проемов в противопожарных преградах
Светопрозрачные перегородки состеклением площадью более 25 %
I.Тамбур-шлюз 1 типа ограждается противопожарными перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа. Стены и перегородки используются для предотвращения распространения пожара, дыма ( см. ДЫМ) и вредных веществ ( см. ТОКСИЧНОСТЬ ПРОДУКТОВ ГОРЕНИЯ) в пределах этажа.
Тамбур-шлюз первого типа устраивается в противопожарных стенах первого типа. Перегородки для тамбур-шлюза должны иметь предел огнестойкости ( см. ПРЕДЕЛ ОГНЕСТОЙКОСТИ КОНСТРУКЦИИ) не менее ЕI 45.
Для устройства тамбур-шлюза 1 типа используют перекрытия 3 типа, имеющие предел огнестойкости не менее REI 45 и выполненные из конструкций класса пожарной опасности К0. Такие перекрытия устраиваются для ограничения распространения огня по этажу и между этажами в течение времени, регламентированного пределом огнестойкости.
Заполнение проемов в тамбур-шлюзе 1 типа допускается дверями, воротами, окнами, люками, клапанами, имеющими предел огнестойкости не менее EI30 и огнестойкость двери не менее 30 минут.
II.Тамбур-шлюз 2-го типа ограждается перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа.
Рис. 1 Схема устройства тамбур-шлюзов:
· а — при разделении пожаро-, взрывоопасных производств; б, в — при защите дверного проема в противопожарной стене 1 типа; г — при входе в лестничную клетку; д — при входе в лифт;
· А, Б, В, Г, Д — категории помещений по пожарной опасности;
· 1— тамбур-шлюз; 2 — противопожарная стена 1 или 2 типов, противопожарная перегородка 1 типа, 3 — противопожарная стена 1 типа; 4 —противопожарная дверь 2 типа; 5—противопожарная дверь 1 типа; 6 —деревянные двери без пустот толщиной не менее 4 см; 7 — двери из негорючих материалов; 8 — противопожарные перегородки 1 типа; 9 —противопожарные окна 2 типа.
Типы элементов тамбур-шлюза
Требования, предъявляемые к тамбур-шлюзам
В зданиях, сооружениях, пожарных отсеках ( см. ПОЖАРНЫЙ ОТСЕК) всех классов функциональной пожарной опасности ( см. КЛАСС ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ПОЖАРНЫХ ОТСЕКОВ ) по условиям технологии допускается предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и цокольным или первым этажом.
Ширину тамбуров и тамбур-шлюзов, расположенных на путях эвакуации, следует принимать больше ширины дверных проемов не менее чем на 0,5 м, а глубину — более ширины дверного полотна не менее чем на 0,5 м, но не менее 1,5 м.
При выходе в тамбур или тамбур-шлюз двух и более дверей не допускается взаимное пересечение траекторий открывания этих дверей (п. 4.3.11, СП 1.13130.2020) [5].
Статью «Эвакуационные пути. Требования пожарной безопасности к их устройству и эксплуатации» см. по ссылке.
Системы Безопасности
Блог Эдуарда Валитова
Сегодня-это завтра о котром мы позаботились вчера
Для чего нужен подпор воздуха при пожаре
Здравствуйте, уважаемые читатели.
В этой статье мы с вами узнаем, для чего нужен подпор воздуха при пожаре, и как работает дымоудаляющая система.
Разберемся, какие трудности возникают в работе комплекса,
и что получается в случае превышения порога избыточного давления в эвакуационных помещениях.
Для чего нужен подпор воздуха при пожаре
Скажем просто о том, что такое подпор воздуха.
Это и есть подпор воздуха.
Главная цель этого оборудования – образовывать давление в эвакуационных коридорах большее, чем в других местах сооружения.
Это препятствует проникновению дымовой примеси в места эвакуации и позволяет персоналу безопасно покинуть горящее здание.
При этом всегда рассматривается худший сценарий: возгорание идет
при большой скорости ветра, а в самом строении открыты все двери, лифтовые шахты и разрушены все окна.
В процессе монтажа системы подпора воздуха учитываются следующие факторы.
Подпор и вентиляция дымоудаления обязательно должны компенсировать друг друга.
Другими словами, подпор воздуха это забор воздушной массы с улицы и ее доставка в горящее строение.
Такая система обычно отключается дистанционно.
Куда идет свежий воздух
Настолько важна, друзья, эта система!
По статистике при возгорании многие люди погибают по причине отравления угарным газом или от удушья.
В этой безвыходной ситуации нам и приходят на помощь системы дымоудаления и подпора воздуха при пожаре.
Благодаря им люди беспрепятственно эвакуируются из строения, не получив отравление, и не задохнувшись от недостатка кислорода.
Согласно нормативно-правовым документам 123-ФЗ и СП 7.13130.2013, система подпора воздуха и дымоудаления непременно устанавливается во всех эвакуационных путях и зонах без естественного освещения.
Это, например, следующие типы помещений.
Помимо этого, свежим воздухом необходимо снабжать и так называемые безопасные зоны,
куда могут эвакуироваться инвалиды и другие люди для сохранения жизни.
На основании п. 7.1 из СП 7.13130.2013, подпор воздуха и дымоудаление
блокируют либо ограничивают распространение продуктов горения
по эвакуационным проходам и в помещения зон безопасности.
Кроме того, приточка должна использоваться только вкупе с вытяжкой (!). Иначе приточную противодымную вентиляцию использовать запрещено.
Из этого положения СП 7, мы видим, что подпор воздуха в зоны безопасности МГН также обязателен.
Когда срабатывает система ПС, то сразу блокируется система обычной вентиляции.
А система ДУ забирает продукты горения из сооружения.
Расчет подпора воздуха в лестничную клетку, эвакуационный коридор, шахту лифта либо другое место ведется согласно с п. 7 СП 7.
Также система ДУ не дает угарному газу или задымленности формировать среди противопожарных участков, забирает излишнее тепло.
Так, систему подпора в эвакуационный коридор мы тоже проектируем согласно нормам СП 7.13130.2013.
Тамбур-шлюз
А это специальная противопожарная зона.
Она проектируется с целью предотвращения попадания токсичных веществ из одной зоны сооружения в соседнюю.
Тамбур-шлюз с подпором воздуха обязательно оснащен приточкой для нагнетания давления до регламентного значения 20 Па.
У такого помещения двери самозакрывающиеся, без какого-либо запорного механизма.
Согласно п. 4.9 СНБ 2.02.01-98, эти противопожарные зоны подразделяются на 3 вида.
Они ограждают объекты классов А, Б по пожароопасности от прилегающих лифтовых шахт, эвакуационных проходов, лестничных площадок.
Принцип работы
Теперь о том, как работает дымоудаление и подпор воздуха, когда горит сооружение.
Алгоритм действий очень простой.
Проблема притока воздуха
При проектировании установки подпора воздуха у специалистов трудностей обычно не возникает.
Здесь мы опираемся на 123-ФЗ, СП 7.13130.2013 и другие нормативы.
Но, как обычно, все случается на практике.
Основная проблема заключается в превышении компенсационного давления от вентиляторов притока, когда при пожаре, например, люди распахивают окна и раскрывают двери кабинетов.
Давайте представим ситуацию, когда приведена в действие система ДУ из эвакуационного прохода.
Начался забор задымленного воздуха из пространства и его выброс в шахту дымоудаления.
Вследствие этого, открывающиеся наружу двери из коридора прижимаются к своим створкам давлением в соседнем помещении.
Поэтому открыть их очень тяжело, либо совсем невозможно.
А по п. 7.16 СП 7, максимальное избыточное давление на такую дверь – 150 Па.
Чтобы уравновесить давление рекомендуется монтаж системы подпора воздуха, то есть притока с улицы.
Расстояние между подпором и дымоудалением задается п. 7.11 СП 7, применительно к разным местам выброса продуктов горения.
Поэтому п. 7.15 СП 7 устанавливает нормированный порог давления на дверь для эвакуации от 20 Па.
А п. 8.8 для компенсации рекомендует монтировать систему подпора с естественным притоком.
Поэтому, следуя этим нормативам, мы можем обойтись без полноценной приточки с подпорным вентилятором.
Естественный приток предполагает шахты с клапанами или проемы наружу.
а при пожарной ситуации люди пораспахивали все окна, двери и бегут по коридорам на выход?
Правильно, образуется излишнее давление в проходе для эвакуации по сравнению, например, с лестничной площадкой или тамбуром.
Благодаря воздушному притоку из окон и работы приточной вентиляции, дым, конечно, хлынет из прохода дальше в другие помещения.
Можно, к примеру, поставить в местах эвакуации датчики давления с анализаторами и другое оборудование КИПиА.
Но беда в том, что на все проектируемые устройства у нас должен быть сертификат ПБ.
Об этом, конечно, хорошо осведомлен пожарный инспектор.
Что же тогда делать?
Выход из сложившейся ситуации на самом деле простой –
достаточно установить сертифицированный клапан сброса избыточного давления,
управляемый дистанционно или автоматически.
При описанной ситуации с распахнутыми окнами такой клапан
перейдет в закрытое положение и отключит приточную компенсацию в коридор для эвакуации.
Минусовое давление от работы дымоудаляющего оборудования будет тогда уравновешиваться давлением из распахнутых окошек.
А в штатной ситуации клапан будет открываться, например,
при превышении избыточным давлением отметки 90 Па и закрываться при снижении его до 40 Па.
Эти пороговые значения удобно настраиваются регулировочным винтом, сжимающим и разжимающим пружину.
Что запомнить
Подведем, уважаемый читатель, итог нашего исследования и выделим главные тезисы этой статьи.
Желаю Вам, дорогой читатель, успеха в профессиональном деле.
Что такое тамбур шлюз 1 го типа
Статья 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.
3. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
4. Требования к элементам тамбур-шлюзов различных типов приведены в таблице 25 приложения к настоящему Федеральному закону.
5. Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных стен с другими стенами зданий и сооружений должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
9. Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади.
10. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается.
11. При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара на смежные этажи и в смежные помещения.
12. В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения, или должны быть установлены вместо дверей и ворот противопожарные шторы, экраны. Ограждающие конструкции этих тамбуров должны быть противопожарными.
13. Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ.
14. Не допускается пересекать противопожарные стены и перекрытия 1-го типа каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования горючих газов, пылевоздушных смесей, жидкостей, иных веществ и материалов. В местах пересечения таких противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами для транспортирования веществ и материалов, отличных от вышеуказанных, за исключением каналов систем противодымной защиты, следует предусматривать автоматические устройства, предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам и трубопроводам.
15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.
16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.
(часть 17 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. В подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)