что такое тактическое планирование
Тактическое планирование. Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий. Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.
Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.
Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.
Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.
Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.
Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.
Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.
Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.
Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации в деятельности предприятия, анализ полученной информации, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия.
Кроме тактического планирования следует различать текущее, или оперативное, планирование.
Процесс текущего, или оперативного, планирования состоит из нескольких стадий:
Причем менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период.
Он должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься текущим планированием.
Стратегическое планирование и тактическое планирование: основные понятия, виды, принципы и цели, отличия
Планирование является важным видом деятельности для каждого предприятия. В зависимости от периода упреждения различают разные виды этого процесса. Фундаментальными разновидностями являются стратегическое планирование и тактическое планирование. Они имеют определенные цели и задачи, а также применяют соответствующие методики для анализа. Основные свойства этих разновидностей планирования, их принципы будут рассмотрены далее.
Общая характеристика
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование позволяют предсказать состояние компании в разной перспективе. Это важная работа, которой занимаются менеджеры любого крупного и среднего предприятия. Без планирования невозможно принимать правильные решения, сохраняя конкурентное преимущество на рынке.
Вам будет интересно: Закон предложения в экономике. Факторы, влияющие на предложение. Товары-заменители. Инфляционные ожидания
Реализация стратегии организации требует выполнения тактических решений. Причем периоды времени, отведенные для этого, могут быть весьма короткими. Стратегическое планирование еще называют перспективным. Оно направлено на решение глобальных процессов. Планирование в отдаленной перспективе не может быть выполнено без проведения тактического или текущего прогнозирования. Стратегические цели достигаются поэтапно. Поэтому период упреждения при анализе перспектив компании должен быть разным.
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование взаимосвязаны. Однако они имеют принципиальные отличия в методах проведения, а также в структуре решений и срокам реализации их в будущем. Текущее прогнозирование является составной частью разработки перспективного плана. Оно конкретизирует показатели, так как состояние компании в ближайшем будущем более предсказуемое.
Вам будет интересно: Валовой внутренний продукт и чистый внутренний продукт
Существуют разные виды стратегического и тактического планирования. Они направлены на достижение разных целей. Так, к текущему (тактическому) прогнозированию относятся краткосрочные, оперативные планы. Они помогают увязать при помощи смет, бюджетов основные направления деятельности компании. При этом разрабатываются планы для всех функциональных подразделений. В их число входят развитие персонала, исследовательская деятельность, производство и финансы, сбыт и т. д.
В комплекс задач, которые решаются при помощи тактического планирования, входит разработка плана прибыли, баланса, движения денежных средств. Такие формы бухгалтерской отчетности отражают финансовое состояние компании в текущем периоде и в перспективе. Текущий план составляют на один год.
Чтобы составить краткосрочный план, применяются данные о сбыте, продажах, а также результаты маркетингового анализа. На основе прогноза сбытовых показателей планируется объем производства. Также определяется потребность в загрузке производственных мощностей, приобретении основных средств, а также количество рабочей силы.
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование кадровое, материальных ресурсов, прочих сфер деятельности организации являются связанными процессами. Но текущая его форма применяется в качестве основного плана для бесперебойной работы предприятия. Оно применяется с целью разработки плана реализации. От него отталкиваются, создавая другие важные планы.
Долгосрочное
Вам будет интересно: Как правильно рассчитать стоимость торта: примеры и советы
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование кадровое, производственное, прочих видов деятельности организации позволяют принимать правильные решения при выборе направления деятельности компании. У каждой организации есть свои цели, которые могут быть поставлены и достигнуты только в ходе рассмотрения состояния предприятия и отрасли в целом в перспективе.
Стратегическое планирование – одна из функций стратегического управления. В ходе этой деятельности происходит постановка целей, выбираются пути их достижения. Этот вид планирования является опорой при принятии практически всех решений управленцев. На них ориентированы функции мотивации, организации и контроля.
Если компания не использует те преимущества, которые открывает стратегическое планирование, сотрудники не смогут четко понимать цели компании, а также направления ее деятельности. Поэтому невозможно будет управлять всеми работниками. Именно стратегические планы являются основой для этого процесса.
Прогнозирование в отдаленной перспективе предоставляет возможность менеджерам и владельцам оценить возможные пути и темп развития их организации. Также в ходе этого процесса происходит определение глобальных перспектив рынка. Исследуется не только предположительное развитие организации, но и ее окружения.
Раньше компании применяли в ходе процесса ценообразования далеко не все виды планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование отличаются уровнем сложности. Прогнозы на длительную перспективу раньше делали только крупные корпорации. Но сегодня ситуация несколько изменилась. Чтобы сохранить конкурентные преимущества, организация должна планировать свою работу, соотнося ее с вероятными изменениями во внешней среде. Поэтому представители среднего бизнеса также занялись вопросами прогнозирования своей деятельности в перспективе.
Миссия, цели и процесс долгосрочного планирования
Рассматривая сущность стратегического и тактического планирования, следует отметить особенности проведения подобных процессов. В любой организации прогнозирование на удаленную перспективу начинается с миссии организации. Она является отражением смысла существования предприятия, его философию.
Под миссией понимается глобальная концепция, которая определяет движение компании в настоящий момент и в удаленной перспективе. В ней детализируется статус организации, его главные принципы в работе, намерения управленцев. В миссии указываются самые важные характеристики хозяйственной деятельности. Миссия определяет, на что будут выделяться ресурсы, какие направления выбраны перспективными, а на какие не стоит обращать внимания. Процесс финансирования в этом случае выполняется направленно.
Миссия отражает приоритетные ценности. Она не зависит от теперешнего состояния дел организации. На нее не должны оказывать влияние финансовые проблемы организации. В процессе описания миссии не принято указывать, что компания работает с целью получения дохода. Хотя именно это является основным устремлением любой организации в рыночной экономике.
Вам будет интересно: Информационная асимметрия: понятие, способы устранения, последствия для экономики
Цель позволяет конкретизировать миссию. Это позволяет выполнить процесс реализации главной задумки в процессе управления. Цели стратегического планирования заключаются в следующем:
Стратегическое и тактическое планирование маркетинга, финансов, трудовых ресурсов и т. д. являются связанными компонентами единого процесса. Они не могут противоречить друг другу. В противном случае это внесло бы диссонанс в общую картину, препятствовало бы продвижению к цели. Стратегическое планирование состоит из следующих этапов:
Анализ стратегии
Система тактического и стратегического планирования базируется на результатах анализа, маркетинговых, финансовых исследованиях деятельности организации, ее окружения. После определения миссии и целей организации происходит построение стратегии. На основе этого вырабатывается политика организации.
Основным элементом планирования в отдаленной перспективе является анализ. Он может включать в себя разные элементы. Такой анализ еще называют портфельным, если он проводится для диверсифицированной компании. Это элемент управления, который позволяет руководству организации оценить свою деятельность по показателям эффективности применения ресурсов. Также при помощи проведения подобных исследований выявляются скрытые тенденции, которые негативно отражаются на работе предприятия, а также находятся резервы для улучшения конкурентного положения на рынке.
Одним из основных методов портфельной разновидности анализа является построение матриц. С их помощью сравнивают производства, процессы, продукты по определенным общим критериям. Матрицы могут формироваться тремя способами:
На разных уровнях планирования стратегический, тактический анализ позволяет оценить перспективы, выявить резервы, проконтролировать продвижение к цели и т. д. Этот инструмент применяется также с целью исследования окружающей среды организации. Такой подход позволяет оценить собственное положение на рынке, выработать стратегию развития и завоевания новых конкурентных преимуществ.
В ходе проведения такой работы изучают внешнюю среду в целом, а также непосредственное окружение организации. Затем анализируется внутренняя среда предприятия.
Выбор и реализация стратегии
Рассматривая особенности стратегического и тактического планирования, стоит рассмотреть процесс становления и продвижения выбранных целей компании на разных уровнях развития. Так, на основе прогнозирования в удаленной перспективе формируется стратегия. Это качественно определенное, долгосрочное направление деятельности компании, которое в обозначенные сроки должно привести к достижению целей организации.
Стратегия выбирается с учетом следующих факторов:
После выбора долгосрочного направления движения наступает период реализации стратегии. Это критический процесс, так как от его течения зависит, достигнет ли организация своих целей. Реализация стратегических планов производится через создание специальных программ, разработку бюджетов и процедур. Они могут рассматриваться в разных периодах упреждения. Существует несколько факторов, которые влияют на успешную реализацию стратегии:
Обязательно проводится периодическая оценка, как продвигается процесс достижения поставленных целей планирования. Стратегические и тактические планы должны подвергаться постоянному изучению хода их осуществления. Для этого проводится оценка по таким направлениям:
Процесс реализации разработанных планов оценивается при помощи системы обратной связи. Нужен контроль, который осуществляют управленцы разных уровней, за выполнением текущих задач. На основе проведенных исследований проводится корректировка предыдущих этапов. Стратегический контроль базируется на следующих принципах:
Функции руководителей
За разработку, внедрение и контроль выбранных направлений стратегического и тактического планирования на предприятии отвечают руководители разных уровней. Управленцы в ходе этого процесса выполняют ряд функций:
При необходимости управленцы могут проводить перестройку, которая может проводиться в разных формах:
Выбор организационной структуры зависит от разнообразия деятельности организации, размера производства. На это могут также влиять географические факторы, применяемые технологии, отношение к структуре персонала.
Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте позволяют сформировать оптимальные связи внутри фирмы. Существуют разные стили применения изменений. Контроль со стороны управленцев позволяет определить, приведет ли выполнение конкретных задач к реализации основной цели и миссии.
Планирование текущего периода
Существуют определенные различия между стратегическим и тактическим планированием. Это два взаимосвязанных процесса. Тактическое планирование применяется с целью правильного распределения ресурсов предприятия. Это позволяет достигать стратегических целей.
Каждый тип планирования должен ответить на определенные вопросы. Так, стратегическое планирование позволяет определить, чего именно хочет добиться компания. Тактическое построение прогнозов концентрирует внимание на средствах, при помощи которых должно быть достигнуто соответствующее состояние.
Если период упреждения составляет не более года, можно уточнить или скорректировать, конкретизировать выбранную стратегию. Поэтому в ходе тактического построения планов проводится выбор действий, которые обоснованно являются наиболее эффективными для достижения цели.
Этот процесс предполагает выполнение двух стадий. В течение первого периода тактического планирования подготавливается список задач компании. В ходе второго этапа производятся соответствующие действия в ходе их выполнения.
В процессе подготовительных работ происходит сбор, уточнение и систематизация информации. Эти данные анализируются, что позволяет скорректировать направление движения фирмы. Отдельные задачи ставятся для конкретных структурных подразделений на основе результатов проведенных исследований. Разрабатываются и включаются в план соответствующие мероприятия. Этот процесс фиксируется документально и подтверждается руководителями.
Цели и задачи тактического планирования
Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте позволяют решить разные задачи и ставят неодинаковые цели. Это необходимо для осуществления эффективной деятельности компании. При тактическом прогнозировании преследуются следующие цели:
Стратегическое и тактическое финансовое планирование связаны неразрывно. Они взаимно влияют друг на друга. Но у каждого из процессов существует определенная область ответственности.
Различия
Чтобы лучше понимать особенности стратегического и тактического планирования, различия между ними нужно рассмотреть подробнее. Характерные черты присущи не только их целям, но и результатам, длительности периода упреждения, участникам и т. д.
Тактическое планирование дополняет, уточняет стратегию. Оно позволяет выбрать наиболее целесообразные действия, которые позволят достигнуть цели в самые короткие сроки. Тактика – это одна из форм выражения стратегии. Цели их родственные. Однако различия между стратегическим и тактическим планированием существенны. Если представить развитие компании в виде движения к вершине, то стратегия определяет конечную цель деятельности. При этом тактическое планирование – это те ступени, которые нужно пройти для достижения вершины.
Существует несколько основных характеристик, по которым различаются эти два процесса. Стратегическое планирование и тактическое планирование разнятся в своих целях. В ходе текущего прогнозирования определяется такой путь для использования активов, который позволит получить максимальную прибыль. Целью стратегического планирования является создание или совершенствование активов, что позволяет увеличить стоимость компании.
Результат текущей деятельности – это чистая прибыль в отчетном периоде. Долгосрочное планирование определяет результат в получении положительных результатов в ходе инвестиционной деятельности, капитализации активов.
Детализирование различий
Стратегическое планирование и тактическое планирование отличаются также детализацией разработки прогноза. В первом случае разрабатываются общие линии направления движения организации, а во втором – производится их конкретизация.
Стратегическое планирование и тактическое планирование отличаются периодом упреждения. В первом случае он долгосрочный (больше года), а во втором – краткосрочный (не более 12 месяцев).
При стратегическом планировании решения принимают немногочисленные управленцы высшего уровня. Тактическое прогнозирование находится в сфере компетенции специалистов из среднего звена.
Стратегическое планирование может проводиться как регулярно, так и нерегулярно. Прогнозы в текущем периоде проводятся по заранее установленному графику.
Тактическое планирование
Выбор стратегии
Стратегия ограниченного роста.Этустратегию применяют большинство организаций в зрелых отраслях экономики со стабильной технологией. При такой стратегии цели устанавливаются «от достигнутого». Если руководство удовлетворено положением организации, то в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии.
Стратегия роста осуществляется путем значительного ежегодного повышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Её придерживаются руководители, стремящиеся к диверсификации. Рост может быть внутренним, за счет расширения ассортимента, или внешним, за счет объединения организаций.
Стратегия сокращения или последнего средства.В рамках альтернатив может быть несколько вариантов: ликвидация (полная распродажа активов и материальных ресурсов); отсечение лишнего (отделяют некоторые подразделения, отрицательно влияющие на организацию); сокращение и переориентация (сокращение убыточного вида производства и переориентация на прибыльное производство).
Комбинированная стратегия представляет собой сочетание всех рассмотренных вариантов стратегий.
Функция организации
Функциональный подход предусматривает проведение департаментализации по видам деятельности или по функциональной специализации.
Дивизиональный подход отражает формирование подразделений по продукту, потребителям.
Департаментализация – процесс группирования родственных функций и видов работ.
Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два:
— Организация – это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, роли, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом.
— Организация – это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.
Функция мотивации
Мотивация –совокупность движущих сил,побуждающих человека к осуществлению определенныхдействий.
Мотив –то, что вызывает определенные действия человека.
Потребности – то, что возникает и находится внутри человека. Стимулы выполняют функцию рычагов воздействия, вызывающих действия определенных мотивов. Концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи:
— Сильно выраженные потребности можно объединить в группы.
— Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действиям.
— Если одна потребность удовлетворена, то на ее место выходят неудовлетворенные потребности.
— Потребности более высокого уровня начинают возникать после того, как будут удовлетворены потребности более низкого уровня.
Рисунок 4 – Иерархия (пирамида) потребностей А. Маслоу.
Теория Альдерфера: все потребности Альдерфер объединил в три группы:
1) потребность существования,
2) потребность связи,
3) потребность роста.
|
Рисунок 5 – Иерархия потребностей по теории Альдерфера.
5.Современные мотивационные теории
Теория Ф. Герцберга: Ф. Герцберг предложил модель мотивации, выделив две группы факторов:
1) Гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой.
2) Факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе).
Ф. Герцберг полагал, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.
Теория ожидания: пытается сосредоточить внимание на том, почему люди выбирают определённую линию поведения, и объяснить такой выбор. Для определения мотивации важно учесть три важных фактора:
— ожидания работника в отношении «затрат труда – результатов». Это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
— ожидания в отношении «результатов-вознаграждений». Это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;
— валентность – степень удовлетворенности вознаграждением. Это ценность вознаграждения в глазах конкретного работника.
Мотивация = Ожидание того, что усилия дадут желаемый результаты × Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение.
Теория справедливости:предполагает, что люди субъективнооценивают и сравнивают свое вознаграждениес тем, что получили другиесотрудники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому напряжению. Поскольку восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер, то на практике руководитель должен объяснять, почему существует разница в вознаграждениях.
Модель Портера-Лоулера:является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости. Лайман Портер и Эдвард Лоулер исследовали, от чего зависит достигнутый результат. В их модели присутствуют следующие элементы, между которыми отслеживается взаимосвязь:
— затраченные работником усилия;
— оценка вероятности связи «усилия – вознаграждения»;
— способности и характер работника;
— полученные результаты работы;
— вознаграждение, воспринимаемое как справедливость;
Портер и Лоуер утверждают, что чувство выполненной работы (результат) ведет к удовлетворению.
Функция контроля
Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования и обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы руководитель мог определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.
Для обеспечения этой функции создаются соответствующие системы контроля. Этапы процесса контроля включают в себя:
— установление показателей, которые должны оцениваться;
— измерение достигнутых результатов с установленными показателями;
— проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов.
К основным задачам контроля относятся: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение кризисных ситуаций, поддержание успеха; широта контроля. Реализация контрольных функций осуществляется в трех видах:
— предварительный контроль (осуществляется до фактического начала работы);
— текущий контроль (осуществляется от начала работы до момента получения окончательного результата; цель текущего контроля – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и скоординировать дальнейшие действия);
Специалисты в области менеджмента дают следующие рекомендации по повышению эффективности контроля:
— установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
— обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;
— устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
— избегать чрезмерного контроля;
— вознаграждать за достижение стандарта.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1) Побуждение себя и людей к действиям, позволяющим достичь цели организации, есть:
2) Когда осуществляется текущий контроль?
а) В ходе проведения работы;
б) до начала работы;
в) после завершения работы.
4) Маслоу принадлежит:
а) теория потребностей;
5) Бизнес-план включает в себя следующие виды планирования:
а) оперативное, тактическое, стратегическое;
б) оперативное, логическое, стратегическое;
в) оперативное, тактическое, общее.
6) Принципы планирования включают в себя:
г) все ответы верны.
7) Процесс группирования родственных функций и видов работ – это
9) Контроль – дорогое удовольствие, поэтому стоит:
а) доверять подчиненным;
б) продумать, каким образом, и кто будет осуществлять его постоянно;
в) осуществлять контроль только в случае необходимости.
10) Наиболее важной функцией является:
11) Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных действий в ожидаемых условиях, называется:
в) организационным процессом.
12) Функция менеджмента, отражающая структуру предприятия:
а) функция организации;
б) функция контроля;
в) функция планирования.
13) Высокий социальный статус – это пример:
а) социальной потребности работника;
б) потребности в признании;
в) потребности в безопасности.
14) Шкала допустимых отклонений – это:
а) количественный показатель;
б) процентное соотношение;
в) шкала, которой соответствуют.