что такое тактические планы
Основы тактического планирования жизни
Число 32 850. Знаете, что оно значит? Не вес авиалайнера. Не площадь озера в Индонезии. И не величину месячной зарплаты учителя из Иваново.
32 850 дней отмерено природой каждому из нас. Всего на жизнь. При условии, что человек не добивает себя вредными привычками, ядовитыми эмоциями и инертным образом бытия. Так говорят ученые.
Теперь вспомните, сколько лет вы уже прожили. 29, например. Или 10 585 дней. Треть жизни истрачена. Осталось – 22 265 дней. Распечатайте эту цифру жирным шрифтом и повесьте на дверь комнаты. На холодильник. Сделайте на заставку компьютера. И начните расставлять приоритеты. Потому что завтра у вас будет еще на день меньше.
Не сейчас ли самое время взять свою жизнь под контроль? Ставить цели и достигать их? Да. Время для действий – сейчас. Эффективно расставить приоритеты вам поможет тактическое планирование. В статье мы расскажем, как спланировать день, неделю, месяц и квартал, чтобы на 32 850-й день осознать: моя жизнь удалась!
Почему стоит заниматься тактическим планированием?
Планируя, человек управляет временем. Создаёт лучшую для себя реальность. Существует масса аргументов «за» тактическое планирование. Вот некоторые из них:
Если вы хотите эффективно использовать свой бюджет времени, начните составлять планы на квартал, месяц, неделю и день.
План на квартал
Любое планирование начинается с выбора помощника. Инструмента планирования. Это может быть смартфон/планшет/компьютер, блокнот или специальный планнер. Возможно, гибрид всех инструментов. Выбор зависит от вашего ритма жизни и индивидуальных предпочтений.
Спланировать квартал помогут следующие системы управления временем:
Кликайте на ссылки, чтобы узнать подробнее о каждой системе.
Можно взять лучшее из разных методик и составить план на квартал таким образом:
Формируйте цели по модели SMART. Они должны быть: четкими, измеримыми, реалистичными, весомыми, ограниченными по времени.
План на месяц
Если план на квартал состоял только из целей, то в плане месяца рекомендуем прописывать еще и шаги для их достижения. Обратите внимание на способ месячного планирования, который состоит из трех частей.
Составление плана в электронном виде
На данном этапе вам потребуется компьютер и принтер:
На этом работа в электронном формате завершена. Распечатайте частично заполненную сетку месяца. Далее планирование будет осуществляться вручную.
Дополнение плана вручную
Дополняйте план месяца теми делами, которые вы намерены выполнить с вероятностью 99-100%. Это точечные, главные события, о которых вам известно заранее. Например: просмотр полезного вебинара; плановый визит к врачу; необходимость опубликовать пост в соц. сети или продлить подписку на музыкальную платформу.
Расшифровка главных задач месяца
Теперь каждую крупную задачу, сформированную на предыдущем этапе, нужно разбить на мелкие подзадачи. И записать их. Этот список пригодится вам для дальнейшего планирования недели и дня.
Подготовьте таблицу с тремя столбцами:
Допустим, одна из ваших главных задач – опубликовать пост. Она включает в себя подзадачи:
Именно эти шаги вам нужно записать в таблицу.
Некоторые задачи не потребуют расшифровки. Например, просмотр вебинара или продление подписки на музыку из примера выше.
План на неделю
Предлагаем вам планировать неделю при помощи системы «Бегущий список» (Running list). Она проста, наглядна и экономит место в ежедневнике. Чтобы ее освоить, нужно выполнить 3 шага:
Допустим, в понедельник вам нужно: сходить к парикмахеру, написать реферат по термодинамике, купить лежанку для кота и вылечить коренной зуб. Итого 4 дела и 4 пустых чекбокса в столбце «Пн».
Если вы набрались мужества и, обливаясь холодным потом, отремонтировали коренной зуб, то чекбокс напротив этого дела нужно заштриховать.
Если задача не была решена, допустим, коту не повезло и опять придется спать на холодном полу, то покупку лежанки нужно перенести на вторник. Для этого в квадрате «Пн» нарисуйте стрелку вправо, а в столбце «Вт» – пустой квадрат. Таким образом, дело с понедельника перекочевало на вторник.
Если вы начали писать реферат по термодинамике в понедельник, но не закончили, то чекбокс «Пн» нужно заштриховать наполовину. И если во вторник вам удалось его дописать, то чекбокс «Вт» заштрихуйте полностью.
Когда запланированная задача теряет актуальность, в соответствующем квадрате необходимо поставить крестик.
План на день
Планирование дня – привычка каждого успешного человека. Ежедневный список дел составляют: экс-президент Yahoo, а ныне директор стартапа по разработке «умных» приложений Марисса Майер; гендиректор LinkedIn Джефф Вайнер; будущий марсианин Илон Маск; миллиардер Билл Гейтс и многие другие.
Изучив опыт великих, предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут внедрить в жизнь полезную привычку – планировать день:
Когда составлять план?
Вечером накануне запишите все задачи, которые нужно выполнить завтра. Это ваш черновик. Проснувшись утром, сориентируйтесь на местности. Возможно, с утра приоритеты изменятся. Например, придет уведомление о необходимости получить долгожданную посылку; перегорит лампа и нужно будет купить новую, или поднимется температура у ребенка и потребуется время для посещения врача. Откорректируйте план с учётом новых обстоятельств.
Правила составления плана
Будьте адекватны. Составляя перечень задач на день, учитывайте следующие моменты:
С опытом вы поймете, сколько времени занимают «непродуктивные» дела, и научитесь планировать день точнее.
Алгоритм составления плана
Вспомните свои долгосрочные цели. Идеальный вариант: положите перед глазами стратегический план на год. Так будет легче расставить приоритеты. Длинный год равен 365 коротким дням. Помните: планируя каждый день, вы планируете свое будущее.
Составьте план при помощи следующего алгоритма:
Первые семь дней производительность и процент выполнения плана могут хромать. Это нормально. Вы набираете опыт. Когда план станет полезной привычкой, эффективность вашей работы заметно вырастет. Сравните сами.
Техники настройки на завтрашний день
Завтра – очередной день из 32 850. Его нельзя спустить в мусоропровод. Завтра нужно быть бодрым, наполненным и радостным. Чтобы выполнить план с эффективностью в 10 баллов.
В этом вам помогут две техники настройки на день грядущий:
«Аллегория». Закройте глаза и вспомните прошедший день. Какие чувства он вызывает? На что похож? Какой образ возникает перед глазами?
Быть может, прошедший день – шумный и тяжеловесный водопад, мощь которого завораживает и возбуждает. Или суетливый базар, где каждый продавец норовит обмануть. Возможно, день был похож на осеннюю безлюдную аллею, в которой медленно умирают клёны-старики.
О, нет! Наверное, день напоминал прелюбопытный квест по поиску золотых монет, припрятанных капитаном Френсисом Дрейком на острове Бора-Бора!
Прислушайтесь к ощущениям. Если образ получился светлым и теплым, значит, день удался. Если ярким и стремительным – значит, день был энергичным и плодотворным. Если же от образа веет тоской и серостью, вы в тревоге. Перенапряглись и ощущаете неудовлетворенность.
Техника «Аллегория» – индикатор внутреннего состояния. Когда образ прошедшего дня печален, проделайте следующее. Намеренно представьте радостную картинку дня грядущего. Луг, на который добродушный великан вылил солнце. Белые барашки мурчащего океана. Грибной и щедрый лес или величественные горы. Визуализируйте то, что вызывает чувство комфорта и радости именно у вас.
«Кодирование утра». Утром вами либо управляют хаотичные импульсы, либо четкая программа. Ее и поможет создать данная техника. Перед засыпанием задайте себе конкретную схему завтрашнего пробуждения. Постановите:
Насколько позитивно и качественно вы настроите себя на завтра, настолько эффективно и бодро пройдет день.
Время – ресурс невозвратный. Качество жизни определяется тем, на что вы его тратите. Управляйте временем с умом. Тогда жизнь будет разворачиваться по вашему сценарию.
Друзья! Приглашаем к обсуждению. Расскажите о своих инструментах планирования, и о том, как составление плана повлияло на вашу жизнь. А еще у нас на сайте вы можете пройти онлайн-курс «Лучшие техники тайм-менеджмента». Вы не – просто получите теоретические знания о 100 самых эффективных техниках управления временем, а сформируете навык, который сможете использовать в повседневной жизни и бизнесе.
Так что желаем вам удачи и до встречи на курсе!
Тактическое планирование
О том, насколько важно тактическое планирование в менеджменте, знает практически каждый предприниматель или руководитель. Тактическое планирование — это комплекс мероприятий, посвященных оперативному реагированию на текущую ситуацию в рамках ведения экономической деятельности и управления подчиненными. И именно поэтому знать о том, как использовать тактическое планирование, где оно применяется и как следует его осуществлять, следует любому менеджеру.
Тактическое планирование — что это такое, общая характеристика
Планирование всегда является одной из неотъемлемых составляющих частей любого бизнеса — более того, оно обязательно не только при ведении коммерческой деятельности, но и в целом при осуществлении руководства в рамках государственного учреждения или некоммерческой организации. При этом сейчас существует два основных критерия разделения планирования по видам с точки зрения сроков. Классическая школа менеджмента предполагает разделение планирования на:
Однако все чаще современные предприниматели принимают во внимание недостаточную гибкость классической системы планирования в менеджменте и предпочитают использовать в своей деятельности иную модель, соответственно которой планирование подразделяется на:
В целом, тактическое планирование в отдельных вопросах может иметь черты как краткосрочного, так и среднесрочного планирования. Это — базовая деятельность для любого предприятия, способная демонстрировать определенную эффективность даже при полном отсутствии стратегии развития. Однако, куда лучше тактическое планирование проявляет себя при наличии глубокой интеграции со стратегическими процессами, являясь логичным их продолжением и фактически овеществлением на локальном уровне.
Виды тактического планирования в менеджменте
Тактическое планирование в менеджменте может подразделяться по различным критериям. В первую очередь необходимо отметить разделение тактического планирования по объему его влияния на деятельность компании. Так, данное планирование может проводиться как на глобальном уровне — всей компании в целом, так и на локальном уровне отдельных структурных подразделений и даже рабочих коллективов внутри этих подразделений.
Кроме этого, может подразделяться тактическое планирование и по сферам деятельности компании. Например, в рамках тактического планирования составляется производственно-финансовый план, который служит основой для принятия большинства решений, связанных непосредственно с основной экономической деятельностью компании. Маркетинговое планирование предполагает широкий спектр исследования рынка, кадровое планирование предусматривает достижение максимальной эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Также можно разделить тактическое планирование и по методикам, используемым в рамках постановки целей и составления плана. С точки зрения изменчивости и адаптивности тактическое планирование может быть:
С точки зрения формализации и осознанности применения, тактическое планирование можно разделить на:
Зачем нужно тактическое планирование на предприятии
Тактическое планирование — это основа прямой экономической деятельности любого бизнеса. И только поэтому оно как минимум является необходимым для использования, независимо от сферы деятельности компании, размеров бизнеса и ситуации на рынке. В каких случаях менеджеру следует задуматься над тем, чтобы улучшить свои навыки тактического планирования или начать использовать эти методики на практике? Например, если:
Соответственно, за счет тактического планирования у руководителя появляются возможности:
Как пользоваться тактическим планированием
Каждому менеджеру, конечно же, в первую очередь будет полезно узнать, как именно должно осуществляться тактическое планирование на предприятии. В частности, независимо от различных действующих факторов, планирование на тактическом уровне начинается с постановки целей. Такие цели должны соответствовать нескольким критериям:
После постановки целей необходима разработка конкретных мероприятий по их достижению. При этом такая разработка по возможности должна быть делегирована нижестоящим руководителям, а более масштабные задачи впоследствии, при движении по вертикали иерархии — разбиты на мелкие подзадачи, передаваемые отдельным подразделениям и коллективам.
Наконец, ключевым этапом тактического планирования можно назвать проведение анализа и составление отчетности. Если при постановке целей глобальные задачи разделялись на все более мелкие и легко оцениваемые, то при последующей подаче отчетности весь процесс происходит с точностью до наоборот. Нижестоящие руководители компонуют свои отчеты по достижению поставленных целей, и впоследствии эти отчеты составляют общую картину эффективности тактического планирования на предприятии.
В случае, если в рамках выполнения установленного плана какое-либо подразделение не может полностью справиться с решением поставленных задач, необходимо как можно раньше уведомить других участников производственного процесса — как вышестоящее руководство, так и параллельные подразделения компании. В таком случае возможно принятие быстрых мер по недопущению ущерба и перекрытию его за счет различных решений — привлечения дополнительных ресурсов, повышения производительности других подразделений или корректировки установленного плана.
Тактическое планирование
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий. Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.
Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.
Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.
Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.
Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.
Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.
Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.
Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.
Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации в деятельности предприятия, анализ полученной информации, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия.
Кроме тактического планирования следует различать текущее, или оперативное, планирование.
Процесс текущего, или оперативного, планирования состоит из нескольких стадий:
Причем менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период. Он должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься текущим планированием.
Виды планирования – В зависимости от разных параметров различают несколько видов планирования.
Процесс планирования – Процесс планирования состоит из четырех этапов.
Процесс управления – Процесс управления определяеться, как совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей.
Сущность бизнес-планирования – Существует множество видов планирования, но только один вид планирования обеспечивает максимальную эффективность в нынешних условиях экономики.
Бизнес планирование в общей системе планирования – Существует много разновидностей планирования и в них своё место занимает бизнес-планирование.
Стратегическое планирование и тактическое планирование: основные понятия, виды, принципы и цели, отличия
Планирование является важным видом деятельности для каждого предприятия. В зависимости от периода упреждения различают разные виды этого процесса. Фундаментальными разновидностями являются стратегическое планирование и тактическое планирование. Они имеют определенные цели и задачи, а также применяют соответствующие методики для анализа. Основные свойства этих разновидностей планирования, их принципы будут рассмотрены далее.
Общая характеристика
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование позволяют предсказать состояние компании в разной перспективе. Это важная работа, которой занимаются менеджеры любого крупного и среднего предприятия. Без планирования невозможно принимать правильные решения, сохраняя конкурентное преимущество на рынке.
Вам будет интересно: Закон предложения в экономике. Факторы, влияющие на предложение. Товары-заменители. Инфляционные ожидания
Реализация стратегии организации требует выполнения тактических решений. Причем периоды времени, отведенные для этого, могут быть весьма короткими. Стратегическое планирование еще называют перспективным. Оно направлено на решение глобальных процессов. Планирование в отдаленной перспективе не может быть выполнено без проведения тактического или текущего прогнозирования. Стратегические цели достигаются поэтапно. Поэтому период упреждения при анализе перспектив компании должен быть разным.
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование взаимосвязаны. Однако они имеют принципиальные отличия в методах проведения, а также в структуре решений и срокам реализации их в будущем. Текущее прогнозирование является составной частью разработки перспективного плана. Оно конкретизирует показатели, так как состояние компании в ближайшем будущем более предсказуемое.
Вам будет интересно: Валовой внутренний продукт и чистый внутренний продукт
Существуют разные виды стратегического и тактического планирования. Они направлены на достижение разных целей. Так, к текущему (тактическому) прогнозированию относятся краткосрочные, оперативные планы. Они помогают увязать при помощи смет, бюджетов основные направления деятельности компании. При этом разрабатываются планы для всех функциональных подразделений. В их число входят развитие персонала, исследовательская деятельность, производство и финансы, сбыт и т. д.
В комплекс задач, которые решаются при помощи тактического планирования, входит разработка плана прибыли, баланса, движения денежных средств. Такие формы бухгалтерской отчетности отражают финансовое состояние компании в текущем периоде и в перспективе. Текущий план составляют на один год.
Чтобы составить краткосрочный план, применяются данные о сбыте, продажах, а также результаты маркетингового анализа. На основе прогноза сбытовых показателей планируется объем производства. Также определяется потребность в загрузке производственных мощностей, приобретении основных средств, а также количество рабочей силы.
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование кадровое, материальных ресурсов, прочих сфер деятельности организации являются связанными процессами. Но текущая его форма применяется в качестве основного плана для бесперебойной работы предприятия. Оно применяется с целью разработки плана реализации. От него отталкиваются, создавая другие важные планы.
Долгосрочное
Вам будет интересно: Как правильно рассчитать стоимость торта: примеры и советы
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование кадровое, производственное, прочих видов деятельности организации позволяют принимать правильные решения при выборе направления деятельности компании. У каждой организации есть свои цели, которые могут быть поставлены и достигнуты только в ходе рассмотрения состояния предприятия и отрасли в целом в перспективе.
Стратегическое планирование – одна из функций стратегического управления. В ходе этой деятельности происходит постановка целей, выбираются пути их достижения. Этот вид планирования является опорой при принятии практически всех решений управленцев. На них ориентированы функции мотивации, организации и контроля.
Если компания не использует те преимущества, которые открывает стратегическое планирование, сотрудники не смогут четко понимать цели компании, а также направления ее деятельности. Поэтому невозможно будет управлять всеми работниками. Именно стратегические планы являются основой для этого процесса.
Прогнозирование в отдаленной перспективе предоставляет возможность менеджерам и владельцам оценить возможные пути и темп развития их организации. Также в ходе этого процесса происходит определение глобальных перспектив рынка. Исследуется не только предположительное развитие организации, но и ее окружения.
Раньше компании применяли в ходе процесса ценообразования далеко не все виды планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование отличаются уровнем сложности. Прогнозы на длительную перспективу раньше делали только крупные корпорации. Но сегодня ситуация несколько изменилась. Чтобы сохранить конкурентные преимущества, организация должна планировать свою работу, соотнося ее с вероятными изменениями во внешней среде. Поэтому представители среднего бизнеса также занялись вопросами прогнозирования своей деятельности в перспективе.
Миссия, цели и процесс долгосрочного планирования
Рассматривая сущность стратегического и тактического планирования, следует отметить особенности проведения подобных процессов. В любой организации прогнозирование на удаленную перспективу начинается с миссии организации. Она является отражением смысла существования предприятия, его философию.
Под миссией понимается глобальная концепция, которая определяет движение компании в настоящий момент и в удаленной перспективе. В ней детализируется статус организации, его главные принципы в работе, намерения управленцев. В миссии указываются самые важные характеристики хозяйственной деятельности. Миссия определяет, на что будут выделяться ресурсы, какие направления выбраны перспективными, а на какие не стоит обращать внимания. Процесс финансирования в этом случае выполняется направленно.
Миссия отражает приоритетные ценности. Она не зависит от теперешнего состояния дел организации. На нее не должны оказывать влияние финансовые проблемы организации. В процессе описания миссии не принято указывать, что компания работает с целью получения дохода. Хотя именно это является основным устремлением любой организации в рыночной экономике.
Вам будет интересно: Информационная асимметрия: понятие, способы устранения, последствия для экономики
Цель позволяет конкретизировать миссию. Это позволяет выполнить процесс реализации главной задумки в процессе управления. Цели стратегического планирования заключаются в следующем:
Стратегическое и тактическое планирование маркетинга, финансов, трудовых ресурсов и т. д. являются связанными компонентами единого процесса. Они не могут противоречить друг другу. В противном случае это внесло бы диссонанс в общую картину, препятствовало бы продвижению к цели. Стратегическое планирование состоит из следующих этапов:
Анализ стратегии
Система тактического и стратегического планирования базируется на результатах анализа, маркетинговых, финансовых исследованиях деятельности организации, ее окружения. После определения миссии и целей организации происходит построение стратегии. На основе этого вырабатывается политика организации.
Основным элементом планирования в отдаленной перспективе является анализ. Он может включать в себя разные элементы. Такой анализ еще называют портфельным, если он проводится для диверсифицированной компании. Это элемент управления, который позволяет руководству организации оценить свою деятельность по показателям эффективности применения ресурсов. Также при помощи проведения подобных исследований выявляются скрытые тенденции, которые негативно отражаются на работе предприятия, а также находятся резервы для улучшения конкурентного положения на рынке.
Одним из основных методов портфельной разновидности анализа является построение матриц. С их помощью сравнивают производства, процессы, продукты по определенным общим критериям. Матрицы могут формироваться тремя способами:
На разных уровнях планирования стратегический, тактический анализ позволяет оценить перспективы, выявить резервы, проконтролировать продвижение к цели и т. д. Этот инструмент применяется также с целью исследования окружающей среды организации. Такой подход позволяет оценить собственное положение на рынке, выработать стратегию развития и завоевания новых конкурентных преимуществ.
В ходе проведения такой работы изучают внешнюю среду в целом, а также непосредственное окружение организации. Затем анализируется внутренняя среда предприятия.
Выбор и реализация стратегии
Рассматривая особенности стратегического и тактического планирования, стоит рассмотреть процесс становления и продвижения выбранных целей компании на разных уровнях развития. Так, на основе прогнозирования в удаленной перспективе формируется стратегия. Это качественно определенное, долгосрочное направление деятельности компании, которое в обозначенные сроки должно привести к достижению целей организации.
Стратегия выбирается с учетом следующих факторов:
После выбора долгосрочного направления движения наступает период реализации стратегии. Это критический процесс, так как от его течения зависит, достигнет ли организация своих целей. Реализация стратегических планов производится через создание специальных программ, разработку бюджетов и процедур. Они могут рассматриваться в разных периодах упреждения. Существует несколько факторов, которые влияют на успешную реализацию стратегии:
Обязательно проводится периодическая оценка, как продвигается процесс достижения поставленных целей планирования. Стратегические и тактические планы должны подвергаться постоянному изучению хода их осуществления. Для этого проводится оценка по таким направлениям:
Процесс реализации разработанных планов оценивается при помощи системы обратной связи. Нужен контроль, который осуществляют управленцы разных уровней, за выполнением текущих задач. На основе проведенных исследований проводится корректировка предыдущих этапов. Стратегический контроль базируется на следующих принципах:
Функции руководителей
За разработку, внедрение и контроль выбранных направлений стратегического и тактического планирования на предприятии отвечают руководители разных уровней. Управленцы в ходе этого процесса выполняют ряд функций:
При необходимости управленцы могут проводить перестройку, которая может проводиться в разных формах:
Выбор организационной структуры зависит от разнообразия деятельности организации, размера производства. На это могут также влиять географические факторы, применяемые технологии, отношение к структуре персонала.
Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте позволяют сформировать оптимальные связи внутри фирмы. Существуют разные стили применения изменений. Контроль со стороны управленцев позволяет определить, приведет ли выполнение конкретных задач к реализации основной цели и миссии.
Планирование текущего периода
Существуют определенные различия между стратегическим и тактическим планированием. Это два взаимосвязанных процесса. Тактическое планирование применяется с целью правильного распределения ресурсов предприятия. Это позволяет достигать стратегических целей.
Каждый тип планирования должен ответить на определенные вопросы. Так, стратегическое планирование позволяет определить, чего именно хочет добиться компания. Тактическое построение прогнозов концентрирует внимание на средствах, при помощи которых должно быть достигнуто соответствующее состояние.
Если период упреждения составляет не более года, можно уточнить или скорректировать, конкретизировать выбранную стратегию. Поэтому в ходе тактического построения планов проводится выбор действий, которые обоснованно являются наиболее эффективными для достижения цели.
Этот процесс предполагает выполнение двух стадий. В течение первого периода тактического планирования подготавливается список задач компании. В ходе второго этапа производятся соответствующие действия в ходе их выполнения.
В процессе подготовительных работ происходит сбор, уточнение и систематизация информации. Эти данные анализируются, что позволяет скорректировать направление движения фирмы. Отдельные задачи ставятся для конкретных структурных подразделений на основе результатов проведенных исследований. Разрабатываются и включаются в план соответствующие мероприятия. Этот процесс фиксируется документально и подтверждается руководителями.
Цели и задачи тактического планирования
Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте позволяют решить разные задачи и ставят неодинаковые цели. Это необходимо для осуществления эффективной деятельности компании. При тактическом прогнозировании преследуются следующие цели:
Стратегическое и тактическое финансовое планирование связаны неразрывно. Они взаимно влияют друг на друга. Но у каждого из процессов существует определенная область ответственности.
Различия
Чтобы лучше понимать особенности стратегического и тактического планирования, различия между ними нужно рассмотреть подробнее. Характерные черты присущи не только их целям, но и результатам, длительности периода упреждения, участникам и т. д.
Тактическое планирование дополняет, уточняет стратегию. Оно позволяет выбрать наиболее целесообразные действия, которые позволят достигнуть цели в самые короткие сроки. Тактика – это одна из форм выражения стратегии. Цели их родственные. Однако различия между стратегическим и тактическим планированием существенны. Если представить развитие компании в виде движения к вершине, то стратегия определяет конечную цель деятельности. При этом тактическое планирование – это те ступени, которые нужно пройти для достижения вершины.
Существует несколько основных характеристик, по которым различаются эти два процесса. Стратегическое планирование и тактическое планирование разнятся в своих целях. В ходе текущего прогнозирования определяется такой путь для использования активов, который позволит получить максимальную прибыль. Целью стратегического планирования является создание или совершенствование активов, что позволяет увеличить стоимость компании.
Результат текущей деятельности – это чистая прибыль в отчетном периоде. Долгосрочное планирование определяет результат в получении положительных результатов в ходе инвестиционной деятельности, капитализации активов.
Детализирование различий
Стратегическое планирование и тактическое планирование отличаются также детализацией разработки прогноза. В первом случае разрабатываются общие линии направления движения организации, а во втором – производится их конкретизация.
Стратегическое планирование и тактическое планирование отличаются периодом упреждения. В первом случае он долгосрочный (больше года), а во втором – краткосрочный (не более 12 месяцев).
При стратегическом планировании решения принимают немногочисленные управленцы высшего уровня. Тактическое прогнозирование находится в сфере компетенции специалистов из среднего звена.
Стратегическое планирование может проводиться как регулярно, так и нерегулярно. Прогнозы в текущем периоде проводятся по заранее установленному графику.