что такое тахарат в исламе
Что такое тахарат (омовение), виды загрязнений и средства очищения
Внутренний – достигается с помощью покаяния (тауба), искупительных действий (каффара) и благочестивой жизни.
Внешний –достигается следующими видами очищения:
Так же к обрядам тахарат относятся уборка и проветривание жилища, мытье посуды, поливание водой оскверненного места, обмывание покойника.
Более подробно о некоторых видах очищения
Гусл – это акт очищения путем омовения. Совершают полное омовение после различных осквернений (джанаба), трудной дороги, тяжелой болезни, после покаянных и искупительных актов, а также перед постом, праздниками, пятничной молитвой в мечети, бракосочетанием и другими значительными событиями.
Виды наджаса и способы ее удаления
«Наджаса-и Хафифа», то есть легкие загрязнения. Такие как:
Очистить от наджаса можно несколькими способами: промыть водой, прокипятить, протереть влажной тряпкой или губкой; обжечь с помощью огня; вырезать или удалить; протереть сухой землей или песком; соскаблить и так далее.
Средства очищения
Виды воды для очищения в исламе
Мутлак – это природная вода, то есть дождевая, талая, озерная, речная, морская, ключевая и колодезная вода. Любая вода в природе, которая ни с чем не смешана.
Мукайяд – это чистая, но не очищающая вода. Такую воду еще называют «лиайнихи». К примеру сок арбуза или винограда. Вода, которую смешали с чем-либо чистым, например, с кофе, чаем или молоком – называется «ли гайри айнихи». Такой водой нельзя совершать ни гусуль, ни вуду.
Тахарат (правила ритуальной чистоты) для начинающих
Альхамдулиллях, вы приняли Ислам (или начали соблюдать религию, которой придерживались ваши предки). И, разумеется, у вас возникает множество вопросов, первый из которых – как правильно совершать омовение и намаз? К нам на сайт и в группу часто пишут сестры с вопросами — как совершать омовение и намаз, нарушает ли такое-то действие омовение (и тому подобное).
Поскольку для действительности намаза необходимо быть в состоянии ритуальной чистоты (по-арабски тахарат), в этой статье мы, с дозволения Аллаха, поговорим об омовении.
Понятие «тахарат» (буквально «чистота») включает в себя совершение полного омовения (омывание водой всего тела, иными словами — купание) и малого – когда нужно вымыть лишь определенные части тела.
Полное омовение (гусль)
В каких случаях необходимо полное омовение (гусль по-арабски)?
Полное омовение женщина должна совершать после окончания месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас), а также после супружеской близости.
Мужчина также совершает гусль после супружеских отношений и после семяизвержения (поллюции).
Также полное омовение следует совершить человеку, который только принял Ислам, поскольку у половозрелого человека хотя бы раз в жизни имела место ситуация, когда было необходимо полное омовение. Так что если вы недавно приняли Ислам (или только недавно собрались совершать намаз), вам следует совершить полное омовение
Согласно шариату, полное омовение состоит из трех обязательных частей (фарды гусля):
3. Омывание водой всего тела.
При купании необходимо удалить с тела все, что может помешать проникновению воды, к примеру, краску, воск, тесто, лак с ногтей.
Необходимо промыть такие участки тела, куда при обычном купании вода может не доходить – к примеру, складки кожи внутри пупка, ушную раковину и кожу за ухом, кожу под бровями, дырочки для серег в ушах (если у женщины проколоты уши).
При совершении полного омовения необходимо также промыть кожу на голове и волосы. Если же у женщины длинные косы, она может не расплетать их, если они не мешают попаданию воды на кожу головы (если мешают, то ей необходимо расплести их).
Также женщине нужно омыть внешнюю часть полового органа (то, что доступно, когда она присаживается на корточки).
Поскольку для совершения гусля необходимо прополоскать рот, нужно удалить с зубов все, что может помешать проникновению воды на поверхность. Однако это не относится к зубным пломбам и коронкам или протезам, их удалять не нужно! Что касается брекетов, ортопедических пластинок, которые ставятся для исправления зубов: если они съемные, и их легко извлечь, их нужно снять; если же они прикреплены к зубам так, что снять их может только врач, трогать их не нужно, купание будет действительным.
Полное омовение имеет свои суннаты и адабы (действия, которые считаются не обязательными, но желательными и увеличивают награду за поклонение). О них можете прочитать вот в этой статье: «Фарды, суннаты и адабы полного омовения»
Также важно запомнить, какие действия запрещены человеку, у которого нет полного омовения (к примеру, женщине во время месячных):
1. Нельзя совершать намаз, а также совершать саджда-тилява (земной поклон при чтении определенных аятов Корана) и саджда-шукр (земной поклон благодарности Аллаху).
2. Прикосновение к Корану или аятам Корана (если они напечатаны в книге религиозного содержания). Это не касается текста Корана, напечатанного на компьютере или ином электронном носителе. В таком случае нельзя будет только прикасаться руками к тексту Корана, выведенному на экран, но читать с телефона (не вслух) можно.
3. Чтение даже одного аята Корана вслух (однако, можно читать меньше аята – к примеру, произносить фразы «Альхамдулиллях» или «Бисмиллях», которые также представляют собой часть аятов). Разумеется, это относится только к арабскому оригиналу Корана, а не к его переводам. Однако, можно произносить аяты Корана про себя, мысленно.
Исключение делается для аятов и сур Корана, которые представляют собой дуа (мольбы) и читаются для защиты от всякого вреда – такие как суры Аль-Фатиха, Аль-Ихляс, Аль-Фаляк и Ан-Нас и аят Аль-Курси.
4. Посещение мечети.
5. Обход во время Каабы (таваф) в хадже.
Примечание:
Различается состояние осквернения (джунуб) и состояние хайда и нифаса. В состоянии осквернения (для женщины — после супружеских отношений) нельзя совершать намаз, однако можно держать пост (во время Рамадана, к примеру). В состоянии хайда и нифаса пост держать нельзя.
Для более подробного разъяснения вопроса можно обратиться к данной статье: «Женский фикх полного омовения»
Часто задаваемые вопросы относительно полного омовения:
Малое омовение (вуду)
Что же касается малого омовения (вуду по-арабски), оно будет необходимо в следующих случаях:
1. После посещения туалета (по большой или малой нужде).
2. После выхода газов.
3. В случае сна или обморока (за исключением случая, когда человек заснул сидя, прижавшись ягодицами к полу).
4. Выхода крови, гноя или иной жидкости из тела человека. Под выходом понимается выход вещества за границы своего источника (к примеру, кровотечение из носа или выход крови за границы ранки или пореза). Если кровь лишь покажется в ранке (как от укола булавкой, к примеру), но не вытечет, омовение не нарушается.
5. В случае если человека вырвало, при условии, что рвота полностью заполняет рот.
6. Кровотечение во рту (из десен, например), при условии, что крови было больше или столько же, сколько слюны. Это определяется по цвету слюны – если он желтая или оранжевая, значит, крови мало, если с красным оттенком или темно-красная, значит, крови больше.
7. В случае алкогольного опьянения или сумасшествия.
Что НЕ нарушает малое омовение:
1. Отделение от тела человека кусочка кожи (мозоли, например), которое не сопровождается кровотечением.
2. Прикосновение к половым органам (своим или другого человека – к примеру, женщина меняет ребенку подгузник, это не нарушает омовение).
3. Прикосновение к человеку противоположного пола, который не является махрамом, не нарушает вуду.
4. Отхаркивание слизи, даже если ее много.
Согласно шариату, малое омовение включает в себя четыре обязательных части (фарды вуду):
1. Мытье лица. Важно – обратите внимание на то, что считается границами лица!
Границы лица: по длине – от линии роста волос до кончика подбородка, по ширине – от одной мочки уха до другой.
2. Мытье рук до локтевого сустава включительно.
3. Мытье ступней ног до щиколотки включительно.
Очень важно: условием действительности омовения считается попадание воды на все участки кожи в границах органа, который необходимо омыть! Поэтому на теле не должно быть веществ, которые могут помешать проникновению воды на кожу — к примеру, теста, воска, клея, лака на ногтях. Если у вас на пальцах кольца, их необходимо сдвинуть так, чтобы под них попала вода.
Однако если вы красите волосы или руки хной, омовению это не препятствует, поскольку хна пропускает воду.
4. Протирание (масх) одной четверти головы влажной рукой.
Действительным будет протирание волос именно на голове (а не на лбу или на шее). Будет недействительным протирание косы, заплетенной вокруг головы, или волос, которые спадают с головы в распущенном состоянии.
Что запрещено делать без малого омовения:
2. Прикасаться к арабскому тексту Священного Корана (но можно читать Коран на электронных носителях — телефоне, планшете, компьютере, не прикасаясь при этом к экрану с выведенным текстом);
3. Совершать сажда-тилява при чтении Священного Корана;
4. Совершать обход вокруг Каабы (таваф).
Малое омовение также имеет свои суннаты и адабы. О них можете прочитать здесь: «Ахкямы и суннаты малого омовения«. Также довольно подробно порядок малого омовения показан на картинке выше.
Часто задаваемые вопросы относительно малого омовения:
Масх (протирание) кожаных носков и повязок
Протирание хуффов (кожаных носков):
Согласно шариату, человеку дозволяется протирать специальные носки из кожи (хуффы) вместо мытья ног. Их необходимо одевать после совершения омовения – на чистые ноги. В следующий раз, когда у человека испортится омовение, ему не нужно будет мыть ноги, достаточно лишь провести влажной рукой один раз от кончика пальцев до голени по поверхности носка, и малое омовение будет действительным.
Срок действительности такого протирания: один день и одна ночь для оседлого человека и три дня и три ночи – для путника. Отсчитывать срок действия необходимо с того момента, как у человека в первый раз испортилось омовение (после того, как он надел хуффы).
Внимание! Не будет действительным протирание обычных (хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических) носков или чулок. Также не дозволяется протирать платок или тюбетейку (вместо масха на волосы), перчатки (вместо мытья рук), никаб (вместо мытья лица).
Протирание повязки
Что делать в случае, если человеку вследствие ранения или перелома была наложена повязка (и попадание воды на рану может повредить здоровью):
В таком случае человек может просто протереть влажной рукой повязку один раз (не обязательно протирать всю повязку – достаточно протереть большую ее часть). Если есть опасение, что вследствие мытья кожи вблизи повязки вода может попасть на рану и причинить ей вред, можно также протереть (а не мыть) кожу рядом с повязкой, и омовение будет действительным.
Подробнее о протирании носков и повязок можно прочитать в статье: «Действия, которые нарушают действительность масха на носки. Протирание повязки».
Обратите внимание: все вышеприведенные правила и решения относительно ритуальной чистоты относятся к мнению ученых ханафитской правовой школы (мазхаба). Решения ученых других мазхабов по вопросам омовения, в частности, шафиитского мазхаба, будут несколько отличаться. Поэтому мусульманам, живущим в регионах, где следуют шафиитской школе (Чечня, Дагестан, Ингушетия), следует обратиться к соответствующим сайтам и ученым.
Омовение
Под термином «тахарат» понимают очищение человека не только от внешней нечистоты, но и от внутренней, не только от физической, но и от духовной. Тахарат подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний тахарат достигается праведностью и покаянием, а внешний достигается путем полного или малого омовения.
Термин «омовение» означает ритуальное очищение, которое верующим желательно и даже обязательно совершать в течение дня неоднократно.
Омовение подразделяется на два вида:
Гусль, гусул или полное омовение тела нужно совершать после того, как имело место какое-то осквернение состояния ритуальной чистоты – такое случается после родов, после того, как имела место интимная близость, а также после того, как у женщин завершается менструальный период.
Вуду или малое омовение некоторых частей тела не только желательно, но обязательно следует сделать тогда, когда мусульманин или мусульманка приступают к намазу.
Малое омовение или вуду
Малое омовение для намаза является одним из видов обязательного ритуального очищения, это процедура должна выполняться регулярно, особенно когда было нарушено ритуальное омовение, и для его совершения мусульманину или мусульманке не нужно полностью обнажаться.
Омовение берется в любом удобном положении, но чаще сидя или стоя.
Когда нужно брать омовение?
Вуду следует совершать в таких ситуациях когда:
Вуду необходимо в тех случаях, когда у мусульманина не было или было нарушено ритуальное омовение, если же мусульманин или мусульманка находились в состоянии ритуальной чистоты, то брать повторно омовение необязательно.
Порядок совершения малого омовения для намаза
Как правильно делать омовение? Процедура вуду, совершается в следующем порядке:
Обтирание шеи ладонью или ее тыльной стороной, также как и чистка зубов не входит ни в обязательные, ни в желательные пункты при совершении омовения.
О порядке совершения малого омовения сказано в хадисе, переданном от человека по имени Хумран, который был вольноотпущенником Усмана ибн Аффана. Со слов Хумрана передано, что однажды Усман призвал своего вольноотпущенника принести ему воды для совершения малого омовения, и он сначала помыл руки по запястья трижды, после этого он прополоскал рот, затем втянув воду в нос высморкался, а затем помыл лицо три раза. Далее он помыл сначала правую руку по локоть, потом помыл левую руку также по локоть. затем (мокрыми руками) обтер голову, далее трижды помыл правую ногу до щиколотки и то же самое сделал с левой ногой. По словам Усмана, он видел, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал омовение в таком порядке, после чего Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что тем мусульманам, которые совершают омовение в таком порядке, а затем совершают намаз в два ракаата, и не будут говорить мысленно сами с собой (то есть проявляя смирение и не отвлекаясь на постороннее), простятся все их предыдущие грехи.
Обязательные действия при омовении
К обязательным действиям или фарду при совершении малого омовения относятся:
Если какой-либо из пунктов омовения нарушается, то процесс необходимо повторить заново. При этом процесс омовения допускается прервать при необходимости, совершив какое-либо короткое и недлительное действие: открыть дверь, выключить бытовую технику или сделать любое-другое вынужденное действие, а затем начать процесс омовения с прерванного пункта.
В Священной Книге Аллаха Коран упоминаются все эти действия, и на этом основана обязательность таких этапов для мусульман: «О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (сура Аль-Маида (Трапеза), 6-й аят).
Требования к совершению омовения для намаза
Как для совершения вуду, так и для совершения полного омовения должным образом необходимо:
Когда портится омовение?
После того, как верующий совершил малое омовение, он находится в состоянии ритуальной чистоты, и в этом состоянии он может совершить намаз или молитву, приступать к чтению Священной Книги Коран. Состояние ритуальной чистоты сохраняется у верующего до тех пор, пока он не совершит что-либо, что нарушит это состояние.
К действиям и поступкам, которые нарушают состояние ритуальной чистоты после совершения малого омовения, относятся:
Полное омовение или гусль
Омовение тела, всех его частей, которое мусульманин должен выполнить тогда, когда он пребывает в состоянии ритуального осквернения. Как сказано в Священной Книге Коран, «Если вы осквернены, то искупайтесь» (5:6).
Существуют ситуации, когда малого омовения недостаточно, и мусульманину требуется совершить гусль или полное омовение. К таким ситуациям относятся:
Что запрещено делать без гусля?
Без совершения полного омовения, когда мусульманин находится в состоянии ритуального осквернения, ему запрещено делать некоторые вещи:
Правильный порядок омовения гусль
Как брать омовение гусль? Полное омовение совершается по следующим правилам и в следующей последовательности:
Обязательные и желательные действия при омовении
Совершение гусль и вуду включают в себя действия как обязательные, так и желательные. Не во всех нюансах касательно полного омовения сходятся во мнении все мусульманские мазхабы, правовые школы. По мнению представителей ханафитского мазхаба, когда выполняют гусль, фардом будет прополоскать рот, промыть носовую полость и облить все тело, а по мнению шафиитского мазхаба, при выполнении гусля фард – это высказывание намерения, полное обливание и устранение нечистот.
Слова после омовения
Мусульманину следует помнить, что омовение для мужчин и для женщин является также средством достижения любви Всевышнего Аллаха, так как Господь сообщил в Священном Коране, что Он любит очищающихся: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура Аль-Бакара, 222 аят). Как брать омовение можно увидеть на видео лекциях, приведенных в начале этой статьи.
Также часто мусульмане задают вопрос, что читать при омовении: определенных слов чтения во время процедуры тахарата нет, однако из сунны приходят тексты слов, что нужно читать после омовения, а это дуа после омовения.
После совершения омовения следует сказать:
«Ашхаду алля иляха илля Ллах, вахдаху ля шарикя Ллях. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху. Аллахумма джаальни мина ттавабийна ва джаальни миналь мутатаххирийн!»
Ниже можно прослушать и скачать в mp3 формате правильное произношение слов дуа на арабском языке:
Также к данному дуа добавляют следующую фразу: «Субханака Ллахумма ва бихамдикя. Ашхаду алля иляха илля Анта, астагфирукя ва атубу илейкя!».
«Преславен Ты о Аллах и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой!».
Текст данного дуа после омовения можно прослушать ниже:
Достоинства омовения
Мусульманам предписано совершение омовения как перед тем, как приступить к выполнению религиозных практик, так и постоянно совершать омовение независимо от выполнения религиозных обязанностей, поскольку мусульманину следует все время находиться в состоянии ритуальной чистоты.
Ислам считает гусль и тахарат делом благим, и за оба вида ритуального очищения полагается вознаграждение. Как сказано в одном из хадисов, со слабым иснадом, переданном ат-Тирмизи, «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний пишет десять добрых дел».
Еще одним достоинством ритуального очищения является то, что благодаря совершению ритуального очищения человек делает шаг к стиранию своих грехов, и это также подтверждается хадисом, переданном ат-Тирмизи и Муслимом: «Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, и таким образом человек станет чистым от грехов».
Также к достоинствам ритуального омовения относится и то, что человек посредством совершения ритуального очищения может войти в Рай, ведь в одном из хадисов, переданном Муслимом, Посланник Аллаха ﷺ произнес: «Кто из вас совершит омовение должным образом, потом произнесёт слова шахады, для того откроются все восемь райских врат».
Как делать омовение женщинам
Порядок полного и малого омовения для женщин проводится так же и в том же порядке, как и для мужчин, и женский вариант не отличается от мужского.
Женщинам и девушкам мусульманкам следует совершать полное омовение после того, как состоялся половой контакт с мужем, а также после того, как завершен период послеродовых кровотечений, или как подошел к концу менструальный период.
Женщина, у которой волосы собраны в прическу, может не распускать их для совершения омовения, но мусульманка должна проследить за тем, чтобы корни волос после омывания и протирания головы были намочены водой во время обливания.
При совершении малого омовения девушкам и женщинам следует обратить внимание на то, чтобы их не было видно посторонним мужчинам, то есть такое омовение должно происходить в закрытом помещении специально отведенном для женщин или в уборной комнате.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Омовение тахарат. Воспросы очищения
Итак. Какие есть виды омовения. 1) Аль-Вуду (большое омовение), 2) Аль-Гусль (Малое Омовение). Начнем наверно с того что нельзя делать при отсутствии омовения или его нарушении.
При нарушении большого Хадаса запрещены 6 деяний.
При нарушении малого Хадаса запрещены 4 деяний.
Общие условия омовения
В омовении тахарат важно выполнение определенных условий без выполнения хотя бы одного пункта оно является недействительным.
Какую воду можно применять в омовении
Такой водой считается морская, дождевая, речная, родниковая, колодезная, или талый снег так чтобы попавшее в нее вещество Тахир не преобладало над ней.
Если в пруду находятся твердые предметы как фрукты или листья то омовение вполне возможно, при условии что нет преобладание твердых вещей и не изменился цвет, вкус или запах воды.
Преобладание твердых веществ попавших в воду происходит:
При варке частями или множественностью. В случае если вода теряет свое природное свойство быть текучей, или приобретает новое обособленное название как компот, финиковое вино или настойка то такая вода не соответствует мутаххир.
Условия, связанные с большим и малым объемом непроточной воды. Например, если малый объем воды соприкасался с наджасой то она уже не пригодная для очищения за исключением попадания в нее насекомых, которые не имеют циркулирующей крови. Малым количеством считается вода, при колебании которой на одной стороне тут же колеблется и другая сторона.
При большом объеме условием является, чтобы она не изменилась от попадания в нее нечистот и омовение ею дозволено. Ученые оценили большой объем воды. Это занимаемая площадь 10 на 10 локтей, учитывая, что при черпании из нее не открывается дно. При чем если поверхность может быть круглой или треугольной
Проточная вода при пригодна в омовении за исключением некоторых моментов. Не должны проявляться следы наджасы(Цвет, вкус, запах). Делать омовение там, где обнаружена наджаса нельзя так как она испачкана. Необходимо выбрать другое место речки, где не проявляются следы осквернения. Если возникает ситуация когда необходимо очищение нескольких человек то необходимо соблюдать очередность. Вместе совершать нельзя и чтоб после первого человека река смыла следы очищения
Истинджа
Удаление нечистот с места их выхода после справления нужды. Совершение истинджа от любого пачкающего выделения из переднего и заднего проходов является утвержденной сунной (муаккада). Достаточно совершения очищения только водой, камнем, бумагой, или подобным этому что удаляет нечистоты (ткань, ком земли). Не является сунной определенное количество вытираний, но желательно (мустахабб) три, если удалось очиститься. Иначе дополняется пока не очистится. В приоритете нечетное количество раз.
Более желательным является вначале вытереть, а за тем продолжить удаление водой.