что такое сюжетное рисование
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Тюнтяева Оксана Анатольевна
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников
Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Передать настроение, чувства (грусть, печаль или радость, восторг) в рисунке от значимого для ребенка в жизни события (день рождения, поход в цирк, театр, встреча с близким человеком, прочтения интересного рассказа, сказки является главной предпосылкой к детскому творчеству, в частности, к сюжетному рисованию. Рисуя то или иное событие, сюжет ребенок, в первую очередь, передает свое отношение к происходящему.
В старшем дошкольном возрасте детям уже хорошо известны основные приемы изображения предметов. Недаром, сюжетное рисование с учебными целями вводится только со средней группы детского сада. Начальный этап: 2-3 предмета расположенные рядом.
Дети должны быть не ограничены в сюжетном рисовании изображением только тех предметов, которые уже изображали. В рисунке необходимо передать главное в сюжете, а деталями юный художник дополняет рисунок по выбору и желанию.
Старший дошкольник умеет выделять в сюжете главное. Это связано с развитием восприятия и мышления.
Выполнение задачи пространственного соотношения между предметами для дошкольника является сложной.
Дети старшего дошкольного возраста уже стараются соблюдать пропорциональные соотношения между предметами, увеличение или уменьшение предмета в связи с расположением в пространстве, научившись сравнивать и сопоставлять изображаемые предметы и объекты, устанавливая связь между ними.
Опыт прогулок с родителями с выездом на природу, наблюдений, объяснений воспитателя на занятиях (знакомство с понятием «линия горизонта», соединяющая землю и небо) дают начальные знания и представления о пространстве. Но, даже зная все это, передать на плоскости листа перспективу рисунка вызывают у некоторых детей большие затруднения. Поэтому старшие дошкольники, имеющие опыт, обладая пониманием перспективного расположения предметов, изображают предметы закономерно: то, что далеко, выше на плоскости листа и наоборот.
При рисовании на темы литературных произведений, сказок дошкольникам необходимо давать конкретное задание. Например, прочитав сказку Шарля Перро «Красная Шапочка»: нарисовать Красную Шапочку, идущую проведать бабушку. Дети рисуют образ девочки, любующейся красотами леса. Дети наполняют рисунки деталями на свое усмотрение, фантазируя: солнышко, облака, радуга, полянка с цветами и деревьями и т. д. Ребята учатся самостоятельно передавать колорит природы, соответствующий сюжету.
Так же в старшем дошкольном возрасте педагог может поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, изобразить полюбившийся эпизод из сказки.
В программе «От рождения до школы» предложены некоторые темы для сюжетного рисования. Творческий подход современного педагога-дошкольника заключается в том, чтобы раздвинуть рамки предложенного, раскрыв новые горизонты творчества и детской фантазии, предлагая интересные темы, учитывая впечатления детского восприятия.
Гендерные особенности творческого мышления у дошкольников втор: Туева Мария Андреевна, воспитатель средней группы МБДОУ N226 г. Новокузнецк, Кемеровская область. Там, где есть жизнь и свобода, есть.
Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей старших дошкольников Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже.
Консультация «Особенности рисования детей 3–4 лет» Консультация для родителей: Особенности рисования детей 3-4 лет. Многих родителей часто беспокоят вопросы: «В каком возрасте ребенок способен.
Мастер–класс по нетрадиционным техникам рисования для старших дошкольников «Зимний пейзаж» Не секрет, что внимание детей дошкольного возраста привлекает все удивительное и необычное. Поэтому педагоги всё больше в своей работе используют.
Особенности интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников Особенности интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического.
Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из.
План-конспект сюжетного занятия по физическому воспитанию «Моряки» для старших и подготовительных групп Цель: совершенствовать двигательную активность. Задачи: развивать и закреплять физические качества, развивать зрительную память, координацию.
Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.
Консультация «Обучение сюжетному рисованию»
Ольга Суслова
Консультация «Обучение сюжетному рисованию»
ОБУЧЕНИЕ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
ПО СКАЗОЧНО – БЫЛИННОМУ ЖАНРУ
Суслова Ольга Васильевна,
воспитатель по изобразительной деятельности
МБДОУ детский сад №48
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, талантливым, удачливым, а самое главное счастливым.
Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желание творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Формируются эти способности у детей в процессе обучения сюжетному рисованию
Особое предпочтение дети отдают сказочно – былинному жанру. Мотив выбора этого жанра понятен, так как со многими сказками они знакомы, а чувства, выраженные художником в иллюстрации не раз ими переживались.
Что же такое сюжетное рисование сказочно-былинного жанра? Это изображение детьми связного сказочного содержания в рисунке нескольких предметов. В сюжетном рисованииразвивается мыслительная деятельность дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла маленького художника. Она, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Обучение сюжетному рисованиюпредусматривает решение следующих задач:
— учить детей изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием (эпизод из сказки, загадки, потешки и др.);
-учить изображать пространство на плоскости листа бумаги, где предметы располагаются ближе, дальше, рядом, за, около, позади и т. д;
-учить самостоятельно решать цветовые отношения в рисунке;
-учить изображать взаимоотношение персонажей;
-создавать элементарные психологические характеристики (добрый, злой, красивый, страшный, трусливый, смелый);
-передавать пространственное расположение предметов (рядом друг с другом, вместе и др., пропорциональные отношения (большой, маленький, старший, младший).
Сюжетному рисованию предшествует чтение сказок с дальнейшим обсуждением сюжета, характеров героев.При этом широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, животных (добрый, отважный, мужественный, бесстрашный, пословицы и поговорки.
Обучению способам выражения связного содержания, композиции рисунка помогает рассматривание с детьми картин и рисунков художников.
Рассматривание картин приобретает также познавательное значение, поскольку дети выполняют рисунки к сказкам, в которых рассказывается о предметах, вид которых им неизвестен.
Близки и понятны иллюстрации Е. Рачёва, которые по своему развивают традиции русских художников- сказочников. Не подделываясь под старинный стиль, художник старается передать национальный характер сказок.Особой выразительности они добиваются благодаря бытовым деталям: украшенный наличник русской избы, крестьянское лукошко или вышитое полотенце. Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданный художниками, близок и понятен детям.
В иллюстрациях Е. Рачёва каждый персонаж наделён своим характером. Надо суметь показать это детям. Они не будут копировать рисунки художника, однако увидят, как можно передать особенности костюма у лисы, как изобразить её хитрой. Противоположность лисе, медведя художник изображает простодушным, добрым, и нарисовать его надо именно таким.
Игровой приём занимает в сказочно- былинном жанре достаточно большое место. Игровые приёмы сосредотачивают внимание детей на восприятие героя, активизируют мыслительную деятельность детей, создают интерес к произведению, формируют положительное эмоциональное отношение к сказочно- былинному жанру.
Дети с увлечением принимают игровые элементы «Загадай что либо об Иванушке (Машеньке, а мы отгадаем», «Кто лучше и красивее передаст в движении тело животного», «Откроем тайну человека, которую скрыл от нас художник».
Знакомя детей с сказочно –былинным жанром я использовала знакомых детям героев: «Незнайку», «Тюбика», «Кузю», «Маркешу». Они задавали детям вопросы, учили рисовать, приносили новые сказки (иллюстрации,играли с ними в игры: «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку», «Нарисуем для выставки, для книги, которую смогут «читать» и малыши» и др.
Впечатления, полученные детьми во время игр или занятий, бесед с героями, находят своё отражение и в их рисунках. Ребята стремятся к наиболее точной передаче сюжета сказки, через использование в рисунках изображений цвета, стиля, национального характера. У детей появилось желание к собирательству своих рисунков.
Использование приёма «вхождение» в картину будит детское воображение, ставит ребёнка на место изображённого героя, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему.
Как показала практика работы в детском саду с семьёй, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её мышления в развитии речи, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что восприятие ребёнком искусства оказывают сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу.
В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством книжных иллюстраций, но это бывает эпизодически, в основном тогда, когда ребёнок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольника с сюжетным рисованием.
Что ещё побуждает родителей обращаться к сказочно – былинному жанру? Основное назначение иллюстраций родители видят в воспитании любви к красивому, волшебному, а также для того, чтобы его развлечь.
Помочь полюбить русские народные сказки в которых воплощены лучшие традиции устного народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец). Использовать слова и выражения из сказок; особенности композиций (традиционный зачин, концовка, присказка)
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Через сказку помочь детям понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, умные или глупые. Сказка открывает волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Только в сказочной иллюстрации можно прикоснуться к волшебному ковру- самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это здорово попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев.
В процессе обучения рисованию сказочно-былинного жанра у детей появляются стремление к познанию мира, любознательность, формируются способность создавать эмоционально- чувственный образ, пространственное восприятие, развиваются творческие способности, мелкая моторика рук, воспитываются чувства доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.
Даша Д. 6 лет 8 м. Матвей С. 6 лет 8 м.
Жанна Л. 6 лет Катя Г. 6 лет
Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5–7 лет Презентация для родителей на тему «Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5-7 лет». Цель: познакомить родителей с системой обучения грамоте.
Интерактивное обучение детей 5–7 лет Предшкольное обучение, как составная часть системы общего образования Республики Казахстан играет важную роль, так как в этот период осуществляется.
Конспект занятия по сюжетному рисованию «Колобок катится по дорожке» «Колобок катится по дорожке» Цель занятия. Вызвать у детей радостное настроение, развивать память, воображение. Воспитывать у детей потребность.
Обучение чтению с пеленок Ребенок это такое милое и крохотное создание, которого можно обучить всему даже когда он еще совсем мал. в полтора года можно выучить весь.
Обучение дошкольников грамоте Обучение дошкольников грамоте Актуальность В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной.
Правильное обучение дошкольника Правильное обучение дошкольника Миронова И. Ю., педагог-психолог НДОЧУ «Детский сад «Радость» г. о. Балашиха Дошкольное образование – первая.
Программа по изобразительной деятельности. Обучение детей 5–7 лет рисованию с использованием нетрадиционных техник Программа по изобразительной деятельности «Мир вокруг нас» (Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов.
Обучение дошкольников рисованию хакасского орнамента Самобытное, национальное по форме хакасское орнаментальное искусство развивалось столетиями и использовалось для украшения одежды, мебели,.
Занятие по сюжетному рисованию в первой младшей группе «Осенний дождик» Осенний дождик! (сюжетное рисование) Задачи: расширять представление детей о признаках осени; учить рисовать осенний дождь цветными карандашами;.
Доклад на тему: «Сюжетное рисование как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте»
Сюжетное рисование как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
Как подчеркивает Флёрина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития творческих способностей. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества.
Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее, чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приёмы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.
Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он, прежде всего, воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым существенным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.
Очень трудным для дошкольников является изображение движущихся предметов (частей тела: рук, ног и т.д.). Некоторые стороны действительности очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. В этих случаях ребенок нередко прибегает к помощи звукоподражания, жестам и т.п. Каждый может наблюдать картину, когда ребенок, рисуя паровоз, начинает гудеть, шипеть, пыхтеть. Этот факт можно объяснить стремлением ребенка полнее передать сходство своего изображения с изображаемым предметом. Подобным же образом могут быть объяснены и другие «неправильности» детского изображения. Нередко ребенок выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно зрительно не воспринимаются.
Одна из серьезных трудностей, с которой встречается ребенок, заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и отношений предметов в сложном много предметном рисунке.
В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится связать изображение в одну цельную картину, появляется уже примитивная композиция рисунка. Рисунок упорядочивается. При этом изображение предметов располагается чаще всего в одну линию. Такая композиция детского рисунка выражает уровень его познания пространственных отношений в окружающем мире и уровень усвоенной им изобразительной техники. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны лишь пониманию старшего дошкольника, имеющего опыт.
Дети старшего дошкольного возраста могут создавать композиции по заранее продуманному плану, иногда могут строго выдержать принцип единства времени и действия. Соответственно, при руководстве воспитателю необходимо применять комплекс методов и приемов обучения для более полного воздействия на все стороны личности ребенка, что поможет эффективному и успешному развитию творческих способностей.
Одним из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности является беседа, в ходе которой можно подвергнуть обсуждению изображаемые предметы, высказать свое отношение к ним, восполнить опыт ребенка новыми теоретическими знаниями, которые он впоследствии может проверить на практике. Беседа позволяет выявить недостатки знаний у детей, с целью последующего дополнения и систематизации их. Тем более, что ребенку в некоторых случаях бывает легче выразить свою мысль сначала в слове, а затем уже на листе бумаги с помощью красок.
В процессе руководства изобразительной деятельностью дошкольников словесные методы неотделимы от наглядных. Одним из ведущих наглядных методов является наблюдение.
Таким образом, в старших группах действия восприятия, наблюдения тесно взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел стимулирует дополнительное наблюдение.
Тематика сюжетного рисования определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено.
Обобщая изученные точки зрения на применяемые методы и приёмы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, можно сделать вывод, что, чем больше впечатлений получит ребенок, тем многообразнее и богаче будет его творчество и замысел будущей работы.
Таким образом, можно сказать, что эффективным средством развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование, т.к. эффективность сюжетного рисования обусловлена такими специфическими особенностями, как вариативность способов создания рисунка, поиск выразительных средств в передаче образов
Сюжетное рисование в детском саду
Ольга Черенкова
Сюжетное рисование в детском саду
Наблюдать за тем, как рисует ребенок интересно всегда. И в эти волшебные минуты неважно, сколько лет ребенку. Малыш ли это, что неумело держа карандаш в руках, пытается оставить след на бумаге. Или дошкольник, который погрузившись в творческий процесс, пытается передать свои впечатления. Каким бы ни был возраст нашего художника,вывод один: рисование – это жизненно необходимая потребность.
1. Значение сюжетного рисования для всестороннего развития детей.
Сюжетное рисование – это особый вид детской деятельности, который требует четких представлений об окружающем, знаний в области основ изобразительного искусства, умений использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания.
От рисования ребёнок получает лишь пользу. Особенно значима связь рисования с мышлением ребенка. Здесь в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, которые побуждают осваивать знания, умения и навыки. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи.
В сюжетном рисованиизадействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества. В умственном развитии детей важно постепенное расширение запаса знаний, что благотворно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ведь все разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
В сюжетном рисовании ребенок может придумать свою историю и красиво расположить ее на листе. Важно суметь выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном. Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно. Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе.
В сюжетном рисовании важно суметь правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования. Так дети получают представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, учатся сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Рисование-это деятельность ребёнка, в которой проявляются разные стороны психического развития. Рисуя, ребёнок проявляет терпение. Через рисунки можно определить особенности и основные качества личности. Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир, ведь рисуя, ребёнок отображает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисование это источник хорошего настроения ребёнка.
И как утверждал выдающийся советский педагог-новатор В. А.Сухомлинский: «Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
2. Анализ программных задач по сюжетному рисованию.
Общие задачи обучения сюжетному рисованию в детском саду это: научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; передавать взаимодействия между объектами; правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а конкретизируют общие задачи, что формируют и развивают личность дошкольника. Важно сформировать интерес к окружающему миру, явлениям природы и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции. Нужно развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка, определяя заранее содержание и способы изображения.
Для решения задач пространственных отношений между предметами у дошкольников очень мало опыта и еще недостаточно развиты изобразительные умения и навыки. Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, на поле).
Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа.
Задачи сюжетного рисования,в средней группе следующие:
научиться изображать 2-3 предмета, связанные между собой по смыслу.
В старшей группе важно научить изображать смысловую взаимосвязь между объектами. Уметь выстраивать композицию, т. е. рисовать на всем листе, проведя линию горизонта, развивать чувство цвета. Перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как это еще очень сложно.
В подготовительной группе детей нужно учить самостоятельно, определять сюжет рисунка на темы окружающей жизни, литературных композиций или по замыслу. Учить детей создавать сюжетные композиции. Объяснять им как изменяется форма предметов в связи с их действиями в сюжете. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. В рисунках детей подготовительной группы будет наглядно показано разнообразие в положениях фигур, что сделает рисунок более содержательным и выразительным.
В выборе тем для сюжетного рисования педагогу важно учитывать эмоционально-интеллектуальный опыт детей. И надо помочь дошкольнику в овладении способами, средствами достижения цели. Нужно учить его изобразительной деятельности, учить так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел. Также следует интересное системное содержание. Еще необходимо учитывать последовательность освоения изобразительных умений и навыков.
При обучении сюжетному рисованию возможны трудности для восприятия детей и сложности графического воплощения сюжетного образа. Поэтому важно обогащать детей яркими впечатлениями, развивать их наблюдательность, умение видеть, чувствовать, замечать формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания. Помочь детям осмыслить и овладеть средствами графического изображения сюжета.
3. Методы обучения сюжетному рисованию.
В задачи сюжетного рисования входит забота об эмоциональном благополучии детей, формирование у дошкольников художественной культуры, развитие художественного восприятия, творческая организация процесса, уважительное отношение к результатам творческой изобразительной деятельности детей.
А успех в обучении сюжетному рисованию во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.
Воспитатель должен изучать ребенка, используя индивидуальный подход к детям. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка, применяя задания разной трудности и стремясь к художественному развитию каждого малыша. Не всегда моменты окружающей действительности ребенок может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть.Здесь помогут различные виды искусства: музыка, поэзия.
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта.Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге,дополняя движения пояснением: «Это бегает по лесу зайчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д.
Конечно же, немаловажную роль играет эмоциональный настрой. В этом поможет музыка. Гиперактивных, легковозбудимых музыка успокоит, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии. Важно помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Художественное слово дополняет изобразительное искусство, активизирует художественное восприятие образа. Стихотворные строки создают эмоциональный настрой, помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем начать рисовать.
Еще один прием работы сотворчество. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. В процессе рисования, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном, общем листе. Совместные действия должны объединяться простым, доступным содержанием. Овладевая способами самостоятельных действий, дети могут применять освоенные на занятиях способы рисования в других условиях, без помощи взрослого.Методы обучения должны быть направлены: на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке.
На занятиях детям нравится путешествовать. Путешествия могут быть реальными или сказочными и воображаемыми. Так просто вынести на участок 2-3 мольберта с листами ватмана и предложить детям подумать, чтобы они хотели нарисовать из того, что есть на участке. Обязательно нацелить ребят на правильное расположение предмета, отметить его форму и величину. На таких занятиях включаются в работу процессы восприятия и воображения, а так же умение детей передать увиденное в рисунке, соотносить свою работу с работой сверстников.
Сюжетно-тематическое рисование по басням Крылова, по музыкальным произведениям, по стихотворениям русских поэтов, сюжетное рисование по русским народным сказкам также дает хороший результат в обучении сюжетному рисованию. Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Для старших дошкольников можно использовать метод творческой визуализации. Дети должны удобно расположиться на ковре, расслабиться, закрыть глаза, послушать звуки леса, речки, шум моря. Спокойный голос преподавателя поможет представить картину природы, которую дети позже могут нарисовать.
Дети очень много двигаются. И глядя на их движения можно увидеть, почувствовать их эмоции и переживания. Поэтому полезно использовать такие упражнения, как «Танец цветов», «Веселый зоопарк», «Море».
Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь не нужно заучивать роль, все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний. В младшей группе ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Старшие дети цветом, линиями, путем подбора художественных средств уже могут передать характер, настроение сказочного героя.
Тем более, рисование с нетрадиционными техниками не утомляет дошкольников, сохраняется работоспособность в протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. К тому же, нетрадиционные техники позволяют осуществлять личный подход к детям, учитывая их желание, энтузиазм.
Впечатлений, накопленных детьми, очень много, и они находят отражение в рисунках по замыслу. Рисунки получаются разнообразными, захватывая более широкий круг явлений. По этому поводу Б. М. Маршак отмечала, что данный вид рисования вызывает осмысленное изображение пространства, связность отдельных предметов между собой. Умение наблюдать, видеть, анализировать, овладение способами изображения и техническими приемами в предметном рисовании (с натуры, по памяти) положительно влияет на выполнение сюжетных рисунков.
Когда дети осознают способ расположения предметов в пространстве, они начнут проявлять инициативу в передаче сюжета. В процессе рисования дети смогут свободно пользоваться приемами закрашивания, усвоенными ими в предыдущей группе, выбирая цвета и оттенки.
Неправильное руководство композиционной стороной рисунка будет мешать развитию памяти, мышления, воображения, приведет к простому подражанию и, разумеется, замедлит развитие творчества.
Выполнение сюжетного рисунка затрудняется тем, что здесь нужно показать отдельные сцены, события. Изобразить соотношение предметов, композиционно выстроить рисунок, связно и понятно представить содержание, самостоятельно отыскать приемы изображения на основе уже усвоенного. Знание приемов изображения ряда предметов и способов расположения их в пространстве, умение подбирать цвета позволяют детям правильнее передавать задуманное в рисунке.
Итак, что можно порекомендовать воспитателю при создании педагогических условий для развития творчества в сюжетном рисовании у детей дошкольного возраста. Формирование эстетики и нравственности, создание мотивов творчества, обучение способам изображения сюжетного образа. Важно побуждать детей к самостоятельному творчеству, научить их ощущать выразительность образа. Необходимо обогащать опыт детей, расширять и уточнять их представления, индивидуально заниматься с детьми.
Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.
Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.
Конспект по рисованию на тему «Что такое лето». (Сюжетное рисование в старшей группе) Программное содержание: вызвать у детей воспоминания о лете; развивать замысел, передавать свои впечатления; использовать различные приёмы.
Консультация для педагогов и родителей «Сюжетное рисование с дошкольниками» Сюжетное рисование В младшей группе передача содержания носит особый сюжетно-игровой характер: изображая отдельные предметы, дети включают.
Рисование в технике «батик» в детском саду Работая в детском саду я использую разные техники в изобразительной деятельности детей. На этот раз я решила попробовать порисовать.
Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.
Семинар практикум по изобразительной деятельности «Нетрадиционное рисование в детском саду» Тема: Развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование. Цель: Развивать интерес к работе с детьми в нетрадиционной.
Сюжетное рисование «Снегири на ветках» Добрый день дорогие друзья и гости моей страницы. Представляю вашему вниманию отчет о занятии по сюжетному рисованию в средней группе на.
Экспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбру Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию удивительный и очень занимательный эксперимент с водой и красками, который посчастливилось.