что такое сюжетно ролевая игра в детском саду определение
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
Ксения Телкова
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
Телкова Ксения Андреевна
В настоящее время назрела необходимость изучения выбранной темы, так как, во-первых, сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Во-вторых, в сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. В-третьих, дети мало играют в сюжетно-ролевые игры, сюжеты примитивные из-за слабой методики руководства играми.
1. Исследовать и изучить все теоретические аспекты проблемы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольных образовательных учреждениях. (источники по данной теме).
2. Выделить и раскрыть условия для сюжетно-ролевых игры в дошкольных образовательных учрежденьях.
3. Систематизировать теоретический материал по организации сюжетно-ролевых игр в дошкольных образовательных учреждениях.
Методы и приемы исследования: анализ и систематизирование методической литературы, обобщение методической литературы,
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает;в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной,а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Слово «игра» мы прилагаем почти ко всякому детскому занятию. Мы говорим про шестимесячного младенца, что он играет со своими ручками; игрой мы называем складывание пирамидки; бросают малыши друг другу мяч или играют в прятки — это тоже игра. Позже, в дошкольном детстве, главным и типичным станет особый вид игры — ролевая игра, в которой дети изображают взрослую жизнь, труд и отношения взрослых. Тогда же, напомним, развернутся и начнут определять психическое развитие те виды деятельности, которые называют продуктивными, — рисование, лепка, конструирование. Но это не значит, что до тех пор, пока малыш не перешагнул рубеж 3 лет, в жизни его нет ни начатков ролевой игры, ни стремления изобразить что-нибудь на листе бумаги, ни возведения башен из кубиков. Напротив, это начинается как раз в раннем детстве, и родители должны уделять всем сторонам жизни малыша надлежащее внимание.
Среди игрушек, которые вы даете малышу, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы, есть игрушечная мебель, посуда и т. п. Строго говоря, поначалу это игрушки только для вас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам. Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но нет — просто он повторяет за взрослым действия, показанные ему. Ничего он пока не хочет изобразить. На другие игрушки действия эти не переносятся — если мама показала, как баюкают зайца, ее дочка баюкать мишку «не додумается».
Но уже очень скоро, примерно с 1 года 3 месяцев, малыши начинают выполнять в игре не только те действия, которые им показали взрослые, но и те,которые они наблюдали сами: они наряжаются, причесываются, прижимают к себе куклу, целуют ее.Появляется много новых игр: дети моют куклу, обливают ее, заставляют ее прыгать с дивана, скатываться с горки, идут с ней гулять.
В это же время ребенок начинает изображать различные действия, реально их не выполняя. Он «ест» из пустой чашки, «пишет» палочкой на столе, «читает». Вот девочка, наблюдая, как взрослые в кастрюле варят кашу, берет эмалированную кружку, ставит ее на стул и начинает мешать чайной ложкой в пустой кружке, точнее, постукивает ложкой по дну, поднимая и опуская ее, потом постукивает ложкой по краю кружки так же, как это делает взрослый, чтобы стряхнуть остатки каши.
А вот «читающий ребенок» — когда находит книжку (любую: записную, толстую детскую книгу, тетрадь, — словом, всякое подобие книги, со страницами, садится на пол, открывает ее, начинает перелистывать страницы и произносит массу нечленораздельных звуков. Со временем это начинает обозначаться словом «читать».
После полутора лет в дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают привлекать всевозможные предметы, делая из них «заместителей», «дублеров» отсутствующих. Малыш моет куклу. Необходимо мыло, а его нет. Куском мыла может стать кубик, катушка, камешек. Чем покормить мишку? Опять же годится камешек, костяное колечко, деталь из строительного набора. Палочкой, карандашом измеряют температуру (это «заместители» градусника). Главное — чтобы предметом-«дублером» можно было действовать так же, как реальным, а сходства в цвете, форме, величине пока не требуется.
Примерно в то же время, когда появляются предметы-«дублеры», дети начинают изображать в своих играх действия конкретного взрослого человека. Конечно, до развернутого исполнения роли взрослого в игре еще далеко, и все-таки это уже не просто изображение отдельного действия, которое наблюдал малыш (на это он был способен и раньше, когда «варил кашу», «читал»). Вот мальчик усаживает плюшевого зайца на газету, прикрывает ему грудь другим куском газеты, как салфеткой, и берет в руки прутик от метелки.На вопрос: «Что ты делаешь?» —отвечает: «Боя пиикмахел» (Боря — парикмахер) — и водит прутиком по голове и ушам зайца — стрижет его. Вот девочка моет дверь тряпочкой и кубиком (это у нее мыло,потом объявляет: «Аня — Маруся». Марусей зовут уборщицу, и маленькая Аня называет себя ее именем, потому что, начав играть, узнает в своих действиях действие взрослого человека.
Игры малышей становятся все более самостоятельными, но вы будете помнить, что ваша помощь, ваш интерес к игре, ваши указания остаются совершенно необходимыми.Время от времени спрашивайте: «Покажи, пожалуйста, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?» Если малыш хочет вас посвятить в свою игру — откликнетесь обязательно. Не только одобрите или похвалите его, но и задайте вопрос, который побудил бы малыша усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной.
Время от времени и сами принимайте участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, подсказать, как еще можно поиграть той или иной игрушкой. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай кукле надо положить сахар (разумеется, воображаемый).
При этом вы не будете навязывать малышу готовую игру — это отобьет у него охоту играть. Вы постараетесь лишь усложнить ее, разнообразить, сделать более сосредоточенной, последовательной. Пусть малыш учится доводить начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по ходу игры могут возникнуть. Й мы уж не говорим о том,что нельзя чрезмерно опекать ребенка и засыпать его постоянными указаниями: «Нельзя так, сделай вот так». «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю».
Позаботитесь вы и о том, чтобы среди игрушек, которыми располагает ваш малыш, было достаточно таких, с помощью которых он может изображать те действия взрослых, которые он видит, — куклы с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, лоскуты, кукольная одежда, игрушечные звери и птицы, наборы игрушечных орудий и инструментов (например, наборы типа «Доктор Айболит»).
Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают назначение предмета в игре. Одновременно с появлением в играх предметов-заменителей дети начинают изображать действа конкретных взрослых (мамы, воспитателя, няни, врача, парикмахера)
Предпосылки к ролевой игре – переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека, формирование действий, воспроизводящих действие других людей усваиваются ребенком под руководством старших.
Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» «Мы играем в детском саду» (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему «Сюжетная игра как культурная практика».
Сюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.
Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: Ознакомление детей с профессией врача. Задачи: 1. Учить детей выполнять основные действия врача (доктора): осматривать больного (слушать,.
Что такое сюжетно-ролевая игра?
Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста.
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Игра — самовыражение человека, способ его совершенствования.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания
Лекция «Психология детской игры»
Лекцию читает: Смирнова Елена Олеговна, д.псх.н., проф., научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки»
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В.Менджерицкая, Р. М. Рим бург, Р. И. Жуковская, А. В. Чернов, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванкова и т. д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова, 3. М. Богуславская, Б. И. Хачапуридзе, В. Н. Аванесова и т. д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. В. Артемова и др.).
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнула, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Что такое сюжетно ролевая игра в детском саду определение
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Что такое сюжетно-ролевая игра и её роль в жизни дошкольника
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Какие качества развиваются у ребенка при сюжетно-ролевой игре?
Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
При создании детского коллектива, какие индивидуальные качества необходимо учитывать?
При организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. А непопулярные их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя полюсами.
Отличается ли роль общения детей в разные возрастные периоды?
В младшем возрасте общение взрослого. У детей четвертого года жизни общение вступает главным образом как качеством регуляции деловых контактов в игре. Руководство партнером у них выражается в отдаче элементарных поручений, распоряжение сверстников, высказываний, просьб. Только у некоторых детей оно сопровождается оценкой действий и поступков партнеров. В общении детей шестого года жизни большое значение чем у младших обеспечивают обстановки приветливости и доброжелательности в совместной игре. Принимают те или иные средства эмоционального воздействия для поддержания общего настроя участников игры.
Какую структуру имеет сюжетно-ролевая игра?
В структуре игры выделяют следующие компоненты:
— Роль: с момента ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я космонавт, я мама, я доктор, а что является самым главным действует как взрослый человек. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.
— Игровые действия по реализации роли: при анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Действительность в которых живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с теми различные сферы:
Первая сфера предметов, вещей как природных так и создаваемых руками человека;
Вторая сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношения между ними что содержание является именно та реальность. В ролевой игре дети отражают, окружают их многообразие действительности. Отражаются в детских играх.
— Игровое замещение предметов. Немало важную роль для развития детей имеет использование предметов. Если их больше, тем интереснее. На первом этапе в младшей группе воспитатель учит детей использовать предметы и заменять их, а в старшей группе дети самостоятельно заменяют.
— Реальные отношения между играющими детьми. В игре существует два вида взаимоотношений:
Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на себя роль то он будет в соответствии с сюжетом.
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают ход игры.
Вывод: таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
— Усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого;
— Постепенный переход развернутой игрой ситуацией к свернутой, обобщение изображаемого в игре.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.
Наш адрес: 195426, Санкт-Петербург, ул. Ленская дом 4, корпус 4, литер А. Телефон: 524-08-18, 521-87-24